Нейропсихологические синдромы и их особенности в детском возрасте

Нейропсихологические синдромы и их особенности в детском возрасте thumbnail

Дисгенетический синдром — синдром дисфункции стволовых образований мозга; синдром дисфункции подкорковых образований.

Ствол и подкорка.

Развитие стволового ребенка изначально со смещением этапов, заранее дисгармонично.

Часто зубы формируются неправильно, не в срок, а раньше. Наблюдаются стигмы (знаки) о патологии: например изменена форма уха, эпикантус, монголоидный разрез глаз, фаланги пальцев в форме барабанных палочек, грыжи, нарушение развития внутренних органов, крипторхизм, фимоз. У девочек изменение полового развития, в дальнейшем нарушение цикла, сложности с зачатием.

У стволовых детей (если и ствол задействован и подкорка) — снижение иммунитета, диатез, нарушение работы эндокринной системы. Внешне дети очень худы или наоборот. Нарушение формулы сна, трудности с засыпанием. Проблематичное становление навыков опрятности — энурез, энкопрез.

Психические функции: крупная и мелкая моторика страдает. Долго не формируется избирательная активация. Можно заметить ложную леворукость Плохое развитие речи.

У подкорковых детей ситуация с психическими функциями получше. Подкорка очень рано берет на себя компенсирующие функции. Детки много и умно говорят.

В случае со стволовыми детками — трудно поддаются коррекции. Обучаются во вспомогательных классах.

В случае с подкорковыми детками — все зависит ото лба (воспитывается функционально). В процессе коррекционной деятельности будет простроена лобная доля и за счет подключения лобного контроля ребенок компенсирует подкорку. В таком случае ребенок будет интеллектуально сохранен. Если лоб «не воспитывают», то идет интеллектуальная недостаточность. «Я хочу» — ведущая позиция на всю жизнь.

В исследованиях наблюдается большой период врабатываемости, инертность вплоть до повторения задания, трудность переключения внимания (проявляется в пробах на динамический праксис), эхолалия, эхопраксия. Темп деятельности снижен, низкая работоспособность с истинными признаками утомляемости, зевота, ухудшение деятельности, колебания внимания или даже сознания, следовательно ухудшение памяти. У ребенка могут наблюдаться тонические нарушения в руках.

В школе могут нарастать признаки церебростении, головные боли, головокружения, давление, слабый вестибулярный аппарат. Проблемы с почерком. Позднее может добиться лучших результатов, но на данном этапе нет. У стволовых деток — левостороннее игнорирование. Сложности с ударением, ритмизация на всех уровнях нарушена. Школьная дезадаптация. Проявление неуклюжести на уроках физкультуры.

Чем можно подтвердить стволовые нарушения?

Маркеры ствола:

  • речь (6-7 лет)
  • обилие разных патологий на уровне организма, стигмы
  • искажение моторного развития: тики, заикания, тремор, тенденция к тикам (гипертонус, инертность)
  • леворукость (ложная)
  • нарушение деятельности черепно-мозговых нервов: косоглазие, астигматизм, нистагм, слюнотечение

Синдром функциональной недостаточности височных отделов.

Левый висок: страдает слухо-речевая память. Если подключается правый висок — то добавляется нарушение нужного порядка слов, происходит замена слов. Конфабуляции — замена по смыслу. Контаминации — замена по звукам. Нарушение слухо-речевой памяти сочетается с запаздыванием созревания фонематического слуха.

Правый висок: нарушение ритма, постановка ударений. Это проявления в нарушении фонематического слуха.

Теменные области: функциональная недостаточность теменных областей: кожно-кинестетическая чувствительность (куда дотронулась?), с 7 лет — кожное чтение. Проба на кинестетический фактор (он нарушен). Артикуляция речи нарушается — путаются звуки близкие по говорению. В письме путает «у» и «и», «о» и «а».

Тактильная память: если говорим о правом полушарии — то добавляется соматогнозис — соматические обманы на фоне повышения температуры (может казаться, что пальцы распухли и горячие).

Синдром функциональной недостаточности затылочных отделов.

Сам по себе затылок страдает редко.

При нарушении деятельности височно-затылочной области — трудности называния с 5-6 лет.

При нарушении деятельности теменно-затылочной области- при копировании и воспроизведении геометрических фигур — трудности, зеркальность. Нарушение ориентировки в пространстве элементов на письме (строчку не держит). Пространственный фактор и в речи, и в предлогах, также право-лево, за или перед.

Синдром функциональной недостаточности лобных отделов.

Нарушение программирования, регуляции и контроля. Нарушение динамического пракcиса, контроля. Проба: ладонь, кулак, ребро — не запоминает. Речь бедная. Фразы примитивные. Слова, предлоги, слоги — не дописаны. Упрощение программы. Простейшие правила не запоминает.

Синдром функциональной недостаточности правого полушария.

Левостороннее игнорирование, резонерство, вычурность. Общая стратегия — симультанная — ориентация в целом.

Синдром функциональной недостаточности зоны ТРО.

В основном нарушен пространственный фактор и смысловая часть речи.

Источник

Дисгенетический синдром — синдром дисфункции стволовых образований мозга; синдром дисфункции подкорковых образований.

Ствол и подкорка.

Развитие стволового ребенка изначально со смещением этапов, заранее дисгармонично.

Часто зубы формируются неправильно, не в срок, а раньше. Наблюдаются стигмы (знаки) о патологии: например изменена форма уха, эпикантус, монголоидный разрез глаз, фаланги пальцев в форме барабанных палочек, грыжи, нарушение развития внутренних органов, крипторхизм, фимоз. У девочек изменение полового развития, в дальнейшем нарушение цикла, сложности с зачатием.

Читайте также:  Туннельного синдрома или синдрома запястного канала

У стволовых детей (если и ствол задействован и подкорка) — снижение иммунитета, диатез, нарушение работы эндокринной системы. Внешне дети очень худы или наоборот. Нарушение формулы сна, трудности с засыпанием. Проблематичное становление навыков опрятности — энурез, энкопрез.

Психические функции: крупная и мелкая моторика страдает. Долго не формируется избирательная активация. Можно заметить ложную леворукость Плохое развитие речи.

У подкорковых детей ситуация с психическими функциями получше. Подкорка очень рано берет на себя компенсирующие функции. Детки много и умно говорят.

В случае со стволовыми детками — трудно поддаются коррекции. Обучаются во вспомогательных классах.

В случае с подкорковыми детками — все зависит ото лба (воспитывается функционально). В процессе коррекционной деятельности будет простроена лобная доля и за счет подключения лобного контроля ребенок компенсирует подкорку. В таком случае ребенок будет интеллектуально сохранен. Если лоб «не воспитывают», то идет интеллектуальная недостаточность. «Я хочу» — ведущая позиция на всю жизнь.

В исследованиях наблюдается большой период врабатываемости, инертность вплоть до повторения задания, трудность переключения внимания (проявляется в пробах на динамический праксис), эхолалия, эхопраксия. Темп деятельности снижен, низкая работоспособность с истинными признаками утомляемости, зевота, ухудшение деятельности, колебания внимания или даже сознания, следовательно ухудшение памяти. У ребенка могут наблюдаться тонические нарушения в руках.

В школе могут нарастать признаки церебростении, головные боли, головокружения, давление, слабый вестибулярный аппарат. Проблемы с почерком. Позднее может добиться лучших результатов, но на данном этапе нет. У стволовых деток — левостороннее игнорирование. Сложности с ударением, ритмизация на всех уровнях нарушена. Школьная дезадаптация. Проявление неуклюжести на уроках физкультуры.

Чем можно подтвердить стволовые нарушения?

Маркеры ствола:

  • речь (6-7 лет)
  • обилие разных патологий на уровне организма, стигмы
  • искажение моторного развития: тики, заикания, тремор, тенденция к тикам (гипертонус, инертность)
  • леворукость (ложная)
  • нарушение деятельности черепно-мозговых нервов: косоглазие, астигматизм, нистагм, слюнотечение

Синдром функциональной недостаточности височных отделов.

Левый висок: страдает слухо-речевая память. Если подключается правый висок — то добавляется нарушение нужного порядка слов, происходит замена слов. Конфабуляции — замена по смыслу. Контаминации — замена по звукам. Нарушение слухо-речевой памяти сочетается с запаздыванием созревания фонематического слуха.

Правый висок: нарушение ритма, постановка ударений. Это проявления в нарушении фонематического слуха.

Теменные области: функциональная недостаточность теменных областей: кожно-кинестетическая чувствительность (куда дотронулась?), с 7 лет — кожное чтение. Проба на кинестетический фактор (он нарушен). Артикуляция речи нарушается — путаются звуки близкие по говорению. В письме путает «у» и «и», «о» и «а».

Тактильная память: если говорим о правом полушарии — то добавляется соматогнозис — соматические обманы на фоне повышения температуры (может казаться, что пальцы распухли и горячие).

Синдром функциональной недостаточности затылочных отделов.

Сам по себе затылок страдает редко.

При нарушении деятельности височно-затылочной области — трудности называния с 5-6 лет.

При нарушении деятельности теменно-затылочной области- при копировании и воспроизведении геометрических фигур — трудности, зеркальность. Нарушение ориентировки в пространстве элементов на письме (строчку не держит). Пространственный фактор и в речи, и в предлогах, также право-лево, за или перед.

Синдром функциональной недостаточности лобных отделов.

Нарушение программирования, регуляции и контроля. Нарушение динамического пракcиса, контроля. Проба: ладонь, кулак, ребро — не запоминает. Речь бедная. Фразы примитивные. Слова, предлоги, слоги — не дописаны. Упрощение программы. Простейшие правила не запоминает.

Синдром функциональной недостаточности правого полушария.

Левостороннее игнорирование, резонерство, вычурность. Общая стратегия — симультанная — ориентация в целом.

Синдром функциональной недостаточности зоны ТРО.

В основном нарушен пространственный фактор и смысловая часть речи.

Источник

Лариса
«Нейропсихологические особенности детей дошкольного возраста»

Нейропсихологические особенности детей дошкольного возраста

Статья, опубликованная в сборнике творческих работ преподавателей дошкольных образовательных учреждений

«Нейропсихологические особенности детей дошкольного возраста»

Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, их опорно-двигательного аппарата. В этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка. Вся работа в детском саду должна быть пронизана заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Пути достижения физического и психологического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям.

Высшим центром регуляции и управления всей деятельностью организма, начиная от самых примитивных физиологических отправлений и кончая сложнейшими психическими процессами у человека, является кора головного мозга. Активное формирование полушарий мозга начинается с 12-й недели эмбриогенеза и интенсивно продолжается в первые годы постнатального развития, особенно до 2 лет. Клеточное строение, форма и расположение борозд и извилин приближается к взрослому мозгу в 7 лет. А в лобных долях это различие сглаживается только к 12 годам. Существует прямая зависимость между морфофункциональным созреванием лобных долей больших полушарий и формированием психических функций у детей. Окончательное созревание больших полушарий и коры мозга завершается к 20-22 годам. По данным Е. П. Кононовой, «в некоторых полях особенно увеличивается поверхность к двухлетнему возрасту, в некоторых полях увеличение поверхности заканчивается в возрасте 7 – 12 лет».

Гетерохронность созревания является закономерностью общего характера, относящиеся к каждому из полушарий в целом.

Главнейший комплекс, соединяющий полушария – мозолистое тело – согласно новейшим данным, в возрасте 7 лет и позднее заметно увеличивается в объеме. Рельеф мозолистого тела в постнатальном детстве усложняется за счет интенсивного роста концентрированных пучков, направляющихся к лобным, затылочным и височным долям обоих полушарий. Все это свидетельствует о более позднем и более длительном, чем думали раньше, процессе созревания механизмов, обеспечивающих парную сопряженную деятельность обоих полушарий и единство мозговой структуры. Этим, вероятно, можно объяснить неустойчивость и даже хрупкость механизмов передачи импульсов из одного полушария в другое и сложность интеграции, синтеза связей в мозгу ребенка.

По данным С. Б. Дзугаевой, одной из характерных особенностей проводящих путей головного мозга человека является асимметрия в процессе их развития. При этом надо отметить, что асимметрия особо отмечается в филогенетически новых отделах мозга.

Межполушарное взаимодействие и межполушарная асимметрия относятся к важнейшим, фундаментальным закономерностям работы мозга. Они характеризуют интегративные особенности работы мозга как единой системы единого мозгового субстрата психических процессов. Функциональная асимметрия головного мозга имеет социальную обусловленность и претерпевает изменения с момента рождения до 18-ти летнего возраста. Этот процесс обусловлен как внешними так и внутренними факторами. К внутренним факторам можно отнести корково- подкорковые связи, нейрохимические процессы, функционирование половых гормонов, иммунные системы. К внешним – условия воспитания и обучения ребенка, особенности культуры в обществе (Еремеева В. Д., Хризман Т. П.).

Таким образом, в процессе постнатального развития происходит совершенствование морфологического строения головного мозга, а параллельно этому и совершенствование высшей нервной деятельности ребенка и его психических процессов. Например, поля двигательного центра речи достигают функциональной полноценности только к 7 годам, к этому возрасту они увеличиваются на 64-73% в сравнении с мозгом новорожденного. То же можно сказать и о корковых зонах, ответственных за интеграцию слуховых и зрительных раздражителей, что имеет большое значение в формировании речи.

Установлены связи левого полушария со словесно-логическим кодированием, аналитической деятельностью, вербальной и отсроченной память. Правого полушарис – с чувственно – сенсорным и образным кодированием, синтетической деятельностью, зрительной, осязательной и кратковременной памятью, восприятием формы.

Левое полушарие отвечает не только за осуществление речевой деятельности, но и способностью к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечиваются левым полушарием мозга. Левое полушарие работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно- логический компонент в мышлении (Ротенберг В. С., Бондаренко С. М).

Правое полушарие обеспечивает не только невербальные формы психических функций, но и непосредственный и непроизвольный уровень организации психических в том числе, и речевых процессов. Оно способно схватывать информацию в целом, работать сразу по многим каналам в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. В правом полушарии находятся наши творческие возможности, интуиция, этика, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом, со всеми его составными элементам;

Профиль латеральной организации мозга – показатель структурной организации мозга человека, указывающий на степень межполушарного доминирования и асимметрии высших корковых функций и проявляется в своеобразии протекания различных психических процессов и состояний.

Таким образом, выявляются определенные этапы функционального созревания коры и подкорковых структур мозга, специфика их взаимных влияний в различные возрастные периоды.

На основе анализа исследований можно констатировать, что при подготовке детей к школьному обучению необходимо учитывать нейропсихологические особенности и профиль латеральной организации мозга детей, и на основе данных особенностей определять стратегию работы подготовки детей к школьному обучению.

Источник

Нейропсихологические синдромы и их особенности в детском возрасте

Пройдите опрос и узнайте, чем Вам может помочь нейропсихология

Если Вы ответили «Да» хотя бы на один вопрос, то Вам точно подходит нейропсихология

Детский нейропсихолог – что он лечит? Этим вопросом задаются многие. Конечно приставка “нейро” о многомо говорит, но не дает четкой картины. Давайте разберемся.

Детский нейропсихолог – это специалист, осуществляющий работу с детьми, направленную на изучение, формирование и коррекцию психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, двигательной активности), опираясь на знания механизмов, посредством которых развивается и функционирует детская нервная система. Он создает условия, в которых ребенок оперативно усваивает информацию.

Сфера изучения детской нейропсихологии

Специалист данного направления диагностирует и лечит такие нарушения:

* затрудненное понимание и воспроизведение данных;

* речевые нарушения;

* заикания;

* трудности в обучении, плохой почерк, ошибки;

* отсутствие мотивации к учебе;

* сложное обучение письму, чтению, основам математики;

* неопрятность, зависимость от помощи взрослых;

* пониженная или повышенная активность, отсутствие усидчивости;

* невнимательность, неспособность к сосредоточению;

* тревожность и раздражительность;

* эмоциональные нарушения (вспыльчивость, ранимость и т.д.);

* мышечные тики;

* повышенный или сниженный тонус мышц;

* отставание в развитии моторики;

* проблемы с координацией движений (частые падения, неловкость).

Главные патологии, с которыми работают нейропсихологи

У детей могут наблюдаться нарушения сенсорики и двигательной активности. Дети с патологиями подкорковых образований быстро устают во время какой-либо деятельности. Им трудно концентрироваться, они часто отвлекаются, с трудом запоминают материал. Нередко встречаются проблемы с мышечным тонусом.

Нейропсихологический синдром характеризуется сочетанием ряда сбоев в высших психических функциях, связанных с локальными поражениями головного мозга.

Дисгенетический синдром вызывается нарушениями подкорковых и стволовых образований.

Для стволовых нарушений характерна некорректная работа эндокринной системы, слабая сопротивляемость заболеваниям. Дети страдают диатезом, энурезом, энкопрезом, у них наблюдаются расстройства сна и проблемы с речью. С первых дней жизни они развиваются с нарушениями моторики.

При подкорковых нарушениях нет очевидных проблем с интеллектуальным развитием, малыши нормально осваивают речь. Однако они могут страдать головными болями, быстрой утомляемостью, слабостью, нарушениями координации движения, приводящими к повышенному травматизму. Они с трудом фокусируются на чем-либо, скоро забывают пройденный материал, их внимание быстро рассеивается, а почерк зачастую неразборчив.

Нарушение работы височных отделов сопровождается плохой слухоречевой памятью, дети путают слова, звуки, буквы, им трудно повторить услышанное.

При недостаточности затылочных отделов ребенок может проявлять зеркальность, путать «право» и «лево», демонстрировать затрудненное различение пространственных факторов. Когда он пишет, то часто отклоняется от строчки, меняет наклон букв.

С неполноценностью лобных отделов связано упрощение письма, чтения, устной речи, сложности с запоминанием правил. Такие дети пропускают предлоги, окончания слов, имеют скудный словарный запас.

Перед детским нейропсихологом ставится задача правильной диагностики и определения тактики коррекции нарушений.

Оптимальный возраст для корректирования мозговых функций

Специалисты работают с детьми в возрастном диапазоне от трех до двенадцати лет. Наиболее результативными являются занятия с пациентами от пяти лет. В это время мозг является вполне сформированным для освоения навыков и довольно пластичным, чтобы поддаваться коррекции.

Нейропсихологическая диагностика

Специалист проводит диагностику в просторной, хорошо освещенной комнате без посторонних лиц и отвлекающих факторов, общаясь с ребенком в доброжелательной манере, используя понятный ему простой язык. Беседа сопровождается элементами игры, использованием тестов, упражнений. С дошкольниками она продолжается до получаса, с учениками начальной школы – от 40 до 50 минут, и с детьми старше 10 лет – до полутора часов.

При этом исследуются двигательные и речевые функции пациента, навыки письма, чтения, счета, работа органов чувств, интеллектуальное развитие, память, межполушарная асимметрия (ведущая правая или левая рука).

Суть лечения

Нейропсихологи не назначают лечебных препаратов. Их инструментом является нейрокоррекция:

* двигательная (физические упражнения);

* когнитивная (интеллектуальные задания).

Совокупная коррекционная деятельность способствует улучшению моторных навыков и работы памяти, повышению успеваемости ребенка, воспитанию его внимательности и усидчивости.

Чтобы эффективно развивать нуждающиеся в этом участки детского головного мозга, улучшая их функционирование, специалист должен иметь соответствующую квалификацию и практический опыт. Обладая необходимыми знаниями, нейропсихолог может направить в нужное русло психоэмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка.

Вот мы и ответили на вопрос – что лечит детский нейропсихолог. Надеемся Вы получили ответ на интересующий Вас вопрос. До скорых встреч.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце

Нейропсихологические синдромы и их особенности в детском возрасте

Источник

Читайте также:  Респираторный дистресс синдром взрослых причины