Нейропсихологические понятия фактор симптом синдром

Симптом – это внешнее, наблюдаемое, видимое проявление расстройства какой-либо психической функции.

Выделяют первичные и вторичные симптомы:

Первичные – нарушения ПФ, непосредственно связанные с поражением опред. фактора.

Вторичные – нарушения ПФ, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов.

Пример: больной не понимает содержания обращенной к нему речи. Возможные причины: проблемы с деафферентацией звуков (сенсорная афазия); проблемы со слухоречевой памятью; непонимание определенных грамматических конструкций.

Т.е. симптом по своей природе, по психологическим механизмам, многозначен. Один и тот же симптом может возникнуть при поражениях разных зон мозга.

Нейропси квалификация симптома: выявление нарушенного нейропси фактора.

При этом необходимо найти повреждение других психических функций, где основу расстройства составляет тот же самый нейропсихологический фактор.

Т.о., для заключения о локальном диагнозе необходимо сформировать синдром.

Синдром – это закономерное сочетание симптомов, в основе которого лежит один и тот же нейропсихологический фактор (или несколько идентичных).

В отличие от синдрома, в симптомокомплексе нет общего фактора.

Фактор – это работа определенного локуса, обеспечивающая протекание звена психической функции. Это структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся опред. принципом физиологической деятельности, нарушение кот. ведет к появлению нейропси синдрома. Это определенный вид аналитико-синтетической деятельности дифференцированных структур мозга, который одновременно является составляющим звеном ВПФ.

С одной стороны фактор – это понятие психофизиологическое, а с другой – клинико-психологическое. Также это условное понятие, «виртуальное».

Пример: синдром ТПО. Фактор – пространственный и квазипространственный анализ и синтез (СМ. ВОПРОС 4); Фактор слухоречевой памяти (височная доля).

Виды факторов: 1. Модально-специфические (анализ и синтез зрит, такт, и слух инф-ции);

2. Модально-неспецифические: 1) Ассоциативные (работа ассоц.зон коры): пространственные, регуляторные (передние отделы), сукцессивность (развернутая во вр. организация пси деят)-симультанность (по принципы гештальта) – как стратегии обработки инф-ции, межполушарное взаимодействие; 2) Связанные с 1 блоком мозга: инертность-подвижность; энергетический баланс (тонуса).

Синдромный анализ – анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего фактора, объясняющего происхождение различных симптомов.

Этапы:

1) Качественная квалификация симптома, выявление нейропси фактора.

2) Первичные и вторичные симптомы; количественный анализ;

3) Анализ сохранных звеньев.

Лурия: Квалификация симптомов – лишь первый этап анализа мозговой организации ВПФ. Необходимо перейти к описанию целого симптомокомплекса – к синдромному анализу.

Функциональная система в целом может нарушаться при поражении большого числа зон, причем при различных по локализации поражениях она нарушается по-разному, то есть, каждая зона мозга ответственная за свой фактор. Нужно выяснить, какие факторы включает психическая деятельность и какие участки мозга составляют ее нервную основу (динамика и структура).

Принцип двойной диссоциации функций: корковый очаг поражения нарушает одни психические процессы, но другие остаются сохранными.

Таким образом, чтобы приблизиться к структурному анализу психологических процессов, нужен тщательный нейропсихологический анализ синдрома и двойной диссоциации, которая возникает при локальных поражениях мозга.

Источник

 Формирование
 теоретического понятийного аппарата нейропсихологии

  • Отечественная нейропсихология сформировалась
    на основе положений теории общей психологии,
    разработанной Львом Семеновичем Выготским

    и его последователями:
    • А.Р. Лурия,
    • А.Н. Леонтьевым,
    • П.Я. Гальпериным,
    • Д.Б. Элькониным и др.
  • Основные положения общепсихологической теории
    • составили основу теоретического
      понятийного аппарата нейропсихологии,
    • обеспечили науку соответствующими
      общепсихологическими моделями, необходимыми
      для анализа патологических феноменов,
      входящих в круг интересов нейропсихологии.

 Значение
 теоретического понятийного аппарата нейропсихологии

  • В понятийном аппарате нейропсихологии
    по этой причине существует два класса понятий,
    образующие вместе сбалансированную систему,
    которая в полной мере обслуживает теорию,
    • объясняющую с единых научных позиций
      закономерности нарушения и восстановления
      высших психических функций при
      локальных поражениях мозга, а также
    • обосновывающую представления
      об их мозговой организации.

 Группа (класс) общепсихологических понятий,
 единых для общей психологии и нейропсихологии

  • «Психическая деятельность»,
  • «Психический процесс»,
  • «Психологическая система»,
    • «Речевое опосредование»,
    • «Личностный смысл»,
      • «Образ»,
      • «Знак»,
        • «Действие»,
        • «Операция»,
          • «Интериоризация»,
          • «Интроспекция»
            и мн. др.
Читайте также:  Синдром дыхательной недостаточности в детской хирургии

 Группа (класс) нейропсихологических понятий,
 специфических для предмета, объекта
 и методов исследований нейропсихологии.

Эти понятия несут в себе в основном клинико-психологический смысл, они многочисленны и разнородны, но среди них есть наиболее важные…

 Нейропсихологический симптом

  • (гр. symptoma – признак)
  • нарушение психической функции,
    возникающее вследствие
    локального поражения головного мозга.

 Первичный нейропсихологический симптом

  • нарушение психической функции,
    непосредственно связанное с
    нарушением определенного фактора.

 Вторичный нейропсихологический симптом

  • нарушение психической функции,
    возникающее как системное следствие первичных симптомов
    по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями.

 Нейропсихологический синдром

  • (гр. syndroma – совместный бег)
  • закономерное сочетание
    нейропсихологических симптомов (симптомокомплекс),
    связанное с нарушением определенного фактора
    или нескольких факторов.

 Нейропсихологический фактор

  • физиологическое понятие, обозначающее
    принцип физиологической деятельности
    (лат. modus operandi – способ действий)
    определенного участка мозга или мозговой структуры,
    нарушение которого ведет к появлению
    нейропсихологического симптома (или синдрома).

 Факторный анализ

  • изучение качественной специфики нарушений
    различных психических функций,
    связанных с нарушением определенного фактора;
  • качественная квалификация нейропсихологических симптомов.

 Синдромный анализ

  • анализ нейропсихологического синдрома
    с целью обнаружения общего фактора,
    являющегося причиной появления этого симптомокомплекса.

 Нейропсихологическая диагностика

  • исследование больных с локальными поражениями мозга
    с помощью нейропсихологических методов
    для установления места поражения мозга,
    для постановки топического (гр. topos – место) диагноза.

 Функциональная система (ФС)

  • физиологическое понятие,
    заимствованное из концепции
    функциональных систем П.К. Анохина;
  • совокупность афферентных и эфферентных звеньев,
    объединенных в единую систему
    для достижения полезного результата.

 Мозговые механизмы высших психических функций

  • (мозговая организация психической деятельности)
  • совокупность
    • структур коры мозга,
    • подкорковых образований и
    • протекающих в них физиологических процессов,
      входящих в единую систему;
  • морфофизиологическая основа психических функций.

 Локализация ВПФ = «Мозговая организация ВПФ»

  • соотношение различных звеньев психической функции
    как функциональной системы, с различными факторами,
    присущими работе той или иной мозговой структуры.

 Полифункциональность мозговых структур

  • способность мозговых структур
    под влиянием новых афферентных воздействий
    перестраивать свои функции;
  • основа внутрисистемной и межсистемной перестройки ВПФ,
    нарушенных вследствие локальных поражений мозга.

 Норма функции

  • показатели реализации функции
    (в психологических единицах
    продуктивности, объема, скорости и т.д.),
    которые характеризуют среднюю норму в данной популяции.

 Межполушарная асимметрия мозга

  • неравноценность того вклада,
    который делает левое и правое полушария мозга
    в каждую психическую функцию;
  • различия в мозговой организации ВПФ
    в левом и правом полушариях мозга.

 Функциональная специфичность больших полушарий

  • специфика переработки информации и
    мозговой организации функций,
    присущая левому или правому полушарию мозга,
    определяемая интегральными полушарными факторами.

 Межполушарное взаимодействие

  • особый механизм объединения левого и правого полушарий
    в единую функционирующую систему,
    формирующийся в онтогенезе

Источник

2. Основные нейропсихологические понятия.
Предметом нейропсихологии является изучение особенностей нарушения психических процессов, состояний и личности в целом при локальных поражениях мозга.
«Нейропсихологический симптом» – нарушение психической функции (как элементарной, так и высшей), возникающее вследствие локального поражения головного мозга.
«Первичные нейропсихологические симптомы» – нарушения психических функций, непосредственно связанные с локальным органическим повреждением головного мозга под воздействием биологического фактора.
«Вторичные нейропсихологические симптомы» – нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов.
«Нейропсихологический синдром» – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с выпадением (или нарушением) определенного фактора (или нескольких факторов).
«Нейропсихологический фактор» – физиологическое понятие, обозначающее принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры (участка мозга), нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома.
«Синдромный анализ» – анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания (фактора), объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов (синоним — «факторный анализ»).
«Нейропсихологическая диагностика» — исследование больных с локальными поражениями головного мозга с помощью нейропсихологических методов с целью установления места поражения мозга (т. е. с целью постановки топического диагноза).
«Функциональная система» – физиологическое понятие, заимствованное из концепции функциональных систем П. К. Анохина, используемое для объяснения физиологической основы высших психических функций; совокупность афферентных и эфферентных механизмов (звеньев), объединенных в единую систему для достижения конечного полезного результата. Различные по содержанию высшие психические функции (гностические, мнестические, интеллектуальные и др.) обеспечиваются качественно различными функциональ­ными системами.
«Мозговые механизмы высших психических функций» (или «мозговая организация психической деятельности») — совокупность морфологических структур (зон, участков) в коре больших полушарий и в подкорковых образованиях и протекающих в них физиологических процессов, входящих в единую систему и необходимых для осуществления психической деятельности; морфофизиологическая основа психических функций, синоним «локализации высших психических функций».
«Полифункциональность мозговых структур» – положение, согласно которому мозговые структуры (особенно ассоциативные зоны коры больших полушарий) под влиянием новых афферентных воздействий могут перестраивать свои функции; на этом положении основаны принципы внутрисистемной и межсистемной перестройки высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга.
«Норма функции» – понятие, на котором основано нейропсихологическое изучение нарушений высших психических функций. Показатели реализации функции (в психологических единицах продуктивности, объема, скорости и т. д.), которые характеризуют среднюю норму в данной популяции (т. е. показатели, характерные для подавляющего большинства здоровых людей).
«Межполушарная асимметрия мозга» – неравноценность, качественное различие того «вклада», который делает левое и пра­вое полушария мозга в каждую психическую функцию; различия в мозговой организации высших психических функций в левом и правом полушариях мозга.
«Функциональная специфичность больших полушарий» – специфика переработки информации и мозговой организации функций, присущая левому или правому полушарию головного мозга, определяемая интегральными полушарными факторами.
«Межполушарное взаимодействие» – особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую целостно функционирующую систему, формирующийся в онтогенезе.

Читайте также:  Синдром паники в городе огней матей вишнек

Источник

5. Нейропсихологический симптом, синдром, фактор.

Нейропсихологический фактор

В текстах А.Р. Лурии присутствуют по меньшей мере три варианта трактовки фактора: 1) как первичного дефекта; 2) как образования, лежащего в основе первичного дефекта; 3) как структурного элемента ВФП. В первых двух случаях фактор выступает как явление патологическое, в третьем — как атрибут нормальных психики и мозга. При этом первая и вторая трактовки также явно не совпадают между собой. Кроме того, следует отметить двусмысленность в решении вопроса о физиологической или психологической природе фактора, а также нечеткость определения принципов локализации фактора. 

Можно выделить важнейшие для ТСДЛ трактовки фактора. Задача изучения структуры ВПФ делает важным понимание фактора как структурного компонента ВПФ. Для задачи изучения физиологических механизмов, обеспечивающих ВПФ, значимо понимание фактора как явления физиологической природы, физиологического процесса. Задача изучения локализации ВПФ делает важным тезис о топической локализации фактора.

 Если отразить все указанные аспекты в понятии «фактор», то его можно определить как структурный компонент ВПФ, обеспечиваемый специфическим нейрофизиологическим механизмом, реализующимся в ограниченной зоне мозга.

 Из этого определения следует, что для выделения фактора требуется учет всех трех его аспектов. Необходимо установить: 1) структурный элемент психического процесса (психологический аспект); 2) физиологический механизм, обеспечивающий работу этого структурного элемента (физиологический аспект); 3) мозговую структуру, в которой осуществляется данный физиологический механизм (анатомический аспект).

 Таким образом, понятие «фактор» служило для А.Р. Лурии средством разработки проблем строения, локализации и физиологического обеспечения ВПФ. Следовательно, понимание фактора как структурного компонента ВПФ, обеспечиваемого специфическим нейрофизиологическим механизмом, который реализуется в ограниченной зоне мозга, можно рассматривать как основное для А.Р. Лурии.

Нейропсихологический фактор имеет «двойное лицо».

Нейропсихологический фактор – это определённый вид аналитико-синтетической деятельности дифференцированных структур мозга, который одновременно является составляющим звеном высших психических функций.

Читайте также:  Синдром гидроцефалии у новорожденных что это

У каждой зоны мозга есть свой продукт – аналитико-синтетическая деятельность. Лурия называл это modus operandi – собственная способность, модус активность.

Продукты этой работы рассматриваются как составляющие звенья функциональных систем ВПФ.

С одной стороны, фактор – понятие психофизиологическое; с другой стороны – продукт работы этих зон является звеном ВПФ. Поэтому нейропсихологический фактор «двулик».

Фактор понятие условное. С течением времени происходит пересмотр взглядов на мозг и то, как на него накладываются ВПФ.

 Факторы (по Хомской):

1) Модальноспецифические, связанные с гнозисами и праксисами, а также модально-спецефическими видами памяти (=агнозии, апраксии, мнестические нарушения). Корковые отделы различных анализаторов

2) Модально-неспецифические факторы, связанные с работой неспецифических срединных структур мозга. Сюда входит целая группа факторов, имеющих отношение к разным уровням (и разделам) неспецифической системы головного мозга. В клинической нейропсихологии эти факторы описываются следующим образом: фактор «инертности—подвижности» нервных процессов, лежащий в основе синдромов поражения передних (премоторных, префронтальных) отделов мозга, обусловливающий разного рода персеверации в двигательной, гностической и интеллектуальной сферах; фактор «активации—инактивации», нарушение которого ведет к явлениям адинамии, расстройствам произвольного внимания, памяти, селективного протекания всех психических процессов; к ним относится, по-видимому, и фактор «спонтанности—аспонтанности», лежащий в основе активного целесообразного поведения, направляемого целями и программами, нарушение которого ведет к замене целесообразных поведенческих актов шаблонами и стереотипами.

3) Факторы, связанные с третьичными областями коры. Зона ТРО и префронтальные отделы (см. вопросы 19-20)

4) Факторы работы полушарий.

5) Межполушарные взаимодействия

6) Подкорковые, глубинные факторы

7) Общемозговые факторы (кровообращение и т.д.)

Нейропсихологические симптом и синдром

Симптом – это внешнее (видимое, наблюдаемое) проявление расстройства какой-либо психической функции.

Симптом по своей природе, по психологическим механизмам возникновения, по мозговой локализации многозначен. Когда мы видим симптом, мы только видим симптом и понимаем, что он не так прост и неоднозначен. Один и тот же симптом может возникнуть при поражении разных зон мозга.

Существует процедура, которая называется нейропсихологическая квалификация симптома. Это означает выявление нарушенного нейропсихологического фактора. Какой фактор снижен или нарушен.

После квалификации симптома мы можем говорить о нарушенном факторе и высказывать предположение о повреждённой зоне мозга (для подтверждения надо найти повреждения в других психических функциях, где основу расстройства составляет тот же ранее выявленный нейропсихологический фактор).

Для заключения о локальном диагнозе необходимо сформировать синдром.

Синдром – закономерное сочетание симптомов, в основе которого лежит один и тот же нейропсихологический фактор (или несколько факторов).

Синдром – закономерное сочетание уже квалифицированных симптомов, в основе которого лежит нарушенный фактор или несколько факторов (при диффузной патологии мозга).

Понятие синдрома имеет теоретическое и практическое значения. Практическое значение заключается в возможности диагностики. На основе синдромного анализа в числе прочего мы можем дать лечащему врачу прогноз течения заболевания. Выбор тактики операции по удалению опухоли (в частности, гипофиза). Оценка состояния больного после операции, нейрореабилитация.

Теоретическое значение. Синдром как закономерное сочетание симптомов. Решение общепсихологических проблем. Решение вопроса о связи тех или иных психических функций с различными структурами мозга. Синдром даёт основание говорить о системной организации ВПФ. При работе с человеком необходимо понимать, что он целостен, и хотя мы можем обращаться к частям этой системы, надо помнить, что они связаны. Изучение синдромов позволяет увидеть внутрисистемное взаимодействие. 

Источник