Нейро ортопедический синдром что это такое

Нейро ортопедический синдром что это такое thumbnail

Различные неврологические болезни сопровождаются ортопедической патологией — врожденные аномалии развития головного и спинного мозга, детский церебральный паралич, наследственные нервно-мышечные заболевания, нейроинфекции, черепно- и спинномозговые травмы. Среди факторов, детерминирующих и/или в дальнейшем усугубляющих течение данных состояний, универсальное значение имеет внутриутробная гипоксия [1]. Неблагополучие интра- и постнатальных периодов весьма часто обусловлено и травматичными родами, где помимо непосредственного повреждения структур головного мозга возникают нарушения вертебробазилярного кровотока, приводящие к комплексу гемореалогических и метаболических расстройств [2]. Таким образом, перинатальные гипоксически-травматические поражения нервной системы являются не только самыми регистрируемыми в периоде раннего детства, но и наиболее сложными для комплексной диагностики и лечения.

Едва ли не главным индикатором гармоничного психического и физического развития ребенка является своевременное формирование моторных навыков. Движение — это необходимое условие жизнеобеспечения, способ эволюционирования всех зон коры больших полушарий головного мозга. В норме рефлекторные реакции двух типов — выпрямления и равновесия — отвечают за онтогенетическую последовательность становления локомоторных навыков, что позволяет приобретать и сохранять правильную позу, выполнять произвольные движения. В том случае, если по мере роста ребенка физиологические постуральные механизмы замедляются, а тонические рефлексы, которые сочетаются с нарушениями распределения мышечного тонуса, активируются, возникают патологические синергии, установки, приводящие к развитию суставных контрактур, деформаций [3].

ортопедическая патологияИзвестно, что анатомо-физиологической основой структурных нарушений опорно-двигательной системы является мозжечок. Он представляет собой одну из интегративных структур головного мозга, участвующих в регуляции координации и коррекции движений, а также вегетативных, когнитивных и трофических функций. Двигательная активность осуществляется эфферентными сигналами, идущими к спинному мозгу. Так возникает сила мышечных сокращений, а также оптимальный тонус при движениях и в покое [4]. Тонические мышцы, управляемые непосредственно ядрами мозжечка, способны к длительному сокращению из-за особенностей низкокислородного обмена. Длительное несимметричное сокращение таких мышц может постепенно растянуть связку, изменить биомеханику сустава и деформировать кость в растущем организме [5].

Высокая результативность любого лечения достигается точностью диагностики первопричин болезни. Изолированные поражения мозжечка дебютируют такими явлениями, как астения (снижение мышечной силы, быстрая утомляемость), астазия (утрата способности мышц к длительному сокращению, что затрудняет сидение, стояние), дистония, тремор, дисметрия (в виде гипер- или гиподвижений). В дальнейшем эти клинические синдромы потенцируют функциональные и морфологические изменения мышц позвоночника, межреберных мышц и мышц туловища, деформации осевого скелета, конечностей. Так, деформация грудной клетки вызывает изменения в легких, где могут появиться участки ателектаза и эмфиземы. Нарушается функция внешнего дыхания: уменьшается жизненная емкость легких, показатели максимальной вентиляции, увеличивается минутный объем дыхания. Возникают гемодинамические расстройства, которые в конечном счете приводят к развитию «кифосколиотического сердца» — разновидности «легочного сердца». Недостаточное снабжение кислородом растущего организма в свою очередь непрерывно «закрепляет» резидуальную патологию нервной системы, дети хуже учатся, быстрее устают, страдают от головной боли, раздражительны, невнимательны [6]. Патологическая установка стоп приводит к задержке вертикализации, неустойчивой походке, болям в ногах и спине. Со сколиозом часто сопряжены любые нарушения в работе органов брюшной полости, особенно трудно поддающиеся стандартному лечению без учета данных биомеханики [7].

Согласно авторской концепции А. П. Ефимова (2011), сочетанный патомеханогенез нейроортопедических заболеваний можно представить следующим образом [6]:

  1. Этап нейроишемических нарушений соматотопических центров мозжечка, которые являются для организма в целом центрами управления морфогенезом, включающим гистогенез и органогенез. Данные нарушения — следствие изменений кровоснабжения полушарий мозжечка и ствола мозга в результате натальных травм головы, шейного отдела позвоночника, ликворососудистой дистензии. Соматотопические центры могут пострадать и в антенатальном периоде под действием инфекционных, метаболических факторов.
  2. После длительной ишемии возникает этап вегетативно-дистрофических изменений. Формируется задержка роста частей тела, имеющих проекцию в сенсибилизированных ядрах мозжечка. Хочется отметить, что при сохранности ядер ствола мозга все изменения носят функциональный характер, а лечебные и реабилитационные мероприятия дают быстрый и стойкий эффект — выздоровление.
  3. Если же своевременно помощь не оказана, то далее наступает третий этап — этап асимметричного роста туловища. Например, вентрально-дорзальные диспропорции в сагиттальной плоскости приводят к кифозу либо гиперлордозу.
  4. Далее следует этап клинических проявлений деформации органа, а в случае парных органов (конечностей) — неравная длина или укорочение.
Читайте также:  Каудальный синдром что это такое

Таким образом, многоуровневый характер поражения нервной системы, а также взаимодействие нервной и костно-мышечной систем объясняют сложность патогенеза ортопедической патологии при неврологических заболеваниях. Поэтому существующая нейроортопедическая концепция болезней детей раннего возраста диктует свое­временное, полное обследование, диспансерное наблюдение и невролога, и ортопеда [8, 9].

Программа оздоровления и реабилитации таких пациентов должна быть комплексной и включать мероприятия, направленные на ключевые звенья этиопатогенеза:

  • устранение нейроишемии центров мозжечка и ствола мозга;
  • коррекцию вегетативно-дистрофи­ческих явлений;
  • локальную стимуляцию пораженных областей методами физиотерапии, ортопедической коррекции, лечебной физкультуры, массажа, использование тренажеров и лекарственных препаратов.

Особого внимания заслуживают методики лечебной физкультуры, основанные на принципе биологической обратной связи со зрительной и проприоцептивной стимуляцией (стабилометрическая платформа) [10]. Длительный и более стойкий лечебный эффект проявляется в уменьшении относительной разницы длины конечностей, увеличении объема движений в пораженных суставах, возрастании показателей мышечной силы и координационных параметров.

В связи с особенностями метаболизма костной ткани сложные процессы деформирующей патологии невозможно ликвидировать быстро. Для достижения эффекта следует заниматься настойчиво и терпеливо в течение года и более. Длительные сроки восстановления диктуют необходимость применения особых технологий семейной реабилитации — единственной формы, позволяющей убрать периоды бездействия («мертвых сезонов»), во время которых теряются достижения предыдущих этапов лечения и реабилитации [11, 12].

Цель исследования — анализ динамики психоневрологического развития детей раннего возраста с ортопедической патологией, поиск новых возможностей диагностики ортопедоневрологических заболеваний в условиях детской поликлиники.

Материалы и методы исследования

В течение первых трех лет жизни наблюдались 20 пациентов с перинатальными поражениями нервной системы и их последствиями. Мальчиков было 12 (60%), девочек — 8 (40%). На диспансерном учете у хирурга-ортопеда по поводу установочной кривошеи находилось 9 (45%) детей, дисплазии тазобедренных суставов — 5 (25%), плосковальгусной установки стоп — 13 (65%), эквиноварусной установки стоп — 6 (30%). Нарушение осанки зафиксировано в 11 (55%) случаях. Оценивался неврологический и ортопедический статус, данные нейросонографии, ультразвукового, рентгенологического исследования тазобедренных суставов, антропометрии.

Результаты и обсуждения

Неблагоприятный соматический анамнез (железодефицитная анемия, деформирующая дорсопатия, расстройство вегетативной нервной системы, хронический пиелонефрит) отмечен у 18 (90%) матерей, акушерско-гинекологическая патология (анемия беременных, аномалии развития женских половых органов, генитальные инфекции, поликистоз яичников) — у 14 (70%). Особенности походки при плосковальгусной стопе установлены у 12 (60%) отцов. Вредные привычки (курение) подтвердили в 11 (55%) семьях. У всех (100%) женщин беременность протекла с гестозами, хронической фетоплацентарной недостаточностью, хронической внутри­утробной гипоксией плода. Срочные самостоятельные роды зарегистрированы у 14 (70%) беременных, роды путем кесарева сечения (многоплодная беременность, поперечное положение плода, тазовое предлежание плода) — у 6 (30%), роды двойней — у одной (5%) женщины. Средний вес при рождении составил 3620 граммов, средняя оценка по шкале Апгар — 7/8 баллов. 5 (25%) детей переведены из роддома на дальнейший этап лечения по тяжести перинатального поражения нервной системы гипоксически-травматического генеза.

На первом поликлиническом осмотре в неврологическом статусе выявлены: симптом «короткой шеи» в 15 (75%) случаях, симптом «кукольной головы» — в 9 (45%), церебральная гипервозбудимость — в 8 (40%), мышечная гипотония — в 15 (75%), мышечный гипертонус — в 5 (25%), вегетативно-висцеральная дисфункция — в 10 (50%).

В течение первого полугода жизни родители предъявляли жалобы на установку головы вправо или влево и деформацию черепа у 9 (45%) малышей, постоянное сжимание кистей рук, опору на передние отделы стоп при соприкосновении с твердой поверхностью — у 7 (35%), трудности при засыпании и беспокойный сон — у 9 (45%), отсутствие аппетита — у 8 (40%), асимметрию нижних конечностей — у 4 (20%).

Читайте также:  Синдром дауна в презентации для детей

На втором полугодии жизни наблюдались низкая двигательная активность в конечностях у 16 (80%) детей, эмоциональная лабильность — у 11 (55%), нарушение опоры на ноги — у 19 (95%). По результатам нейросонографии в 1 месяц зафиксированы и к 1 году нивелированы: перивентрикулярный отек у 20 (100%) детей, изменения в виде субэпендимальных кист с последующей дилатацией желудочков до 5–6 мм у 11 (55%) детей.

В дальнейшем 17 (85%) детей развивались с ретардацией угасания физиологических, задержкой возникновения установочных рефлексов, испытывали затруднения при вертикализации и моторную неловкость. Как следствие, к трем годам 14 (70%) детей имели специфическое расстройство речевого развития, патологический динамический стереотип. Продолжились психолого-логопедические занятия, реабилитационные мероприятия, направленные на улучшение координации, коррекцию поведенческих и двигательных нарушений. Особое внимание уделялось разъяснительным беседам с родителями о важности закаливающих процедур, сбалансированного питания, гармоничных внутрисемейных отношений. Высокую приверженность назначениям врача можно отметить у 16 (80%) родителей пациетов.

Выводы

Данное исследование отражает высокую коморбидность ортопедических заболеваний и последствий перинатальных поражений нервной системы. Сочетанная патология затрудняет реабилитацию и отягощает прогноз заболевания. На амбулаторном этапе пристальное внимание и ортопедов, и неврологов заслуживает симптомокомплекс «вялый ребенок» как обоюдный фактор риска, приводящей к ухудшению качества жизни ребенка, его семьи. Необходима не только своевременная диагностика, адекватное медикаментозно-физиотерапевтическое лечение, но и разъяснительные беседы с родителями о потенциальной важности рационального ортопедического режима, общеукрепляющих процедур на протяжении всего периода раннего детства.

Литература

  1. Барашнев Ю. И. Перинатальная неврология. М.: Триада-Х, 2011. С. 3–37.
  2. Ратнер А. Ю. Неврология новорожденных. М.: Бином, 2005. C. 276–290.
  3. Айкарди Ж. с соавт. Заболевания нервной системы у детей. М.: Бином, 2013. Т. 1. C. 221–257.
  4. Stefano D’Arrigo, Daria Riva, Enza Maria Valente. Paediatric Neurological disorders with cerebellar involvement: diagnosis and management. France: Editions, John Libbey Eurotext, 2014. P. 9–21.
  5. Louis J. Decaro, DPM. Down Syndrome: A Serious Pediatric. Podiatric Issue // J. Podiatry management. September. 2012. P. 141–146.
  6. Ефимов А. П. Деформирующая болезнь опорно-двигательного аппарата как нейроортопедическая проблема // Вестник Российской академии естественных наук. 2011. № 2. С. 69–74.
  7. Дудин М. С. с соавт. Центральная нервная система и идеопатический сколиоз // Хирургия позвоночника. 2005. № 1. С. 45–55.
  8. Волосовец Г. Г., Кузнецова В. С. Диспансеризация здоровых детей раннего возраста в условиях поликлиники. Методические рекомендации. Воронеж, 2008. С. 15–26.
  9. Усокина Р. Я. с соавт. Амбулаторное лечение детей с ортопедическими заболеваниями. Л.: Медицина, 1979. C. 5–106.
  10. Рябых С. О. с соавт. Опыт лечения нейрогенных деформаций позвоночника // Гений ортопедии. 2013. № 1. С. 87–92.
  11. Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. М.: Теревинф, 2009. Т. 1. C. 177–261.
  12. Попков А. В. с соавт. Особенности психологического статуса детей с ортопедической патологией // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2006. № 3 (58). С. 247–250.

Н. С. Ковалёва

ДКБ ГБОУ ВПО ВГМУ им. Н. Н. Бурденко, Воронеж

Контактная информация: natalyakovalyova@yandex.ru

Купить номер с этой статьей в pdf

Источник

Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Врачебная информация для родителей, всё рационально, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла

☼ Подписывайтесь на канал *Детская неврология, психология, психиатрия   или наберите в поиске мессенджера Телеграм — @nervos. В канале всегда актуальная информация, лучшие статьи, новости и книжные обзоры, группы общения, поддержка, обратная связь

☼ Живое общение, присоединяйтесь!  *Чат родителей и специалистов группы «Дети и нервы» или наберите в поиске мессенджера Телеграм — @nervokid. Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов

Читайте также:  Синдром постуральной ортостатической тахикардии симптомы

НЕЙРООРТОПЕДИЯ И МАНУАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

     «Мама,  болит голова (спина, шея, ножки, живот и т.д.)»  — такие жалобы часто слышат родители… «Сядь ровно — не наклоняйся!», «Не сутулься — встань прямо!» — такие замечания дети постоянно получают от родителей: в школе и дома, в транспорте и на улице. И никто из них не догадывается, что это звенья одной коварной цепи… Нейро ортопедический синдром что это такое

Позвоночник — главный стержень нашего организма, который служит надеждой и опорой всех систем и органов человека. Естественно, любые, даже минимальные изменения его строения и функции, в итоге, обязательно приводят к расстройству работы внутренних органов.

Распространенность сколиоза и нарушения осанки у детей 21 века приближается к 100%,  и это не просто косметический дефект, но и огромный риск развития остеохондроза  уже в юношеском возрасте,  появления болей и нарушение работы всех систем организма, в частности – функции движения.

В таком случае своевременное обращение к нейроортопеду может предотвратить в дальнейшем развитие серьезных  проблем со здоровьем. На сегодня одним из наиболее эффективных и безопасных методов лечения опорно-двигательного аппарата является МАНУАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА, которая прошла самое  главное испытание — проверку временем.

     Мануальная терапия — это система лечебного воздействия руками на суставы и позвоночник с целью восстановления нормальной биомеханики, в ее основе лежит точная диагностика нарушений опорно-двигательного аппарата. Мануальная терапия  действительно помогает при заболеваниях позвоночника, суставов, мышечно-связочного аппарата, внутренних органов и нервной системы и, нередко, является единственным результативным методом лечения. Главное преимущество — отсутствие отрицательных побочных эффектов и быстрое проявление положительного результата. Подчеркивая эффективность действия,   мануальную  терапию часто называют «хирургией без крови».

В комплексном лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата различной этиологии широко применяются не только лечебная физкультура, массаж и мануальная терапия, но и ОРТОПЕДИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ — медицинские устройства, которые позволяют частично или полностью восстановить нарушенные функции: опору и движение.

Нейроортопедический подход к таким детям позволяет выявить причины нарушений осанки, походки и разработать адекватные методы лечения: ортопедическая коррекция нарушений, постизометрическая релаксация мышц, устранение миофасциального болевого синдрома и функциональных блокад позвоночных двигательных сегментов, мышечно-энергетическая техника, ЛФК, массаж, иппотерапия.

Советы нейроортопеда Карлова А.В.

В настоящее время абсолютно точно известно, что различные болевые проявления у детей и подростков (головная боль, боли в позвоночнике и мышцах и др.) напрямую связаны с нарушениями осанки и патологией стоп, в основе которых лежат органические или функциональные нарушения биомеханики. В таких случаях требуется немедленная диагностика и лечение!

Наследственность является основной причиной нарушений осанки у детей. Следовательно, дети, родители которых страдают сколиозом, сутулостью и другой патологией опорно-двигательного аппарата, составляют группу риска по развитию данной патологии и должны наблюдаться и лечиться у нейроортопеда.

В группу риска по развитию нарушений осанки должны быть включены дети и подростки, перенесшие рахит, родовую травму, имевшие в младенчестве признаки дисплазии тазобедренных суставов, а также дети и подростки, чьи братья или сестры имеют патологию опорно-двигательного аппарата.

Родители! Может быть у ребенка…

    * сутулость в положении сидя или стоя
    * привычный наклон головы в положении стоя или сидя
    * в положении стоя плечи находятся на разной высоте
    * привычная поза сидения с подкладыванием ноги под себя
    * иногда при длительной ходьбе легкое прихрамывание
    * обувь неравномерно стаптывается

Как предупредить нарушение осанки у детей и подростков?

    * Создать нормальное рабочее место для занятий (соответствие высоты стола и стула росту ребенка), адекватное освещение
    * Обеспечить кровать соответственно росту ребенка – ровную, умеренно жесткую
    * Максимально стимулировать занятия физкультурой в школе и дома
    * Один раз в год (при необходимости, чаще) консультировать ребенка  у ортопеда для выявления явных и скрытых нарушений опорно-двигательного аппарата

Источник