Нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с синдромом дизартрия

Нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с синдромом дизартрия thumbnail

Нарушения звукопроизношения у дошкольников со стёртой дизартрией

                                           

      В настоящее время среди детей дошкольного возраста распространённым речевым нарушением является стёртая дизартрия – одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте расстройств речи при котором ведущим в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции.  Эти нарушения вызывают вторичные отклонения в развитии фонематической, лексической и грамматической стороны речи, снижают эффективность школьного обучения детей (Филичева Т.Б. (1999), Гуровец Г.В.(1982),  Левина Р.Е. (1958), Лопатина Л.В. (1996),  Серебрякова Н.В. (2001), Соботович Е.Ф. (1976)).

Стёртая дизартрия — представляет собой сложное речевое нарушение центрального генеза, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности (артикуляция, дикция, голос, мимика, мелодико-интонационная сторона речи).

Эта речевая патология рассматривается  как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах. Стёртая дизартрия часто сочетается с другими речевыми нарушениями, например, с общим недоразвитием речи. При стертой дизартрии все симптомы проявляются в не резко выраженной стёртой форме. Нет единого терминологического подхода к обозначению этого речевого расстройства. В настоящее время сосуществуют понятия стертая дизартрия, «мягкая» дизартрия, дизартрический компонент, минимальный дизартрический синдром, минимальные дизартрические расстройства.

Ведущим звеном в структуре речевого дефекта являются стойкие фонетические нарушения, обусловленные недостаточной иннервацией отдельных групп мышц артикуляционного аппарата. Основным симптомом стёртой дизартрии является нарушения звукопроизношения и просодики, то есть: темпа, ритма, интонации, мелодики, паузации.  Это речевое нарушение достаточно трудно поддается логопедическому воздействию, поэтому проблема ранней профилактики и комплексной (медицинской, психологической, логопедической) коррекции данной формы дизартрии становится всё более актуальной на современном этапе развития логопедии.

В настоящее время накоплен большой теоретический материал по проблемам этиологии, симптоматики разнообразных клинических проявлений неречевых и речевых нарушений при дизартрических расстройствах. Однако остаются недостаточно изученными вопросы формирования звукопроизношения у детей с указанным речевым расстройством.  

Существующие методы коррекционно-логопедической работы недостаточно дифференцированы в зависимости от механизма и структуры дефекта при проявлении стёртой дизартрии.

Проблема исследования определяется актуальностью и значимостью этих вопросов, недостаточной изученностью особенностей звукопроизношения в зависимости от фонетического контекста, с одной стороны, и необходимостью определения условий повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей с другой стороны.

Объектом исследования является фонетическая сторона речи у детей старшего дошкольного возраста со стёртой  дизартрией.

Предметом исследования – особенности нарушения звукопроизношения у детей со стёртой дизартрией.

Цель исследования: определение эффективных направлений логопедической работы по формированию звукопроизношения у дошкольников со стёртой дизартрией.

Стёртая дизартрия — одна из степеней выраженности дизартрии, характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи, которые обусловлены наличием очаговой неврологической симптоматики. Симптомы органического поражения центральной нервной системы обнаруживаются в форме стёртых порезов  изменений тонуса мышц, гиперкинезах (избыточных непроизвольных движениях), проявляющихся преимущественно в мимической и артикуляционной мускулатуре, в наличии патологических рефлексов, нарушении вегетативной нервной системы.

Клиническая картина дизартрии была описана около 100 лет назад. Одни авторы относят к дизартриям только те формы речевой патологии, при которых нарушения звукопроизносительной стороны речи обусловлены параличами артикуляционных мышц. Другие описывают дизартрию более широко и относят к ней все нарушения артикуляции, фонации и речевого дыхания, возникающие в результате поражения различных уровней центральной нервной системы (Митронович-Моджеевская  А.1965).

Стертая дизартрия в логопедической практике — одна из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи.  Гуцман Н.  в 1911 году впервые выделяет среди детей с полиморфным нарушением звукопроизношения категорию детей, у которых выявляется стёртость артикуляции и у которых процесс коррекции звукопроизношения крайне затруднен.

Наряду с расстройствами артикуляции при стёртой дизартрии обычно имеет место нарушение синхронизации между дыханием, фонацией и артикуляцией. Изменение произношения отдельных звуков, приводит к их удлинению или укорочению, могут способствовать неправильной расстановке ритмических ударений. Исследования артикуляционной моторики показали, что у детей со стёртой формой дизартрии имеется нарушение функций мышц, иннервируемых нижней  ветвью тройничного нерва, лицевым, подъязычным и языкоглоточным нервами (Гуровец Г.В.(1982), Маевская С.И.(1982)). Эти нарушения проявляются в сужении объёма движений нижней челюсти    (неточность, ограниченность движений, синкинезии губ и языка), в сглаженности, ассиметричности носогубных складок, недостаточном объёме мимических движений, движений губ при оскаливании. У части детей преобладают нарушения функции языкоглоточного нерва  (недостаточное поднятие мягкого нёба). В этих случаях ведущими нарушениями являются расстройства фонации, появление назализации, искажении или отсутствие заднеязычных  звуков, саливации, ограниченному объёму движений средней части и корня языка. Значительно искажается голос: становиться хриплым, тихим, слабым, напряжённым.

Для детей со стёртой дизартрией характерно полиморфное нарушение звукопроизношения, которое проявляется в искажениях и отсутствиях трёх групп звуков: свистящих, шипящих, соноров.  Во многих исследованиях, посвящённых изучению стёртой дизартрии отмечается, что у детей распространены нарушения фонематического восприятия (Гуровец Г.В.(1982), Маевская С.И. (1982), Соботович(1976), Лопатина Л.В. (1996)).

У детей возникают трудности в различии звуков на слух: твёрдые-мягкие, звонкие-глухие, аффрикаты  составляющие их элементы. Дети с трудом владеют звукослоговым анализом и синтезом,  при формировании фонематических представлении.

Авторы отмечают, что при органических церебральных нарушениях звукопроизношения при стёртой дизартрии наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, мягкого неба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы.

 Гуровец Г.В. (1982), Маевская С.И. (1982) указывают на нарушение функции глазодвигательных нервов у детей со стёртой дизартрией, проявляющееся в одностороннем птозе, касоглазии, ограничении объёма движения глазных яблок.

 Правдина – Винарская Е.Н. (1959) и Эйдинова М.Б.(1959) анализируют случаи нарушения моторики. Нарушение ручной моторики подробно описывают Лопатина Л.В.(1996), Серебрякова. Н.В. (2001), также отмечают неточность движениЙ, недостаточную динамическую организованность движений.

Наблюдаются нарушения в двигательной сфере — псевдолеворукость. Движения детей неловкие, неточные, замедленные, некоординированные.

У детей со стёртой дизартрией отмечается недоразвитие грамматического строя речи: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи (Соботович Е.Ф. (1976),  Лопатина Л.В. (1996)).

Дети со стёртой формой дизартрии испытывают трудности в самастоятельной речевой продукции, в нарушении формирования пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса.

Формирование ряда высших психических функций и процессов у детей со стёртой формой дизартрии, имеет свои особенности: ослабление мыслительной деятельности, снижение функций внимания и памяти, трудности при обобщении, классификации, определении логической последовательности событий в сюжетных сериях, нарушения в установлении причинно- следственных связей.

Изучение анамнестических данных детей раннего возраста свидетельствует о задержке локомоторных функций: моторной неловкости при ходьбе, повышенной истощаемости при выполнении отдельных движений, неумение прыгать, переступать по ступенькам лестницы, схватывать и удерживать мяч. Наблюдается отсутствие или неправильность ползания (назад, вбок).

Исследователи, занимавшиеся проблемой речевых нарушений при стертой дизартрии, отмечают, что нарушение звукопроизношения и просодики являются стойкими и во многих случаях не поддаются коррекции. Это отрицательным образом сказывается на развитии ребенка, на процессах его нервно-психического становления в дошкольном возрасте, а позднее может привести к школьной дизадаптации. Данные нарушения  затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность.  Установлена взаимосвязь между самим нарушением произносительной стороны и формированием фонематических и грамматических обобщений, формированием лексики, связной речи. Лопатина Л.В и Серебрякова Н.В.         считают, что дети с нарушениями речи к семи годам недостаточно подготовлены к усвоению школьной программы по русскому языку, так как речедвигательный дефект влияет на письменную речь и приводит к наличию фонематической и артикуляционно-акустической дисграфии.

   Таким образом при изучении специальной литературы можно отнести следующие симптомы стёртой дизартрии у детей:

          — нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи.
        — поражения центральной нервной системы: недостаточная иннервация органов речи — головного, артикуляционного и дыхательного отделов; нарушение мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры.

        — стойкие нарушения фонетической и просодической сторон речи, являющиеся ведущими в структуре речевого дефекта, и специфические отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи:
       — нарушение общей моторики,  и недостаточность тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук.                Психическое развитие этих детей протекает по специфическому типу, характеризуется задержкой и искажением формирования ряда высших психических функций и процессов.

Особенностью проявления стёртой формы дизартрии является её смешанный характер, сглаживание внешних проявлений, частое сочетание различных речевых патологий (резкая элиминация). Следовательно, для определения доминирующих нарушений, необходимо целенаправленное, углублённое обследование детей.

Изучение природы дизартрии нашло известное отражение в практике отечественной логопедии. Так, Правдина О.В.(1969) определяет понятие дизартрии с неврологической    позиции. В работе  Панченко И.И.(1972) делается попытка разобраться в патогенезе клинических проявлений дизартрии у детей и создать патогенетически обоснованную методику логопедической работы.

Несмотря на несомненные успехи в изучении проблемы дизартрии и основанное на этих успехах совершенствования диагностической практики и реабилитационной работы с больными дизартрией, само это понятие остаётся ещё довольно и недостаточно определённым и окончательным.

Источник

Особенности звукопроизношения у детей с дизартрией
 

Особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия — (dis — частичное расстройство + греч. Arthoo — членораздельно произносить) — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дизартрия — это нарушения произносительной стороны речи, обусловленного недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизношения и просодики, обусловленное органическим поражением центральной и периферической нервной системы.

Клинико-физиологические аспекты дизартрии по словам Л.С. Волковой и Н.С. Шаховской,  определяются локализацией и тяжестью поражения мозга. Анатомическая и функциональная взаимосвязь в расположении и развитии двигательных, речевых зон и проводящих путей определяет частое сочетание дизартрии с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности. Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. Особенностью дизартрии у детей является часто ее смешанный характер с сочетанием различных клинических синдромов. Это связано с тем, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждение чаще имеет более распространенный характер, и тем, что поражение одних мозговых структур, необходимых для управления двигательным механизмом речи, может способствовать задержке созревания и нарушать функционирование других. Этот фактор определяет частое сочетание дизартрии у детей с другими речевыми расстройствами (задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, моторной алалией, заиканием). У детей поражение отдельных звеньев речевой функциональной системы в период интенсивного развития может приводить к сложной дезинтеграции всего речевого развития в целом. В этом процессе определенное значение имеет поражение не только собственно двигательного звена речевой системы, но и нарушения кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений. При дизартрии четкость кинестетических ощущений часто нарушается и ребенок не воспринимает состояние напряженности, или, наоборот, расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные движения.

У детей с дизартрией вследствие органического поражения нервной системы поражаются двигательные механизмы речи, вследствие чего возникают параличи (парезы) органов артикуляции: мышц языка, губ, мягкого нёба; гортани: голосовых складок; дыхательных мышц, страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика, что усугубляет нарушения речи. Парез — неполный паралич.

При дизартрии на разных уровнях нарушена передача импульсов из коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов и далее по этим периферическим нервам к речевым органам. К мышцам дыхательным, голосовым, артикуляторным не поступают нервные импульсы, нарушается функция основных черепно-мозговых нервов, имеющих непосредственное отношение к речи (тройничный, лицевой, подъязычный, языкоглоточный, блуждающий нервы). Все движения речевых органов (мышц) обеспечиваются работой речедвигательного анализатора, Для совершения речевого движения необходимо, чтобы нервные импульсы не рассеивались, а проходили по проводящим отделам к соответствующим группам мышц. При дизартрии нарушается проводниковый отдел речедвигательного анализатора: двигательные эфферентные (кинетические) проводящие пути. Чтобы речевое движение получило нужную организацию также важно постоянное сохранение обратных афферентных (кинестетических) импульсов, которые сигнализируют о положении речевых мышц и выполненной ими работе. Обратная афферентация при дизартрии нарушается, прежде всего, из-за парезов (параличей) в мышцах речевых органов. А это затрудняет автоматизацию речевых движений, выработку динамического стереотипа, формирование речевого праксиса. Праксис — сформированное двигательное умение, способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов.

Нарушения звукопроизношения у детей чрезвычайно разнообразны и выражаются в искажениях, заменах и пропусках звуков.

«Нарушение звукопроизношения — изменение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем» Г.А. Каше.

В более тяжелых случаях — неразборчивая «смазанная речь», множественные искажения — например: [р] горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого нёба, а не кончика языка. Замена — одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка. Например: (Колова —  Корова). Пропуски звуков не только согласных, но и гласных — отсутствие звука в речи ребенка, т. е. неумение произносить его. Например: (Коова —  Корова). 

Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

  • 1 степень (стертая дизартрия) — дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании;
  • 2 степень — дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной;
  • 3 степень — понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям;
  • 4 степень — речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

По локализации очага поражения центрального отдела речедвигательного анализатора различают корковую, экстрапирамидную, бульбарную, псевдобульбарную, мозжечковую формы дизартрии. М.А.Поваляева указывает, что наиболее встречаемой формой дизартрии является псевдобульбарная (96%).

Дизартрия псевдобульбарная — [греч. pseudes ложный+бульварный] — дизартрия, обусловленная центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей. Эта форма проявляется в центральных параличах и парезах артикуляционной и фонационной мускулатуры. В силу измененного мышечного тонуса и паретичности подвижность артикуляционных мышц резко ограничена, что приводит к нарушению произношения как согласных, так и гласных звуков. Все звуки произносятся с носовым оттенком. Выдыхаемая ротовая струя ощущается слабо.
Е.М.Мастюкова указывает, что особенностью псевдобульбарной дизартрии является наличие синкинезий. Характерно отсутствие произвольных движений при сохранности рефлекторных, автоматических.

Дизартрия корковая — дизартрия, обусловленная поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции.
При корковой дизартрии наблюдается избирательный центральный парез мышц артикуляционного аппарата (чаще всего — языка), что приводит к ограничению наиболее тонких изолированных движений кончика языка вверх, в результате чего нарушается произношение переднеязычных звуков.

Дизартрия бульбарная — [от греч. bulbus луковица, форму которой напоминает продолговатый мозг] — дизартрия, обусловленная периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов или их ядер.
При бульбарной дизартрии отмечаются диффузные периферические параличи речевой мускулатуры. Особенностями нарушения звукопроизношения при этой форме являются грубое искажение произношения всех губных звуков, приближение смычных согласных к щелевым, а гласных — к нейтральному звуку; оглушение звонких согласных.

Дизартрия экстрапирамидная (подкорковая) — [лат. extra вне, снаружи + pyramidalis пирамидальный]. Особенностью экстрапирамидной дизартрии является отсутствие стабильных и  однотипных нарушений звукопроизношения, которые зависят от:

  1. резких перепадов мышечного тонуса в речевой мускулатуре;
  2. наличия насильственных движений (гиперкинезов);
  3. нарушения эмоционально-двигательной иннервации.

Дизартрия мозжечковая — дизартрия, обусловленная поражением мозжечка или его проводящих путей.
Для мозжечковой дизартрии характерна асинхронность между дыханием, фонацией и артикуляцией. Речь при этой форме замедленная, толчкообразная, скандированная, с нарушенной модуляцией и затуханием голоса к концу фразы. Отмечается трудность воспроизведения и удержания артикуляционных укладов. В фонетическом отношении страдает произношение тех звуков, для которых требуются достаточная четкость и дифференцированность артикуляционных движений (переднеязычные звуки), а также достаточная мышечная сила (взрывные звуки).

Легкая степень дизартрии (стертая дизартрия) — часто встречается в детском возрасте расстройства речи, при котором ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекционно-логопедической работы.

У всех детей с дизартрией, как указывает Л. А. Брюховских,  поражаются двигательные механизмы речи, вследствие чего нарушается работа органов артикуляции: мышц языка, губ, мягкого нёба; гортани: голосовых складок; дыхательных мышц, страдает общая, ручная и артикуляционная моторика, что усугубляет нарушения речи. Особенности речевой моторики у детей с дизартрией обусловлены нарушением функции двигательных структур, нервов, которые участвуют в артикуляции.

При дизартрии неврологические нарушения артикуляционной моторики многообразны, но выявляются следующие патологические особенности артикуляционного аппарата, которые обуславливают нарушения звукопроизношения:

  1. Нарушения мышечного тонуса.
  2. Нарушение объема движений органов артикуляции.
  3. Синкинезии (синнергезии).
  4. Гиперкинезы.
  5. Девиация языка.
  6. Сглаженность носогубной складки с одной стороны или с обеих сторон.
  7. Ассиметрия углов рта.
  8. Атаксия.
  9. Нарушение статики и динамики артикуляторных движений.
  10. Апраксия (диспраксия).
  11. Гиперсаливация.
  12. Истощаемость движений, низкое их качество, отсутствие точности, плавности.

Исследования Л.В. Лопатиной и др. выявили у детей со стертой дизартрией вариативность и мозаичность нарушений звукопроизношения обусловливает разнообразие фонетических и просодических нарушений:

  1. межзубное произношение переднеязычных в сочетании с горловым [р];
  2. боковое произношение свистящих, шипящих и аффрикат;
  3. дефект смягчения: объясняется спастичностью кончика языка и тенденцией его к более передней артикуляции;
  4. свистящие сигматизмы: формируются, когда шипящие из-за паретичности кончика языка образуются в нижней позиции языка;
  5. шипящие сигматизмы: могут быть объяснены спастичностью языка, когда язык утолщен и напряжен;
  6. дефекты озвончения: их нужно рассматривать как частичное нарушение голоса, фонационные расстройства и другие фонетические нарушения.

Варианты нарушения звукопроизношения: замена, смешение, пропуск, искажение. Дефекты звукопроизношения  по международной классификации обозначили как:

Искажение звука или его отсутствие в этом случае добавляется суффикс  — изм. Искажение (в норме не встречается в онтогенезе) искажение и отсутствие звука [р], [р’] называется ротацизм; [л], [л’] — ламбдацизм; сигматизм свистящих [с], [з], [ц], [с’], [з’] /шипящих [щ], [ж], [ч], [ш] (бывает межзубный, губно-зубной, призубный, шипящий, боковой, носовой); искажение и отсутствие звука [к], [к’] называется каппацизм;  [г], [г’] — гаммацизм; [х], [х’] — хитизм; [т], [д], [т’], [д’] — титизм и йотацизм — это искажение и отсутствие звука [j].

Замена и смешение являются фонематическим дефектом, для обозначения используется приставка — пара (в норме встречается в онтогенезе): парасигматизм — замена и смешение свистящих [с], [з], [ц], [с’], [з’]/шипящих [щ], [ж], [ч], [ш]; параротацизм — [р], [р’]; параламбдацизм — [л], [л’]; паракаппацизм — [к], [к’]; парагаммацизм — [г’], [г’]; парахитизм –[х], [х’]; паратитизм — [т], [д], [т’], [д’]; парайотацизм — [j].
Причины: нарушение фонематического слуха, недоразвитие фонематического восприятия; слабость артикуляционных кинестетических ощущений.
Дефекты озвончения, т.е. замена звонких согласных звуков их парными глухими (Папушка пошла ф паню — «Бабушка пошла в баню»).
Как частный случай этого дефекта рассмотрим так называемое недостаточное озвончение: например, страдает озвончение только взрывных звуков, щелевые звонкие сохранены (У мена заполела колова и корло — «У меня заболела голова и горло»).
Дефект оглушения (В волосах савязана бандом ленда – «В волосах завязана бантом лента»), который обусловлен смешением парных звонких и глухих звуков.
Оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих.

Таким образом, ведущими в структуре речевого дефекта у детей с дизартрией являются нарушения фонетической стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Нарушение произносительной стороны речи чрезвычайно разнообразны и выражаются в пропусках, искажениях звуков (антропофонические дефекты); смешениях, заменах звуков (фонологические дефекты), однако самый частотный тип нарушений при дизартрии это искажение звуков.
Часто наблюдается упрощение артикуляции, когда сложные звуки заменяются более простыми по своим артикуляторно-акустическим признакам: щелевые — взрывными, звонкие — глухими, шипящие — свистящими, твердые — мягкими, аффрикаты расщепляются на составляющие их звуковые элементы.

Наиболее распространено нарушение произношения трех групп звуков: свистящих, шипящих и соноров [р], [л], т.к. распространенность нарушений звукопроизношения отдельных групп звуков определяется не только артикуляторной сложностью звуков, но и их акустической близостью.

Таким образом, особенности сформированности звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией обусловлены недостаточной иннервацией речевого аппарата, расстройствами артикуляции. Нарушение произносительной стороны речи чрезвычайно разнообразны и выражаются в пропусках, искажениях звуков (антропофонические дефекты); смешениях, заменах звуков (фонологические дефекты), однако самый частотный тип нарушений при дизартрии это искажение звуков. Наиболее распространено нарушение произношения трех групп звуков: свистящих, шипящих и соноров [р], [л].
Характер нарушения звуков при дизартрии может изменяться под влиянием лингвистических факторов: места звука в слове, соседствующих звуков, структуры слога, в который входит звук, слоговой структуры всего слова, его длины, места ударения. Речь детей с дизартрией характеризуется «смазанностью», нечёткостью, ухудшением звукопроизношения в спонтанном речевом потоке и нуждается в специально организованном формировании правильного звукопроизношения.

Учитель-логопед: Латыпова Евгения Александровна

Источник