Нарушения произвольной регуляции высших психических функций лобный синдром

Нарушения произвольной регуляции высших психических функций лобный синдром thumbnail

Лекция № 6 Нарушения произвольной регуляции высших психических
функций и поведения в целом

Произвольная регуляция высших психических функций является одной из форм динамической организации психической деятельности. Все высшие психические функции произвольны по способу своего осуществления.

Произвольность высших психических функций означает возможность сознательного управления ими (или отдельными этапами); наличие программы, в соответствии с которой протекает та или иная психическая функция; постоянный контроль над ее выполнением и за окончательным результатом деятельности.

Произвольное управление возможно лишь при сохранной структуре психической деятельности.
Важнейшее значение в произвольной регуляции высших психических функций имеет речевая система. Произвольная регуляция в значительной степени опирается на речевые процессы, т. е. является прежде всего речевой регуляцией.
И произвольность, и опосредованность речью, и осознанность представляют собой сложные системные качества, присущие высшим психическим функциям как сложным «психологическим системам».

С произвольным контролем за высшими психическими функциями связан III структурно-функциональный блок мозга — блок программирования и контроля за протеканием психических функций. Мозговым субстратом этого блока являются лобные доли мозга, их конвекситальная кора (расположена кнаружи). В лобной конвекситальной области коры больших полушарий выделяют моторную (агранулярную) и немоторную (гранулярную) кору.
Есть анатомические (структурные) основания отнести всю конвекситальную лобную кору к двигательному анализатору. Конвекситальная лобная кора в целом характеризуется вертикальной (т. е. эфферентным типом строения), а не горизонтальной (т. е. афферентным типом строения) исчерченностью.

Общий моторный тип строения конвекситальной лобной коры отражает отношение этих отделов мозга к регуляторным процессам.

Одной из важнейших особенностей лобных долей мозга, и прежде всего конвекситальной префронтальной коры, является большая индивидуальная изменчивость в расположении отдельных корковых полей. Более постоянно по отношению к бороздам и извилинам левой и правой лобных долей расположение 44, 45, 47, 11 и 32-го полей; расположение остальных полей (6, 8, 9, 10 и 12-го) очень вариабельно.

Другой важной особенностью лобной коры является ее позднее развитие. Ребенок рождается с незрелыми лобными структурами, однако к 12-14 годам площадь лобной коры увеличивается на 360 %.

Медленное постнатальное созревание лобной коры коррелирует с медленным формированием у ребенка произвольных форм управления психическими функциями и поведением в целом.
У человека поражение лобных долей мозга характеризуется многими симптомами, среди которых центральное место занимают нарушения произвольной регуляции различных форм сознательной психической деятельности и целесообразности поведения в целом. У данной категории больных страдает сама структура психической деятельности.

В то же время у них остаются сохранными отдельные частные операции («умственные действия»), сохранен и запас знаний (и житейских, и профессиональных), однако их целесообразное использование в соответствии с сознательно поставленной целью оказывается невозможным. Наиболее отчетливо эти симптомы проявляются у больных с массивными поражениями лобных долей мозга (двухсторонними очагами). В этих случаях больные не могут не только самостоятельно создать какую-либо программу действий, но и действовать в соответствии с уже готовой программой, данной им в инструкции.

В менее грубых случаях нарушается преимущественно способность к самостоятельной выработке программ и относительно сохранно выполнение программ, данных в инструкции. Большое значение, конечно, имеет и содержание этих программ, т. е. степень их сложности (знакомости для больного того задания, которое ему предъявляется).
Поражение конвекситальных отделов коры лобных долей мозга ведет к нарушениям произвольной (преимущественно речевой) регуляции двигательных функций — к регуляторной апраксии, проявляющейся при ее крайних степенях в виде эхопраксии (подражательных движений), а также в виде эхолалии (повторения услышанных слов).

У больных с поражением лобных долей мозга можно обнаружить признаки ослабления или нарушения речевой регуляции двигательных актов, а именно:
а) медленное, после нескольких повторений, включение в задание;
б) частая «потеря программы» при выполнении серийных движений;
в) патологическая легкость образования двигательных стереотипов при выполнении различных двигательных программ; и т.д.

Имеются трудности и при выполнении зрительных гностических задач. «Лобные» больные не могут выполнить задания, требующие последовательного рассматривания изображения: например, сравнить два похожих изображения и найти, в чем их отличие. В грубых случаях — на фоне общей инактивности — больные вообще не могут понять смысл изображения и делают ошибочные умозаключения о целом по его отдельным фрагментам. От истинных агнозий эти нарушения отличаются меньшей стабильностью и при соответствующей организации эксперимента они могут быть полностью скомпенсированы.

В слуховом восприятии дефекты произвольной регуляции выступают в виде трудностей оценки и воспроизведения звуков (например, ритмов). При оценке и воспроизведении ритмов у больных легко появляются персевераторные ответы.

В тактильном восприятии нарушения произвольной регуляции проявляются в трудностях опознания на ощупь серии тактильных образцов; не коррегируемые ими самими (по типу тактильной псевдоагнозии).

Нарушения произвольной регуляции у больных с поражением лобных долей мозга проявляются и в мнестических процессах. При массивном поражении лобных долей мозга нередки особые нарушения мнестической деятельности, протекающие по типу псевдоамнезий. У всех «лобных» больных, особенно в специальных условиях эксперимента, можно выявить дефекты произвольной регуляции мнестической деятельности. Они проявляются в диссоциации между пассивным (посредством узнавания) и активным (посредством самостоятельного называния) воспроизведением запоминаемого материала. Наблюдается также диссоциация между продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания.

У больных с поражением конвекситальных отделов лобных долей мозга (особенно левой лобной доли) наблюдаются отчетливые нарушения произвольной регуляции интеллектуальной деятельности. Не могут самостоятельно проанализировать условия задачи, сформулировать вопрос и составить программу действий. В тяжелых случаях весь процесс решения задачи представляет собой хаотическое, случайное манипулирование числами.

Одним из важных симптомов нарушения произвольной регуляции интеллектуальной деятельности, характерных для этой категории больных, является появление интеллектуальных персевераций, т. е. инертное повторение одних и тех же интеллектуальных действий в изменившихся условиях.
Инертность интеллектуальных действий можно выявить при выполнении как вербальных, так и наглядно-образных интеллектуальных задач. Интеллектуальные персеверации отражают нарушения произвольного контроля за ходом интеллектуальной деятельности, отключение произвольного внимания от объекта осмысления.

Таким образом, для больных с поражением конвекситальных отделов лобных долей мозга характерны нарушения произвольной регуляции различных высших психических функций: двигательных, гностических, мнестических, интеллектуальных. При сохранности отдельных частных операций (двигательных навыков, «умственных действий» и т. п.) у них нарушается сама структура сознательной произвольно регулируемой психической деятельности. Все эти дефекты протекают на фоне личностных нарушений — нарушений мотивов и намерений к выполнению деятельности.

При поражении лобных долей мозга наблюдаются нарушения всего поведение больного в целом. Лобные доли мозга являются аппаратом, обеспечивающим формирование стойких намерений, определяющих сознательное поведение человека.

Причем при поражении лобных долей мозга преимущественно нарушаются те формы сознательной деятельности и поведения в целом, которые направляются мотивами, опосредованными речевой системой. Сознательное, целенаправленное поведение у таких больных распадается и заменяется более простыми формами поведения или инертными стереотипами.

Таким образом, поражение конвекситальных отделов лобных долей мозга приводит к генеральному нарушению механизмов произвольной регуляции различных форм сознательной психической деятельности и сознательного целесообразного поведения.

Страдает произвольное, сознательное, опосредованное речью подчинение психических процессов и поведения в целом различным программам.

Источник

Нарушения произвольных движений и действий составляют лишь часть тех дефектов произвольной регуляции психической деятельности, которая наблюдается у больных с локальными поражениями головного мозга. Основными аспектами динамической организации психической деятельности являются: произвольность, опосредованность речью и осознанность как сложные системные качества. Нарушения произвольной регуляции высших психических функций тесно связаны с нарушением их речевой опосредованности и осознанности или сложных форм сознательной психической деятельности.

В соответствии с концепцией А. Р. Лурии о структурно-функциональной организации мозга с произвольным контролем высших психических функций связан третий структурно-функциональный блок мозга — блок программирования и контроля за протеканием психических функций. Мозговой субстрат этого блока составляют лобные доли мозга, в котором выделяется моторная и немоторная кора.

Одной из важнейших особенностей лобных долей мозга является большая изменчивость в расположении отдельных корковых полей. Наиболее устойчивы 44 и 45, а также 47-е поле, остальные поля — 6, 8, 9, 10-е — очень вариабельны.

У человека поражение лобных полей характеризуется многими различными симптомами, среди которых центральное место занимают нарушения произвольной регуляции различных форм сознательной психической деятельности и нарушения целесообразности поведения в целом. У данной категории больных страдает структура психической деятельности. В то же время у этих больных остаются сохранными отдельные частные операции, сохранен запас знаний, однако их целесообразное использование в соответствии с поставленной целью оказывается невозможным. Наиболее отчетливо эти симптомы проявляются у больных с массивными поражениями лобных долей. В этих случаях больные вообще не могут не только самостоятельно создать какую-либо программу действий, но и действовать в соответствии с уже готовой программой, данной им в инструкции. Как уже говорилось выше, поражение моторных областей лобных отделов ведет к нарушению произвольной регуляции двигательных функций — регуляторной апраксии, которая проявляется преимущественно в форме нарушения речевой регуляции. Специальные исследования произвольных движений у больных с поражением лобных долей мозга в условиях эксперимента показали медленное, после нескольких повторений инструкций, включение в задание (типа «поднимите руку» или «сожмите руку в кулак»); часто происходит «потеря программы» при выполнении серийных движений («на один стук поднимите руку, на два — не поднимайте»), для правильного выполнения серийного задания требуется постоянное речевое подкрепление; отмечается невозможность выполнять двигательные реакции в конфликтных ситуациях («когда будет два удара — поднимите руку один раз, а один удар — два»).

Не менее четко нарушение регуляции движений проявляется в таких сложных двигательных актах, как рисование и письмо. Так, при попытке нарисовать замкнутую геометрическую фигуру такие больные вместо одного штриха проводят по одному и тому же месту несколько раз или вместо заданной фигуры (квадрата) рисуют другую (треугольник). При написании слов, особенно тех, где имеются однородные элементы («машина», «тишина»), пишут лишние буквы («маши- ина», «тишииина»), что также следует расценивать как персеверации, проявляющиеся в сложном автоматизированном навыке — письме.

В слуховом восприятии дефекты произвольной регуляции выступают в виде трудностей оценки и воспроизведения звуков (ритмов). В задании на оценку и восприятие ритмических структур (серийных структурированных звуков) больные обнаруживают различные трудности. При оценке ритмов у них легко появляются персеверированные ответы. Так, при задании определить количество ударов в пачке они после 1—2 пачек по три удара отвечают «3», «3» независимо от реального количества ударов, вследствие отключения внимания и нарушения контроля за своей деятельностью. В тактильном восприятии нарушения произвольной регуляции проявляются в трудностях опознания на ощупь тактильных образцов (фигур доски Сегена). У больных с поражением лобных долей (левая лобная доля) наблюдаются отчетливые нарушения произвольной регуляции интеллектуальной деятельности. Особенно часто они проявляются при решении арифметических задач. Одним из важнейших симптомов нарушения произвольной регуляции интеллектуальной деятельности является появление интеллектуальных персевераций, т. е. в инертном повторении одних и тех же интеллектуальных действий в изменившихся условиях.

Так, при серийном вычитании (100 — 7 и т. п.) больные с поражением лобных долей мозга делают несколько (2—4) правильных действий (100 — 7 = 93, 93 — 7 = 86, 86 — 7 = 79), но затем начинают давать стереотипные ответы (79 — 7 = 69, 69 — 7 = 59, 59 — 7 = 49), не замечая своих ошибок.

В данном случае мы имеем нарушение сознательной структуры произвольно регулируемой психической деятельности. Нарушение произвольной регуляции при поражении лобных долей мозга не ограничивается отдельными видами психической деятельности, а распространяется и на все поведение человека в целом, т. е. имеет место нарушение программирования собственного поведения (больной, увидев дверь, открывает и входит внутрь… шкафа, и он не может объяснить, зачем он это сделал). Механизм произвольной регуляции можно рассматривать как самостоятельный фактор, нарушение которого вызывает целую совокупность дефектов, т. е. целый нейропсихологический синдром.

Источник

Произвольная регуляция ВПФ — одна из форм динамич организации психич деят. Все ВПФ произвольны по способу своего осуществления (согласно деят подходу к пониманию природы психич ф-ций). Произвольность ВПФ означает возможность сознательного управления ими (или отдельными их фазами, этапами); наличие программы, в соответствии с которой протекает та или иная психическая функция (выработанная самостоятельно или данная в виде инструкции); постоянный контроль за ее выполнением (за последовательностью операций и результатами промежуточных фаз) и контроль за окончательным результатом деятельности (для которого необходимо сличение реального результата с предварительно сформированным «образом результата»). Произвольное управление психическими функциями предполагает наличие соответствующего мотива, без которого ни одна сознательная психическая деятельность невозможна. Произвольное управление возможно лишь при сохранной структуре психической деятельности. Важнейшее значение в произвольной регуляции ВПФ имеет речевая система. Речь является центральным по своей значимости «психологическим орудием», опосредующим психические функции. В процессе формирования ВПФ происходит все большее их опосредование речью, их «оречевление». Поэтому произвольная регуляция в значительной степени опирается на речевые процессы, т.е. является прежде всего речевой регуляцией. Произвольный контроль за ВПФ тесно связан с их осознанностью.
Произвольному контролю подчиняются только те процессы, которые достаточно отчетливо осознаются. Степень осознания, т.е. возможность дать полный речевой отчет о разных этапах реализации деятельности, различна. Лучше всего осознаются цель деятельности и конечный результат, сам же процесс психи деят, как правило, протекает на бессознательном уровне.
И произвольность, и опосредованность речью, и осознанность представляют собой сложные системные качества, присущие ВПФ как сложным «психологическим системам».

Произвольность ВПФ означает возможность сознательного управления ими; наличие программы, в соответствии с которой протекает та или иная психическая функция; постоянный контроль за ее выполнением и контроль за окончательным результатом деятельности. Поражение конвекситальных отделов коры лобных долей мозга ведет к нарушениям произвольной регуляции двигательных функций — к регуляторной апраксии, проявляющейся при ее крайних степенях в виде эхопраксии (подражательных движений), а также в виде эхолалии (повторения услышанных слов).
Исследования произвольных движений у больных с поражением лобных долей мозга показали, что и в условиях эксперимента у них можно обнаружить признаки ослабления или нарушения речевой
регуляции двигательных актов, а именно: а) медленное, после нескольких повторений инструкции, включение в задание; б) частая «потеря программы» при выполнении серийных движений; для правильного выполнения серийных заданий требуется постоянное «речевое подкрепление»; в) патолог-ая легкость образования двиг-ных стереотипов при выполнении различных двиг-ных программ; г) отсутствие компенсирующего эффекта от сопровождения двигательных реакций громкой речью; д) отсутствие компенсирующего эффекта при предъявлении «обратной афферентации» от движений; е) невозможность выполнять требуемые двигательные реакции в конфликтных ситуациях вследствие высокой «полезависимости», т. е. уподобление движений стимулам — по количеству, интенсивности, длительности;
ж) замена относительно сложных двигательных программ более простыми.
Нарушения произвольной регуляции движений проявляются и в таких сложных двигательных актах, как рисование и письмо. Имеются трудности и при выполнении зрительных гностических задач
(сравнить два похожих изображения и найти, в чем их отличие). В слуховом восприятии дефекты произвольной регуляции выступают в виде трудностей оценки и воспроизведения звуков (например, ритмов). В тактильном восприятии нарушения произвольной регуляции проявляются в трудностях опознания на ощупь серии тактильных образцов (фигур доски Сегена и т. п.); в этом случае у больных появляются ошибочные персевераторн

Источник

ВПФ произвольны по способу своего осуществления. Произвольность – возможность сознательного управления психическими функциями (или отдельными их этапами). Произвольное управление высшими психическими функциями предполагает наличие: программы, постоянный контроль за ее протеканием и контроль за окончательным результатом деятельности, мотива, без которого никакая сознательная деятельность невозможна. Произвольная регуляция опирается на речевые процессы.

Произвольная регуляция связана с осознанностью ВПФ (осознаются цель и конечный результат).

Сам процесс психической деятельности протекает на бессознательном уровне.

С произвольным контролем ВПФ в соответствии с концепцией А. Р. Лурия о структурно-функциональной организации мозга связан третий структурно-функциональный блок мозга – блок программирования и контроля за протеканием психических функций. Он связан с организацией целенаправленной, сознательной психической активности, которая включает в свою структуру цель, мотив, программу действий по достижению цели, выбор средств, контроль за выполнением действий, коррекцию полученного результата. Обеспечению этих задач и служит третий блок мозга.

Аппараты третьего функционального блока мозга расположены спереди от центральной лобной извилины и включают в свой состав моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли отличаются очень сложным строением и большим числом двусторонних связей со многими корковыми и подкорковыми структурами. Отличительной особенностью этого блока является:

— проведение процессов возбуждения от третичных зон к вторичным, затем к первичным;

— отсутствие модально-специфических зон (состоит из аппаратов только двигательного типа);

— наличие обширных двусторонних связей не только с нижележащими образованиями ствола мозга, но и со всеми остальными отделами коры больших полушарий.

По своей структуре и функциональной организации моторная кора относится к первичным, премоторная — к вторичным, а префронтальная — к третичным зонам коры больших полушарий

Нейроны моторной коры передают возбуждение к мышцам, отсюда начинается большой пирамидный путь. Именно эти зоны имеют ярко выраженную соматотопическую организацию, что наглядно проиллюстрировал Пенфилд («двигательный человечек»).

Премоторная кора обеспечивает двигательные программы, т. е. объединяет отдельные движения в единую кинетическую мелодию.

Префронтальные отделы играют решающую роль в формировании намерений, программ, в регуляции и контроле наиболее сложных форм поведения человека. Они состоят из мелкозернистых клеток с короткими аксонами и обладают мощными пучками восходящих и нисходящих связей с ретикулярной формацией. Поэтому могут выполнять ассоциативную функцию, получая импульсы от первого блока мозга и оказывать интенсивное модулирующее влияние на образования ретикулярной формации, приводя ее активирующие импульсы в соответствие с динамическими схемами поведения, которые формируются непосредственно в префронтальной (лобной) коре. Префронтальные отделы фактически надстроены над всеми отделами мозговой коры, выполняя функцию общей регуляции поведения.

При поражении третьего функционального блока мозга характер нарушения функций связан с тем, какой именно аппарат поврежден.

При поражении моторной коры затрудняется проведение возбуждения к конкретным мышцам (наблюдаются парезы и параличи отдельных групп мышц).

Поражение премоторной коры приводит к нарушению синтеза отдельных движений в единое целое (распад двигательных навыков), поражение префронтальных отделов проявляется в нарушении сознательной целенаправленной деятельности.

Основной нарушенный нейропсихологический фактор – регуляторный. При поражении лобных долей нарушения обнаруживаются в целом ряде сфер – лобный синдром. Ведущий признак лобного синдрома – расхождение между произвольным и непроизвольным ур-нями осущ-я любой психической деятельности. Произвольность ослаблена, непроизвольность – гипер

Исследования А. Р. Лурия показали, что в этом случае целенаправленное поведение заменяется «полевым» поведением, нарушается программа выполняемой деятельности, лобный больной не может подобрать адекватные средства деятельности, отсутствует контроль за ее выполнением и коррекция ошибок. При этом наблюдается персеверация (повторяемость) и стереотипизация движений.

Нарушения проявляются в следующих сферах:

1.В двигательной – регуляторная апраксия (Возникает при поражении префронтальной конвекситальной области мозга.

Основной дефект, который возникает при этой форме — нарушение программирования движений, контроля и регуляции движений и действий.

Основные симптомы:

1. Моторные шаблоны и стереотипы вместо выполнения полноценного движения.

2. Эхопроксии. Больной начинает выполнять программу действий не полностью, а с последнего элемента. Ребро-ладонь-кулак — больной может начинать с последнего — кулак.

3. Системные персеверации. Персеверирует не отдельно движение, а целая программа. После того, как больного просили рисовать круг, больной рисует крест окружностями, т.е. использует предыдущую программу. После того, как больной рисовал цифру 2, он рисует треугольник двойками.

Нарушение программирования — т.е. у больного не выстраивается общей программы выполнения определенной последовательности действий.

4. Нарушение контроля за выполнением. Больной выполняет неправильно задание, но не осуществляет контроль, т.е. не сравнивает то, что он делает с тем, что ему предписывалось делать.

5. Нарушение регуляции. Если больной соглашается, что задание выполнено неправильно, то он не переходит к выполнению правильного задания.

2.В речевой – динамическая афазия (возникает при поражении заднелобных отделов левого доминантного по речи полушария, т. е. отделов третьего функционального блока. Основным речевым дефектом при этой форме афазии является трудность, а иногда и полная невозможность активного развертывания высказывания. При динамической афазии правильно произносятся отдельные звуки, повторяются без артикуляционных трудностей слова и короткие предложения, однако коммуникативная функция речи все же оказывается нарушенной. При грубой выраженности расстройства отмечается не только речевая, но и общая аспонтанность, безынициативность, возникает выраженная эхолалия, а иногда и эхопраксия, когда как бы механически повторяются за собеседником не только произнесенные им слова, но и движения).

3. В мнестической – псевдоамнезии (нарушение памяти как деятельности. Возникает при массивных поражениях лобных долей мозга, когда грубо нарушается процесс формирования намерений, планов и программ поведения, и в числе следствий — нарушение произвольного запоминания).

4.В гностической – псевдоагнозии (расстройства зрительного гнозиса в виде нарушения восприятия формы, Подобный феномен можно трактовать как нарушение «оптического внимания». При поражении передних отделов мозга (лобных долей и связанных с ними подкорковых структур нарушается избирательность протекания гностической деятельности, контроль за ее результатами и общее осмысление ситуации.

5.В интеллектуальной деятельности – нарушения вербально-логического и наглядно-образного мышления (импульсивность, стереотипия, персервации)

6.В эмоциональной сфере – нарушение параметров эмоций (знак, интенсивность, продолжительность) и их регуляции.

Перечисленные нарушения во всех сферах возникают за счет инертности, нарушения избирательности, адинамии и регуляторных механизмов.

Дата добавления: 2017-01-21; просмотров: 729 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник