Нарушение осанки у детей код по мкб 10 у детей

Нарушение осанки у детей код по мкб 10 у детей thumbnail

Содержание

  1. Описание
  2. Дополнительные факты
  3. Причины
  4. Классификация
  5. Симптомы
  6. Диагностика
  7. Лечение
  8. Прогноз
  9. Профилактика

Названия

 Название: Нарушения осанки у детей.

Нарушения осанки у детей
Нарушения осанки у детей

Описание

 Нарушения осанки у детей. Изменения физиологического положения позвоночника, обусловленные структурными и функциональными изменениями в опорно — двигательном аппарате. Нарушения осанки у детей могут проявляться сутулостью, асимметрией позвоночника, болями в грудной клетке или спине, головными болями, астеновегетативным синдромом. Диагностика нарушений осанки у детей включает визуальный осмотр, рентгенографию (КТ, МРТ) позвоночника. Коррекция нарушений осанки у детей проводится с помощью лечебной физкультуры, массажа, мануальной терапии; по показаниям назначается ношение корригирующих корсетов.

Дополнительные факты

 Нарушения осанки у детей — различного рода деформации позвоночника во фронтальной и сагиттальной плоскости. Нарушения осанки встречаются у 2,1 % детей раннего возраста; у 15-17 % дошкольников; у 33% учащихся средней школы и у 67 % старших школьников. При своевременном проведении оздоровительных мероприятиях нарушения осанки у детей являются обратимыми, однако в запущенных случаях могут привести к ограничению подвижности грудной клетки и диафрагмы, снижению амортизационной функции позвоночника, нарушению деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Нарушения осанки у детей могут являться предшественниками таких заболеваний опорно-двигательного аппарата, как сколиоз, остеохондроз, межпозвоночная грыжа. Именно поэтому вопросы профилактики нарушений осанки у детей являются актуальными для современной педиатрии.

Нарушения осанки у детей
Нарушения осанки у детей

Причины

 Дефекты осанки у детей могут носить врожденный или приобретенный характер. Врожденные нарушения осанки у детей связаны с внутриутробным нарушением формирования позвоночника (клиновидной деформацией позвонков, образованием дополнительных позвонков), дисплазией соединительной ткани, миотоническим синдромом и тд К нарушению осанки у детей могут приводить родовые травмы, прежде всего, подвывих I шейного позвонка (травма атланта), кривошея.
 Приобретенные нарушения осанки встречаются в 90-95% случаев и обычно выявляются у детей, имеющих астеническое телосложение. Непосредственными причинами, приводящими к нарушению осанки у детей, могут выступать неблагоприятные социально-гигиенические условия: недостаточная физическая активность (гипокинезия), несоответствие учебной мебели (стола, стула) росту ребенка и низкая освещенность рабочего места, ношение портфеля в одной и той же руке и пр. Все перечисленные факторы способствуют длительной неправильной фиксации положения и выработке навыка патологической установки тела. Здесь же следует отметить неблагоприятное влияние на формирующуюся детскую осанку таких действий взрослых, как постоянное ношение грудного ребенка на одной руке, попытки слишком рано сажать ребенка или ставить его на ножки, ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку.
 Приобретенные нарушения осанки у детей могут формироваться вследствие рахита, туберкулеза, полиомиелита, переломов позвоночника, остеомиелита, вальгусной деформация стопы, плоскостопия, остеохондропатии, деформирующих рубцов на спине, укорочения одной конечности и тд Довольно часто дети, страдающие близорукостью, астигматизмом, косоглазием или тугоухостью, вынужденно принимают неправильную позу во время работы, чтобы компенсировать дефект зрительного или слухового восприятия.
 Предрасполагающими моментами для формирования нарушений осанки у детей служат слабое физическое развитие, неправильный режим, гипотрофия или ожирение, соматическая ослабленность ребенка, недостаток поступления в организм микроэлементов и витаминов.

Классификация

 В детской травматологии и ортопедии выделяют нарушения осанки двух видов: в сагиттальной и фронтальной плоскости.
 Нарушения осанки в сагиттальной плоскости характеризуются неправильным соотношением физиологических изгибов позвоночника:
 • сглаживанием всех позвоночных изгибов (плоская спина у детей);
 • увеличением поясничного лордоза, слабо выраженным шейным лордозом и грудным кифозом (плоско-вогнутая спина);
 • увеличением грудного кифоза с уменьшением поясничного лордоза (сутуловатость);
 • увеличением грудного кифоза наряду с практически полным сглаживанием поясничного лордоза (круглая спина, кифотическая осанка);
 • увеличением всех физиологических изгибов позвоночника (кругло-вогнутая спина, кифолордотическая осанка).
 Определяющим признаком нарушений осанки во фронтальной плоскости (сколиотической осанки) служит асимметрия правой и левой половины туловища у детей. В отличие от сколиоза, при нарушении осанки во фронтальной плоскости асимметрия позвоночника у детей исчезает в положении лежа, отсутствует торсия позвонков, что указывает на функциональный характер деформации.
 Степень нарушения осанки у детей может быть различной. При I степени отмечаются незначительные изменения осанки, которые можно устранить путем целенаправленной концентрации внимания ребенка. II степень нарушений осанки у детей характеризуется более выраженными деформациями, которые возможно устранить с помощью разгрузки позвоночника в горизонтальном положении или подвешивания ребенка за подмышечные впадины. При нарушениях осанки III степени у детей отмечаются деформации позвоночника, которые невозможно устранить путем разгрузки позвоночника. У дошкольников обычно наблюдаются нарушения осанки I-II степени; у детей школьного возраста – II-III степени.

Симптомы

 Сами по себе нарушения осанки у детей еще не являются болезнью, но создают предпосылки для заболеваний опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.
 Главным признаком нарушения осанки является внешний вид стоящего ребенка. При сутуловатости голова наклонена вперед, плечи также подаются вперед, лопатки выступают, ягодицы уплощены. У детей с кифотической осанкой (круглой спиной) отмечается наклон головы вперед, опущение плеч, западение грудной клетки, «крыловидные» лопатки, полусогнутые в коленях ноги, уплощение ягодиц, слабый тонус мышц всего туловища. Кифолордотическое нарушение осанки у детей (кругло-вогнутая спина) характеризуется наклоном головы и верхнего плечевого пояса вперед, выпячиванием и свисанием живота (нередко висцероптозом вследствие слабости мышц брюшного пресса), большим углом наклона таза, максимальным разгибанием или переразгибанием ног в коленях. У детей с плоской спиной уменьшен наклон таза, грудная клетка смещена кпереди, выступают «крыловидные лопатки», живот отвисает. Нарушение осанки у детей по типу плоско-вогнутой спины сопровождается узостью грудной клетки, увеличением угла наклона таза, выпячиванием живота и ягодиц.
 При асимметричной осанке у детей отмечается дугообразная деформация позвоночника с вершиной, обращенной влево или вправо; наклон головы в сторону; разноуровневое положение плеч, лопаток, сосков.
 Нарушения осанки у детей в немалой степени способствуют изменению функционирования легких, сердца, органов пищеварения. Так, впалая плоская грудь и сутулая спина ограничивают полную экскурсию грудной клетки, делают дыхание поверхностным, что обусловливает кислородную недостаточность и снижение уровня обмена веществ. Дети с нарушениями осанки вялы, апатичны, страдают плохой памятью, анемией, подвержены заболеваемости ОРЗ, бронхитом, пневмонией, предрасположены к туберкулезу.
 Запор.

Читайте также:  Синдром гиперактивности у детей код мкб

Диагностика

 Все случаи нарушения осанки требуют консультации детей вертебрологом или детским травматологом-ортопедом, проведения клинического и рентгенологического обследования.
 Осмотр ребенка проводится в положении стоя спереди, сбоку и сзади. Основными визуальными критериями нарушения осанки у детей служат: выступающие назад и расположенные на разных уровнях и на разном расстоянии от позвоночника лопатки; отклонение отростков позвоночника от средней линии спины; несимметричность ягодичных складок, разноуровневое расположение подколенных ямок; вогнутая или выпуклая грудная клетка; несимметричность ребер, отведение плеч вперед и тд Иногда для большей точности прибегают к измерению различных параметров (расстояния между 7-м шейным позвонком и нижними углами лопаток, расстояния между лопатками, длины нижних конечностей, расчету плечевого индекса и тд ).
 Важное значение при диагностике нарушений осанки у детей имеет тест Адамса (наклон туловища вперед), с помощью которого определяется функциональное состояние изгибов позвоночника и наличие ротационного компонента, являющегося дифференциально-диагностическим признаком сколиоза.
 Инструментальные методы обследования наиболее точны, поскольку позволяют избежать субъективных ошибок, связанных с визуальной диагностикой нарушений осанки у детей. В случае необходимости ребенку выполняется рентгенография, КТ или МРТ позвоночника.

Лечение

 Лечебный комплекс при нарушениях осанки у детей должен быть направлен на формирование полноценного мышечного корсета, выработку правильного функционального стереотипа.
 Основная роль в коррекции нарушений осанки у детей принадлежит лечебной физкультуре, массажу (общему, ортопедическому, с элементами ЛФК, мышц живота, грудной клетки, спины и поясницы), мануальной терапии, гидротерапии, лечебному плаванию, кинезиотерапии. У детей школьного возраста в комплекс лечебно-коррекционных мероприятий целесообразно включать занятия на гребном тренажере, велотренажере, гимнастических комплексах. Из методов физиотерапии при нарушении осанки у детей используется электростимуляция мышц спины, индуктотермия, электрофорез, общее УФО, пелоидотерапия, талассотерапия.
 При необходимости ребенку назначается ношение специального корсета, поддерживающего мышцы спины.

Прогноз

 В большинстве случаев правильно организованный лечебно-двигательный режим способствует полной коррекции нарушений осанки у детей. При имеющихся стойких деформациях позвоночника может потребоваться хирургическая коррекция сколиоза.

Профилактика

 Для профилактики нарушений осанки у детей крайне важны правильный режим дня, полноценное питание, сон на ортопедическом матрасе и подушке, точный подбор обуви, правильная организация рабочего пространства и тд Для выработки навыка правильной осанки детям необходима полноценная двигательная активность (прогулки, подвижные игры, гимнастика, занятия спортом), закаливание, профилактический массаж. Дети с нарушениями осанки должны состоять на диспансерном учете у детского ортопеда.

Источник

Каков код нарушения осанки у детей по МКБ 10? Этот вопрос сегодня находится в компетенции каждого практикующего врача. МКБ 10 — это Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Разработана Всемирной организацией здравоохранения. Содержит перечень из 21 класса заболеваний. Диагноз закодирован, читается по определенным латинским буквам и цифрам. План создания такого перечня заключается в сокращении медицинских терминов и приведения их к единой форме, которую могут расшифровать медработники всех стран. Это дает надежность и гуманность в управлении здравоохранением.

1

Принятое кодовое обозначение

Код нарушение осанки у детей по МКБ 10 определенного обозначения не имеет. Отдельным разделом выделена спинальная нестабильность — М53.2. Заболевания костно-мышечной ткани зашифрованы под буквой М и арабскими цифрами от 00 до 99. Начало определенной болезни, включая симптомы, генетические особенности, осложнение после первичных недугов — такие показания используют для поиска диагноза в классификационном списке.

Читайте также:  Инородное тело конъюнктивы века код по мкб 10

Осанка — это естественная поза для стоящего человека, определяется способностью без напряжения мускулатуры тела держать прямо голову и корпус. При рождении позвоночник абсолютно прямой. Формируется он одновременно с ростом и физическим развитием ребенка. Состоит из подвижной части (шейного, грудного и поясничного отделов) и неподвижной (крестцовый).

Шейный участок образуется тогда, когда младенец начинает держать голову, и принимает форму дуги выпуклой стороной немного вперед. При дальнейшем развитии создается навык сидеть, тогда позвоночный столб в грудном отделе изменяет положение дугообразно назад.

Самым последним образуется поясничный отдел, когда ребенок самостоятельно принимает вертикальное положение тела и учится ходить. Ближе к 6 годам четко видны сформированные физиологические изгибы. Врачи рекомендуют начинать профилактику нарушений осанки к 10 годам, когда происходит быстрый рост костной и мышечной систем.

Классификация ушиба коленного сустава по МКБ-10

2

Причины патологии

По классификации МКБ 10, выделяют основные причины нарушения осанки у детей:

  1. 1. Индивидуальное строение кости у ребенка.
  2. 2. Погрешности в рационе.
  3. 3. Заболевания, связанные с формированием костной ткани или осложнения после недугов, влияющие на рост костей.
  4. 4. Длительная несимметричная нагрузка на позвоночник.
  5. 5. Неправильная поза при работе.
  6. 6. Мягкое спальное место.

Выделяют 3 стадии развития нарушения:

  • Легкая — искривление позвоночника практически не заметно.
  • Начальная — нарушается мышечная функциональность.
  • Тяжелая — наблюдается деформирование костей.

Как происходит нарушение осанки у ребенка? Существуют следующие виды дефектов.

Сколиоз — изгиб ствола позвоночника в правую или левую сторону от оси. Главной причиной является неправильная поза тела ребенка на протяжении длительного времени, например, во время учебы. Мышцы спины расслабляются, вся нагрузка идет на столб позвоночника, что приводит к нарушениям связок и изменению формы позвоночника.

Кифоз — характеризуется искривлением грудного отдела позвоночника по дуге с нехарактерной амплитудой назад. Образуется горб на спине. Негативно влияет на дыхательную и кровеносную системы.

Лордоз — физиологическое или патологическое изменение позвоночного столба в переднезаднем направлении с выпуклостью, обращенной кпереди. Возникают болевые ощущения и нарушаются функции некоторых внутренних органов (сердце, легкие, ЖКТ). Наблюдается нарушенный обмен веществ и общее ухудшение состояния.

Классификация ушиба локтевого сустава по МКБ-10

3

Характерные симптомы

Болезнь развивается с самого раннего возраста. Необходимо как можно раньше распознать начальную стадию для успешного предотвращения последствий. Первые признаки изменений:

  1. 1. Ребенок часто жалуется на боль в грудной части тела, спины или ногах.
  2. 2. Выраженная астения.
  3. 3. Тело приобретает в расслабленном состоянии позу сутулости.
  4. 4. Изменяются положения плеч и лопаток при рабочем процессе за столом.
  5. 5. Наблюдается изогнутая линия спины.

Определение патологических изменений. Диагностировать нарушения могут родители самостоятельно. Для этого требуется понаблюдать за ребенком во время его сидения за столом. Положение плеч и лопаток: в норме они должны находиться на одном уровне. Позвоночный столб ровный, без искривлений в любую из сторон. Если визуально оценить вид спереди, необходимо учитывать одинаковое расположение ключиц и сосков.

Определить осанку в домашних условиях можно при помощи ровной вертикальной поверхности. Поставить ребенка спиной к ней, чтобы соприкосновение было только затылком, ягодицами и голенями. После этого нужно сделать шаг вперед и если поза не изменилась, тогда все в норме.
Если возникают опасения или были выявлены отклонения, необходимо обратиться за консультацией к врачу-ортопеду. Доктор после осмотра для уточнения диагноза может направить на рентгенографию, электромиографию.

Какой нужен комплекс ЛФК для детей с нарушением осанки?

4

Рекомендуемая профилактика

Выделяют важные аспекты для формирования осанки.
Новорожденного необходимо класть на твердую поверхность. Только по мере индивидуального физического развития учить младенца сидеть, стоять и ходить. Запрещено неокрепшему организму преждевременно навязывать умения. Нужно действовать по возрастным ограничениям мышечного формирования.

Проводить регулярный массаж спины.
Обеспечить ребенка снаряжением для подвижных игр, формировать активный образ жизни. Поддерживать полноценный рацион, включающий витамины, минералы, кислоты.

Длительное пребывание на природе. Проводить профилактику рахита, полиомиелита и других заболеваний, которые поражают костную систему.

Эффективным способом, помогающим бороться с нарушениями осанки, является комплекс упражнений с акцентом на поддержание позвоночника и брюшного пресса. Необходимо обратиться к врачу-ортопеду для составления индивидуальных физических разминок и дозированных нагрузок. Рекомендуется также заняться йогой, плаванием, хореографией, вести активный образ жизни, подобрать ортопедический матрас для ночного отдыха.

Источник

Почему возникает нарушение осанки у детей (код по МКБ-10 – М53.2)? Такая проблема вызывает обеспокоенность многих родителей. Помочь им решить ее смогут врачи и их знания о болезни, собранные со всех уголков мира.

Как известно, медицина не стоит на месте, а врачи разных стран сотрудничают и делятся знаниями и опытом. Ими разрабатываются оригинальные методики лечения всевозможных заболеваний. Чтобы облегчить им работу и решить проблему понимания друг друга, была создана общая классификация всех болезней.

Читайте также:  Открытое овальное окно код по мкб 10 у детей

Международная классификация болезней и причины недуга

Во всем мире была принята буквенная классификация заболеваний – Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Заболевания костно-мышечной системы и соединительных тканей находятся в XIII классе этой системы классификации. Эти болезни именуют буквой М и числами от 0 до 99. Нарушение осанки, или нестабильность спины, имеет код М53.2.

Дети очень часто страдают нарушением осанки. Согласно последним сведениям МКБ-10, видов таких нарушений – полтора десятка.

[youtube]8KXbQ-i-0XY[/youtube]

Осанка человека формируется одновременно с ростом и физическим развитием ребенка. При нарушении осанки у ребенка возникают проблемы с органами дыхания, нарушается пищеварение, поскольку страдают органы желудочно-кишечного тракта, возникают проблемы с кровеносной системой.

В основном все дети рождаются с абсолютно прямым позвоночником, кроме отдельных случаев, когда у малыша наблюдается врожденный сколиоз. В процессе роста у ребенка образуются изгибы, которые и служат своеобразным амортизатором при ходьбе. В первую очередь формируется изгиб вперед, после него кифоз – грудной изгиб, в последнюю очередь формируется поясничный изгиб – лордоз. Этот процесс длится до 7-ми лет. После семилетнего возраста, по стандартам МКБ-10, возможна постановка диагноза нарушение осанки.

У школьников осанка зачастую портится к 11-13 годам, в это время наблюдается быстрый рост мышц и костей ребенка.

Согласно МКБ-10, причин, из-за которых портится осанка, масса:

  1. Особенности строения скелета ребенка.
  2. Плохое питание школьника.
  3. Всевозможные болезни, влияющие на качество костной ткани скелета ребенка.
  4. Склонность к позам, влияющим на осанку во время ходьбы и сидения за партой.
  5. Очень мягкое спальное место школьника.

Если у ребенка нарушена осанка, то у него неравномерно распределен вес на позвоночник. Это влечет деформацию дисков и их смещение.

По тяжести заболевания врачи делят нарушение осанки на три вида:

  1. При первой стадии нарушения осанки ребенок ходит прямо и изменения практически незаметны.
  2. При второй стадии заболевания у больного нарушены мышечные функции.
  3. А при третьей стадии заболевания у больного искривляются кости.

Как определить патологию?

Для своевременного диагностирования нарушения осанки у сына или дочки родителям нужно больше обращать внимание на положение плеч и лопаток. Они должны находиться на одном уровне. Необходимо наблюдать за положением позвоночника: нет ли у него отклонения в одну или другую сторону. Обратите внимание на подъягодичные складки: они должны находиться на одном уровне. Вышеперечисленные признаки заболевания легко распознаются визуально со спины во время сна.

Но осмотр со спины не даст полной картины, необходим еще осмотр спереди. При таком осмотре необходимо обратить внимание на ключицы и соски. Важно, чтобы в своей паре они находились на одном уровне.

Осмотр сбоку даст вам определить, сутулится ли ребенок и вялая ли у него спина. Можно это определить визуально, но лучше при помощи теста. Необходимо поставить малыша спиной к стене так, чтобы он прикасался к ней затылком, лопатками, ягодицами и голенями. После этого он делает шаг вперед, стараясь сохранить такое положение тела. Если при проведении диагностики заболевания были обнаружены отклонения в осанке, то необходимо положить ребенка на твердую и ровную поверхность на живот, руки – вдоль туловища. Если в таком положении искривление позвоночника незаметно, то можно говорить лишь о нарушении осанки. А нарушения осанки в этой стадии исправляются.

Родители могут самостоятельно продиагностировать состояние мышц своего чада. Для этого существует несколько несложных тестов:

  1. Ребенка кладут на твердую поверхность так, чтобы та часть тела, которая находится выше бедер, была на весу, руки ребенок должен положить на пояс. Взрослому нужно удерживать ноги ребенка. Здоровые детки в возрасте 5-6 лет должны удерживать свое тело на весу 30-60 секунд, 7-10 лет – от 1 до 1,5 минут, 12-16 лет – от 1,5 до 2,5 минут.
  2. Насколько развиты мышцы брюшного пояса, определяется количеством сгибания верхней части туловища вперед. У здорового ребеночка эти цифры составляют: для детей дошкольного возраста – 10-15 раз, для детей 7-11 лет – от 15 до 20 раз, для детей 16-18 лет – от 20 до 30 раз.

[youtube]Pz0VEsMnXR8[/youtube]

Если при проведении таких тестов родители заметили отклонения от нормы, то обязательно необходимо проконсультироваться у врача-ортопеда. Доктор, осмотрев маленького пациента, может назначить рентгенографию, электромиографию.

Для профилактики заболевания необходимо с малолетнего возраста придерживаться правильного гигиенического режима. Укреплять мышцы ребенка необходимо тоже с раннего возраста, но нужно помнить, что не следует перегружать малыша.

Источник