Наглядное пособие для ребенка с синдромом дауна

Наглядное пособие для ребенка с синдромом дауна thumbnail

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №22 «Рябинушка» с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанниковНаглядное пособие для ребенка с синдромом дауна

623640 Свердловская обл, Талицкий р-н, г. Талица, ул. Володарского, 8 тел.: 2, 2-18-30

Сенсорное воспитание ребенка с синдромом Дауна

Разработано: учитель-логопед

Зырянова Т. С.

Талица, 2016

Пособие включает краткую характеристику ребенка с синдромом Дауна; задачи и роль сенсорного воспитания; а также примеры игр по его развитию. В конце пособия представлено коррекционное занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна).

Адресовано работникам дошкольных учреждений и родителям детей с ОВЗ.

Разработчик: Зырянова Т. С.

Ребенок, каким бы он ни был — прежде всего, уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права.

Количество детей с ОВЗ возрастает с каждым годом.

Образование лиц с ОВЗ является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.

Я хочу немного рассказать о детях с синдромом Дауна и о работе с ними. Наглядное пособие для ребенка с синдромом дауна

Синдром Дауна — заболевание, возникающее в результате генетической аномалии, при которой в организме человека появляется дополнительная хромосома в 21 паре.

Характеристика:

  • монголоидный разрез глаз;

  • кожная складочка у внутренних уголков глаз (эпикантус), широкая переносица;

  • чуть меньше нормы размер ротовой полости;

  • на ножках увеличено расстояние между первым и вторым пальцами,

  • немного увеличен язык, из-за чего детки часто его высовывают;

  • уплощённый затылокНаглядное пособие для ребенка с синдромом дауна

Поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

У детей с синдромом Дауна нарушения в развитии проявляются

с первых месяцев жизни.

  • речь появляется поздно, понимание речи недостаточное,

словарный запас бедный;

  • трудности в освоении речи, связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха;

  • низкое слуховое восприятие и умение слушать;

  • часто говорят быстро или отдельными последовательностями слов, без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга;

  • значительные затруднения в формировании способности к  рассуждению и выстраиванию доказательств;

  • глубокое недоразвитие речи ;

  • не умеют и не могут интегрировать свои ощущения — одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать;

  • несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранной;

  • большинство из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью;

  • у многих детей с синдромом Дауна характерна хорошо развитая механическая память и наблюдательность.

  • особенности зрительного восприятия;

Работа по активизации компенсаторных механизмов у «солнечных детей» опирается на сильные стороны их развития:

• относительная сохранность эмоций;

• сохранность зрительно-двигательного восприятия;

• достаточно высокий уровень имитационных способностей;

• относительная сохранность тактильной чувствительности;

• сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания;

• сохранность эмоциональной памяти.

Сенсорное развитие детей с нарушениями интеллекта имеет исключительную практическую важность

Занятия с детьми с синдромом Дауна должны быть четко структурированы и проводятся в игровой форме. Игровой метод проведения занятий быстро организует и активизирует деятельность детей. В занятиях очень важна систематичность. Только многократное повторение ребенком заданий дает желаемый результат. Упражнения, в большинстве своем, должны носить подражательный характер, т.к. у ребенка с синдромом Дауна очень развиты эти способности, и он очень многое учится делать по наглядному показу, на основе зрительно слухового восприятия. Занятия проходят с постепенным усложнением условий и учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Сенсорное воспитание является, с одной стороны, основой для формирования у ребенка всех психических процессов — внимания, памяти, сферы образов-представлений, мышления, речи и воображения; с другой — оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности — предметной, игровой, продуктивной, трудовой (А.А. Катаева, 1978).

Читайте также:  Родился ребенок с синдромом шерешевского

Педагогам важно помнить, что с детьми с синдромом Дауна надо работать, не теряя с ним визуального и ситуативного контакта, накапливая и обобщая практический и чувственный опыт ребенка.

Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия.

ЗАДАЧИ:

Сенсорное воспитание:

• обучение восприятию отдельных предметов, выделяя их из общего фона;

• обучение различению свойства и качества предметов: мягкий — твердый, мокрый — сухой, большой — маленький, громкий — тихий;

• обучение определению выделенного свойства словесно в пассивной форме;

• формирование поисковых способов ориентировки — пробы при решении игровых и практических задач;

• создание условий для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности — в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).

Средства

Разноцветные флажки, ленточки, мячи, шары, кубики, кирпичики, тесьма, мешочки; надувные мячи (большие, средние и маленькие); разнообразные матрешки (от трехместных до восьмиместных); пирамидки разного размера и разной конструкции; игрушки, неваляшки разного размера; различные музыкальные инструменты; магнитофон; записи различных мелодий; набор муляжей, банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек; коробки-вкладыши разных размеров; шароброс с шарами двух размеров; трафареты; различные доски Сегена; логический куб; дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и т.п.); мелкие игрушки животных и их детенышей; наборы сыпучих материалов (горох, речной песок, крупа); разрезные картинки; тактильная дорожка; центр воды и песка.

Сенсорное воспитание. Примеры игр.

  1. Игра «Что катится?» Взрослый предлагает ребенку докатить до игрушечных ворот кубик и шарик. Что легче катится? Почему? Потому, что у кубика острые углы, а шарик гладкий. Нарисуйте с ребенком круг и квадрат.

2. Игра «Сверни ленту». Предлагаем ребенку свернуть ленты на стержне (разная длина). Какую ленту быстрее сворачивать (длинную или короткую)? Развернуть ленты, наложить друг на друга и сравнить их по длине.

3. Игра «Большие и маленькие». Взрослый говорит, что к ним в гости пришла кукла и просит сделать для нее бусы. Дает ребенку большие бусинки и маленькие и просит нанизать сначала большую бусинку, потом маленькую и т.д. Наглядное пособие для ребенка с синдромом дауна

4. Игра «Собирание пирамиды»

5. Игра «Какой мяч больше?»

6. Игра «Круг, квадрат». По пять картонных кругов и квадратов одного цвета. Взрослый просит ребенка разложить в разные стороны круги и квадраты (действуя методом наложения круга на круг, квадрата на квадрат).

7. Игра «Светофор».

8. Игра «Поручение». Взрослый говорит ребенку, что нужно сделать, например: 1) Большую собаку напои водой из большой миски; 2) Поставь матрешку рядом с красным мячиком; 3) Потанцуй вместе с большой куклой; и др.

9. Игра «Одень свою куклу». Взрослый рассаживает на стульчиках кукол с разными бантами (красным, белым, синим). Для этого надо каждой кукле нужно выбрать свою одежду (вся одежда перемешана). Наглядное пособие для ребенка с синдромом дауна

10. Игра «подбери цветок» (по цвету к вазе, можно по размеру)

11. Игра «Принеси столько же». • отсчитать столько же грибков, сколько положено карандашей и т.д. Целесообразно использовать природный материал: шишки, цветы, листья и т.д.

Читайте также:  Что такое синдром апноэ сна

12. Игра «Сделай узор». Взрослый предлагает ребенку сделать узор из геометрических фигур: квадратов, треугольников, кругов, овалов, прямоугольников. Предъявляется образец — аппликация. Чтобы облегчить ребенку выполнение задания, заранее нарисовать в нужных местах контуры фигур, которые ребенку нужно будет приклеить.

13. Игра «Матрешки». Взрослый предлагает ребенку разобрать матрешку (трехмерную), показывает большую, среднюю и маленькую. Потом взрослый поет песенку, а ребенок производит с матрешками танцевальные движения.

14. Игра «Воздушные шары». Нужно разложить к ниточкам шар определенного цвета.

15. Игра «Построим башню». Взрослый и ребенок строят башню. Взрослый дает ребенку возможность убедится на собственном опыте, что для того, чтобы башня была устойчивой, внизу должен быть самый большой кубик, выше — меньше, а еще выше — совсем маленькие. Для сравнения по величине кубики надо прикладывать друг к другу.

16. Игра «Покажи по–разному». «Высокий — низкий» — ребенок идет под звук бубна по кругу вместе с взрослым. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем проходить ворота. Если скажу, что ворота высокие, ты продолжаешь идти так же, как сейчас, а если я скажу «ворота низкие», то нужно наклониться». «Быстро — медленно» — ребенок под разное звучание бубна идет то медленно, то быстро. «Лево — право» — взрослый предлагает ребенку: Влево пойдешь, под стулом игрушку найдешь, вправо пойдешь, за шкафом игрушку найдешь.

17. Игры с мозаикой. • «Курочка с цыплятками» Ребенок кладет одну белую фишку — курочка и за нею желтые фишки — цыплятки, дорожка должна быть ровной. Вместе с взрослым считают количество цыплят, и читают стишок: Вышла курочка гулять,

С нею желтые цыплятки.

Квохчет курочка «Ко-ко»

Не ходите далеко.

• «Елочки и грибочки». Ребенок чередует фишки «елочка-грибочек-елочка-грибочек» и так далее. Елочка — зеленые фишки, грибочек — желтые фишки.

18. Игра «Огород». • Взрослый и ребенок «едут на огород», взрослый дает ребенку задание собрать в огороде овощи по цвету или по форме, сопровождая стихотворением.

19. Игра «Волшебный мешочек».

Игры на развитие начальных навыков счета и чтения.

20. Взрослый и ребенок идут по лестнице: Ступенька первая — один — здесь мы постоим. Ступенька — два — зажмурим-закроем мы глаза. В быту, в игре, на прогулке используем числительные «один», «два» (просьба: «Дай, пожалуйста, одно яблоко»; «Возьми на прогулку один мяч» и т.д.). Музыкальный алфавит с картинками на каждую букву. Периодически подходите к нему и играйте: «Где машинка? Правильно! Это буква «М». Молодец!» Буквы написаны, а мы их произносим звуками, поэтому говорим ребенку только звуком: «м», «п», «с» и т.д.

21. Комментированное рисование. Взрослый на глазах ребенка создает рисунок, комментируя свои действия. Можно пойти от рисунка ребенка. Например, ребенок начиркает палочки, взрослый их выровнял: «Это забор, а за забором курочка спряталась, вот ее лапки, их две, у всех птичек две ноги. А на верху, видишь, голова курочки? Она кричит: ко-ко-ко. Кому она это кричит, как, малыш? А цыпляток своих зовет, вот они к маме бегут». Польза от такой работы огромная — развивается речь, ведь только, что вы рисуете, тут же комментируете, развивается воображение, перед ребенком демонстрируется цепочка событий, ребенок внимателен, а что же будет дальше? И, конечно, развивается память, потому что после окончания работы можно вернуться к рисунку и пережить произошедшее событие вместе с ребенком.

Читайте также:  Что такое синдром арнольда киари 1

Роль сенсорного воспитания.

  • способствует развитию интеллекта ребенка

  • систематизация знаний, которые ребенок получает из внешней среды;

  • подготовка детей к восприятию мира

  • развивает воображение, наблюдение и внимательность

  • подготовка детей к будущей учебной деятельности

  • благоприятно влияет на обогащения словарного запаса

  • развивает различные виды памяти (зрительная, образная, слуховая, моторная).

На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется  рефлексия настроения и эмоционального состояния.

«Дерево чувств» – ребенку предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если он чувствует себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущает дискомфорт. 

Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.

Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а сама настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

Мы должны проявлять заботу, уважение, сострадание к детям с ОВЗ и закладывать эти важные качества в наших детях.

Коррекционное занятие для детей с ограниченными возможностями (синдром Дауна)

Обращаю внимание ребенка на то, что к нам пришли гости.

Сажаю Дашу на стульчик, перед зеркалом, прошу ее посмотреть на себя, улыбнуться.

-Даша, кто там?

Читаю стишок и дотрагиваюсь до его глаз, носа, рта, щек.

Глазки, глазки!

Где вы глазки?

Ротик, ротик!

Где ты ротик?

Носик, носик!

Где ты носик?

Щечки, щечки!

Где вы щечки?

-Молодец, Даша!

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Дашенька у нас хорошая,

Дашенька у нас пригожая.

— Дашенька, давай мы сегодня пойдем в гости к кукле Кате. Ой, Даша, посмотри, здесь течет ручей и чтобы не намочить ножки, давай построим дорожку (в коробке лежат кирпичики).

— Дашенька, принеси самый большой кирпичик, поставь его вот сюда, а другой рядом.

-Молодец! И еще один кирпичик поставь рядом.

-Умница, Даша.

-Вот какая хорошая у нас получилась дорожка. Вставай на дорожку, пойдем по ней.

Даша, Даша, маленькая,

Дашенька удаленькая,

Пойди по дорожке,

Топни, Даша, ножкой.

-Вот мы и пришли. Где кукла Катя?

-Вот куколка. Молодец!

-Давай поздороваемся с Катей. Дай ей руку. Молодец, Даша!

Вот красивая игрушку,

Наша куколка Катюша.

Может хлопать, может петь,

Кто желает посмотреть?

-Посмотри, какие красивые колечки у куколки.

Давай с ними поиграем. Сними колечки со стержня.

-Молодец, Даша, посмотри какие красивые колечки.

-Ой, посмотри, я уронила колечки, и они рассыпались. Давай соберем их.

Вы колечки покружитесь,

Нашей Даше покажитесь.

-Молодец, Дашенька, собрала колечки. Давай мы их наденем на стержень.

-Молодец!

-Я для Кати принесла красивые колечки. Я с колечками играла и колечки потеряла. Вот одно колечко осталось. Дашенька, помоги мне найти колечки. На столе стоят 3 миски. В 1-пшено, во 2-фасоль, в 3-вода.

-Будем мы с песком играть и колечки там искать. Ребенок отпускает руки в пшено, ищет и находит колечко.

-Пойдем еще колечки искать. Вот фасоль и здесь мы колечко найдем.

То же самое с водой.

-Молодец! Все колечки достала. Давай Катеньку нарядим, все колечки ей на руки наденем.

Наша Катя захотела погулять. Поможем ей собраться на прогулку. Ребенок выбирает шапку, сапожки, свитер такого же цвета, что и платье куклы.

Давай скажем Кате до свидания. Похвалить ребенка.

12

Источник