Наглядное пособие для ребенка с синдромом дауна
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №22 «Рябинушка» с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников
623640 Свердловская обл, Талицкий р-н, г. Талица, ул. Володарского, 8 тел.: 2, 2-18-30
Сенсорное воспитание ребенка с синдромом Дауна
Разработано: учитель-логопед
Зырянова Т. С.
Талица, 2016
Пособие включает краткую характеристику ребенка с синдромом Дауна; задачи и роль сенсорного воспитания; а также примеры игр по его развитию. В конце пособия представлено коррекционное занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна).
Адресовано работникам дошкольных учреждений и родителям детей с ОВЗ.
Разработчик: Зырянова Т. С.
Ребенок, каким бы он ни был — прежде всего, уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права.
Количество детей с ОВЗ возрастает с каждым годом.
Образование лиц с ОВЗ является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.
Я хочу немного рассказать о детях с синдромом Дауна и о работе с ними.
Синдром Дауна — заболевание, возникающее в результате генетической аномалии, при которой в организме человека появляется дополнительная хромосома в 21 паре.
Характеристика:
монголоидный разрез глаз;
кожная складочка у внутренних уголков глаз (эпикантус), широкая переносица;
чуть меньше нормы размер ротовой полости;
на ножках увеличено расстояние между первым и вторым пальцами,
немного увеличен язык, из-за чего детки часто его высовывают;
уплощённый затылок
Поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
У детей с синдромом Дауна нарушения в развитии проявляются
с первых месяцев жизни.
речь появляется поздно, понимание речи недостаточное,
словарный запас бедный;
трудности в освоении речи, связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха;
низкое слуховое восприятие и умение слушать;
часто говорят быстро или отдельными последовательностями слов, без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга;
значительные затруднения в формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств;
глубокое недоразвитие речи ;
не умеют и не могут интегрировать свои ощущения — одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать;
несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранной;
большинство из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью;
у многих детей с синдромом Дауна характерна хорошо развитая механическая память и наблюдательность.
особенности зрительного восприятия;
Работа по активизации компенсаторных механизмов у «солнечных детей» опирается на сильные стороны их развития:
• относительная сохранность эмоций;
• сохранность зрительно-двигательного восприятия;
• достаточно высокий уровень имитационных способностей;
• относительная сохранность тактильной чувствительности;
• сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания;
• сохранность эмоциональной памяти.
Сенсорное развитие детей с нарушениями интеллекта имеет исключительную практическую важность
Занятия с детьми с синдромом Дауна должны быть четко структурированы и проводятся в игровой форме. Игровой метод проведения занятий быстро организует и активизирует деятельность детей. В занятиях очень важна систематичность. Только многократное повторение ребенком заданий дает желаемый результат. Упражнения, в большинстве своем, должны носить подражательный характер, т.к. у ребенка с синдромом Дауна очень развиты эти способности, и он очень многое учится делать по наглядному показу, на основе зрительно слухового восприятия. Занятия проходят с постепенным усложнением условий и учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Сенсорное воспитание является, с одной стороны, основой для формирования у ребенка всех психических процессов — внимания, памяти, сферы образов-представлений, мышления, речи и воображения; с другой — оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности — предметной, игровой, продуктивной, трудовой (А.А. Катаева, 1978).
Педагогам важно помнить, что с детьми с синдромом Дауна надо работать, не теряя с ним визуального и ситуативного контакта, накапливая и обобщая практический и чувственный опыт ребенка.
Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия.
ЗАДАЧИ:
Сенсорное воспитание:
• обучение восприятию отдельных предметов, выделяя их из общего фона;
• обучение различению свойства и качества предметов: мягкий — твердый, мокрый — сухой, большой — маленький, громкий — тихий;
• обучение определению выделенного свойства словесно в пассивной форме;
• формирование поисковых способов ориентировки — пробы при решении игровых и практических задач;
• создание условий для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности — в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).
Средства
Разноцветные флажки, ленточки, мячи, шары, кубики, кирпичики, тесьма, мешочки; надувные мячи (большие, средние и маленькие); разнообразные матрешки (от трехместных до восьмиместных); пирамидки разного размера и разной конструкции; игрушки, неваляшки разного размера; различные музыкальные инструменты; магнитофон; записи различных мелодий; набор муляжей, банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек; коробки-вкладыши разных размеров; шароброс с шарами двух размеров; трафареты; различные доски Сегена; логический куб; дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и т.п.); мелкие игрушки животных и их детенышей; наборы сыпучих материалов (горох, речной песок, крупа); разрезные картинки; тактильная дорожка; центр воды и песка.
Сенсорное воспитание. Примеры игр.
Игра «Что катится?» Взрослый предлагает ребенку докатить до игрушечных ворот кубик и шарик. Что легче катится? Почему? Потому, что у кубика острые углы, а шарик гладкий. Нарисуйте с ребенком круг и квадрат.
2. Игра «Сверни ленту». Предлагаем ребенку свернуть ленты на стержне (разная длина). Какую ленту быстрее сворачивать (длинную или короткую)? Развернуть ленты, наложить друг на друга и сравнить их по длине.
3. Игра «Большие и маленькие». Взрослый говорит, что к ним в гости пришла кукла и просит сделать для нее бусы. Дает ребенку большие бусинки и маленькие и просит нанизать сначала большую бусинку, потом маленькую и т.д.
4. Игра «Собирание пирамиды»
5. Игра «Какой мяч больше?»
6. Игра «Круг, квадрат». По пять картонных кругов и квадратов одного цвета. Взрослый просит ребенка разложить в разные стороны круги и квадраты (действуя методом наложения круга на круг, квадрата на квадрат).
7. Игра «Светофор».
8. Игра «Поручение». Взрослый говорит ребенку, что нужно сделать, например: 1) Большую собаку напои водой из большой миски; 2) Поставь матрешку рядом с красным мячиком; 3) Потанцуй вместе с большой куклой; и др.
9. Игра «Одень свою куклу». Взрослый рассаживает на стульчиках кукол с разными бантами (красным, белым, синим). Для этого надо каждой кукле нужно выбрать свою одежду (вся одежда перемешана).
10. Игра «подбери цветок» (по цвету к вазе, можно по размеру)
11. Игра «Принеси столько же». • отсчитать столько же грибков, сколько положено карандашей и т.д. Целесообразно использовать природный материал: шишки, цветы, листья и т.д.
12. Игра «Сделай узор». Взрослый предлагает ребенку сделать узор из геометрических фигур: квадратов, треугольников, кругов, овалов, прямоугольников. Предъявляется образец — аппликация. Чтобы облегчить ребенку выполнение задания, заранее нарисовать в нужных местах контуры фигур, которые ребенку нужно будет приклеить.
13. Игра «Матрешки». Взрослый предлагает ребенку разобрать матрешку (трехмерную), показывает большую, среднюю и маленькую. Потом взрослый поет песенку, а ребенок производит с матрешками танцевальные движения.
14. Игра «Воздушные шары». Нужно разложить к ниточкам шар определенного цвета.
15. Игра «Построим башню». Взрослый и ребенок строят башню. Взрослый дает ребенку возможность убедится на собственном опыте, что для того, чтобы башня была устойчивой, внизу должен быть самый большой кубик, выше — меньше, а еще выше — совсем маленькие. Для сравнения по величине кубики надо прикладывать друг к другу.
16. Игра «Покажи по–разному». «Высокий — низкий» — ребенок идет под звук бубна по кругу вместе с взрослым. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем проходить ворота. Если скажу, что ворота высокие, ты продолжаешь идти так же, как сейчас, а если я скажу «ворота низкие», то нужно наклониться». «Быстро — медленно» — ребенок под разное звучание бубна идет то медленно, то быстро. «Лево — право» — взрослый предлагает ребенку: Влево пойдешь, под стулом игрушку найдешь, вправо пойдешь, за шкафом игрушку найдешь.
17. Игры с мозаикой. • «Курочка с цыплятками» Ребенок кладет одну белую фишку — курочка и за нею желтые фишки — цыплятки, дорожка должна быть ровной. Вместе с взрослым считают количество цыплят, и читают стишок: Вышла курочка гулять,
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курочка «Ко-ко»
Не ходите далеко.
• «Елочки и грибочки». Ребенок чередует фишки «елочка-грибочек-елочка-грибочек» и так далее. Елочка — зеленые фишки, грибочек — желтые фишки.
18. Игра «Огород». • Взрослый и ребенок «едут на огород», взрослый дает ребенку задание собрать в огороде овощи по цвету или по форме, сопровождая стихотворением.
19. Игра «Волшебный мешочек».
Игры на развитие начальных навыков счета и чтения.
20. Взрослый и ребенок идут по лестнице: Ступенька первая — один — здесь мы постоим. Ступенька — два — зажмурим-закроем мы глаза. В быту, в игре, на прогулке используем числительные «один», «два» (просьба: «Дай, пожалуйста, одно яблоко»; «Возьми на прогулку один мяч» и т.д.). Музыкальный алфавит с картинками на каждую букву. Периодически подходите к нему и играйте: «Где машинка? Правильно! Это буква «М». Молодец!» Буквы написаны, а мы их произносим звуками, поэтому говорим ребенку только звуком: «м», «п», «с» и т.д.
21. Комментированное рисование. Взрослый на глазах ребенка создает рисунок, комментируя свои действия. Можно пойти от рисунка ребенка. Например, ребенок начиркает палочки, взрослый их выровнял: «Это забор, а за забором курочка спряталась, вот ее лапки, их две, у всех птичек две ноги. А на верху, видишь, голова курочки? Она кричит: ко-ко-ко. Кому она это кричит, как, малыш? А цыпляток своих зовет, вот они к маме бегут». Польза от такой работы огромная — развивается речь, ведь только, что вы рисуете, тут же комментируете, развивается воображение, перед ребенком демонстрируется цепочка событий, ребенок внимателен, а что же будет дальше? И, конечно, развивается память, потому что после окончания работы можно вернуться к рисунку и пережить произошедшее событие вместе с ребенком.
Роль сенсорного воспитания.
способствует развитию интеллекта ребенка
систематизация знаний, которые ребенок получает из внешней среды;
подготовка детей к восприятию мира
развивает воображение, наблюдение и внимательность
подготовка детей к будущей учебной деятельности
благоприятно влияет на обогащения словарного запаса
развивает различные виды памяти (зрительная, образная, слуховая, моторная).
На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.
«Дерево чувств» – ребенку предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если он чувствует себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущает дискомфорт.
Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а сама настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
Мы должны проявлять заботу, уважение, сострадание к детям с ОВЗ и закладывать эти важные качества в наших детях.
Коррекционное занятие для детей с ограниченными возможностями (синдром Дауна)
Обращаю внимание ребенка на то, что к нам пришли гости.
Сажаю Дашу на стульчик, перед зеркалом, прошу ее посмотреть на себя, улыбнуться.
-Даша, кто там?
Читаю стишок и дотрагиваюсь до его глаз, носа, рта, щек.
Глазки, глазки!
Где вы глазки?
Ротик, ротик!
Где ты ротик?
Носик, носик!
Где ты носик?
Щечки, щечки!
Где вы щечки?
-Молодец, Даша!
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Дашенька у нас хорошая,
Дашенька у нас пригожая.
— Дашенька, давай мы сегодня пойдем в гости к кукле Кате. Ой, Даша, посмотри, здесь течет ручей и чтобы не намочить ножки, давай построим дорожку (в коробке лежат кирпичики).
— Дашенька, принеси самый большой кирпичик, поставь его вот сюда, а другой рядом.
-Молодец! И еще один кирпичик поставь рядом.
-Умница, Даша.
-Вот какая хорошая у нас получилась дорожка. Вставай на дорожку, пойдем по ней.
Даша, Даша, маленькая,
Дашенька удаленькая,
Пойди по дорожке,
Топни, Даша, ножкой.
-Вот мы и пришли. Где кукла Катя?
-Вот куколка. Молодец!
-Давай поздороваемся с Катей. Дай ей руку. Молодец, Даша!
Вот красивая игрушку,
Наша куколка Катюша.
Может хлопать, может петь,
Кто желает посмотреть?
-Посмотри, какие красивые колечки у куколки.
Давай с ними поиграем. Сними колечки со стержня.
-Молодец, Даша, посмотри какие красивые колечки.
-Ой, посмотри, я уронила колечки, и они рассыпались. Давай соберем их.
Вы колечки покружитесь,
Нашей Даше покажитесь.
-Молодец, Дашенька, собрала колечки. Давай мы их наденем на стержень.
-Молодец!
-Я для Кати принесла красивые колечки. Я с колечками играла и колечки потеряла. Вот одно колечко осталось. Дашенька, помоги мне найти колечки. На столе стоят 3 миски. В 1-пшено, во 2-фасоль, в 3-вода.
-Будем мы с песком играть и колечки там искать. Ребенок отпускает руки в пшено, ищет и находит колечко.
-Пойдем еще колечки искать. Вот фасоль и здесь мы колечко найдем.
То же самое с водой.
-Молодец! Все колечки достала. Давай Катеньку нарядим, все колечки ей на руки наденем.
Наша Катя захотела погулять. Поможем ей собраться на прогулку. Ребенок выбирает шапку, сапожки, свитер такого же цвета, что и платье куклы.
Давай скажем Кате до свидания. Похвалить ребенка.
12
Источник