Мышление у детей с синдромом дауна

Мышление у детей с синдромом дауна thumbnail

Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста

с синдромом Дауна

Бондарева Юлия Андреевна

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Специальность 44.02.04 Специальное дошкольное образование, 4 курс
Научный руководитель – Гаевая Елена Витальевна

Аннотация: Развитие мышления у дошкольников- это основной психологический процесс, который тесно связан с развитием речи ребенка. В дошкольном возрасте дети способны осваивать знания об окружающем их мире. Чем больше дети знают синонимов и характеристик объектов, тем более развитыми они являются.

 Мышление в детском возрасте развивается постепенно, у каждого ребенка свои индивидуальные особенности, но по теории наглядно-действенный вид мышления преобладает в возрасте от 3 до 4 лет; наглядно-образный становится активным у детей старшей 4 лет и словесно-логическое осваивается детьми в возрасте 5-6 лет.

Ключевые слова: мышление, особенности мышления, ребенок, синдром Дауна.

Мышление- это форма познавательной деятельности человека, неразрывно связанная с речью. Мышление возникает на основе практической деятельности, поэтому у детей все психические процессы развиваются постепенно. У ребенка дошкольного возраста в норме, этот психический процесс, зависящий от обучения, развивается постепенно и последовательно. К 6-7 годам ребенок уже умело использует факты, обобщает их и приходит к верным предположениям. [2]

Ребенок с синдром Дауна — это ребенок с генетической патологией, врожденной хромосомной аномалией. У таких детей кариотип представлен 47 хромосомами, вместо нормальных 46. Слово «синдром» означает набор признаков или характерных черт. Сейчас мы рассмотрим такую характерную черту, как познавательный психические процесс, а конкретнее –мышление.

«Наличие дополнительной хромосомы обуславливает появление ряда физиологических особенностей, вследствие которых ребёнок будет медленнее развиваться и несколько позже своих ровесников проходить

общие для всех детей этапы развития. Малышу будет труднее учиться, и все же большинство детей с синдромом Дауна могут научиться ходить, говорить, читать, писать, и вообще делать большую часть того, что умеют делать другие дети», — так выражаются работники благотворительного фонда «Даунсайд ап». Я согласна с данным высказыванием, потому что дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети.

Последние научные работы опровергают многие сделанные ранее заключения, в том числе, утверждение, что дети с синдромом Дауна обычно имеют сильно выраженное или глубокое отставание в умственном развитии. В соответствии с данными современных исследований, степень отставания большинства детей с синдромом Дауна находится в пределах от лёгкой до средней. Интеллектуальную деятельность некоторых детей можно назвать пограничной или находящейся в пределах между низкой и средней, и только совсем немногие дети имеют сильно выраженную задержку интеллектуального развития. Из этого следует, что у детей с синдромом Дауна умственные возможности могут колебаться в широком диапазоне. На основании последней информации можно заключить, что сейчас на будущее детей с синдромом Дауна можно, безусловно, взглянуть более оптимистично, чем когда-либо раньше.

Изучение опыта специалистов и родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, убеждает в том, что уровень возможностей этих детей должен оцениваться только индивидуально. Поэтому любые обобщения (относительно какого-либо качества, свойства, способности) являются принципиально ошибочными, поскольку знание физического или психического состояния индивида нельзя отрывать от понимания его индивидуальности. Сегодня совершенно ясно, что при обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо

опираться на его более сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества.

Общие принципы обучения «особенных детей» разработаны на основе современных представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом специфических особенностей, присущих детям с синдромом Дауна. К ним относятся:

Медленное формирование понятий и становление навыков:

  • • cнижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
  • • необходимость большого количества повторений для усвоения материала;
  • • низкий уровень обобщения материала;
  • • утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.
  1. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:
  • • трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом;
  • • сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами, т. е. однотипными, заученными многократно повторяемыми действиями;
  • • трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками предмета, или выполнения цепочки действий;
  • • нарушения планирования действий.
  1. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.
  2. Особенностью предметно- практического мышления, характерного для дошкольного возраста, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность). Наилучшие результаты дает зрительно- телесный анализ, т. е. лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.
  3. Нарушение сенсорного восприятия, что бывает связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха. [1]

Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем, и темпы их развития также могут существенно различаться. Поэтому к каждому ребенку нужно найти индивидуальный подход для развития его мышления.

На уровень мышления влияет глубокое недоразвитие речи у таких детей. Например: выраженные повреждения артикуляционного аппарата, заикание и т.д. Из- за особенностей в речи, у дошкольников с синдромом Дауна, снижены познавательные способности. Если что-то в познавательных процессах, у детей, не так, то есть нарушение мышления. Нужно во время заметить эти проблемы и попытаться скорректировать их.

При выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.) некоторые дети с синдромом Дауна могут показывать те же результаты, что и другие воспитанники детских садов общеобразовательного вида. Как ранее было замечено, в формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств дети с

синдромом Дауна испытывают значительные затруднения. Дети труднее переносят навыки и знания из одной ситуации на другую. Абстрактные понятия, такие как- смелость, злость, дружба, недоступны для понимания. Также может быть затруднено умение решать возникшие практические проблемы. Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений, лежащих в основе мыслительной деятельности делают для многих детей с синдромом Дауна невозможным дальнейшее познание окружающего мира, социума.

Мышление детей с синдромом Дауна поверхностное, примитивное, нарушена способность сравнивать, обобщать. Такие дети не могут сразу переключиться на другой вид работы. Ориентировка в окружающем примитивна. Запас сведений очень ограничен: в пределах привычных, знакомых представлений и понятий, но, зато, дети обладают хорошими способностями к визуальному обучению (например: им не сложно выучить и использовать написанный текст)

Факторы, затрудняющие развитие:

— Отставание в моторном развитии — в развитии тонкой и общей моторики;

— Возможные проблемы со слухом и зрением;

— Проблемы с развитием речи;

— Слабая кратковременная слуховая память;

— Более короткий период концентрации внимания;

Поэтому ребенку с болезнью Дауна для развития необходимо очень много стимулов — чтобы что-то делать, в чем-то упражняться, учиться. Им постоянно нужна помощь и поддержка родителей и близких. Большинство специалистов убеждено, что дошкольников с таким синдромом можно научить практически всему, главное — заниматься ими, верить в них, искренне радоваться их успехам. Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна — не лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в «обычную» жизнь — общение с близкими и сверстниками, учеба и занятия в кружках и секциях. На Западе это называют «интегрированным образованием»: малыши посещают обычные детские сады и школы, где обучаются по особому (составленному индивидуально) учебному плану. Дети с синдромом Дауна дошкольного возраста имеют не только слабые, но и сильные стороны, и, соответственно, нуждаются не столько в упрощенной, сколько в индивидуальной программе обучения!

Библиографический список:

  1. Глуханюк, Н.С. Общая психология [Текст]: учебное пособие / Н.С. Глуханюк, А.А. Печеркина, С.Л. Семенова.- Академия, 2009.- С. 93-97.
  2. Головач, Ю.И. Курсовая работа: Мышление старших дошкольников [Электронный ресурс] / Ю.И. Головач.- Режим доступа: https://www.ronl.ru/kursovyye-raboty/psikhologiya/263346/

Источник

Как Вы думаете, у кого мыслительный процесс протекает интенсивнее, у взрослого или маленького ребенка?

Понаблюдайте за своим малышом, но не просто отстраненным взглядом, отбросьте и возмущение тем беспорядком, который он создал вокруг себя. Посмотрите на ребенка так, как он смотрит на мир — пытаясь понять смысл происходящего. Вы вдруг поймете, что рядом с вами человек, делающий одно открытие за другим, пытающийся понять причины происходящего, последовательность и взаимосвязь событий. Этот человек, пробует, экспериментирует, ошибается и снова пробует. Этот неутомимый исследователь — ваш малыш.

Как помочь маленькому человечку, познавать и исследовать мир?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно знать этапы развития мышления. Тогда, создавая подходящие ситуации, мы сможем стимулировать развитие мыслительного процесса уже на самых ранних стадиях.

На первом этапе развития мышления главную роль в умственном развитии играют ощущение и восприятие ребенка. Этот этап получил название наглядно-действенного или конкретно чувственного.

  • Действия, которые младенцы производят с игрушками, хаотичны и не зависят от назначения предметов. Многократно повторяя их, младенец иногда достигает результата, который доставляет ему удовольствие (например, слышит звук, который издает погремушка, когда он по ней ударяет).
  • Постепенно движения малыша становятся целенаправленными. Теперь он ставит перед собой цель (например, ударить по игрушке, чтобы она загремела) и знает, как это сделать. У вашего малыша должна быть возможность дотянуться до висящих перед ним игрушек.

На этом этапе ребенка ждет еще одно открытие. Оказывается, люди и предметы, исчезая из поля зрения, продолжают существовать. Разные виды игр в прятки помогут им понять это, многократное повторение одного и того же действия научат их предвидеть, что произойдет дальше.

Ребенок становится все более любознательным исследователем: он трогает руками кашу, размазывает ее по столу, бросает на пол ложку или выбрасывает из манежа игрушки. Малышу важно, как падают предметы, какой они издают при этом звук, и многое другое, что взрослыми уже давно не воспринимается, как что-то новое и интригующее. Ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными предметами; он может перестроить способы достижения цели в случае изменения ситуации. Это начало истинно мыслительной деятельности Для решения практических задач он использует метод проб и ошибок. На этом этапе очень важно дать ребенку возможность совершать эти ошибки. Не старайтесь научить его всему, дайте возможность сделать самостоятельный вывод. 

Последовательность совершенствования процесса мышления можно продемонстрировать на заданиях «Почтовый ящик» или «Доска Сегена», когда нужно подобрать формочку к отверстию.

1 уровень — использование «метода силы»- фигурка не входит в отверстие, ребенок изо всех сил давит на нее. Предложите ему попробовать соседнее отверстие, обрадуйтесь вместе с ним, если фигурка попадет в окошечко.

2 уровень — «метод удачной дырки» — малыш запомнил, к какому отверстию подошла фигурка. Теперь он старается опускать фигурки только в нее. Это очень важный вывод, из которого следует, что отверстия разные. Помогите малышу понять, что значение имеет и фигурка. Чередуйте две фигурки, пока малыш не поймет, что для каждой из них есть свое отверстие. 

3 уровень — «метод проб и ошибок» — ребенок берет фигурку и последовательно пробует протолкнуть ее в отверстия, пока его попытки не достигнут цели. Поощряйте его пробы, говоря: «Попробуй опустить сюда! Не получилось? — теперь попробуй это окошечко».

4 уровень — на этом этапе дети проделывают действия не только с реальными, предметами, но и с их образами; эти мыслительные операции позволяют решать практические задачи, уже не прибегая к методу проб и ошибок. Ребенок смотрит на фигурку, на отверстие и мысленно соотносит их, потом сразу выполняет задание. Этот этап является первым шагом в переходе от конкретно-чувственного (наглядно-действенного) к образному мышлению. Это длительный процесс, и, в случае затруднений, дети снова прибегают к помощи проб. Для них необходим элемент поиска, без которого им пока никак не обойтись.

Интересно, что и у взрослых людей, обладающих хорошо развитым формально-логическим мышлением, бывают ситуации, когда они поступают аналогичным образом, т.е., используют для решения задач метод проб и ошибок. Это значит, что с возникновением более высокой формы мышления простые не исчезают, но отходят на задний план., оставаясь фундаментом высокоорганизованной мыслительной деятельности.

Все это говорит о значимости наглядно действенного периода для развития ребенка. Вернемся к нашему примеру: Можно сразу обучить ребенка выполнять задание, зрительно соотнося фигурку и отверстие. Он гораздо быстрее научится выполнять задание, но не научится думать!

Приведем пример нескольких ситуаций, создав которые, Вы поможете ребенку пробовать, сопоставлять, делать выводы и использовать их в реальной жизни.

  •  Игрушка, книжка или другой предмет, интересующий малыша, лежит высоко на столе, чтобы достать его нужно залезть на стульчик.
  •  Стульчик, на который уже научился залезать малыш, стоит не рядом со столом, его нужно принести.
  •  На стульчике лежит коробка, она мешает залезть на стульчик. Ее нужно предварительно снять.
  •  Для того, чтобы достать игрушку со стола или из-под кровати можно использовать лопатку, клюшку.
  •  Если ребенок уже научился использовать орудие для достижения цели, предложите ему выбор, возможно лопатка окажется слишком короткой, или малыш поймет, что клюшка более удобна.

Все эти и подобные им ситуации не нужно выделять в особое задание. Они должны быть естественной частью игры и повседневной жизни.

Что делать если малыш сам не смог догадаться, как выполнить задание, и Вы помогли ему, показав или объяснив словами способ выполнения?

После того как ребенок выполнил задание с вашей помощью, многократно создавайте подобные ситуации. Чем увереннее будет выполнять их ваш малыш, тем больше усложняйте их. Учитывайте при этом то, что слишком сложное задание может вызвать отказ.

Мы уверены, что никто, кроме Вас, не сможет лучше придумать интересные и забавные задания, которые доставят Вам и Вашему малышу много приятных минут.

Удачи Вам!

Источник

Начало статьи: Дети с синдромом Дауна

Характер этого процесса зависит от врождённого потенциала ребенка, от качества окружающей среды и возможностей для учебы, которые она ему даёт. Каждый ребёнок уникален, каждый обладает своим потенциалом и опытом. Психологи, такие как Самерофф и Чандлер (1975) обращали внимание на то, что развитие происходит во взаимодействии, т. е. дети являются активными исследователями и учениками, они оказывают влияние на мир вокруг себя и подвергаются влиянию с его стороны, особенно со стороны людей, с которыми они общаются (см Sameroff, 1987).

Ум ребёнка — то, что ребёнок знает, о чём он думает и размышляет, — развивается со временем; мозг каждого ребёнка уникален, он содержит определённый опыт и знания, которые у него была возможность приобрести, но развитие ребенка, помимо прочего, зависит от того, насколько хорошо он помнит свой опыт и насколько хорошо может им распорядиться. Мышление, запоминание и обдумывание психологи называют когнитивным процессом, и именно способность к этому определяет интеллект ребёнка. Психологи Выготский и Брюнер проиллюстрировали социальную природу детского когнитивного развития, показав что обучение в основном происходит во время социального взаимодействия с взрослыми и детьми, и качество этого взаимодействия влияет на прогресс ребёнка (см. Schaffer, 1992).

Как и развитие всех маленьких детей, развитие детей с особыми потребностями зависит от качества их опыта, социальных отношений и возможностей для обучения, которые они получают. Некоторые авторы утверждают, что развитие таких детей даже в большей степени зависит от качества окружающей среды в ранние годы, потому что они в меньшей степени способны компенсировать нехватку опыта самостоятельно (напр., Rauch et al., 1990). Теперь, имея в виду тот факт, что развитие динамично и основывается на взаимодействии, мы рассмотрим основные аспекты развития и влияние, которое на них оказывает синдром Дауна.

Первый год жизни

Социальное и эмоциональное развитие

Для всех детей развитие это процесс роста и освоения новых знаний и умений. С каждым днём, с каждой неделей возрастает их опыт отношений с миром, и они начинают этот опыт осознавать. Самый важный опыт в жизни маленьких детей — это контакт с людьми, которых они видят, слышат, чувствуют, обоняют, когда их берут на руки, кормят, купают, играют с ними. Не удивительно, что большинство детских реакций социальны, потому что они улыбаются и устанавливают контакт глазами при социальном взаимодействии со взрослыми, начиная с шести недель.

В этих ранних взаимодействиях они постепенно учатся общаться; они лепечут, а потом слушают и учатся убеждать другого человека ответить. Они также учатся интерпретировать чувства других людей, например, удовольствие, гнев, грусть, которые сопровождаются соответствующими выражениями лица, жестами и тоном голоса. Это начало обучения социально приемлемому поведению, тому, как влиять на других и понимать чувства.

Несмотря на то, что дети с синдромом Дауна могут немного позже начать улыбаться, устанавливать контакт глазами, соблюдать очерёдность, их развитие в первый год жизни в целом не отличается от обычного. Они проявляют интерес к людям, социально отзывчивы и восприимчивы, и эта тенденция хорошего социального и эмоционального развития и хорошего развития невербальных навыков общения обычно сохраняется и в последующие годы.

Развитие моторики

В первые месяцы жизни дети почти неподвижны, их движения и активность почти целиком зависят от других, но на четвертом месяце они начинают тянуться к предметам и трогать их, и это увеличивает их возможности узнать что-то об окружающем их физическом мире и научиться координировать взгляд и прикосновение. Потом начинают развиваться самостоятельные движения. Дети учатся переворачиваться, сидеть, ползать, потом лазить и ходить. Все эти достижения значительно расширяют мир ребёнка. Они учатся держать предметы, манипулировать ими, развивают координацию движений. Они могут идти и исследовать то, что хочется, быть с другими детьми или взрослыми. Весь этот опыт влияет на темп когнитивного развития — и в плане общения с физическим миром, и в плане социального взаимодействия.

Развитие моторики происходит медленнее у большинства детей с синдромом Дауна, а это, в свою очередь, ограничивает их ранний опыт и задерживает когнитивное развитие, поскольку они, как правило, учатся хватать, ползать и ходить позже, чем обычно. Программа соответствующих упражнений в первый год жизни поможет улучшить ситуацию и сведёт отставание к минимуму.

Зрительное изучение окружающего мира и зрительный контакт

Во второй половине первого года жизни дети начинают меньше времени своего бодрствования проводить, вовлекая окружающих в социальные игры, и больше времени посвящать изучению мира вокруг себя. Зрительное изучение среды в дополнение к большей подвижности позволяет детям больше узнавать об окружающем мире. В конце первого года для привлечения внимания взрослых они более активно начинают использовать контакт глазами, но теперь они это делают не для того, чтобы вовлечь взрослых в «беседу», когда, глядя друг на друга, они общаются лепетом.

Дети начинают использовать контакт глазами «референтно» — после того, как они привлекут внимание взрослого, установив контакт глазами, они снова возвращаются к тому, что они делали до этого или к тому, что вызывает у них интерес, то есть, контакт глазами используется для привлечения внимания взрослого к тому же предмету. К этому моменту взрослый, скорее всего, уже заговорит с ребёнком о том, что он делает или на что он смотрит, или включится в его занятие. Считается, что эти эпизоды совместных действий важны для когнитивного развития ребёнка. Это те случаи, когда взрослый показывает ребёнку, как делать что-то, чем ребёнок ещё не вполне овладел. Психологи называют этот процесс поддержкой усилий ребёнка чему-то научиться (scaffolding — строительные леса), и родители делают это совершенно естественно много раз в течение дня. Иногда родители разговаривают с детьми, называя слова, которыми описываются их действия, предметы, на которые они смотрят, то о чём они могут думать. Эти моменты важны для развития речи, и чувствительности матерей к этому может повлиять на темп развития словаря ребёнка (см. Harris, 1992).

Клифф Каннингем и его коллеги из центра Hester Adrian Манчестерского университета в Великобритании провели исследование навыков общения детей с синдромом Дауна в первый год жизни, которое показало, что, несмотря на хороший уровень социального контакта глазами и игр в лепет в середине года, в конце года эти дети не начинают больше времени посвящать зрительному исследованию мира и не переходят к референтному использованию контакта глазами для инициирования эпизодов совместных действий (см. Berger).

Это означает, что они, по-видимому, не могут изучать окружающий мир так же быстро, как другие дети их возраста, особенно, если учесть, что существует большая вероятность, что они будут менее мобильны, и их мелкая моторика будет менее развита. Это также означает, что у них, вероятно, гораздо меньше возможностей для освоения речевых навыков и получения помощи в игре. Обследования, проведённые в конце первого года, показывают, что социальная сфера развивается быстрее, чем когнитивная и языковая.

Второй год жизни

Развитие речи

Самый важный аспект развития на втором году жизни — это развитие речи. Большинство детей начинают произносить отдельные слова вскоре после того, как им исполняется год; первые десять слов набираются довольно медленно, со скоростью от одного до трёх слов в месяц. Затем скорость освоения новых слов резко возрастает, и в возрасте между 19 месяцами и 2 годами дети обычно усваивают примерно 25 слов в месяц. Скорость овладения новыми словами продолжает расти, и к пяти годам словарный запас обычного ребёнка превышает 2000 слов, у него появляется фразовая речь и владение большинством грамматических и синтаксических правил языка.

Однако стоит отметить, что скорость, с которой отдельные дети учатся говорить, может варьироваться. В одном исследовании, прослеживающем успехи 23 обычных детей в течение года, были определены три группы, различавшиеся по скорости освоения новых слов. «Средняя» группа состояла из 11 детей, которые выучили 23 слова за период времени, необходимый для достижения прогресса в один месяц (в соответствии с психическим возрастом), «быстрая» группа из восьми детей, выучивших 38 слов за тот же временной интервал, и «медленная» группа из четырёх детей, выучивших всего 5,6 слова (Miller et al, 1992).

Понимание речи

Прежде чем дети научатся пользоваться словами для общения, они должны научиться понимать их. Для того чтобы начать понимать значения слов, у детей должна быть возможность слышать эти слова в ситуациях, в которых они могут понять их значения или по действиям людей, или по тому, на что они указывают. Поэтому не удивительно, что первые 100 слов, которые начинают произносить разные дети, очень похожи, и это те слова, которые наиболее часто употребляются в контексте семейной жизни, слова, называющие знакомые предметы, действия и людей. Обучение речи — непростая задача, решение которой, в частности, зависит от наличия хорошего слуха, поскольку большинство детей учатся говорить на своём родном языке, слушая тех, кто в их среде разговаривает на нём. Дети с синдромом Дауна учатся понимать те же самые первые слова, что и другие дети, но это, как правило, происходит позже.

Экспрессивная речь

Если дети с синдромом Дауна не получают интенсивной помощи, направленной на развитие речи, они начинают произносить первые слова позже, иногда гораздо позже обычных детей. Даже если они получают эту помощь, они всё равно, вероятно, начнут произносить слова позже, но прежде чем они заговорят, они смогут пользоваться жестами. Исследования, особенно те, которые были проведены Джоном Миллером и его коллегами из университета Висконсин, США, показали, что из четверых детей трое отстают в произнесении слов, и это не даёт им возможности чётко передать то, что они хотят, хотя они знают, что хотят сказать.

Исходя из исследований Миллера, можно сказать, что примерно у 75% детей навыки экспрессивной речи начинают отставать от умения понимать речь в возрасте 18 месяцев. У оставшихся 25% детей уровень развития речи соответствует ожидаемому для их уровня понимания (Miller, 1988). Помимо эффекта снижения количества «совместных действий», который приводит к уменьшению возможностей для овладения речью, и только что рассмотренной задержки в произнесении слов и предложений, существует ряд других причин задержки в развитии речи. Среди них — потеря слуха и нарушения в слуховом восприятии.

Потеря слуха

У значительного числа детей с синдромом Дауна в раннем возрасте наблюдается потеря слуха. Согласно исследованию, проведённому в Манчестере, это число достигает 4 из 5 (Cunningham & McArthur, 1981). У большинства детей эти потери то появляются, то исчезают, и вызываются инфекционными заболеваниями среднего уха, которые его блокируют. Однако у незначительного числа детей с синдромом Дауна наблюдается нейро-сенсорная глухота, и это — уже навсегда. Очень важно регулярно проводить проверку слуха и проводить соответствующее лечение. Несмотря на широкое распространение информации о повышенном риске нарушений слуха, не все дети с синдромом Дауна получают адекватную помощь аудиологических служб или соответствующее лечение после обнаружения серьёзной потери слуха.

Возможно, значительная часть нарушений и задержек речевого и когнитивного развития, которые описаны в работах, посвященных исследованию способностей взрослых с синдромом Дауна, вызвана потерей слуха в раннем возрасте, в критическое для развития речи время. Это важная область, которую необходимо исследовать, так как долговременных исследований развития детей с синдромом Дауна, которые включали бы в себя информацию о состоянии слуха в течение детских лет, не существует.

Нарушение слухового восприятия

Информация о нарушении слухового восприятия исходит из наблюдений за детьми, использующими жесты. Например, Пат Ле Прево, первый логопед в Великобритании, которая исследовала результаты обучения детей с синдромом Дауна жестам, обнаружила, что одна из девочек показала жест «мышка», хотя было произнесено слово «мишка» (Le Prevost, 1986). Во время исследовании частотного диапазона у ребёнка не была выявлена потеря слуха, однако ей было трудно различать слова, которые звучали похоже. За выполнение этой функции отвечает соответствующий отдел головного мозга, а не слуховой аппарат.

Представьте себе трудности в освоении значений слов, с которыми может столкнуться ребёнок, которому трудно различать звуки. Слова «мышка», «мишка», «миска» могут звучать для него одинаково, но ведь они имеют совершенно разные значения. Как же тогда ребёнок начнёт понимать речь? Процент детей с синдромом Дауна, имеющих такого рода проблемы, пока не известен, но характер речевых проблем, демонстрируемых детьми с проблемами слухового восприятия, очень похож на характер типичных проблем детей с синдромом Дауна.

Язык жестов

После новаторской работы Пат Ле Прево в Оксфорде, впервые продемонстрировавшей пользу языка жестов для детей с синдромом Дауна, стали появляться исследования, подтверждающие важность его использования. Миллер показал, что, если детей учат пользоваться языком жестов, они получают возможность осваивать новые слова так же быстро, как и обычные дети (Miller et al., 1992). Разные дети осваивают слова с разной скоростью, как и обычные дети, которых он изучал; некоторые научаются быстрее, некоторые медленнее. Из 20 детей с синдромом Дауна 9 оказались в «средней» группе; они усваивали 23 слова за период времени, необходимый для достижения прогресса в один месяц, соответствующий психическому возрасту, а 11 были в «медленной» группе и учили около 6 новых слов в месяц. Несмотря на то, что никто из детей с синдромом Дауна не был в «быстрой» группе, их прогресс всё равно проходил в рамках «нормального» развития.

Некоторые из причин, по которым язык жестов является столь полезным для детей с синдромом Дауна, уже наверняка очевидны читателю. Если взрослые используют жесты в разговоре с детьми, это помогает уменьшить влияние потери слуха и проблем слухового восприятия, Обучение языку жестов поможет детям начать общаться, как только они научатся понимать, и таким образом, могут быть преодолены проблемы задержки развития речи. Когда дети овладевают речью, они обычно перестают пользоваться жестами и начинают использовать речь. Тем не менее, их необходимо поощрять продолжать использовать жесты для обозначения тех слов, которые им сложно произносить, так как это поможет окружающим понимать их.

Ещё один положительный аспект использования языка жестов заключается в том, что он облегчает процесс обучения человеку, взаимодействующему с ребёнком. Педагог (обычно родитель) учит жесты, соответствующие раннему словарю, который, как предполагается, ребёнок может понимать, и затем уделяет основное внимание обучению этих слов, подчёркивая их при общении с ребёнком, и тем самым, вероятно, облегчая ему задачу. Педагогу также необходимо убедиться, что ребёнок смотрит на него и видит жест, а это также способствует развитию хорошего контакта глазами, умения слушать и концентрировать внимание. На ребёнка накладываются дополнительные требования, связанные с тем, что ему приходится смотреть, чтобы выучить жест и понять, к какому объекту или действию он имеет отношение, но опыт свидетельствует, что дети с синдромом Дауна справляются с этими требованиями и получают пользу от применения жестов.

Источник