Монтессори дети с синдромом дауна
Интеграционные группы, в которых обучаются и развиваются дети от 8 месяцев до 18 лет с синдромом Дауна и с другими особенностями в развитии, наряду с обычными здоровыми детьми.
Что такое «Монтессори»
«Монтессори» — это образовательная система для детей, названная по имени создательницы, Марии Монтессори.
Кто такая Мария Монтессори?
Это женщина, чьё имя у всех на устах. Она — философ, учёный, педагог, психолог, медик, профессор антропологии и гигиены, а её портрет был напечатан на денежных купюрах наряду с королями и правителями.
В самом начале 20-го века она создала уникальную систему свободного воспитания детей. Мария Монтессори сумела доказать: дети учатся с увлечением, испытывают настоящее счастье познавательного труда, если только предоставить им свободу выбора, отнестись внимательно к их возрастным и индивидуальным способностям, перестать подгребать всех под общие стандарты. И с тех пор во всем мире открываются дошкольные группы и школьные классы, работающие по методу Марии Монтессори. Свободное образование становится все более популярным в разных странах и у разных народов.
Но в те времена Монтессори группа была экспериментом, который позже стал настоящим прорывом в образовании для многих стран в мире.
В чем особенность системы Монтессори?
Мария Монтессори начинала работать с очень сложными детьми — это были сироты, сильно отстававшие в развитии от своих сверстников. Результаты были ошеломляющие — эти дети не только догнали в развитии своих здоровых сверстников, но и по некоторым параметрам опередили их.
Мария Монтессори отследила и сформулировала законы, которым подчиняется развитие и формирование человека, его становление как неповторимой личности и его путь к самореализации. Первые группы, которые начали вести её последователи, посещали очень разные дети — они отличались по возрасту, состоянию здоровья, национальности и даже иногда разговаривали на разных языках.
В наше время система Марии Монтессори получила большое распространение в России. В Москве действует больше сотни центров и садов, для детей с 8 месяцев до 6 лет, которые так или иначе используют эту методику.
И тем не менее, здесь тоже есть свои проблемы, одна из которых — недоступность системы для тех, кому она предназначена.
Образование по системе Монстессори доступно не для всех детей
- Родители детей с синдромом Дауна не всегда могут привести своего ребёнка в группу, потому что все остальные начинают сторониться этого ребёнка, в некоторых случаях наотрез отказываясь находиться с ним в одном пространстве.
- Родители ребёнка иной национальности сталкиваются с обидными насмешками в свой адрес, также с нетерпимостью и зачастую негативным отношением, сформированном в нашем обществе различными предрассудками.
- Родители детей с физическими недостатками боятся, что их ребёнка не примут и будут сторониться, потому что он «не такой».
- Малообеспеченные семьи, живущие за чертой бедности, просто не могут позволить себе отвести ребёнка на занятия.
Мы решили изменить ситуацию
Впервые в нашем Центре создаётся интеграционная Монтессори-группа. Особенностью этой группы будет то, что дети с синдромом Дауна и с особенностями в развитии будут посещать эту группу наравне со здоровыми детьми.
Наша Монтессори-среда
2 кабинета, 4 комнаты и более 600 разновидностей материалов для детей от 1 года до 6 лет — центр «Радуга» обладает самой насыщенной и развивающей средой в ЮВАО, что официально подтверждено Ассоциацией Монтессори-Педагогов.
Наше решение
Мы, взрослые, собираем их под одной крышей, чтобы подарить им уникальный шанс стать свободными в выборе, добрыми, умеющими любить и принимать любовь, уверенными в себе и успешными людьми.
Сейчас детей, имеющих нарушения в здоровье, инвалидность или внешние физические недостатки называют детьми с особыми потребностями или «особенными детьми». К таким детям относятся настороженно, о них мало знают и их предпочитают избегать.
Мы уверены, что благодаря нашей работе люди станут толерантными, милосердными, высоконравственными, способными оказать помощь попавшим в трудную ситуацию, способными на искреннюю дружбу и свободный выбор, способными любить. Мы знаем, как это изменить!
Цели проекта
- Социализация детей с синдромом Дауна и других «особенных» детей;
- Формирование и укрепление навыков самостоятельности и самообслуживания у детей с синдромом Дауна;
- Развитие всех мозговых функций соответственно возрастным периодам детства;
- Пропаганда идей толерантности, терпимости и милосердия у всех активных участников проекта и пассивных наблюдателей.
Описание интеграционной группы
Формат работы интеграционные группы рассчитаны на детей от 8 месяцев до 7 лет. Дети до 3 лет посещают группу в сопровождении близкого взрослого или родителя, более старшие дети 3-7 лет могут находиться в группе самостоятельно. Вся работа разбивается на два этапа:
- Самые маленькие дети приходят в группу вместе со своей мамой.
- Дети начинают заниматься самостоятельно. Количество детей в группе — 8 человек. Количество педагогов в младшей группе 1, в старшей — 2.
Что даст проект «Солнечные дети» самим детям:
- Социальная адаптация, ребёнок будет уверенно чувствовать себя в обществе среди чужих людей;
- Развитие социальных и коммуникативных навыков;
- Развитие двигательной активности, владение своим телом, координация движений;
- Развитие мелкой моторики, сенсорных способностей;
- Развитие когнитивной сферы — внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
- Освоение математических символов и знаков;
- Подготовка к чтению и письму;
- Формирование навыков самообслуживания и ухода за окружающей средой.
Что даст проект «Солнечные дети» родителям и сопровождающим взрослым:
- Овладение приёмами взаимодействия со своим ребёнком;
- Умение замечать и принимать индивидуальные особенности своего ребёнка и других детей;
- Умение уважать желания и потребности ребёнка, быть активным участником в его жизни;
- Расширение знаний по развитию и воспитанию ребёнка;
- Уверенность в себе как в родителе, обретение новых отзывчивых друзей;
- Формирование толерантного отношения к людям, непохожим на большинство.
Что даст проект «Солнечные дети» сторонним наблюдателям:
- Все, кто увидит «особенных» детей, посещающих наш центр, осознают, что находиться рядом с такими детьми не страшно, что они в первую очередь тоже дети, как и их собственные.
- Возможно, кто-то изменит свои жизненные ценности и станет по-другому относиться к «особенным» людям.
- Посредством просветительской деятельности и наглядных примеров у очень многих людей разрушатся стереотипы о людях с синдромом Дауна.
- Ну и самое главное — взрослые люди станут терпимее, добрее и толерантнее, и обязательно передадут эти качества своим детям.
Продвижение проекта
В дальнейшем мы планируем вынести данный проект за пределы нашего центра, чтобы передать эту модель другим организациям, заинтересованным в привлечении внимания общества к острым социальным проблемам детей с синдромом Дауна и других детей, отличающихся от большинства.
Источник
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Каждому ребенку нужна защита. Ребенок с синдромом Дауна, еще более зависимое от участия взрослого существо. Его социальная поддержка, это целый комплекс проблем, связанных с выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество. К сожалению, на протяжении многих лет считалось, что этот диагноз безнадежен для дальнейшего развития личности. Что такой ребенок не обучаем, а попытки лечить данное «генетическое заболевание» были заранее обречены на провал.
Исследования зарубежных ученых показали, что систематическая ранняя педагогическая помощь детям с синдромом Дауна позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет процесс интеграции в общество.
Одной из первых программ «раннего вмешательства» в развитие детей со сложным дефектом, считается программа раннего обучения детей с синдромом Дауна. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», побуждает детей более полно взаимодействовать с окружающим миром, учиться! Детям с умственными и физическими нарушениями необходимо овладеть всеми навыками, которые нужны им в играх, общении с окружающими, в достижении максимально возможной независимости для интеграции в общество.
По мере взросления ребенка с синдромом Дауна усиливается его стремление приобрести уверенность в себе, быть самостоятельным. Самооценка человека прямо зависит от того, сможет ли он выполнить задание самостоятельно, сумеет ли довести начатое дело до конца.
Поэтому мы обратили внимание на педагогическую систему Марии Монтессори.
Центральным понятием педагогической системы Марии Монтессори является саморазвитие. Процессы саморазвития и самореализации определяют специфику цели гуманистического воспитания: «создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом».
Именно воспитание в педагогической системе Марии Монтессори целенаправленно формирует у детей способность саморегуляции поведения и способствует самовоспитанию, при этом саморегуляция поведения в педагогической системе Марии Монтессори происходит за счет самостоятельной работы ребенка с автодидактическими материалами.
Педагогическая система Марии Монтессори по всеобщему признанию входит в десятку лучших педагогик мира. Во многих странах она считается элитарной педагогикой.
ЦЕЛИ ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЫ:
— Адаптировать технологию М. Монтессори к условиям дома-интерната;
— Доказать эффективность ее применения в процессе обучения и воспитания детей с синдромом Дауна разного возраста;
— Улучшить качество жизни детей с синдромом Дауна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ НА 2010 год:
— Создать условия для адаптации технологии М.Монтессори в условиях детского дома-интерната №1;
— Разработать и внедрить новые формы диагностирования уровня развития каждого ребенка и планирования учебно-воспитательного процесса в соответствии с принципами технологии М. Монтессори;
— Внедрить в практику работы новые формы организации обучения детей
/»Круги», «Презентации», «Трехступенчатый урок»/.
ОБЪЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЫ – группа детей с синдромом Дауна разного возраста в ИДДИ№1.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – процесс обучения и воспитания, построенный на данных педагогической диагностики.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: введение в практику учреждения технологию М.Монтессори позволит повысить эффективность процесса развития ребенка с синдромом Дауна, качество обучения, если:
— будет создана специально подготовленная среда;
— будут введены и использованы новые способы планирования и диагностики
результатов обучения;
— будут внедрены в практику новые формы организации обучения;
— будут соблюдены требования корректности к процедуре и результатам
диагностики.
Эксперимент проводится в ОГУ СО «Иркутский детский дом-интернат №1 для умственно отсталых детей»
Монтессори — педагог – Рудницкая Елена Викторовна
Высшая квалификационная категория
Директор ОГУ СО ИДДИ№1 – Скоробогач Леонид Иванович
Высшая квалификационная категория
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
— подбор и изучение специальной литературы по технологии Марии Монтессори;
— подбор и изучение специальной литературы по теме «Дети с синдромом Дауна»;
— изучение и внедрение специальной программы для детей с синдромом Дауна австралийского университета Маккуэри «Маленькие ступеньки»;
— подготовка педагогических кадров на спецкурсах по технологии
Марии Монтессори;
— подготовка развивающей среды, закупка и изготовление Монтессори-
материалов;
— создание социально-психологических условий, отвечающих требованиям Монтессори-педагогики;
— организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с
принципами технологии Монтессори;
— формирование групп детей разного возраста с синдромом Дауна.
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ОГУ СО «ИРКУТСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ№1
ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ИДДИ№1
____________ Л.И.Скоробогач
«____»__________2010г.
ПРОЕКТ «СОЛНЕЧНЫЕ ДЕТИ»
ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ
МАРИИ МОНТЕССОРИ
В ПРАКТИКУ РАБОТЫ
С РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППОЙ ДЕТЕЙ
С СИНДРОМОМ ДАУНА
В УСЛОВИЯХ
ИРКУТСКОГО ДЕТСКОГО
ДОМА – ИНТЕРНАТА №1
ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
Подготовил
Монтессори педагог
высшей
квалификационной категории
Рудницкая Елена Викторовна
г. Иркутск
2010
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ИДДИ№1
ПО ТЕХНОЛОГИИ МАРИИ МОНТЕССОРИ
ПО ПРОЕКТУ «СОЛНЕЧНЫЕ ДЕТИ»
Сентябрь 2010 г. – Май 2011 г.
№ | Мероприятия | Сроки проведения |
1 | Установить контакт с другими учреждениями образования, здравоохранения и социальной защиты города и области | Сентябрь 2010г. |
2 | Активизировать сотрудничество с Иркутским государственным педагогическим университетом | Сентябрь 2010г. |
3 | Создание специально подготовленной среды в зонах: «Упражнения в | Сентябрь 2010г. |
4 | Внедрение учетно-отчетной документации по технологии Марии Монтессори | Октябрь 2010г. |
5 | Внедрение программы австралийского университета Маккуэри «Маленькие ступеньки» | Октябрь 2010г. |
6 | Пополнение развивающими материалами других зон группы | Ноябрь 2010г. |
7 | Осуществление коррекционных мероприятий по данным диагностики для | Декабрь 2010г. |
8 | Создание информационной брошюры «Синдром Дауна: мифы и реальность» | Январь 2011г. |
9 | Создание копилки документальных материалов о достижениях людей с синдромом Дауна «Сердца, где обида не живет» | Январь 2011г. |
10 | Проведение тренингов для специалистов для ознакомления с современными программами развития таких детей | Январь – февраль 2011г. |
11 | Обучение родителей лучшему взаимодействию с ребенком с синдромом Дауна | Февраль 2011г. |
12 | Организация семинаров для специалистов с целью ознакомления с особенностями развития детей с синдромом Дауна | Февраль 2011г. |
13 | Организация Недели понимания детей с синдромом Дауна накануне Всемирного Дня человека с синдромом Дауна (21 марта) | Март 2011г. |
14 | Создание презентации «Место под солнцем для солнечных детей» | Март 2011г. |
15 | Создание «Фотогалереи» — «Солнечные дети» | Апрель 2011г. |
16 | Итоговая педагогическая диагностика группы детей с синдромом Дауна разного возраста по технологии Марии Монтессори | Май 2011г. |
Источник
Когда родилась моя младшая дочка, я уже выучилась на Монтессори-педагога, и мой старший сын с удовольствием посещал Монтессори-сад. Поэтому сомнений в том, что я буду применять принципы Монтессори-педагогики в воспитании дочки, у меня не было. Я попыталась обустроить Монтессори-среду всеми необходимыми материалами, хотя и делала их, в основном, из подручных вещей.
В моём опыте было много позитивного, но были и неудачные моменты. Здесь я описываю только личные удачи и промахи и ни в коем случае не считаю, что что-то, неудавшееся нам, может не пригодиться кому-то другому.
Итак, вот что советует нам применять Монтессори-педагогика для развития ребёнка до 1 года, и что нам из этого понравилось и пригодилось, а что нет. Ещё раз повторю, что это наш личный субъективный опыт.
С рождения до 3 месяцев
Отдельное спальное место: НЕТ
Хотя идея меня всегда восхищала, но, надо сказать, что у нас она с треском провалилась. Дочка родилась с очень маленьким весом и поэтому пыталась его добрать все ночи и дни и постоянно была у груди. Мужу тоже было очень жалко её откладывать, тем более в низкую кровать («Да ей же там холодно и одиноко!»). В итоге дочка практически всегда спала с нами в кровати около года. После чего стала спать в своей низкой кровати, на которую могла легко лечь и спуститься сама (особенно ночью, чтобы перебраться к нам).
Коврик для активности: ДА
Практически с самого рождения мы выкладывали дочку на матрас, где она могла свободно двигаться, разглядывать мобили сначала, а потом играть с игрушками, учиться переворачиваться и вставать на четвереньки. Куда бы мы не ехали, мы сразу организовывали на полу такое же место. Там, в основном, дочка и проводила время вместо шезлонга, как, например, мой старший сын. Мне казалось, что это очень способствовало её физическому развитию в первый год жизни.
Мобили для рассматривания: ДА
Первым мобилем были чёрно-белые картинки из Интернета, подвешенные на верёвочках над ковриком для активности.
Потом картинки стали разными, цветными, их делал мой старший сын из бумаги. Был китайский фонарик и снежинки, так как была зима. Мы их меняли достаточно часто, потому что сыну нравилось их рисовать и «дарить» сестричке. Соблюдали правила, что рисунков не должно быть много и они не должны быть пёстрыми. Никаких покупных мобилей, крутящихся и с музыкой, мы не использовали.
Дочка все мобили рассматривала очень внимательно и могла увлечься на достаточно долгое время.
Зеркало: НЕТ
Прямо у нашего коврика для активности мы прикрепили зеркало. Идея в том, что ребёнок будет смотреть на себя, совершенствуя движения. Дочку зеркало за год не заинтересовало ни разу. Что мне было, честно говоря, немного обидно, потому что надёжно приделать его к стенке было задачей не из простых…
3-6 месяцев
Деревянные мобили для захвата: ДА
В 2-3 месяца дети начинают пытаться захватить игрушки. Поэтому мобили должны быть подвешены на резинке и сделаны из дерева. Обычно это 3 фигурки разных цветов.
У нас деревянных фигурок не было, поэтому мы с сыном сделали их из солёного теста. Так как дочка только училась захватывать предметы, в рот они ещё не попадали. Но я решила, что, если даже попадут, ничего страшного не произойдёт. Мы сделали разноцветные сердечки к 14 февраля, а потом – весенних бабочек. Дочке очень нравились эти мобили, она училась тянуться к ним и трогать ручкой.
Колечко и колокольчик на резинке для захвата: ДА и ДА
Этот материал я считаю обязательным для детей от 2-х месяцев. На резинках подвешиваются деревянное колечко и небольшой колокольчик. Ребёнок ударяет ручкой по колокольчику, и он звенит. Ребёнку так нравится это, что он пытается повторить движение снова и снова.
Колечко очень легко захватить ручкой и подтянуть к себе даже случайным движением. Дочка развлекалась этими материалами больше месяца и очень обижалась, если мы их заменяли другими.
Кстати, деревянного колечка у нас тоже сначала не было. Поэтому я подвешивала колечко-прорезыватель для зубов. Так что всегда можно найти доступную альтернативу.
Игрушки для захвата: ДА
В 3 месяца основными игрушками для ребёнка становятся игрушки для развития захвата. Ребёнок учится брать игрушки, манипулировать ими, перекладывать из руки в руку, и тащить в рот, конечно же. Поэтому такие игрушки должны быть очень удобными для манипулирования и экологичными.
До того, как мои друзья смогли сделать из дерева и подарить нам настоящие Монтессори-материалы (спасибо им большое!!!), я собирала похожие на Монтессори-материалы игрушки. Очень полезными оказались деревянные погремушки, различные колечки, резиновые мячики, которые продаются, на самом деле, для собачек. С такими игрушками дочка занималась очень много, гораздо больше, чем с яркими пластмассовыми шумящими и звенящими магазинными игрушками. Это было удивительно, как будто она сама понимала или чувствовала всю эстетику простых деревянных игрушек.
6 — 9 месяцев
Низкий стул и стол для введения прикорма: НЕТ
В некоторых источниках Монтессори-педагоги советуют вводить первый прикорм на низком стульчике со столом. Я заранее решила, что покупать специальный стул для первого прикорма не стоит. Потом знакомая, прошедшая обучение в АМИ, подтвердила это. Поэтому мы сразу использовали высокий детский стул.
Высокий стул для общих обедов: ДА
Этот стул пригодится вам и в будущем. Поэтому лучше выбирать сразу такой, на который ребёнок сможет сам залезть, когда подрастёт. Мы об этом не подумали изначально, и после года стул пришлось менять.
Еда кусочками вскоре после первого прикорма и своя ложка: ДА
Монтессори-педагоги рекомендуют давать мягкие продукты очень маленькими кусочками вскоре после прикорма, чтобы ребёнок мог привыкать есть самостоятельно и для разнообразия вкусов. Ещё один плюс такой практики, на который я обратила внимание, – дочка очень рано научилась жевать и очень редко давилась.
Другая рекомендация – давать ребёнку свою ложку, пока вы кормите его другой. Действительно, этот совет нам очень помог, и с года мне уже практически не нужно было помогать дочке кушать.
Коробочка «с сокровищами»: ДА и ДА
Как часто родители покупают прекрасные дорогие игрушки, а ребёнок играет с коробками от них! Этот материал как раз рассчитан на то, чтобы такого не случалось. В небольшую коробочку или корзинку мы складывали обычные предметы из окружающей среды. И дочка с удовольствием часами их обследовала. И не нужны были никакие игрушки! Я делала несколько таких корзиночек и ставила в разных частях дома. А ещё была коробочка, которую мы брали с собой на прогулки и поездки. Туда мы складывали вещи попроще, потому что они постоянно терялись.
Вещи должны быть сделаны из разных материалов, разных цветов, чистыми, экологичными, без острых частей и мелких деталей, потому что все они, естественно, исследуются и ртом тоже. Одноразовые зубные щётки пользовались у нас невероятным успехом!
9-12 месяцев
Перекладина для хождения: НЕТ
Такая перекладина прикрепляется к зеркалу. Ребёнок начинает вставать, держась за неё, и ходит вдоль зеркала, исследуя свои движения. Мы повесили перекладину, но дочка отказывалась вставать, держась за неё. Она предпочитала любые предметы мебели, поэтому я сделала вывод, что такая перекладина больше актуальна в Монтессори-группе, а не дома, где много мебели, вдоль которой можно ходить.
То, что нам пригодилось для хождения, так это колясочка, за которую держалась дочка, пока ходила ещё неуверенно. Эта колясочка (у нас она была из «Икеи») позволяла ей передвигаться не только вдоль мебели, но и по всему дому
Игрушки для установления причинно-следственных связей и развития моторики: ДА
С 8-9 месяцев детей начинают привлекать игрушки, в которых нужно открыть крышку, кинуть мячик в отверстие, найти игрушку под платочком. Всё это игрушки для установления причинно-следственных связей. Малышу очень важно понять, что шарик выкатится вновь и вновь, когда он кидает его в отверстие. Дочка повторяла такие упражнения десятки раз. Ей очень нравилась изобретённая нами игра, в которой дочка прятала куклу под платочек, а потом «находила» её, таким образом изучая сохранность окружающего мира.
Низкие полочки: НЕТ
Конечно, низкие полочки – основа Монтессори-среды. Но по-настоящему они становятся нужны к году, когда ребёнок может легко подняться и взять предмет с верхних полочек. До года попытки взять предмет с верхней полочки у нас часто заканчивались тем, что материал падал. Поэтому мы ставили материалы только на нижнюю полку или прямо на пол. Из чего я сделала вывод, что в таком раннем возрасте полочки не так уж и нужны. Но в любом случае важно, чтобы материалы были расставлены удобно и красиво, мы, например, часто использовали корзинки.
Источник