Ммд синдром минимальной мозговой дисфункции

Ммд синдром минимальной мозговой дисфункции thumbnail

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) — это синдром, который возникает при нарушении регуляции ЦНС и характеризуется различными неврологическими симптомами и расстройствами. Последние могут выражаться в виде физиологических, психологических, когнитивных и поведенческих отклонений. Если верить статистике, 25% детей дошкольного и младшего школьного возраста страдают синдромом минимальной мозговой дисфункции. «Легкие нарушения» родители могут не посчитать опасными, но без должного лечения и коррекции они ведут к более серьезным последствиям.

Несмотря на то, что некоторые специалисты до сих пор используют термин «Минимальная мозговая дисфункция», этот диагноз является устаревшим. Те расстройства, которые раньше описывались термином ММД, в настоящее время называют целым рядом других наименований, согласно МКБ-10 (Международной классификации болезней 10 пересмотра) — перинатальная энцефалопатия (ПЭП), СДВ, СДВГ, нарушения обучения и памяти и другие. Это произошло из-за того, что ММД было слишком общим понятием. Медицина не смогла получить точные данные о причинах заболевания, его развитии и предложить универсальные методы лечения, одинаково эффективные для всех проявлений ММД. Новые более узкие и точные диагнозы позволяют применять наиболее действенные способы коррекции нарушений. По сути, слишком общее понятие ММД охватывало большое количество разнообразных нарушений, каждое из которых нуждается в специальном подходе к лечению.

Почему же это понятие до сих пор встречается? Все дело в том, что многие действующие врачи обучались уже давно и старый диагноз ставят или потому, что не повышали квалификацию, или просто по привычке. Также это делается, когда ребенок имеет «смазанную симптоматику», и точный диагноз без дополнительных обследований поставить невозможно, но наличие определенных признаков, характерных для ММД, имеется.

Причины минимальной мозговой дисфункции

Данная патология чаще всего является результатом родовой травмы. Она может быть получена или во время беременности, или во время самих родов. Позвоночник ребенка в целом, а в особенности его шейный отдел, испытывает огромные нагрузки при движении по родовым путям. Когда малыш протискивается между костями таза, он поворачивается практически на 360 градусов. Это нередко вызывает смещение шейных позвонков, а в будущем и проблемы с кровоснабжением.

Часто причиной становятся и неверные действия акушерки, которые приводят к сдавливанию и деформации черепа, а иногда и его повреждениям. Крупный плод, кесарево сечение, стремительные роды и т.д. тоже относят к возможным причинам.

Также нарушение может начать развиваться еще в период беременности. Это может быть вызвано такими причинами, как:

  • несбалансированное и неправильное питание будущей мамы;
  • сильный токсикоз;
  • употребление алкоголя и курение;
  • недостаточный сон и стрессы;
  • преждевременные роды или переношенная беременность;
  • угроза выкидыша;
  • длительные роды;
  • гипоксия плода;
  • инфекционные болезни;
  • травмы шейного отдела позвоночника ребенка во время родов;
  • использование сильнодействующей фармакологии и др.

Существуют случаи, когда ММД возникает после рождения малыша. Причинами этого могут стать неблагоприятные условия для жизни и неудовлетворение базовых потребностей ребенка, осложнения после заболеваний, повреждения головного мозга.

Патология проявляется на уровне центральной нервной системы, вследствие чего нарушаются речь, внимание и поведение. Стоит отметить, что хотя некоторые процессы развития у малыша с ММД проходят медленнее, чем у здоровых детей, его интеллект, как правило, находится в пределах нормы.

Симптомы минимальной мозговой дисфункции

Симптоматика у этого болезненного состояния крайне обширна. Обычно можно заметить нарушения уже с самого рождения ребенка. Если вы обнаружили у малыша один или несколько признаков, описанных ниже — незамедлительно обратитесь к врачу-неврологу:

  • Малыш часто начинает кричать и плакать без видимой причины, проявлять неадекватную реакцию на происходящее;
  • Ребенок отстает в развитии, позже начинает сидеть, ползать, ходить и разговаривать. В более старшем возрасте демонстрирует плохую координацию движений;
  • Голова может быть нестандартной формы — чересчур большой или маленькой, несимметричной;
  • Гипо- или гипердинамия, проявляющаяся в слишком спокойном или, наоборот, слишком нервозном состоянии;
  • Проблемы со зрением, такие как косоглазие или близорукость, астигматизм, которые переходят с годами в более серьезную форму;
  • Частые заболевания и депрессивные состояния (детская депрессия);
  • Нарушения сна — постоянные кошмары ночью, невозможность заснуть перед важным событием;
  • Ухудшение состояния ребенка при смене погоды;
  • Дети с ММД позже начинают говорить, не могут произносить сложные слова, заикаются;
  • Сложно даются мелкие движения. Для такого ребенка застегнуть пуговицы или зашнуровать обувь будет настоящим испытанием;
  • Плоскостопие или косолапость, сколиоз, и т.д.
Читайте также:  Идиопатический вестибулярный синдром у кота

В раннем детском, дошкольном и младшем школьном возрасте ММД у ребенка может выражаться в следующих проблемах:

  • трудности в коммуникации со сверстниками и чужими взрослыми, неумение донести свои мысли и желания;
  • проблемы с самооценкой, неуверенность в себе;
  • вегетососудистая дистония;
  • неспособность к играм в одиночестве и тишине;
  • низкая успеваемость в начальной школе, проблемы с письмом, чтением, счетом (дисграфия, дислексия, дискалькулия);
  • диспраксия (проблемы с координацией, нарушение произвольных движений при отсутствии патологии мышечного тонуса, общая неуклюжесть);
  • отсутствие понимания последствий рискованных игр и их инициирование.

У детей с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность) наблюдаются проблемы с вниманием, повышенная активность и импульсивность. Они не слушают учителей в школе, постоянно допускают ошибки из-за невнимательности. Такие дети стараются избегать длительного интеллектуального напряжения, не могут усидеть на месте.

Взрослые же с СДВГ, которое не было вовремя скорректировано, часто социально не адаптированы: у них низкий профессиональный уровень, психические заболевания, могут страдать алкоголизмом и наркоманией.

Лечение минимальной мозговой дисфункции и последствий

Для успешного лечения ММД прежде всего нужно установить точный диагноз (или несколько) согласно МКБ-10. Это могут сделать только врачи: невролог, в некоторых случаях – детский психиатр (особенно если речь идет про СДВГ). Помимо диагностики врачи проводят медикаментозное лечение. Если диагноз поставлен правильно и вовремя, при некоторых нарушениях этих мер оказывается достаточно.

После 2-3 лет ребенку часто требуется дополнительное обследование и коррекция у следующих специалистов:

  • нейропсихолог;
  • логопед-дефектолог;
  • детский психолог.

Диагнозы у этих специалистов могут отличаться от тех, что поставили врачи, но они важны для понимания структуры нарушений и последующей коррекции.

Также может понадобиться аппаратная диагностика (ЭЭГ, «вызванные потенциалы» и др.).

Также ребенку с минимальной мозговой дисфункцией очень важна правильная обстановка дома и гармоничные отношения с родителями:

  • здоровый сон — не менее 8 часов ночью и 2 часа днем. Это оптимальное количество сна для детей до 7 лет;
  • режим дня;
  • правильное питание ребенка. В нем должны присутствовать все необходимые витамины и минералы для его развития. Лучше всего использовать обычные продукты питания, но можно купить и специальные витаминно-минеральные комплексы и пищевые добавки, если у ребенка, например, плохой аппетит.
  • отсутствие стрессов и конфликтных ситуаций. Следует всегда помнить, что некоторые поступки ребенка могут быть продиктованы симптомами его болезни. Позаботьтесь также о том, чтобы его не оскорбляли из-за этого в детском саду или в школе;
  • не стоит требовать от ребенка сразу же новых материалов и навыков — лучше преподносить это дозированно;
  • ребенок должен чаще гулять и двигаться, чтобы в кровь поступало достаточное количество кислорода.

Коррекция нарушений специалистами идет в зависимости от тех дефицитов, которые имеются у ребенка. Для эффективного исправления симптомов рекомендуются занятия с нейропсихологом, логопедом-дефектологом, очень важно участие в коррекции детского психолога. Дети с ММД могут испытывать трудности с адаптацией в обществе и иметь низкую самооценку. Психолог поможет ребенку понять и принять себя, научиться максимально спокойно реагировать на стрессовые ситуации, избавиться от страхов, развить внимание и мышление. Также детский психолог будет работать с родителями, помогая им создать благоприятную обстановку для ребенка дома.

Высокую эффективность при коррекции нарушений, связанных с ММД, показывает аппаратное стимулирование головного мозга. В нашем центре для этих целей применяется Томатис-терапия, а также гарнитура Forbrain и устройство Soundsory.

При правильной коррекции со стороны необходимых специалистов (невролог, нейропсихолог, детский психолог, логопед) и внимательного отношения родителей к особенностям развития ребенка прогноз ММД благоприятный, к переходному возрасту все симптомы исчезают.

Источник

Услышав после посещения детского невролога диагноз ММД, многие родители хотят разобраться, что это за болезнь и чем она грозит ребенку. В неврологии патология относится к разряду перинатальных энцефалопатий. Аббревиатура расшифровывается – минимальная мозговая дисфункция. Диагностируется у 20% детей, достигших 6-7-летнего возраста. Преимущественно выявляется в процессе планового врачебного осмотра. ММД – это такое нарушение функциональности мозга, которое незначительно влияет на физические данные и психическое здоровье ребенка, что позволяет говорить о благоприятном прогнозе.

Читайте также:  Синдром летнего лагеря три метра

Определение заболевания

ММД у ребенка – это такое отклонение от нормального развития, которое характеризуется замедлением роста тканей мозга, расстройством диффузно-церебральной регуляции в структурах ЦНС разных уровней. Патологические процессы провоцируют аномальное восприятие внешнего мира и девиантное поведение, сбои в работе вегетативной нервной системы, расстройство психо-эмоционального фона.

Патология резидуально-органического происхождения (возникшая вследствие родовой травмы) развивается у детей из-за недостаточности функциональной активности отделов головного мозга. Как правило, носит легкий характер, выражается в небольших отклонениях поведения и сложности обучения без явного ухудшения интеллектуальных способностей.

Основные симптомы

Синдром мозговой дисфункции с минимальными проявлениями сопровождается задержкой развития отделов мозга, которые отвечают у детей за память, речевые навыки, внимание, восприятие. Интеллектуальное развитие общего плана остается в пределах нормы, ухудшаются способности к обучению и адаптации в социуме. Очаговое поражение корковых структур выражается в типичных нарушениях:

  1. Дисграфия. Сложности при освоении навыков письма.
  2. Дислексия. Затруднения при чтении.
  3. Дискалькулия. Неспособность к счету, выполнению простых арифметических действий – вычитание, сложение.

Признаки выявленной у детей мозговой дисфункции с малыми отклонениями полностью исчезают к 18-летнему возрасту в 40% случаев.

Признаки у детей

Синдром ММД у младенцев проявляется повышенной возбудимостью. Невзирая на правильно организованный режим ухода и питания, ребенок остается беспокойным, беспричинно плачет, кричит. Патологическое состояние сопровождается характерными признаками: избыточной моторной активностью и реакцией со стороны вегетативной нервной системы (повышенное потоотделение, синюшный оттенок или гиперемия кожных покровов, тахикардия, неровное, частое дыхание).

Когда ребенок кричит, повышается тонус мышц. Нередко наблюдается тремор (дрожание) рук и подбородка, клонус (быстрые, судорожные движения) стоп, спонтанно возникающий рефлекс Моро – разведение рук в стороны с открытыми ладонями. Другие признаки – затруднения при засыпании, вздрагивание во сне, спонтанное пробуждение, вялый сосательный рефлекс, склонность к срыгиванию.

У ребенка с выявленной минимальной мозговой дисфункцией замедляется психофизическое развитие. В возрасте 1-3 года наблюдается интенсивная моторно-двигательная активность, повышенная возбудимость, расстройства сна, снижение аппетита, малая прибавка в весе. Одновременно происходит незначительное отставание в двигательно-психическом развитии.

ММД у детей старше 3 лет проявляется девиантным поведением, нарушением речевой функции и артикуляции, снижением способностей к усвоению информации. Когда ребенок начинает ходить в школу, ему сложно наладить психологический контакт со сверстниками и учителями. Синдром дезадаптации – типичное нарушение, которое представляет собой утрату способности приспосабливаться к условиям окружающей среды. Патологическое состояние сопровождается признаками вегето-сосудистой дистонии и отклонениями психосоматической этиологии. Основные общие симптомы ММД:

  1. Моторная дисфункция в легкой форме.
  2. Гиперактивность. Чрезмерная подвижность, неусидчивость, неспособность сконцентрировать внимание на одном занятии. У ребенка нет терпения долго сидеть на одном месте. Во время урока в школе или занятия в детском саду он может без разрешения преподавателя встать с места и прогуливаться по классу.
  3. Повышенная потребность в произвольном внимании. Дефицит внимания выражается в неосознанном желании его привлечь всеми доступными средствами – ребенок с громким шумом выполняет любые действия, прерывает монолог учителя, делает ненужные движения.
  4. Быстрая утомляемость в процессе обучения. Он не может воспринимать новый материал дольше 10-15 минут.
  5. Трудности при запоминании новой информации.
  6. Непереносимость внешних раздражающих факторов: интенсивного света, шума, духоты, повышенной температуры воздуха.
  7. Укачивание в транспортном средстве с появлением тошноты и приступов рвоты.
Читайте также:  Код по мкб 10 острый коронарный синдром

Дисфункция мозга у пациентов флегматического типа темперамента приводит к состоянию заторможенности к концу активного дня, у пациентов с холерическим типом темперамента – к перевозбуждению. Их отличает от сверстников психоэмоциональная неустойчивость в случае неудачи, низкая самооценка, неуверенность в собственных силах. Нередко возникают неврозы, которые часто принимают форму фобий.

Проявление у взрослых

Статистика показывает, неврологический статус у 25% детей с ММД в старшем подростковом возрасте меняется, становится нормальным. У других симптомы частично продолжают наблюдаться без признаков психической патологии. Мозговая дисфункция, выявленная в детском возрасте, у взрослого человека после снятия диагноза может проявляться неврологическими нарушениями.

Для таких людей характерны признаки: импульсивность, неадекватное поведение в социуме, низкая самооценка. Они подвержены возникновению алкогольной и наркотической зависимости, часто меняют место работы, испытывают затруднения в построении длительных взаимоотношений с представителями противоположного пола.

Причины, вызывающие мозговую дисфункцию

Основные причины, провоцирующие минимальную мозговую дисфункцию, диагностированную у детей – патологии внутриутробного развития, травмы, полученные в результате расстройства родовой деятельности (аномальные значения силы, интенсивности, ритма сократительной активности мышц матки). Типичные осложнения патологических родов: гипоксия (кислородное голодание) с последующей ишемией мозга, родовые травмы (повреждения костных и мягких тканей), инфекционные поражения плода. Родовые травмы почти всегда вызывают сбои в работе периферической и центральной нервной системы новорожденного. Другие причины возникновения:

  • Перенесенные матерью на любом этапе жизни соматические (телесные) болезни, сопровождающиеся хронической интоксикацией.
  • Наследственная предрасположенность, в том числе алкогольная и наркотическая зависимость родителей.
  • Нарушение процессов метаболизма.
  • Патологические состояния при беременности, в том числе токсикоз, угроза прерывания.
  • Перенесенные матерью в период беременности инфекционные заболевания, протекающие в острой форме.
  • Аномальное течение родов, в том числе нарушение родовой деятельности, стремительные роды.
  • Недоношенное состояние плода, нарушение функций жизнедеятельности. Недоношенный плод не готов к родовому процессу. В результате повышается риск повреждений.

Нанести существенный вред здоровью будущего ребенка могут инфекционные поражения матери с мало выраженной симптоматикой – токсоплазмоз, цитомегалия, хламидиоз, сифилис.

Диагностика

Диагностика преимущественно направлена на распознавание типа личности. Психодиагностика предполагает использование тестов для выявления специфических трудностей, возникших у ребенка, уровня его эмоционального развития, тревожности, моторной функции. Основные методики:

  1. Система Гордона. Показывает уровень общего развития.
  2. Тест Векслера. Принцип вербально-невербальной креативности.
  3. Тест Бердер-Гештальта. Определение уровня интеллекта и познавательных возможностей.
  4. Тест Тулуз-Пьерона. Определение уровня внимания.

Диагноз ММД – это такая патология, которая выявляется при помощи инструментальных методов, что позволяет делать обоснованные выводы о состоянии здоровья у ребенка. Проводится нейросонография, электроэнцефалография, реоэнцефалография, эхоэнцефалография. Рентгенологическое исследование шейного отдела позвоночника и черепа показано с целью дифференциации заболеваний органического происхождения.

Лечение

У детей старшего школьного возраста на фоне ММД возникает агрессия, сложности в построении отношений в семье и школе, снижается успеваемость, появляется желание устранить текущие проблемы при помощи алкогольных напитков и наркотиков. Необходима своевременная коррекция патологии, чтобы исключить усугубление ситуации. Медикаментозное лечение ММД у детей предполагает назначение препаратов:

  • Снотворные средства. Нормализуют сон.
  • Седативные средства. Регулируют двигательную активность, уменьшают нервную возбудимость, устраняют чувство тревожности и напряжение.
  • Антагонисты дофаминовых рецепторов (Галоперидол, Галоприл, Сенорм). Для коррекции гиперактивности, беспокойства, отклонений поведения, лечения неврозов и фобий.

Одновременно показаны другие методы терапии: лечебная физкультура, массаж, физиотерапия. Важно организовать ребенку правильное питание и режим дня, дозировать учебные нагрузки, создать в семье доброжелательную психологическую атмосферу.

ММД – небольшая дисфункция мозга, которая ухудшает способности ребенка к обучению и адаптации в социальной среде. Своевременная диагностика и коррекция помогут предотвратить негативные последствия.

Просмотров: 870

Источник