Мимика и жесты синдром дауна

Мимика и жесты синдром дауна thumbnail

19.01.2017

Коммуникация между людьми осуществляется при помощи: вербального общения (устной речи) либо невербального (жестов, мимики, телодвижений, символов).

Устная речь это сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Ее разделяют на:  импресcивную (сенсорную) речь –восприятие и понимание речи, и экспрессивную (моторную) речь – произнесение звуков речи самим человеком.

Очень часто общение с помощью устной речи у ребенка с синдромом Дауна происходит со значительными трудностями, и тогда ее дополняют альтернативными средствами общения, как правило,  жестами и пиктограммами.  Данные средства в общении с детьми с синдромом Дауна используют одновременно с устной речью, если же ребенок  не может владеть устной речью, тогда  оставшиеся альтернативные средства временно или навсегда ее полностью заменяют.

Роль невербальных средств общения для детей с синдромом Дауна очень значима. При неумении или неспособности использовать устную речь и неимении возможности донести свои мысли или выразить свои чувства другим может вызвать  у ребенка с синдромом Дауна скованность, неловкость, отчужденность, страх, враждебность. И наоборот  овладение такими средствами невербального общения, как жесты помогает  смягчить стрессовые ситуации, вызванные проблемами  общения. Использование жестов поможет ребенку с синдромом Дауна не только развить способность к коммуникации, но и пополнить словарный запас, получить определенные знания.

Чаще всего именно ладони и руки — это первые части тела, которыми начинает управлять маленький ребенок. Поэтому использование жестов возможно уже в самом раннем возрасте, даже с грудными детьми, что в будущем поможет сократить разрыв между импрессивной (пассивной) и экспрессивной (активной) речью ребенка.

Основные принципы  использования жестов, которые должны соблюдаться при работе с детьми с синдромом Дауна:

  • систематичность: жесты, которым обучен ребенок, должны использоваться в повседневной жизни регулярно;
  • конкретизация: один жест — одно понятие или действие;
  • ассоциативность: жест всегда должен синхронно подкрепляться словом;
  • общедоступность: всем окружающим, особенно близким ребенка, важно понимать жесты, которые использует ребенок, и реагировать на них.

При обучении жестовой коммуникации ребенка с синдромом Дауна обязательно нужно помнить:

  1. При обучении жесту обязательно побуждать ребенка произносить слова. При выполнении жеста взрослый должен «проговорить» его — произнести значение каждого  жеста. Также когда ребенок обращается с жестом к взрослому, последний должен прокомментировать его.
  2. Когда выполняется жест и одновременно произносится слово, нужно держать визуальный контакт с ребенком.
  3. При обучении ребенка жесту ему необходимо оказывать помощь, а именно выполнить движения своими руками при этом взяв руки ребенка в свои, если ребенок не может сделать его сам.

В Центре Раннего Развития ВБО «Даун Синдром» специалисты используют систему  общепринятых и общедоступных жестов, которые могут быть понятны человеку не имеющего специального образования.

В основном это жесты рук, которые обозначают либо предмет, либо действие, которые имеют непосредственное отношение к ребенку.

На занятиях педагоги Центра изучают, а потом используют  жесты,  значение которых важно (интересно) для ребенка, вначале, это простые предметы (что ребенок чаще всего видит) и действия (что ребенок чаще всего делает).

жесты1  жесты2

Также для детей младшего возраста жесты используются не для всех слов, а только главных в предложении. Например, на вопрос : «Хочешь пить?» — используется жест «Пить», или, при утверждении : «Идем домой», используется только жест «Дом».

Постепенно ребенок освоит жесты, из которых он сможет выстроить небольшие фразы или предложения, например: «Пойдем туда». Просьба «Дай мне» выполняется несколькими жестами «Дай», «Мне»,  «Название предмета».

Свою оценку жестовой коммуникации, а также некоторые рекомендации по ее использованию дает логопед  Центра Раннего Развития ВБО «Даун Синдром», Ольга Мороз:

«В Центре Раннего развития мы активно используем  жесты, так как это средство коммуникации всегда доступно и всегда с ребенком. В основе жеста лежит движение различных частей тела: чаще всего рук и головы. В отличии  от  жестов, обычные телодвижения не несут в себе смысл (определенное значение), разве что улучшение физических характеристик определенного действия, и выполнение которых  можно сравнить с ЛФК. А главная особенность и важность жестов в том, что с помощью них ребенок с синдромом Дауна осознает, что может влиять на окружающих, меняя тем самым обстоятельства вокруг себя.

Дети, которые активно используют жесты, менее капризны, так как их просьбы понятны  для окружающих. Такой ребенок достаточно хорошо реализует себя в социальном плане (может сообщить о физиологических потребностях, обратиться с просьбой), что очень важно для психологического здоровья ребенка.  Также использование жестов способствует развитию  планирующей  функции речи, программированию высказывания во внутреннем плане.»

Практические советы родителям формирования жестовой среды для ребенка с синдромом Дауна:

  • Применяйте жесты в каждой жизненной ситуации: прием пищи, одевание, игра, прогулка.
  • Используйте жесты во время игры с ребенком. Очень полезны ролевые игры с использованием жестов:  «Доктор»,  «Магазин», «Дочки- матери». Собираясь читать или петь с ребенком, продумайте заранее, для каких слов вы будете использовать жесты.
  • Привлекайте к жестовой коммуникации  как можно больше людей из окружения  ребенка: родственников, друзей, соседей, вашего лечащего врача. Планируйте регулярные встречи для близких на которых вы будете обсуждать коммуникацию ребенка и учиться жестам сообща. Идеально,  когда неговорящий ребенок с синдромом Дауна растет в среде, где все его близкие люди могут использовать жесты.
  • Изготовьте специальные жестовые пособия: это может быть фотоальбом важных для ребенка людей и вещей с картинками или описанием соответствующих к ним жестов.  Жестовые плакаты или жестовые книги с разными темами, которые интересны ребенку. Ими  всегда можно воспользоваться, если кто-то забыл какой-нибудь жест.
  • Чем чаще Вы используйте жесты,  тем легче их выучить Вам и ребенку. Используйте жесты на часто повторяющиеся действия.
  • Не перегружайте ребенка информацией, изучайте жесты соответственно темпу Вашего ребенка (1 жест в день или 1 жест в неделю) и придерживайтесь его, и тогда интерес к коммуникации у ребенка  пересилит страх сделать ошибку.
  • Важно дать ребенку время, и он обязательно вступит  в жестовую коммуникацию.
Читайте также:  Хилак форте синдром раздраженного кишечника

И  помните о главном принципе взаимодействия с ребенком: «Учимся с радостью»!

Источник

В процессе общения каждый из нас помимо слов использует язык жестов, мимики и телодвижений. Психологи утверждают, что от 60 до 80% информации передается за счет невербальных (неречевых) средств.

При возникновении сложностей в формировании устной речи в ряде случаев с целью общения успешно используются системы, представляющие собой сочетания слов, мимики, жестов, движений, картинок, символов и табличек со словами. В зависимости от причины, вызывающей проблемы общения, соотношения этих средств различно. 

В отличие от зарубежных специалистов, где и дома, и в детском саду, и даже школе используется развернутый язык жестов в качестве временной замены устной речи мы использовали только общепринятые и общедоступные жесты, понятные окружающим без специального обучения. Это чрезвычайно важно, так как малыш должен иметь возможность объясниться и в детском саду, и на игровой площадке, и в любой другой ситуации, где находятся люди не знакомые с жестами. Жесты и движения, которые мы используем в общении с детьми с синдромом Дауна, можно условно разделить на несколько групп. 

Символические социальные жесты и движения, например: 

указательный жест, да, нет, пока-пока, иди сюда, дай, на.

Дополнительные социальные жесты, например:

Смотри (указательный палец к глазу)
Слушай (указательный палец к уху)
Говори (указательный палец ко рту)
Другие варианты использования указательного жеста.
Все эти жесты ребенок усваивает постепенно в процессе ситуативно-делового общения.

Группа жестов являющихся в основном имитацией простых предметных действий. Ребенок знакомится с ними и начинает их использовать постепенно, по мере формирования предметной деятельности, например:

Ложка, кушать, варить кашу, пить, телефон, звонить, расческа, причесываться, чистить зубы, умываться, причесываться, звонить по телефону, ехать на машине, спать
Жесты, носящие описательный характер и отображающие характерные для данного субъекта или объекта черты или свойства, например:
Зайчик – показать, как прыгает зайчик или изобразить «ушки»
Кошка – погладить ладонью одной руки, тыльную сторону другой одной руки или изобразить усы 
Курочка – жест «клюет»
Лошадь – изобразить движение «скачем на лошадке»
Медведь – показать, как мишка ходит
Птичка – жест «полетели»
Корова – жест «рога», забодаю и т д.

Со многими жестами этой группы малыш впервые знакомится на этапе эмоционального общения, слушая детские песенки и потешки. Затем эти жесты уточняются, для чего взрослый многократно соотносит их с реальными предметами, действиями, их изображениями, и конечно, со словом.

Итак, для ваших малышей важно использовать жесты в качестве временной замены устной речи. Еще раз напомню главный аргумент: Умственные способности ваших малышей и уровень понимания обращенной речи опережают их языковые возможности. Если не дать ребенку средство, с помощью которого он сможет выразить свои пожелания, просьбы и эмоции, это может сказаться на его развитии и создать дополнительные проблемы в поведении. 

Есть много способов знакомства ребенка с жестами. Один из них, самый простой и увлекательный, – использование песенок, стишков и потешек, сопровождаемых движениями. Песенки и потешки на протяжении веков входят в арсенал народной педагогики. Для нас важно подобрать их так, чтобы жесты, с которыми они познакомят малыша, охватывали весь необходимый бытовой словарь. 

Ниже мы приводим тексты наиболее часто используемых песенок и потешек. 

Части тела и лица

Ручками похлопаем:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Ножками потопаем:
Топ-топ-топ.
Мы коленки отряхнем:
Раз, два, три.
И ботиночки покажем:
«Посмотри!»

Пальчик о пальчик
(Адаптировано из сборника В.Л. Страковской)

Пальчик о пальчик тук да тук — два раза
Ручками хлопаем, хлопаем, хлопаем.
Ножками топаем, топаем, топаем.
Пальчик о пальчик тук да тук — два раза.
Глазки закрыли, спрятались, спрятались.
Глазки открыли — маму увидели.

***
Головка кивает:
Да-да-да.
Глазки моргают:
Раз и два.
Носик нюхает:
(Вдох.) А_______
Ротик кушает:
Ам-ам-ам.
Подбородок прыгает: 
Прыг-прыг-прыг.
А мышонок серенький
в норку шмыг!

Величина

Наш медведь такой большой!
А зайчонок маленький.
Наш медведь пошел домой, 
За ним прыгал заинька.

Бытовые предметы, игрушки и действия с ними 

Мы на дудочке играем: «Ду-ду-ду, ду-ду-ду».
Пляшут зайки на лужайке: «Ду-ду-ду-ду-ду-ду-ду».
На гармошке мы играем: «Ля-ля-ля, ля-ля-ля».
Пляшут зайки на лужайке: «Ля…»
А теперь на барабане: » Бам-бам-бам, бам-бам-бам!»
Испугались наши зайки – разбежались по кустам.

***
Заинька, бей в ладошки,
Серенький, бей в ладошки!
Вот так, вот так, бей в ладошки,
Вот так, вот так, бей в ладошки. 

Все последующие куплеты строятся по тому же принципу и включают все знакомые малышу действия, например:
Заинька, кушай кашку, пей компотик, причешись, чисти зубки, вымой ручки, спать ложись, поднимайся, потанцуй и т. д.

***
Бим-бом, бим-бом!
Едет (имя ребенка) верхом.
Бим-бом, бим-бом!
Бах! И в ямку кувырком.

***
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко!
Не ходите далеко!
Лапками гребите, 
Зернышки ищите.

***
Курочка моя,
Умница моя,
Вот зерно, вот водичка,
А ты дай мне яичко,
Умница моя!

Несколько советов по использованию песенок и потешек:

  • Пойте или насказывайте медленно, но эмоционально.
  • Сопровождайте слова жестами. 
  • Помогите малышу воспроизвести жесты, похвалите его.
  • Хвалите малыша за любую попытку воспроизвести жест.
  • Используйте все эти жесты в быту.

Источник

Наталья Святненко
Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна

В основе развития речи

лежит потребность взаимодействовать и общаться с другими людьми. Смысл общения состоит в обмене информацией, желаниями, чувствами и переживаниями.

Общение

– это процесс, в ходе которого человек формулирует и передает другому человеку сообщение, а тот его принимает и расшифровывает. Теперь важно задуматься, всегда ли неговорящий ребенок может понять обращенную к нему речь. Конечно, далеко не всегда. Здесь важно не забывать, что общение происходит не только с помощью слов, но и на языке жестов, мимики, знаков, телодвижений. Если ребенок показывает на игрушку или берет ложку – это уже коммуникация. Плачет он, смеется, кричит, или топает ногами – это тоже коммуникация. Как часто взрослые или не замечают ее, или настаивают на речевом общении, которое пока недоступно для малыша. Хотя на этом этапе гораздо правильнее и эффективнее – почувствовать ребенка, проникнуть в его внутренний мир, понять мотивы его поведения и действий.

Читайте также:  Туннельный синдром нерва нижних конечностей

Поэтому взрослому важно владеть поддерживающей коммуникацией, которая на определенных этапах речевого развития ребенка является основной. Что входит в это понятие и как поддерживающую коммуникацию использовать в общении с детьми с синдромом Дауна?

Цель поддерживающей коммуникации заключается в том, чтобы дать ребенку язык, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими и поймет, что общение поможет ему добиться удовлетворения его потребностей.

Невербальные (несловесные) средства коммуникации являются основой, на которой строится общение с ребенком. Мимика, жесты, телодвижения, тактильные контакты, прикосновения – всё это должно подкреплять и стимулировать речевую коммуникацию. Остановимся более подробно на некоторых средствах.

Мимика

Ученые, которые занимаются проблемами коммуникации, обнаружили, что смысл послания примерно на 35–40% передается выражением лица. Мимика – это важнейшая составляющая процесса общения с ребенком с синдромом Дауна с первых дней его рождения и на протяжении всей жизни. Мощным стимулом в общении является зрительный контакт. Здесь очень важно следить, чтобы выражение лица взрослого соответствовало тому посланию, которое передается. Взрослые просто обязаны все послания, которые они адресуют ребенку, подкреплять яркой насыщенной мимикой. Но также они должны постоянно совершенствоваться в понимании и считывании мимической информации с лица малыша, поощрять и стимулировать такое общение. Выражение лица, глаз может многое рассказать о ребенке, его состоянии и самочувствии. От понимания этого взрослым во многом зависит, насколько комфортно ребенок будет себя чувствовать.

Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна

Телодвижения, пантомимика

По степени появления познавательные процессы можно выстроить в следующем порядке:

– восприятие,

– движение,

– память,

– внимание,

– речь.

Чтобы заложить основу для речевого развития ребенка, нужно пройти довольно долгий путь формирования психических процессов. Здесь все звенья между собой связаны, и выпадение или не сформированность одного из них препятствует процессу возникновения речи. Другими словами, нельзя перепрыгнуть с первой ступеньки на пятую и получить желанный результат.

В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием речи.

Малыш с синдромом Дауна еще не может показать вам какой-либо жест или произнести слово, но его поза, движение корпуса, рук, ног, головы могут о многом вам поведать, надо только научиться считывать информацию с внешнего облика ребенка. Движения ребенка являются средством передачи посланий, и мы должны интерпретировать его поведение как коммуникативное. Даже самые простые телодвижения, которые используются во время общения, необходимо стимулировать и поощрять. Ребенок протягивает руку на слово «здравствуй», отрицательно качает головой из стороны в сторону, демонстрируя «нет», кивает головой на «да», – всё это говорит о его стремлении идти на контакт и выражать свои чувства и желания.

Как только ребенок овладеет хотя бы несколькими движениями, он с удовольствием будет включать их в свои контакты. Очень важно на самых первых этапах поддержать эту коммуникацию, и взрослым надо сопровождать свою речь телодвижениями, которые малыш наверняка попытается повторить. Все стишки, сказки, просто беседы с ребенком необходимо разыгрывать и подкреплять движениями. Движения телом, головой, руками, ногами оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Первые звуки и слова будут произнесены ребенком именно во время движения.

Мимика и жесты синдром дауна

Альтернативные формы общения помогают ребенку познавать окружающий мир, позволяют налаживать отношения с ним.

Мимика и жесты синдром дауна

Что нужно для того, чтобы ребенок захотел говорить?

• Должны возникнуть потребность, заинтересованность и необходимость в общении.

• Оба собеседника должны быть «настроены на одну волну», т. е. сосредоточены на одной теме.

• Предмет, действие или событие, о которых идет речь, должны находиться в поле интересов ребенка.

• Важна благожелательность взрослого, который вступает в диалог с ребенком.

• Взрослый собеседник должен иметь ясное и реальное представление о речевых возможностях ребенка.

Современный подход к формированию навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна базируется на учете особенностей их психомоторного профиля, что подразумевает учет сильных и слабых сторон их развития.

В связи с этим на каждого ребенка составляется таблица нервно-психического развития. Для лучшей наглядности приведу пример- профиль в виде графика нервно-психического развития Маши Ш. На этом графике можно заметить положительную динамику в развитии. Девочка поступила в дом ребенка когда ей исполнилось 2 месяца. Диагноз – синдром Дауна. Показатели её развития на этот возраст были близки к нескольким дням от нормального развития малыша. Многих реакций ребенок совсем не выдавал. Девочка не проявляла слуховых реакций, не удерживала в поле зрения неподвижный предмет. У нее никак не могли вызвать первую улыбку в ответ на разговор взрослого. В положении лежа на животе пыталась приподнять и удержать несколько секунд голову. Голосовые реакции проявляла в виде крика и плача.

На занятия с логопедом взята с 4-х мес. Благодаря комплексному подходу логопеда, воспитателя, психолога, массажиста у Маши стала прослеживается динамика в её развитии.

(т. к. не могу вставить грфик- напишу показатели нервно-психического развития. Девочке 11 мес. Зрительные и слуховые ориентировочные реакции — 7мес., эмоции — 6 мес., движения руки — 7мес., Активная речь и общие движения — 6мес.)

У детей с синдромом Дауна можно выделить сильные и слабые стороны.

К сильным сторонам развития детей с синдромом Дауна относятся:

• Хорошие имитационные возможности (повторяют мимику, интонацию, движения, жесты, звуки, слоги, слова)

• Хорошее развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

• Чувствительность к тактильно-двигательной стимуляции.

• Интерес к взаимодействию и сотрудничеству с окружающими людьми, взрослыми и сверстниками.

При организации обучения необходимо учитывать и проблемные стороны развития детей с синдромом Дауна:

Читайте также:  Клинические синдромы поражения лобных долей

• У относительно большого процента детей с синдромом Дауна может наблюдаться та или иная степень снижения слуха, что становится помехой в восприятии речи окружающих

• Возможные проблемы со зрением могу помешать ясно увидеть артикуляцию окружающих, а значит, и подражать ей. При высокой степен потери зрения нарушается соотнесение слова и конкретного объекта или действия, то есть понимание речи.

• Сниженный тонус, нарушение телесной чувствительности мешают ребенку контролировать движения органов артикуляции.

• Анатомические особенности строения ротового аппарата могут создавать трудности в формировании правильного звукопроизношения. Нарушение соотношения ротовой и носовой полостей, выступающих в роли резонаторов, влияют на мелодические компоненты речи.

• Нарушения функции щитовидной железы могут влиять на тембр, темп и высоту голоса.

• Из-за промахов в организации кормления, в частности необоснованно позднего введения твердой пищи, может быть не обеспечена достаточная подготовка органов артикуляции к совершению мелких и точных движений.

• В ряде случаев наблюдаются нарушения общего и речевого дыхания.

• Особенности познавательной деятельности, вызванные как нарушением двигательной активности, так и своеобразием получения и обработки информации, поступающей от различных анализаторов, могут также стать негативным фактором в развитии речи.

Все психические процессы у ребёнка:

• восприятие

• память

• внимание

• воображение

• мышление

• целенаправленное поведение

— развиваются с прямым участием речи.

Прежде всего нужно отметить, что, когда мы говорим о развитии речи, мы имеем в виду две ее стороны:

— понимание обращенной речи

— активную речь

Обе эти стороны начинают активно развиваться с момента рождения ребенка:

он слышит и реагирует на речь взрослых, сам начинает издавать звуки. Хорошо, если работа над развитием речи начинается уже в этот период:

• контакт глазами

• повторение за малышом произносимых им звуков

• работа над пониманием речи

• формирование правильных навыков приёма пищи,

— все это начальные шаги работы логопеда, психолога, педагога.

Воспитатели, логопед, психолог начинают оказывать коррекционную помощь с первых месяцев жизни малыша, как только он попадает в дом ребенка.

Нами создается комплексная программа работы с ребёнком, охватывающая все направления.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Мы можем условно выделить два направления работы по развитию речи и общения:

— специально организованные логопедические занятия;

— использование речи на всех видах занятий и в быту.

Индивидуальная логопедическая работа включает в себя несколько этапов:

— установление контактов с каждым ребенком с целью выявления его речевых возможностей;

Мимика и жесты синдром дауна

— воспитание слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти;

Мимика и жесты синдром дауна

— формирование внимания к неречевым звукам, воспитание умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные и речевые реакции;

— воспитание чувства ритма, слухового внимания, развитие зрительного внимания (тактильный контакт ребенка с изучаемым предметом обязателен);

— развитие импрессивной речи (понимания);

— формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредотачиваться и давать ответные двигательные и звуковые реакции;

— расширение объема понимаемой чужой речи, накопление пассивного словарного запаса на основе наглядных предметных действий

— обучение детей умению соотносить (в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением;

— развитие понимания грамматических форм речи, понимание вопросов «Где?», «Куда?» и т. д. ;

— обучение пониманию смысла сюжетных картинок на которых люди совершают различные действия;

— воспитание общих речевых навыков (развитие подражательности);

— развитие у детей подражательности, вызывание речевого подражания (речь с движением);

— обучение детей рассказыванию стихов и пению песенок, содержащих звукоподражание;

— выработка правильного речевого дыхания (диафрагмального) и правильной артикуляции звуков;

— развитие выразительности речи (модуляции голоса);

— формирование активного словаря;

— вызывание у детей потребности подражать словам взрослого;

— формирование звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога;

— формирование умения называть имена детей и членов семьи; называть предметы (картинки) по лексическим темам;

— формирование глагольного словаря;

— пополнение активного словаря детей за счет прилагательных, обозначающих признаки, которые дети могут ощутить

— потрогать, увидеть, услышать;

— договаривание детьми фраз, начатых логопедом (на зрительной опоре);

— формирование грамматического строя речи;

— обучение детей двусловным и трехсловным предложениям;

— развитие умения правильно отвечать на вопросы;

— развитие умения

согласовывать слова в словосочетаниях;

— обучение диалогу;

— восприятие содержания

маленьких рассказов, сказок, стихотворений (с опорой на картинки) и ответы на простейшие вопросы по сюжету

— договаривание слов, словосочетаний в стихотворениях и сказках.

Сроки формирования речи и преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов:

• степени сложности дефекта

• индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка

• регулярности занятий

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определённая педагогическая задача, подчинённая общей цели логопедического воздействия.

Содержание обучения должно разрабатываться с использованием специальных методов и средств, учитывающих особенности развития ребенка с синдромом Дауна:

• создание условий для формирования у ребенка навыков общения с окружающими людьми, поддержка неречевых средств общения: контакта глаз, интонации, улыбки, движений, жестов.

• Формирование у ребенка навыков взаимодействия и общения со взрослыми в быту и в игре.

• Формирование навыков понимания речи окружающих и стимуляция активной речи ребенка. Стимуляция использования речевых средств общения.

• Одновременно с этим использовать дополнительные способы стимуляции речи, например массаж мышц лица и органов артикуляции, упражнения для развития мелкой моторики. Используются дополнительные способы развития общего и речевого дыхания.

Мимика и жесты синдром даунаМимика и жесты синдром даунаМимика и жесты синдром дауна

• Одновременно с этим использовать дополнительные способы стимуляции речи, например массаж мышц лица и органов артикуляции, упражнения для развития мелкой моторики. Используются дополнительные способы развития общего и речевого дыхания.

• Снижение мышечного тонуса и телесной чувствительности, гипермобильные суставы и чрезмерно эластичные связки, нарушения в системе равновесия требуют организации специальных занятий по развитию крупных движений, необходимых для развития двигательной, познавательной и социальной активности ребенка.

Мимика и жесты синдром даунаМимика и жесты синдром дауна

Источник