Межполушарная асимметрия и нейропсихологические синдромы
Раздел 2. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.
Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия — одна из наиболее актуальных проблем естествознания. Первые данные о латерализации функций относятся еще к школе Гиппократа, когда наблюдались и описывались связи между односторонними ранениями головы и контралатеральными конвульсиями. К началу XIX в. накопилось достаточно много фактов о неравнозначности левого и правого полушарий мозга. Анатомические данные, полученные в институте мозга АМН, а также результаты зарубежных авторов свидетельствуют о том, что уже у некоторых животных (крыс, кошек, обезьян) длина сильвиевой борозды в левом полушарии больше, чем в правом. У человека эти различия выражены более отчетливо. Так, зона Вернике (верхние отделы вторичных зон височной области) в левом полушарии на одну треть больше симметричной ей зоны правого полушария, нейроны левого полушария (у правшей) крупнее нейронов правого полушария и даже диаметр кровеносных сосудов в левом полушарии больше чем в правом. Есть сведения о различиях в организации левого и правого таламуса, левого и правого хвостатого ядра в тех ядрах таламуса, которые связаны с речью.
Еще более убедительны физиологические данные: при регистрации вызванных потенциалов они сначала отмечаются в правом полушарии, а потом постепенно охватывают левое. Предполагают, что это связано с разными способами переработки информации (правое осуществляет ее целостно и одновременно, а левое — аналитически и последовательно). Доказано, что левое полушарие активизируется при выполнении одних задач, а правое — других /4, 12, 44/. С помощью метода вызванных потенциалов, возникающих при звуках человеческой речи у новорожденных, получены данные о том, что у девяти из десяти детей амплитуда реакции в левом полушарии заметно больше, чем в правом, а при неречевых звуках {шум или музыкальные аккорды) — у всех десяти младенцев амплитуда вызванных потенциалов выше в правом полушарии /38/. Все это убедительно свидетельствует о том, что лево-правая асимметрия характерна для нормы и особенно отчетливо проявляется в условиях психической деятельности.
Клинические наблюдения подтверждают полученные факты: речевые нарушения возникают преимущественно при поражении левого полушария, в то время как поражение правого приводит к появлению своеобразного симптомокомплекса, включающего нарушение схемы тела, выпадение поля зрения, нарушение пространственной ориентировки и т. д.
Все эти данные (анатомические, физиологические, клинические) убедительно свидетельствуют о неравнозначности структур и функций левого и правого полушарий.
Е. Д. Хомская, изучая историю функциональной асимметрии мозга /44/, утверждает, что эта теория прошла несколько этапов в своем развитии. В основе первой классической концепции функциональной асимметрии лежало положение об абсолютной противоположности функций правого и левого полушарий. Считалось, что левое полушарие полностью доминантно по речи и всем психическим процессам, а правому отводилась подчиненная роль в организации психической активности. При этом, по Дж. X. Джексону, сама доминантность понималась как ведущая роль левого полушария.
К середине XIX в. интерес исследователей переместился с изучения левого полушария мозга на правое. Теория функциональной асимметрии, подкрепленная новыми данными, получила название — «концепция относительной доминантности». В ее основе по-прежнему лежала идея противоположности функций левого и правого полушарий и утверждалось представление об относительной доминантности левого полушария по отношению к речевым функциям, а также опосредованным речью психическим процессам (у правшей) и относительной доминантности правого полушария в организации невербальных гностических функций. Для этого подхода характерна идея глобальной асимметрии, предполагающая взаимосвязь между большей активностью одного полушария и доминированием контралатеральной руки, ноги, глаза и т. д.
В настоящее время проблема межполушарной асимметрий рассматривается как проблема функциональной специфичности полушарий, как проблема своеобразия того вклада, который вносит каждое полушарие в организацию любой психической функции. В этом принимает участие как левое, так и правое полушарие, но при этом каждое вносит свой специфический вклад. Под функциональной асимметрией понимается различное по характеру и неравное по значимости участие левого или правого полушария мозга в осуществлении психических функций /44/. Такому подходу свойственны следующие положения:
— функциональная асимметрия носит не глобальный, а парциальный характер. Выделяют моторные асимметрии (мануальную, ножную, оральную, глазодвигательную и т. д.), сенсорные (зрительную, слуховую, тактильную) и психические (асимметрия организации речи и других психических функций). В разных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков;
— каждая конкретная форма функциональной ассиметрии отличается своей степенью, мерой выраженности. Можно говорить о сильной или слабой асимметрии;
— функциональная асимметрия больших полушарий у взрослого человека есть продукт действия биосоциальных структур. Как показали исследования, проведенные на детях, основы функциональной специализации являются врожденными, но по мере развития ребенка происходит усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.
Второй аспект проблемы межполушарной асимметрии, не менее важный, но менее изученный — это вопрос межполушарного взаимодействия. Долгое время считалось, что оба полушария мозга абсолютно самостоятельны и представляют собой такой же парный орган, как почки или легкие. Но работы Роджера Уолкотта Сперри по перерезке комиссур мозга показали, что при нарушении взаимосвязи между левым и правым полушариями возникают серьезные нарушения психических функций. Результат перерезки комиссур мозга (мозолистого тела), получивший название «Модель расщепленного мозга», характеризуется триадой симптомов /36, 44/:
— аномия, проявляющаяся в нарушении способности давать отчет обо всех видах сенсорной информации, поступающей в правое полушарие;
— дископия-дисграфия, для которой характерно нарушение письма и конструктивной деятельности при выполнении их одной (правой или левой) рукой;
— нарушение координации движений.
Эксперименты показали, что при частичной перерезке мозолистого тела эти симптомы проявляются не полностью. Это связано с тем, что мозолистое тело не является однородным органом, а представляет собой дифференцированную систему, различные участки которого выполняют разные функции в механизмах межполушарного взаимодействия. При частичной перерезке отдельных участков мозолистого тела возникают нарушения только одной модальности /41, 44/. Кроме того, при частичной перерезке мозолистого тела отмечается сравнительно быстрое восстановление психических функций.
Работы под руководством Э. Г. Симерницкой /34/ показали, что процессы межполушарного взаимодействия у детей протекают иначе, чем у взрослых. У детей синдрома расщепленного мозга не наблюдается, поскольку мозолистое тело созревает достаточно поздно (примерно к двадцати годам).
Системный характер психической деятельности состоит в дифференцированном участии различных мозговых образований и полушарий мозга в организации высших психических функций. Ни одно полушарие не может быть рассмотрено как доминирующее по отношению к какой-либо функции или деятельности. Каждое полушарие доминирует по свойственному ему принципу работы, по тому вкладу, которое оно вносит в организацию психической функции /36, 41, 44/. Таким образом, можно сказать, что межполушарная организация психических процессов основана на единстве двух факторов: функциональной асимметрии (специализации) полушарий мозга и их взаимодействии в психической деятельности человека.
Контрольные вопросы
1. В чем проявляется анатомическая асимметрия мозга?
2. В чем проявляется функциональная асимметрия мозга?
3. Почему функции правого полушария изучены меньше, чем функции левого полушария?
4. Для какого этапа в развитии теории функциональной асимметрии мозга характерны идеи обязательного переучивания левшей?
5. В чем заключается парциальный характер межполушарной асимметрии?
6. Что такое комиссуры мозга?
7. Что такое «синдром расщепленного мозга»?
8. Чем отличается межполушарное взаимодействие у детей?
Психология bookap
9. Как проявляется аномия при частичной перерезке мозолистого тела?
10. До какого возраста идет становление межполушарных связей?
Источник
9. Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие.
Межполушарная асимметрия – это различие в мозговой организации ВПФ в левом и правом полушариях.
Межполушарные взаимодействия – это особый механизм объединения левого и правого полушария с помощью комиссур, главная из которых мозолистое тело, которое объединяет мозг в единую интегративную систему.
Осн. комиссуры:
1. Мозолистое тело
2. Гиппокомпальная
3. Уздечка
4. Связи четверохолмия
5. Мозжечок
6. Промежуточная масса
7. Зрительная хиазма
Левое полушарие Правое полушарие
1) Обраб. вербальной инф.
2) Речь
3) Чтение
4) Письмо
5) Запоминание фактов, имён, дат
6) Аналитическое мышление
7) Язык
8) Последовател. обраб. инф
9) Ритм 1) Обраб. невербальной инф. ( символы и образы) — обеспечение и реализация пространственных, образных ф-й
2) Воображение
3) Распознавание узоров
4) Ориентация в пространстве
5) Понимание лиц, мелодий
6) Параллельная обраб. инф.
В этом проявляется важнейшая форма функциональной асимметрии мозга — асимметрия психической деятельности. Например, повреждения, дисфункция левой височной области коры приводят обычно к существенным нарушениям в моторной реализации функции языка: наблюдаются элементы заикания, нечеткое произношение и т. д.; повреждения в правой височной области приводят к нарушению в четкости образного восприятия и представления внешних стимулов, явлений, предметов; при стимуляции этой зоны у больных возникают обычно очень яркие образы, воспоминания.
Правое полушарие быстрее обрабатывает информацию, чем левое.
Результаты пространственного зрительного анализа раздражителей в правом полушарии передаются в левое полушарие в центр речи, где происходят анализ смыслового содержания стимула и формирование осознанного восприятия.
Развитие теории межполушарной асимметрии (этапы):
Этап 1. – левое полушарие доминирует по отношению речи и др. ВПФ. Правое полушарие – второстепенная подчинительная роль в реализации всех псих. процессов. Концепция левополушар. доминирования основана на положении об абсолютной противоположности ф-й прав. и лев. полушарий.
Этап 2. – концепция относительной доминантности лев. полуш.(у правшей) по отношению к речевым ф-м и опосредованных речью псих. процессов и относительной домин. прав. полуш. в реализации невербальных гностических ф-й.
Доброва и Брагина выделяю 3 вида асимметрии:
1) Моторная (ручная, ножная, оральная, глазодвигательная и др)
2) Сенсорная (зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная)
3) Психическая – асимметрия мозговой организации речевых и др ВПФ (перцептивная, мнестическая, интеллектуальная)
На основе оценки М. а. в трех анализаторных системах (рука-ухо-глаз) разработана классификация типов М. а. или профилей латеральной организации мозга (ПЛО) (по Е. Д. Хомской и др.).
Существуют 5 основных типов ПЛО: «чистые» правши, праворукие, амбидекстры, леворукие и «чистые» левши, у которых ведущими являются либо все левые или правые анализаторные системы («чистые» типы), либо ведущие системы различны (смешанные типы
2 осн.направления в изучении межполуш.асимметрии
1)Эксперементал.изучен.специфики нарушений отдельных (вербальных и неверальных) псих.ф-й при поражении симметричных отделов правого и левого полушарий. (различные звенья связаны с раб.разных полушарий. Лев. – произвол.управлен.псих.ф-ми. Прав. – непроизвольное, автоматич. управление (у правшей))
2)Сопоставление целостных нейропсих.синромов, возник.при поражении симметрично расположенных стру-р правого и левого полушарий. (Традиционный пусть исследования в нейропсих.)
М. а и М. в. — результат действия биосоциальных факторов, механизмов.
Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие — фундаментальные закономерности работы мозга как парного органа. М. а. является частным случаем М. в. На современно этапе изучения работы мозга как парного органа в большей степени изучены закономерности М. а. Анатомические, физиологические данные и материалы наблюдения за больными, имеющими сходные латеральные поражения, свидетельствуют о неравнозначности левого и правого полушарий мозга. Анатомическая асимметрия имеется как в корковых, так и подкорковых отделах мозга. Физиологическая асимметрия проявляется в различиях биоэлектрической активности симметрических отделов левого и правого полушарий как в состоянии покоя, так и особенно — во время психологической деятельности. Клинические данные указывают на различное отношение левого и правого полушарий мозга к речевым и неречевым функциям. Современная нейропсихология рассматривает проблему М. а. как проблему функциональной специфичности полушарий, их различного вклада в каждую техническую функцию (элементарную и высшую). М. а. имеет не глобальный, а парциальный характер. Выделяют моторные, сенсорные и «психические» асимметрии, причем каждая из них подразделяется на множество более частных видов. В моторной асимметрии выделены ручная, ножная, оральная, глазодвигательная и др. М. а. К сенсорным М. а. относятся зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная и др. К «психическим» — асимметрия мозговой организации речевых и др. психических функций (перцептивных, мнестических, интеллектуальных). На основе оценки М. а. в трех анализаторных системах (рука-ухо-глаз) разработана классификация типов М. а. или профилей латеральной организации мозга (ПЛО) (по Е. Д. Хомской и др.). Существуют 5 основных типов ПЛО: «чистые» правши, праворукие, амбидекстры, леворукие и «чистые» левши, у которых ведущими являются либо все левые или правые анализаторные системы («чистые» типы), либо ведущие системы различны (смешанные типы). Типы ПЛО (т. е. разные типы М. в.) отражают разную форму и степень левого или правого полушарий мозга. Различные типы ПЛО характеризуются различными показателями когнитивных (речевых и неречевых), двигательных и эмоционально-личностных процессов.
М. в. осуществляется с помощью комиссур (мозолистого тела, гиппокампальной комиссуры, уздечки и др.) приводит к появлению «синдрома расщепленного мозга». Нарушение М. в. проявляется в нарушении реципрокных двигательных актов, аномии (нарушении способности давать словесный отчет об информации, поступающей в правое полушарие), дископии — дисграфии (нарушениях способности писать и рисовать обеими руками). М. в. может нарушаться или полностью, или частично (синдромы парципального расцепленного мозга по Л. И. Московичюте, Э. Г. Симерницкой и др).
М. а и М. в. — результат действия биосоциальных факторов. Функциональная неравнозначность полушарий проявляется сразу же после рождения ребенка, однако окончательное формирование механизмов М. а. и М. в. происходит к 12—14 гг. и даже позже. Т. о. парная работа полушарий формируется под влиянием и генетических, и социальных факторов. Методы исследования М. а. — подразделяются на методы исследования ведущей руки, ноги, глаза, глаза, уха и др. и представляют собой различные способы исследований функций одного анализатора с последующим сопоставлением результатов по другому анализатору. Методы исследования М. в. — основаны на принципе двойной стимуляции анализаторов (при оценке М. в. в сенсорных системах) или одновременных моторных ответов двумя руками, ногами (при оценке М. в. в моторных системах). Наиболее известным из таких методов является метод дихотического прослушивания звуковых сигналов (слов, слогов, цифр, неречевых сигналов).
Изучением проблемы М. а. и М. в. активно занимаются современная психология, нейрофизиология, нейроанатомия и др. дисциплины. Данная проблема является важнейшей для современной клинической психологии и особенно — нейропсихологии (клинической, экспериментальной, детской, дифференциальной и др.)
Источник
Синдром
расщепленного мозга.
Координированная
работа полушарий мозга обеспечивается
спаечными волокнами, среди которых
ведущая роль у взрослых
людей принадлежит мозолистому телу
(МТ). При его перерезке каждое полушарие
начинает работать как изолированный
орган, интеграция деятельности полушарий
существенно нарушается.
В настоящее время
описаны два основных варианта синдромов,
обусловленных нарушением межполушарного
взаимодействия, существенным признаком
которых является их односторонний
характер.
Первый
синдром
обозначается как синдром аномии.
Он проявляется в нарушениях называния
стимулов, поступающих в правое полушарие
мозга. Если больной ощупывает предметы
левой рукой или получает зрительные
стимулы только в левое полуполе зрения,
информация поступает в теменные или
затылочные отделы правого полушария
мозга. В случае сохранности межполушарных
связей она переносится в левое полушарие,
где находятся речевые зоны, и может быть
названа. После комиссуротомии такой
перенос не происходит и воспринимаемые
объекты не могут быть названы.
Отличие аномии от
нарушений номинации при афазии состоит
в том, что при поступлении той же
информации в левое полушарие (ощупывание
предмета правой рукой, предъявление
стимулов в правое полуполе зрения) она
легко может быть названа. Важно отметить,
что в основе аномии не лежат и расстройства
гнозиса, так как опознаваемый на ощупь
стимульный объект может быть выбран
либо с помощью осязания, либо зрительно
из группы других предметов. Описанный
феномен касается называния не только
предметов, но и букв.
Второй
синдром
поражения МТ — синдром «дископии-дисграфии«.
Он проявляется в том, что больному
становится полностью недоступно письмо
левой рукой в сочетании с невозможностью
рисовать (срисовывать) правой рукой.
Диагностическим приемом, позволяющим
дифференцировать эти симптомы от обычных
нарушений письма и зрительно-конструктивной
деятельности является смена руки при
выполнении заданий. Больным с
комиссуротомиями доступно письмо
правой, а выполнение рисунка левой
рукой.
Описанные здесь
синдромы в наиболее полной форме
проявляются при хирургическом воздействии
на задние отделы мозолистого тела.
Повреждение
передней
трети мозолистого тела
не приводит к видимым нарушениям
психических функций. Лишь в специальных
исследованиях — дихотическом прослушивании
и определении времени двигательной
реакции — можно отметить некоторое
изменение показателей, свидетельствующее
о замедлении процесса передачи информации
из одного полушария в другое.
В
отличие от этого комиссуротомия
в средних отделах мозолистого тела
приводит
к обнаруживаемым в обычном
нейропсихологическом исследовании
нарушениям переноса с одной руки на
другую кожно-кинестетической информации
при выполнении проб на праксис позы,
проб на перенос на другую руку точки
прикосновения, проб на выбор объекта
по форме, предъявленного в одну руку,
другой рукой. При дихотическом предъявлении
вербальных стимулов поражение средних
отделов мозолистого тела приводит к
выраженному феномену игнорирования
слов, предъявляемых на левое ухо, т. е.
поступающих в правое полушарие мозга.
Таким образом,
описанные симптомы нарушения психических
функций при поражении мозолистого тела
и методики, позволяющие их обнаруживать,
дают основания для решения вопросов
топической диагностики не только в
отношении дисфункции межполушарных
связей в целом, но и в отношении локализации
патологического процесса в их задних,
средних или передних отделах.
У детей: мозолистое
тело еще не сформировано, проявления
зависят от возраста, быстро наступает
компенсация, выраженность слабее.
Сенсорные
феномены
состоят в том, что зрительные стимулы,
предъявленные в левое поле зрения (т.е.
проецируемые в правое полушарие) Больные
(правши) как бы не замечают и не могут
их назвать. Однако вспышка света в левом
поле зрения ими замечается, т.е. передача
зрительной информации через зрительную
хиазму сохранна. Тот же эффект наблюдается
и при ощупывании предметов левой рукой.
Этот феномен получил название аномия
(это невозможность называния предметов,
«воспринимаемых» правым полушарием у
правшей).
Речевые
феномены
проявляются в невозможности прочесть
слово, предъявленное в левое поле зрения
или написать его. Те же слова, предъявленные
в правое поле зрения Больной может
прочесть и написать правильно. Если
Больному предлагается найти предмет,
который обозначает предъявленное слово,
среди прочих предметов, то он или находит
его, или выбирает предмет из того же
семантического поля (ручка – карандаш).
Отмечается значительная вариабельность
лингвистических способностей у разных
Больных.
Двигательные
феномены
весьма демонстративны. Они выражаются
в нарушении реципрокных (совместных)
движений рук или ног, совершаемых по
разным программам (печатание на машинке).
Авторы указывают также на отключение
внимания Больного от левой руки и в
обыденных движениях. При изучении письма
и рисунка правой и левой руками у Больного
с «расщепленным мозгом» был выявлен
симптом дископии – дизграфии. Если до
операции Больной мог писать и рисовать
обеими руками, то после пересечения
мозолистого тела левой рукой он может
только рисовать, а правой – только
писать.
Зрительно-конструктивная
Деятельность
(в виде выполнения тестов на комбинирование
кубиков и т.п.) существенно лучше
выполняется левой, а не правой рукой.
У
Больных с синдромом «расщепленного
мозга» также отмечены латеральные
различия и в эмоциональном реагировании
на эмоционально значимые стимулы.
Симптомы
«расщепленного мозга» динамичны, со
временем выраженность описанных
феноменов уменьшается. И главное – у
Больных исчезают общие эпилептические
припадки, для чего и производятся
операции по перерезке комиссур.
У
детей при нарушениях межполушарного
взаимодействия не наблюдается устойчивой
картины синдрома «Расщепленного мозга».
Вероятно, это связано с тем, что мозолистое
тело созревает достаточно поздно, и
полностью начинает функционировать
только примерно к 20 годам.
Соседние файлы в папке ГОС ОТВЕТЫ(1)
- #
- #
- #
- #
Источник