Методики для диагностики синдрома эмоционального выгорания

Методики для диагностики синдрома эмоционального выгорания thumbnail

Организационные недостатки на работе (учебе) постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

Да

Нет

Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

Да

Нет

Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности.

Да

Нет

Меня беспокоит то, что я стал хуже работать/учиться (менее продуктивно, качественно, медленнее).

Да

Нет

Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.

Да

Нет

От меня как профессионала/человека мало зависит благополучие партнеров.

Да

Нет

Когда я прихожу с работы/учебы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

Да

Нет

Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

Да

Нет

Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует долг, в том числе профессиональный.

Да

Нет

Моя работа/учеба притупляет эмоции.

Да

Нет

Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе, учебе, в жизни.

Да

Нет

Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний.

Да

Нет

Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

Да

Нет

Работа/взаимодействие с людьми приносит все меньше удовлетворения.

Да

Нет

Я бы сменил место работы/учебы, если бы представилась возможность.

Да

Нет

Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру поддержку, услугу, помощь, в том числе профессиональную.

Да

Нет

Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на контакты, в том числе деловые.

Да

Нет

Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

Да

Нет

Я настолько устаю на работе /учебе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

Да

Нет

Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

Да

Нет

Иногда самые обычные ситуации общения вызывают раздражение.

Да

Нет

Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

Да

Нет

Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

Да

Нет

При воспоминании о некоторых коллегах по работе/учебе или партнерах у меня портится настроение.

Да

Нет

Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

Да

Нет

Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами и другими людьми.

Да

Нет

Обстановка на работе/учебе мне кажется очень трудной, сложной.

Да

Нет

У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой/учебой: что-то должно случиться, как бы не до пустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т.п.

Да

Нет

Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

Да

Нет

В общении я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла».

Да

Нет

Я охотно рассказываю домашним о своей работе/учебе.

Да

Нет

Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы/учебы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

Да

Нет

Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

Да

Нет

Я очень переживаю за свою работу/учебу.

Да

Нет

Партнерам по работе/учебе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

Да

Нет

При мысли о работе/учебе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

Да

Нет

У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с начальством.

Да

Нет

Я часто радуюсь, видя, что моя работа/учеба приносит пользу людям.

Да

Нет

Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе/учебе.

Да

Нет

Некоторые стороны (факты) моей жизни вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

Да

Нет

Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

Да

Нет

Я разделяю деловых партнеров на «хороших» и «плохих».

Да

Нет

Усталость от работы/учебы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

Да

Нет

Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

Да

Нет

Обычно я прихожу на работу/учебу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

Да

Нет

Я иногда ловлю себя на том, что работаю, взаимодействую с партнерами автоматически, без души.

Да

Нет

Иногда встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

Да

нет

После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

Да

Нет

На работе/учебе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

Да

Нет

Успехи в работе/учебе вдохновляют меня.

Да

Нет

Жизненная ситуация, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).

Да

Нет

Я потерял покой из-за работы/учебы.

Да

Нет

На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).

Да

Нет

Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

Да

Нет

Я часто с работы/учебы приношу домой отрицательные эмоции.

Да

Нет

Я часто работаю через силу.

Да

Нет

Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам чем теперь.

Да

Нет

Во взаимодействии с людьми руководствуюсь принципом: «Не трать нервы, береги здоровье».

Да

Нет

Иногда иду на работу/учебу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

Да

Нет

После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

Да

Нет

Контингент партнеров, с которым я работаю/взаимодействую, очень трудный.

Да

Нет

Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

Да

Нет

Если бы мне повезло с работой/учебой, я был бы более счастлив.

Да

Нет

Я в отчаянии из-за того, что на работе/учебе у меня серьезные проблемы.

Да

Нет

Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

Да

Нет

Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

Да

Нет

Чаще всего после рабочего/учебного дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

Да

Нет

Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий/учебный день кончился.

Да

Нет

Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

Да

Нет

Взаимодействуя или работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

Да

Нет

Работа, взаимодействие с людьми (партнерами) очень разочаровали меня.

Да

Нет

Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

Да

Нет

Как правило, мой рабочий/учебный день проходит спокойно и легко.

Да

Нет

Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

Да

Нет

Моя карьера складывается удачно.

Да

Нет

Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой/учебой.

Да

Нет

Некоторых из своих постоянных партнеров, знакомых я не хотел бы видеть и слышать.

Да

Нет

Я одобряю людей, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

Да

Нет

Моя усталость на работе/учебе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

Да

Нет

Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

Да

Нет

Меня часто подводят нервы в общении с людьми, в том числе на работе/учебе.

Да

Нет

Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе/в учебе я утратил интерес, живое чувство.

Да

Нет

Работа/взаимодействие с людьми плохо повлияла на меня — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

Да

Нет

Работа/взаимодействие с людьми явно подрывает мое здоровье.

Да

Нет

Источник

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание" (ПВ)  Методика К. Маслач и С. Джексон, адаптация: Н. Водопьянова, Е. Старченкова. Тесты для диагностики синдрома ПВ..  Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» был разработан на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. Методика предназначена для диагностики «эмоционального истощения», «деперсонализации» и «профессиональных достижений». Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности.

Читайте также:  Лечение синдром лестничной мышцы симптомы

О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «эмоционального истощения» и «деперсонализации» и низкие – по шкале «профессиональная эффективность» (редукция персональных достижений). Соответственно, чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания.

Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности.

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон. Тесты для диагностики синдрома ПВ:

Варианты теста: для педагогов, учителей; руководителей среднего звена; сотрудников коммерческой службы (маркетологов, агентов, менеджеров); продавцов розничной торговли; медицинских работников (врачей).

Инструкция:

Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – «никогда». Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – «ежедневно». Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

Ниже представлены варианты опросника, разработанные нами для различных групп профессий, «ключ» и средневозрастные значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.

Стимульный материал.

Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для учителей и преподавателей высшей школы.

теста

 Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для руководителей среднего звена

теста

 Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для сотрудников коммерческой службы (маркетологов, агентов, менеджеров)

теста

Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для продавцов розничной торговли

Методики для диагностики синдрома эмоционального выгорания

Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для медицинских работников (врачей)

Методики для диагностики синдрома эмоционального выгорания

Лист (бланк) для ответов должен включать:

Фамилия, имя, отчество……………………………………

Возраст…………………………………………………………..

Пол………………………………………………………………….

Профессия/должность…………………………………………

Стаж работы в данной должности………………………..

Ключ к тесту «Профессиональное (эмоциональное) выгорание»

Методики для диагностики синдрома эмоционального выгорания

Интерпретация, обработка результатов.

В соответствии с общим «ключом» подсчитывается сумма баллов для каждого субфактора. Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю. Для этого складываются шкальные оценки трех показателей ( табл. Уровни показателей выгорания) и соотносятся с тестовыми нормами (табл.Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания).

Уровни показателей выгорания.

Методики для диагностики синдрома эмоционального выгорания

Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания
 Методики для диагностики синдрома эмоционального выгорания

Примечание. * отмечен «обратный» вопрос, который считается в обратном порядке.

Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности. Например, некоторую степень эмоционального истощения можно считать нормальным возрастным изменением, а определенный уровень деперсонализации – необходимый механизм психологической защиты для целого ряда социальных (или коммуникативных) профессий в процессе профессиональной адаптации.

При анализе индивидуальных показателей по шкале «профессиональная эффективность» следует учитывать возраст и этап становления человека в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это, естественно, обусловливает определенную напряженность (психологический стресс) в рабочих ситуациях профессиональной деятельности. Если подобное явление не учитывать, можно ошибочно интерпретировать у начинающих специалистов низкие баллы по шкале «персональные достижения» как симптомы выгорания. У сформировавшихся специалистов на этапе зрелости и поздней зрелости низкие баллы по шкале «профессиональная эффективность» часто свидетельствуют о сниженной самооценке значимости действительно достигнутых результатов и вторичном снижении продуктивности из–за изменения отношения к работе.

Читайте также:  Занятия с детьми с синдромом дауна на мелкую моторику

Таким образом, при исследовании динамики выгорания необходимо брать в расчет как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь. Взаимосвязь и взаимовлияние факторов выгорания определяют динамику процесса его развития. Ниже представлены средневозрастные и зависящие от стажа значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.

Показатели выгорания в различных возрастных группах

Методики для диагностики синдрома эмоционального выгорания

Показатели выгорания в зависимости от стажа работы

Методики для диагностики синдрома эмоционального выгорания

Раздел: тесты по психологии с ответами

Тесты по психологии личности.

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон. Тесты для диагностики синдрома ПВ

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

Тест на стресс и депрессию. 8-факторный личностный опросник Спилбергера-Радюка.

Тест на тревожность Спилбергера Ханина. (Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина)

Опросник Потери и приобретения персональных ресурсов (Тест ОППР), Н. Водопьянова, М. Штейн.

Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной. Опросник общего психологического состояния человека.

Копинг стратегии. Тест Преодоление трудных жизненных ситуаций (ПТЖС). Опросник SVF120, В. Янке, Г. Эрдманн, адаптация Н. Е. Водопьяновой.

Консультация психолога.

Источник

Работа по профилактике синдрома эмоционального выгорания как правило начинается с его диагностического исследования. Диагностический компонент в разном объеме присутствует в любых видах и формах работы.

Объектом диагностики могут быть психофизиологические, индивидуально-психологические особенности, эмоциональная и мотивационная сферы личности, социальная и профессиональная направленность.

Применяя психодиагностические методы, нужно руководствоваться принципом необходимости и достаточности для получения такой психологической информации, которая может реально помочь клиенту в решении его проблем. Сравнив достаточно устойчивые особенности клиента с требованиями, предъявляемыми профессией, консультант может помочь ему перестроить или достроить желательные качества.

В конечном итоге наиболее ценный эффект в психодиагностике состоит в том, что клиент актуализирует для себя возможные пути решения имеющихся психологических проблем в личностной и эмоциональной сферах.

Проведение диагностики предполагает обязательное знакомство клиента с ее результатами, рекомендации консультанта, последующую коррекционно-развивающую и психотерапевтическую работу. Необходимо быть особенно осторожным в выводах и рекомендациях по результатам диагностики интеллекта и специальных способностей, так как они могут развиваться при соответствующей мотивации и осуществлении профессиональной деятельности.

Длительное время изучение синдрома эмоционального выгорания проводилось по методике: MBI (Maslach Burnout Inventory) C. Maslash, S.E. Jackson [16]. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек-человек». Американские психологи К. Маслач и С. Джексон характеризовали синдром как эмоциональное опустошение. В дальнейшем методика была адаптирована Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой. Испытуемому необходимо выразить свое отношение по 22 утверждениям. Методика может использоваться для диагностики профессиональной деформации, в рамках системы профилактики негативных последствий, связанных с профессиональной деятельностью.

Помимо MBI в российской психологической и психотерапевтической практике широко используется методика диагностики уровня эмоционального выгорания, разработанная В.В. Бойко. Этот личностный опросник предназначен для диагностики «синдрома эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов.

По мнению автора, эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет».

Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса:

«напряжение»: переживание психотравмирующих обстоятельств; неудовлетворенность собой; «загнанность в клетку»; тревога и депрессия;

«резистенция»: неадекватное эмоциональное избирательное реагирование; эмоционально-нравственная дезориентация; расширение сферы экономии эмоций; редукция профессиональных обязанностей;

«истощение»: эмоциональный дефицит; эмоциональная отстраненность; личностная отстраненность (деперсонализация); психосоматические и психовегетативные нарушения. Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана методика количественного определения степени их выраженности.

Доктора Холмс и Раге (США) изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.

Способность к саморегуляции — очень важное качество, помогающее человеку сохранить внутреннее равновесие, не допуская в сознание сведения, несущие угрозу для его благополучия. Конфликты, как и ряд других негативных факторов нашей жизни, создают нервозные состояния и часто приводят к стрессу. Стрессоустойчивость — это свойство личности, включающее в себя эмоциональный, волевой и интеллектуальный компоненты, обеспечивающие оптимальное достижение цели без вреда для здоровья человека. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности, представленный в работах Л.П. Пономаренко, Р.В. Белоусовой позволяет диагностировать оценку уровня стрессоустойчивости (Приложение 1).

При диагностике эмоционального состояния особое значение придается так называемой нервно-психической неустойчивости, которая является отражением одновременно психического и соматического уровня здоровья индивида. Нервно-психическая устойчивость (НПУ) показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса, то есть тогда, когда система эмоционального отражения функционирует в критических условиях, вызываемых как внешними, так и внутренними факторами. На изучение нервно-психической неустойчивости предназначена методика «Прогноз» (Приложение 2).

Наряду с профильными психодиагностическими опросниками можно применять и другие методики, например, методику с использованием эмоциональных индикаторов, разработанную Е.А. Климовым и Г.Ф. Корольковой. Авторы данной методики считают, что эмоциональные переживания дают основания для прогноза профессиональной успешности и удовлетворения избранной профессиональной деятельностью, так как сигнализируют о совпадении или несовпадении определенных вариантов профессионального плана с тем желаемым образом, который сложился у человека на основе имеющегося опыта [13].

Рассмотрим общую схему психодиагностического подхода, основанного на использовании эмоциональных индикаторов.

После установления контакта с клиентом консультант предлагает ему вспомнить те увлечения, прошлые занятия, которые моделируют разные типы профессий. Например, при обсуждении занятий, относящихся к типу «человек-природа», консультант стимулирует воспоминания клиента о его прошлом опыте общения с живой природой, получения информации из этой области, выясняет, насколько успешен был данный опыт. Наблюдая характер эмоциональных реакций консультируемого, возникающих в связи с его воспоминаниями о прошлых занятиях, относящихся к различным типам деятельности, он должен учитывать, что обнаруженное эмоциональное отношение может быть лишь косвенно связано с реальным жизненным опытом клиента. Анализируя данные, полученные в ходе беседы, консультант исключает те варианты занятий, воспоминания о которых сопровождались отрицательным или нейтральным эмоциональным тоном, и намечает для последующего обсуждения варианты, вызвавшие наиболее положительные эмоциональные переживания.

На втором этапе беседа строится в виде проигрывания вариантов выбора разнотипных профессий («Предположим, что будет выбрана такая-то профессия…»). Обычно обсуждаются 2-3 варианта, из которых клиент затрудняется сделать выбор, или варианты, отобранные консультантом на первом этапе беседы. Консультант выясняет, как клиент представляет себе трудовые будни, профессиональные ситуации, ценности профессии. Если у консультируемого отсутствуют такие представления или они не соответствуют действительности, консультант сообщает ему необходимые сведения: особенности профессиональной среды, типичные трудовые задачи, предметы и средства труда и т.п. Этот прием требует от консультанта профессиографической эрудиции, умения доступно и достаточно образно описывать различные стороны той или иной профессии. Следует учитывать, что в данном случае сведения, сообщаемые клиенту, используются не столько как информационный, а скорее, как стимулирующий материал.

Консультант наблюдает за проявлением эмоционального отношения к описываемым ситуациям выбора. В зависимости от логики беседы этапы можно поменять местами. В процессе индивидуального консультирования консультанту необходимо учитывать представления клиента об уровне развития у него некоторых индивидуальных особенностей (Образ Я), необходимых для различных профессий. С помощью методики «Самооценка индивидуальных особенностей», разработанной Л.Н. Кабардовой, консультант может выявить Образ Я консультируемого и соотнести его со следующими профессиональными сферами: «Обработка и анализ информации», «Работа с механизмами и устройствами», «Производство продуктов, изделий; ремонт», «Взаимодействие с человеком», «Создание художественных образов, произведений», «Взаимодействие с миром живой природы», «Взаимодействие с миром неживой природы». Образ «Я в профессии» выстраивается на основе оценок свойств, относящихся к различным структурам личности, включая характерологические особенности, психические процессы, свойства нервной системы, физические качества, интересы, склонности, ценностные ориентации [11]. При анализе полученных результатов необходимо учитывать, что их достоверность во многом зависит от способности клиента к адекватной самооценке и его уверенности в себе.

Для того чтобы понять своеобразие индивидуальной мотивации профессионального выбора клиента и помочь ему осознать, что движет его выбором, полезно обратиться к классификации мотивационных факторов трудовой и профессиональной деятельности, разработанной А.И. Зеличенко и А.Г. Шмелевым [12]. Мотивационные факторы включают весь комплекс обстоятельств, связанных с деятельностью человека в профессиональной сфере. При этом одни и те же обстоятельства для разных людей могут иметь совершенно различный личностный смысл. Схема мотивационных факторов может использоваться в консультации, во-первых, как средство ориентировки в потенциальном разнообразии мотивационных факторов клиентов, во-вторых, как основа для исследования формирующейся или сформировавшейся мотивации. Такие методики позволяют выявить актуальные мотивы клиента, а также уровень сложности поведения, который они способны вызвать. На основе этой схемы в процессе профконсультации могут применяться некоторые методические приемы, основанные на частичной ранжировке и парном сравнении. Например, такой прием используется в игре «Турнир высказываний» консультируемому предлагают для сравнения высказывания трех типов:

  • 1) пожелания, чтобы профессия удовлетворяла определенным требованиям, обладала теми или иными особенностями. Например, «Хотелось бы, чтобы моя профессия оставляла много свободного времени», «Хотелось бы, чтобы работа была недалеко от дома» и т.д.;
  • 2) указания на сходство между поведением оптанта и социальными образцами аналогичного поведения. Например, «Я часто поступаю так же, как и мои друзья», «Учителя редко бывают недовольны мной» и т. п.;
  • 3) указания на силу отрицательных переживаний в ситуациях фрустрации тех или иных мотивов. Например, «Мне бывает до слез обидно, когда меня заставляют делать то, что мне неинтересно» и т.д.

Для каждой пары высказываний оптант должен назвать «счет матча», т.е. выразить сравнительную степень своего согласия по 5-балльной шкале, например, 4:1:3.

Другой способ работы с данной методикой заключается в том, что консультируемому предъявляют список высказываний или карточек с отдельными высказываниями и предлагают отобрать наиболее и наименее подходящие из них.

Применение тех или иных психодиагностических методик зависит от уровня профессиональной квалификации специалиста, от содержания запроса клиента и как следствие от психодиагностических целей и задач исследования.

Источник