Методика измерения психического выгорания синдром

Методика измерения психического выгорания синдром thumbnail

Теоретическое обоснование. Интерес к синдрому «выгорания» возник в зарубежной психологии в 1970-х годах, и до настоящего времени эта проблема широко изучается в контексте профессиональных стрессов.
Существуют различные определения «выгорания», однако в наиболее общем виде оно рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим, синдром «выгорания» обозначается рядом авторов как «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием длительного профессионального стажа.

Синдром «выгорания» наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий.
Многие исследования показывают, что ключевую роль в синдроме «выгорания» играют эмоционально затрудненные или напряженные отношения в системе «человек—человек», например, отношения между лечащим врачом и трудными больными, отношения между руководителем и подчиненными в конфликтных ситуациях или при неблагоприятном психологическом климате в коллективе.
Наиболее ярко синдром «выгорания» проявляется в тех случаях, когда коммуникации отягщены эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Вероятность появления проблемы «выгорания» увеличивается по мере возрастания частоты и продолжительности контактов разрушительной или раздражительной природы. Соответствующим образом «выгорание» соотносится с количеством и качеством контактов, которые профессионал имел со своими подчиненными, клиентами, подопечными.
В настоящее время хорошо известны три модели «выгорания» и соответствующие им методы оценки. Согласно первой, одномерной модели, «выгорание» — это состояние физического, психического и эмоционального истощения, вызванное длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях общения. Данная трактовка близка к пониманию «выгорания» как синдрома «хронической усталости». Приверженцы одномерного подхода не ограничивают «выгорание» какими-либо определенными профессиональными группами.
Вторая модель предложена голландскими исследователями. Они рассматривают «выгорание» как двухмерный конструкт, состоящий из эмоционального истощения и деперсонализации, которая проявляется в ухудшении отношения к другим (подчиненным, коллегам), иногда и к самому себе.
Наиболее распространенной является трехкомпонентная модель синдрома «выгорания» американских исследователей К. Маслоу и С. Джексон. В соответствии с данной моделью, «выгорание» понимается как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции своих личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая «выгорания» и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении. Вторая составляющая — деперсонализация — проявляется в деформации отношений с другими людьми. Третий компонент «выгорания» — редукция личных достижений — может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.
Цель. Овладение методикой измерения психического «выгорания» согласно трехмерной модели данного синдрома.
Инструкция. Исследование проводится индивидуально или в группах персонала «сервисных» или коммуникативных профессий. Это медперсонал, учителя, директора, менеджеры, преподаватели, психологи, консультанты, агенты.
Испытуемым выдают лист для ответов (см. табл. 37), опросник и сообщают, что цель данного исследования состоит в том, чтобы определить, как люди профессий типа «человек— человек» рассматривают свою работу и тех, с кем они тесно сотрудничают. Затем испытуемым предлагают 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Участник опроса должен внимательно прочитать каждое утверждение и решить, чувствует ли он себя так же относительно своей работы. Если у испытуемого не было подобного чувства, в листе для ответов он должен отметить позицию 0 («ноль» — никогда). Если у него возникало такое чувство, ему следует указать, как часто это случалось, поставив «крестик» в клеточке балла, соответствующего частоте переживаний этого чувства.

Тестовый материал.

  1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
  2. К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.
  3. Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу.
  4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги и подчиненные, и использую это в интересах дела.
  5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами и подчиненными, как с предметами, без теплоты и расположения к им.
  6. Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным.
  7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.
  8. Я чувствую угнетенность и апатию.
  9. Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих подчиненных и коллег.
  10. В последнее время я стал более черствым (бесчувственным) по отношению к тем, с кем работаю.
  11. Как правило, те, с кем мне приходится работать, — малоинтересные люди, скорее утомляющие, чем радующие меня.
  12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
  13. У меня все больше жизненных разочарований.
  14. Я чувствую, что стал равнодушным и потерял интерес ко многому, что радовало меня раньше.
  15. Бывает, что мне безразлично то, что происходит с некоторыми моими коллегами и подчиненными.
  16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и ото всех.
  17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
  18. Я легко общаюсь с людьми, независимо от их статуса и характера.
  19. Я многое успеваю сделать.
  20. Я чувствую себя на пределе возможностей.
  21. Я многое смогу еще достичь в своей жизни.
  22. Бывает, что коллеги и подчиненные перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Обработка и интерпретация результатов.

В соответствии с ключом подсчитываются суммы баллов по трем субшкалам и фиксируются в листе для ответов (табл. 38).
Интерпретация результатов проводится на основании сравнения полученных оценок по каждой из субшкал со средними значениями в исследуемой группе или с демографическими данными, представленными в таблице (см. табл. 39).

Таблица 38
Средние значения по субшкалам для четырехпрофессиональных групп (данные российской выборки)

Группы

Возраст

Стаж

Субшкалы

Эмоциональное истощение

Деперсонализация

Редукция личных достижений

Менеджеры

32

3

21,1

10,7

31,5

Чиновники

43

7

17,0

7,6

32,5

Медицинские сестры

30

10

22,4

10,2

30,0

Врачи-терапевты

45

18

15,2

6,0

33,0

Таблица 39

Лист для ответов
Фамилия, имя, отчество _______________________________________________
Профессия___________________Возраст_____________Стаж_______________

Номер утверждения

Баллы

1

2

3

4

5

6

1.

22.

Ключ опросника ПВ

Субшкала

Номер утверждения

Сумма баллов (максимальная)

Эмоциональное истощение

1,2,3,6,8,13,14, 16,20

54

Деперсонализация

5,10,11,15,22

30

Редукция личных достижений

4,7,9,12,17,18, 19,21

Профилактика эмоционального выгорания

Источник

         МЕТОДИКА «ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО « ВЫГОРАНИЯ»

                                         (К. Маслач, С.Джексон)

Профессиональное «выгорание» — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Нередко проявляется у специалистов, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.

 Признаки профессионального выгорания: 1) чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); 2) деперсонализация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);

3) негативное профессиональное самовосприятие — ощущение собственной некомпетентности, недостатка профессионального мастерства.

Авторами данной методики (опросника) являются американские психологи

К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек – человек». Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой.

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте, пожалуйста, по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «часто», «очень часто», «каждый день».

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте, пожалуйста, по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «часто», «очень часто», «каждый день».

Опросник

1. Я чувствую себя эмоционально опустошённым.

2. После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон».

3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

4. Я хорошо понимаю, что чувствует мои подчинённые и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.

5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчинёнными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.

8. Я чувствую угнетённость и апатию.

9. Я уверен, что моя работа нужна людям.

10. В последнее время я стал более «чёрствым» по отношению к тем, с кем работаю.

11.Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13. Моя работа всё больше меня разочаровывает.

14.Мне кажется, что я слишком много работаю.  

15.Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.

18. Во время работы я чувствую приятное оживление.

19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.

22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчинённые всё чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Регистрационный бланк

Ф.И.О________________________________________________________________________

Возраст____________Пол________Дата обследования_____________________________

№.

Никогда

Очень редко

Редко

Иногда

Часто

Очень часто

Ежедневно

1

1

2

3

4

5

6

2

1

2

3

4

5

6

3

1

2

3

4

5

6

4

1

2

3

4

5

6

5

1

2

3

4

5

6

6

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

8

1

2

3

4

5

6

9

1

2

3

4

5

6

10

1

2

3

4

5

6

11

1

2

3

4

5

6

12

1

2

3

4

5

6

13

1

2

3

4

5

6

14

1

2

3

4

5

6

15

1

2

3

4

5

6

16

1

2

3

4

5

6

17

1

2

3

4

5

6

18

1

2

3

4

5

6

19

1

2

3

4

5

6

20

1

2

3

4

5

6

21

1

2

3

4

5

6

22

1

2

3

4

5

6

Эмоциональное истощение____Деперсонализация____ Редукция личных достижений___

          Ключ – трафарет  к методике «Диагностика профессионального  выгорания»

                                                  (вырезаются ячейки до баллов)

№.

Никогда

Очень редко

Редко

Иногда

Часто

Очень часто

Ежедневно

1

1

2

3

4

5

6

2

1

2

3

4

5

6

3

1

2

3

4

5

6

4

1

2

3

4

5

6

5

1

2

3

4

5

6

6

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

8

1

2

3

4

5

6

9

1

2

3

4

5

6

10

1

2

3

4

5

6

11

1

2

3

4

5

6

12

1

2

3

4

5

6

13

1

2

3

4

5

6

14

1

2

3

4

5

6

15

1

2

3

4

5

6

16

1

2

3

4

5

6

17

1

2

3

4

5

6

18

1

2

3

4

5

6

19

1

2

3

4

5

6

20

1

2

3

4

5

6

21

1

2

3

4

5

6

22

1

2

3

4

5

6

Эмоциональное истощение____Деперсонализация____ Редукция личных достижений___

 Обработка результатов:

Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений), «редукция личных достижений» (8 утверждений).

Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 2 балла – «редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».

«Эмоциональное истощение» — ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20.

 «Деперсонализация» — ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22.

«Редукция личных достижений» — ответы по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21.

Интерпретация результатов

Эмоциональное истощение – сниженный эмоциональный фон. 

0 – 15 баллов – низкий уровень;

16 – 24 баллов – средний уровень;

25 баллов  и выше – высокий уровень.

Деперсонализация – отражает деформации в отношениях с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих, повышение значимости внешних оценок. В других – усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к субъектам профессиональной деятельности.

0 – 5 баллов – низкий уровень;

6 – 10 баллов – средний уровень;

11 баллов  и выше – высокий уровень.

Редукция личных достижений – проявляется  в снижении самооценки, занижении своих профессиональных достижений, негативных установках по отношению к профессиональным возможностям или ограничении обязанностей по отношению к субъектам профессиональной деятельности.

37 баллов и выше – низкий уровень;

31 – 36 баллов  – средний уровень;

30 баллов и меньше – высокий уровень.

О тяжести профессионального «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.

Источник

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание" (ПВ)  Методика К. Маслач и С. Джексон, адаптация: Н. Водопьянова, Е. Старченкова. Тесты для диагностики синдрома ПВ..  Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» был разработан на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. Методика предназначена для диагностики «эмоционального истощения», «деперсонализации» и «профессиональных достижений». Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности.

О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «эмоционального истощения» и «деперсонализации» и низкие – по шкале «профессиональная эффективность» (редукция персональных достижений). Соответственно, чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания.

Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности.

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон. Тесты для диагностики синдрома ПВ:

Варианты теста: для педагогов, учителей; руководителей среднего звена; сотрудников коммерческой службы (маркетологов, агентов, менеджеров); продавцов розничной торговли; медицинских работников (врачей).

Инструкция:

Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – «никогда». Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – «ежедневно». Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

Ниже представлены варианты опросника, разработанные нами для различных групп профессий, «ключ» и средневозрастные значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.

Стимульный материал.

Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для учителей и преподавателей высшей школы.

теста

 Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для руководителей среднего звена

теста

 Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для сотрудников коммерческой службы (маркетологов, агентов, менеджеров)

теста

Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для продавцов розничной торговли

Методика измерения психического выгорания синдром

Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для медицинских работников (врачей)

Методика измерения психического выгорания синдром

Лист (бланк) для ответов должен включать:

Фамилия, имя, отчество……………………………………

Возраст…………………………………………………………..

Пол………………………………………………………………….

Профессия/должность…………………………………………

Стаж работы в данной должности………………………..

Ключ к тесту «Профессиональное (эмоциональное) выгорание»

Методика измерения психического выгорания синдром

Интерпретация, обработка результатов.

В соответствии с общим «ключом» подсчитывается сумма баллов для каждого субфактора. Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю. Для этого складываются шкальные оценки трех показателей ( табл. Уровни показателей выгорания) и соотносятся с тестовыми нормами (табл.Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания).

Уровни показателей выгорания.

Методика измерения психического выгорания синдром

Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания
 Методика измерения психического выгорания синдром

Примечание. * отмечен «обратный» вопрос, который считается в обратном порядке.

Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности. Например, некоторую степень эмоционального истощения можно считать нормальным возрастным изменением, а определенный уровень деперсонализации – необходимый механизм психологической защиты для целого ряда социальных (или коммуникативных) профессий в процессе профессиональной адаптации.

При анализе индивидуальных показателей по шкале «профессиональная эффективность» следует учитывать возраст и этап становления человека в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это, естественно, обусловливает определенную напряженность (психологический стресс) в рабочих ситуациях профессиональной деятельности. Если подобное явление не учитывать, можно ошибочно интерпретировать у начинающих специалистов низкие баллы по шкале «персональные достижения» как симптомы выгорания. У сформировавшихся специалистов на этапе зрелости и поздней зрелости низкие баллы по шкале «профессиональная эффективность» часто свидетельствуют о сниженной самооценке значимости действительно достигнутых результатов и вторичном снижении продуктивности из–за изменения отношения к работе.

Таким образом, при исследовании динамики выгорания необходимо брать в расчет как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь. Взаимосвязь и взаимовлияние факторов выгорания определяют динамику процесса его развития. Ниже представлены средневозрастные и зависящие от стажа значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.

Показатели выгорания в различных возрастных группах

Методика измерения психического выгорания синдром

Показатели выгорания в зависимости от стажа работы

Методика измерения психического выгорания синдром

Раздел: тесты по психологии с ответами

Тесты по психологии личности.

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон. Тесты для диагностики синдрома ПВ

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

Тест на стресс и депрессию. 8-факторный личностный опросник Спилбергера-Радюка.

Тест на тревожность Спилбергера Ханина. (Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина)

Опросник Потери и приобретения персональных ресурсов (Тест ОППР), Н. Водопьянова, М. Штейн.

Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной. Опросник общего психологического состояния человека.

Копинг стратегии. Тест Преодоление трудных жизненных ситуаций (ПТЖС). Опросник SVF120, В. Янке, Г. Эрдманн, адаптация Н. Е. Водопьяновой.

Консультация психолога.

Источник