Методика измерения психического выгорания синдром выгорания

Методика измерения психического выгорания синдром выгорания thumbnail

Теоретическое обоснование. Интерес к синдрому «выгорания» возник в зарубежной психологии в 1970-х годах, и до настоящего времени эта проблема широко изучается в контексте профессиональных стрессов.
Существуют различные определения «выгорания», однако в наиболее общем виде оно рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим, синдром «выгорания» обозначается рядом авторов как «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием длительного профессионального стажа.

Синдром «выгорания» наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий.
Многие исследования показывают, что ключевую роль в синдроме «выгорания» играют эмоционально затрудненные или напряженные отношения в системе «человек—человек», например, отношения между лечащим врачом и трудными больными, отношения между руководителем и подчиненными в конфликтных ситуациях или при неблагоприятном психологическом климате в коллективе.
Наиболее ярко синдром «выгорания» проявляется в тех случаях, когда коммуникации отягщены эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Вероятность появления проблемы «выгорания» увеличивается по мере возрастания частоты и продолжительности контактов разрушительной или раздражительной природы. Соответствующим образом «выгорание» соотносится с количеством и качеством контактов, которые профессионал имел со своими подчиненными, клиентами, подопечными.
В настоящее время хорошо известны три модели «выгорания» и соответствующие им методы оценки. Согласно первой, одномерной модели, «выгорание» — это состояние физического, психического и эмоционального истощения, вызванное длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях общения. Данная трактовка близка к пониманию «выгорания» как синдрома «хронической усталости». Приверженцы одномерного подхода не ограничивают «выгорание» какими-либо определенными профессиональными группами.
Вторая модель предложена голландскими исследователями. Они рассматривают «выгорание» как двухмерный конструкт, состоящий из эмоционального истощения и деперсонализации, которая проявляется в ухудшении отношения к другим (подчиненным, коллегам), иногда и к самому себе.
Наиболее распространенной является трехкомпонентная модель синдрома «выгорания» американских исследователей К. Маслоу и С. Джексон. В соответствии с данной моделью, «выгорание» понимается как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции своих личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая «выгорания» и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении. Вторая составляющая — деперсонализация — проявляется в деформации отношений с другими людьми. Третий компонент «выгорания» — редукция личных достижений — может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.
Цель. Овладение методикой измерения психического «выгорания» согласно трехмерной модели данного синдрома.
Инструкция. Исследование проводится индивидуально или в группах персонала «сервисных» или коммуникативных профессий. Это медперсонал, учителя, директора, менеджеры, преподаватели, психологи, консультанты, агенты.
Испытуемым выдают лист для ответов (см. табл. 37), опросник и сообщают, что цель данного исследования состоит в том, чтобы определить, как люди профессий типа «человек— человек» рассматривают свою работу и тех, с кем они тесно сотрудничают. Затем испытуемым предлагают 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Участник опроса должен внимательно прочитать каждое утверждение и решить, чувствует ли он себя так же относительно своей работы. Если у испытуемого не было подобного чувства, в листе для ответов он должен отметить позицию 0 («ноль» — никогда). Если у него возникало такое чувство, ему следует указать, как часто это случалось, поставив «крестик» в клеточке балла, соответствующего частоте переживаний этого чувства.

Тестовый материал.

  1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
  2. К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.
  3. Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу.
  4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги и подчиненные, и использую это в интересах дела.
  5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами и подчиненными, как с предметами, без теплоты и расположения к им.
  6. Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным.
  7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.
  8. Я чувствую угнетенность и апатию.
  9. Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих подчиненных и коллег.
  10. В последнее время я стал более черствым (бесчувственным) по отношению к тем, с кем работаю.
  11. Как правило, те, с кем мне приходится работать, — малоинтересные люди, скорее утомляющие, чем радующие меня.
  12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
  13. У меня все больше жизненных разочарований.
  14. Я чувствую, что стал равнодушным и потерял интерес ко многому, что радовало меня раньше.
  15. Бывает, что мне безразлично то, что происходит с некоторыми моими коллегами и подчиненными.
  16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и ото всех.
  17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
  18. Я легко общаюсь с людьми, независимо от их статуса и характера.
  19. Я многое успеваю сделать.
  20. Я чувствую себя на пределе возможностей.
  21. Я многое смогу еще достичь в своей жизни.
  22. Бывает, что коллеги и подчиненные перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Обработка и интерпретация результатов.

В соответствии с ключом подсчитываются суммы баллов по трем субшкалам и фиксируются в листе для ответов (табл. 38).
Интерпретация результатов проводится на основании сравнения полученных оценок по каждой из субшкал со средними значениями в исследуемой группе или с демографическими данными, представленными в таблице (см. табл. 39).

Читайте также:  Нейропсихологические симптомы и синдромы учебники

Таблица 38
Средние значения по субшкалам для четырехпрофессиональных групп (данные российской выборки)

Группы

Возраст

Стаж

Субшкалы

Эмоциональное истощение

Деперсонализация

Редукция личных достижений

Менеджеры

32

3

21,1

10,7

31,5

Чиновники

43

7

17,0

7,6

32,5

Медицинские сестры

30

10

22,4

10,2

30,0

Врачи-терапевты

45

18

15,2

6,0

33,0

Таблица 39

Лист для ответов
Фамилия, имя, отчество _______________________________________________
Профессия___________________Возраст_____________Стаж_______________

Номер утверждения

Баллы

1

2

3

4

5

6

1.

22.

Ключ опросника ПВ

Субшкала

Номер утверждения

Сумма баллов (максимальная)

Эмоциональное истощение

1,2,3,6,8,13,14, 16,20

54

Деперсонализация

5,10,11,15,22

30

Редукция личных достижений

4,7,9,12,17,18, 19,21

Профилактика эмоционального выгорания

Источник

         МЕТОДИКА «ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО « ВЫГОРАНИЯ»

                                         (К. Маслач, С.Джексон)

Профессиональное «выгорание» — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Нередко проявляется у специалистов, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.

 Признаки профессионального выгорания: 1) чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); 2) деперсонализация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);

3) негативное профессиональное самовосприятие — ощущение собственной некомпетентности, недостатка профессионального мастерства.

Авторами данной методики (опросника) являются американские психологи

К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек – человек». Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой.

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте, пожалуйста, по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «часто», «очень часто», «каждый день».

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте, пожалуйста, по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «часто», «очень часто», «каждый день».

Опросник

1. Я чувствую себя эмоционально опустошённым.

2. После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон».

3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

4. Я хорошо понимаю, что чувствует мои подчинённые и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.

5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчинёнными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.

8. Я чувствую угнетённость и апатию.

9. Я уверен, что моя работа нужна людям.

10. В последнее время я стал более «чёрствым» по отношению к тем, с кем работаю.

11.Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13. Моя работа всё больше меня разочаровывает.

14.Мне кажется, что я слишком много работаю.  

15.Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.

18. Во время работы я чувствую приятное оживление.

19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.

22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчинённые всё чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Регистрационный бланк

Ф.И.О________________________________________________________________________

Возраст____________Пол________Дата обследования_____________________________

№.

Никогда

Очень редко

Редко

Иногда

Часто

Очень часто

Ежедневно

1

1

2

3

4

5

6

2

1

2

3

4

5

6

3

1

2

3

4

5

6

4

1

2

3

4

5

6

5

1

2

3

4

5

6

6

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

8

1

2

3

4

5

6

9

1

2

3

4

5

6

10

1

2

3

4

5

6

11

1

2

3

4

5

6

12

1

2

3

4

5

6

13

1

2

3

4

5

6

14

1

2

3

4

5

6

15

1

2

3

4

5

6

16

1

2

3

4

5

6

17

1

2

3

4

5

6

18

1

2

3

4

5

6

19

1

2

3

4

5

6

20

1

2

3

4

5

6

21

1

2

3

4

5

6

22

1

2

3

4

5

6

Эмоциональное истощение____Деперсонализация____ Редукция личных достижений___

          Ключ – трафарет  к методике «Диагностика профессионального  выгорания»

                                                  (вырезаются ячейки до баллов)

№.

Никогда

Очень редко

Редко

Иногда

Часто

Очень часто

Ежедневно

1

1

2

3

4

5

6

2

1

2

3

4

5

6

3

1

2

3

4

5

6

4

1

2

3

4

5

6

5

1

2

3

4

5

6

6

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

8

1

2

3

4

5

6

9

1

2

3

4

5

6

10

1

2

3

4

5

6

11

1

2

3

4

5

6

12

1

2

3

4

5

6

13

1

2

3

4

5

6

14

1

2

3

4

5

6

15

1

2

3

4

5

6

16

1

2

3

4

5

6

17

1

2

3

4

5

6

18

1

2

3

4

5

6

19

1

2

3

4

5

6

20

1

2

3

4

5

6

21

1

2

3

4

5

6

22

1

2

3

4

5

6

Эмоциональное истощение____Деперсонализация____ Редукция личных достижений___

 Обработка результатов:

Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений), «редукция личных достижений» (8 утверждений).

Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 2 балла – «редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».

«Эмоциональное истощение» — ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20.

 «Деперсонализация» — ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22.

«Редукция личных достижений» — ответы по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21.

Интерпретация результатов

Эмоциональное истощение – сниженный эмоциональный фон. 

0 – 15 баллов – низкий уровень;

16 – 24 баллов – средний уровень;

25 баллов  и выше – высокий уровень.

Деперсонализация – отражает деформации в отношениях с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих, повышение значимости внешних оценок. В других – усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к субъектам профессиональной деятельности.

Читайте также:  Синдром кушинга у детей симптомы

0 – 5 баллов – низкий уровень;

6 – 10 баллов – средний уровень;

11 баллов  и выше – высокий уровень.

Редукция личных достижений – проявляется  в снижении самооценки, занижении своих профессиональных достижений, негативных установках по отношению к профессиональным возможностям или ограничении обязанностей по отношению к субъектам профессиональной деятельности.

37 баллов и выше – низкий уровень;

31 – 36 баллов  – средний уровень;

30 баллов и меньше – высокий уровень.

О тяжести профессионального «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.

Источник

Опубликовано 2008-04-08 21:18 пользователем Valeratal

В психологии синдром профессионального выгорания определяется как одно из проявлений длительного рабочего стресса, а также некоторых видов профессионального кризиса. Возникает он в результате накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», что приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Подробнее в статье «Как не «сгореть» на работе».

Предлагаем 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя подобным образом. Если вам не свойственно описанное ощущение, в бланке ответов отметьте позицию 0 — «никогда». Если оно для вас характерно, укажите, насколько часто. Для этого напротив вопроса поставьте балл, который отвечает частоте возникновения того или иного чувства.

Бланк для ответов

№ п/п

Утверждение

Баллы

Никогда

Очень редко

Редко

Иногда

Часто

Очень часто

Всегда

1

2

3

4

5

6

1

Я чувствую себя эмоционально истощенной       

2

В конце рабочего дня я чувствую себя, как выжатый лимон       

3

Я чувствую себя уставшей, когда просыпаюсь утром и должна идти на работу       

4

Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги, но использую это в интересах дела       

5

Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами, как с предметами (без теплоты и симпатии к ним)       

6

Я чувствую себя энергичной, ощущаю эмоциональный подъем       

7

Я умею находить правильные решения в конфликтных ситуациях       

8

Я чувствую угнетенность и апатию       

9

Я могу положительно влиять на продуктивность работы моих коллег       

10

В последнее время я стала более черствой (нечувствительной) в отношениях с коллегами       

11

Как правило, те, с кем мне приходится работать, — неинтересные люди, которые, скорее, утомляют, нежели радуют меня       

12

У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление       

13

У меня все больше жизненных разочарований       

14

Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многим вещам, которые радовали меня раньше       

15

Иногда мне действительно безразлично, что происходит с некоторыми из моих коллег       

16

Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и от всех       

17

Я могу легко создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе       

18

Я легко общаюсь с людьми, независимо от их статуса и характера       

19

Я успеваю много сделать       

20

Я чувствую себя на пределе возможностей       

21

Я многого еще могу достичь в своей жизни       

22

Иногда коллеги перекладывают на меня часть своих проблем и обязанностей       

Обработка и интерпретация результатов

Определите, пожалуйста, сумму баллов по трем основным показателям:

  1. Эмоциональное истощение — подсчитываются результаты по следующим вопросам: 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20. Максимально возможная сумма — 54.
  2. Деперсонализация — подсчитываются результаты по следующим вопросам: 5, 10, 11, 15, 22. Максимально возможная сумма — 30.
  3. Редукция личностных достижений — подсчитываются результаты по следующим вопросам: 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21. Максимально возможная сумма баллов — 48.

А теперь оцените свой уровень профессионального выгорания по следующей таблице:

Показатели

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Эмоциональное истощение

0–16

17–26

27 и больше

Деперсонализация

0–6

7–12

13 и больше

Редукция личностных достижений

39 и больше

38–32

31–0

Ключевые слова: 

  • Профессиональное выгорание
  • Версия для печатиВерсия для печати

Источник

В настоящее время существует несколько моделей выгорания, описывающих данный феномен.

Однофакторная модель Пинеса и Аронсона. Согласно ней, выгорание — это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Авторы одномерного подхода рассматривают истощение в качестве главной причины (компонента), а остальные проявления дисгармонии переживаний и поведения считают следствием. Риск выгорания угрожает не только представителям социальных профессий [49, 50].

Читайте также:  Синдром диабетической стопы стандарт диагностики и лечения

Двухфакторная модель. Ее авторы — Д. Дирендонк, В. Шауфели, X. Сиксма — голландские исследователи, которые проводили исследования среди медсестер. Синдром выгорания сводится к двухмерной конструкции, состоящей из эмоционального истощения и деперсонализации [39]. Первый компонент, получивший название аффективного, относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй — деперсонализация — проявляется в изменении отношения либо к пациентам, либо к себе. Он получил название установочного.

Трехфакторная модель (К. Маслач и С. Джексон) [47]. Синдром психического выгорания представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении. Вторая составляющая (деперсонализация) сказывается в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих. В других — усиление негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам: пациентам, клиентам и т. п. Третья составляющая выгорания, редукция личностных достижений, может проявляться либо в тенденции негативной самооценки, занижении своих профессиональных достижений и успехов, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям, либо в приуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим [46, 47].

Описанные три компонента выгорания в какой-то степени отражают специфику профессиональной сферы, в которой впервые был обнаружен данный феномен. Особенно это касается второго компонента выгорания — деперсонализации, нередко показывающей состояние сферы социального обслуживания людей и оказания им помощи. Исследования последних лет не только подтвердили правомерность такой структуры, но и позволили существенно расширить область ее распространения, включив профессии, не связанные с социальным кругом. Это привело к некоторой модификации понятия выгорания и его структуры.

Выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в ее процессе. Такое понимание подвергло определенному видоизменению и понимание его основных компонентов: эмоционального истощения, цинизма, профессиональной эффективности. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.

Четырехфакторная модель [41, 47]. В четырехкомпонентной модели выгорания один из его элементов (эмоциональное истощение, деперсонализация или редуцированные персональные достижения) разделяется на два отдельных фактора. Например, деперсонализация, связанная с работой и с реципиентами соответственно [42, 45].

Процессуальные модели рассматривают выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени и имеющий определенные фазы (см. об этом ниже)…

Для измерения выгорания в зарубежной психологии наиболее широко используются две методики: MBI (Maslach-Burnout-Inventor) — Маслач и Джексон и ВМ (Измерение выгорания — Burnout Measure) — Пинса и Аронсона [49, 50].

Первоначальная версия опросника ВМ вышла под названием «Измерение скуки» («Tedium Measure») [47]. Согласно определению авторов книги, выгорание представляет собой состояние физического и психического (mental) истощения, вызванное длительным пребыванием в эмоционально нагруженных ситуациях. Опросник ВМ был задуман как одномерный, хотя три вида истощения различаются между собой. В исследованиях [40] проверялись структура и валидность опросника ВМ на голландской выборке (п = 2190). Оказалось, что измерения физического, эмоционального и психического истогцения заменены деморализацией, истощением и потерей мотивации. Авторы пришли к выводу о том, что «ВМ» охватывает лишь определенный аспект выгорания и скорее измеряет общее самочувствие (well-being). Структура опросника ВМ такова: «деморализация» — 10 утверждений; «истощение» — 6 утверждений; «потеря мотивации» — 5 утверждений. В противоположность «МВ1» авторы «ВМ» не ограничивают возможность проявления выгорания только в строго определенном круге профессий. «ВМ» содержит 21 утверждение (например, «чувствую, что разочаровался в людях»). Ответы варьируют от «никогда» (1 балл) до «всегда» (7 баллов).

Опросник MBI, который составили американские психологи К. Маслам и С. Джексон, первоначально предназначался для измерения выгорания в профессиях типа «человек-человек». В течение нескольких лет после опубликования «МВ1» стал самым популярным инструментом измерения выгорания. Данный опросник содержит три субшкалы: «эмоциональное истощение» — 9 утверждений; «деперсонализация» — 5 утверждений; «редукция персональных достижений» — 8 утверждений. Ответы варьируют от «никогда» (0 баллов) до «каждый день» (6 баллов).

Высокие оценки по шкалам эмоционального истощения и деперсонализации в совокупности с низкими оценками по шкале персональных достижений (обратная шкала) указывают на наличие у субъекта состояния выгорания.

«МВ1» получил широкое распространение в Нидерландах, Германии, Франции, Австралии, Греции, Испании и других странах. В зарубежных исследованиях получены данные, подтверждающие дискриминантную валидность, внутреннюю валидность, а также конвергентную валидность с другими инструментами измерения выгорания.

Поскольку «МВ1» предназначен только для профессий, которые предполагают интенсивные межличностные взаимодействия, это существенно ограничивает его применение. Многие исследователи выгорания сходятся в том, что данный синдром возникает и в других профессиональных группах.

На основе «МВ1» был разработан опросник «MBI-GS» («Maslach Burnout Inventory-General Survey»). Данный вариант опросника позволяет оценивать выгорание как в профессиях с непосредственными интенсивными межличностными коммуникациями, так и без них. Он содержит 16 утверждений и три субшкалы, параллельные тем, что есть в «МВ1»: «истощение» — 5 пунктов; «цинизм» — 5 пунктов; «профессиональная успешность» — 6 пунктов. Ответы оцениваются по 7-балльной шкале и варьируют от «никогда» (0 баллов) до «каждый день» (6 баллов).

Опросник «MBI-GS» содержит утверждения, сформулированные в общем виде, без ссылок на конкретную п