Методическое пособие подготовка к школе детей с синдромом дауна

  • СВЕДЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
      • Общая информация о центре
      • Руководство
      • Режим работы
      • Контакты и реквизиты
      • Материально-техническое обеспечение
      • Кадровый состав
      • Антикоррупционная политика
      • Пункт проката технических средств реабилитации
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
      • Планы работы учреждения
      • Результаты работы
      • Дополнительное образование
      • План тематических дистанционных консультаций на апрель 2020 год
  • ДОКУМЕНТАЦИЯ
      • Лицензия, сертификаты
      • Устав
      • Карточка государственного учреждения
      • План ФХД
      • Федеральный закон № 442-ФЗ
      • Государственное задание
      • Паспорт объекта социальной отрасли
      • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе
      • Коллективный договор
      • Государственный контроль
      • Правила внутреннего распорядка для клиентов КГБУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики»
      • Численность получателей социальных услуг
      • ПРИКАЗ Об отдельных мерах по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции
      • ПРИКАЗ Об индексации возмещения расходов на питание родителей и или законных представителей
  • ОТДЕЛЕНИЯ
      • Стационарное отделение
      • Отделение медико-социальной реабелитации
      • Отделение тяжелых умственных и физических растройств
      • Отделение полустационарного социального обслуживания
  • ПАРТНЁРЫ
  • ВАКАНСИИ
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
  • АНКЕТИРОВАНИЕ
      • Анкета по качеству оказания услуг в учреждении
      • Независимая система оценки качества работы

  • СВЕДЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
    • Общая информация о центре
    • Руководство
    • Режим работы
    • Контакты и реквизиты
    • Материально-техническое обеспечение
    • Кадровый состав
    • Антикоррупционная политика
    • Пункт проката технических средств реабилитации
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    • Планы работы учреждения
    • Результаты работы
    • Дополнительное образование
    • План тематических дистанционных консультаций на апрель 2020 год
  • ДОКУМЕНТАЦИЯ
    • Лицензия, сертификаты
    • Устав
    • Карточка государственного учреждения
    • План ФХД
    • Федеральный закон № 442-ФЗ
    • Государственное задание
    • Паспорт объекта социальной отрасли
    • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе
    • Коллективный договор
    • Государственный контроль
    • Правила внутреннего распорядка для клиентов КГБУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики»
    • Численность получателей социальных услуг
    • ПРИКАЗ Об отдельных мерах по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции
    • ПРИКАЗ Об индексации возмещения расходов на питание родителей и или законных представителей
  • ОТДЕЛЕНИЯ
    • Стационарное отделение
    • Отделение медико-социальной реабелитации
    • Отделение тяжелых умственных и физических растройств
    • Отделение полустационарного социального обслуживания
  • ПАРТНЁРЫ
  • ВАКАНСИИ
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
  • АНКЕТИРОВАНИЕ
    • Анкета по качеству оказания услуг в учреждении
    • Независимая система оценки качества работы

Стационарная форма
социального обслуживания

Методическое пособие подготовка к школе детей с синдромом дауна

Полустационарная форма
социального обслуживания

Методическое пособие подготовка к школе детей с синдромом дауна

Индивидуальные
консультации

Методическое пособие подготовка к школе детей с синдромом дауна

Пункт проката технических
средств реабилитации

Методическое пособие подготовка к школе детей с синдромом дауна

 

Информация КОРОНАВИРУС, ГРИПП, ОРВИ

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Посмотреть в отдельном окне.

Все услуги предоставляются бесплатно.

ВМЕСТЕ МЫ МОЖЕМ МНОГОЕ!

Источник

Дети с синдромом Дауна: Подготовка к школе, младшая школа (книги)

 

Подготовка к школе

OZON.ru — Книги | Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта | Коррекционная педагогика | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-691-01598-4

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (Лабиринт)

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации. (ожидается в Интернет-магазине «Лабиринт»)

Рисующий гномик. Формирование графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР
Книга «Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии. Методическое пособие» Е. А. Кинаш — в интернет-магазине Ozon.ru

И. Карслиева. Комплексная коррекционная работа по подготовке дошкольников с ЗПР к обучению грамоте

Она же на Озоне

OZON.ru — Книги | Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью | Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-9925-0037-0
Книга «Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития» Р. Д. Тригер — в интернет-магазине Ozon.ru

Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития (Лабиринт)

Книга «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога» Е. А. Стребелева — в интернет-магазине Ozon.ru

Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Книга для педагога-дефектолога

Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал) (Лабиринт)

Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи

Книга «Обучение общению умственно отсталого ребенка» Л. М. Шипицына — в интернет-магазине Ozon.ru

Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями. Планирование работы со старшими дошкольниками

Ozon

Серия книг «Я говорю»: пиктограммы для детей с тяжелым недоразвитием речи

«Я — говорю!» Обучение речи на основе пиктограмм. Интернет-магазин Лабиринт.

Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению | Татьяна Ананьева

В Лабиринте.

СЕРИЯ КРО (для детей 5-6 лет) — Коррекционно-развивающее обучение

OZON.ru — Книги | Подготовка к обучению грамоте. Для работы с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий | И. А. Морозова, М. А. Пушкарева | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-86775-494-5
OZON.ru — Книги | Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР | И. А. Морозова, М. А. Пушкарева | | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-86775-483-9
OZON.ru — Книги | Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет | И. А. Морозова, М. А. Пушкарева | Библиотека воспитателя | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-86775-386-3
OZON.ru — Книги | Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет | И. А. Морозова, М. А. Пушкарева | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-86775-432-7

Младший школьный возраст

color>

Pазвитие речи, обучение грамоте

OZON.ru — Книги | Обучение грамоте младших школьников с ЗПР. Методика и планирование занятий в 1 классе выравнивания | Н. Н. Павлушкова, Р. И. Харитонова | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 5-296-00599-6

Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке. Начальная школа. ФГОС

Ozon

OZON.ru — Книги | Книжки-малышки. Приложение к пособию «Обучение грамоте младших школьников с ЗПР» | Н. Н. Павлушкова, Р. И. Харитонова | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 5-296-00600-3

Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи.

Книги А.Зикеева по русскому языку и развитию речи для коррекционных школ — Интернет-магазин Лабиринт.

Нравственное воспитание

OZON.ru — Книги | Нравственные ориентации младших школьников с ЗПР | Э. И. Кякинен | Специальная педагогика | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-9925-0089-9

На главную

На главную для ресурсов на нашем сайте

Обзор методической литературы по занятиям с детьми с СД

Напишите мне

Источник

Педагог — психолог:

 Минаева Светлана Сергеевна

Статья.  «Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна в условиях школьного обучения»

Изменения, происходящие в общей структуре модернизации образования, выдвинули ряд проблем, касающихся системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Интегрированное  образование (инклюзивное образование) является ведущей тенденцией на современном этапе реформирования специального образования.  В данной статье мы не ставим  перед собой задачу выявить плюсы и минусы инклюзивного образования. Для нас – специалистов, работающих с детьми, имеющими интеллектуальные, поведенческие  нарушения разной степени выраженности, важно помочь ребенку адаптироваться к условиям школьной среды, к тем требованиям, которые предъявляет современная школа в  независимости от того в каком типе учреждения  обучается ребенок.  Все чаще в школах можно увидеть за партой ребенка с синдромом Дауна. Очень важно четко и правильно определить тактику педагогических действий и эффективно осуществлять коррекционно-развивающую помощь.

           В этой статье мы расскажем вам об особенностях психофизического  развития ребенка с синдромом Дауна, поделимся опытом работы по обучению и воспитанию детей данной категории в условиях школы-интерната VIII вида. Мы надеемся, что данный материал будет полезен для педагогов  и специалистов, работающих с детьми с синдромом Дауна.

В отечественной медицинской, педагогической и психологической науке на протяжении многих лет утверждалось положение о безнадежности этого диагноза для дальнейшего развития личности. Считалось, что человек с синдромом Дауна не обучаем, а попытки лечить данное «генетическое заболевание» были заранее обречены на провал. Программы психолого-педагогической и социально-бытовой реабилитации людей с синдромом Дауна не разрабатывались.  В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Государство гарантирует  детям с синдромом Дауна право на получение образования, социальную поддержку. Социальная поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его ранним развитием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество. Эффективность решения данных проблем напрямую зависит от учета особенностей развития, понимания психологического профиля ребенка, создания индивидуальных образовательных траекторий.

Профиль психомоторного развития ребенка с синдромом Дауна

           На первый взгляд может показаться, что развитие детей с синдромом Дауна ничем не отличается от развития умственно отсталых детей. Однако такие дети имеют ряд специфических особенностей. К сожалению, в литературе, посвященной проблемам воспитания и обучения лиц с синдромом Дауна, наиболее подробно описаны дети дошкольного возраста, но смеем предположить, что основные тенденции развития характерны так же и для школьников.            

           Выделяют следующие закономерности развития ребенка с синдромом Дауна (СД):

—  ребенок с СД проходит те же этапы развития, что и обычный ребенок;

— средние сроки появления навыков запаздывают по сравнению с нормативными;

— у детей с СД возрастной диапазон появления навыков гораздо шире, чем у обычных детей;

— имеются качественные особенности приобретаемых навыков, которые не всегда являются следствием СД, но могут возникать на основе дополнительных проблем (нарушения слуха, зрения, патологии сердечно – сосудистой системы и т.д.);

— развитие детей с СД характеризует неравномерность;

— дети с СД по ряду показателей могут соответствовать возрастной норме.

           Психофизиологический профиль ребенка с синдромом Дауна включает в себя описание особенностей формирования и развития основных психических процессов:

           1. Речевое развитие:

— понимание речи намного опережает развитие активной речи;

— отмечаются особенности речевого развития (малый словарный запас, пробелы в освоении грамматических конструкций, способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила, трудности в понимании заданий);

— сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого звукопроизношения;

— отставание речи при отсутствии других форм общения (жесты, чтение) вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную.

   2. Моторное развитие.

Все компоненты развития моторики – сила мышц, равновесие, координация, способность ориентироваться в пространстве, скорость реагирования, выносливость – имеют свои особенности. Все это объясняется целым комплексом медицинских факторов:

— порок сердца и частые респираторные заболевания не дают возможности осуществлять интенсивную двигательную активность;

— проблемы со зрением влияют на способность ориентироваться в пространстве, мешают развитию зрительно-двигательной координации;

— снижение слуха и частые отиты ухудшают чувство равновесия и затрудняют ориентирование в пространстве;

— структурные мозговые изменения приводят к нарушению реакций равновесия и координации движений;

— гипотония (недостаток мышечной силы) препятствует своевременному развитию координации движений и чувства равновесия;

— гиперподвижность и эластичность связок мешают детям с СД контролировать движения, поскольку их суставы становятся подвижнее, замедляют развитие проприорецепции (осознание своего положения в пространстве) и контроля за движениями тела.

— встречающиеся в ряде случаев анатомические особенности строения ладони и запястья,  а также снижение глубинной телесной чувствительности задерживают формирование и затрудняют стабилизацию двигательных навыков.

           3. Развитие познавательной деятельности:

—  восприятие:  темп восприятия снижен; требуется более длительное время для узнавания объекта; ограничен объем информации, которую может воспринять ребенок в процессе занятия; ощущения формируются на обедненной сенсорной основе.

— внимание: нарушены концентрация внимания, отмечаются значительные трудности переключения и распределения внимания; нарушения слуха и зрения,  неустойчивость позы ребенка, или даже просто плохое самочувствие создают дополнительное отрицательное влияние;

— память: осложнен переход из кратковременной и оперативной памяти в долговременную; зрительная память развита намного лучше, чем слуховая; сочетание двигательной и зрительной памяти дает самый высокий уровень запоминания; аффективная память не имеет значительных отклонений; больше всего страдает извлечение информации; для запоминания требуется большое количество повторений.

— мышление: отмечаются трудности в развитии понятийного мышления (низкий уровень развития поисковых способов ориентировки и исследования окружающей среды, способности планировать действия; затруднено обобщение и перенос усвоенных навыков из одной ситуации в другую; резко уменьшен объем информации, полученной из самостоятельных наблюдений, в основном ребенок знает то, чему его специально учили).

           4. Социально – эмоциональное развитие, поведение:

— эмоции: отмечается сохранность элементарных эмоций (страх, радость, грусть); положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные; неудачи обычно не вызывают огорчения; как правило, эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их;

— личность: в личностном плане детям в большей степени свойственна внушаемость, склонность к подражанию действиям и поступкам других людей; у некоторых из этих детей наблюдаются черты эгоцентризма; в целом, большинству детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешенны;

— поведение: характеризуется, в основном послушанием, подчиняемостью; дети легко вступают в контакт; могут встречаться разнообразные поведенческие расстройства.

Организация коррекционно-развивающей работы                                         с детьми с синдромом Дауна

           Анализируя и обобщая практический опыт работы с детьми с синдромом Дауна можно выделить факторы, препятствующие и способствующие обучению данной категории детей.

           Факторы, затрудняющие обучение:

— отставание в моторном развитии (тонкой и общей моторике);

— возможные проблемы со слухом и зрением;

— проблемы с развитием речи;

— слабая кратковременная слуховая память;

— короткий период концентрации активного внимания;

— трудности с освоением и запоминанием новых понятий и навыков;

— трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать, установлением последовательностей.

           Факторы, способствующие обучению:

— сильное зрительное восприятие и способности к наглядному обучению (способность выучить и использовать знаки, жесты и наглядные пособия; способность выучить написанный текст и пользоваться им);

— способность учиться на примере сверстников и взрослых, стремление копировать их поведение;

— способность обучаться по материалам подходящего учебного плана и на практических занятиях.

Практические рекомендации по организации обучения:

           Главный принцип организации обучения – преимущественная ориентировка не на физический возраст, а на уровень развития ребенка; использование мотивации, значимой для данного конкретного ребенка.

           Каким должен быть темп обучения? – ориентировка на индивидуальный темп развития.

        Как организовать восприятие и обобщение информации? — на начальных этапах обучения максимально использовать конкретные предметы и знакомые ситуации; обучать одному навыку в разных знакомых ситуациях.                  Как организовать работу по восприятию и обработке зрительной информации? — снижать темп обучения и обеспечивать больше повторений (используя различные приемы работы на уроках); давать детям возможность самим моделировать ситуации на основе воспринятой информации, использовать метод ассистирования руками, чтобы помочь детям реагировать на зрительные сигналы; предъявление наглядного материала сопровождать понятным и лаконичным комментарием; использовать для предъявления крупные картинки без лишних деталей; разбивать объяснения на простые инструкции.

           Как организовать работу по восприятию слуховой информации? — активно использовать зрительные и тактильные подсказки; объединять слуховую информацию со зрительными и двигательными обучающими средствами; инструкции, воспринимаемые только на слух, повторять медленно, четко и часто; применять метод «словесного обдумывания» (просить ребенка повторить словесную инструкцию в том случае, если он ее не понял).

           Как помочь детям концентрировать внимание? —  по возможности устранять посторонние зрительные и слуховые раздражители; сажать ребенка ближе к педагогу; организовывать занятия так, чтобы воздействовать сразу на несколько органов чувств; стараться обеспечить физическую адаптацию (парта с наклоном, подставка для ног), чтобы компенсировать плохую осанку, низкий тонус и другие факторы, которые мешают ребенку сидеть спокойно и комфортно в течение относительно длительного времени.

           Взаимная зависимость процесса обучения и мотивации — организовывать выполнение заданий так, чтобы ребенок добивался положительного результата; включать в содержание деятельности задания, которые дети могут выполнить самостоятельно; адаптировать задачи и пособия в соответствии с уровнем развития детей; использовать вещественные подтверждения хорошей работы, одобрение и поощрение как награду за каждый шаг выполнения задачи.

          Принципы подбора дидактического материала: — материал для работы должен быть наглядным; хорошие результаты даёт использование на уроках предметов максимально приближенных к жизни; предлагаемый материал должен соотноситься со знакомыми бытовыми ситуациями, иметь ярко выраженные сенсорные характеристики и задействовать разные сенсорные каналы восприятия.

           Надеемся, что наши рекомендации помогут вам в осуществлении коррекционно-развивающей работы, ведь благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере оказывать положительное влияние на ход психофизического развития ребенка с синдромом Дауна.

Удачи Вам и творческих успехов!

Литература

1. Сабельникова С.И. «Развитие инклюзивного образования».

2. Алехина А.В. «Особенности психологического развития детей с синдромом

    Дауна» — 1989.

3. Журнал «Синдром Дауна. XXI век» — №1 2008.

4. Конотопская Т. «Особенные дети – синдром Дауна.

5. Жиянова П.Л., Гимадеева М.Ф. «Социальная адаптация детей раннего

    возраста с синдромом Дауна» — 2008.

Источник

Читайте также:  Коррекционная работа с детьми с даун синдромом