Методическое пособие для детей с синдромом дауна
Работа с детьми с синдромом Дауна
Методическое пособие.
МКОУ «Школа № 80»
Педагог – психолог
Мартынова И.В.
1. Психологический подход в работе с детьми.
Психологический подход обеспечивает более эффективную работу с детьми и их родителями и заключается в применении психологических приемов независимо от того, какой именно специалист работает с группой детей. К таким приемам относятся: отражение и проговаривание действий и чувств, структурирование пространства и времени.
2. Особое внимание к взаимодействию с родителями.
Специалисты предоставляют родителям максимум информации о том, что происходит во время проведения занятия и каков смысл упражнений; предлагают конкретные задания для занятий дома (с учетом возможностей семьи).
3. Ограниченное количество детей в группе.
В группах для детей с синдромом Дауна рекомендуется не более четырех детей, так легче учитывать индивидуальные особенности ребенка. В тоже время каждый ребенок получает возможности общения с разными детьми, т.е. разный социальный опыт.
4. Время занятия.
Не более 1,5 часа. В системе раннего вмешательства находятся дети с различной степенью задержки, которые не имеют опыта пребывания в кругу сверстников. 1,5 часа — это время, которое дети могут »выдержать» вместе и успевают адаптироваться.
Планирование групповой работы
Планирование групповой работы основывается на результатах диагностики ребенка и согласовывается с запросом и ожиданиями родителей. Знание родителей об особенностях ребенка, адекватное понимание ситуации в значительной степени влияет на эффективность групповой работы. Поэтому особое внимание уделяется прояснению и формированию запроса родителей — цели, которые могут быть достигнуты в результате сотрудничества специалистов и родителей. Работа с родителями позволяет установить отношения сотрудничества, оказывать эмоциональную и информационную поддержку, повышать уровень родительской компетентности.
До начала групповой работы нужно определить цели и задачи данной группы, которые ставят на 3 месяца. Затем команда специалистов оценивает динамику групповой работы, эффективность упражнений, достижения каждого ребенка и родителя. На основании этой информации и встречи с родителями принимается решение о необходимости изменения содержания упражнений, состава группы, специалистов, частоты и продолжительности занятий. Структуру занятия можно оставить неизменной, если упражнения остались актуальными для детей.
Структура занятия формируется до начала групповой работы и остается неизменной на протяжении всего времени групповых занятий. Содержание отдельных упражнений может меняться, при успешном освоении данного упражнения детьми.
Помещение и оборудование должны соответствовать целям группы. Важно учитывать, что оборудования и игрушек не должно быть слишком много, так как дополнительные стимулы отвлекают детей от выполнения задания, создавая трудности для детей и специалистов.
При формировании группы нужно учитывать возраст и особенности развития детей. Важно понимать, что возраст развития может отличаться от биологического возраста ребенка. Упражнения, которые предлагаются для группового занятия, выбираются специалистом с учетом возраста развития детей.
Необходимо учитывать, что развитие способностей в отдельных сферах (например, мелкой моторике, развитии речи) может значительно отличаться у детей с близким возрастом развития. Для того, чтобы групповое занятие было эффективно как для каждого ребенка, так и для группы в целом, в одном занятии могут сочетаться »очень простые» и »достаточно сложные» задания. Такой подход учитывает сильные и слабые стороны каждого ребенка, его зону ближайшего развития, а также способствует повышению самооценки и позитивному отношению детей друг к другу.
При организации групповой работы необходимо соотнести запрос родителей с возможностями и особенностями развития детей. Определить модель групповой работы, которая позволит наиболее эффективно достичь целей, согласованных между специалистами и родителями. На этапе планирования важно определить роль каждого специалиста и родителей, для обеспечения эффективного взаимодействия команды специалистов и специалиста с ребенком во время занятия.
Групповая работа с детьми с синдромом Дауна
Синдром Дауна относится к заболеваниям с количественным нарушением числа хромосом. Тело человека состоит из множества клеток и каждая из них содержит 46 хромосом. Хромосомы являются составляющими элементами клетки и несут в себе определенные признаки, которые передаются от родителей. Так, одна половина хромосом передается от матери, а вторая от отца. У человека с синдромом Дауна наблюдается лишняя хромосома в 21-й паре, так называемая трисомия, поэтому в результате вместо 46 хромосом имеется 47.
Позже при синдроме Дауна выявлены и другие хромосомные изменения, названные транслокацией и мозаичностью (мозаицизмом). На транслокационный вариант приходится около 3,2 % случаев. Число хромосом в кариотипе таких больных нормальное – 46, так как дополнительная 21 хромосома транслоцирована (перемещена) на другую аутосому. [9]
Мозаичные формы синдрома Дауна составляют 2-3 % от всех случаев заболевания. При них в организме одновременно обнаруживаются трисомные и нормальные клетки. У таких детей синдром обычно бывает не столь выраженным.
До сих пор не существует единого мнения об этиологии возникновения синдрома Дауна, несмотря на ряд исследований по этой проблеме. Рождение такого ребенка может произойти в любой семье, независимо от ее социального или материального положения в обществе, независимо от образа жизни, национальности, уровня образования.
Диагноз ребенку может быть поставлен только врачом-генетиком, на основании хромосомного анализа крови. И почти всегда синдром Дауна можно установить сразу после рождения.
У детей с синдромом Дауна могут наблюдаться:
§ Черепно-лицевые нарушения: уплощенный и скошенный затылок; узкие глазные щели; эпикант; короткий нос; деформированные ушные раковины, приросшие мочки уха; высокое небо; большой язык; толстые губы.
§ Выраженные диспластические изменения скелета, нарушения в строении конечностей, пальцев (короткие и широкие пальцы, мизинец искривлен, увеличение промежутка между первым и вторым пальцами стоп), поперечная складка ладони; нарушения в строении грудной клетки.
§ Общая мышечная слабость (гипотония).
§ Часто наблюдаются врожденные пороки развития внутренних органов: сердца, желудочно-кишечного тракта.
§ Зрительные нарушения: астигматизм, близорукость, микрофтальм, врожденная катаракта.
§ Эндокринные нарушения: ожирение, нарушение обмена веществ, недоразвитие половых желез и вторичных половых признаков.
Особенности развития детей с синдромом Дауна
Каждый ребенок с синдромом Дауна индивидуален в своем развитии. Некоторые дети в определенных сферах развиваются теми же темпами, как и обычные дети, другие сильно отстают почти во всех сферах.
Но можно выделить ряд особенностей в развитии детей с синдромом Дауна:
1. В раннем возрасте такие дети могут быть пассивными, мало кричать и вокализировать, плохо сосать в младенчестве. В дальнейшем возможны проблемы с жеванием. Они могут позже начать улыбаться, устанавливать контакт глазами, соблюдать очередность. Поэтому необходимо осуществлять массаж для укрепления мышц губ и языка начиная с 3 месяцев.
2. Развитие крупной и мелкой моторики у них происходит медленнее, вследствие сниженного мышечного тонуса, чрезмерной эластичности связок, коротких рук и ног, ослабленного чувства равновесия, медицинских проблем со здоровьем. Это ограничивает ранний опыт и задерживает когнитивное развитие детей, поскольку они, как правило, учатся хватать, ползать и ходить позже.
3. Познавательная деятельность требует дополнительной стимуляции.
Процессы восприятия (зрительного, слухового, кинестетического и тактильного) замедленны, часто фрагментарны, недостаточно избирательны.
Внимание нестойкое, рассеянное: дети легко и часто отвлекаются под влиянием случайных факторов. Для ребенка с синдромом Дауна важно повторение изучаемого материала, помощь в перенесении опыта и навыков из одной учебной ситуации в другую.
В процессе обучения важно помнить о более медленном, чем у большинства детей, темпе мышления детей с синдромом Дауна.
4. Речь может развиваться позже, чем у остальных детей:
– В доречевой период наблюдаются более бедные голосовые реакции, снижение интонационно-мелодической выразительности вокализаций, несвоевременное возникновение или отсутствие певучего гуления, лепета.
– Особенности строения артикуляционного аппарата: высокое небо, макроглоссия, гипотония мышц должны учитываться при кормлении ребенка, а также при работе с логопедом или специалистом по ранней коммуникации.
– Развитие импрессивной речи опережает развитие экспрессивной речи. Дети выполняют простые инструкции, понимают окружающих в знакомой обстановке, хотя первые слова могут появиться в период от 2,5 до 5 лет. Значительно отстает появление фразовой речи. Временной интервал между первыми словами и фразовой речью более длительный, чем у обычных детей.
– Дети с синдромом Дауна для общения используют в основном существительные, глаголы, указательные местоимения, подкрепляемые жестами, имитациями звуков.
– В процессе формирования речи дети с синдромом Дауна развиваются по-разному: одни – от однословных фраз к предложениям, а другие – от лепета и звукоподражаний к отдельным словам.
5. Формирование игровой деятельности у детей с синдромом Дауна нуждается в дополнительном стимулировании, так как:
– Дети могут не проявлять активность в самостоятельном манипулировании предметами, усваивании способов действия с разными игрушками, связанных с их физическими свойствами (вкладывание одного предмета в другой, катание, ударение предметов друг о друга, чтобы услышать звук).
– Обычно у детей с синдромом Дауна сюжетно-ролевая игра развивается к возрасту 7-9 лет, но предпосылки формируются гораздо раньше.
– Игры с правилами могут не сразу вызвать интерес ребенка, только с появлением игрового опыта.
6. Ребенок с синдромом Дауна часто имеет возраст развития более ранний, чем календарный возраст. Проводя занятия с детьми, педагог должен ориентироваться на возраст развития ребенка.
Источник
Подготовка к школе детей с синдромом Дауна
Паргачевская О.М., Общественная организация инвалидов «Даун Центр»
В нашем обществе живут «солнечные дети» – так принято называть детей с синдромом Дауна. Каждый семисотый ребенок на планете рождается с синдромом Дауна. В России ежегодно 2500 детей получают такой диагноз. Вопреки стереотипам, появление в семье особого ребенка не зависит от образа жизни родителей, их положения в обществе, возраста, страны или материка. Всему виной лишняя, 47-я хромосома в ДНК малыша. Таким детям, как правило, не нужны особые лекарства или специальное питание, синдром нельзя вылечить.Это такое заболевание, при котором характерна умственная отсталость и другие тяжелые заболевания, сопровождающие ребенка всю жизнь. Зато им всем постоянно необходимы развивающие занятия, начиная с самого раннего детства, а их родителям – квалифицированная поддержка и помощь. Детям с синдромом Дауна многое дается труднее, чем сверстникам, но при помощи специалистов большинство детей может научиться говорить, рисовать, писать, читать, пойти в детский сад и в школу, дружить, заниматься музыкой или спортом.
Они вполне могут быть счастливыми детьми, но только с помощью любящих родителей, опытных специалистов и просто добрых людей вокруг. А счастливые дети лучше учатся, более восприимчивы к познавательному процессу, быстрее приспосабливаются к новым условиям социализации!
На современном этапе одной из важнейших задач образования в России является полноценное развитие ребёнка и осуществление наиболее
эффективных путей её достижения. Защита прав ребёнка на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится областью деятельности, в
которой тесно переплетаются интересы различных социальных институтов, различных специалистов, всего общества в целом.
В настоящее время дети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно увеличивает их возможности. Эти изменения обусловлены, несколькими важными
факторами: во-первых, медицинское обслуживание и услуги специалистов в области ранней помощи стали лучше. Во-вторых, у детей с СД сейчас
появилась возможность приобрести семейный и социальный опыт, более
близкий к общепринятому. В-третьих, в настоящее время у детей с особыми потребностями появилось больше возможностей для получения образования; и, наконец, меняется к лучшему отношение общества к подобным людям.
Современное состояние и перспективы развития образовательного
учреждения в огромной мере зависят от педагогов – от их научной и
методической квалификации, творчества и способности практически решать проблемы обучения и воспитания обучающихся (воспитанников). Работа с такими детьми — дело, требующее специальных знаний и больших душевных, а также физических затрат.
Но далеко не всегда педагоги готовы обучать таких детей, а также сами ребята не всегда выдерживают испытание инклюзией. Внутри самих школ с появлением особых детей нередко возникают проблемы с их «принятием» в коллектив обычно развивающихся одноклассников.
Причины тому: недостаточная дошкольная подготовка особых
учеников, заметные уже в начальных классах нехватка базовых знаний,
недостаточная социализация, отсутствие навыков общения.
Поступление в школу – серьезное испытание для любого ребенка, тем более для ребенка с синдромом Дауна, и группа подготовки к школе, на мой взгляд, является обязательной ступенью, которая облегчает процесс адаптации к школьным требованиям и способствует более плавному и комфортному для ребенка вхождению в образовательный процесс. В подавляющем большинстве случаев дети с синдромом Дауна в семь лет не готовы поступать в школу, если не занимались в подготовительной группе, так как их особенности не позволят им быстро вписаться в школьный коллектив, поддерживать высокий темп обучения, принимать и выполнять все правила и нормы школьного процесса. Я считаю, что группа подготовки к школе служит для детей с синдромом Дауна прекрасным способом профилактики дезадаптации, которая может возникнуть при поступлении в школу, а так же способом коррекции имеющихся особенностей развития.
Основной целью подготовки ребенка с синдромом Дауна к школе является формирование у него принятия роли ученика, развитие навыков группового взаимодействия в жестко заданной структуре, формирование умения подчиняться правилам группы и учебного процесса. На этапе подготовки к школе интеллектуальное развитие ребенка должно не выходить на первый план, а просто учитываться и стимулироваться.
С 24 января2015 года в нашем «Даун-центре» открыли первый класс подготовки к школе, который находится на Чехова д.11-13. Занятия проходили два раза в неделю. Обучались шестеро детей.
А в этом учебном году занятия начались с октября. Занятия проходят один раз в неделю, по субботам. Три группы по возрасту:
1 группа — от 5до 6 лет. Занятия по 15 -20 мин. Дети учатся работать в классе, сидеть за партой, выполнять задания.
2 группа – от 7 до 8 лет. Занятия по 30 мин. Подготовка к школе.
3 группа – от 8 до 9 лет Занятия по 30- 45 мин. Поддержка для детей, которые пошли в первый класс.
Карту оценки готовности к школьному обучению ребенка с синдромом Дауна я брала с методического пособия с «Даунсайд Ап».
Работа, которая ведется в Центре ранней помощи в Москве, уже апробирована и занимаются этой работой несколько специалистов, т.е. целая команда, и еще совместно с детским садом. У них есть наглядные пособия, оборудование к урокам, т.е. всё для успешной работы. А у нас, к сожалению пока, все на начальной стадии.
У наших родителей пока такой организованности нет, т.е. ходят по желанию, по возможности.
Первый месяц ребята адаптировались, знакомились со школьными правилами, учились как себя вести на уроке, работать коллективно.
А еще мы берем на наши занятия обычных детишек, которые помогают быстрее адаптироваться нашим солнышкам, это братья, сёстры солнечных ребят.
В нашей школе работают два преподавателя, один ведет урок, другой в роли тьютора. Потом меняемся.
1 урок. Обучение грамоте, письмо, окружающий мир.
Перемена.
2 урок. Математика, окружающий мир.
Мы используем разные методики обучения, но за основу берем практический опыт работы группы подготовки к школе, занятия которой проходили в Центре ранней помощи «Даунсайд Ап», используя методическое пособие. А по обучению грамоте используем Букварь Жуковой Н.С.
Наша общественная организация действует на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. И к нам на занятия приезжают ребятас родителями не только из дальних районов, но из области тоже. На наших занятиях по подготовки к школе ребята учатся сидеть за партой, поднимать руку, слушать, отвечать, работать на доске, общаться со своими сверстниками.Уроки проходят по 30 — 40 минут, как в обычной школе. Работоспособность детей в течение 35–40 минут поддерживаем частой сменой видов деятельности и проведением физкультурных минуток в середине каждого урока. Есть перемена и школьный звонок. На перемене и перед уроками ребята играют в игровой комнате. Родители ждут детей после занятий у двери «класса».
Есть дети очень сложные, которые только начинают потихоньку на контакт идти. Есть девочка, которая даже боялась заходить в класс. Сейчас она может сидеть на занятиях и работать с помощью тьютора, и ей нужно все равно походить и что-то взять. И еще у меня есть в одной группе ребенок аутист. С ребятишками 5-6 лет, мне очень нравится заниматься, они проще идут на контакт и работать стараются, но они еще пока не адаптировались, приходят испуганными, а только потом включаются в работу.
Проводим так же внеклассные мероприятия. В мае мы поставили сказку «Теремок», где участвовали солнечные и обычные дети. Кто-то рассказывал сам за своего героя, а кто-то просто открывал рот и выполнял действия, изображая своего персонажа. В середине октября совместно с родителями готовили салат «Винегрет», после изучения темы «Овощи». Ребята сами резали овощи, конечно под присмотром родителей, мешали и украшали зеленью. И еще отметили день рождение двух девочек, задували свечи на торте, угощались разными вкусностями и пели песни. Все ушли домой довольные как дети, так и родители. Совместная деятельность родителей с детьми очень укрепляет связь и делает любое мероприятие интересным. Поддержка родителей формирует в малыше самостоятельность, отсутствие тревожности. При выполнении нового задания поддержка родителей стимулирует желание детей к активной деятельности. А активная деятельность ребенка способствует формированию мотивации к познанию, к творчеству.
Опираясь на сильные стороны в обучении детей с синдромом Дауна, можно наиболее успешно спланировать учебный процесс и содержание учебного материала. Прежде всего следует отметить, что детям с синдромом Дауна присущи относительно хорошее зрительное восприятие, зрительная память и способность к наглядному обучению, поэтому на занятиях необходимо использовать наглядную опору – демонстрационный, раздаточный материал, видео презентации, познавательные фильмы.
К числу сильных сторон детей с синдромом Дауна относятся также хорошая способность к подражанию, умение учиться на примере сверстников и взрослых, стремление копировать их поведение, что позволяет использовать на занятиях действия по подражанию и по образцу. В качестве хорошего объяснения, которое усваивает ребенок с синдромом Дауна, подчас может выступать совмещенное действие. Хорошо работают приемы произнесения ответов детьми вместе с педагогом хором и индивидуально, а так же по образцу.
Демонстрационные и раздаточные материалы, используемые на уроках, должны быть максимально разнообразны.
При построении занятий также необходимо учитывать основные методические принципы обучения детей с нарушением интеллекта: игровую форму обучения; смену видов деятельности; доступность и повторяемость программного материала; обеспечение переноса полученных знаний и умений в новые условия. При обучении детей с синдромом Дауна требуется большое количество упражнений, повторений, но эти повторения не должны быть однообразными. Они проводятся на разном материале, в различных игровых и жизненных ситуациях, в разном оформлении. Игровая форма оживляет многочисленные повторения и позволяет сохранить у детей интерес и мотивацию к их выполнению.
Очень хотелось, чтобы еще были дополнительные уроки: музыка, физкультура, рисование, труд, занятия с психологом.
Одному учителю очень тяжело, поэтому нужна команда творческих преподавателей, желающих работать!
Методическое пособие / под общ.ред. Н.А. Урядницкой. Подготовка к школе детей с синдромом Дауна. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2012. – 218 с.
Источник