Мастурбация код мкб 10

Разнородная группа расстройств, имеющих общую характерную черту — начало в детском возрасте, но, с другой стороны, отличных по многим параметрам. Некоторые из них являются точно обозначенными синдромами, другие представляют собой не более чем комплексы симптомов, которые требуют включения в эту рубрику вследствие своей частоты и связи с психосоциальными проблемами и вследствие того, что они не могут быть объединены с другими синдромами.

Исключены:

  • приступы задержки дыхания (R06.8) расстройство половой идентификации в детском возрасте (F64.2)
  • синдром Клейне-Левина (G47.8)
  • обсессивно-компульсивное расстройство (F42.-)
  • расстройства сна вследствие эмоциональных причин (F51.-)

F98.0

Энурез неорганической природы

Расстройство, характеризующееся непроизвольным мочеиспусканием днем или ночью (что не соответствует возрасту индивида), которое не является результатом недостаточного контроля функции мочевого пузыря вследствие какого-либо неврологического заболевания, приступа эпилепсии или структурной аномалии мочевых путей. Энурез может отмечаться с рождением или может возникнуть после периода приобретенного пузырного контроля. Энурез может ассоциироваться (но не всегда) с более глубоким эмоциональным расстройством и расстройством поведения.

Энурез (первичный) (вторичный) неорганической природы

Функциональный энурез

Психогенный энурез

Недержание мочи неорганического происхождения

Исключен: энурез БДУ (R32)

F98.1

Энкопрез неорганической природы

Повторяющееся произвольное или непроизвольное отхождение кала обычно нормальной или почти нормальной консистенции в местах, не предназначенных для этой цели социально-культурным окружением индивида. Расстройство может представлять собой аномальную продолжительность нормального для младенца недержания кала; оно может проявляться в потере контроля над действиями кишечника у индивида, ранее имевшего навык такого контроля, или может включать умышленную дефекацию в неподходящих местах. несмотря на нормальный психологический контроль над действиями кишечника. Состояние может встречаться как моносимптоматическое расстройство или может являться частью более обширного расстройства, главным образом эмоционального расстройства (F93.-) или расстройства поведения (F91.-).

Функциональный энкопрез

Недержание кала неорганической природы

Психогенный энкопрез

При необходимости идентифицировать причину сосуществующего с энкопрезом запора используют дополнительный код.

Исключен: энкопрез БДУ (R15)

F98.2

Расстройство приема пищи в младенческом и детском возрасте

Расстройство приема пищи различных проявлений обычно характерно для младенческого и раннего детского возраста. Основным проявлением расстройства является отказ от пищи и крайняя степень баловства ребенка, не имеющего никакого органического заболевания, в ответ на предложение ему адекватной пищи разумным и компетентным лицом, осуществляющим уход за ним. К этому может присоединяться состояние «жевания жвачки» (повторное отрыгивание пищи без тошноты и наличия какого-либо желудочно-кишечного заболевания).

Расстройство срыгивания у младенцев

Исключены:

  • нервная анорексия и другие расстройства приема пищи (F50.-)
  • трудности вскармливания и введения пищи (R63.3)
  • проблемы новорожденного (P92.-)
  • поедание несъедобного младенцами или детьми (F98.3)

F98.3

Поедание несъедобного младенцами и детьми

Устойчивая тяга к поеданию непищевых продуктов (таких, как земля, краски, стружки и т.д.). Этот симптом может быть частью более глубокого психического расстройства (такого, как аутизм); он также может проявляться как относительно самостоятельное психопатологическое поведение. Только в этом, последнем случае можно использовать данную рубрику. Извращенный аппетит более распространен среди умственно отсталых детей. Случаи с одновременным наличием умственной отсталости следует кодировать рубриками F70-F79 в соответствии с основным диагнозом.

F98.4

Стереотипные двигательные расстройства

Произвольные, повторяющиеся, стереотипные, не имеющие функциональной значимости движения (часто ритмичные), которые не являются составной частью какого-либо диагностированного психического или неврологического заболевания. Но в том случае, если такие движения являются симптомами какого-либо заболевания, кодировать следует только последнее. Такие движения, не приводящие к самоповреждению, включают раскачивание тела, кивание, выдергивание и накручивание волос, постукивание пальцами, шлепки ладонями. Стереотипные, наносящие больному травмы действия включают повторяющиеся удары головой, шлепки по лицу, тыканье в глаза, кусанье рук, губ или других частей тела. Расстройства с такими стереотипными движениями чаще всего связаны с умственной отсталостью (когда такое случается, следует кодировать оба состояния). Если тыканье в глаза имеет место у ребенка с недостатком зрения, необходимо кодировать оба этих состояния: тыканье в глаза кодируется данной рубрикой, а нарушение зрения — кодом соответствующего соматического заболевания.

Привычная стереотипия

Исключены:

  • аномальные непроизвольные движения (R25.-)
  • двигательные расстройства органической природы (G20-G25)
  • кусание ногтей (F98.8)
  • ковыряние в носу (F98.8)
  • стереотипии, являющиеся частью более глубокого психического заболевания (F00-F95)
  • сосание пальца (F98.8)
  • тики (F95.-)
  • трихотилломания (F63.3)

F98.5

Заикание [запинание]

Речь, характеризующаяся частым повторением или пролонгированием звуков, слогов или слов либо частыми запинаниями или паузами, что разрывает ритмичное течение речи. Такое состояние следует классифицировать как расстройство только в том случае, если оно столь выражено, что заметно нарушает течение речи.

Исключены:

  • тики (F95.-)
  • речь взахлеб (F98.6)

Быстрый темп речи с распадом плавности, но без повторений или запинаний, выраженный настолько, что уменьшается ее внятность. Речь беспорядочна, неритмична, быстра, в виде отрывистых толчков и неправильных фраз.

Исключены:

  • заикание (F98.5)
  • тики (F95.-)

F98.8

Другие уточненные эмоциональные расстройства и расстройства поведения с началом, обычно приходящимся на детский и подростковый возраст

  • Дефицит внимания без гиперактивности
  • Неумеренная мастурбация
  • Кусание ногтей
  • Ковыряние в носу
  • Сосание пальца
  • F98.9

    Эмоциональное расстройство и расстройство поведения с началом, обычно приходящемся на детский и подростковый возраст, неуточненное

    Источник

    • Описание

    Краткое описание

    Расстройства сексуального предпочтения (парафилии) — нарушение направленности полового влечения или неестественность способов его удовлетворения с грубым нарушением способности к эмоционально окрашенному сексуальному контакту между взрослыми партнёрами.

    Код по международной классификации болезней МКБ-10:

    • F65 Расстройства сексуального предпочтения

    Среди расстройств сексуального предпочтения выделяют:
    • парафилические элементы — лёгкие девиации полового влечения, свойственные нормальной сексуальности; играют роль дополнительных и второстепенных факторов сексуального удовлетворения, не являются патологией;
    • парафилические тенденции — деформирующие либидо установки, проявляющиеся в мечтах и фантазиях, но по тем или иным причинам нереализуемые;
    • истинные парафилии — состояния, при которых искажённое половое влечение частично или полностью замещает нормальную сексуальную жизнь; поведение, при котором пациент реализует свои фантазии, называют парафилическим.
    Продолжительность парафилического поведения не менее 6 мес обязательна для постановки диагноза. При отсутствии парафилического поведения (парафилические элементы и тенденции) диагноз расстройства может быть установлен в тех случаях, когда сам пациент страдает от своих желаний.

    Читайте также:  Антитела гепатита в код по мкб 10

    Классификация и симптомы
    • Эксгибиционизм — повторяющиеся акты демонстрации обнажённых гениталий перед незнакомым человеком для достижения сексуального возбуждения. К эксгибиционизму прибегают чаще в возрасте 30–40 лет. Никогда не наблюдают стремление к половому контакту после акта эксгибиционизма. 30% мужчин с сексуальной агрессией — эксгибиционисты. Жертвы — взрослые женщины и дети. Большинство эксгибиционистов женаты, но брак для них — источник неприятностей в связи с крайне недостаточными возможностями сексуальной адаптации.
    • Фетишизм — достижение полового возбуждения при созерцании неодушевлённых предметов, например, обуви, волос, предметов одежды. Почти всегда наблюдают у мужчин. За подобным поведением всегда следует чувство вины. Не относят к расстройству невыраженные формы фетишизма, включённые в гетеросексуальное поведение. Более выраженная роль фетиша в достижении сексуального возбуждения может приводить к серьёзным проблемам в осуществлении гетеросексуальных контактов, а превращение фетиша в единственный объект сексуального желания делает нормальные половые отношения невозможными.
    • Фроттеризм — достижение полового возбуждения трением полового члена о верхнюю одежду женщины (чаще в многолюдных местах, в транспорте). Наблюдают обычно у пассивных, не уверенных в себе мужчин.
    • Педофилия — половое влечение к детям препубертатного возраста. Наиболее часто регистрируемая парафилия. Диагноз педофилии ставится в случае, если разница в возрасте между взрослым, страдающим расстройством, и ребёнком — жертвой не менее 5 лет, а возраст жертвы — менее 13 лет. Возраст лица, которому ставится диагноз, должен быть равен или превышать 16 лет. 95% педофилов гетеросексуальны, 5% — гомосексуальны. Наблюдают у лиц со страхом нормальной половой жизни и низкой самооценкой. 10–20% детей в возрасте до 18 лет подвергались домогательствам со стороны взрослых. Гетеросексуально ориентированные мужчины предпочитают девочек 8–10 лет, в большинстве случаев взрослый знаком ребёнку. Гомосексуально ориентированные мужчины предпочитают мальчиков 10–13 лет. Взрослые бисексуально ориентированные педофилы обычно выбирают детей до 8 лет.
    • Мазохизм — достижение полового возбуждения при грубом физическом или психическом воздействии или унижении (моральный мазохизм) со стороны партнёра. Фантазии мазохистского содержания наблюдают часто, но мазохистское поведение — редко. Потенциальную опасность для здоровья и жизни пациентов представляют варианты сексуального мазохизма, включающие различные формы частичной асфиксии (гипоксифилия) путём повешения или других способов, ограничивающих поступление кислорода, что может привести к непреднамеренной смерти. Чаще наблюдают у мужчин.
    • Садизм — достижение полового возбуждения при причинении психических или физических страданий другому человеку.
    • Фетишистский трансвестизм — переодевание гетеросексуальных мужчин в женскую одежду. Трансвестизм обычно начинается в детстве или в раннем подростковом возрасте. Многие трансвеститы счастливы в семейной жизни, если жена принимает форму поведения мужа. Если жена не принимает такого поведения, то у мужа возникают тревога, депрессия, чувство вины. Трансвеститы обращаются за помощью к врачу только в случае семейных конфликтов.
    • Вуайеризм — достижение полового возбуждения во время созерцания обнажённых или совершающих половой акт людей. Вуайеризм возникает в период ранней зрелости. Характерный признак вуайеризма — настойчивые, повторные поиски соответствующих ситуаций. Оргазм наступает при мастурбации, нередко сопровождающей процесс подглядывания. Вуайерист не стремится к половым контактам. Расстройство отличают от проявлений нормального сексуального любопытства в отношении знакомого человека. Возможен у женщин, но чаще наблюдают у мужчин. Разновидность вуайеризма — прослушивание телефонных разговоров на эротические темы, например секс по телефону.
    • Копрофилия — достижение полового возбуждения при манипулировании каловыми массами партнёра.
    • Урофилия — достижение полового возбуждения при манипулировании мочой партнёра.
    • Клизмофилия — достижение полового возбуждения при использовании клизмы.
    • Зоофилия — половые сношения с животными.
    Лечение — длительная психотерапия.
    Синонимы • Перверсии • Половые извращения • Парафилии

    МКБ-10 • F65 Расстройства сексуального предпочтения

    Источник

    ×óâñòâî âèíû õîðîøî çíàêîìî ïî÷òè êàæäîìó èç íàñ. È ðå÷ü èäåò íå îá îáúåêòèâíîé åãî ðàçíîâèäíîñòè, êîãäà ìû êîãî-òî ïîäâåëè, à î õðîíè÷åñêîé, íàâÿçàííîé, íå èìåþùåé ðåàëüíûõ ïðè÷èí, íî ïîñòîÿííî äàâÿùåé íà íàñ. Òàêîå ÷óâñòâî âèíû ìû âïèòûâàåì åãî åäâà ëè íå ñ ìîëîêîì ìàòåðè, òî÷íåå, â íàñ åãî àêòèâíî êóëüòèâèðóþò ñ ñàìîãî äåòñòâà, èìåííî ïîýòîìó îíî òàêæå íàçûâàåòñÿ âìåíåííûì. Ñòàâ âçðîñëûìè, ìû äàæå íå çàìå÷àåì, êàê îíî íàêëàäûâàåò îòïå÷àòîê íà âñå íàøè äåéñòâèÿ, ðåàêöèè è ïîñòóïêè, à ôàêòè÷åñêè – íà âñþ íàøó æèçíü. Ïñèõîëîãè ñ÷èòàþò, ÷òî ýòî – îäíà èç âàæíåéøèõ ïðè÷èí ôîðìèðîâàíèÿ çàíèæåííîé ñàìîîöåíêè è ñåðüåçíàÿ ïðåãðàäà íà ïóòè ê ñ÷àñòüþ è óñïåõó.  äàííîé ñòàòüå ìû ðàññìîòðèì, ïî÷åìó òàê ïðîèñõîäèò è êàê ìîæíî èçáàâèòüñÿ îò ïîäîáíîãî ÷óâñòâà âèíû.

    ×òî òàêîå íàâÿçàííîå ÷óâñòâî âèíû

    ×òî òàêîå ÷óâñòâî âèíû ñ òî÷êè çðåíèÿ ïñèõîëîãèè? Ýòî íàðóøåíèå íåêèõ äîëæåíñòâîâàíè頖 ëèáî ñâîèõ ñîáñòâåííûõ, ëèáî íàâÿçàííûõ ðîäèòåëÿìè è äðóãèìè àâòîðèòåòíûìè ëè÷íîñòÿìè.

    ×óâñòâî âèíû áûâàåò îáúåêòèâíûì è íåîáúåêòèâíûì. Ýòî íåîôèöèàëüíîå äåëåíèå, íî îíî áóäåò ïîëåçíî â ðàìêàõ äàííîé ñòàòüè. Ïðèìåð îáúåêòèâíîé âèíû – âû ïðèøëè â ãîñòè ê äðóãó è ðàçáèëè åãî íîâåíüêèé ìîíèòîð. Âû íàðóøèëè óñòàíîâêè «ß íå äîëæåí ïîðòèòü ÷óæèå âåùè» è «ß íå äîëæåí ðàññòðàèâàòü ñâîèõ äðóçåé», è çäåñü íà òî, ÷òîáû èñïûòûâàòü ÷óâñòâî âèíû ó âàñ åñòü ðåàëüíûå, íàñòîÿùèå ïðè÷èíû.

    Íî â ýòîé ñòàòüå ìû õîòèì ïîãîâîðèòü î äðóãîì ÿâëåíèè – õðîíè÷åñêîì âìåíåííîì ÷óâñòâå âèíû. Îíî âûçûâàåòñÿ óñòàíîâêàìè, íàâÿçàííûìè â äåòñòâå äðóãèìè ëþäüìè, è èçáàâèòüñÿ îò íèõ ãîðàçäî ñëîæíåå. Îñíîâíàÿ ïðîáëåìà â òîì, ÷òî òàêîå ÷óâñòâî ñîáñòâåííîé âèíû ïîñòîÿííî ïðåñëåäóåò ëè÷íîñòü, õîòÿ äëÿ ýòîãî íåò ðåàëüíûõ ïðè÷èí. Îíî îïàñíî òåì, ÷òî ÷åëîâåê íàïðàâëÿåò àãðåññèþ íà ñàìîãî ñåáÿ. Ýòî ñâîåãî ðîäà ñàìîíàêàçàíèå çà íàðóøåíèå äîëæåíñòâîâàíèé («ß ïëîõîé», «ß íåóäà÷íèê», «ß íè íà ÷òî íå ñïîñîáåí»…).

    Читайте также:  Аномалия развития кисти код мкб

     òàêîì ÷óâñòâå íåò íè÷åãî êîíñòðóêòèâíîãî, íî èçáàâèòüñÿ îò íåãî âåñüìà ñëîæíî. Ïîñìîòðèì, ïî÷åìó òàê ïðîèñõîäèò, êàê ðàçâèâàåòñÿ òàêîå ÷óâñòâî è ìîæíî ëè ñ íèì ñïðàâèòüñÿ.

    Ïî÷åìó ìû èñïûòûâàåì ÷óâñòâî íàâÿçàííîé âèíû

    Êàê ïðàâèëî, ðàçáèðàåìîå íàìè ÿâëåíèå íà÷èíàåòñÿ ñ ÷óâñòâà âèíû ïåðåä ðîäèòåëÿìè. Êîãäà ðåáåíîê ïîÿâëÿåòñÿ íà ñâåò, îí íå çíàåò, êàêîé îí, ÷òî îí äåëàåò ïðàâèëüíî, à ÷òî – íåò. Âñå ýòè ïîíÿòèÿ è øàáëîíû çàêëàäûâàþò â íåãî ðîäèòåëè èëè äðóãèå çíà÷èìûå âçðîñëûå â ïðîöåññå âîñïèòàíèÿ. ×àùå âñåãî èñïîëüçóåòñÿ ìåõàíèçì «õîðîøèé – ïëîõîé». Åñëè ïîâåäåíèå ðåáåíêà ñîîòâåòñòâóåò òðåáîâàíèÿì ðîäèòåëåé, çíà÷èò, îí õîðîøèé. Åñëè íåò, òî ïëîõîé. Òàêèì îáðàçîì åãî ñàìîîöåíêà ôîðìèðóåòñÿ ñ òî÷êè çðåíèÿ îæèäàíèé ðîäèòåëåé.

    «Êàêîé ó Èâàíîâûõ óìíûé ðåáåíîê, à òû ó íàñ òàêîé áåñòîëêîâûé!», «Õîðîøèå äåâî÷êè (ìàëü÷èêè) òàê ñåáÿ íå âåäóò», «Ìû òåáå âñå ëó÷øåå îòäàåì, à òû íè÷åãî íå öåíèøü», «Ìàìà òàê ïåðåæèâàëà èç-çà òâîåé äâîéêè ïî ìàòåìàòèêå, ÷òî òåïåðü ëåæèò ñ ãîëîâíîé áîëüþ» è òàê äàëåå. Ýòè èëè ïîäîáíûå ôðàçû áîëüøèíñòâî èç íàñ ñëûøàëè â äåòñòâå íåîäíîêðàòíî. Ïîâîäîì ìîãëî ñòàòü ÷òî óãîäíî – ñëîìàííàÿ èãðóøêà, ïîðâàííàÿ èëè çàïà÷êàííàÿ îäåæäà, ÷åòâåðêà âìåñòî îæèäàåìîé ïÿòåðêè è òàê äàëåå.  îòâåò íà îáâèíåíèÿ ðåáåíîê íà÷èíàåò èñïûòûâàòü ÷óâñòâî âèíû è ñòûäà, ïîòîìó ÷òî åìó êàæåòñÿ, ÷òî èç-çà åãî ïëîõîãî ïîâåäåíèÿ ìàìà è ïàïà íåñ÷àñòíû è äàæå ìîãóò çàáîëåòü. Áîëåå òîãî, îí èñïûòûâàåò âèíó íå òîëüêî èç-çà êîíêðåòíîãî «ïðîêîëà», íî è âîîáùå èç-çà ñàìîãî ôàêòà ñâîåãî ðîæäåíèÿ.

    Ðîäèòåëè åùå áîëüøå óñóãóáëÿþò ñèòóàöèþ, ðóãàÿ èëè íàêàçûâàÿ ÷àäî äî òåõ ïîð, ïîêà îíî íå «îñîçíàåò ñâîþ âèíó» è íå ïðîèçíåñåò âñëóõ: «ß âèíîâàò, ïðîñòèòå ìåíÿ».  èòîãå ìàëûø ïîíèìàåò – ÷òîáû îò íåãî îòñòàëè, íóæíî ïðèçíàòü ñåáÿ âèíîâàòûì. Íà ïåðâûé âçãëÿä, âðîäå áû íè÷åãî ñòðàøíîãî â ýòîì íåò. Íî íà ñàìîì äåëå ôîðìèðóåòñÿ îïàñíûé ìåõàíèçì, ñëåäñòâèåì êîòîðîãî âî âçðîñëîé æèçíè ñòàíîâèòñÿ îùóùåíèå íåïîëíîöåííîñòè, çàâèñèìîñòü îò ìíåíèÿ äðóãèõ ëþäåé è çàíèæåííàÿ ñàìîîöåíêà. Âñå ýòî ìîæåò íåãàòèâíî ñêàçàòüñÿ íà äàëüíåéøåé æèçíè. Çà÷àñòóþ òàê äåéñòâèòåëüíî è ïðîèñõîäèò.

    Ðîäèòåëÿì æå òàêîå ïîëîæåíèå äåë â öåëîì âûãîäíî, õîòÿ îíè ìîãóò ýòîãî è íå îñîçíàâàòü. Ïðîñòî ñ ïîìîùüþ ÷óâñòâà âèíû è ñòûäà ðåáåíêîì ëåãêî ìàíèïóëèðîâàòü è äåðæàòü åãî ïîä êîíòðîëåì. Ìàíèïóëÿöèÿ ÷óâñòâîì âèíû – â ïðèíöèïå îäíà èç ñàìûõ ðàñïðîñòðàíåííûõ è ýôôåêòèâíûõ. Íåêîòîðûå ïîëüçóþòñÿ åé íåîñîçíàííî, íàïðèìåð, êàê ìàòü è îòåö â îïèñàííîì âûøå ïðèìåðå. Òàêæå ê ýòîìó ñðåäñòâó ëþáÿò îáðàùàòüñÿ òå, êòî ïîäâåðæåí ñèíäðîìó æåðòâû. Äðóãèå æå – îñîáåííî «ïðîôåññèîíàëüíûå» ìàíèïóëÿòîðû – èãðàþò íà íåì ñîçíàòåëüíî è âåñüìà ýôôåêòèâíî. Îá ýòîì ìû ïîãîðèì äàëåå.

    ×óâñòâî âèíû âî âçðîñëîé æèçíè, èëè Áåç âèíû âèíîâàòûå

    Ñòàâ âçðîñëûì, ÷åëîâåê ñ õðîíè÷åñêèì ÷óâñòâîì âèíû, èäóùèì èç äåòñòâà, ñòàíîâèòñÿ î÷åíü ñòðîãèì è äàæå æåñòîêèì ðîäèòåëåì ñàìîìó ñåáå. Ëþáîé óïðåê ïîñòîðîííèõ ëþäåé ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî â íåì âñïûõèâàþò ñèëüíàÿ âèíà è ñòûä. Êàê ïðàâèëî, ýòî âîîáðàæàåìûå ïðè÷èíû, à íå ðåàëüíûå («Îíà íà ìåíÿ êàê-òî íå òàê ïîñìîòðåëà, íàâåðíÿêà ÿ åå ÷åì-òî îáèäåëà»). Îí ìîæåò èñïûòûâàòü ÷óâñòâî âèíû ïåðåä ÷åëîâåêîì çà ñâîè íåãàòèâíûå ýìîöèè ïî îòíîøåíèþ ê íåìó, çà ñâîå ðàâíîäóøèå èëè íåâîçìîæíîñòü êîìó-òî ïîìî÷ü, çà òî, ÷òî æèâåò ëó÷øå îêðóæàþùèõ, çà òî, ÷òî íå îïðàâäàë ÷üèõ-òî îæèäàíèé è òàê äàëåå. Íåêîòîðûå äîõîäÿò äî òîãî, ÷òî ñ÷èòàþò ñåáÿ âèíîâíûìè çà âñå áåäû ÷åëîâå÷åñòâà, õîòÿ ýòî óæå ïîõîæå íà ìàíèþ âåëè÷èÿ.

    ×åëîâåê ñ áîëåçíåííûì ÷óâñòâîì âèíû ñîçäàåò äëÿ ñåáÿ êðàéíå æåñòêèå ãðàíèöû è ïðàâèëà (äîëæåíñòâîâàíèÿ), è çà èõ íàðóøåíèå ñàì ñåáÿ íàêàçûâàåò. Ê ïðèìåðó, ìûñëåííî ñòàâèò ñåáå óñòàíîâêó «ß äîëæåí áûòü áåçóïðå÷íûì ðàáîòíèêîì» èëè «ß äîëæåí ñòàòü èäåàëüíûì ìóæåì (æåíîé, ìàòåðüþ)». Íî êàê ìû ïîíèìàåì, èäåàëüíûõ ëþäåé íå áûâàåò, âñå îøèáàþòñÿ è ñîâåðøàþò íåïðàâèëüíûå ïîñòóïêè. Îäíàêî ó ÷åëîâåêà, èñïûòûâàþùåãî ïîñòîÿííîå ÷óâñòâî âèíû íè çà ÷òî è çà âñå ñðàçó, íàðóøåíèå ýòèõ äîãì âûçûâàåò ñèëüíåéøèé ñòðåññ. Âïîëíå ïîíÿòíî, ÷òî òàêèì ëþäÿì î÷åíü òðóäíî áûòü ñ÷àñòëèâûìè è íàñëàæäàòüñÿ æèçíüþ. Âìåñòî ýòîãî îíè ïîñòîÿííî ãðûçóò ñåáÿ, çàíèìàþòñÿ ñàìîêîïàíèåì, ñàìîáè÷åâàíèåì, çàãîíÿþò ñåáÿ â ñòðîãèå ðàìêè è ñàìè ñåáÿ íàêàçûâàþò çà ñâîå íåèäåàëüíîå ïîâåäåíèå ïî ïðèíöèïó, âûó÷åííîìó â äåòñòâå: «Âèíîâàò – ïîíåñè íàêàçàíèå».

    Çàìåòèì, ÷òî ÷àñòî òàêèå ëþäè èñïûòûâàþò äâîÿêèå ýìîöèè ïî îòíîøåíèþ ê ðîäèòåëÿì: ñ îäíîé ñòîðîíû, çëÿòñÿ íà íèõ çà èçëèøíå æåñòêîå âîñïèòàíèå, à ñ äðóãîé – îùóùàþò ñåáÿ âèíîâàòûìè ïåðåä íèìè.  ýòîì ñëó÷àå ÷àñòî âñòðå÷àåòñÿ óñòàíîâêà «ß äîëæåí õîðîøî çàðàáàòûâàòü, ÷òîáû îáåñïå÷èòü îòöó è ìàòåðè áåçáåäíóþ ñòàðîñòü». Åñëè æå ýòà äîãìà íàðóøàåòñÿ è çàðàáîòêè îòíþäü íå òàê âûñîêè, êàê õîòåëîñü áû, ÷óâñòâî âèíû òóò êàê òóò. Îñîáåííî ñèëüíî îíî ïðîÿâëÿåòñÿ, â ñëó÷àÿõ êîãäà îäèí èç ðîäèòåëåé èëè îíè îáà óìåðëè.  òàêîé ñèòóàöèè ÷åëîâåê íà÷èíàåò îáâèíÿòü ñåáÿ â òîì, ÷òî íå ñìîã âûëå÷èòü ìàìó èëè ïàïó, íå ñäåëàë âñå, ÷òî áûëî âîçìîæíî. Íî íóæíî ïîíèìàòü, ÷òî â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ýòî íå â âàøèõ ñèëàõ è íå â âàøåé çîíå îòâåòñòâåííîñòè, ïîýòîìó íå èçâîäèòå ñåáÿ óãðûçåíèÿìè ñîâåñòè. Ðîäèòåëÿì ýòî óæå íèêàê íå ïîìîæåò, à âàì ìîæåò ñóùåñòâåííî îòðàâèòü æèçíü.

    ×óâñòâî âìåíåííîé âèíû êàê ïîäàðîê äëÿ ìàíèïóëÿòîðîâ

    ×åëîâåê, èñïûòûâàþùèé ïîñòîÿííîå ÷óâñòâî âèíû è êàê ñëåäñòâèå èìåþùèé íèçêóþ ñàìîîöåíêó, ïðàêòè÷åñêè âñåãäà î÷åíü óäîáåí â «èñïîëüçîâàíèè». Ìû èìååì â âèäó, ÷òî åãî èñïîëüçóþò âñå êîìó íå ëåíü, âåäü åãî ëåãêî ïîä÷èíèòü è óïðàâëÿòü èì ñ ïîìîùüþ âñå òîãî æå èõ ñëàáîãî ìåñòà. Íà ðàáîòå íà òàêèõ ñîòðóäíèêîâ ÷àñòî íàâåøèâàþò äîïîëíèòåëüíûå îáÿçàííîñòè, è îíè áåçðîïîòíî ñîãëàøàþòñÿ, òàê êàê áîÿòñÿ îòêàçàòü. È äåëî íå ñòîëüêî â ñòðàõå óâîëüíåíèÿ, ñêîëüêî îïÿòü-òàêè â ÷óâñòâå âèíû è íàðóøåíèè äîëæåíñòâîâàíèé. Âåäü äåòñêàÿ óñòàíîâêà «ß íå äîëæåí ðàññòðàèâàòü ìàìó» òðàíñôîðìèðóåòñÿ â áîëåå øèðîêóþ «ß íå äîëæåí ðàññòðàèâàòü äðóãèõ ëþäåé» èëè «ß íå äîëæåí îòêàçûâàòü ëþäÿì, ñ êîòîðûìè ó ìåíÿ õîðîøèå îòíîøåíèÿ».

    Читайте также:  Дисгидроз кистей код мкб 10

    Âîîáùå ÷åëîâåê ñ ÷óâñòâîì âèíû – íàñòîÿùàÿ íàõîäêà äëÿ ìàíèïóëÿòîðîâ, êîòîðûå çà âåðñòó ÷óþò «âèíîâàòîãî» è ëîâêî èñïîëüçóþò åãî óÿçâèìîñòü â ñâîèõ öåëÿõ. Îñîáåííî ÿðêî äàííûé ìåõàíèçì ïðîÿâëÿåòñÿ â îòíîøåíèÿõ ìåæäó ìóæ÷èíàìè è æåíùèíàìè. Ê ïðèìåðó, áàíàëüíàÿ ôðàçà «ß îòäàëà òåáå ëó÷øèå ãîäû ñâîåé æèçíè, à òû òàê ñåáÿ âåäåøü» íå ÷òî èíîå, êàê ìàíèïóëÿöèÿ. Îáâèíÿåìûé, åñëè ó íåãî ñèëüíî ðàçâèòî ÷óâñòâî âèíû, áåðåò íà ñåáÿ îòâåòñòâåííîñòü çà íåóäàâøóþñÿ ñóäüáó ñâîåé âòîðîé ïîëîâèíêè è ñòàðàåòñÿ çàãëàäèòü ñâîþ âèíó âñåìè äîñòóïíûìè åìó ñïîñîáàìè. Îäíàêî íóæíî ïîíèìàòü, ÷òî öåëü ìàíèïóëÿòîðà – ïîëó÷èòü âëàñòü íàä ïàðòíåðîì, äîáèòüñÿ îïðåäåëåííûõ âûãîä, à òàêæå ñàìîóòâåðäèòüñÿ çà ñ÷åò «îáâèíÿåìîãî». Ïîòîìó ÷òî, êàê ïðàâèëî, ìàíèïóëÿòîðû – òîæå íåóâåðåííûå â ñåáå ëþäè, íî îíè òùàòåëüíî ýòî ñêðûâàþò çà âíåøíå àãðåññèâíûì ïîâåäåíèåì è çà æàëîñòüþ ê ñåáå, êîòîðóþ îíè âûçûâàþò.

    Èíòåðåñíî, ÷òî âèíà è îáèäà – äâà ÷óâñòâà, êîòîðûå õîäÿò ïàðîé, ïîñêîëüêó çàùèòíàÿ ôóíêöèÿ îáèæåííîãî – ïîèñê âèíîâàòûõ. Ïîýòîìó äîâîëüíî ÷àñòî ëþäè, èñïûòûâàþùèå ïîñòîÿííîå ÷óâñòâî âèíû, ïîäñîçíàòåëüíî âûáèðàþò ñåáå â ïàðòíåðû òåõ, êòî íåïðåðûâíî îáèæàåòñÿ. Îíè «èäåàëüíî» äîïîëíÿþò äðóã äðóãà: «îáèæåííûé» îáâèíÿåò «âèíîâàòîãî» âî âñåõ ñâîèõ ïðîáëåìàõ è íåóäà÷àõ, à òîò âñåìè ñïîñîáàìè ñòàðàåòñÿ çàãëàäèòü ñâîþ âèíó, êàê ïðàâèëî, ìíèìóþ. Ðàçóìååòñÿ, òàêèå îòíîøåíèÿ íåëüçÿ íàçâàòü çäîðîâûìè, òåì íå ìåíåå ïîäîáíûå òàíäåìû âñòðå÷àþòñÿ ñïëîøü è ðÿäîì. Ïî ñâîåé ñóòè îáèäà – ýòî íåñîâïàäåíèå íàøèõ îæèäàíèé ñ òåì, êàê ñåáÿ âåäåò ïàðòíåð. Íî ëþäè íå ìîãóò è íå äîëæíû âñå âðåìÿ âåñòè ñåáÿ òàê, êàê âû îæèäàåòå.

    Âèíà: îáúåêòèâíàÿ è íàâÿçàííàÿ

    Íå íóæíî äóìàòü, ÷òî ÷óâñòâî âèíû íîñèò èñêëþ÷èòåëüíî íåãàòèâíûé õàðàêòåð. Áëàãîäàðÿ íåìó, ìû ìîæåì ñîïåðåæèâàòü ëþäÿì, ðàçëè÷àòü äîáðî è çëî, îöåíèâàòü ïîñëåäñòâèÿ ñâîèõ ïîñòóïêîâ äëÿ îêðóæàþùèõ è òàê äàëåå. Íî òîëüêî â òîì ñëó÷àå, åñëè ìû èìååì äåëî ñ ðåàëüíîé âèíîé, à íå íàäóìàííîé èëè íàâÿçàííîé êåì-òî. Ê ïðèìåðó, âû îáåùàëè âûïîëíèòü íåêóþ ðàáîòó â îïðåäåëåííûé ñðîê, íî íå ñäåëàëè åå è ïîäâåëè ëþäåé.  ýòîì ñëó÷àå íîðìàëüíî èñïûòûâàòü ÷óâñòâî âèíû è ìóêè ñîâåñòè. Êàê äîëæåí â òàêîé ñèòóàöèè ïîñòóïèòü âçðîñëûé îñîçíàííûé ÷åëîâåê? Ïðåæäå âñåãî èçâèíèòüñÿ, ïðèçíàòü ñâîþ îøèáêó, à íå ïåðåêëàäûâàòü åå íà êîãî-òî äðóãîãî èëè íåáëàãîïðèÿòíûå îáñòîÿòåëüñòâà è ïðåäëîæèòü âàðèàíòû ðåøåíèÿ ïðîáëåìû. Ýòî ïðèçíàê çðåëîé àäåêâàòíîé ëè÷íîñòè.

    Åñëè æå âèíà íåîáîñíîâàííàÿ, áîëåçíåííàÿ (êîìïëåêñ ÷óâñòâà âèíû), òî îíà ìîæåò ñóùåñòâåííî îòðàâèòü æèçíü. Òàêèå ëþäè èñïûòûâàþò áåñïîêîéñòâî ïî ëþáîìó, äàæå ñàìîìó íè÷òîæíîìó ïîâîäó, èõ ïîñòîÿííî ìó÷àþò óãðûçåíèÿ ñîâåñòè, îíè ïðèäóìûâàþò ñåáå ïðîáëåìû, êîòîðûõ íà ñàìîì äåëå íåò, è ê òîìó æå ñ÷èòàþò, ÷òî îíè çà âñå â îòâåòå. Ïîíÿòíî, ÷òî æèòü ñ òàêèì ãðóçîì î÷åíü íåëåãêî, è îí ìîæåò ïðèâåñòè ê ðàçëè÷íûì ïðîáëåì, âêëþ÷àÿ íåâðîçû è ïñèõîñîìàòè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ.

    Çäåñü ñòîèò âñïîìíèòü è î òåõ, êòî ÷óâñòâî âèíû èñïûòûâàåò êðàéíå ðåäêî, – î ñîöèîïàòàõ. Îäèí èç îòëè÷èòåëüíûõ ïðèçíàêîâ ñîöèîïàòà – íåñïîñîáíîñòü ñî÷óâñòâîâàòü, ñîïåðåæèâàòü. Ýòî ëþäè ñ êëèíè÷åñêèì îòñóòñòâèåì ñîâåñòè. Ñîîòâåòñòâåííî, è ÷óâñòâî âèíû èì, ÷òî íàçûâàåòñÿ, â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ íå ãðîçèò.

    Êàê ïðåîäîëåòü áîëåçíåííîå ÷óâñòâî âèíû?

    Íàäååìñÿ, ïðèâåäåííîå âûøå îïèñàíèå óáåäèëî âàñ, ÷òî âìåíåííîå ÷óâñòâî âèíû ïî ñóòè ñâîåé äåñòðóêòèâíî. Åñëè âû îáíàðóæèëè, ÷òî îïèñàííûå âûøå ïðîáëåìû îòíîñÿòñÿ è ê âàì, ñîâåòóåì âàì íà÷àòü ðàáîòó ñ íàâÿçàííîé âèíîé. Êàê è âñå óñòàíîâêè èç äåòñòâà, èçáàâèòüñÿ îò äàííîãî ÷óâñòâà íå ñëèøêîì ïðîñòî. Ïîýòîìó ïðè íåîáõîäèìîñòè íå îòêàçûâàéòåñü îò ïîìîùè ñïåöèàëèñòà. À ìû æå äàäèì íåñêîëüêî ñîâåòîâ è ðàññêàæåì î íåêîòîðûõ òåõíèêàõ, êîòîðûå ïîìîãóò óáðàòü ÷óâñòâî âèíû èëè ñäåëàòü åãî íå ñòîëü ÿðêèì.

    Ó÷èòåñü ðàçëè÷àòü ðåàëüíóþ âèíó è íàäóìàííóþ. Êîãäà ê âàì â î÷åðåäíîé ðàç ïðèäåò ýòî ÷óâñòâî, ïîïðîáóéòå îïðåäåëèòü ïðè÷èíó è îöåíèòå, íàñêîëüêî ýòî äåéñòâèòåëüíî âàøà âèíà è âèíà ëè âîîáùå.

    Îñîçíàéòå, êàêèå äîëæåíñòâîâàíèÿ âû íàðóøèëè. Äëÿ ýòîãî ìîæíî çàïèñûâàòü ñèòóàöèè, â êîòîðûõ âû îùóùàëè ñåáÿ âèíîâàòûì, è àíàëèçèðîâàòü èõ, ÷òîáû ïîíÿòü, îòêóäà ó âàñ ïîÿâèëèñü òå èëè èíûå äîëæåíñòâîâàíèÿ (â ïåðâóþ î÷åðåäü îòìå÷àéòå, ïðèäóìàëè ëè âû èõ ñåáå ñàìè èëè îíè áûëè íàâÿçàíû âàì â äåòñòâå). Èíîãäà ýòîãî áûâàåò äîñòàòî÷íî, ÷òîáû õîòÿ áû ÷àñòè÷íî èçáàâèòüñÿ îò áîëåçíåííîãî ÷óâñòâà âèíû. Õîòÿ, êàê óæå îòìå÷àëîñü, ñïðàâèòüñÿ ñ óñòàíîâêàìè, êîòîðûå íàì áûëè ïðèâèòû â äåòñòâå, êðàéíå ñëîæíî. Çäåñü âñå-òàêè æåëàòåëüíî îáðàòèòüñÿ ê ñïåöèàëèñòó.

    Ïåðåñòàíüòå áûòü æåñòîêèì ïî îòíîøåíèþ ê ñåáå, ïðèìèòå ñåáÿ òàêèì, êàê åñòü, è äàéòå ñåáå ïðàâî íà îøèáêó. Ïîñòàðàéòåñü íå íàêàçûâàòü ñåáÿ çà ïðîìàõè è íåóäà÷è è íå îáâèíÿéòå âî âñåõ ñìåðòíûõ ãðåõàõ.

    Åñëè âû õîòèòå èçáàâèòüñÿ îò ÷óâñòâà âèíû ïåðåä ðîäèòåëÿìè, êîòîðûõ íåò â æèâûõ, ïîñòàðàéòåñü ïîíÿòü è îñîçíàòü, ÷òî ñèòóàöèþ óæå íåëüçÿ èçìåíèòü. Ïðîñòî ïðèìèòå ýòîò ôàêò, è æèâèòå äàëüøå. Åñëè æå ÷óâñòâî âèíû íå îòïóñêàåò, ìûñëåííî ïîïðîñèòå ó îòöà è ìàòåðè ïðîùåíèÿ è ïî÷óâñòâóéòå, êàê âàøà âèíà òðàíñôîðìèðóåòñÿ â ÷óâñòâî ëþáâè è ïðèíÿòèÿ.

    Íè â êîåì ñëó÷àå íå îïðàâäûâàéòåñü ïåðåä ÷åëîâåêîì, êîòîðûé âàñ â ÷åì-òî îáâèíÿåò. Îñîáåííî åñëè âû ïîäñîçíàòåëüíî ÷óâñòâóåòå, ÷òî òàêèì îáðàçîì îí õî÷åò îò âàñ ÷åãî-òî äîáèòüñÿ è ïîëó÷èòü êîíòðîëü íàä âàìè. Êàê òîëüêî âû íà÷íåòå îïðàâäûâàòüñÿ, âû òóò æå ïîïàäåòå â ñåòè ìàíèïóëÿòîðà. Íàïðèìåð, åñîè âàñ î ÷åì-òî ïðîñÿò, ïðîñòî îòêàæèòå, íå îïðàâäûâàÿñü. Ñîâåòû, êàê ñêàçàòü íåò, âû ñìîæåòå ïðî÷èòàòü â íàøåé ñòàòüå.

    Ïåðåñòàíüòå çàíèìàòüñÿ ñàìîêîïàíèåì è áåñïðåðûâíûì àíàëèçîì óæå ñëó÷èâøåãîñÿ. ×òî ïðîèçîøëî, òî ïðîèçîøëî. Ëó÷øå óñòðåìèòå ñâîè ìûñëè â íàñòîÿùåå è çàéìèòåñü ïëàíèðîâàíèåì áóäóùåãî ñ ó÷åòîì ïðîøëûõ îøèáîê, åñëè îíè äåéñòâèòåëüíî èìåëè ìåñòî.

    Источник