Макарова синдром эмоционального выгорания читать

Макарова синдром эмоционального выгорания читать thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синдром эмоционального выгорания

к.пс.н., директор Института консультирования ППЛ

Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте. В статье обсуждаются диагностические критерии, методы профилактики и терапия.

В обществе меняется отношение людей к работе. Люди теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места. Обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Параллельно идут процессы узкой специализации в профессии и, одновременно, глобализации со смежными отраслями. Быстро меняются запросы рынка труда. Падает рейтинг ряда социально значимых профессий – медицинских работников, учителей, учёных. Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, которое связанно со стрессом на рабочем месте. Выявляются тревога, депрессия, синдром эмоционального выгорания, психосоматические расстройства, зависимости от психоактивных веществ (включая алкоголь, транквилизаторы и др.) [ 2, 3, 8].

Синдром эмоционального выгорания – представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, спасатели, работники правоохранительных органов, пожарные). Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте [4, 5, 6, 7 ].

Выделяют три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания :

1. предельное истощение,

2. отстраненность от клиентов (пациентов, учеников) и от работы,

3. ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений

Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак – истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.

Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является — личностная отстраненность, Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе изменением своего сострадания к клиенту через эмоциональное отстранение. В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к клиенту, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно .

Третьим признаком синдрома выгорания является — ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

В исследовании [5], проведенном среди врачей психиатров, психиатров-наркологов, психотерапевтов Республики Беларусь показано, что почти 80% имеют различной степени выраженности признаки синдрома эмоционального выгорания, 7,8% имеют резко выраженный синдром, ведущий к психосоматическим нарушениям и зависимостям.

Наши исследования были проведены среди психологов консультантов, врачей психотерапевтов, участвующих в программах повышения квалификации. По группе респондентов признаки синдрома различной степени выраженности имели 73%, что оценивалось по наличию формирующихся или уже сформировавшихся фаз синдрома эмоционального выгорания. Выраженную фазу «истощение» имели 5 %, что проявлялось эмоциональным истощением, психосоматическими и психовегетативными нарушениями.

Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания [9]:

  1. Физические симптомы

Усталость, физическое утомление, истощение

Уменьшенный или увеличенный вес

Недостаточный сон, бессонница

Плохое общее состояние здоровья ( в том числе по ощущениям)

Затрудненное дыхание, отдышка

Тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание

Гипертензия (повышенное давление)

Язвы, нарывы

Сердечные болезни

  1. Эмоциональные симптомы

Недостаток эмоций , неэмоциональность

Пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни

Безразличие и усталость

Ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность

Раздражительность, агрессивность

Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться

Депрессия, чувство вины

Нервные рыдания. Истерики. Душевные страдания

Потеря идеалов или надежд или профессиональных перспектив

Увеличение деперсонализации своей или других. (Люди становятся безликими, как манекены.)

Преобладает чувство одиночества

3. Поведенческие симптомы

Рабочее время больше 45 часов в неделю

Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть

Безразличие к еде; стол скудный, без изысков.

Малая физическая нагрузка

Оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств

Несчастные случаи ( например, травмы, падения, аварии и т.д.)

Импульсивное эмоциональное поведение.

4. Интеллектуальное состояние

Уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе

Уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе)

Увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни

Увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу

Цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям

Малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании)

Формальное выполнение работы

5. Социальные симптомы,

Нет времени или энергии для социальной активности

Уменьшение активности и интереса к досугу, хобби

Социальные контакты ограничиваются работой

Читайте также:  Синдром дауна особенности подросткового возраста

Скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе

Ощущение изоляции , непонимания других и другими

Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег

Рассмотрим факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания. Ключевым компонентом развития синдрома выгорания является стресс на рабочем месте: несоответствие между личностью и предъявляемыми ей требованиями. К организационным факторам, способствующим выгоранию , относятся следующие: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства; недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное; невозможность влиять на принятие важных решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций (выговор, увольнение, судебное преследование); однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным, например, необходимость быть эмпатичным; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы [5, 10, 11].

К профессиональным факторам риска относят: «помогающие», альтруистические профессии, где сама работа обязывает оказывать помощь людям (врачи, медицинские сестры, социальные работники, психологи, учителя и даже священнослужители). Также предрасполагает к выгоранию и работа с «тяжелыми» клиентами. В медицине это геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостями. В последнее время концепция синдрома эмоционального выгорания расширилась на специальности, где контакт с людьми вообще не характерен (например, программисты).

Среди психотерапевтов и консультантов синдрому выгорания подвержены люди, имеющие низкий уровень профессиональной защищенности. Как, например, отсутствие профессионального образования и систематического повышения квалификации, невозможность участия или нерегулярное участие в балинтовских и супервизорских группах. Молодой возраст, отсутствие жизненного опыта и опыта практической работы. Провоцировать синдром выгорания могут болезни, ослабленность после болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы (развод, смерть близкого или пациента). По этическому кодексу психотерапевты и консультанты могут приступить к работе через полгода после инцидента травмы.

Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Ïî äàííûì ÂÎÇ, çà ïîñëåäíèå 30 ëåò íàáëþäàåòñÿ çàìåòíûé ðîñò ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé, â òîì ÷èñëå è òÿæåëûõ. Ïîíÿòíî, ïî÷åìó êíèãà Îòòî Êåðíáåðãà, ïîñâÿùåííàÿ èññëåäîâàíèþ ñåðüåçíûõ ëè÷íîñòíûõ ïàòîëîãèé, î÷åíü àêòóàëüíà è ñâîåâðåìåííà ñåé÷àñ.

Îòòî Ôðèäìàíí Êåðíáåðã (Otto F Kernberg)

Îòòî Êåðíáåðãà íå çðÿ â ðàçíûõ èñòî÷íèêàõ, îáó÷àþùèõ ïðîãðàììàõ íàçûâàþò æèâûì êëàññèêîì. Ñ 1997 ïî 2001 ãã. îí âîçãëàâëÿë Ìåæäóíàðîäíóþ Ïñèõîàíàëèòè÷åñêóþ Àññîöèàöèþ. Áûë ïðîôåññîðîì ïñèõèàòðèè Êîðíóýëëñêîãî Óíèâåðñèòåòà. Ïî÷åòíûé äîêòîð, àâòîð è ñîàâòîð áîëåå 20 êíèã, ëàóðåàò ìíîæåñòâà ïî÷åòíûõ ìåæäóíàðîäíûõ ïðåìèé, ðåãàëèé è íàãðàä. Îí âíåñ áîëüøîé âêëàä â èçìåíåíèå è ðàçâèòèå ñîâðåìåííîãî ïîäõîäà ê òåðàïèè òÿæåëûõ ðàññòðîéñòâ ëè÷íîñòè [2, Ñ. 201].

Èìåííî òàê è íàçûâàåòñÿ îäíà èç åãî êíèã: «Òÿæåëûå ëè÷íîñòíûå ðàññòðîéñòâà», âûøåäøàÿ íà ðóññêîì ÿçûêå â èçäàòåëüñòâå «Êëàññ» [1].

Êåðíáåð㠖 âñåìè ïðèçíàííûé àâòîðèòåò â ýòîé íåïðîñòîé òåìå. Î÷åíü ìíîãî âíèìàíèÿ îí óäåëèë èññëåäîâàíèþ ðàññòðîéñòâ ëè÷íîñòè, áîëåå òÿæåëûõ, ÷åì íåâðîçû. Ñàì ðàçðàáîòàë íîâûé ïîäõîä ê òåðàïèè òàêèõ íàðóøåíèé. Ýòî ïîçâîëèëî ïîëó÷àòü õîðîøèå, ñòîéêèå ðåçóëüòàòû òàì, ãäå êëàññè÷åñêàÿ àíàëèòè÷åñêàÿ òåðàïèÿ è òåì áîëåå ïñèõîàíàëèç íå ïîìîãàëè.

«…íåò ñîìíåíèé, ÷òî ïðî÷åñòü ýòó êíèãó ïðîñòî íåîáõîäèìî êàæäîìó çàíèìàþùåìóñÿ ïñèõîòåðàïèåé, è îñòàåòñÿ ñîæàëåòü, ÷òî åå ïåðåâîä ïîÿâëÿåòñÿ òîëüêî ñåé÷àñ. Äî ñèõ ïîð åå îòñóòñòâèå îùóùàëîñü êàê ñâîåãî ðîäà “áåëîå ïÿòíî” â ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé è ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîé ëèòåðàòóðå íà ðóññêîì ÿçûêå.»

«Õî÷åòñÿ îáðàòèòü âíèìàíèå ðîññèéñêîãî ÷èòàòåëÿ åùå íà îäèí ìîìåíò, äåëàþùèé ýòó êíèãó îñîáåííî àêòóàëüíîé èìåííî äëÿ íàñ. Óâåëè÷åíèå ÷èñëà íåíåâðîòè÷åñêèõ (ò. å. áîëåå íàðóøåííûõ) ïàöèåíòîâ â ïñèõîòåðàïèè è ïñèõîàíàëèçå õàðàêòåðíî äëÿ âñåãî ìèðà è èìååò ðàçëè÷íûå ïðè÷èíû, íî â íàøåé ñòðàíå ýòà òåíäåíöèÿ åùå áîëåå âûðàæåíà ïî ïðè÷èíå ïñèõîëîãè÷åñêîé íåãðàìîòíîñòè íàñåëåíèÿ. Ê ñîæàëåíèþ, ïîêà âñå åùå “íå ïðèíÿòî” îáðàùàòüñÿ çà ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîìîùüþ, è ê ïñèõîòåðàïåâòàì ïðèõîäÿò òå, êòî óæå íå ìîæåò íå îáðàòèòüñÿ.»

Ìàðèÿ Òèìîôååâà ─ ïñèõîàíàëèòèê, äåéñòâèòåëüíûé ÷ëåí Ìîñêîâñêîãî Ïñèõîàíàëèòè÷åñêîãî Îáùåñòâà, ÷ëåí Ìåæäóíàðîäíîé Ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé Àññîöèàöèè (Èç ïðåäèñëîâèÿ ê ðóññêîìó èçäàíèþ)

Îñòàíîâèìñÿ íà íàèáîëåå âàæíûõ òåìàõ êíèãè Êåðíáåðãà

 êíèãå àâòîð î÷åíü äîñêîíàëüíî ðàññìàòðèâàåò âîïðîñû äèàãíîñòèêè òÿæåëûõ ëè÷íîñòíûõ ðàññòðîéñòâ. Êåðíáåðã ïîäðîáíî çíàêîìèò íàñ ñî ñòðóêòóðíûì ïîäõîäîì è ñòðóêòóðíûì èíòåðâüþ â ñâîåé ðàáîòå.

Îí î÷åíü õîðîøî îïèñûâàåò è ñðàâíèâàåò îñîáåííîñòè òåðàïèè ïîãðàíè÷íîé ëè÷íîñòè, ïîêàçàíèÿ è ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ðàáîòå, òåõíèêó ðàáîòû ñ ïåðåíîñîì â ðàçíûõ òèïàõ ïñèõîòåðàïèè.

Îñîáûì èíòåðåñîì Êåðíáåðãà âñåãäà áûëà íàðöèññè÷åñêàÿ ëè÷íîñòü, åå ñòðóêòóðà, ôîðìèðîâàíèå, àíàëèç õàðàêòåðà, àôôåêòû è âëå÷åíèÿ, îñîáåííîñòè òåðàïèè è ðàáîòû ñ ïåðåíîñîì. Îí ðàññìàòðèâàåò ðàçíûå ïîäõîäû â èññëåäîâàíèè íàðöèññèçìà, íîðìàëüíûé è ïàòîëîãè÷åñêèé íàðöèññèçì. Àâòîð âûäåëÿåò íàðöèññè÷åñêóþ ëè÷íîñòü â îñîáóþ êàòåãîðèþ, îòäåëüíóþ îò ïîãðàíè÷íîé, íåâðîòè÷åñêîé è ïñèõîòè÷åñêîé.

 ñâîåé êíèãå îí îïèñûâàåò åùå ðÿä âàæíûõ òåì, òàêèõ êàê ãëóáîêàÿ ðåãðåññèÿ, åå äèàãíîç è òåðàïèÿ. Ðàññìàòðèâàåò ñëîæíûå ñèòóàöèè â òåðàïèè. Äèàãíîñòèêó è ðàáîòó ñ ïàöèåíòàìè, ó êîòîðûõ íàáëþäàåòñÿ ñóèöèäàëüíûé ðèñê. Îñòàíàâëèâàåòñÿ íà ïàöèåíòàõ ñ ñèëüíûìè íàðóøåíèÿìè Ñóïåð Ýãî, ðàçáèðàåò ïàðàíîèäíóþ ðåãðåññèþ è çëîêà÷åñòâåííûé íàðöèññèçì.

Читайте также:  Лечение затянувшегося болевого синдрома при

Êåðíáåðã îñòàíàâëèâàåòñÿ íà òîì, êàê ïðîòåêàåò òåðàïèÿ â óñëîâèÿõ ñòàöèîíàðà, êàê ïðîõîäèò ëå÷åíèå òÿæåëûõ ïàòîëîãèé ïðè äëèòåëüíîì íàõîæäåíèè â áîëüíèöå.

Äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà Êåðíáåðãà

Íåñîìíåííî, âíà÷àëå, ñàìûé âàæíûé âîïðîñ – ýòî äèàãíîñòèêà. Íóæíî îïðåäåëèòü, ñ ÷åì ìû èìååì äåëî? Ýòî íå òàê ïðîñòî, åñëè ðå÷ü èäåò î ðàññòðîéñòâàõ ëè÷íîñòè è åñòü ïîäîçðåíèÿ íà ïîãðàíè÷íóþ ïàòîëîãèþ. Ê ñîæàëåíèþ, ýòèõ íàðóøåíèé ñòàíîâèòñÿ âñå áîëüøå, â ñðàâíåíèè ñ áîëåå ñîõðàííûìè íåâðîòè÷åñêèìè óðîâíÿìè, äëÿ êîòîðûõ è áûë ðàçðàáîòàí àíàëèç.  ñâîåé ðàáîòå àâòîð îïèñûâàåò ñâîé îñîáûé ïîäõîä ê äèàãíîñòèêå.

Ñòðóêòóðíûé ïîäõîä â äèàãíîñòèêå Êåðíáåðãà

Êåðíáåðã ïîä÷åðêèâàåò îñîáåííóþ çíà÷èìîñòü äèôôåðåíöèàëüíîãî äèàãíîçà ïðè ðàáîòå ñ ïîãðàíè÷íûìè íàðóøåíèÿìè. Âàæíî õîðîøî ïîíèìàòü, ñ ÷åì ìû èìååì äåëî, íå ïóòàòü ïîãðàíè÷íûå ðàññòðîéñòâà íè ñ íåâðîçàìè, íè ñ ïñèõîòè÷åñêèìè íàðóøåíèÿìè ëè÷íîñòè. Ðàíåå â ïñèõèàòðèè áûë ðàñïðîñòðàíåí îïèñàòåëüíûé ïîäõîä. Îí, êîíå÷íî, èìååò ñâîè ïëþñû, íî ñèëüíî ïðîèãðûâàåò ïðåäëàãàåìîìó àâòîðîì ñòðóêòóðíîìó ïîäõîäó. Òàê æå íåäîñòàòî÷åí è ãåíåòè÷åñêèé ïîäõîä, ïîòîìó ÷òî îí íå ïîìîãàåò ðåøèòü êëèíè÷åñêóþ ïðîáëåìó. Îñîáåííî íåîáõîäèì ñòðóêòóðíûé ïîäõîä, åñëè èäåò ðå÷ü î ñëîæíûõ ñëó÷àÿõ, êîãäà ïîñòàâèòü äèàãíîç íå ïîëó÷àåòñÿ ñðàçó.

Àâòîð ïðèçíàåò, ÷òî ýòîò ïîäõîä áîëåå òðóäíûé, â ìåòîäå åñòü ðÿä ñëîæíîñòåé, îò ñïåöèàëèñòà, ïðîâîäÿùåãî åãî, íóæíî áîëüøå óñèëèé, ëó÷øàÿ ïîäãîòîâêà è áîëåå äëèòåëüíàÿ ïðàêòèêà. Îäíàêî, îí îáëàäàåò ðÿäîì íåñîìíåííûõ äîñòîèíñòâ è ïðåèìóùåñòâ, îñîáåííî åñëè ìû èìååì äåëî ñ íåîäíîçíà÷íûì, ñëîæíûì ñëó÷àåì.

Ñòðóêòóðíûé ïîäõîä ïîìîãàåò:

Ïîíèìàòü, êàê îòíîñèòñÿ ãåíåòè÷åñêàÿ ïîäâåðæåííîñòü ê íàðóøåíèþ è ïðîÿâëåíèÿì íàðóøåíèé.

Ïðîÿñíèòü ñîîòíîøåíèå è ñâÿçü ðàçíûõ ñèìïòîìîâ è íàðóøåíèé.

Ïðîãíîçèðîâàòü õîä ðàáîòû ñ ïàöèåíòîì è ëó÷øå åå ïëàíèðîâàòü.

Ëó÷øå ïîíÿòü çàïóòàííûå ñëó÷àè, êîãäà åñòü ïðîáëåìû ñ ïîñòàíîâêîé äèàãíîçà.

Íà ÷åì ñòðîèòñÿ ñòðóêòóðíûé ïîäõîä Êåðíáåðãà?  îñíîâå åãî – ðàçâèòèå òåîðèè êëàññèêà ïñèõîàíàëèçà Ç. Ôðåéäà ïðî ñòðóêòóðû Ýãî, ÑóïåðÝãî è Èä, îí ðàññìàòðèâàåò ïîäñòðóêòóðû Ýãî, òàêæå èìåþùèå ñëîæíîå ñòðîåíèå. Ýòè ïîäñòðóêòóðû òîæå, â ñâîþ î÷åðåäü, îáðàçîâàíû èíòåðíàëèçîâàííûìè îáúåêòíûìè îòíîøåíèÿìè.

Äëÿ îïðåäåëåíèÿ òèïà ëè÷íîñòè (íåâðîòè÷åñêîé, ïîãðàíè÷íîé è ïñèõîòè÷åñêîé) îöåíèâàþò:

Óðîâåíü èíòåãðàöèè èäåíòè÷íîñòè.

Çàùèòû.

Ñïîñîáíîñòü ê òåñòèðîâàíèþ ðåàëüíîñòè.

Äîïîëíèòåëüíî äëÿ äèôôåðåíöèàöèè íåâðîòè÷åñêîé è ïîãðàíè÷íîé ñòðóêòóðû ëè÷íîñòè èñïîëüçóþò îöåíêó:

ñëàáîñòè èëè ñèëû Ýãî;

ñïîñîáíîñòè âûíîñèòü òðåâîãó;

ñïîñîáíîñòè ê êîíòðîëþ ñâîèõ èìïóëüñîâ;

ñïîñîáíîñòü ê ñóáëèìàöèè;

íàëè÷èÿ (îòñóòñòâèÿ) ïåðâè÷íûõ ïðîöåññîâ ìûøëåíèÿ.

Ðàáîòà Êåðíáåðãà ïîìîãëà ñèëüíî ïðîäâèíóòüñÿ â ïîíèìàíèè òÿæåëûõ ëè÷íîñòíûõ ïàòîëîãèé. Åãî âçãëÿä íà äèàãíîñòèêó è ëå÷åíèå âîøåë â ó÷åáíèêè ñîâðåìåííîãî ïñèõîàíàëèòè÷åñêîãî ïîäõîäà, èçó÷àåòñÿ ñïåöèàëèñòàìè âî âñåõ ñòðàíàõ. Îí ïîìîã äîñòèãíóòü ãðîìàäíîãî ïðîãðåññà â îêàçàíèè ïîìîùè ëþäÿì ñ ïîãðàíè÷íûìè è íàðöèññè÷åñêèìè ðàññòðîéñòâàìè ëè÷íîñòè, êîòîðûå ðàíüøå ïëîõî ïîääàâàëèñü òåðàïèè.

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííûõ èñòî÷íèêîâ:

Êåðíáåðã Îòòî Ôðèäìàíí. Òÿæåëûå ëè÷íîñòíûå ðàññòðîéñòâà. Ñòðàòåãèè ïñèõîòåðàïèè— Ì.: Êëàññ, 2001. — 464 ñ.

Ïñèõîàíàëèç. Ó÷åáíèê äëÿ áàêàëàâðèàòà è ìàãèñòðàòóðû. Ïîä ðåäàêöèåé ïðîôåññîðà Ì. Ì. Ðåøåòíèêîâà . — Ì. : Èçäàòåëüñòâî Þðàéò, 2015. — 315 ñ [201] c.

Àâòîð: Èñàåâà Îëåñÿ, ïñèõîëîã

Ðåäàêòîð: ×åêàðäèíà Åëèçàâåòà Þðüåâíà

Èñòî÷íèê: https://psychosearch.ru/masters/750-otto-kernberg

Источник

Сергей Удовик, Андрей Молокоедов, Илья Слободчиков

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности

© А. В. Молокоедов, И. М. Слободчиков, С. В. Удовик, 2018

© ООО «Левъ», 2018

Введение

По проблеме эмоционального выгорания, синдрому хронической усталости, который является неизбежным «спутником» этой проблемы, и даже о профессиональной деформации, которая следственна этому проблемному тандему написано немало научных трудов – от статей до диссертаций и монографий. И тем не менее, проблема с течением времени не только не теряет, но активно «наращивает» свою актуальность. И «слепые» пятна этой группы исследований, как бы активно ни заполнялись, все же и сегодня, и завтра будут оставлять место для новых и новых работ теоретического, прикладного и экспериментально-поискового характера. Данное исследование – одна из таких работ. Задача, которую ставили перед собой авторы была одновременно предельна конкретна (а значит и с научной точки зрения достаточно «проста) – описать эмоциональное выгорание как комплексную системную ситуацию прямо способствующую развитию проблемного поля в рамках профессиональной деятельности, особенно в профессиональных полях касающихся деятельности специалистов МЧС, МВД, военнослужащих, в очередной раз – возможно с несколько иных точек зрения, обозначить «мост» между эмоциональным выгоранием и профессиональной деформацией личности, а значит и внести свою лепту в понимание сложнейшего круга проблем, понимание причин и механизмов сложных взаимосвязей, между описываемыми феноменами, и, разумеется, в разработку подходов профилактики и преодоления исследуемых процессов.

Профессиональная специфика госслужащих, разумеется, – тема отдельного, и не разового, разговора. Факторы ее эмоциональной нагрузки и, как следствие, результат и последствия, в том числе и системные, активно изучаются и могут и должны представляться отдельно, но они, тем не менее, как ни парадоксально, соотносимы с проблематикой эмоционального выгорания военнослужащих и сотрудников внутренних дел.

Ну а профессиональная деятельность как сотрудника правоохранительных органов, независимо от разновидности исполняемой работы, так и системы МЧС, ФСБ, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадают сотрудники-служащие этих систем, в процессе сложного взаимодействия с людьми, постоянная необходимость в процессе общения с людьми разбираться в сути возникающих проблемных ситуаций, личная и личностная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье сотрудника правоохранительных органов.

Читайте также:  Адриан мартинес актер синдром дауна

Все специалисты, о которых мы будем говорить в данной работе, по роду своей деятельности вовлечены в длительное напряженное общение с другими людьми. Им, как и другим специалистам системы «человек-человек», свойственен так называемый синдром «эмоционального выгорания» или феномен «эмоционального выгорания», который проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванное интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающееся эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Связано это также с тем, что в своей деятельности эти специалисты, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, зачастую используют свои внутренние ресурсы, являясь своего рода «эмоциональными донорами».

Исследователи сходятся во мнении, что негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса – профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, что в целом отрицательно сказывается на профессиональном развитии личности.

Сотрудники силовых подразделений правоохранительных органов, органов МЧС, зачастую работают в экстремальных ситуациях, поэтому должны предъявляться жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требуются научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов и профилактики синдрома эмоционального «выгорания». Важно отметить, что на данный момент насчитывается незначительное число работ, посвященных изучению стрессоустойчивости и эмоциональному выгоранию в профессиональной деятельности сотрудников силовых подразделений правоохранительных органов, что не свидетельствует о недостаточном внимании, уделяемом данной проблеме, но является прямым показателем чрезвычайной сложности этой темы.

Глава I. Феноменология синдрома эмоционального выгорания

§ 1. История и модели эмоционального выгорания

В 1974 г. был замечен неожиданно высокий рост жалоб на работников службы психологической и социальной поддержки, рабочей обязанностью которых было налаживать рабочие контакты и облегчать тяжелое психологическое состояние людей, попавших в беду. Из-за этих жалоб и обид консультирующие организации и психотерапевтические клиники стали терпеть убытки. Причиной была обозначена особая форма стресса, или, как ее некоторое время называли, «болезнь общения», далее термин изменили на «выгорание персонала» и «выгорание личности». Если брать само построение термина на английском языке, то оно звучит как «staff burned-out». Дословный перевод примерно означает «персонал сгорел (выгорел)» и подразумевает окончание процесса, его финальную точку. Первые работы касаемо этой проблемы принадлежали американскому психиатру Х. Дж. Фрейденбергеру, который ввел новый термин для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [12, 13, 14, 15].

Более подробно проблему эмоционального выгорания затронула уже К. Маслач, предложив новый термин: «burnout» («выгорание»), своего рода английскую аббревиатуру, подразумевающую процесс. Этот термин обозначал состояние истощения и изнеможения, сопряженное с ощущением собственной бесполезности.

Первая статья К. Маслач на эту тему была опубликована в журнале «Human Behavior» в 1976 г. и получила достаточно широкую огласку и заинтересовала множество людей абсолютно разных профессий [30]. В течение 10 лет проблема эмоционального выгорания углублялась, и если первоначально речь шла об описании проблем только работников медицинской сферы, то дальнейшие исследования в этой области распространились на более широкий круг профессионалов. В книге К. Маслач, опубликованной спустя шесть лет, речь идет уже и об учителях, воспитателях, полицейских и т. д. [33].

Главная причина «выгорания персонала» – психологическое, душевное переутомление от общения, вынужденного по профессиональной деятельности. Особенно быстро и заметно оно наступает при чрезмерной нагрузке у людей, которые по особенностям профессиональной деятельности должны максимально эмпатично включаться в межличностное взаимодействие с клиентами. Как особенно подверженных выгоранию выделяют психотерапевтов, психологов, социальных работников, учителей, врачей и менеджеров, т. е. профессионалов общения, призванных и обученных вежливо и профессионально обслуживать других людей. Первая книга по эмоциональному выгоранию называлась «Выгорание – плата за сочувствие» [Maslach C., 1982]. В ней кратко и лаконично представлены результаты обширных исследований этого явления [21, 24].

С годами внимание к феномену выгорания возрастало. В восьмидесятые годы концепции выгорания и термин «burnout» потеснили термин «stress» со страниц сотен научных публикаций и диссертаций в англоязычных странах [17]. Первоначальные исследования этого явления носили в основном описательный и эпизодический характер. Этой проблеме посвящались конференции, сборники статей [Pain W. S. (ed.), 1982; Farber B. A. (ed.), 1983; Pines A., Maslach C. (eds.), 1979; Maslach C., Jackson S. E., 1982; Reid K. E. (ed.), 1979; Jones J. W. (ed.), 1981; Gillespie D. F. 1986 и др.] и монографии [Maslach C., 1982; Cherniss C., 1980; Edelwich J., Brodsky A., 1980; Pines A. M., Aronson E., Kafry D., 1980; Veninga R. L., Spradley J. P., 1981; White W. L., 1979 и др.].

Источник