Логопедическая характеристика на дошкольника с синдромом дауна

Логопедическая характеристика на дошкольника с синдромом дауна thumbnail

Бэлла Кунова
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка с ОВЗ (Синдром Дауна)

Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника

муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № __

Ф. И. О. ребенка: ___

Дата рождения: ___ г.

Возраст: ___

Домашний адрес: ___

Мать ___, ___ г. р.

Отец: ___, ___г. р.

Мальчик посещает МДОУ № __ (полное наименование) с ___ г.

Ребенок воспитывается в полной семье. Воспитанием ребенка в основном занимается мать. Семья в целом представляется благополучной, родители морально устойчивы.

Уровень психоэмоционального развития ребенка на момент поступления.

Адаптация протекала длительно, в тяжелой форме. Отмечались трудности расставания с матерью, капризничал, избирательность контакта с педагогами, высокий уровень тревожности, нежелание находиться в большом помещении (музыкально-спортивный зал, негативная реакция на звучание музыкальных инструментов и громких звуков (закрывал руками уши, отказ от участия в праздничных мероприятиях.

Особенности внешнего вида.

Ребенок сутулится при ходьбе, корпус тела наклонен влево. Походка неровная, спокойная, по группе передвигается в основном медленным шагом. Внешний вид ребенка опрятный, ухоженный.

Физическое состояние и соматическое здоровье.

Группа здоровья – IV. Вес 20 кг и рост 111 см.Сведения заболеваниях: Синдром Дауна

Навыки самообслуживания сформированы частично. Ребенок одевается и раздевается не самостоятельно, имеющиеся небольшие трудности. Ест самостоятельно, ложку и вилку держит правильно, ест медленно и неаккуратно. В туалет ходит не самостоятельно, при помощи взрослых. Свои вещи и постель убирает не самостоятельно.

Уровень актуального развития ребенка.

Коммуникации с взрослыми и сверстниками устанавливает, При общении использует жесты, мимику. Визуальный контакт стойкий, тактильного контакта не избегает. В игровую деятельность со сверстниками вступает на короткий период. Игра представлена серией действий, объединенных общим сюжетом.

Познавательная деятельность.

Предложенные задания выполняет с интересом. Использует метод зрительного соотнесения. Радуется полученному результату. Навыки самоконтроля в стадии формирования. Нуждается в обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, которую принимает с удовольствием и без отказа, в полном объеме.

Продуктивная деятельность.

Испытывает интерес к данным видам деятельности. Зрительно-двигательная координация сформирована недостаточно.

Речевое развитие со значительной задержкой. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Доступно понимание одно- двухступенчатой инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями.Произносительная сторона речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих. Голос недостаточной силы и звонкости, тихий. Функции жевания и глотания не нарушены. Слух не нарушен.

Элементарные трудовые поручения выполняет охотно, с интересом.

С момента поступления ребенка в ДОУ прослеживаются положительные сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии, он стала проявлять активность в коллективе, так же нахождение в ДОУ оказало благотворное влияние на познавательные процессы и элементарные навыки самообслуживания.

Заведующий: (___) ___

Воспитатель (___) ___

Педагог-психолог:: (___) ___

Источник

Индивидуальная карта развития ребенка с синдромом Дауна

Результаты обследования логопеда

Общие сведения

Ф.И.О. ребенка (полностью)__________________________________________

__________________________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Ф.И.О. родителей:

Отец______________________________________________________________

Мать______________________________________________________________

Домашний адрес____________________________________________________

Анамнез

Особенности протекания беременности и родов_________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Раннее общефизическое развитие

Стал держать голову__________________, сидеть________________________

Вставать____________________________, ходить________________________

Раннее речевое развитие:

Гуление___________________________, лепет__________________________

Первые слова_______________________, фразы_________________________

Какие заболевания перенес до трех лет_________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование неречевых психических функций

Контакт (речевой, жестовый, мимический):

— в контакт не вступает;

— проявляет речевой негативизм;

— контакт формальный (чисто внешний);

— в контакт вступает не сразу, с большим трудом;

— не проявляет заинтересованности в контакте;

— легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется.

 Состояние слухового внимания:

 Различение звучащих  игрушек ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование зрительного восприятия:

Различение контрастных по размеру предметов, игрушек (показать большой  и маленький стулья, маленький и большой мячи, большого и маленького мишек) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Различение предметов, игрушек разного цвета

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подбор по образцу картинок с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной форм

Читайте также:  Как жить с синдром рокитанского

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование зрительно — пространственного гнозиса и праксиса:

Ориентировка в пространстве (показывает или называет направления: «вверху», «внизу») ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Складывание картинок из двух частей(горизонтальный разрез, вертикальный разрез, вертикальный разрез, диагональный разрез) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сооружение несложных построек по образцу (домик и башенка из трёх кубиков) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование мыслительных функций:

Наглядно — действенное мышление (достать игрушку с помощью вспомогательных средств) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование математических представлений: 

Количественный счёт в пределах (устно и пересчёт предметов)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование состояния моторной сферы

— Общая моторика:

Наблюдение за естественными движениями (а также за осанкой и походкой) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнение заданий (прыжки, ходьба, бег, манипуляции с мячом)  ____________________________________________________________________________________________________________________________________

— Мелкая моторика:

Кинетическая основа движений пальцев («Пальчики здороваются») ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Кинестетическая основа движений пальцев (сложить пальчики в колечко сначала на правой, потом на левой руке) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние органов артикуляционного аппарата

Строение артикуляционного аппарата (губы, зубы, прикус, твёрдое нёбо, мягкое нёбо, язык)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подвижность артикуляционного аппарата (открыть и закрыть рот, широко улыбнуться, покачать язычком влево — вправо) __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование фонетической стороны речи

1. Воспроизведение звукоподражаний (с опорой на картинку)

2. Исследование звуко — слоговой структуры слов (повторить за логопедом односложные, двусложные, трёхсложные слова)

3. Состояние звукопроизношения (замены звуков, возможные искажения в речевом потоке)

Гласные, Согласные.

4. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)

Темп (нормальный, ускоренный, замедленный), ритм (нормальный, дисритмия), паузация (правильная расстановка пауз в речевом потоке), употребление  повествовательной и восклицательной интонаций.

Исследование фонематических функций

1. Слухопроизносительная дифференциация звуков (показать на картинках называемые логопедом предметы)

2. Состояние фонематического слуха (показать собачку, услышав звук «Р» в слове…)

Исследование импрессивной речи

1. Пассивный словарь (объём, соответствие возрасту, понимание обращённой речи)

-Понимание существительных (показать по просьбе логопеда отдельные предметы, части тела)

-Понимание действий (показать, где мальчик стоит, идёт, сидит, играет)

-Выполнение поручений по словесной инструкции (принести мяч, взять мишку, покатать машину)

2. Понимание различных грамматических форм словоизменения

— Понимание форм единственного и множественного числа существительных

— Понимание предложно — падежных конструкций с предлогами (Положи кубик в машинку, на стол)

— Понимание уменьшительно — ласкательных суффиксов существительных (Подушка — подушечка)

Исследование экспрессивной речи

1. Общая характеристика речи

2.Активный словарь (назвать по картинкам существительные, прилагательные, глаголы)

3. Состояние грамматического строя речи

Состояние связной речи

Лепетная речь, отдельные слова, простые предложения с наличием аграмматизмов.

Заключение логопеда_______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальный маршрут развития

Динамика развития

Источник

Методы и методики для диагностики агрессивного поведения у умственно отсталых детей подросткового возраста, их интерпретация.

дипломная работа [197,9 K], добавлен 17.04.2011

Проблемы восприятия умственно отсталых детей: психология эмоциональных состояний, психологические процессы и отношения. Характеристика эмоций и чувств аномального ребенка. Голос, речь и интонация как психолингвистические невербальные коммуникации.

дипломная работа [307,8 K], добавлен 24.07.2012

Psinovo.ru — сайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям.

Предлагаем информацию, которая будет полезна практикующим психологам и студентам факультетов психологии,

педагогики, родителям и всем, кто интересуется психологией и воспитанием детей.

Характеристика логопеда на ребенка с синдромом дауна

Важноimportant

У многих детей с синдромом Дауна наблюдается плоскостопие, обусловленное вялостью сухожилий. В некоторых случаях ортопед советует таким детям носить специальную обувь.

Другие же в специальной обуви не нуждаются.

Вследствие общей вялости связок, ребенок как бы собран не достаточно жестко. Как правило, это не приводит к каким-либо серьезным проблемам, если не считать вывихов и подвывихов, которые иногда происходят с коленной чашечкой или бедром.

Нередко вывихи требуют хирургического вмешательства. Многие дети с синдромом Дауна имеют пониженный мышечный тонус, недостаточную силу мышц и ограниченную их координацию.
Однако мышечный тонус и сила с возрастом заметно возрастают.

Читайте также:  Какие рождаются дети при синдроме дауна фото

Кожа обычно светлая. В период младенчества и раннего детства могут быть небольшие высыпания.

Вниманиеattention

Материал по коррекционной педагогике на тему: Характеристика на ребенка с синдромом Дауна.

Характеристика на ребенка с синдромом Дауна.

Девочка посещает структурное подразделение ГБОУ СОШ № ххх с ххх, где получает психолого-педагогическую поддержку следующих специалистов: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, инструктора по физическому воспитанию (плавание). Основанием для зачисления в структурное подразделение ГБОУ СОШ №ххх является направление ОПМПК.

Заключение ОПМПК: синдром Дауна, сенсорно-моторная алалия, ОНР I уровня речевого развития (в рамках системного недоразвития речи).

Ребенок воспитывается в полной многодетной семье, опрятен во внешнем виде, ухожен.

Уровень психоэмоционального развития ребенка на момент поступления.

Адаптация протекала длительно, в тяжелой форме.

Характеристика логопеда на ребенка с синдромом дауна фото

Инфоinfo

Отмечалось, какие предметы ребенок выбирает для игры, инициирует ли общение со специалистом, используя предметы, или предпочитает простые стереотипные игры в виде выстраивания машинок в ряд и игр с веревочками или платками. После того как ребенок привыкал к новой обстановке, ему предлагали ряд игр с предметами за столом или на ковре.

Результаты исследования речевого развития детей с синдромом Дауна 3—7 лет

Обследование начиналось с установления контакта с детьми, и приоритетным является зрительный контакт. Мы отметили, что только у 46% детей он был достаточно устойчивым.

Эти дети замечали взрослого и охотно соглашались сотрудничать с ним. Дети с неустойчивым зрительным контактом замечали только игрушку, которую предлагал взрослый.

Перевести взгляд с игрушки на взрослого у ребенка не получалось.

Характеристика логопеда на ребенка с синдромом дауна причины

Нуждается в наблюдении у окулиста и ортодонта.Внимание устойчивое.Память развита удовлетворительно, лучше запоминает яркие мнемодорожки, крупные картинки для пересказа.Логическое мышление развито слабо: затрудняется в классификации предметов, в поиске закономерностей, плохо ориентируется в схемах и лабиринтах, не понимает ребусы и шарады вообще.Взаимоотношения с детьми группы хорошие, ровные.Ольга спокойная, отзывчивая и уравновешенная. Часто проявляет заниженную самооценку к себе, замыкается (голос переходит в шепот), чувствует себя неуверенно.

Девочка предпочитает спортивные игры: бадминтон, футбол, хоккей. В игре с детьми всегда спокойна и уступчива.

Эта деятельность могла состоять из 3—4 циклов. В конце дети уставали и приступали к импульсивному разбрасыванию игрушек. Желание действовать с игрушкой у детей было, но придумать конкретные действия они не могли (65%).

Простую отобразительную игру смог продемонстрировать только 1 ребенок из 17.

Таким образом, отсутствие фразовой речи сопровождается следующими характеристиками развития: отсутствие инициативы в общении со взрослым, игнорирование или отказ от совместных действий со взрослым при трудностях адаптации к новым условиям, неустойчивый зрительный контакт, слабое подражание действиям взрослого, активная речь выражена криком и простыми вокализациями.

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ ГРУППЫ

Активная речь

Общий запас слов или звукокомплексов у детей второй группы — около 100 единиц.

В связи с этим язык может немного выступать за пределы рта

короткая шея и укороченные конечности

короткие и широкие кисти с загибающимся внутрь укороченным мизинцем часто имеется единственная срединная борозда на ладони

большое расстояние между большим и указательным пальцами ноги

гипотония — снижение тонуса мышц.

В некоторых случаях вероятность развития синдрома Дауна можно заподозрить еще во время внутриутробного периода на основании результатов анализов крови. При высоком риске заболевания проводится амниоцентез.
В остальных случаях диагноз устанавливают сразу после рождения при выявлении внешних признаков заболевания. Для его подтверждения проводится анализ крови с целью выявления дополнительной хромосомы.

При высоком риске заболевания проводится амниоцентез. В остальных случаях диагноз устанавливают сразу после рождения при выявлении внешних признаков заболевания. Для его подтверждения проводится анализ крови с целью выявления дополнительной хромосомы. Также может быть установлено наличие других ассоциированных заболеваний, например:

Читайте также:  Реферат синдром алисы в стране чудес

• врожденного порока сердца — диагностируется приблизительно у 40% детей с синдромом Дауна;

• заболеваний щитовидной железы;

• инфекций уха и дыхательных путей;

• раннего начала болезни Альцгеймера;

• редко — эпилепсии или судорожного синдрома.

В 1959 году французский цитогенетик профессор Лежен доказал, что синдром Дауна является генетической патологией. В норме у человека имеется 46 хромосом (23 от матери и 23 от отца).

Иногда они бывают немного меньше. Есть мальчики, у которых в первые несколько недель жизни найти яички в мошонке не удается, они могут находиться в паховой области или в брюшной полости.

Конечности обычно имеют нормальную форму. У многих детишек с синдромом Дауна кисти и ступни широкие и короткие.
Пальцы на руках короткие, как бы обрубленные при этом часто мизинец немного загнут внутрь. Примерно у 50% с синдромом Дауна можно заметить складочку, идущую поперек одной или обеих ладоней. Рисунок линий на подушечках пальцев также имеет ярко выраженные особенности, по которым в прошлом идентифицировали детей с синдромом Дауна.

Пальцы на ногах у детей с синдромом Дауна обычно бывают кроткими. У большинства из них промежуток между первым и вторым пальцами несколько больше, а на подошве между ними складочка.

По мере роста ребенок может нуждаться в дополнительных лечебных мероприятиях, включая:

физиотерапию

трудотерапию речевую терапию.

Важно всегда помнить о возможности наличия заболеваний при психолого педагогической характеристике детей с синдромом Дауна, наиболее часто встречающихся у детей с синдромом Дауна. Часто возникает необходимость в помощи соцработников, которые являются связующим звеном с некоторыми социальными службами.

В зависимости от степени снижения интеллекта, ребенок может обучаться на дому. Дети с синдромом Дауна нуждаются в специальном обучающем подходе. Часто они учатся в специализированных школах. Это обусловлено их пониженной обучаемостью и отставанием от сверстников. Больные дети в некоторых случаях способны освоить часть предметов, однако значительно позже обычного.

Эта работа, надо надеяться, поможет пролить свет на механизмы роста тела на ранних стадиях развития.

Однако, необходимо обратить внимание и на то, что сходств у такого малыша с обычным, среднестатистическим ребенком больше, чем различий. Голова ребенка с синдромом Дауна меньше, чем у обычных детей.

У большинства затылок несколько уплощен, что делает голову на вид круглой. Роднички часто бывают больше и позже зарастают. Посередине, в месте встречи черепных костей, нередко обнаруживается один лишний родничок.

У некоторых детей на голове могут быть безволосые области или, что встречается реже, все волосы могут выпасть. Лицо младенца с синдрома Дауна кажется немного плоским, главным образом, из-за недоразвитых лицевых костей и маленького носа.

Переносица обычно широкая и уплощенная. Носовые проходы у многих ребятишек узкие.

Поскольку речь имеет большое значение для общего развития ребенка и включения его в инклюзивную среду, вопрос речевого развития остается актуальным и открытым.

Данные о речевом развитии детей с синдромом Дауна в отечественной литературе немногочисленны и не системны. Исследователи отмечают замедленный, скандированный темп речи, брадилалию и неврозоподобное заикание. Распространенными у этих детей являются голосовые расстройства (дисфония), отмечается наличие слабого, тусклого, сиплого, глухого голоса, сочетающегося с нарушением координации движений дыхательного, голосового, артикуляторного аппарата [4, с. 512].

В связи с развитием системы ранней помощи в стране информация о речевом развитии детей с синдромом Дауна стала дополняться и уточняться, в отношении как аудирования, так и продуцирования речевого высказывания [8, с. 227—229].

Источник