Логопед и ребенок с синдромом дауна

И говорим с синдромом Дауна. Да, такие дети могут говорить. И такие дети довольно часто приходят на занятия к логопеду. Я Ольга, многомама и логопед, и на своем канале начинаю цикл статей под рабочим названием «Не только буква РЭ» ???? Расскажу о сложных случаях в работе логопеда.

Для начала — немного о генетических заболеваниях вообще. В студенчестве увесистый томик под названием «Наследственные болезни и медико-генетическое консультирование», полный устрашающих фотографий, был моим излюбленным чтением.

С тех пор считаю данную дисциплину обязательной для изучения в школе, не для того, чтобы навсегда отбить охоту рожать, нет. А для того, чтобы никто, никогда и ни от кого не услышал распространенную ныне сентенцию вроде «Что ж вы его такого родили, УЗИ что ли не делали?»

После прочтения данного труда я приобрела здоровый фатализм и твердое знание о том, что генетических болезней — тысячи, часть из этих тысяч при рождении вообще никак не проявляется, зато потом с возрастом приводит к тяжелейшей инвалидности и даже смерти, а на УЗИ видны — единицы. Поэтому рождались, рождаются и рождаться будут дети с разнообразными генетическими нарушениями. И за очередное «а что же УЗИ -то не сделали?», людям, которые мало-мальски в теме, хочется кинуть в говорящего чем-нибудь тяжёлым.

Часть наследственных болезней и генетических нарушений на интеллекте и речи никак не отражается, часть, к счастью, вообще проявляется лишь своеобразным внешним видом и не влияет ни на продолжительность жизни, ни на ее качество.

Но огромное множество подобных заболеваний влияет на развитие очень существенно, и дети с разнообразными генетическими состояниями приходят в том числе и к логопеду. И об этих состояниях логопеду тоже надо иметь представление, чтобы наметить общую канву коррекционной работы, найти сильные стороны ребенка и развить слабые .

Также логопеду полезно в принципе иметь представление о так называемых стигмах дизэмбриогенеза — некоторых минимальных особенностях внешности, совокупность которых может навести на мысли о каком-либо генетическом нарушении. Своевременная консультация генетика может очень помочь в коррекционной работе .

Синдром Дауна встречается чаще других генетических заболеваний, и почти каждый логопед, наверное, такого ребенка хоть раз в жизни в своей практике встречал. А если встречал — знает, что категория далеко не безнадёжная.

Есть такой известный в логопедических кругах специалист — Романа Августова. Дети с синдромом Дауна после ее занятий не только разговаривают, но и читают, пересказывают, пишут сочинения, свободно рассуждают на практически любые темы. Поэтому желающих полнее углубиться в тему отсылаю к ее книге «Говори! Ты это можешь!» Книга отличная, кстати. Написана живым и лёгким языком, читается как популярная литература.

Дети с синдромом Дауна при рано начатой и постоянной коррекционной работе практически все способны к активной речи. Брошенные же на произвол судьбы — практически все неспособны совсем.

Клеймо глубоко умственно отсталых и безречевых стоит на таких детях со времён советской традиции оставлять «даунят» в роддомах. Воспитанный в детдоме ребенок с синдромом Дауна именно таким и будет, без вариантов, сам — не разовьётся. Это в тему моих статей про норму и ее норму. Норму можно не трогать вообще — сама заговорит, читать, писать, считать научится. Ребенок же с синдромом Дауна нуждается в постоянном подталкивании и стимуляции извне, без этой стимуляции его развитие стоит на месте. Оттого и не развиваются такие дети в детдомах, и умирают рано.

При постоянной же работе с таким ребенком результаты могут быть очень впечатляющими, вплоть до овладения им общеобразовательной программы и успешной профессиональной реализации.

Какова же специфика именно логопедической работы с детьми с синдромом Дауна. Понимание речи у таких детей, растущих в условиях семьи, относительно сохранно, активная лексика значительно отстает от пассивной, наблюдается выраженная гипотония мышц органов артикуляции, а также заметная апраксия. Зная эти особенности, строим коррекционную работу.

Как и с любым другим ребенком, при работе логопеда с ребенком с синдромом Дауна, необходимо учитывать его сильные стороны и на них опираться. У детей с синдромом Дауна это, в первую очередь, абсолютно сохранная эмоциональная сфера, хорошо развитая подражательность и, значит, потенциал для развития игры. А на базе подражания и игры можно уже строить и речь!

Но все было бы очень просто, если бы кроме сильных сторон не было бы слабых. У детей с синдромом Дауна это, в первую очередь, гипотония мышц и слабый контроль за положением и движением органов артикуляции. Контроль вообще функция, развивающаяся довольно поздно даже в норме, а у детей обсуждаемой категории он вообще не развивается без специального обучения. Поэтому нормализация тонуса и обучение контролю за органами артикуляции — основная задача логопеда .

Реализация этой задачи происходит параллельно с работой над пониманием речи, которое находится в прямой зависимости от состояния интеллекта. С такими детьми очень хорошо идёт любимая мной игровая логопедия, разумеется, после создания базы для речевого подражания. Дети нуждаются в многочисленных опорах для осознания звука как результата определенного положения органов артикуляции, массаж и артикуляционная гимнастика тоже совершенно необходимы .

Зрительное восприятие и зрительная память у детей с синдромом Дауна обычно хорошо развиты и, значит, можно смело вводить раннее обучение чтению глобальным способом и альтернативную коммуникацию при помощи письма и чтения. Даже при специальном обучении дети с синдромом Дауна начинают говорить поздно, но а общении нуждаются, поэтому альтернативная коммуникация — этап необходимый .

Читайте также:  Препарат от синдрома навязчивых движений

Также дети с синдромом Дауна хорошо осваивают жестовую речь, при отсутствии обучения — изобретают собственные жесты и общаются с их помощью. Этот момент тоже надо использовать на пользу коммуникации на этапе безречия, и не стоит бояться закрепления общения таким образом — ребенок сам откажется от жестов, когда речь при помощи органов артикуляции станет для него возможной .

В целом прогноз для развития речи при синдроме Дауна благоприятный, как я уже писала. При обучении практически все дети с этим синдромом говорят и общаются при помощи речи.

Источник

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

ДЕТЯМ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Дячук Людмила Сергеевна,

             логопед бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Апрель»,

г.п. Барсово, Сургутский район

Одна из самых тяжелых проблем детей с синдромом Дауна – задержка речевого развития. И совершенно очевидно, что ни одно практическое руководство зарубежных специалистов помочь в данном случае не может, ибо обучение языку невозможно без учета его конкретной специфики. 
           

Овладение элементарными навыками разговорной речи у данных детей запаздывает. Довольно часто люди с синдромом Дауна не говорят вовсе или овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена, что мешает им как-то повлиять на события, происходящие в окружающем мире, больше узнать о нем.

Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Ребенку с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики. Он долго не дифференцирует звуки окружающей речи, плохо усваивает новые слова и словосочетания. Фразовая речь может появиться как к 6-7 годам, так и 10-12 годам. 

Мы в своей практике сталкиваемся чаще всего с детьми с болезнью Дауна в возрасте 4- 5 лет. В возрасте 1-3 лет редко кого из родителей таких детей волнуют проблема отсутствия речи. На консультацию приходят единицы таких родителей.

Вся логопедическая работа с детьми с болезнью Дауна делится на следующие этапы.

Первый этап_- обследование состояния речи. На первых занятиях мы выясняем уровень сформированности речевой функции. Особое внимание уделяем пониманию обращенной речи. Для обследования мы используем общепринятые в логопедии методы и приёмы. Но при этом мы учитываем сохранность интеллекта каждого конкретного ребенка. И, исходя из личностных характеристик, мы варьируем приёмы обследования.

Второй этап – установление контакта с данным ребенком. Это очень важный этап, необходимо заинтересовать малыша, привлечь его внимание, как к личности логопеда, так и к самим занятиям, определить, что интересует ребенка, какие задания он выполняет с большим желанием, что бы в дальнейшем использовать это в своей работе.

Третий этап – это собственно логопедические занятия. Не стоит забывать, что новые знания, ребенок с синдромом Дауна, усваивает крайне медленно, в результате многократных повторений. И только правильно составленная программа даст малышу возможности быстро добиться успехов. Переоценка возможностей ребенка приводит к составлению слишком трудной программы, а недооценка — к составлению слишком легкой программы, которой, вследствие простоты заданий, не будет хватать занимательности. 

Свои занятия на этом этапе мы начинаем с гимнастики: мимической, артикуляционной и дыхательной. Обязательно в комплекс включаются вокально- голосовые упражнения и упражнения на мелкую моторику. В ходе выполнения артикуляционных упражнений мы вызываем, по мере подготовки артикуляционного аппарата, те или иные звуки, а также работаем над пониманием обращенной речи. Весь комплекс артикуляционно-мимической гимнастики с элементами дыхательной гимнастики и вокально-голосовых упражнений мы представляем детям в картинном материале (точнее не цветные картинки, а рисунки- раскраски в черно- белом варианте, на такие рисунки дети реагируют очень хорошо). По мере усвоения того или иного упражнения, мы усложняем его, либо включаем в наш комплекс новые.   Всего по времени такое занятие длится примерно 20-25 минут, что соответствует нормам САНПиНа. Таким образом, на данном этапе, а он длителен по времени, мы готовим артикуляционную моторику к постановке звуков, а точнее к правильному произнесению звуков, по мере возможности вызываем отдельные звуки: от звуков раннего онтогенеза [Н], [П], [Т], до более сложных звуков типа [Ш],[Ж],[Ч]; уточняем и обогащаем пассивный словарь; формируем мелодико-интонационную сторону речи; развиваем мелкую моторику рук.

На четвертом этапе мы начинаем работу по формированию активного словаря. Исходя из нашего опыта, у детей с синдромом Дауна чаще появляются слова целиком, фонетически оформленные верно. На данном этапе особое место занимает работа с книгой или рисунком.   Многократное, от книги к книге, повторение одних и тех же слов позволит ребенку уже на первых порах освоить достаточно обширное их количество и, отрабатывая правильное произношение, закреплять его. 

Иногда лучше начать   с карточек (рисунков).  Логопед называет изображенный предмет. В ходе занятия постоянно дополняем рисунок деталями — у дома появляются окна, затем дверь, труба. 
Необходимо вводить в разговор неоконченные предложения. Можно также использовать тексты типа «Дополни предложение», где вместо слова в конце предложения нарисована картинка. Например: «Мы увидели … (картинка лиса). Красивый хвост у … (картинка лиса). Рыжая шубка у … (картинка лиса). И т.д». Изолированно слово лиса ребенок произносил. Недоговаривая последнее слово фразы, мы даем ребенку понять, что чего-то от него ждем. Эти приемы хорошо срабатывают в тех случаях, когда ребенок пытается вспомнить слово или фразу и смотрит на нас, ища помощи. Если ребенок не отвечает на ваш вопрос, то можно попытаться ему помочь. Если он прореагирует на такую подсказку, нужно задать первый вопрос и дать ему шанс употребить нужное слово или фразу без помощи взрослого.

Читайте также:  Больные с синдромом дауна продолжительность жизни

Дальнейшая работа над развитием речи включает употребление глаголов, наречий, прилагательных, предлогов и т.д. Как можно раньше следует приступить к усвоению лексики. Работа с книгой, а в дальнейшем можно использовать компьютер или планшет, поможет нам организовать работу над развитием речи, позволит, опираясь на зрительное восприятие, затрагивать огромное количество разнообразных тем и сюжетов, включая в себя расширение словаря — и, соответственно этому, постоянную коррекцию произношения каждого нового слова.

Ребенок с синдромом Дауна не отвечает на вопрос не потому, что в голове у него пустота. Наоборот, он перегружен беспорядочной информацией, неорганизованной и бессистемной, его мозг не в состоянии самостоятельно ее обработать. Ребенка с синдромом Дауна мы обучаем говорить приблизительно так, как учат иностранному языку взрослого человека. Начиная с малого, переходя все более сложному, и переход должен быть очень последовательным и постепенным.

Но главное, в ходе логопедических занятий ребенка необходимо научить языку общения. Общение — это не только произнесение слов. Понятие «общение» предполагает также умение слушать, понимать, соблюдать очередность в разговоре, подражать и умение завязывать беседу, при встрече приветствовать, при расставании прощаться с логопедом. Речь может быть использована для удовлетворения многих потребностей.

Для того чтобы научиться общаться с людьми так, как принято в обществе, ребенок с синдромом Дауна должен посещать детский сад, школу. Право детей с синдромом Дауна на максимальную социальную адаптацию есть, и посещение детских садов и школ в России закреплено законодательно. 
         

Ребенка с синдромом Дауна можно научить многому, что умеет делать обычный ребенок, но для этого нужно гораздо больше времени и усилий со стороны взрослых, и тогда он может достичь самых неожиданных результатов.

Источник

Ирина Ромашкина
Особенности логопедической работы детей с синдромом Дауна раннего возраста в условиях дома ребенка

Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие логопеда с врачами и воспитателями.

Логопедическая работа строится на подборе наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующих развитию интереса и мотивации к речевой деятельности детей с синдромом Дауна.

В коррекционной работеиспользуются элементы различных методик: Ю. А Разенковой., О. Б. Закревской, О. В. Боровика, Е. Ф. Архиповой, Е. А. Стребелевой, Т. Н. Новиковой-Иванцовой, М. Монтессори и др.

При организации обучения выделяеется два основных фактора, оказывающих значительное влияние на содержание и организацию ранней помощи:

1. возраст детей и сензитивные периоды развития;

2. особенности развития детей с синдром Дауна.

Работа логопеда носит комплексный характер, так как в наше учреждение поступают дети в возрасте от 1 месяца и находятся до 4 лет. Поэтому при составление индивидуальной коррекционной программы необходимо охватить все линии развития ребенка- это зрительные и слуховые реакции, развитие общих движений и действие руки, развитие эмоций и социальное развитие, и, конечно же, речевое развитие, которое складывается из развития активной и понимания речи.

Логопедические занятия с детьми носят игровой характер, однако они имеют определенные цели, задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры.

Работая с детьми с синдромом Даунаможно проследить закономерность: нарушения в развитии начинают появляться уже с первых месяцев жизни. Это проявляется в задержке формирования всех двигательных функций, что влечет за собой и задержку психических процессов. С начала задержка носит темповый характер, который постепенно приобретает ярко выраженное отставание в развитие.

Необходимо также учитывать, что развитие детей характеризуется неравномерностью.

Поэтому в своей работе мы руководствуемся не просто возрастом ребенка, а его уровнем нервно-психического развития. Исходя из данных указанных выше, можно сделать вывод, что к году речевое развитие ребенка с синдромом Дауна находится на уровне отдельных звуков, редко когда к этому возрасту у детей появляется лепет.

Научно доказано, что период вокализации и лепета является основополагающим умением для развития речи, укрепляет органы артикуляции и делает их подвижными. Лепет осуществляет и аудитивную обратную реакцию, т. е. ребенок привыкает к звукам и их вариациям в человеческой речи. Хотя лепет детей с синдромом Дауна и похож на лепет нормативно развивающихся сверстников, но он менее длительный и частый, нуждается в постоянной стимуляции и поддержке взрослых. Тот факт, что дети с синдромом Дауна меньше лепечут, имеет по мнению ученых две причины. Первая связана с присущим этим детям общим гипотонусом (слабостью мускулатуры, который распространяется и на речевой аппарат; другая – обусловлена аудитивной обратной связью. Обычно младенцам нравится слушать собственный лепет, но из-за физиологических особенностей строения слухового аппарат, а также частых ушных инфекций дети с синдромом Дауна почти не слышат собственного голоса. Это препятствует тренировке отдельных звуков и включению их в слова. Поэтому ранняя диагностика нарушений слуха имеет важнейшее значение для дальнейшего речевого и психического развития ребенка. Поэтому для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучения и социальной адаптации детей с синдромом Дауна, необходимо ежедневно делать упражнения направленные на развитие слуха и зрения. [3] Развитие слуховых ориентировочных реакций являются базовыми для дальнейшего формирования у ребенка понимания обращенной речи.

Конечно же, ребенка с синдромом Дауна необходимо обучать и общению, такие игры включаются в каждое занятие. Ведь при относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребенка отмечается значительное отставание разговорной речи. На речь ребенка с синдромом Дауна влияют особенности анатомического строения аппарата, нейрофизиологические и медицинские факторы, особенности познавательной сферы.

Читайте также:  Для детей с синдромом дауна характерно

Многие дети с синдромом Дауна прибегают к замещающим слова жестам и движениям. Это следует поддерживать и помогать общаться им на таком уровне, потому что осознание значения каждого жеста через слова, приводят к активизации разговорной речи.

Есть ряд аргументов в пользу использования жестов в качестве начального этапа развития активной речи (И. А. Панфилова):

• Дети с синдромом Дауна успешно начинают пользоваться жестами гораздо раньше, чем говорить.

• Несмотря на хорошее понимание обращенной речи, практически у всех детей с синдромом Дауна наблюдается отставание экспрессивной речи.

• Наличие жестов дает детям возможность общаться, что избавляет их от многих психологических проблем.

• Использование жестовой речи помогает родителям лучше понимать своих детей и более успешно содействовать их развитию.

• Знание жестов помогает детям точнее понимать значение речи окружающих, что способствует более быстрому накоплению словаря.

• Наличие у детей возможности использовать средства общения, доступные им на раннем этапе, помогает предотвратить вторичные нарушения развития.

По мере накопления устного словаря использование жестов постепенно уменьшается, для чего параллельно с их использованием ведется работа по вызыванию звуков, а также жесты с самого начала их использования обязательно сочетаются со звуками, слогами, словами в зависимости от возможностей ребенка.

Научные исследования доказали, что без использования языка жестов дети с синдромом Дауна, оказываясь в ситуации, когда не могут выразить свои чувства и потребности словесно, нередко просто переходят на крик или начинают проявлять агрессию.

При подготовке к занятию большое внимание уделяется подбору наглядного материала. Зная особенности восприятия детей с синдромом Дауна, его количество не должно рассеивать внимание ребенка, но в тоже время должно быть достаточное для возможности перехода от одного вида деятельности к другому. Использование инновационных технологий, таких как планшетный компьютер, также помогает разнообразить и поднять интерес к занятию.

При использовании планшетного компьютера детям можно предложить такие игры как «Знакомство с животными», «Кто как кричит?», «Форма», «Цвет», познакомить с понятиями «Одежда», «Обувь», «Игрушки» и др.

Активное включение потешек, песенок с элементами логоритмики (Е. Железновой) в значительной мере помогает увеличить звуковую активность детей.

Такие песенки как, например,

Катится колючий ежик,

Нет не головы не ножек.

Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда — сюда,

Мне щекотно, да,да.

Уходи колючий еж

В темный лес где ты живешь и др.

Такие приемы помогают развить не только слуховые реакции, но и стимулируют развитие мелкой моторики, если использовать, например, мячик с шипами; создают положительный настрой от занятия; развивают тактильную чувствительность; развивают координацию рук; расширяют пассивный словарь; стимулируют ответные реакции в виде активной или жестовой (кивание головой) речи.

Практика также показала, что из-за сложности переноса в большинстве случаев все, что усвоено на занятиях, почти не используется малышом в повседневной жизни. Вот почему для развития ребенка раннего возраста недостаточно специальных занятий в специально отведенное для этого время. Ни в коем случае нельзя забывать, что формируемые навыки должны последовательно включаться в повседневную жизнь.

Следует иметь в виду, что у детей с синдромом Дауна:

• понимание речи намного опережает развитие активной речи;

• зрительная память развита гораздо лучше слуховой;

• социальное и эмоциональное развитие является наиболее сохранной сферой;

• нарушение речи может быть усилено нарушением слуха;

• сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания;

• сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого звукопроизношения;

• отставание речи при отсутствии других форм общения (жесты, чтение) вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную. [4]

В силу того, что произносительную сторону речи детей с синдромом Дауна можно совершенствовать на протяжении всей жизни, многие из перечисленных выше упражнений следует продолжать делать и тогда, когда ребенок уже научился разговаривать.

Таким образом, цель поддерживающей коммуникации заключается в том, чтобы дать ребенку возможность овладеть языком, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими, поймет, что общение поможет ему добиться удовлетворения его потребностей.

Список литературы:

1. Журнал «Синдром Дауна. XXI век» №1 (10). Практические идеи по работе над развитием коммуникативных и речевых навыков у детей с синдромом Дауна. Джулия Хьюз. 2013 г.

2. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. Закревская О. В. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008 г.

3. Коррекционно-педагогическая работа с детьми до трех лет с особенностямипсихофизического развития: пособие для педагогов-дефектологов/ Е. А. Винникова и др. ; под ред. М. В. Былино. ю Ю. Н. Кисляковой. -Минск. 2009 г. — С. 51-71.)

4. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. Жиянова П. Л. — сотрудник Центра ранней помощи для детей с синдромом Дауна «Дунсайд АП», специальный педагог,при участии специального педагога Гимадеевой М. Ф. М-2005 г.

5. www. sunchildren.narod.ru. Дети с синдромом Дауна: их особенности, влияющие на развитие речи. (ч. 1)

6. journal.downsideup.wiki — Электронный журнал. Панфилова И. А. «Поддерживающая коммуникация как этап развития речи ребенка».

Источник