Либби кумин дети с синдромом дауна их особенности влияющие на развитие речи

Айжан Жайлаубай
Развитие речи у детей с синдромом Дауна

Синдром Дауна – самая распространенная генетическая аномалия. Один из 700-800 младенцев может родиться с синдромом Дауна. Этот показатель характерен для разных стран, климатических зон и социальных слоев. Он не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, вредных привычек, питания, достатка, образования или национальности. Мальчики и девочки с синдромом Дауна рождаются с одинаковой частотой. Наличие лишней хромосомы определяет ряд особенностей в интеллектуальном и физическом развитии человека с синдромом Дауна. «Солнечные дети» сильно отличаются от своих ровесников. Их состояние явно выделяется не только по некоторым внешним признакам, но и по уровню развития. Дети с синдромом Дауна имеют ярко выраженную задержку речевого развития и уровня интеллекта. Однако проявления этих признаков сильно варьируются во взаимосвязи с индивидуальными особенностями ребенка, врожденными предпосылками, а также от того, насколько рано и грамотно была начата коррекционная работа.

Вопреки многим обывательским мнениям, детишки с синдромом Дауна вовсе не являются необучаемыми и умственно отсталыми. Они имеют свои особенности, которые необходимо принимать во внимание при планировании коррекционной стратегии.

Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Особенно обращает на себя внимание отставание в развитии моторики и речи. Однако к трем-четырем годам они становятся несколько живее и активнее, поскольку начинают ходить. На этом этапе у них формируется речь, проявляется любовь к близким. Однако речь даже и тогда развивается крайне медленно и с большим трудом. Речевые нарушения у детей с синдромом Дауна связаны не только с их интеллектуальной недостаточностью, но и с частыми нарушениями слуха.

Трудности в освоении речи у детей связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии. Кроме того, у детей с синдромом Дауна маленькие и узкие ушные каналы. Всё это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.

При развитии речи существенное значение имеют тактильные ощущения как внутри ротовой полости, так и внутри рта.Они нередко испытывают трудности в распознании свои ощущений: плохо представляют себе, где находится язык и куда его следует поместить для того, чтобы произнести тот или иной звук.

Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения — одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. У некоторых детей с синдромом Дауна овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена. Из-за трудностей выражения своих мыслей и желаний эти дети часто переживают и чувствуют себя несчастными. Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.

В результате вышеизложенного, можно определить особенности речи больных с синдромом Дауна, подлежащих коррекции.

Дети с синдромом Дауна часто говорят быстро или отдельными последовательностями слов, без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга.

Изучение опыта специалистов и родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, убеждает в том, что уровень возможностей этих детей должен оцениваться только индивидуально. Поэтому любые обобщения (относительно какого-либо качества, свойства, способности) являются принципиально ошибочными, поскольку знание физического или психического состояния индивида нельзя отрывать от понимания его индивидуальности. Сегодня совершенно ясно, что при обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо опираться на его более сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества.

Обычно дети с синдромом Дауна гораздо лучше воспринимают речь, нежели говорят сами. Однако им всегда есть что сказать. И им бывает очень обидно, когда они пытаются, пусть не очень внятно, выразить свои чувства и мысли, а их не понимают.

Проблемы с артикуляцией, мешающие другим понимать речь людей с синдромом Дауна, отмечаются практически у всех людей с этим диагнозом (свыше 95% опрошенных семей признали, что речь их детей бывает трудно понять). Ранее считалось, что это присуще синдрому Дауна и потому «не лечится». Сейчас доказано, что все логопедические проблемы, встречающиеся у людей с синдромом Дауна, также встречаются у людей с обычным кариотипом, а значит, наработаны методы преодоления этих трудностей.

У некоторых детей с синдромом Дауна такие проблемы заметны с самого начала и чаще всего связаны с врожденными пороками или особенностями развития (см. начало материала по книге Л. Кумин,часть 1: Особенности детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на развитие речи). Другие дети могут четко произносить отдельные слова и фразы из 1-2 слов, но, когда они начинают говорить более бегло и более развернуто, особенно рассказывать о чем-то, что их взволновало, понять их бывает сложнее.

Проблемы могут носить различный характер. Либби Кумин приводит четыре примера. Ребекка говорит быстро и «глотает» окончания слов, из-за чего не всегда ясно, что именно она имеет в виду. Джошуа говорит всегда очень тихо и так, как будто у него вечно заложен нос. Бен говорит медленно, заикается, путает звуки в словах и повторяет одно и то же слово по многу раз. Карен иногда произносит слова правильно, а иногда пропускает целые слоги в слове, переставляет местами звуки внутри слова, недоговаривает окончания.

Итак, нельзя говорить о проблеме понятности речи людей с синдромом Дауна в целом. Каждый ребенок и каждый взрослый с синдромом Дауна обычно сталкивается с собственным «набором» трудностей, главными из которых могут быть следующие (подробнее они рассмотрены ниже):

— анатомические факторы;

— физиологические факторы;

— неврологические факторы;

— проблемы с восприятием речи (возможные проблемы со слухом у ребенка);

— языковые факторы;

— невербальные факторы;

— ситуационные факторы.

Анатомические (особенности строения) и физиологические (особенности функционирования) факторы связаны с врожденными особенностями человека с синдромом Дауна. Анатомические особенности людей с синдромом Дауна, которые могут оказать влияние на речь,включают:

— высокое, узкое аркообразное нёбо, поэтому звуки получаются иногда более «носовыми»;

— особенности прорезывания зубов: зубы появляются позже, обычно не в том порядке, что у обычных детей; некоторые зубы могут так и не вырасти, а другие расти слишком тесно; это оказывает влияние на артикуляцию;

Читайте также:  Синдром отмены при отказе от курения

— открытый прикус, верхние и нижние зубы не сводятся вместе;

— маленькая, более узкая, чем обычно, верхняя челюсть;

— относительно большой язык. Сейчас считается, что у людей с синдромом Дауна язык такого же размера, как у всех остальных, но из-за меньших размеров ротовой полости (и из-за гипотонуса) он может плохо помещаться во рту, артикуляция может быть затруднена.

Физиологические особенности людей с синдромом Дауна, которые могут оказать влияние на речь,включают:

— низкий тонус (гипотонус) мышц, что приводит к трудностям в артикуляции;

— более слабые мышцы височно-нижнечелюстного сустава (мышцы, соединяющие нижнюю челюсть с черепом – перед ухом);

— распространенные среди детей с синдромом Дауна простудные заболевания, отиты, нередко приводящие к ухудшению слуха.

Особенности смешанные,анатомо-физиологические:

— увеличенные миндалины и аденоиды, из-за которых происходит некоторая блокада носовых путей, в сочетании с гипотонусом мышц нёба и глотки (зева, задней части горла) – это приводит к тому, что ребенок постоянно говорит «в нос» или гнусаво;

— гипотонус, дыхание через рот (по разным причинам, относительно большой язык и относительно малая челюсть – дети с таким набором особенностей могут привыкнуть держать рот открытым, а язык – высунутым наружу, что отрицательно сказывается и на еде, и на артикуляции.

Некоторые родители выбирают пластическую хирургию и просят укоротить язык ребенка. Это действительно помогает ребенку впоследствии держать язык за зубами в буквальном смысле слова, но никак не помогает развитию речи. Дело в том, что решается анатомическая проблема, проблема строения, но не физиологическая проблема, проблема функционирования. Размер языка не имеет столь решающего значения, как сила мышц и мобильность языка. Итак, намного лучше и безопаснее заниматься с ребенком упражнениями, развивающими силу языка и губ: просить ребенка стискивать губы, трогать языком различные области во рту и снаружи. Разработаны различные комплексы артикуляционных упражнений вам в помощь.

Неврологические факторы связаны с тем, насколько безупречно работает неврологическая система, насколько слажено взаимодействие головного мозга, спинного мозга, нервов. На первом году жизни ребенка обязательно несколько раз осматривает невролог, который поможет выявить и решить существующие проблемы.

Самые распространенные неврологические проблемы у детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на речь, –это:

— дизартрия – состояние, при котором затруднена правильная работа артикуляторных мышц;

— апраксия, состояние, мешающее правильно программировать, планировать и выстраивать по порядку звуки в речи.

(Иногда у детей с синдромом Дауна могут наблюдаться и дизартрия, и апраксия одновременно.)

Кроме того, свою роль могут сыграть гипотонус мышц рта и вокруг рта, сложности, возникающие у ребенка с синдромом Дауна при восприятии речи на слух, и нарушения сенсорики внутри рта (гипер-, или повышенная, чувствительность либо гипо-, пониженная чувствительность).

Бесспорно, что работу по развитию и обогащению словарного запаса ребенка, нужно вести и в повседневной жизни, но мне кажется, что на занятии эти задачи решаются эффективней, т. к. само построение занятия, его структура, организация дисциплинируют детей, создают рабочую атмосферу, и им легче усвоить эталоны, образцы, нормы речи. Занятия по развитию речи проводятся в игровой форме. При этом необходимо использовать специфические игровые приемы, направленные на мобилизацию внимания и речевой активности детей. При планировании материала нужно учитывать, что для его усвоения требуется большое количество повторений, значительно больше, чем нормально развивающимся детям. Правильное использование повторяемости вызывает заинтересованность детей, помогает им оперировать приобретенными знаниями, так как повторяемость – один из основных принципов обучения детей с особенностями.

Лексический и грамматический материал повторяется не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в разнообразных видах деятельности.

Поэтому на каждом занятии проводятся игры, предлагаются задания на освоение разделов развития речи.

Игры и задания, подобранные в соответствии с тематикой занятия повышают результативность. Такие игры можно назвать «тренировочными» упражнениями.

В начале занятий можно использовать ещё один приём – дидактическая игра в соответствии с лексической темой, которая стимулирует речевую деятельность детей. Данный приём позволяет детям подойти к выполнению задания более осознанно, развивает память, улучшает качество произносимых слов.

В заключительную часть занятия вводятся развивающие игры на развитие внимания, памяти, восприятия, слухового внимания. Это такие игры, как «Тихое эхо», «Умное эхо», «Тренировка памяти» и др.

Вышеназванные игры и упражнения очень нравятся детям, вызывают у них чувство соперничества, а также способствуют повышения интереса к занятиям по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

Источник

Книга о раннем развитии речи детей с синдромом Дауна, написанная Либби Кумин.

(с) Kumin, Libby (Ph.D., CCC-SLP) Early Communication Skills for Children with Down Syndrome. A Guide for Parents and Professionals. Woodbine House, 2003. Книга предоставлена Натальей Баженовой.
(с) Перевод, реферирование Ольги Лисенковой. При перепечатке ссылка на sunchildren.narod.ru обязательна.

Встречающиеся в тексте термины:

Аудиторные навыки – навыки слухового восприятия.

Вербальный – словесный, речевой.

Когнитивный – имеющий отношение к процессу познания, мышления.

Лексикон – словарный запас.

Пассивный словарь – набор слов, которые ребенок понимает, но не использует в собственной речи.

Противополагается активному словарю, словам, которые ребенок понимает и использует в своей речи.

Тактильный – имеющий отношение к прикосновениям, осязанию.

Для детей с синдромом Дауна общение так же важно, как и для всех. И они начинают общаться с самого раннего возраста – с помощью плача, улыбок и жестов. Конечно, в младенчестве они еще не понимают, что таким образом общаются с нами, но наши реакции помогают им понять, для чего нужны эти выражения лица, улыбки, вокализации.

Несмотря на врожденное желание общаться, дети с синдромом Дауна зачастую обладают определенными физическими и когнитивными характеристиками, которые затрудняют для них процесс освоения языка и речи. Эти характеристики могут включать, в частности, скопление жидкости в ухе; частые инфекции среднего уха; потерю слуха; низкий тонус мышц лица, мышц внутри рта и снаружи, вокруг него; сравнительно малый размер ротовой полости по сравнению со сравнительно большим размером языка; повышенную или пониженную чувствительность к прикосновениям внутри и снаружи рта, а также умственную отсталость. /Подробнее об этом см. ниже./

Некоторые из этих особенностей присущи большему числу детей с синдромом Дауна, некоторые – меньшему, но в целом такого явления, как «речь детей/ людей с синдромом Дауна», не существует. Все те факторы, что влияют на речь людей с синдромом Дауна, могут проявиться в жизни человека без синдрома. Это означает, что специалисты знают, как можно помочь преодолеть эти проблемы. Некоторые из вышеописанных проблем устраняются медицинским путем (инфекции среднего уха, например), влияние других можно снизить с помощью специальных логопедических упражнений (например, повысить тонус мышц).

Читайте также:  Что нельзя сказать о людях синдромом аспергера

Ребенок с синдромом Дауна обычно осваивает все умения, необходимые для овладения речью, но обычно это случается позже, нежели в случае с обычными детьми. Понятно, что дети, у которых, кроме синдрома Дауна, отмечается потеря слуха, аутизм, сталкиваются с большим количеством проблем при освоении речи, чем дети, у которых единственный диагноз – сам синдром. Обычно дети с СД понимают намного больше, чем могут сказать.

Чаще всего дети с СД без проблем дают членам семьи понять, чего они хотят, но сталкиваются с непониманием со стороны посторонних людей. Чем больше они общаются с разными людьми – братьями и сестрами, бабушками и дедушками, сверстниками на игровой площадке, в детском саду, в школе, с друзьями, — чем больше слушают сказок и рассказов, тем больше речевых моделей они усвоят.

Запомните следующие положения, это важно.

Общение – явление целостное, оно включает не только речь (вербальные характеристики), но и мимику, жесты, другие невербальные способы, которыми человек может выразить себя и повлиять на окружающих. Это самовыражение может быть намеренным или ненамеренным.

(Каждый) язык – это условный код, о котором «договорились» люди определенной страны и которым овладевают все маленькие дети с помощью общения. В каждом языке события и явления реальной жизни отражены с помощью условностей, символов. Язык также содержит правила, согласно которым используются эти символы. Язык используется только намеренно. Язык может включать символы в разной форме – жесты, картинки, определенные знаки, слова.

Речь – это вербальное (словесное) проявление языка. Для речи нужны те же системы, что используются человеком при дыхании, поглощении еды и глотании. Речь включает также осознанный контроль над мускульными движениями: программирование нужного движения мозгом, само движение, координацию этого движения.

В центре в Мэриленде, штат Колумбия (США), специалисты начинают заниматься развитием речи с детьми с синдромом Дауна, начиная с возраста примерно 8 месяцев. Начало занятий зависит от того, когда ребенок способен сидеть с поддержкой, фокусировать взгляд на предмете и обращать внимание на специалиста. (До этого мы консультируем родителей в плане того, чем заниматься с ребенком дома.) Мы работаем над тренировкой обоюдного взгляда (глаза в глаза) и взгляда на предмет, развитием аудиторных навыков (навыков слухового восприятия) и пассивного словаря. Вообще раннее вмешательство должно концентрироваться на системах «ввода информации», а именно на развитии зрения, слуха, тактильных ощущений, сенсорной интеграции, помогать родителям наладить кормление. Все эти направления имеют прямое отношение к развитию речи.

Разумеется, чтобы понимать, чтО им говорят, дети должны это слышать, но, кроме слуха, у них должны быть достаточно развиты и другие навыки восприятия, чтобы осознать, что именно им говорят. Они должны уметь видеть предмет и фокусировать взгляд на предмете, чтобы понимать, о каком предмете идет речь, когда вы произносите название этой вещи. Для того, чтобы заговорить самим, дети должны ощущать прикосновения внутри и снаружи рта, чтобы понять, как именно артикулировать звуки. Ниже рассмотрим эти навыки подробнее.

Слух

Обычно дети учатся понимать речь и говорить, слушая то, что происходит вокруг них. К сожалению, у большинства детей с синдромом Дауна слух в той или иной степени ослаблен, по крайней мере какую-то часть времени. Это не может не влиять на развитие речи. Возникает необходимость для развития речи использовать зрительные «подсказки» — жесты, карточки с картинками, чтение. Кроме того, детям с синдромом Дауна зачастую трудно выделять то, что им говорят, на фоне шума, всего звукового фона, который они слышат в этот момент, особенно в классной комнате.

Статья Слух, речь и воспаление уха на сайте «Даунсайд Ап».

Поскольку слух имеет решающее значение для овладения речью, позаботьтесь о том, чтобы вашего ребенка регулярно осматривали лор-врач (отоларинголог) и специалист по тестированию слуха – аудиолог. Возможно, вашему ребенку понадобится слуховой аппарат. (Известен драматический случай американки с синдромом Дауна, перенесшей в детстве отит и оглохшей, чего долгое время никто из ее окружения не замечал. Ее неспособность реагировать на то, что ей говорят, списывали на глубокую умственную отсталость, присущую некоторым людям с синдромом Дауна.) В США сейчас приняты рекомендации, согласно которым слух ребенка с синдромом Дауна проверяют сразу после рождения, затем каждые шесть месяцев до трехлетнего возраста, затем каждый год вплоть до совершеннолетия.

Виды тухоухости

(1) От 65 до 80% детей с синдромом Дауна страдают от звукопроводящей тугоухости. Это означает, что жидкость либо последствия инфекции внутри уха мешают ребенку воспринимать звук. Как правило, это происходит в результате отита. У некоторых детей скапливается жидкость за барабанной перепонкой, даже если у них не было ушной инфекции. Это может произойти из-за врожденной краткости и/или узости слухового канала у детей с синдромом Дауна либо врожденной деформации евстахиевой трубы.
Если ребенок не слышит звуков окружающей среды или слышит их «с переменным успехом», он не научится обращать на них внимание и выделять среди шума значащие звуки (дверной звонок, например). Разумеется, ему будет намного труднее научиться понимать речь на слух. Обычно в случае со скапливанием жидкости ребенок иногда слышит лучше, даже тихие звуки, а иногда – хуже, плохо распознает слова на слух, таким образом, он может думать, что услышал одно слово, когда было произнесено совсем другое, похожее по звуковому облику, и в результате не понять всю фразу. Попросите такого ребенка подать книжку, которая лежит у него под носом, – он обернется, поищет мышку (шишку…), не найдет и покажет/скажет вам, что ее тут нет. Слишком легко сделать вывод, что он не понимает простейших слов и команд, правда? На самом же деле существует чисто физическое препятствие, мешающее ему распознавать звуки и слова.
Кстати, было установлено, что дети, которых кормили грудью, реже страдают от ушных инфекций. Видимо, это связано с тем, что во время кормления грудью младенец находится в другой позиции, нежели младенец, сосущий бутылочку. Дети, лежащие на спине во время кормления, более подвержены риску ушных инфекций, т.к. молоко/смесь может затечь внутрь евстахиевой трубы и так попасть в среднее ухо. Если ваш ребенок находится на искусственном вскармливании, постарайтесь во время кормления держать его так, как если бы вы кормили его грудью. Рот должен быть расположен ниже уровня, на котором находятся ушки.

(2) Нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость – более постоянный тип тугоухости, связанный с повреждением среднего уха и/или слухового нерва. Дети с таким типом тугоухости не слышат звуки определенной высоты, и им обычно помогает использование слухового аппарата.
Согласно некоторым исследованиям, шум в классной комнате во время занятий достигает 60 децибел, тогда как учительский голос звучит на уровне 62-64 децибел. Разумеется, ребенку с любой степенью потери слуха, ребенку с синдромом Дауна достаточно трудно вычленить то, что говорит учитель, на уровне общего беспорядочного шума, производимого детьми. В этом случае также может помочь слуховой аппарат, увеличивающий амплитуду только звуковых колебаний, производимых голосом учителя.

Читайте также:  Синдром сухого глаза гимнастика для глаз

Зрение

См. материал о зрении на нашем сайте.

Дети учатся языку, соотнося объект реальной действительности со словом-символом, его обозначающим. Кроме того, ребенку помогает, если он видит, как именно вы произносите нужное слово, как вы артикулируете.
Если ваш ребенок не отличается четким зрением или не может сфокусировать взгляд на объекте, ему, конечно, будет труднее понять, какая вещь как называется. У многих детей с синдромом Дауна проблемы со зрением. По крайней мере 50% страдают от косоглазия, страбизма или случаев дисбаланса внутренних мышц глаза, из-за которых один или оба глаза «глядят» внутрь или наружу. Близорукость и дальнозоркость также встречаются достаточно часто.

Все эти проблемы довольно легко исправить, и они не должны мешать вашему ребенку познавать мир. Если вы подозреваете, что у вашего ребенка есть проблемы такого рода, попросите у педиатра направление к окулисту. Окулист проверит зрение ребенка (даже пока не говорящего) и объяснит вам, как часто приходить к нему на консультации и осмотры.
Статья Как помочь детям с нарушением зрения на сайте «Даунсайд ап».

Тактильные навыки

В раннем детстве большинство детей познают мир с помощью осязания. Когда малышу впервые дают новую погремушку, он обычно тянет ее в рот. Прикосновения к зоне вокруг рта и внутри рта особенно важны для развития речи.

У детей с синдромом Дауна иногда отмечаются сенсорные проблемы.

(1) Недостаточная чувствительность. Если у ребенка с синдромом Дауна понижена чувствительность внутри рта, он меньше времени потратит на то, чтобы «исследовать» мир с помощью облизывания. Например, если такому ребенку дать крекер, он может его съесть, но не осознает, что между губами, щеками и зубами остались еще кусочки. Он не воспользуется языком, чтобы выпихнуть эти кусочки и доесть крекер. У такого ребенка возможны проблемы с речью, потому что он не будет знать, где именно во рту находится его язык и как именно его нужно расположить, чтобы воспроизвести какой-то конкретный звук.

(2) Чрезмерная чувствительность. У некоторых детей с синдромом Дауна отмечается повышенная чувствительность к прикосновениям. Такие дети не терпят любых прикосновений снаружи и внутри рта. Если у вас такой ребенок, вы заметите, что ему не нравится, когда вы его моете, одеваете, умываете, чистите ему уши. Возможно, он меньше обследует предметы с помощью рта, поэтому у него недостаточно практики в осознанных движениях губ и языка.

Сенсорная интеграция

Большая часть процесса овладения языком и речью связана с переработкой информации, поступающей через несколько каналов связи одновременно. Например, чтобы повторить какое-то слово за мамой, ребенок должен расслышать каждый звук этого слова, а потом сообразить, как именно поставить губы, язык и прочие речевые органы, чтобы воспроизвести эту последовательность звуков. Чтобы понять, какой предмет называет мама, он должен видеть этот предмет. Способность свести воедино информацию, поступающую по разным каналам, называется сенсорной интеграцией.

Дети с синдромом Дауна осваивают различные области речи/языка с различной скоростью. Обычно дети лучше понимают речь, чем говорят. Хотя понимание речи на слух дается им с трудом, выразить себя им еще труднее. К примеру, шестилетний ребенок с синдромом Дауна может понимать речь на уровне обычной четырехлетки и выражать себя на уровне обычного двухлетнего ребенка.

Люди, плохо знающие вашего ребенка, могут предположить, что он ничего не понимает – потому, что он не может сказать, что понимает, ответить на вопрос или просьбу. Помните, что ребенку с синдромом Дауна, как правило, требуется больше времени, чтобы понять ваш вопрос и адекватно на него ответить, будьте терпеливы.
Возможно, эта проблема приведет к тому, что средняя длина предложений, которые строит ваш ребенок, будет меньше. Например, обычный ребенок в 4 года строит предложение в среднем из 4-5 слов, а ребенок с синдромом Дауна – из 1-2 слов. В шесть с половиной лет ребенок с синдромом Дауна строит предложение в среднем из 3-4 слов. Кроме того, предложения будут в целом более простыми по структуре. Но в быту это вовсе не трагедия, хотя в школе у ребенка могут из-за этого возникнуть какие-то сложности. Однако регулярные занятия улучшают этот показатель.

Детям с синдромом Дауна обычно трудно дается понимание значения приставок, суффиксов, окончаний, выражающих оттенки значения слов, грамматические категории (род, время, лицо глагола) и отношения между словами в предложении.

Что касается словарного запаса (словаря), люди с синдромом Дауна нарабатывают и обогащают свой лексикон на протяжении всей жизни. Возможно, в каждый конкретный момент детства у вашего ребенка будет меньший словарный запас, нежели у его обычного сверстника, однако объем словаря – это козырь ребенка с синдромом Дауна, поскольку для развития словаря нет никаких границ. Конечно, поначалу ребенок будет стараться использовать существительные с конкретным значением. Возможно, он будет предпочитать использование одних и тех же слов вместо варьирования, но в повседневной жизни это не так важно. Ведь все мы говорим «привет» и «пока», не стремясь к особому разнообразию, правда? Люди с синдромом Дауна могут иметь очень богатый и разнообразный словарный запас.

Прагматика, т.е. использование языка для общения, дается людям с синдромом Дауна сравнительно легко. Имея практику и небольшой опыт, они усваивают неписаные правила (например, говорят по очереди, не перебивая друг друга; приходя, здороваются, уходя – прощаются, и так далее). Дети с синдромом Дауна понимают, что есть разные ситуации общения, и по-разному общаются с маленьким братиком и с учителем в школе. Обычно таким детям труднее научиться не отклоняться от темы разговора, просить разъяснить непонятный аспект, задавать вопросы, но практика помогает им освоить и эти навыки. Кроме того, детям с синдромом Дауна удается хорошо использовать невербальные (несловесные) средства общения, такие как улыбка и другие оттенки выражения лица, жесты.

© 2020 Sqlapp.ru · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено Материалы из рубрики «Копилка» принадлежат их правообладателям и представлены на сайте в ознакомительных целях.

Источник