Лфк при синдроме мышечной дистонии
Лечение синдрома мышечной дистонии обязательно должно быть комплексным:
1. Массаж и лечебная гимнастика
2. Аквагимнастика
3. Медикаментозное (назначается невропатологом)
В противном случае добиться нормализации мышечного тонуса и полного выздоровления вряд ли получиться. При этом основной упор в восстановительном лечении у детей с легкими и средней тяжести нарушениями мышечного тонуса делается на специальный массаж и гимнастику. Для ребенка первого года жизни наиболее эффективен общий массаж, который проводится с акцентами на проблемные области. Массаж и гимнастика стимулируют моторное и эмоциональное развитие ребенка, делают его более гибким и подвижным, обучают новым двигательным навыкам. Внимание! Нагрузка, длительность массажа и количество курсов подбирается индивидуально для каждого ребенка лечащим врачом и массажистом.
Начинать массаж лучше всего, когда малышу исполнилось два месяца. Но прежде необходимо показать ребенка трем специалистам: педиатру, ортопеду и невропатологу, которые ставят диагноз и дают рекомендации. Заметим! Медикаментозное лечение, как правило, «подгоняется» под массаж. Правильно и своевременно сделанный курс массажа помогает скорректировать многие ортопедические нарушения (косолапость, неправильно вывернутые стопы, и т.д.), нормализовать мышечный тонус и устранить «остаточные» рефлексы. При серьезных отклонениях от нормы массаж должен делать профессионал. А вот слегка подкорректировать тонус можно и в домашних условиях.
Делать массаж лучше днем, не менее чем через час после кормления. Предварительно следует проветрить комнату и позаботиться, чтобы температура была не ниже 22 градусов, ребенку должно быть не жарко не холодно. Руки необходимо вымыть теплой
водой, насухо вытереть (чтобы они были теплые). Не стоит обмазывать все тело ребенка массажным маслом или кремом, достаточно нанести небольшое количество крема себе на руки. Для массажа можно использовать специальное масло или обычный детский крем. Делая массаж, ласково разговаривайте с ребенком и следите за его реакцией. При появлении первых признаков утомления (плач, хныканье, недовольные гримасы) следует прекратить занятия.
При массаже все движения делаются от периферии к центру, начиная с конечностей: от кисти к плечу, от стопы к паху. На первых занятиях каждое упражнение повторяется только по одному разу. Первое время весь комплекс массажа будет занимать не более 5 минут. Постепенно увеличивайте число повторений и время до 15-20 минут.
Для устранения гипертонуса и остаточных рефлексов, проявляющихся в чрезмерной активности ребенка, проводится так называемыйщадящий массаж— он расслабляет и успокаивает. Начинайте массаж с поглаживания рук, ног, спины тыльной и ладонной поверхностью нескольких сомкнутых пальцев. Можно чередовать плоскостное (поверхностью пальцев) и обхватывающее (всей кистью) поглаживание. После поглаживания делается растирание кожи круговыми движениями. Положите ребенка на живот, а свою ладонь положите вдоль спины малыша. Не отрывая руки от спины малыша, штриховыми движениями нежно перемещайте его кожу вверх, вниз, вправо и влево, как будто вы рукой просеиваете песок через сито. Затем положите ребенка на спину, возьмите его за кисть
и легко потрясите ее, придерживая ребенка за предплечье. Таким образом, несколько раз помассируйте обе руки и ноги. Теперь можно переходить к покачиванию. Обхватите ребенка за мышцы руки (чуть повыше запястья) и нежно, но быстро покачивайте и потряхивайте руки из стороны в сторону. Ваши движения должны быть быстрыми и ритмичными, но не резкими. Проделайте то же самое с ногами, ухватив ребенка за мышцы голени. Заканчивать массаж нужно так же, как и начинали — плавным поглаживанием.
Помимо массажа для нормализации мышечного тонуса помогаетлечебная физкультура, например, упражнения на большом надувном мяче.Положите ребенка животом на мяч, ноги должны быть согнуты (как у лягушки) и прижаты к поверхности мяча. Пусть папа, например, удерживает ножки ребенка в таком положении, а вы возьмите малыша за ручки и тяните его на себя. Потом возвращаете малыша в исходное положение. Теперь возьмите малыша за голени и тяните их на себя, до тех пор, пока лицо ребенка не окажется в верхней точке мяча или ноги не коснутся пола. Плавно возвратите малыша в первоначальное положение. Затем наклоняйте ребенка вперед (от себя), чтобы он ладошками достал до пола (только следите, чтобы кроха не стукнулся лбом о пол). Повторите это упражнение по несколько раз вперед и назад.
При асимметричном тонусе следует делать расслабляющий массаж с усилием на ту сторону, в которой тонус ниже. Кроме того, хорошим эффектом обладает следующее упражнение на надувном мяче: положите ребенка на надувной мяч тем боком, в который он выгибается. Плавно покачивайте мяч вдоль оси детского тела. Ежедневно повторяйте это упражнение по 10-15 раз.
При повышенном мышечном тонусе для его нормализации используются так же следующие приемы:
1. Поза эмбриона
Руки ребенка складываются на груди, ноги приводят к животу, голову к груди,тело слегка сгибают. Удерживая в созданном положении, производят легкие покачивающие движения тела ребенка, при этом тонус мышц должен заметно снизиться на некоторое время. Время снижения мышечного тонуса необходимо использовать для стимуляции развития тех или иных двигательных функций. При новом повышении мышечного тонуса этот способ целесообразно повторить. Способ можно использовать у детей в возрасте от 1-го месяца жизни до 5-7 лет.
2. Потряхивание по Фелпсу
Вышележащую часть конечности фиксируют и производят вначале короткие и плавные движения потряхивающего характера нижележащей части, по мере наступления расслабления мышц, подвергающихся потряхивающим движениям, амплитуда и скорость потряхивания возрастают. Для расслабления всей конечности потряхивание производят за ее дистальный отдел (за кисть с фиксацией лучезапястного сустава). Для расслабления мышц всего тела ( у детей до 4-летнего возвраста) производят колебательные движения предварительно выпрямления тела ребенка.
3. Сближение мест прикрепления мышц
Производят движение в сторону действия напряженной мышцы и в таком положении держат несколько секунд.
4. Методика снижения мышечного тонуса по Семеновой
а) Взяв ребенка за кончики пальцев и покручивая их в одну и в другую сторону, можно добиться снижения тонуса мышц-сгибателей пальцев и выработки экстензии пальцев и даже кисти.
б) Если ребенку, имеющему в вертикальном положении высокий тонус приводящих мышц бедер и в связи с этим опирающемуся на ноги с перекрестом на уровне голеней или бедер, отвести назад плечи ( прием Фелпса), у становив лопатки у позвоночного столба, и провести стимуляционный точечный массаж в области углов лопаток, то у ребенка снизится тонус приводящих мышц бедер. Появится возможность более правильной опоры на ноги. Шаговые движения производят уже без перекреста, имевшего место ранее. Удержание головыв вертикальном положении также значительно улучшится.
в) У детей с высоким мышечным тонусом нижних конечностей при вертикальном положении тела с перекрестом на уровне бедер и отсутствием шаговых движений в ряде случаев эффективно применение следующего упражнения.
Захватив оба плеча с двух сторон четырьмя пальцами, а первые пальцы поставив симметрично у внутренних краев лопаток, методист мягко разводит ребенку плечи назад с одновременной стимуляцией первыми пальцами мышц, приводящих лопатки к позвоночному столбу. После проведение такого приема у ребенка снижается тонус приводящих мышц бедер и уменьшается или исчезает перекрест ног. После этого ребенка берут под мышки и на весу покачивают так, чтобы его тело совершало движения вперед свободно, не касаясь поверхности стола, а назад — качательное движение, касаясь пятками поверхности стола, покрытого грубой тканью. В этом приеме сочетается одновременно расслабление мышц путем влияния большой грудной мышцы на приводящие мышцы бедер, покачивание и одновременное усиление потока афферентации в результате проведения пятками ребенка по поверхности стола. Прием повторяют несколько раз, после чего ребенка ставят на ноги, наклоняют вперед и снова разводят лопатки. В результате таких действий ребенок начинает совершать достаточно правильные шаговые движения с опорой на полную стопу и без перекреста ног.
5. Снижение мышечного тонуса с помощью точечного массажа ( тормозной метод).
Осуществляется на биологически активных точках. На избранной точке кончиком пальца производится спиралеобразное медленное вращение, с постепенным усилением надавливания, до появления ощущения тяжести или онемения. После этого вращательные движения прекращаются, но остается давление на точку с той же силой. Затем снова начинают вращательные движения с постепенным ослаблением давления до 0. Такой цикл повторяется несколько раз до появления расслабления (в пределах 2 мин).
Курсы расслабляющего массажа проводятся почти непрерывно (с промежутками в 4-5 дней ) в течение первого года жизни.
Гимнастика и лечебная физкультура обычно назначаются курсами по 15-20 ежедневных занятий, после которых следует перерыв в 1-1,5 месяца.
Внимание! Если массаж или какие-либо процедуры заставляют ребёнка напрягаться и плакать, — это может привести к ещё более сильному напряжению мышц и расстройству нервной системы.
Синдром мышечной дистании
Одним из самых частых диагнозов врача невролога ребенку первого года жизни это синдром двигательных расстройств (нарушение мышечного тонуса или синдром мышечной дистонии). Родителей часто интересует в чем причина данной проблемы, каковы последствия и прогнозы этой патологии?
Нарушение мышечного тонуса у новорожденных и детей первого года жизни чаще всего обусловлено гипоксически-ишемической энцефалопатией. Это повреждение головного мозга является следствием двух причин: гипоксии (недостаток кислорода, поступающего) и ишемии (нарушение кровоснабжения тканей, ведущего в свою очередь гипоксии).
Согласно современным представлениям, неблагополучное течение беременности у матери ведет к гипоксии плода. При этом факторами высокого риска развития внутриутробной гипоксии плода являются: переношенная беременность, гестозы, многоплодная беременность, угроза прерывания, кровотечения и инфекционные заболевания, сахарный диабет и другие сопутствующие заболевания у беременной, курение, алкоголизм или наркомания у беременной; а также задержка внутриутробного развития или другие виды заболевания плода, выявленные при различных обследованиях плода. Факторами риска острой гипоксии у плода в родах являются кесарево сечение, аномальные предлежания плода, преждевременные роды, длительный безводный промежуток (более 24 часов), стремительные роды, предлежание или преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты, разрывы матки, и многие другие. Таким образом, любой из множества причин достаточно для возникновения у новорожденного и ребенка первого года жизни различных нарушений неврологического статуса.
Одно из проявлений энцефалопатии — синдром двигательных расстройств. Клиническими признаками синдрома мышечной дистонии являются переменный мышечный тонус (чередование гипертонуса и гипотонии мышц), патологическая установка кистей («тюленья лапка», «когтистая кисть», «ластовидная кисть») и стоп (пяточные, варусные — опора на наружный край стопы, вальгусные — опора на внутренний край стопы, эквино-варусные — передние отделы стоп повернуты внутрь или эквино-вальгусные стопы — стопы развернуты наружу. Все рефлексы как правило не нарушены и симметричны.
Синдром мышечной дистонии может быть двух типов: с преобладанием гипертонуса или гипотонии. При синдроме мышечной дистонии с преобладанием гипертонуса чаще всего гипертонус наблюдается в нижних конечностях (ногах) и в меньшей степени в верхних (руках). Гипертонус характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям, снижением спонтанной двигательной активности. Гипертонус превалирует в разных группах мышц: сгибателях, разгибателях или приводящих мышцах. Синдром мышечной гипертонии у разных пациентов варьирует от легкого сопротивления пассивным движениям до наличия полной скованности. При преобладании гипертонуса конечностей нарушается развитие их функций, при гипертонусе рук — хватательной способности, ног — становление опорной реакции ног, а дальнейшем задерживается умение ходить. Синдром мышечной гипотонии характеризуется снижением мышечного тонуса различной степени, а также снижением сопротивления пассивным движениям и увеличением их объема, по степени распространенности может быть как локальным так и диффузным (общим). При осмотре ребенка с гипотонусом отмечается характерная поза и снижение двигательной активности. Чем раньше появляются и чем дольше сохраняются проявления синдрома мышечной гипотонии, тем менее благоприятен прогноз.
Выделяют следующую разновидность синдрома двигательных нарушений — асимметрия мышечного тонуса. Мышечный тонус одной стороны тела отличается от тонуса другой. Иногда при этом тело изгибается дугой, и голова чаще повернута в одну сторону, ребенок начинает переворачиваться только в одну сторону, ползать, подтягивая одну ногу, ставить одну ногу на мысок, а другую на полную стопу. В дальнейшем у детей синдром двигательных расстройств может отмечаться задержка статико-моторного развития или изменение последовательности этапов приобретения двигательных навыков. У большинства детей с гипоксически-ишемической энцефалопатией и синдромом мышечной дистонии удается добиться нормализации мышечного тонуса и полного выздоровления.
Источник
Часто люди, у которых бывают приступы дистонии, опасаются делать какие-либо упражнения и вообще избегают физических нагрузок, боясь, что они спровоцируют новый приступ. Но это неправильно. Лечебная физкультура приводит в норму тонус сосудов, повышает приспосабливаемость организма к различным внешним раздражителям. Под влиянием регулярных физических упражнений улучшается настроение, уменьшаются головная боль, головокружение, неприятные ощущения в области сердца.
В комплексе гимнастики при дистонии применяют упражнения для всех мышечных групп в сочетании с дыхательными упражнениями. Продолжительность занятий — 10-15 минут.
Упражнения следует выполнять ритмично, в спокойном темпе, с большой амплитудой движений в суставах.
Особо тщательно нужно следить за правильным дыханием, избегать резких поворотов и наклонов туловища и головы, а также упражнений с длительным напряжением.
//— Упражнения при постоянном чувстве усталости —//
1.
Исходное положение — сидя на стуле. Забросить ногу на ногу, и с усилием прижимать ногу, лежащую сверху, к лежащей снизу. Задержаться на 5 секунд, затем ослабить усилие. Поменять ноги. Делать упражнение 8 раз для каждой ноги.
2.
К точке у основания указательного и большого пальцев приложить орех или мячик для настольного тенниса. Круговыми движениями раздражать точку. Выполнить 30 круговых движений для каждой руки. Таким же образом раздражать точку во внутреннем изгибе локтя со стороны большого пальца.
3.
Сделать вдох через нос, соединить пальцы обеих рук в замок. Делая выдох через рот, резко отводить руки, согнутые в локтях, в стороны. Таким образом массируются нижние фаланги практически всех пальцев. Повторить упражнение 10 раз.
4.
Сжать обе руки в кулаки так, чтобы большие пальцы оказались снизу. Согнуть руки в локтях перед грудью. Выставить одну ногу на шаг вперед. Резко распрямить руки, выбросив их вперед, и разогнуть все пальцы. При этом перенести вес с ноги, стоящей сзади, на ногу, выставленную вперед. С резким выдохом через рот принять исходное
положение. Поменять ногу. Повторить упражнение по 5 раз для каждой ноги.
//— Упражнения при частых головокружениях —//
1.
Сжать запястье одной руки другой рукой и совершать вращательные движения кистью, по 15 раз в каждую сторону. Затем поменять положение и повторить упражнение.
2.
На ладонь между большим и указательным пальцами, поближе к указательному, положить орех и ладонью другой руки производить круговые движения. Выполнять упражнение 20 раз для каждой руки.
3.
Приложить к затылку палку и покатывать ее вверх и вниз, одновременно поворачивая голову вправо и влево. Упражнение выполнять 3 минуты.
4.
В положении стоя положить руки на пояс большими пальцами вперед и выставить одну ногу вперед, сделав упор на нее. Отклоняться назад в течение 3 минут, после чего вернуться в исходное положение. Повторить упражнение, поменяв ноги местами. Во время выполнения упражнения сдвигать большие пальцы так, чтобы они надавливали на как можно большую площадь поясницы.
5.
Массировать точку на ладони, расположенную с обратной стороны основания мизинца. Массаж производить подушечкой большого пальца другой руки; он должен длиться не менее 1 минуты.
6.
Сидя на стуле, поставить ноги всей ступней на пол и с усилием приподнимать носки. Выполнить не менее 30 движений.
//— Упражнение при шуме в ушах —//
Приложив большие пальцы рук к впадинам, расположенным за ушами, наклонять голову вправо и влево. При наклоне делать выдох через рот и чуть подталкивать голову большими пальцами вверх. Возвращаясь в исходное положение, делать вдох через нос. Упражнение повторять по 10 раз в каждую сторону.
//— Упражнение при сердцебиении, одышке —//
Сесть на колени, поджав ноги. Делая глубокий выдох, наклонить вперед верхнюю часть туловища, приняв «позу эмбриона». Задержав дыхание на 1-2 секунды, вернуться в исходное положение. После этого сделать спокойный продолжительный вдох. Наклониться назад, насколько это возможно, задержать дыхание на 1-2 секунды, вернуться в исходное положение. Снова сделать вдох. Упражнение повторять 10 раз в каждую сторону.
//— Упражнение при повышениях давления —//
Исходное положение лежа, руки расположены вдоль туловища. Попеременно поднимать и опускать каждую ногу. Ноги нужно держать ровно, стараться не сгибать руки в локтях. Выдох при поднятии ноги, вдох при опускании. Упражнение делать по 10 раз каждой ногой, после этого 10 раз поднимать обе ноги вместе.
//— Упражнения при частых головных болях —//
1.
В течение 3 минут энергично подвигать большими пальцами рук, а затем тщательно промассировать их в точках, расположенных на сочленении фаланг.
2.
Скрестить руки, положив ладони на сгибы локтей. Указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук промассировать точки около локтя. Одновременно поднимать и опускать руки 30 раз.
3.
Каждый день проводить вибрационный массаж шеи и затылка. Легкое поколачивание подушечками пальцев выполняют круговыми движениями, по 10-20 раз с обеих сторон. //— Упражнения при расстройствах внимания и памяти —//
1.
Сложить вместе большой и указательный пальцы и прижать друг к другу, выгибая их.
Тоже выполнять большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем, для каждой руки по 20 раз. Затем кончиком большого пальца по 20 раз надавливают на основание каждого пальца каждой руки с наружной стороны.
2.
Сжать одну руку в кулак, ладонь второй руки выпрямить, пальцы сложить вместе. Средний и безымянный пальцы распрямленной ладони подвести к основанию мизинца руки, сжатой в кулак, и быстрым движением поменять положение рук. Делать это упражнение 10 раз для каждой руки. При смене рук энергично выдыхать через рот.
//— Комплекс упражнений при дистонии —//
1.
Исходное положение — стоя. Сжать обе руки в кулаки так, чтобы большие пальцы оказались снизу. Согнуть руки в локтях перед грудью. Выставить одну ногу на шаг вперед. Резко распрямить руки, выбросив их вперед, и разогнуть все пальцы. При этом перенести вес с ноги, стоящей сзади, на ногу, выставленную вперед. С резким выдохом через рот принять исходное положение. Поменять ногу. Повторить упражнение по 5 раз для каждой ноги.
2.
Исходное положение — сидя на стуле. Обхватить руками локти и поднять их вверх. Затем потянуться вверх и сделать вдох. Поочередно наклоняться направо и налево. В момент наклона делать неглубокий выдох. Повторять по 5-6 раз в каждую сторону.
3.
Исходное положение — сидя на стуле. На вдохе с помощью рук подтянуть левое колено к груди. На выдохе вернуться в исходное положение. Это же движение выполнить другой ногой. Повторить по 8-10 раз для каждой ноги.
4.
Исходное положение — сесть на колени, поджав ноги. Делая глубокий выдох, наклонить вперед верхнюю часть туловища, приняв «позу эмбриона». Задержав дыхание на 1-2 секунды, вернуться в исходное положение. После этого сделать спокойный продолжительный вдох. Наклониться назад, насколько это возможно, задержать дыхание на 1-2 секунды, вернуться в исходное положение. Снова сделать вдох. Упражнение повторять 5-6 раз в каждую сторону.
5.
Исходное положение — лежа на спине. Руки развести в стороны и глубоко вдохнуть. Затем положить ладони на нижний отдел грудной клетки, слегка сдавить ребра и как можно медленнее выдохнуть. После выдоха задержать дыхание на 3-4 секунды. Повторить 5-6 раз.
Источник