Изобразительная деятельность с детьми с синдромом дауна

Изобразительная деятельность с детьми с синдромом дауна thumbnail

Ольга Митюкова
Изобразительная деятельность как средство формирования зрительного восприятия у детей с синдромом Дауна

В системе коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна важное место занимает работа по развитию и коррекции зрительного восприятия и решает образовательные, воспитательные задачи, от успешного решения которых в дошкольном возрасте во многом зависит психическое развитие ребенка с синдромом Дауна.

Особое место занимают продуктивные виды деятельности как наиболее эффективные для решения задач коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность, как вид продуктивной деятельности дошкольников способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (цвет, форма, размер, созданию условий для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.

Как и все дети, дети с синдромом Дауна могут быть разными: податливыми и упрямыми, отрытыми для контакта и застывшими, погруженными в себя или любящими хулиганить и не позволяющими себе выходить за рамки усвоенных правил и границ, ласковыми и яростными, сокрушающими все вокруг.

Изобразительная деятельность носит характер эмоционально-разгрузочных, но в тоже время стимулирует интеллектуальное и эстетическое развитие детей. Сверх того занятия изобразительной деятельности развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, если учитывать психологические особенности детей с синдромом Дауна.

В изобразительной деятельности задействована мелкая моторика, а вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий.

Полноценное развитие мелких движений рук обычно происходит под контролем зрения, поэтому развивая мелкую моторику, мы развиваем и внимание, и зрительное восприятие.

В своей практике занятия по изобразительной деятельности с детьми с синдромом Дауна я строю в три этапа:

— разминка, подвижная игра—«возня», незаменимые пальчиковые игры, массажи рук и запястий;

2-ой этап:

— занятие в игровой форме, рисование на ладошках и выше, рисование пальчиками по бумаге;

3-ий этап:

— поощрить старания ребенка, поиграть в его любимую игру,

например: катание шарика по столу (по ладошке, завинчивание и отвинчивание крышек от баночек, переливание воды из чашки в чашку, пропускать песок сквозь пальцы, закапывать и откапывать игрушки в песок, крупу и т. д.

Для построения взаимодействия с детьми как на занятиях,так и вне их я использую следующие принципы:

* принцип принятия— принятие ребенка таким, какой он есть; принятие особенностей внешнего вида и физического состояния, несовершенств и противоречий, мотиваций и способов контакта.

* принцип доступности— занятия лежа или сидя на полу, ориентированы не на его физиологический возраст. а на актуальный уровень развития и мировосприятие ребенка с синдромом Дауна.

* принцип поэтапности и повторяемости— при обучении детей с синдромом Дауна каждую задачу лучше разбирать на этапы, продвигаясь небольшими последовательными шагами.

* принцип поощрения— следует побуждать ребенка общаться, выражать мысли, используя звуки, слоги, слова.

Ребенок должен всегда чувствовать себя успешным, верить в свои силы, получать поощрения со стороны взрослых.

Источник

гульнара голова
Конспект занятия по рисованию c применением нетрадиционных методов рисования для детей с синдромом Дауна

Конспект занятия по рисованию c применение нетрадиционных методов рисования для детей с Синдромом Дауна.

Тема : «Колобок катиться по дорожке»

Цель: Развить эмоциональную сферу ребенка, формировать доверительные отношения, активизировать внимания. Познакомить детей с новым методом нетрадиционное рисования при помощи пенопласта.

Задачи:

1. Образовательная.

Формировать умение ориентироваться на листе бумаги. Знакомить с новой техникой рисования – пенопластом.

2. Развивающая.

Расширять словарный запас, развивать двигательную активность под стихотворное сопровождение;

Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышления, развитие мелкой моторики рук.

3. Воспитательные.

Воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое до конца. ;

Приучать к аккуратности в работе, сформулировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте;

Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

Словарь: покатился, круглый.

Материал и оборудование: ваночки с водой, краски (гуашь, ванночки, салфетки, клеёнки, сюжетные картинки из сказки, пенопласт,.

Предварительная работа: чтение, рассказывание, рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок», прослушивание музыки, показ настольного театра «Колобок».

Ход занятия.

1 Организационная часть: звучит музыка 1

Воспитатель: Здравствуйте уважаемы гости! Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! А хотите я вам подарю хорошие настроение?

Дети: отвечают Да.

Воспитатель: Алеша у тебя есть карманчик? Вот тебе хорошее настроение.

Олегу в кулечек, Максиму в ладошки, а Лере на бантик.

Ребята давайте с вами подарим хорошее настроение нашим гостям (сжимают ладошки и дуют на них разжимая) заканчивается музыка

Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в сказку дайте закроем глазки и представим что мы в сказке. Звучит музыка 2

Воспитатель. По дорожке мы пойдем, в сказку вместе попадем. (Слайд 1)

Долго – долго мы идем – длинная дорожка.

Вдалеке мы видим дом – белое окошко.

Из трубы дымок идет, в доме баба с дедушкой живет…

Заканчиваться музыка

2. Основная часть:

Ребята давайте с вами вспомним сказку про «Колобка» слайд 2

Пальчиковая гимнастика

Жили-были дед и баба — на поляне у реки. Слайд 3

И любили очень-очень на сметане колобки.

Хоть у бабки мало силы, бабка тесто замесила.

Ну а маленькая внучка — колобок катала в ручках.

Вышел ровный, вышел гладкий, не солёный и не сладкий,

Очень круглый, очень вкусный. Даже есть его нам грустно!

Дети: Выполняют движения: хлопают в ладоши; смотрят вдаль; гладят живот; рисуют в воздухе; «месят» тесто; «катают» колобок в ладонях; гладят поочерёдно руки; грозят указательными пальцами по очереди; рисуют в воздухе круг; гладить живот.

Воспитатель: Положила бабка колобка на окно остужаться. Слайд 4

Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку – и покатился по дорожке. Слайд 5

Воспитатель: Катился колобок, а навстречу ему. (Слайд6)

Дети. Зайчик. (дети показывают жестом зайчика)

(Заяц плачет)

Воспитатель. Что ты плачешь Зайчик?

Заяц. Я по лесу все скакал, Колобка я догонял,

Потерялся я в лесу и дорожки не найду.

Помогите мне ребята выложить дорожку,

Чтобы я попал домой, в лес любимый мой родной!

Воспитатель. Поможем зайчику?

Д/у «Выложи дорожку».

(Детям предлагается разноцветные полоски бумаги и крышки от пластиковых бутылок. нужно расставить крышки по цвету дорожек.)

Воспитатель. От зайчика к лесу протянем дорожку:

Не будет дорога петлять, загибаться, —

Зайчик не хочет на ней потеряться!

Зайчик. Спасибо вам, ребятки, что мне помогли.

Хорошо у вас ребята, но я домой сейчас пойду

Буду прыгать по дорожкам на своих я быстрых ножках.

Читайте также:  Синдромом клайнфельтера имеет хромосомный набор

Воспитатель :Покатился дальше колобок а на встречу ему … Кого же встретил колобок? (Слайд 7)

Воспитатель: Волка. Как волк воет? (дети показывают движения и звукоподражания, у-у-у) .

Воспитатель :Покатился дальше колобок а на встречу ему … Кого же встретил колобок? (Слайд 8)

Воспитатель: Как медведь рычит? Э-Э-Э (дети произносят звук)

Воспитатель: Кто последний встретился колобку? Лисичка. (Слайд 9)

Воспитатель: Предлагает детям поиграть – размять пальчики.

Физминутка : слайд 10

Раз-два,три-четыре,пять

Я умею рисовать

На стене,и на стекле

На альбомном на листе

3. Практическая часть. Рисование.

Воспитатель : А лиса хитрая была, взяла и съела колобка. Что же делать, ребята? Расстроились бабушка и дедушка. Давайте мы нарисуем им колобка.

Воспитатель: Показывает демонстрационный материал: — На рисунке Колобок катиться по дорожке. Слайд 11

Покажите Колобок какой формы? – Круглой конечно. (Выбирают фигуры)Предлагает показать руками. Какого цвета? –Жёлтого цвета. Вот и сегодня мы свами будем рисовать колобка круглой формы

— А чем же мы будем рисовать колобка? (воспитатель достает подушечки пенопласта).

Воспитатель напоминает приемы рисования: показывает, как держать подушечки (всеми пальчиками). Подушечку надо держать правильно, иначе она обидится, и наш колобок получится не красивой, неаккуратной. Рисовать нужно так: обмакнуть подушечку пенопласта в краску и приложить к бумаге, затем обмакнуть еще в краску и вновь приложить к бумаге и так далее, пока колобок не станет цветной (желтый).

Дети выполняют движения, показанные воспитателем.

-Посмотрите, ребята, какие румяные колобки у нас получились. А теперь давайте нарисуем пальчиком ему глазки, для этого берём синюю краску и ротик, берём красную краску.

Дети выполняют работу по показу воспитателя.

Рефлексия:

-Молодцы, ребята. Вот обрадуются дедушка с бабушкой, ведь у них теперь не один, а много румяных колобков. Слад 12

Воспитатель: Оценивает работы детей, хвалит их. Говорит, что бабушке и дедушке понравятся их Колобки. Дети: Любуются своими рисунками.

[b]Ожидаемый результат:[/b]

Воспроизводят: содержание знакомой сказки.

Понимают: как правильно держать подушечку пенопласта

Применяют: навыки нетрадиционной техники рисования красками.

.

Источник

Формирование основ изобразительной деятельности охватывает четыре этапа: организационный, адаптационный, основной, заключительный. На каждом этапе предусмотрено последовательное формирование таких мыслительных действий, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. А также специфических операций — узнавания, сопоставления, группировки и т.д.

Организационный этап предусматривает формирование у воспитателя представлений о здоровье детей, представлений родителей о возможностях своих детей, об уровне овладения детьми умениями и навыками, которые впоследствии будут развиваться или формироваться во время занятий, степень педагогической компетентности родителей. Организационная часть содержит психологическую подготовку ребенка к занятию (занятия являются непременным условием обучения детей с синдромом Дауна).

Адаптационный этап — это этап первого знакомства. Ознакомление дошкольников с изобразительной деятельностью начинается со знакомства с художественными материалами: карандашами, красками, кистями, фломастерами, пастелью, восковыми карандашами, тестом, пластилином, цветной бумагой и тому подобное. На этом этапе допускается игра детей с материалами, но важно при этом привлекать внимание детей к способам работы с этими материалами и формировать у них интерес к определенной деятельности. Для предотвращения переутомления детей в процессе изобразительной деятельности можно, например, организовывать занятия не за столом, а на полу, с использованием больших листов ватмана. Для работы с пластическими материалами целесообразно использовать соленое тесто.

Основной этап формирования основ изобразительной деятельности у дошкольников с синдромом Дауна предусматривает следующие задачи:

  • развитие умения узнавать необходимые предметы на картинках, предложенных педагогом;
  • формирование элементарных графических навыков (умение удерживать карандаш в руке, используя прием «рука об руку», и осуществлять ним графические действия на листе бумаги);
  • формирование представлений о сенсорных эталонах;
  • формирование навыков работы с пластическими материалами (умение разминать пластилин в руках, отрывать от него кусочки и т.д.).

Для дошкольников с синдромом Дауна важно усвоить достаточное количество графических шаблонов («штампов»), так как процесс создания графических изображений вызывает у них значительные трудности. Чем больше вариантов «штампов» будет у ребенка, тем легче ему будет создавать собственные изображения. Кроме того, создав изображение на готовых шаблонах, ребенок получает результат своей работы, а не просто каракули. Например, с помощью рисования пальчиками ребенок «наполняет банку вишенками», украшает платье для куклы.

Период ознакомления с новым материалом, усвоение технического процесса использования пластических материалов (разминание пластилина, отрыв незначительных кусков) относится к изобразительной стадии.

Использование аппликации помогает ребенку овладевать сенсорными эталонами, способствует формированию графических образов, поскольку у ребенка есть готовый, созданный педагогом шаблон графического образа. Занятиям по аппликации предшествуют упражнения и игры с мозаикой, объемными и плоскими геометрическими фигурами, бумажными заготовками. Сначала педагог учит ребенка выкладывать предметные изображения из готовых форм, вырезанных из картона, обращает внимание на результаты работы, помогает узнать образ предметов. Далее ребенка учат пользоваться клеем во время выполнения задания. На данной стадии ребенок учится обследовать готовые формы предметов, раскладывать их в своем порядке, пытается приклеить формы. Только тогда, когда навыки преподавания и приклеивания готовых предметных изображений понятны ребенку и сформированы, он начинает рассматривать результаты своей деятельности и узнавать образы окружающих его предметов и явлений. Начинается переход от доизобразительной стадии в аппликации к изобразительной. Использование аппликации чрезвычайно важно для формирования у детей с синдромом Дауна умения ориентироваться на листе бумаги (верх, низ, середина) и, соответственно, для формирования такого сложного средства художественной выразительности, как компоновки.

Заключительныйэтап направлен на закрепление интереса к изобразительной деятельности.

Система работы школьныхбиблиотекарей

Внедрение инклюзивного обучения требует информационного обеспечения всех участников учебно-воспитательного процесса относительно особенностей работы с учениками разных нозологий. В этом аспекте важная роль принадлежит школьной библиотеке, которая является фундаментом образования и самообразования, казной человеческого знания. Анализ научных источников утверждает, что проблемы развития современной библиотеки постоянно находятся в центре внимания библиотековедов.

В условиях внедрения инклюзивного обучения возникает необходимость информационного обеспечения педагогов, учащихся, родителей. Поэтому школьная библиотека представляет собой ресурсный центр, который обеспечивает учебно-воспитательный процесс.

Учитывая тенденции развития образовательного процесса в части обеспечения учебного процесса, на передний план выдвигаются вопросы предметизации, систематизации и индивидуализации школьного информационного потока. Современная школа ориентирована на опережающий характер образования. Именно система работы школьного библиотекаря может обеспечить определенное информационное пространство в условиях внедрения инклюзивного образования. Организуя информационную деятельность, в своей работе школьный библиотекарь ориентируется на основные функции школьной библиотеки: информационную, учебную, культурологическую, развивающую, познавательную, учебно-обогатительную, воспитательную.

Система работы школьного библиотекаря ориентирована на создание в школьной библиотеке условий, которые бы стимулировали самообразование и саморазвитие личности ребенка и потребности в самостоятельном поиске, отборе и использовании информации. Все это способствует информационной поддержке школьной программы, активизации учебной деятельности учащихся. Тесная взаимосвязь и взаимодействие с педагогическим коллективом способствует образованию школьной библиотеки как настоящего культурного, информационного и образовательного центра.

Читайте также:  Как протекает астено невротический синдром

Для привлечения учащихся к чтению используются различные методы пропаганды литературы: литературные игры, викторины, беседы у книжных выставок, презентации книг. Эффективными по информированию учащихся и популяризации литературы являются разнообразные книжные выставки разноплановой тематики, охватывающие все направления воспитательной работы.

Ощущение единства, равноправия, совместной работы способствует социализации и адаптации в общеобразовательном пространстве. В условиях привлечения учащихся с особыми потребностями в общеобразовательное пространство проводится работа с родителями: организуется родительский лекторий, совместно с психологом проводятся деловые игры, тренинги и семинары по актуальным вопросам.

Привлечь детей к волшебному миру книги помогают библиотечные уроки, которые осуществляют экскурс в волшебный мир сказок, знакомят с историей развития книгопечатания, захватывают виртуальными экскурсиями в лучшие библиотеки мира.

Современная школьная библиотека в сотрудничестве с учителями и родителями вносит свой вклад в формирование мировоззрения человека, помогает ему не только всесторонне обогатиться знаниями, но и раскрыться, почувствовать себя личностью.

Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)

Источник

Название техники

Описание техники

Материалы

«Пальцевая живопись» (краска наносится пальцами, ладошкой)

Краска наливается в плоские мисочки, розетки, ставится вода Правило — каждый палец набирает одну определённую краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой.

Миска с краской, гуашь, альбомные листы

Печать листьев

Используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья  можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью.

Листья, краска гуашь, альбомные листы

Рисование методом тычка

Для тычка достаточно взять какой-либо предмет (ватный тампон) опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз, остаётся чёткий определённой формы отпечаток. Тычок можно использовать и по готовому контуру, так и внутри его, изображаемый объект получается интересной неоднородной фактуры.

Ватный тампон, краска, альбомные листы

Тычок жёсткой полусухой кистью

 Используется жёсткая кисть, она опускается в краску, а затем ударяется  по бумаге, держа вертикально. Правило — кисть в воду не опускается. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Кисть для рисования, альбомные листы, краска

Оттиск крышками

Используются различные крышки. Изображение получают, прижимая пробку к штемпельной подушечке с краской нанося оттиск на бумагу. Для другого цвета меняется и мисочка и пробка. Для лучшей выразительности можно использовать крышку с 2-х сторон. (Правило — прижимать уверенно и ритмично не сдвигая с места).

Различные крышки, краска, альбомные листы, миска с краской и водой

Оттиск печатками из картофеля

Из картофеля заготавливаются заранее печатки. Ребёнок прижимает печатку к мисочке с густой краской, лишнюю вытирая об край мисочки (можно использовать штемпельную подушечку с краской) наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется, и мисочка и печатка для создания большей выразительности используется кисть для нанесения другого цвета краски

Альбомные листы, картофель, краска

Оттиск смятой бумагой, оттиск поролоном и оттиск пенопластом

Ребёнок прижимает печатку к мисочке с густой краской, лишнюю вытирая об край мисочки (можно использовать штемпельную подушечку с краской) наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется, и мисочка и печатка для создания большей выразительности используется кисть для нанесения другого цвета краски. Правило – не используется вода.

Пенопласт, поролон, бумага, альбомные листы, миски с краской

Кляксография

Капнуть кляксу на лист бумаги, сложить бумагу пополам и прогладить рукой, для того чтобы отпечаталась краска. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали

Альбомные листы, краска

Кляксография (вариант 2)

Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения. Затем сверху кладется другой лист и разглаживается рукой для лучшего отпечатывания. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.

Альбомные листы, краска

Раздувание краски

Нанести краску через соломинку и раздувать краску от центра в разные стороны, создавая изображение дорисовать недостающие детали.

Альбомные листы, краска, трубочки

Кляксография с ниточкой

Нитки по 25-30 см сложенные вдвое обмакивают в разные краски (гуашь) кладут на лист бумаги, прикладывают другим листом и выдёргивают нить. Недостающие детали дорисовываются. (Нитки можно использовать разной толщины и фактуры.) дорисовать недостающие детали.

Альбомные листы, краска, нитка

Печать по трафарету»

Поролоновым тампоном при помощи штемпельной подушки с краской наносят оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берутся другие тампон и трафарет. Недостающие части дорисовываются кистью, можно сочетать с пальцевой живописью

Трафарет, бумага, поролон, альбомные листы. краска

Рисование по мокрой бумаге

Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.

Краска, альбомные листы, бумага, вода,

Рисование по мокрой бумаге (вариант 2)

При помощи губки плотная бумага смачивается водой. Затем акварельными мелками торцом или плашмя наносится рисунок. При высыхании бумага смачивается.

Краска, альбомные листы, бумага, вода, акварельные мелки

Размытый рисунок

Рисунок наносится на бумагу густой краской, после высыхания лист опускается на секунду-две в поднос с водой. Рисунок получается расплывчатый (в тумане, дождливый день.)

Краска, альбомные листы, бумага, вода,

Набрызг (рисование зубной щёткой)

На зубную щётку набирается краска (тушь или разведённая гуашь с ПВА) и с помощью палочки разбрызгивается краска на рисунок. Правило — проводить палочкой движением к себе, направляя щётку на бумагу. Совет: желательно надеть фартук и застелить стол бумагой (газетой или клеёнкой). Также можно зубной щёткой, рисуя всем ворсом изобразить волны, бахрому, густую траву и т.д.

Краска, альбомные листы, бумага, вода, зубная щетка

Монотопия  (отпечаток)

Лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска (гуашь) наносится на одну половину листа — создаётся пейзаж. После чего лист снова складывается и отпечатывается, получается как бы зеркальное изображение. После получения оттиска исходный рисунок оживить красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение на водной глади водоёма. Отражение на воде вновь подкрашивать не нужно, оно остаётся слегка размытым.

Краска, альбомные листы

Монотопия предметная

Лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска (гуашь) наносится на одну половину листа – половина изображаемого предмета. После чего лист снова складывается и отпечатывается, получается как бы зеркальное изображение. В конечном итоге получается симметричное изображение предмета.

Краска, альбомные листы

Монотипия по стеклу

Краска наносится на кусочек целлофана, бумаг или кусочек стекла и прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается. В зависимости от размера пятна и направления растирания получаются различные изображения.

Читайте также:  Выявление основных симптомов и синдромов

Стекло, альбомные листы, краска

Проступающий рисунок (восковые мелки + акварель).

Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками), затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется.

Правило — должен быть нажим на восковой карандаш так, чтобы след от него был чётким, ярким. Акварелью закрашивать быстро, стараясь не проводить много раз по одному месту

Восковые мелки, акварель, альбомные листы, краска

Знакомая форма («новый образ»)

Карандашом обводится выбранный предмет (ножницы, очки, вилка, степлер, ложка и т.д.). Затем превращают его во что-то другое, путём дорисовывания любыми подходящими материалами. можно обновить любые предметы, а также кисти рук и ступни ног.)

Предметы, краска, альбомные листы

Ожившие предметы

Изображаются разные вещи из любой предметной группы: овощи, фрукты, одежда, предметы быта, посуда, растения и т.д. , которые, вдруг «ожили».  При этом сохранить форму рисуемых объектов, придать им человеческий облик, нарисовав глаза, рот, нос, ножки, ручки, разные детали одежды бантики, галстуки, шляпки и др.

Предметы, краска, альбомные листы

Шаблонография

Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов — геометрических фигур — с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку. Чтобы нарисовать предмет, нужно представить из каких геометрических форм он состоит.

Правило – начинать создание объекта с самой крупной формы и только потом переходить к деталям. Шаблон необходимо прикладывать к листу одной рукой, стараясь не сдвигать его, а другой карандашом обводить его вокруг.

Совет: готовую композицию выполнять в цвете при помощи цветных карандашей (если дорисовка выполняется восковыми карандашами можно раскрасить акварелью или гуашью).

Краска, шаблоны, альбомные листы

«Граттаж» (гравюра) 

Натирается свечой лист бумаги (лучше картон или плотная бумага). Затем весь лист закрашивается тушью с жидким мылом —  создаётся фон в определённом цвете. После подсыхания стеком или палочкой процарапывают рисунок.

Свеча, жидкое мыло, альбомные листы, палочка, картон

Граттаж воском

На плотной бумаге рисуются разноцветные мазки (или фон в 2-3 цвета). Затем рисунок натирается свечой и закрашивается тушью. Рисунок процарапывают стекой или острой палочкой. В этом случае рисунок получается цветной.

Свеча, тушь, альбомные листы, палочка, картон

Фотокопия

Рисунок находится при помощи водоотталкивающего материала – свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки

Свеча, жмыло, альбомные листы, палочка, картон

Пластилинография

Пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.

Пластилин, картон, шаблоны

Витраж (клеевые картинки) 

Клеем ПВА (из флакона с дозированным носиком) на лист бумаги наносится контур будущего рисунка (можно предварительно сделать контур простым карандашом), даётся время для подсыхания клеевой основы рисунка – витража, затем пространство между контурами раскрашивают яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться. Правило – клеевой контур должен обязательно подсохнуть. Одним цветом несколько участков в разных местах, а только после этого менять цвет.

Клей, краска, целлофан

Витраж мелками

Контур для витража можно заменить масляными или восковыми мелками, что не позволит краске растекаться и смешиваться.

Мелки, краска, клей

Штампики из ниток

Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность.

Нитки, предмет для наматывания, краска, альбомные листы

Штампики из пластилина

Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску.

Пластилин, краска

Картинки-отпечатки

Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.

Картинки-отпечатки, краска, альбомные листы

Отпечатки морковкой, яблоком

Необходимо придать овощам и фруктам нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.

Краска, овощи для штампов

Рисование мыльными пузырями

С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу.

Мыльные пузыри. Трубочка, альбомные листы, краска

Рисование солью

При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.

Клей, соль, краска

Рисование смятой бумагой

Способ №1.  На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.

Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.
Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.

Мятая бумага, краска, альбомные листы

Рисование масляной пастелью и акварелью

На белой бумаге белой пастелью рисуется любой «невидимый» узор. Дальше ребенок рисует рисунок и появляются узоры.

Масляная краска, пастель, альбомные листы

Техники рисования при помощи «волшебной ниточки»

Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается.

Нить, альбомные листы, краска

Фроттаж

Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат — оттиск, имитирующий основную фактуру.

Карандаши, бумага

Паспарту

Паспарту – это нарисованный на плотной бумаге простой рисунок, часть деталей которого вырезана. Например, можно нарисовать бабочку и вырезать у нее крылышки. Или нарисовать цветок и вырезать у него лепестки. Удобно использовать для этого маникюрные ножницы.

Рамка, картинки, ножницы, карандаши, краски, фломастеры

Мраморное рисование

Возьмите крышку от коробки (например от обувной), выдавите из тюбиков разные цвета краски. Поместите туда же несколько шариков (такие продаются в автоматах почти во всех супермаркетах). Теперь пусть ребенок начинает наклонять крышку в разные стороны, и шарики будут размазывать краску, превращая холст в мраморное поле.

Коробка из-под обуви, краска в тюбиках, шарики

Рисование расческой