Лекарства за синдром на аспергер

Лекарства за синдром на аспергер thumbnail

Синдром Аспергера является одной из форм аутизма, которая представляет собой пожизненную дисфункцию, сказывающуюся на том, как человек воспринимает мир, обрабатывает информацию и относится к другим людям. Аутизм часто описывается как «спектр расстройств», поскольку это состояние затрагивает людей по-разному и в различной степени.

woman

Синдром Аспергера является в основном «скрытой дисфункцией». Это означает, что нельзя по внешнему виду определить наличие у кого-либо синдрома Аспергера. Люди с данным расстройством испытывают трудности в трех основных областях. К ним относятся:

  • социальная коммуникация
  • социальное взаимодействие
  • социальное воображение

Их часто называют «триадой нарушений», более подробное описание представлено ниже.

Когда мы встречаем людей, мы, как правило, можем сформировать свое мнение о них. По их выражению лица, тону голоса и языка тела мы можем сказать, счастливы ли они, сердиты или печальны, и реагируем соответствующим образом.

Людям с синдромом Аспергера труднее интерпретировать знаки, такие как интонация, мимика, жесты, которые большинство людей воспринимают как должное. Это означает, что им сложнее общаться и взаимодействовать с другими людьми, что может привести их к сильной тревоге, беспокойству и растерянности.
Хотя есть некоторые сходства с классическим аутизмом, в отличие от него у людей с синдромом Аспергера менее выражены проблемы с речью, и часто они имеют средний или выше среднего интеллект. У них обычно нет сопутствующей неспособности к обучению, связанной с аутизмом, но они все же могут иметь некоторые затруднения в обучении. К ним может относиться дислексия, апраксия (диспраксия), или другие расстройства, такие как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и эпилепсия.

При правильной поддержке и стимулировании люди с синдромом Аспергера могут вести полную и независимую жизнь.

Три основные трудности
Характерные черты синдрома Аспергера варьируются от одного лица к другому, но, как правило, подразделяются на три основные группы.

Трудности с социальной коммуникацией
Людям с синдромом Аспергера иногда трудно выражать себя эмоционально и социально. Например:

  • они испытывают трудности в понимании жестов, выражения лица или тона голоса
  • им трудно определять, когда следует начинать или завершать разговор, а также выбирать тему для разговора
  • они используют сложные слова и фразы, но не понимают в полной мере, что они означают
  • они могут быть очень буквальными, и им трудно понимать шутки, анекдоты, метафоры и сарказм.

Чтобы помочь человеку с синдромом Аспергера лучше понять вас, постарайтесь быть четкими и лаконичными.

Трудности с социальным взаимодействием
Многие люди с синдромом Аспергера хотят быть общительными, но сталкиваются с трудностями в инициировании и поддержании социальных взаимоотношений, которые могут вызвать у них сильную тревогу и волнение. Люди с этим расстройством могут:

  • с трудом создавать и поддерживать дружеские отношения
  • не понимать неписаные «социальные нормы», которые большинство из нас воспринимают, не задумываясь. Например, они могут стоять слишком близко к другому человеку, или начать неуместную тему разговора
  • считать других людей непредсказуемыми и приводящими в замешательство
  • становиться замкнутыми и производить впечатление безразличия и равнодушия к другим людям, казаться с виду почти отчужденными
  • вести себя так, что со стороны это может выглядеть некорректно

Трудности с социальным воображением
Люди с синдромом Аспергера могут обладать богатым воображением в обычном понимании этого слова. Например, многие из них становятся писателями, художниками и музыкантами. Но у людей с синдромом Аспергера могут быть трудности с социальным воображением. Например:

  • трудности в представлении альтернативных результатов ситуаций и предсказывании, что в дальнейшем может произойти
  • трудности в понимании и представлении точки зрения других людей
  • трудности в интерпретации мыслей, чувств и действий других людей. Едва заметные послания, которые передаются через мимику и язык тела, часто оказываются упущенными
  • наличие ограниченной творческой деятельности, которая может быть строго последовательной и повторяющейся

Некоторые дети с синдромом Аспергера могут испытывать трудности в играх, в которых нужно притворяться, изображать из себя кого-либо. Они могут предпочитать занятия, основанные на логике и системности, такие как математика.

Другие отличительные признаки синдрома Аспергера
Любовь к определенному порядку
Пытаясь сделать мир менее беспорядочным и запутанным, люди с синдром Аспергера могут устанавливать правила и распорядки, на которых они настаивают. Маленькие дети, например, могут настаивать на том, чтобы всегда ходить по одной и той же дороге в школу. В классе их приводит в расстройство внезапное изменение в расписании. Люди с синдромом Аспергера часто предпочитают выстраивать свой распорядок дня в соответствии с определенным шаблоном. Например, если они работают в определенные часы, неожиданные задержки на работу или с работы могут привести их к тревоге, волнению или расстройству.

Особая увлеченность
Люди с синдромом Аспергера могут проявлять сильный, иногда одержимый, интерес к хобби или коллекционированию. Иногда эти интересы сохраняются на протяжении всей жизни, в других случаях, один интерес сменяется несвязанным интересом. Например, человек с синдромом Аспергера может сосредоточиться на изучении всего, что нужно знать о поездах или компьютерах. Некоторые из них обладают исключительными знаниями в выбранной ими области деятельности. При наличии стимула интересы и навыки могут быть так развиты, что люди с синдромом Аспергера могут учиться или работать в кругу своих любимых дел.

Сенсорные трудности
У людей с синдромом Аспергера могут быть сенсорные трудности. Они могут проявляться в одном или во всех видах ощущений (зрение, слух, обоняние, осязание или вкус). Степень трудности варьируется от одного человека к другому. Чаще всего чувства человека либо усилены (сверхчувствительны) либо слаборазвиты (малочувствительны). Например, яркий свет, громкие звуки, непреодолимые запахи, специфическая структура пищи и поверхность определенных материалов могут быть причиной тревоги и боли для людей с синдромом Аспергера.
Людям с сенсорной чувствительностью также труднее использовать систему восприятия своего тела в окружающей обстановке. Эта система сообщает нам, где находятся наши тела. Таким образом, тем, у кого ослаблено восприятие тела, сложнее перемещаться между комнатами, избегать препятствия, стоять на соответствующем расстоянии от других людей и выполнять задачи, связанные с тонкой моторикой, такие как завязывание шнурков. Некоторые люди с синдромом Аспергера могут раскачиваться или кружиться, чтобы удерживать равновесие или чтобы лучше справится со стрессом.

Читайте также:  Синдром половинного поперечного поражения спинного мозга

Кто страдает синдромом Аспергера?
В Великобритании более полумиллиона человек с расстройством аутистичекого спектра – это примерно каждый сотый человек (около 1% населения). Люди с синдромом Аспергера могут быть любых национальностей, культур, социального происхождения и вероисповедания. Вместе с тем, как правило, это расстройство чаще встречается у мужчин, чем у женщин; причина этого неизвестна.

Причины и лечение
Каковы причины синдрома Аспергера?
Точная причина синдрома Аспергера все еще изучается. Тем не менее, исследования показывают, что сочетание факторов – генетического и экологического – могут вызывать изменения в развитии мозга.
Синдром Аспергера не является результатом воспитания людей, их социальных обстоятельств, и не по вине самого человека с данным расстройством.

Можно ли вылечить?
В настоящее время для синдрома Аспергера нет никакого лекарства и никакого специального лечения. Дети с синдромом Аспергера становятся взрослыми с синдромом Аспергера. Однако, поскольку понимание этого расстройства улучшается, и оказываемые сервисы продолжают развиваться, люди с синдромом Аспергера имеют больше возможностей реализовать свой потенциал.
Есть несколько подходов, методов лечения и мер, которые могут улучшить качество жизни человека. Например, это могут быть методы, основанные на развитии коммуникации, поведенческой терапии и изменении рациона питания.

Представленный выше материал — перевод текста «What is Asperger syndrome?»

Источник

Если ребёнок не смотрит в глаза и не ест ничего, кроме привычных блюд, это могут быть симптомы.

Синдром Аспергера — из тех удивительных расстройств, которые однажды вдруг стали модными. Популяризация этого состояния началась с «Человека дождя», вышедшего в 1988‑м, и продолжается до сих пор — достаточно вспомнить знаменитых «милых аутистов»: Шелдона Купера из «Теории Большого взрыва» или Сагу Норен из сериала «Мост».

Блестящий ум, вдумчивость, способность к нестандартным подходам в сочетании с граничащей с бестактностью прямотой и неумением следовать социальным нормам — люди, страдающие синдромом Аспергера действительно зачастую выглядят именно так. Однако кино, как всегда, демонстрирует далеко не всё.

Синдром Аспергера у мальчиков встречается в четыре раза чаще , чем у девочек.

Лайфхакер выяснил основные моменты о раскрученном сериалами нарушении.

Что такое синдром Аспергера

Так называют один из типов аутизма. Точнее, называли. В 2013 году настольная книга всех психиатров мира — «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам» (DSM‑5) — изменила классификацию и понятие «синдром Аспергера» официально исчезло.

Чисто технически на сегодня такого диагноза нет. Синдром Аспергера стал частью более широкой категории — расстройств аутистического спектра (РАС).

Тем не менее в разговорной речи название синдрома ещё используется. По той причине, что он отличается от многих других вариантов РАС. Прежде всего тем, что относится к высокофункциональным типам РАС — то есть таким, при которых интеллект сохранён, а «аутичные» симптомы не слишком ярко выражены. В большинстве случаев у людей с синдромом Аспергера страдает социальная функция: им сложно понимать других и взаимодействовать с ними.

Как распознать синдром Аспергера

Тревожные звоночки можно заметить уже в первые месяцы жизни. Один из самых ярких симптомов — отсутствие взгляда в глаза. Также младенец может быть более неловким, неуклюжим, чем его сверстники.

Но основные признаки синдрома Аспергера проявляются примерно на втором году жизни — когда от ребёнка ожидают, что он начнёт общаться с окружающими. Вот несколько наиболее распространённых симптомов, которыми проявляет себя этот тип РАС:

  • Механическая речь. В ней отсутствуют ритм и интонация, голос звучит ровно и однообразно. Некоторые дети всегда говорят слишком громко.
  • Стереотипии. Так называют повторяющиеся действия или однообразные интересы. Например, ребёнок может часами играть в машинки, выстраивая их в бесконечный ряд. Основной признак стереотипий при синдроме Аспергера — жёсткая упорядоченность. Предметы, которыми играет ребёнок, всегда расставляются по строго определённым местам, нумеруются или классифицируются иным способом.
  • Склонность создавать ритуалы и методично им следовать. Ребёнок, например, всегда ходит в садик одной и той же дорогой. И устраивает истерику, если мама пытается предложить другой путь. Ест суп из определённой тарелки — и откажется кушать из другой. Ставит обувь только в одно выбранное место… Любое отступление от ритуала вызывает неуправляемую эмоциональную реакцию.
  • Отсутствие эмоций при обычном общении. Ребёнок не понимает шуток и не смеётся над ними. Не улыбается, когда счастлив. Его невозможно «растормошить».
  • Неумение распознавать эмоции у других людей. Такой человек не замечает социальные сигналы, очевидные для других. Например, не понимает, когда на него злятся.
  • Проблемы с дистанцией. Ребёнок с синдромом Аспергера может не осознавать, что излишне приближается к другому человеку во время разговора. Остальных детей такая бестактность и вторжение в личное пространство могут пугать.
  • Отсутствие ролевых игр. Мышление построено на логике, поэтому воображаемые игры для ребёнка непонятны и неинтересны.
Читайте также:  Синдром толоса ханта по мкб

Перечисленные симптомы могут быть как ярко выраженными, так и смазанными. Иногда они становятся очевидными лишь по мере взросления — когда усложняются требования окружающей человека среды.

Чем опасен синдром Аспергера

В целом какой‑либо опасности для жизни этот подвид РАС не представляет. Дети с синдромом Аспергера чаще всего вырастают пусть и в не совсем стандартных, «с особенностями», но способных к самостоятельной жизни взрослых.

Однако есть и тёмная сторона. Американская писательница Лидия Нецер, мама одного из детей с синдромом, сравнивая «милый аутизм» Шелдона Купера с настоящим расстройством, охарактеризовала явление примерно так :

«Такие персонажи (как Шелдон. — Прим. ред.) […] создают нереалистичное ожидание, будто аутичные люди будут казаться другим очаровательными и причудливыми, что в конечном итоге сделает их социально успешными. Но в реальной жизни этого не произойдёт. […] Аутизм может быть прекрасен, волшебен, даже гениален, но он также кричит, причиняет боль и раз за разом мучительно сталкивается с миром».

За ширмой синдрома скрываются истерики и нервные срывы — когда что‑то идёт не по установленным правилам. Дети с расстройством нередко проявляют агрессию, направленную в том числе и на самих себя.

Никогда не будет эпизода с юным Шелдоном, в котором мальчик бьёт себя по лицу до кровавых синяков и рыдает, потому что его последний друг решил, что он слишком странный, и отвернулся от него. Авторы этого не допустят.

Лидия Нецер, писательница

Частое следствие нестандартного поведения — насмешки, неприятие и отторжение со стороны окружающих. Это может усугубить состояние ребёнка. Привести к развитию других расстройств — тревожного или депрессии. Ещё один нюанс — сниженная самооценка, страх перед людьми, неспособность установить и поддерживать длительные связи.

По этим причинам синдром Аспергера нуждается в коррекции.

Как лечить синдром Аспергера

Если родители полагают, что у ребёнка есть симптомы РАС, важно как можно быстрее поговорить об этом с педиатром. Врач проведёт дополнительный осмотр, пообщается с самим пациентом. И при необходимости выдаст направление к профильному специалисту. В зависимости от выраженности симптомов это может быть:

  • Психолог. Он помогает диагностировать проблемы с эмоциями и поведением и рекомендует, как их преодолеть.
  • Невролог. Этот медик выявляет различные нарушения в работе мозга.
  • Коррекционный педагог. Специализируется на речевых сложностях и других проблемах развития.
  • Психиатр. Имеет опыт работы с психическими расстройствами и назначает препараты для их лечения.

Универсального подхода к терапии синдрома Аспергера нет. Некоторым детям достаточно пройти курс логопедической коррекции, который улучшит навыки общения. Кому‑то помогут занятия по обучению социальным навыкам. Кто‑то нуждается в когнитивно‑поведенческой терапии.

Лекарства при лечении синдрома Аспергера применяются нечасто. В основном их назначают, чтобы скорректировать отдельные симптомы — например, повышенную тревожность или гиперактивность.

Ну, и хорошая новость. Если родители вовремя занялись коррекцией, ко взрослому возрасту синдром Аспергера во многих случаях становится почти неразличим. Остаются лишь плюсы: высокий интеллект , умение сосредоточиться на интересной задаче, любовь к порядку и трепетное соблюдение графиков. А это — отличный трамплин для жизненного успеха.

Источник

Синдром Аспергера – психическое заболевание, которое проявляется трудностями во взаимодействии с окружающими людьми, характеризуется ограниченным стереотипным мышлением и повторяющимся набором интересов и занятий. Многие исследователи относят заболевание к одной из форм аутизма (болезненному состоянию психики, когда человек полностью погружен в себя). Согласно статистике, синдром Аспергера диагностируется в 20-25 случаях на каждые 10 000 человек. У мужчин заболевание встречается в восемь раз чаще, чем у женщин.

Классификация

Согласно Международной классификации болезней (МКБ-10), синдром Аспергера относится к расстройствам аутистического характера. Заболевание входит в подгруппу более широкого аутистического фенотипа (сочетание биологических свойств и признаков организма), к которому относят всех, кто имеет выраженные аутистические симптомы. В отличии от других нарушений этой группы, детский аутизм схож с синдромом Аспергера по главным признакам, но диагноз аутизма ставят, когда у ребенка имеются выраженные нарушения коммуникации и умственная отсталость.

Неоднократно высказывались предложения о необходимости отказа от данного диагноза, поменяв его на «расстройство аутистического характера» с присвоением степени тяжести. Споры по поводу постановки диагноза ведутся до сих пор, в некоторых классификациях синдром Аспергера выделяется в отдельное заболевание, в других такой диагноз отсутствует.

Причины синдрома Аспергера

Точное происхождение заболевания до сих пор не выяснено. Среди возможных причин ученые называют биологические и генетические факторы. Установлено, что у детей с аутистическими расстройствами по сравнению со здоровыми детьми наблюдаются отличия в некоторых структурах головного мозга. Около 20% случаев синдрома Аспергера вызвано мутацией (изменением) генов. Среди факторов риска также называются пожилой возраст родителей и недоношенность.

Патогенез

Механизм развития синдрома Аспергера до конца не изучен. Ученые выдвигают несколько предположений. Проведенные исследования показали, что механизм включает изменение развития головного мозга эмбриона в скором времени после зачатия. Теория недостаточной связности предполагает, что в основе патологии лежит нарушение нейронных связей в головном мозге. Теория социального мышления объясняет аутистическое поведение нарушениями понимания собственного и чужого психического состояния. Среди других механизмов развития синдрома Аспергера выделяют нарушение выработки гормона серотонина и функциональные нарушения мозжечка (отдела головного мозга, отвечающего за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса).

Читайте также:  Синдром микротии атрезии слухового прохода и тугоухости

Симптомы заболевания

Основное проявление синдрома Аспергера заключается в стойком нарушении взаимодействия с окружающими миром. Люди с этим заболеванием испытывают трудности в общении и в отношениях с другими людьми.

У детей

Первые признаки заболевания можно заметить уже в раннем возрасте. Дети с синдромом Аспергера не могут нормально общаться со сверстниками в детском саду, школе, на игровой площадке. Причем проблема состоит не в том, что они не хотят устанавливать контакт, у них просто отсутствуют навыки, необходимые для общения.

Заподозрить диагноз синдрома Аспергера у ребенка помогают следующие признаки:

  • «механическая» речь – монотонность, отсутствие изменения тональности, уровня громкости при разговоре;
  • потребность совершать повторяющиеся действия (выполнять бытовые действия в определенной последовательности изо дня в день);
  • сильный дискомфорт при необходимости смены привычных шаблонов поведения;
  • неуклюжесть, трудности с координацией движений;
  • двигательная неловкость, медленное развитие моторики.

Наличие у ребенка одного или нескольких перечисленных признаков – повод обратиться к врачу и пройти обследование.

У взрослых

У взрослых синдром Аспергера проявляется стойким нарушением социального взаимодействия: им крайне трудно начать и поддерживать разговор, вступать в отношения с другими людьми. Больные с синдромом Аспергера производят впечатление замкнутых, не интересующихся происходящим, личностей.

Как правило, речь у них развита нормально, но попытки начать общение заканчиваются неудачей, они ведут странные для здоровых людей разговоры, поэтому создается ощущение невключенности человека в беседу. Это объясняется неспособностью понять психологическое состояние собеседника. Люди с синдромом Аспергера чрезвычайно уязвимы, поскольку не понимают и не чувствуют намерения других индивидуумов. Важной особенностью таких людей является буквальное понимание речи. Они не воспринимают юмор, переносный смысл слов.

Для людей с синдромом Аспергера также характерны повторяющиеся ограниченные модели поведения. Они могут достигать больших высот в интересной им области. Но при необходимости изменения своих привычек и шаблонов, становятся очень жесткими и нетерпимыми. Для таких людей важно соблюдение определенных ритуалов и последовательных действий, при нарушении которых они испытывают сильную тревогу и даже страх.

При помощи психологов и поддержке родных люди с синдромом Аспергера адаптируются в окружающем мире. 50% людей с таким диагнозом получают высшее образование, 12% – находят полноценную работу, 3% – живут самостоятельно.

Диагностика синдрома

Диагностика синдрома Аспергера часто затруднена из-за слабой выраженности симптомов заболевания. Выявить патологию могут только специалисты в области аутистических расстройств с помощью наблюдения за поведением, оценки психологических характеристик и узкоспециализированного медицинского обследования. Для постановки диагноза оцениваются такие психологические характеристики, как умственные способности, социальные и практические навыки адаптации, речь и история развития ребенка.

Лечение

Лечение синдрома Аспергера направлено на уменьшение симптомов, обучение навыкам коммуникации и повышение качества жизни. Терапевтические методы подбираются индивидуально.

Детей

При выборе тактики лечения детей с синдромом Аспергера учитываются индивидуальные особенности личности: сильные и слабые стороны в коммуникации, уровень интеллектуального развития, выраженность шаблонных действий и ритуалов.

Для повышения социальной адаптации и улучшения двигательных функций применяются:

  • индивидуальные и групповые психологические тренинги;
  • лечебная физкультура;
  • эрготерапия – область медицины, занимающаяся развитием, восстановлением и поддержанием важных навыков, необходимых в повседневной жизни;
  • занятия с логопедом.

Успех лечения во многом зависит от ранней диагностики и своевременного привлечения специалистов различных областей для развития и социальной адаптации детей.

Взрослых

К вышеперечисленным методам лечения во взрослом возрасте может быть добавлена медикаментозная терапия. Но стоит отметить, что лекарственных средств, способных в корне изменить течение заболевания, не существует. Как правило, медикаментозное лечение призвано снизить проявления сопутствующих симптомов: депрессивных состояний, вспышек агрессии, тревожных расстройств и невнимательности.

Осложнения

Качество жизни людей с синдромом Аспергера и вероятность развития осложнений зависят от своевременности и эффективности подобранной терапии. Люди с аутистическими расстройствами постоянно испытывают трудности с общением, что негативно влияет на их самочувствие и может стать причиной других расстройств.

Осложнениями синдрома Аспергера являются:

  • обсессивно-компульсивное расстройство – потребность выполнять повторяющиеся действия и ритуалы;
  • депрессия – длительное подавленное психическое состояние;
  • тревожное расстройство – беспричинное постоянное ощущение тревоги.

Предупредить развитие осложнений помогает социальная адаптация в раннем возрасте, поддержка семьи, помощь профессиональных психологов.

Обратите внимание! Синдром Аспергера – не приговор. Многие известные люди страдали этим заболеванием, но при этом смогли построить успешную карьеру. Среди знаменитостей синдромом Аспергера страдали: режиссер Стенли Кубрик, президент Авраам Линкольн, композитор Амадей Моцарт и многие другие.

Последствия

С возрастом проявления синдрома Аспергера обычно сглаживаются. Приблизительно у 20% детей симптомы заболевания постепенно снижаются до минимума, но коммуникационные и социальные сложности остаются на всю жизнь. Во многом развитие болезни зависит от окружающей обстановки и поведения близких людей. Негативно настроенный социум может приводить к ухудшению состояния и таким последствиям, как невроз и суицидальные мысли.

Профилактика

В силу неясности причин, которые способствуют развитию синдрома Аспергера, специфической профилактики не существует. Единственной профилактикой аутистических расстройств является раннее начало лечения. При адекватной терапии, заботе и внимании со стороны близких людей удается добиться хороших результатов. Люди с синдромом Аспергера живут полноценной жизнью, нередко добиваются успехов в профессиональной деятельности, некоторым из них удается создать семью и выстроить нормальные отношения с окружающими.

Если у ребенка наблюдаются поведенческие реакции, которые вызывают у вас настороженность и беспокойство, обратитесь за помощью к специалистам, не откладывайте решение проблемы на потом.

Источник