Лекарства за синдром на аспергер
Синдром Аспергера является одной из форм аутизма, которая представляет собой пожизненную дисфункцию, сказывающуюся на том, как человек воспринимает мир, обрабатывает информацию и относится к другим людям. Аутизм часто описывается как «спектр расстройств», поскольку это состояние затрагивает людей по-разному и в различной степени.
Синдром Аспергера является в основном «скрытой дисфункцией». Это означает, что нельзя по внешнему виду определить наличие у кого-либо синдрома Аспергера. Люди с данным расстройством испытывают трудности в трех основных областях. К ним относятся:
- социальная коммуникация
- социальное взаимодействие
- социальное воображение
Их часто называют «триадой нарушений», более подробное описание представлено ниже.
Когда мы встречаем людей, мы, как правило, можем сформировать свое мнение о них. По их выражению лица, тону голоса и языка тела мы можем сказать, счастливы ли они, сердиты или печальны, и реагируем соответствующим образом.
Людям с синдромом Аспергера труднее интерпретировать знаки, такие как интонация, мимика, жесты, которые большинство людей воспринимают как должное. Это означает, что им сложнее общаться и взаимодействовать с другими людьми, что может привести их к сильной тревоге, беспокойству и растерянности.
Хотя есть некоторые сходства с классическим аутизмом, в отличие от него у людей с синдромом Аспергера менее выражены проблемы с речью, и часто они имеют средний или выше среднего интеллект. У них обычно нет сопутствующей неспособности к обучению, связанной с аутизмом, но они все же могут иметь некоторые затруднения в обучении. К ним может относиться дислексия, апраксия (диспраксия), или другие расстройства, такие как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и эпилепсия.
При правильной поддержке и стимулировании люди с синдромом Аспергера могут вести полную и независимую жизнь.
Три основные трудности
Характерные черты синдрома Аспергера варьируются от одного лица к другому, но, как правило, подразделяются на три основные группы.
Трудности с социальной коммуникацией
Людям с синдромом Аспергера иногда трудно выражать себя эмоционально и социально. Например:
- они испытывают трудности в понимании жестов, выражения лица или тона голоса
- им трудно определять, когда следует начинать или завершать разговор, а также выбирать тему для разговора
- они используют сложные слова и фразы, но не понимают в полной мере, что они означают
- они могут быть очень буквальными, и им трудно понимать шутки, анекдоты, метафоры и сарказм.
Чтобы помочь человеку с синдромом Аспергера лучше понять вас, постарайтесь быть четкими и лаконичными.
Трудности с социальным взаимодействием
Многие люди с синдромом Аспергера хотят быть общительными, но сталкиваются с трудностями в инициировании и поддержании социальных взаимоотношений, которые могут вызвать у них сильную тревогу и волнение. Люди с этим расстройством могут:
- с трудом создавать и поддерживать дружеские отношения
- не понимать неписаные «социальные нормы», которые большинство из нас воспринимают, не задумываясь. Например, они могут стоять слишком близко к другому человеку, или начать неуместную тему разговора
- считать других людей непредсказуемыми и приводящими в замешательство
- становиться замкнутыми и производить впечатление безразличия и равнодушия к другим людям, казаться с виду почти отчужденными
- вести себя так, что со стороны это может выглядеть некорректно
Трудности с социальным воображением
Люди с синдромом Аспергера могут обладать богатым воображением в обычном понимании этого слова. Например, многие из них становятся писателями, художниками и музыкантами. Но у людей с синдромом Аспергера могут быть трудности с социальным воображением. Например:
- трудности в представлении альтернативных результатов ситуаций и предсказывании, что в дальнейшем может произойти
- трудности в понимании и представлении точки зрения других людей
- трудности в интерпретации мыслей, чувств и действий других людей. Едва заметные послания, которые передаются через мимику и язык тела, часто оказываются упущенными
- наличие ограниченной творческой деятельности, которая может быть строго последовательной и повторяющейся
Некоторые дети с синдромом Аспергера могут испытывать трудности в играх, в которых нужно притворяться, изображать из себя кого-либо. Они могут предпочитать занятия, основанные на логике и системности, такие как математика.
Другие отличительные признаки синдрома Аспергера
Любовь к определенному порядку
Пытаясь сделать мир менее беспорядочным и запутанным, люди с синдром Аспергера могут устанавливать правила и распорядки, на которых они настаивают. Маленькие дети, например, могут настаивать на том, чтобы всегда ходить по одной и той же дороге в школу. В классе их приводит в расстройство внезапное изменение в расписании. Люди с синдромом Аспергера часто предпочитают выстраивать свой распорядок дня в соответствии с определенным шаблоном. Например, если они работают в определенные часы, неожиданные задержки на работу или с работы могут привести их к тревоге, волнению или расстройству.
Особая увлеченность
Люди с синдромом Аспергера могут проявлять сильный, иногда одержимый, интерес к хобби или коллекционированию. Иногда эти интересы сохраняются на протяжении всей жизни, в других случаях, один интерес сменяется несвязанным интересом. Например, человек с синдромом Аспергера может сосредоточиться на изучении всего, что нужно знать о поездах или компьютерах. Некоторые из них обладают исключительными знаниями в выбранной ими области деятельности. При наличии стимула интересы и навыки могут быть так развиты, что люди с синдромом Аспергера могут учиться или работать в кругу своих любимых дел.
Сенсорные трудности
У людей с синдромом Аспергера могут быть сенсорные трудности. Они могут проявляться в одном или во всех видах ощущений (зрение, слух, обоняние, осязание или вкус). Степень трудности варьируется от одного человека к другому. Чаще всего чувства человека либо усилены (сверхчувствительны) либо слаборазвиты (малочувствительны). Например, яркий свет, громкие звуки, непреодолимые запахи, специфическая структура пищи и поверхность определенных материалов могут быть причиной тревоги и боли для людей с синдромом Аспергера.
Людям с сенсорной чувствительностью также труднее использовать систему восприятия своего тела в окружающей обстановке. Эта система сообщает нам, где находятся наши тела. Таким образом, тем, у кого ослаблено восприятие тела, сложнее перемещаться между комнатами, избегать препятствия, стоять на соответствующем расстоянии от других людей и выполнять задачи, связанные с тонкой моторикой, такие как завязывание шнурков. Некоторые люди с синдромом Аспергера могут раскачиваться или кружиться, чтобы удерживать равновесие или чтобы лучше справится со стрессом.
Кто страдает синдромом Аспергера?
В Великобритании более полумиллиона человек с расстройством аутистичекого спектра – это примерно каждый сотый человек (около 1% населения). Люди с синдромом Аспергера могут быть любых национальностей, культур, социального происхождения и вероисповедания. Вместе с тем, как правило, это расстройство чаще встречается у мужчин, чем у женщин; причина этого неизвестна.
Причины и лечение
Каковы причины синдрома Аспергера?
Точная причина синдрома Аспергера все еще изучается. Тем не менее, исследования показывают, что сочетание факторов – генетического и экологического – могут вызывать изменения в развитии мозга.
Синдром Аспергера не является результатом воспитания людей, их социальных обстоятельств, и не по вине самого человека с данным расстройством.
Можно ли вылечить?
В настоящее время для синдрома Аспергера нет никакого лекарства и никакого специального лечения. Дети с синдромом Аспергера становятся взрослыми с синдромом Аспергера. Однако, поскольку понимание этого расстройства улучшается, и оказываемые сервисы продолжают развиваться, люди с синдромом Аспергера имеют больше возможностей реализовать свой потенциал.
Есть несколько подходов, методов лечения и мер, которые могут улучшить качество жизни человека. Например, это могут быть методы, основанные на развитии коммуникации, поведенческой терапии и изменении рациона питания.
Представленный выше материал — перевод текста «What is Asperger syndrome?»
Источник
Если ребёнок не смотрит в глаза и не ест ничего, кроме привычных блюд, это могут быть симптомы.
Синдром Аспергера — из тех удивительных расстройств, которые однажды вдруг стали модными. Популяризация этого состояния началась с «Человека дождя», вышедшего в 1988‑м, и продолжается до сих пор — достаточно вспомнить знаменитых «милых аутистов»: Шелдона Купера из «Теории Большого взрыва» или Сагу Норен из сериала «Мост».
Блестящий ум, вдумчивость, способность к нестандартным подходам в сочетании с граничащей с бестактностью прямотой и неумением следовать социальным нормам — люди, страдающие синдромом Аспергера действительно зачастую выглядят именно так. Однако кино, как всегда, демонстрирует далеко не всё.
Синдром Аспергера у мальчиков встречается в четыре раза чаще , чем у девочек.
Лайфхакер выяснил основные моменты о раскрученном сериалами нарушении.
Что такое синдром Аспергера
Так называют один из типов аутизма. Точнее, называли. В 2013 году настольная книга всех психиатров мира — «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам» (DSM‑5) — изменила классификацию и понятие «синдром Аспергера» официально исчезло.
Чисто технически на сегодня такого диагноза нет. Синдром Аспергера стал частью более широкой категории — расстройств аутистического спектра (РАС).
Тем не менее в разговорной речи название синдрома ещё используется. По той причине, что он отличается от многих других вариантов РАС. Прежде всего тем, что относится к высокофункциональным типам РАС — то есть таким, при которых интеллект сохранён, а «аутичные» симптомы не слишком ярко выражены. В большинстве случаев у людей с синдромом Аспергера страдает социальная функция: им сложно понимать других и взаимодействовать с ними.
Как распознать синдром Аспергера
Тревожные звоночки можно заметить уже в первые месяцы жизни. Один из самых ярких симптомов — отсутствие взгляда в глаза. Также младенец может быть более неловким, неуклюжим, чем его сверстники.
Но основные признаки синдрома Аспергера проявляются примерно на втором году жизни — когда от ребёнка ожидают, что он начнёт общаться с окружающими. Вот несколько наиболее распространённых симптомов, которыми проявляет себя этот тип РАС:
- Механическая речь. В ней отсутствуют ритм и интонация, голос звучит ровно и однообразно. Некоторые дети всегда говорят слишком громко.
- Стереотипии. Так называют повторяющиеся действия или однообразные интересы. Например, ребёнок может часами играть в машинки, выстраивая их в бесконечный ряд. Основной признак стереотипий при синдроме Аспергера — жёсткая упорядоченность. Предметы, которыми играет ребёнок, всегда расставляются по строго определённым местам, нумеруются или классифицируются иным способом.
- Склонность создавать ритуалы и методично им следовать. Ребёнок, например, всегда ходит в садик одной и той же дорогой. И устраивает истерику, если мама пытается предложить другой путь. Ест суп из определённой тарелки — и откажется кушать из другой. Ставит обувь только в одно выбранное место… Любое отступление от ритуала вызывает неуправляемую эмоциональную реакцию.
- Отсутствие эмоций при обычном общении. Ребёнок не понимает шуток и не смеётся над ними. Не улыбается, когда счастлив. Его невозможно «растормошить».
- Неумение распознавать эмоции у других людей. Такой человек не замечает социальные сигналы, очевидные для других. Например, не понимает, когда на него злятся.
- Проблемы с дистанцией. Ребёнок с синдромом Аспергера может не осознавать, что излишне приближается к другому человеку во время разговора. Остальных детей такая бестактность и вторжение в личное пространство могут пугать.
- Отсутствие ролевых игр. Мышление построено на логике, поэтому воображаемые игры для ребёнка непонятны и неинтересны.
Перечисленные симптомы могут быть как ярко выраженными, так и смазанными. Иногда они становятся очевидными лишь по мере взросления — когда усложняются требования окружающей человека среды.
Чем опасен синдром Аспергера
В целом какой‑либо опасности для жизни этот подвид РАС не представляет. Дети с синдромом Аспергера чаще всего вырастают пусть и в не совсем стандартных, «с особенностями», но способных к самостоятельной жизни взрослых.
Однако есть и тёмная сторона. Американская писательница Лидия Нецер, мама одного из детей с синдромом, сравнивая «милый аутизм» Шелдона Купера с настоящим расстройством, охарактеризовала явление примерно так :
«Такие персонажи (как Шелдон. — Прим. ред.) […] создают нереалистичное ожидание, будто аутичные люди будут казаться другим очаровательными и причудливыми, что в конечном итоге сделает их социально успешными. Но в реальной жизни этого не произойдёт. […] Аутизм может быть прекрасен, волшебен, даже гениален, но он также кричит, причиняет боль и раз за разом мучительно сталкивается с миром».
За ширмой синдрома скрываются истерики и нервные срывы — когда что‑то идёт не по установленным правилам. Дети с расстройством нередко проявляют агрессию, направленную в том числе и на самих себя.
Никогда не будет эпизода с юным Шелдоном, в котором мальчик бьёт себя по лицу до кровавых синяков и рыдает, потому что его последний друг решил, что он слишком странный, и отвернулся от него. Авторы этого не допустят.
Лидия Нецер, писательница
Частое следствие нестандартного поведения — насмешки, неприятие и отторжение со стороны окружающих. Это может усугубить состояние ребёнка. Привести к развитию других расстройств — тревожного или депрессии. Ещё один нюанс — сниженная самооценка, страх перед людьми, неспособность установить и поддерживать длительные связи.
По этим причинам синдром Аспергера нуждается в коррекции.
Как лечить синдром Аспергера
Если родители полагают, что у ребёнка есть симптомы РАС, важно как можно быстрее поговорить об этом с педиатром. Врач проведёт дополнительный осмотр, пообщается с самим пациентом. И при необходимости выдаст направление к профильному специалисту. В зависимости от выраженности симптомов это может быть:
- Психолог. Он помогает диагностировать проблемы с эмоциями и поведением и рекомендует, как их преодолеть.
- Невролог. Этот медик выявляет различные нарушения в работе мозга.
- Коррекционный педагог. Специализируется на речевых сложностях и других проблемах развития.
- Психиатр. Имеет опыт работы с психическими расстройствами и назначает препараты для их лечения.
Универсального подхода к терапии синдрома Аспергера нет. Некоторым детям достаточно пройти курс логопедической коррекции, который улучшит навыки общения. Кому‑то помогут занятия по обучению социальным навыкам. Кто‑то нуждается в когнитивно‑поведенческой терапии.
Лекарства при лечении синдрома Аспергера применяются нечасто. В основном их назначают, чтобы скорректировать отдельные симптомы — например, повышенную тревожность или гиперактивность.
Ну, и хорошая новость. Если родители вовремя занялись коррекцией, ко взрослому возрасту синдром Аспергера во многих случаях становится почти неразличим. Остаются лишь плюсы: высокий интеллект , умение сосредоточиться на интересной задаче, любовь к порядку и трепетное соблюдение графиков. А это — отличный трамплин для жизненного успеха.
Источник
Синдром Аспергера – психическое заболевание, которое проявляется трудностями во взаимодействии с окружающими людьми, характеризуется ограниченным стереотипным мышлением и повторяющимся набором интересов и занятий. Многие исследователи относят заболевание к одной из форм аутизма (болезненному состоянию психики, когда человек полностью погружен в себя). Согласно статистике, синдром Аспергера диагностируется в 20-25 случаях на каждые 10 000 человек. У мужчин заболевание встречается в восемь раз чаще, чем у женщин.
Классификация
Согласно Международной классификации болезней (МКБ-10), синдром Аспергера относится к расстройствам аутистического характера. Заболевание входит в подгруппу более широкого аутистического фенотипа (сочетание биологических свойств и признаков организма), к которому относят всех, кто имеет выраженные аутистические симптомы. В отличии от других нарушений этой группы, детский аутизм схож с синдромом Аспергера по главным признакам, но диагноз аутизма ставят, когда у ребенка имеются выраженные нарушения коммуникации и умственная отсталость.
Неоднократно высказывались предложения о необходимости отказа от данного диагноза, поменяв его на «расстройство аутистического характера» с присвоением степени тяжести. Споры по поводу постановки диагноза ведутся до сих пор, в некоторых классификациях синдром Аспергера выделяется в отдельное заболевание, в других такой диагноз отсутствует.
Причины синдрома Аспергера
Точное происхождение заболевания до сих пор не выяснено. Среди возможных причин ученые называют биологические и генетические факторы. Установлено, что у детей с аутистическими расстройствами по сравнению со здоровыми детьми наблюдаются отличия в некоторых структурах головного мозга. Около 20% случаев синдрома Аспергера вызвано мутацией (изменением) генов. Среди факторов риска также называются пожилой возраст родителей и недоношенность.
Патогенез
Механизм развития синдрома Аспергера до конца не изучен. Ученые выдвигают несколько предположений. Проведенные исследования показали, что механизм включает изменение развития головного мозга эмбриона в скором времени после зачатия. Теория недостаточной связности предполагает, что в основе патологии лежит нарушение нейронных связей в головном мозге. Теория социального мышления объясняет аутистическое поведение нарушениями понимания собственного и чужого психического состояния. Среди других механизмов развития синдрома Аспергера выделяют нарушение выработки гормона серотонина и функциональные нарушения мозжечка (отдела головного мозга, отвечающего за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса).
Симптомы заболевания
Основное проявление синдрома Аспергера заключается в стойком нарушении взаимодействия с окружающими миром. Люди с этим заболеванием испытывают трудности в общении и в отношениях с другими людьми.
У детей
Первые признаки заболевания можно заметить уже в раннем возрасте. Дети с синдромом Аспергера не могут нормально общаться со сверстниками в детском саду, школе, на игровой площадке. Причем проблема состоит не в том, что они не хотят устанавливать контакт, у них просто отсутствуют навыки, необходимые для общения.
Заподозрить диагноз синдрома Аспергера у ребенка помогают следующие признаки:
- «механическая» речь – монотонность, отсутствие изменения тональности, уровня громкости при разговоре;
- потребность совершать повторяющиеся действия (выполнять бытовые действия в определенной последовательности изо дня в день);
- сильный дискомфорт при необходимости смены привычных шаблонов поведения;
- неуклюжесть, трудности с координацией движений;
- двигательная неловкость, медленное развитие моторики.
Наличие у ребенка одного или нескольких перечисленных признаков – повод обратиться к врачу и пройти обследование.
У взрослых
У взрослых синдром Аспергера проявляется стойким нарушением социального взаимодействия: им крайне трудно начать и поддерживать разговор, вступать в отношения с другими людьми. Больные с синдромом Аспергера производят впечатление замкнутых, не интересующихся происходящим, личностей.
Как правило, речь у них развита нормально, но попытки начать общение заканчиваются неудачей, они ведут странные для здоровых людей разговоры, поэтому создается ощущение невключенности человека в беседу. Это объясняется неспособностью понять психологическое состояние собеседника. Люди с синдромом Аспергера чрезвычайно уязвимы, поскольку не понимают и не чувствуют намерения других индивидуумов. Важной особенностью таких людей является буквальное понимание речи. Они не воспринимают юмор, переносный смысл слов.
Для людей с синдромом Аспергера также характерны повторяющиеся ограниченные модели поведения. Они могут достигать больших высот в интересной им области. Но при необходимости изменения своих привычек и шаблонов, становятся очень жесткими и нетерпимыми. Для таких людей важно соблюдение определенных ритуалов и последовательных действий, при нарушении которых они испытывают сильную тревогу и даже страх.
При помощи психологов и поддержке родных люди с синдромом Аспергера адаптируются в окружающем мире. 50% людей с таким диагнозом получают высшее образование, 12% – находят полноценную работу, 3% – живут самостоятельно.
Диагностика синдрома
Диагностика синдрома Аспергера часто затруднена из-за слабой выраженности симптомов заболевания. Выявить патологию могут только специалисты в области аутистических расстройств с помощью наблюдения за поведением, оценки психологических характеристик и узкоспециализированного медицинского обследования. Для постановки диагноза оцениваются такие психологические характеристики, как умственные способности, социальные и практические навыки адаптации, речь и история развития ребенка.
Лечение
Лечение синдрома Аспергера направлено на уменьшение симптомов, обучение навыкам коммуникации и повышение качества жизни. Терапевтические методы подбираются индивидуально.
Детей
При выборе тактики лечения детей с синдромом Аспергера учитываются индивидуальные особенности личности: сильные и слабые стороны в коммуникации, уровень интеллектуального развития, выраженность шаблонных действий и ритуалов.
Для повышения социальной адаптации и улучшения двигательных функций применяются:
- индивидуальные и групповые психологические тренинги;
- лечебная физкультура;
- эрготерапия – область медицины, занимающаяся развитием, восстановлением и поддержанием важных навыков, необходимых в повседневной жизни;
- занятия с логопедом.
Успех лечения во многом зависит от ранней диагностики и своевременного привлечения специалистов различных областей для развития и социальной адаптации детей.
Взрослых
К вышеперечисленным методам лечения во взрослом возрасте может быть добавлена медикаментозная терапия. Но стоит отметить, что лекарственных средств, способных в корне изменить течение заболевания, не существует. Как правило, медикаментозное лечение призвано снизить проявления сопутствующих симптомов: депрессивных состояний, вспышек агрессии, тревожных расстройств и невнимательности.
Осложнения
Качество жизни людей с синдромом Аспергера и вероятность развития осложнений зависят от своевременности и эффективности подобранной терапии. Люди с аутистическими расстройствами постоянно испытывают трудности с общением, что негативно влияет на их самочувствие и может стать причиной других расстройств.
Осложнениями синдрома Аспергера являются:
- обсессивно-компульсивное расстройство – потребность выполнять повторяющиеся действия и ритуалы;
- депрессия – длительное подавленное психическое состояние;
- тревожное расстройство – беспричинное постоянное ощущение тревоги.
Предупредить развитие осложнений помогает социальная адаптация в раннем возрасте, поддержка семьи, помощь профессиональных психологов.
Обратите внимание! Синдром Аспергера – не приговор. Многие известные люди страдали этим заболеванием, но при этом смогли построить успешную карьеру. Среди знаменитостей синдромом Аспергера страдали: режиссер Стенли Кубрик, президент Авраам Линкольн, композитор Амадей Моцарт и многие другие.
Последствия
С возрастом проявления синдрома Аспергера обычно сглаживаются. Приблизительно у 20% детей симптомы заболевания постепенно снижаются до минимума, но коммуникационные и социальные сложности остаются на всю жизнь. Во многом развитие болезни зависит от окружающей обстановки и поведения близких людей. Негативно настроенный социум может приводить к ухудшению состояния и таким последствиям, как невроз и суицидальные мысли.
Профилактика
В силу неясности причин, которые способствуют развитию синдрома Аспергера, специфической профилактики не существует. Единственной профилактикой аутистических расстройств является раннее начало лечения. При адекватной терапии, заботе и внимании со стороны близких людей удается добиться хороших результатов. Люди с синдромом Аспергера живут полноценной жизнью, нередко добиваются успехов в профессиональной деятельности, некоторым из них удается создать семью и выстроить нормальные отношения с окружающими.
Если у ребенка наблюдаются поведенческие реакции, которые вызывают у вас настороженность и беспокойство, обратитесь за помощью к специалистам, не откладывайте решение проблемы на потом.
Источник