Лечение синдрома аспергера у детей симптомы

Лечение синдрома аспергера у детей симптомы thumbnail

Синдром Аспергера многие годы считался одной из форм аутизма. Лишь 30 лет назад это состояние стало выделяться отдельным диагнозом. Однако не смотря на некоторые схожие черты, состояние детей с синдромом Аспергером отличается от проявлений детского раннего аутизма.

Типичные симптомы синдрома Аспергера

Состояние при данном синдроме называют скрытой дисфункцией, так как по внешнему виду обычно невозможно понять, что с человеком что-то не так. Синдром не влияет на сохранность интеллекта, зачастую дети-аспи, как их называют, имеют значительные успехи в области точных наук или в творчестве. Проблемы проявляются в области социализации и межличностных коммуникаций.

Типичной для данного состояния является «триада нарушений»:

  1. Социальное взаимодействие
    Сложности проявляются в налаживании контактов с окружающими. Помимо редкого зрительного контакта дети-аспи не умеют поддерживать дружеские отношения, не воспринимают принятые в обществе социальные нормы, могут казаться бестактными или назойливыми. При этом же их отличает склонность к уединению и некоторой отстраненности от окружающих.
  2. Социальные коммуникации
    Эмоции — это то, что не доступно людям с синдромом Аспергера. Они все понимают буквально. Мимика, жесты, сопровождающие нашу речь, им непонятны. Сарказм и метафоры, анекдоты ими не используются. Кроме того большие затруднения вызывает вообще само начало разговора и умение вовремя его завершить.
  3. Социальное воображение
    Воображение в широком понимании Аспергер вовсе не исключает. Носители этого синдрома могут быть писателями, художниками, Однако эмпатия им не доступна. Они не могут предположить альтернативного разрешения ситуации, не опираются во мнении о другом человеке на его чувства и эмоции, выраженные невербально.

Еще характерные признаки синдрома Аспергера:

  • Приверженность к определенному порядку вещей, расписанию, традициям.
  • Ярко выраженная увлеченность определенной темой.
  • Особенности сенсорной чувствительности — чрезмерно повышенная либо, наоборот, сниженная.

Диагностика синдрома Аспергера

«Особые» черты проявляются у ребенка уже в раннем возрасте. Однако диагностируется синдром Аспергера уже позже, ближе к школьному возрасту. Это связано с тем, что наибольшие проблемы у детей-аспи вызывают социальные навыки.

В раннем детстве это может быть беспроблемный ребенок, развивающийся в срок и отличающийся спокойным темпераментом. Родителей не беспокоит малыш, который может подолгу играть с игрушкой и не требует лишнего общения.
Интеллект у таких детей тоже не вызывает беспокойств — он, как правило, средний или выше среднего. Речь развивается обычно тоже в соответствии с возрастными нормами или даже опережает их.

Черты, характерные для Аспергера, у ребенка могут заметить учителя или воспитатели, или же тревогу начинают бить родители. В обследовании должны принять участие педиатр, невролог, детский психолог и логопед (который выдаст справку-заключение о состоянии речи), однако последнее слово остается за детским психиатром.

Для диагностики используются различные тесты, опросники, неврологические обследования (ЭЭГ, МРТ) — для исключения поражений головного мозга.

На что обратить внимание родителям:

  • Ребенок негативно реагирует на новых людей, плачет, отказывается общаться.
  • Не принимает участие в подвижных играх, неуклюж, избегает общения.
  • В дошкольном возрасте это — «несадиковский ребенок», который с трудом отрывается от мамы, не идет на контакт.
  • Не любит и не понимает веселых сказок или мультфильмов.
  • Раздражается от прикосновений и тактильного взаимодействия.
  • Чрезмерно увлекается каким-то одним видом деятельности, не позволяет себя отвлекать, часами занимается в одиночку.
  • Имеет четко ограниченные пищевые предпочтения.
  • Новая обстановка, изменение привычных ритуалов полностью выбивают его из колеи.

Лечение синдрома Аспергера

В настоящее время не существует абсолютного лечения данного состояния. Для коррекции тяжелых проявлений синдрома назначается медикаментозная терапия, в прочих случаях работу ведут психологи, педагоги и логопеды-дефектологи.
Несомненно, чем раньше удастся выявить симптомы и провести диагностику, а значит и начать применять коррекционные меры, тем больших успехов можно добиться. Однако говорить о полном излечении нельзя.

Стоит все же отметить, что взрослые с синдромом Аспергера живут вполне полноценной жизнью, создают семьи и находят для себя работу, добиваясь в ней немалых результатов. Конечно, это те люди, которые смогли адаптироваться в социуме и прошли некоторую коррекционную работу.

Читайте также:  Анализ крови у беременных на синдром дауна

Психологи и педагоги помогают аспи-детям научиться вести себя в обществе, помогают выработать правильные стереотипы поведения.

Зачем ребенку с синдромом Аспергера логопед-дефектолог?

Большое значение имеет и логопедическая коррекционная работа. Несмотря на то, что речь у детей с синдромом Аспергера развивается вовремя, она отличается многими нарушениями, решить которые и должен логопед-дефектолог:

  • Ускоренное развитие речи приводит к наличию довольно обширного словарного запаса, однако даже такой «академический» словарь не дает ребенку возможности строить общение и иногда даже отпугивает сверстников. Кроме того, узкая направленность его интересов накладывает отпечаток и на словарный запас.
  • Многократное повторение отдельных слов или целых фраз — тоже отличительная черта синдрома Аспергера. Коррекционные занятия направлены на построение правильной устной речи.
  • Характерным симптомом синдрома является также семантическая дислексия (механическое чтение). Ребенок может хорошо и быстро прочесть текст, но не понимать его содержания.
  • Речь аспи-детей отличается ускоренным или, наоборот, замедленным темпом, монотонностью. Для того, чтобы устранить этот недостаток используются различные игры и задания, позволяющие ребенку взять под контроль эту область. В занятиях используются приемы логоритмики, заданий на сочетание движений и говорения.
  • Здесь мы подходим к еще одной характерной черте синдрома — нарушению моторики и координации. Дети-аспи имеют значительные проблемы с завязыванием шнурков, имеют плохой почерк, неуклюжи и неловки. Упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений позволят им справиться с этими сложностями.
  • Большая часть логопедической работы — развитие коммуникативной речи. На занятиях используются дидактические игры, в которых дети учатся строить диалог, осознают правила общения и выстраивания социального общения.
  • Иногда у детей-аспи встречается дизартрия, которая тоже требует коррекции и развития артикуляционного аппарата.

Синдром Аспергера называют также высокофункциональным аутизмом. Многие качества людей-аспи могут стать и их сильной стороной, позволяющей им добиться многого в жизни — логичность мышления, внимательность к деталям, независимость мышления, высокий интеллект. Родители, стремящиеся помочь ребенку скорректировать негативные проявления синдрома, дают ему возможность успешно построить свою жизнь. В принципе, он в хорошей компании — рядом с Ньютоном, Эйнштейном и другими выдающимися личностями.

Источник

Синдром Аспергера — психическое расстройство, проявляющееся нарушенным взаимодействием в обществе, ограничением круга интересов и занятий. При этом сохранены интеллектуальные и речевые функции. Часто протекает доброкачественно и к взрослому периоду может сглаживаться. Является одной из разновидностей аутизма.

Назван в честь австрийского врача психиатра Ганса Аспергера, описавшего это расстройство. Другие распространенные названия синдрома Аспергера: аутистическое расстройство личности, аутистическая психопатия. Шифр по Международной Классификации Болезней (МКБ-10) F 84.5. Распространенность у детей от 7 до 16 лет составляет около 0,7%. Чаще встречается у мальчиков.

Синдром Аспергера

Симптомы

На ранних этапах развития у ребенка часто не обнаруживаются никакие симптомы. Но с первыми попытками взаимодействия с обществом (при посещении детского сада, поступлении в школу) начинаются проблемы: не получается естественным для всех образом контактировать со сверстниками. У детей с синдромом Аспергера отсутствует эмоциональная чувствительность (не понимают где должно быть весело, что интересно другим, чего нужно опасаться и т.п.), не чувствуют выражения взглядов, жестов и мимики. Из-за этого они плохо слушают собеседника, не понимают намеков и юмора, не чувствуют дистанции, могут разговаривать сами с собой. Замкнуты, предпочитают сосредотачиваться на своих интересах, не понимая что нужно окружающим. Характерной чертой является неуклюжесть, им свойственны странные и чудоковатые движения. Часто в своем повседневном поведении следуют стереотипным привычкам, шаблонам и ритуалам. Плохо спят. Не переносят беспорядок.

При этом характерны раннее и богатое речевое развитие (начинают говорить и читать раньше сверстников), хорошо развито абстрактное мышление и воображение, высокий (не по возрасту) интеллект.

Причины

Окончательно причины не установлены. По мнению врачей имеет те же причины, что и аутизм. Большую роль играют генетические нарушения и минимальные органические повреждения мозговой ткани на ранних этапах развития (во время беременности, в родах, в период грудного возраста).

Выявление

Для того, чтобы поставить этот диагноз нужен осмотр врачом психиатром, на котором доктор соберет анамнез (историю жизни и заболевания) и оценит состоянии психики. Помимо клинической картины с описанными выше симптомами для синдрома Аспергера свойственны специфические изменения на ЭЭГ. Проявляется преобладанием специфического α (альфа) — ритма высокой частоты. Патопсихологическое обследование выявляет специфические изменения некоторых высших психических функций.

Читайте также:  Патогенез геморрагическая лихорадка с почечным синдромом

Синдром Аспергера

У детей

Наиболее тяжело протекает в детском возрасте. У таких детей не складываются дружеские отношения, часто, они становятся объектами насмешек и издевательств со стороны детских коллективов. Оценивая их историю жизни можно увидеть, что они не удерживаются в детских садах, часто вынуждены менять школы. Именно из-за возникающих конфликтов в детских и подростковых коллективах происходят ухудшение психологического состояния с развитием депрессивных состояний, навязчивостей, агрессивности. С такими жалобами попадают в поле зрения врачей психиатров. Если помощь врача будет адекватной, то состояние улучшается, нормализуется взаимодействие со сверстниками и общение уже не приносит им столько страданий.

У взрослых

К периоду окончания школы состояние обычно сглаживается. К моменту окончания школы они сосредотачиваются на интересных для них специальностях и направлениях и, в дальнейшем, могут быть очень успешны в них. Достаточно поздно (после 30-40 лет) создают свои семьи. Во взрослом возрасте на прием к врачу психиатру попадают редко, но могут быть частыми клиентами психологов: из-за повышенной чувствительности и непонимания мотивов других людей часто страдают невротическими состояниями в виде тревожности, навязчивостей, эмоциональных срывов и сниженного настроения.

Синдром Аспергера

Лечение

Лечением занимается врач психиатр. В нетяжелых случаях проводится в домашних условиях. Если поведение осложняется агрессивным поведением, бессонницей, изнуряющими навязчивостями, депрессией, то терапия сначала осуществляется в специализированном стационаре.

Методики лечения:

  • Психотерапия. Психокоррекция. Тренинги навыков.
  • Психотерапевтическая работа с семьей пациента.
  • БОС-терапия.
  • Медикаментозная терапия (нейрометаболическая, общеукрепляющая, нормотимическая, антидепрессивная, нейролептическая и др.)
  • Лечебная физкультура.
  • Трудотерапия.
  • Терапия путешествиями. Музыкотерапия. Арт-терапия.

Не существует универсальных схем лечения синдрома Аспергера, к каждому пациенту подбирается свой уникальный терапевтический «код» из сочетания вышеперечисленных методик.

Лечение синдрома Аспергера в клинике РОСА:

  • Мы — специализированная и официально лицензированная клиника для лечения нарушений поведения у детей и взрослых. Располагаем собственным стационаром в Москве. Принимаем,
  • Большой опыт помощи лицам с синдромом Аспергера и другими видами аутизма, в том числе, и со сложными случаями.
  • Собственный штат психиатров, психотерапевтов, неврологов, психологов и реабилитологов.
  • Психотерапевтическая помощь родственникам пациента.
  • Консультации специалистов в клинике, выезд на дом.
  • Работаем круглосуточно.
  • Анонимно и конфиденциально.

Источник

Каждый ребенок имеет свой характер, темперамент и особенности поведения. Но иногда родители замечают, что их малыш совсем уж не похож на сверстников. Он не заводит друзей, ведет себя не так, как принято, выглядит отчужденным. При обращении к психиатру ему может быть поставлен диагноз «синдром аспергера». Какими симптомами он проявляется у детей?

Жизнь по особому сценарию: синдром «неуживчивости»

симптомы синдрома Аспергера у детей

Первые симптомы синдрома Аспергера у детей становятся заметными только в 2-3 года. До этого возраста родители и врачи не могут заподозрить у малыша такое расстройство. Причем по внешнему виду такие детки ничем не отличаются от своих сверстников. Обнаружить нарушение можно только при тесном длительном контакте. Его главные признаки – расстройство социальной коммуникации, воображения и взаимодействия. Такие дети не могут устраиваться в жизни и проявляют беспомощность в простых житейских ситуациях.

Как распознать проблему?

Признаки синдрома Аспергера у детей могут быть выражены очень резко или умеренно. Вот самые характерные проявления этого расстройства:

  • педантичность;
  • стремление к совершенству (перфекционизм);
  • трудности в общении. Необходимость вступать в вербальный контакт со взрослыми или детьми вызывает у ребенка сильную тревогу и растерянность;
  • непонимание чувств других людей;
  • погруженность в собственный мир;
  • неадекватные эмоции. Поведение, не соответствующее ситуации (например, ребенок начинает смеяться, когда остальные огорчены или расстроены);
  • зацикливание на одних и тех же мыслях;
  • непреодолимое стремление любое дело довести до конца;
  • огромный психологический дискомфорт, если меняется привычный распорядок жизни;
  • отсутствие друзей;
  • эмоциональная бедность. По лицу ребенка не поймешь, какие чувства он испытывает. Он четко выражает только гнев или неудовольствие;
  • непонимание юмора, критики;
  • буквальное понимание фразеологизмов или идиоматических выражений («водить за нос», «пятки сверкают»);
  • стандартное мышление, шаблонное поведение. Невозможность действовать сообразно обстоятельствам и менять планы в соответствии со сложившейся ситуацией;
  • неуклюжие движения, плохая координация;
  • нежелание и невозможность установления зрительного контакта. Ребенок не смотрит в глаза собеседника;
  • полная концентрация внимания на мелочах;
  • повторение одних и тех же действий, слов или фраз несколько раз подряд;
  • ограниченные языковые навыки;
  • одержимость своим хобби;
Читайте также:  Ребенок с синдромом дауна психологические особенности

одержимость своим хобби

  • неумение делиться радостью, достижениями или неприятностями с другими;
  • абсолютное равнодушие к интересам людей;
  • превосходная механическая память;
  • любовь к чтению как к процессу (без понимания содержания);
  • отсутствие навыков абстрактного мышления, воображения, фантазии;
  • тремор верхних конечностей;
  • расстройства сна;
  • депрессия, страх.

Сложности диагностики и лечения

На сегодняшний день еще не разработано диагностических методов, которые помогли бы со 100 % точностью диагностировать такое нарушение. Нет и тестов, которые давали бы основание для определения этого расстройства. Поэтому психиатр выслушает жалобы родителей и будет наблюдать малыша долгое время. Он назначит и определенные нейропсихологические пробы.

С терапией этого расстройства тоже есть проблемы. Пока не разработано действенных методик лечения синдрома Аспергера. Цель медико-психологического воздействия состоит в том, чтобы сформировать и развить социальные навыки и научить ребенка общаться со своими сверстниками и взрослыми, то есть сделать его социально адаптированным. Проводится и медикаментозное лечение – назначаются нейролептики, стимуляторы. Чтобы малыш смог «вписаться» в общество, используется поведенческая терапия.

Читайте также:

  • Вегетососудистая дистония у детей
  • Нехватка воздуха: причины. Гипервентиляционный синдром

Родители должны следить, чтобы ребенок не «уходил» от внешнего мира, полностью погружаясь в свое увлечение. Целесообразно организовать дома определенный распорядок дня. При общении необходимо пользоваться простыми и понятными речевыми конструкциями, избегать длинных сложных предложений. С раннего детства надо разъяснять ребенку правила поведения в разных ситуациях и в общественных местах. А еще он должен чувствовать, что его очень любят таким, какой он есть.

Есть ли разница между аутизмом и синдромом Аспергера?

Часто возникает вопрос: синдром Каннера (аутизм) и синдром Аспергера – одно и то же? Эти расстройства возникают по причине функциональных нарушений в работе ГМ. Некоторые их симптомы совпадают, но это разные патологии, и главный отличительный фактор – сохранность интеллекта. Около 95 % детей с синдромом Аспергера более развиты в умственном плане, чем их одногодки, но имеют собственную линию поведения и по-другому воспринимают окружающий мир.

разница между аутизмом и синдромом Аспергера

Вот чем отличается аутист от ребенка с синдромом Аспергера:

  • умственная деятельность. Малыш, страдающий аутизмом, может производить впечатление умственно отсталого (хотя часто это не так). При синдроме Аспергера внешне обнаружить особенный тип мышления ребенка практически невозможно;
  • речь. Ребенок-аутист начинает говорить позже сверстников, его речевые способности скромны. Дети с синдромом Аспергера имеют хорошо структурированную речь, но она отличается особым ритмом;
  • поведение. Аутисты придумывают себе ритуалы и строго придерживаются избранной модели поведения, они всегда сосредоточены на чем-то одном. Ребенок, у которого обнаружено высокофункциональное расстройство, может заинтересоваться двумя объектами сразу. В какой-то сфере он разбирается досконально;
  • самообслуживание. Дети с синдромом Каннера поздно и с большими сложностями овладевают навыками самообслуживания, некоторые не способны обеспечить самостоятельный уход. У ребенка с синдромом Аспергера постепенно развиваются такие умения;
  • взаимодействие с окружающими. Поведение аутистов люди находят странным и неприятным. При синдроме Аспергера тоже возникают подобные проблемы, но они выражены не так ярко.

Читайте также:

  • Аутизм: признаки у взрослых и лечение
  • Психические заболевания: список и описание
  • Синдром внезапной смерти младенцев

Вылечить такое расстройство невозможно. Родители задумываются, что же будет с их ребенком дальше. Он просто станет взрослым с синдромом Аспергера. Это не болезнь, а врожденная особенность психики. Малыш вырастет и, возможно, достигнет невероятных успехов в какой-то сфере, оставаясь при этом «немножечко странным».

Источник