Лечение синдрома аспергера у детей симптомы
Синдром Аспергера многие годы считался одной из форм аутизма. Лишь 30 лет назад это состояние стало выделяться отдельным диагнозом. Однако не смотря на некоторые схожие черты, состояние детей с синдромом Аспергером отличается от проявлений детского раннего аутизма.
Типичные симптомы синдрома Аспергера
Состояние при данном синдроме называют скрытой дисфункцией, так как по внешнему виду обычно невозможно понять, что с человеком что-то не так. Синдром не влияет на сохранность интеллекта, зачастую дети-аспи, как их называют, имеют значительные успехи в области точных наук или в творчестве. Проблемы проявляются в области социализации и межличностных коммуникаций.
Типичной для данного состояния является «триада нарушений»:
- Социальное взаимодействие
Сложности проявляются в налаживании контактов с окружающими. Помимо редкого зрительного контакта дети-аспи не умеют поддерживать дружеские отношения, не воспринимают принятые в обществе социальные нормы, могут казаться бестактными или назойливыми. При этом же их отличает склонность к уединению и некоторой отстраненности от окружающих. - Социальные коммуникации
Эмоции — это то, что не доступно людям с синдромом Аспергера. Они все понимают буквально. Мимика, жесты, сопровождающие нашу речь, им непонятны. Сарказм и метафоры, анекдоты ими не используются. Кроме того большие затруднения вызывает вообще само начало разговора и умение вовремя его завершить. - Социальное воображение
Воображение в широком понимании Аспергер вовсе не исключает. Носители этого синдрома могут быть писателями, художниками, Однако эмпатия им не доступна. Они не могут предположить альтернативного разрешения ситуации, не опираются во мнении о другом человеке на его чувства и эмоции, выраженные невербально.
Еще характерные признаки синдрома Аспергера:
- Приверженность к определенному порядку вещей, расписанию, традициям.
- Ярко выраженная увлеченность определенной темой.
- Особенности сенсорной чувствительности — чрезмерно повышенная либо, наоборот, сниженная.
Диагностика синдрома Аспергера
«Особые» черты проявляются у ребенка уже в раннем возрасте. Однако диагностируется синдром Аспергера уже позже, ближе к школьному возрасту. Это связано с тем, что наибольшие проблемы у детей-аспи вызывают социальные навыки.
В раннем детстве это может быть беспроблемный ребенок, развивающийся в срок и отличающийся спокойным темпераментом. Родителей не беспокоит малыш, который может подолгу играть с игрушкой и не требует лишнего общения.
Интеллект у таких детей тоже не вызывает беспокойств — он, как правило, средний или выше среднего. Речь развивается обычно тоже в соответствии с возрастными нормами или даже опережает их.
Черты, характерные для Аспергера, у ребенка могут заметить учителя или воспитатели, или же тревогу начинают бить родители. В обследовании должны принять участие педиатр, невролог, детский психолог и логопед (который выдаст справку-заключение о состоянии речи), однако последнее слово остается за детским психиатром.
Для диагностики используются различные тесты, опросники, неврологические обследования (ЭЭГ, МРТ) — для исключения поражений головного мозга.
На что обратить внимание родителям:
- Ребенок негативно реагирует на новых людей, плачет, отказывается общаться.
- Не принимает участие в подвижных играх, неуклюж, избегает общения.
- В дошкольном возрасте это — «несадиковский ребенок», который с трудом отрывается от мамы, не идет на контакт.
- Не любит и не понимает веселых сказок или мультфильмов.
- Раздражается от прикосновений и тактильного взаимодействия.
- Чрезмерно увлекается каким-то одним видом деятельности, не позволяет себя отвлекать, часами занимается в одиночку.
- Имеет четко ограниченные пищевые предпочтения.
- Новая обстановка, изменение привычных ритуалов полностью выбивают его из колеи.
Лечение синдрома Аспергера
В настоящее время не существует абсолютного лечения данного состояния. Для коррекции тяжелых проявлений синдрома назначается медикаментозная терапия, в прочих случаях работу ведут психологи, педагоги и логопеды-дефектологи.
Несомненно, чем раньше удастся выявить симптомы и провести диагностику, а значит и начать применять коррекционные меры, тем больших успехов можно добиться. Однако говорить о полном излечении нельзя.
Стоит все же отметить, что взрослые с синдромом Аспергера живут вполне полноценной жизнью, создают семьи и находят для себя работу, добиваясь в ней немалых результатов. Конечно, это те люди, которые смогли адаптироваться в социуме и прошли некоторую коррекционную работу.
Психологи и педагоги помогают аспи-детям научиться вести себя в обществе, помогают выработать правильные стереотипы поведения.
Зачем ребенку с синдромом Аспергера логопед-дефектолог?
Большое значение имеет и логопедическая коррекционная работа. Несмотря на то, что речь у детей с синдромом Аспергера развивается вовремя, она отличается многими нарушениями, решить которые и должен логопед-дефектолог:
- Ускоренное развитие речи приводит к наличию довольно обширного словарного запаса, однако даже такой «академический» словарь не дает ребенку возможности строить общение и иногда даже отпугивает сверстников. Кроме того, узкая направленность его интересов накладывает отпечаток и на словарный запас.
- Многократное повторение отдельных слов или целых фраз — тоже отличительная черта синдрома Аспергера. Коррекционные занятия направлены на построение правильной устной речи.
- Характерным симптомом синдрома является также семантическая дислексия (механическое чтение). Ребенок может хорошо и быстро прочесть текст, но не понимать его содержания.
- Речь аспи-детей отличается ускоренным или, наоборот, замедленным темпом, монотонностью. Для того, чтобы устранить этот недостаток используются различные игры и задания, позволяющие ребенку взять под контроль эту область. В занятиях используются приемы логоритмики, заданий на сочетание движений и говорения.
- Здесь мы подходим к еще одной характерной черте синдрома — нарушению моторики и координации. Дети-аспи имеют значительные проблемы с завязыванием шнурков, имеют плохой почерк, неуклюжи и неловки. Упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений позволят им справиться с этими сложностями.
- Большая часть логопедической работы — развитие коммуникативной речи. На занятиях используются дидактические игры, в которых дети учатся строить диалог, осознают правила общения и выстраивания социального общения.
- Иногда у детей-аспи встречается дизартрия, которая тоже требует коррекции и развития артикуляционного аппарата.
Синдром Аспергера называют также высокофункциональным аутизмом. Многие качества людей-аспи могут стать и их сильной стороной, позволяющей им добиться многого в жизни — логичность мышления, внимательность к деталям, независимость мышления, высокий интеллект. Родители, стремящиеся помочь ребенку скорректировать негативные проявления синдрома, дают ему возможность успешно построить свою жизнь. В принципе, он в хорошей компании — рядом с Ньютоном, Эйнштейном и другими выдающимися личностями.
Источник
Синдром Аспергера — психическое расстройство, проявляющееся нарушенным взаимодействием в обществе, ограничением круга интересов и занятий. При этом сохранены интеллектуальные и речевые функции. Часто протекает доброкачественно и к взрослому периоду может сглаживаться. Является одной из разновидностей аутизма.
Назван в честь австрийского врача психиатра Ганса Аспергера, описавшего это расстройство. Другие распространенные названия синдрома Аспергера: аутистическое расстройство личности, аутистическая психопатия. Шифр по Международной Классификации Болезней (МКБ-10) F 84.5. Распространенность у детей от 7 до 16 лет составляет около 0,7%. Чаще встречается у мальчиков.
Симптомы
На ранних этапах развития у ребенка часто не обнаруживаются никакие симптомы. Но с первыми попытками взаимодействия с обществом (при посещении детского сада, поступлении в школу) начинаются проблемы: не получается естественным для всех образом контактировать со сверстниками. У детей с синдромом Аспергера отсутствует эмоциональная чувствительность (не понимают где должно быть весело, что интересно другим, чего нужно опасаться и т.п.), не чувствуют выражения взглядов, жестов и мимики. Из-за этого они плохо слушают собеседника, не понимают намеков и юмора, не чувствуют дистанции, могут разговаривать сами с собой. Замкнуты, предпочитают сосредотачиваться на своих интересах, не понимая что нужно окружающим. Характерной чертой является неуклюжесть, им свойственны странные и чудоковатые движения. Часто в своем повседневном поведении следуют стереотипным привычкам, шаблонам и ритуалам. Плохо спят. Не переносят беспорядок.
При этом характерны раннее и богатое речевое развитие (начинают говорить и читать раньше сверстников), хорошо развито абстрактное мышление и воображение, высокий (не по возрасту) интеллект.
Причины
Окончательно причины не установлены. По мнению врачей имеет те же причины, что и аутизм. Большую роль играют генетические нарушения и минимальные органические повреждения мозговой ткани на ранних этапах развития (во время беременности, в родах, в период грудного возраста).
Выявление
Для того, чтобы поставить этот диагноз нужен осмотр врачом психиатром, на котором доктор соберет анамнез (историю жизни и заболевания) и оценит состоянии психики. Помимо клинической картины с описанными выше симптомами для синдрома Аспергера свойственны специфические изменения на ЭЭГ. Проявляется преобладанием специфического α (альфа) — ритма высокой частоты. Патопсихологическое обследование выявляет специфические изменения некоторых высших психических функций.
У детей
Наиболее тяжело протекает в детском возрасте. У таких детей не складываются дружеские отношения, часто, они становятся объектами насмешек и издевательств со стороны детских коллективов. Оценивая их историю жизни можно увидеть, что они не удерживаются в детских садах, часто вынуждены менять школы. Именно из-за возникающих конфликтов в детских и подростковых коллективах происходят ухудшение психологического состояния с развитием депрессивных состояний, навязчивостей, агрессивности. С такими жалобами попадают в поле зрения врачей психиатров. Если помощь врача будет адекватной, то состояние улучшается, нормализуется взаимодействие со сверстниками и общение уже не приносит им столько страданий.
У взрослых
К периоду окончания школы состояние обычно сглаживается. К моменту окончания школы они сосредотачиваются на интересных для них специальностях и направлениях и, в дальнейшем, могут быть очень успешны в них. Достаточно поздно (после 30-40 лет) создают свои семьи. Во взрослом возрасте на прием к врачу психиатру попадают редко, но могут быть частыми клиентами психологов: из-за повышенной чувствительности и непонимания мотивов других людей часто страдают невротическими состояниями в виде тревожности, навязчивостей, эмоциональных срывов и сниженного настроения.
Лечение
Лечением занимается врач психиатр. В нетяжелых случаях проводится в домашних условиях. Если поведение осложняется агрессивным поведением, бессонницей, изнуряющими навязчивостями, депрессией, то терапия сначала осуществляется в специализированном стационаре.
Методики лечения:
- Психотерапия. Психокоррекция. Тренинги навыков.
- Психотерапевтическая работа с семьей пациента.
- БОС-терапия.
- Медикаментозная терапия (нейрометаболическая, общеукрепляющая, нормотимическая, антидепрессивная, нейролептическая и др.)
- Лечебная физкультура.
- Трудотерапия.
- Терапия путешествиями. Музыкотерапия. Арт-терапия.
Не существует универсальных схем лечения синдрома Аспергера, к каждому пациенту подбирается свой уникальный терапевтический «код» из сочетания вышеперечисленных методик.
Лечение синдрома Аспергера в клинике РОСА:
- Мы — специализированная и официально лицензированная клиника для лечения нарушений поведения у детей и взрослых. Располагаем собственным стационаром в Москве. Принимаем,
- Большой опыт помощи лицам с синдромом Аспергера и другими видами аутизма, в том числе, и со сложными случаями.
- Собственный штат психиатров, психотерапевтов, неврологов, психологов и реабилитологов.
- Психотерапевтическая помощь родственникам пациента.
- Консультации специалистов в клинике, выезд на дом.
- Работаем круглосуточно.
- Анонимно и конфиденциально.
Источник
Каждый ребенок имеет свой характер, темперамент и особенности поведения. Но иногда родители замечают, что их малыш совсем уж не похож на сверстников. Он не заводит друзей, ведет себя не так, как принято, выглядит отчужденным. При обращении к психиатру ему может быть поставлен диагноз «синдром аспергера». Какими симптомами он проявляется у детей?
Жизнь по особому сценарию: синдром «неуживчивости»
Первые симптомы синдрома Аспергера у детей становятся заметными только в 2-3 года. До этого возраста родители и врачи не могут заподозрить у малыша такое расстройство. Причем по внешнему виду такие детки ничем не отличаются от своих сверстников. Обнаружить нарушение можно только при тесном длительном контакте. Его главные признаки – расстройство социальной коммуникации, воображения и взаимодействия. Такие дети не могут устраиваться в жизни и проявляют беспомощность в простых житейских ситуациях.
Как распознать проблему?
Признаки синдрома Аспергера у детей могут быть выражены очень резко или умеренно. Вот самые характерные проявления этого расстройства:
- педантичность;
- стремление к совершенству (перфекционизм);
- трудности в общении. Необходимость вступать в вербальный контакт со взрослыми или детьми вызывает у ребенка сильную тревогу и растерянность;
- непонимание чувств других людей;
- погруженность в собственный мир;
- неадекватные эмоции. Поведение, не соответствующее ситуации (например, ребенок начинает смеяться, когда остальные огорчены или расстроены);
- зацикливание на одних и тех же мыслях;
- непреодолимое стремление любое дело довести до конца;
- огромный психологический дискомфорт, если меняется привычный распорядок жизни;
- отсутствие друзей;
- эмоциональная бедность. По лицу ребенка не поймешь, какие чувства он испытывает. Он четко выражает только гнев или неудовольствие;
- непонимание юмора, критики;
- буквальное понимание фразеологизмов или идиоматических выражений («водить за нос», «пятки сверкают»);
- стандартное мышление, шаблонное поведение. Невозможность действовать сообразно обстоятельствам и менять планы в соответствии со сложившейся ситуацией;
- неуклюжие движения, плохая координация;
- нежелание и невозможность установления зрительного контакта. Ребенок не смотрит в глаза собеседника;
- полная концентрация внимания на мелочах;
- повторение одних и тех же действий, слов или фраз несколько раз подряд;
- ограниченные языковые навыки;
- одержимость своим хобби;
- неумение делиться радостью, достижениями или неприятностями с другими;
- абсолютное равнодушие к интересам людей;
- превосходная механическая память;
- любовь к чтению как к процессу (без понимания содержания);
- отсутствие навыков абстрактного мышления, воображения, фантазии;
- тремор верхних конечностей;
- расстройства сна;
- депрессия, страх.
Сложности диагностики и лечения
На сегодняшний день еще не разработано диагностических методов, которые помогли бы со 100 % точностью диагностировать такое нарушение. Нет и тестов, которые давали бы основание для определения этого расстройства. Поэтому психиатр выслушает жалобы родителей и будет наблюдать малыша долгое время. Он назначит и определенные нейропсихологические пробы.
С терапией этого расстройства тоже есть проблемы. Пока не разработано действенных методик лечения синдрома Аспергера. Цель медико-психологического воздействия состоит в том, чтобы сформировать и развить социальные навыки и научить ребенка общаться со своими сверстниками и взрослыми, то есть сделать его социально адаптированным. Проводится и медикаментозное лечение – назначаются нейролептики, стимуляторы. Чтобы малыш смог «вписаться» в общество, используется поведенческая терапия.
Читайте также:
- Вегетососудистая дистония у детей
- Нехватка воздуха: причины. Гипервентиляционный синдром
Родители должны следить, чтобы ребенок не «уходил» от внешнего мира, полностью погружаясь в свое увлечение. Целесообразно организовать дома определенный распорядок дня. При общении необходимо пользоваться простыми и понятными речевыми конструкциями, избегать длинных сложных предложений. С раннего детства надо разъяснять ребенку правила поведения в разных ситуациях и в общественных местах. А еще он должен чувствовать, что его очень любят таким, какой он есть.
Есть ли разница между аутизмом и синдромом Аспергера?
Часто возникает вопрос: синдром Каннера (аутизм) и синдром Аспергера – одно и то же? Эти расстройства возникают по причине функциональных нарушений в работе ГМ. Некоторые их симптомы совпадают, но это разные патологии, и главный отличительный фактор – сохранность интеллекта. Около 95 % детей с синдромом Аспергера более развиты в умственном плане, чем их одногодки, но имеют собственную линию поведения и по-другому воспринимают окружающий мир.
Вот чем отличается аутист от ребенка с синдромом Аспергера:
- умственная деятельность. Малыш, страдающий аутизмом, может производить впечатление умственно отсталого (хотя часто это не так). При синдроме Аспергера внешне обнаружить особенный тип мышления ребенка практически невозможно;
- речь. Ребенок-аутист начинает говорить позже сверстников, его речевые способности скромны. Дети с синдромом Аспергера имеют хорошо структурированную речь, но она отличается особым ритмом;
- поведение. Аутисты придумывают себе ритуалы и строго придерживаются избранной модели поведения, они всегда сосредоточены на чем-то одном. Ребенок, у которого обнаружено высокофункциональное расстройство, может заинтересоваться двумя объектами сразу. В какой-то сфере он разбирается досконально;
- самообслуживание. Дети с синдромом Каннера поздно и с большими сложностями овладевают навыками самообслуживания, некоторые не способны обеспечить самостоятельный уход. У ребенка с синдромом Аспергера постепенно развиваются такие умения;
- взаимодействие с окружающими. Поведение аутистов люди находят странным и неприятным. При синдроме Аспергера тоже возникают подобные проблемы, но они выражены не так ярко.
Читайте также:
- Аутизм: признаки у взрослых и лечение
- Психические заболевания: список и описание
- Синдром внезапной смерти младенцев
Вылечить такое расстройство невозможно. Родители задумываются, что же будет с их ребенком дальше. Он просто станет взрослым с синдромом Аспергера. Это не болезнь, а врожденная особенность психики. Малыш вырастет и, возможно, достигнет невероятных успехов в какой-то сфере, оставаясь при этом «немножечко странным».
Источник