Курсовая синдром эмоционального выгорания медицинских работников

Синдром «эмоционального выгорания» как проявление профессиональной деформации: динамика и психологическая симптоматика. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников со стажем работы более пяти лет. Подходы к решению проблемы.

  • История развития проблемы эмоционального выгорания. Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников. Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских сестер. Основные стадии сформированности эмоционального выгорания.

    курсовая работа, добавлен 10.10.2014

  • Понятие, признаки, история возникновения синдрома эмоционального выгорания. Профессия и выгорание; особенности проблем медицинских работников. Изучение влияния данного синдрома на психологическое состояние медперсонала и атмосферу внутри коллектива.

    курсовая работа, добавлен 09.04.2014

  • Синдром эмоционального выгорания: теоретические подходы, причины, направления коррекции и профилактики. Профессиональные качества и психологические особенности социальных работников, исследование проявления у них синдрома эмоционального выгорания.

    курсовая работа, добавлен 04.10.2012

  • Проблематика стрессоустойчивости человека. Динамика развития и психологическая симптоматика эмоционального выгорания. Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных характеристик и эмоционального выгорания медсестер в профессиональной деятельности.

    курсовая работа, добавлен 12.07.2015

  • Основные подходы к проблеме профилактики «выгорания». Исследование уровня эмоционального выгорания социальных работников Неклиновского ЦСО и изучение влияния стажа работы на выгорание. Формы и методы профилактики синдрома профессионального выгорания.

    дипломная работа, добавлен 17.05.2014

  • Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания», обобщение факторов, способствующих его возникновению. Динамика развития и психологическая симптоматика. Специфика медицинской профессии, как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания.

    дипломная работа, добавлен 03.06.2011

  • Феномен эмоционального выгорания. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания. Особенности личности и профессиональной компетентности педагогов. Психологическое благополучие учителя. Синдром эмоционального выгорания педагогов.

    курсовая работа, добавлен 19.01.2013

  • Психологическое и душевное переутомление, нарушение здоровья и трудовой дееспособности как причины синдрома эмоционального выгорания. Группы симптомов, характерные для синдрома: физические, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные и социальные.

    практическая работа, добавлен 24.03.2011

  • Профессиональное выгорание: понятие, симптомы, причины и фазы развития, пути профилактики. Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Экспериментальное выявление признаков профессионального выгорания у учителей разного возраста и стажа.

    курсовая работа, добавлен 26.06.2013

  • Содержание труда работников системы здравоохранения как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания. Подходы к изучению влияния тревожности и темпераментальных свойств на профессиональную деятельность. Оценка темперамента медицинских сестер.

    курсовая работа, добавлен 05.01.2016

  • Источник

    Ðàññìîòðåíèå ñèíäðîìà ôèçè÷åñêîãî, ýìîöèîíàëüíîãî è êîãíèòèâíîãî èñòîùåíèÿ, êîòîðûé âîçíèêàåò íà ôîíå ïðîôåññèîíàëüíîãî ñòðåññà è õàðàêòåðèçóåòñÿ ñíèæåíèåì ïðîäóêòèâíîñòè â ðàáîòå. Àíàëèç îñíîâíûõ ñèìïòîìîâ ÑÝÂ. Ôîðìèðîâàíèå è ðàçâèòèå ëè÷íîñòè.

    Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

    Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

    Ïðîôèëàêòèêà ñèíäðîìà ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ

    Æèçíü â áîëüøîì ãîðîäå ñîïðÿæåíà ñ êàæäîäíåâíûìè ñòðåññàìè. Âðà÷è è ñðåäíèé ìåäèöèíñêèé ïåðñîíàë íå ÿâëÿåòñÿ èñêëþ÷åíèåì è æèâóò ïî òåì æå çàêîíàì, ÷òî è îáû÷íûå ëþäè. Áîëåå òîãî, äëÿ ëþäåé «ñòðàäàþùèõ» ïðîôåññèé — ýòî ñîöèîëîãè, ïñèõîëîãè, ìåäèêè âî âñåì ìèðå ââåäåí òåðìèí — «âûãîðàíèå».

    ×òî ýòî çíà÷èò? Ñèíäðîì ôèçè÷åñêîãî, ýìîöèîíàëüíîãî è êîãíèòèâíîãî èñòîùåíèÿ, êîòîðûé âîçíèêàåò íà ôîíå ïðîôåññèîíàëüíîãî ñòðåññà è õàðàêòåðèçóåòñÿ ñíèæåíèåì ïðîäóêòèâíîñòè â ðàáîòå. «Âûãîðàíèå» ýòî ïëàòà çà îêàçàíèå ïîìîùè, ñî÷óâñòâèÿ è çàáîòó.

    Ïî äàííûì 2004 ãîäà 82% ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ ñ÷èòàþò, ÷òî èõ ðàáîòà ñîïðÿæåíà ñ ïåðåíàïðÿæåíèåì è ó íèõ èìåþòñÿ ñèìïòîìû «âûãîðàíèÿ». Çàáîëåâàåìîñòü ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ïàòîëîãèåé, áîëåçíÿìè æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà è ðàññòðîéñòâàìè íåðâíîé ñèñòåìû ó ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ ïðèìåðíî â 2 ðàçà âûøå, ÷åì â ïîïóëÿöèè. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü æèçíè ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ íà 15 ëåò ìåíüøå. Ó íèõ â 2-3 ðàçà áîëüøå ñóèöèäàëüíûõ ïîïûòîê è àëêîãîëèçàöèè.

    Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ (ÑÝÂ) áûë âïåðâûå îïèñàí â 1974 ãîäó àìåðèêàíñêèì ïñèõîëîãîì Ôðåéäåíáåðãåðîì. Îí îïèñûâàë äåìîðàëèçàöèþ, ðàçî÷àðîâàíèå è êðàéíþþ óñòàëîñòü, êîòîðûå îí íàáëþäàë ó ðàáîòíèêîâ ïñèõèàòðè÷åñêèõ ó÷ðåæäåíèé. Ðàçðàáîòàííàÿ èì ìîäåëü îêàçàëàñü óäîáíîé äëÿ îöåíêè ýòîãî ñîñòîÿíèÿ ó ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ. Âåäü èõ ðàáî÷èé äåíü — ýòî ïîñòîÿííîå òåñíåéøåå îáùåíèå ñ ëþäüìè, ê òîìó æå áîëüíûìè, òðåáóþùèìè íåóñûïíîé çàáîòû è âíèìàíèÿ, ñäåðæàííîñòè.

    Îñíîâíûìè ñèìïòîìàìè ÑÝÂ ÿâëÿþòñÿ:

    1) óñòàëîñòü, óòîìëåíèå, èñòîùåíèå ïîñëå àêòèâíîé ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè;

    2) ïñèõîñîìàòè÷åñêèå ïðîáëåìû (êîëåáàíèÿ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ, ãîëîâíûå áîëè, çàáîëåâàíèÿ ïèùåâàðèòåëüíîé è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåì, íåâðîëîãè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà, áåññîííèöà);

    3) ïîÿâëåíèå íåãàòèâíîãî îòíîøåíèÿ ê ïàöèåíòàì (âìåñòî èìåâøèõñÿ ðàíåå ïîçèòèâíûõ âçàèìîîòíîøåíèé);

    4) îòðèöàòåëüíàÿ íàñòðîåííîñòü ê âûïîëíÿåìîé äåÿòåëüíîñòè;

    5) àãðåññèâíûå òåíäåíöèè (ãíåâ è ðàçäðàæèòåëüíîñòü ïî îòíîøåíèþ ê êîëëåãàì è ïàöèåíòàì);

    6) ôóíêöèîíàëüíîå, íåãàòèâíîå îòíîøåíèå ê ñåáå;

    7) òðåâîæíûå ñîñòîÿíèÿ, ïåññèìèñòè÷åñêàÿ íàñòðîåííîñòü, äåïðåññèÿ, îùóùåíèå áåññìûñëåííîñòè ïðîèñõîäÿùèõ ñîáûòèé, ÷óâñòâî âèíû.

    ÑÝ â íàñòîÿùåå âðåìÿ èìååò ñòàòóñ äèàãíîçà â ðóáðèêå ÌÊÁ-1Î. Ïñèõè÷åñêîå âûãîðàíèå ïîíèìàåòñÿ êàê ïðîôåññèîíàëüíûé êðèçèñ, ñâÿçàííûé ñ ðàáîòîé â öåëîì, à íå òîëüêî ñ ìåæëè÷íîñòíûìè âçàèìîîòíîøåíèÿìè â ïðîöåññå åå. Âûãîðàíèå ìîæíî ïðèðàâíÿòü ê äèñòðåññó (òðåâîãà, äåïðåññèÿ, âðàæäåáíîñòü, ãíåâ) â åãî êðàéíåì ïðîÿâëåíèè è ê òðåòüåé ñòàäèè îáùåãî ñèíäðîìà äåçàäàïòàöèè — ñòàäèè èñòîùåíèÿ. Âûãîðàíèå — íå ïðîñòî ðåçóëüòàò ñòðåññà, à ñëåäñòâèå íåóïðàâëÿåìîãî ñòðåññà.

    Ýòîò ñèíäðîì âêëþ÷àåò â ñåáÿ òðè îñíîâíûå ñîñòàâëÿþùèå: ýìîöèîíàëüíóþ èñòîùåííîñòü, äåïåðñîíàëèçàöèþ (öèíèçì) è ðåäóêöèþ ïðîôåññèîíàëüíûõ (ñíèæåíèå ëè÷íûõ) äîñòèæåíèé:

    1.- ýìîöèîíàëüíîå èñòîùåíèå — ÷óâñòâî ýìîöèîíàëüíîé îïóñòîøåííîñòè è óñòàëîñòè, âûçâàííîå ñîáñòâåííîé ðàáîòîé;

    2.- äåïåðñîíàëèçàöèÿ — öèíè÷íîå, áåçðàçëè÷íîå îòíîøåíèå ê òðóäó è îáúåêòàì ñâîåãî òðóäà;

    3.- ðåäóêöèÿ ïðîôåññèîíàëüíûõ äîñòèæåíèé — âîçíèêíîâåíèå ÷óâñòâà íåêîìïåòåíòíîñòè â ñâîåé ïðîôåññèîíàëüíîé ñôåðå, îñîçíàíèå íåóñïåõà â íåé.

    Áîëåå âñåãî ðèñêó âîçíèêíîâåíèÿ ÑÝ ïîäâåðæåíû ëèöà, ïðåäúÿâëÿþùèå íåïîìåðíî âûñîêèå òðåáîâàíèÿ ê ñåáå. Âõîäÿùèå â ýòó êàòåãîðèþ ëè÷íîñòè àññîöèèðóþò ñâîé òðóä ñ ïðåäíàçíà÷åíèåì, ìèññèåé, ïîýòîìó ó íèõ ñòèðàåòñÿ ãðàíü ìåæäó ðàáîòîé è ëè÷íîé æèçíüþ.  õîäå èññëåäîâàíèé áûëè âûäåëåíû åùå òðè òèïà ëþäåé, êîòîðûì ãðîçèò ÑÝÂ:

    Читайте также:  Символ борьбы с синдромом дауна

    Ïåðâûé òèï — «ïåäàíòè÷íûé», õàðàêòåðèçóåòñÿ äîáðîñîâåñòíîñòüþ, âîçâåäåííîé â àáñîëþò; ÷ðåçìåðíîé, áîëåçíåííîé àêêóðàòíîñòüþ, ñòðåìëåíèåì â ëþáîì äåëå äîáèòüñÿ îáðàçöîâîãî ïîðÿäêà (ïóñòü â óùåðá ñåáå).

    Âòîðîé òèï — «äåìîíñòðàòèâíûé», õàðàêòåðèçóåòñÿ ñòðåìëåíèåì ïåðâåíñòâîâàòü âî âñåì, âñåãäà áûòü íà âèäó. Âìåñòå ñ òåì èì ñâîéñòâåííà âûñîêàÿ ñòåïåíü èñòîùàåìîñòè ïðè âûïîëíåíèè íåçàìåòíîé, ðóòèííîé ðàáîòû, à ïåðåóòîìëåíèå ïðîÿâëÿåòñÿ èçëèøíåé ðàçäðàæèòåëüíîñòüþ, ãíåâëèâîñòüþ.

    Òðåòèé òèï — «ýìîòèâíûé», õàðàêòåðèçóåòñÿ ïðîòèâîåñòåñòâåííîé ÷óâñòâèòåëüíîñòüþ è âïå÷àòëèòåëüíîñòüþ. Èõ îòçûâ÷èâîñòü, ñêëîííîñòü âîñïðèíèìàòü ÷óæóþ áîëü êàê ñîáñòâåííóþ ãðàíè÷èò ñ ïàòîëîãèåé, ñ ñàìîðàçðóøåíèåì, è âñå ýòî ïðè ÿâíîé íåõâàòêå ñèë ñîïðîòèâëÿòüñÿ ëþáûì íåáëàãîïðèÿòíûì îáñòîÿòåëüñòâàì.

    ÑÝ âêëþ÷àåò â ñåáÿ 3 ñòàäèè, êàæäàÿ èç êîòîðûõ ñîñòîèò èç 4-õ ñèìïòîìîâ:

    1-ÿ ñòàäèÿ — «Íàïðÿæåíèå» — ñî ñëåäóþùèìè ñèìïòîìàìè:

    -íåóäîâëåòâîðåííîñòü ñîáîé,

    -«çàãíàííîñòü» â êëåòêó»,

    -ïåðåæèâàíèå ïñèõîòðàâìèðóþùèõ ñèòóàöèé,

    -òðåâîæíîñòü è äåïðåññèÿ.

    2-ÿ ñòàäèÿ — «Ðåçèñòåíöèÿ» — ñî ñëåäóþùèìè ñèìïòîìàìè:

    -íåàäåêâàòíîå, èçáèðàòåëüíîå ýìîöèîíàëüíîå ðåàãèðîâàíèå,

    -ýìîöèîíàëüíî-íðàâñòâåííàÿ äåçîðèåíòàöèÿ,

    -ðàñøèðåíèå ñôåðû ýêîíîìèè ýìîöèé,

    -ðåäóêöèÿ ïðîôåññèîíàëüíûõ îáÿçàííîñòåé.

    3-ÿ ñòàäèÿ — «Èñòîùåíèå» — ñî ñëåäóþùèìè ñèìïòîìàìè:

    -ýìîöèîíàëüíûé äåôèöèò,

    -ýìîöèîíàëüíàÿ îòñòðàíåííîñòü,

    -ëè÷íîñòíàÿ îòñòðàíåííîñòü,

    -ïñèõîñîìàòè÷åñêèå è ïñèõîâåãåòàòèâíûå íàðóøåíèÿ.

    Íà ïîÿâëåíèå è ñòåïåíü âûðàæåííîñòè ÑÝ âëèÿåò ìíîæåñòâî ôàêòîðîâ. Íàèáîëåå òåñíóþ ñâÿçü ñ âûãîðàíèåì èìååò âîçðàñò è ñòàæ ðàáîòû â ïðîôåññèè. Ïîêàçàíî, ÷òî ñðåäíèé ìåäèöèíñêèé ïåðñîíàë «âûãîðàåò» ÷åðåç 1,5 ãîäà ïîñëå íà÷àëà ðàáîòû. Ñêëîííîñòü áîëåå ìîëîäûõ ïî âîçðàñòó ðàáîòíèêîâ ê âûãîðàíèþ îáúÿñíÿåòñÿ ýìîöèîíàëüíûì øîêîì, êîòîðûé îíè èñïûòûâàþò ïðè ñòîëêíîâåíèè ñ ðåàëüíîé äåéñòâèòåëüíîñòüþ, ÷àñòî íå ñîîòâåòñòâóþùåé èõ îæèäàíèÿì. Óñòàíîâëåíî, ÷òî ó ìóæ÷èí áîëåå âûñîêèå áàëëû ïî äåïåðñîíàëèçàöèè, à æåíùèíû â áîëüøåé ñòåïåíè ïîäâåðæåíû ýìîöèîíàëüíîìó èñòîùåíèþ. Ýòî ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òî ó ìóæ÷èí ïðåîáëàäàþò èíñòðóìåíòàëüíûå öåííîñòè, æåíùèíû æå áîëåå ýìîöèîíàëüíî îòçûâ÷èâû è ó íèõ ìåíüøå ÷óâñòâî îò÷óæäåíèÿ îò ñâîèõ ïàöèåíòîâ. Ðàáîòàþùàÿ æåíùèíà èñïûòûâàåò áîëåå âûñîêèå ðàáî÷èå ïåðåãðóçêè (ïî ñðàâíåíèþ ñ ìóæ÷èíàìè) èç-çà äîïîëíèòåëüíûõ äîìàøíèõ è ñåìåéíûõ îáÿçàííîñòåé, íî æåíùèíû ïðîäóêòèâíåå, ÷åì ìóæ÷èíû, èñïîëüçóþò ñòðàòåãèè èçáåãàíèÿ ñòðåññîâûõ ñèòóàöèé.

    Èìåþòñÿ èññëåäîâàíèÿ, ñâèäåòåëüñòâóþùèå î íàëè÷èè ñâÿçè ìåæäó ñåìåéíûì ïîëîæåíèåì è âûãîðàíèåì.  íèõ îòìå÷àåòñÿ áîëåå âûñîêàÿ ñòåïåíü ïðåäðàñïîëîæåííîñòè ê âûãîðàíèþ ëèö (îñîáåííî ìóæñêîãî ïîëà), íå ñîñòîÿùèõ â áðàêå. Ïðè÷åì õîëîñòÿêè â áîëüøåé ñòåïåíè ïðåäðàñïîëîæåíû ê âûãîðàíèþ äàæå ïî ñðàâíåíèþ ñ ðàçâåäåííûìè ìóæ÷èíàìè.

    Ïðè èçó÷åíèè ýìîöèîíàëüíîãî äèñòðåññà ó âðà÷åé ïñèõîëîã Êing (1992) ñäåëàë ïîðàæàþùèé âûâîä: «Âðà÷è, ðàáîòàþùèå â ìåäèöèíñêîì ó÷ðåæäåíèè, ïîäâåðæåíû çíà÷èòåëüíîìó ëè÷íîñòíîìó äèñòðåññó, èì òðóäíî ðàñêðûòüñÿ ïåðåä êåì-íèáóäü çà ïðåäåëàìè ñâîåé íåïîñðåäñòâåííîé ñåìüè è êðóãà äðóçåé. Ïðåîáëàäàþùàÿ îñîáåííîñòü âðà÷åáíîé ïðîôåññèè — îòðèöàòü ïðîáëåìû, ñâÿçàííûå ñ ëè÷íûì çäîðîâüåì». Âûãîðàíèå — íå ïðîñòî ðåçóëüòàò ñòðåññà, à ñëåäñòâèå íåóïðàâëÿåìîãî ñòðåññà. Ïî ñëîâàì Grainger (1994): «Âðà÷åé ìíîãî ó÷àò òåîðèè è ïðàêòèêå ìåäèöèíû, íî ïî÷òè íå ó÷àò òîìó, êàê çàáîòèòüñÿ î ñåáå è ñïðàâëÿòüñÿ ñ íåèçáåæíûìè ñòðåññàìè».

    Ïðåäóïðåæäåíèå ÑÝÂ.

    Ãîâîðÿ î ïðîôèëàêòèêå âûãîðàíèÿ ó ìåäèêîâ, ñëåäóåò ðåêîìåíäîâàòü êàæäîìó èç íàñ ñòàòü ñâîèì ñîáñòâåííûì âûñîêîêâàëèôèöèðîâàííûì ñïåöèàëèñòîì ïî óñòðàíåíèþ ñòðåññà. Íåîáõîäèìî íàó÷èòüñÿ ïåðåóñòàíàâëèâàòü ïðèîðèòåòû è äóìàòü îá èçìåíåíèè îáðàçà æèçíè, âíîñÿ ïåðåìåíû â íàøó ïîâñåäíåâíóþ ðóòèíó. Ïðèíèìàÿ íà ñåáÿ îòâåòñòâåííîñòü çà õàðàêòåð ïåðåæèâàíèÿ ñòðåññà, âû íà÷èíàåòå îáðåòàòü êîíòðîëü íàä ñîáîé è ïðè ýòîì äóøåâíî ïåðåõîäèòå èç ïîëîæåíèÿ æåðòâû ê ñîñòîÿíèþ óöåëåâøåãî. Ìû ìîæåì íà÷àòü ñ òîãî, ÷òîáû ñíîâà çàæå÷ü â ñåáå óñòàíîâêó íà òî, ÷òî íàøà ðàáîòà ìîæåò è äîëæíà äîñòàâëÿòü óäîâîëüñòâèå è âîçðîæäàòü íàñ, ðàçâèâàòü íàøè ëè÷íûå ðåñóðñû.

    Íàèáîëåå ýôôåêòèâíûìè íà Çàïàäå, äà è â ðÿäå ðåãèîíîâ íàøåé ñòðàíû ÿâëÿþòñÿ ãðóïïîâûå ôîðìû ðàáîòû: ñïåöèàëüíûå çàíÿòèÿ â ãðóïïàõ ïðîôåññèîíàëüíîãî è ëè÷íîñòíîãî ðîñòà, ïîâûøåíèÿ êîììóíèêàòèâíîé êîìïåòåíòíîñòè (Áàëèíòîâñêèé ìåòîä).

    ×òîáû èçáåæàòü ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ:

    * ñòàðàéòåñü ðàññ÷èòûâàòü, îáäóìàííî ðàñïðåäåëÿòü âñå ñâîè íàãðóçêè;

    * ó÷èòåñü ïåðåêëþ÷àòüñÿ ñ îäíîãî âèäà äåÿòåëüíîñòè íà äðóãîé;

    * ïðîùå îòíîñèòåñü ê êîíôëèêòàì íà ðàáîòå;

    * êàê íè ñòðàííî ýòî çâó÷èò — íå ïûòàéòåñü âñåãäà è âî âñåì áûòü ëó÷øèìè.

    Íåîáõîäèìî ïîìíèòü, ÷òî ðàáîòà — âñåãî ëèøü ÷àñòü æèçíè. Çíàíèå òîãî, ÷òî ÑÝ ôàêòè÷åñêè ÿâëÿåòñÿ íå òîëüêî è íå ñòîëüêî âàøåé ïðîáëåìîé, ñêîëüêî ïðîáëåìîé ïðîôåññèè, äîëæíî ïîìî÷ü àäåêâàòíî îòíåñòèñü ê ïîÿâëåíèþ åãî ñèìïòîìîâ è ñâîåâðåìåííî ïîïûòàòüñÿ âíåñòè êîððåêòèâû â ñâîþ æèçíü. ïðîôåññèîíàëüíûé ñòðåññ ýìîöèîíàëüíûé ïðîäóêòèâíîñòü

    Ïîìíèòå, ÷òî ïîìîùü ïñèõîëîãà ëó÷øå, ÷åì ñàìîñòîÿòåëüíûé âûõîä èç ñëîæèâøåéñÿ ñèòóàöèè.

    Ôîðìèðîâàíèå è ðàçâèòèå ëè÷íîñòè

    Ïñèõîëîãèÿ âûäåëÿåò ìíîæåñòâî ïîäõîäîâ ê èçó÷åíèþ îñíîâíûõ ïðåäñòàâëåíèé, çàêîíîâ ôîðìèðîâàíèÿ, ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè. Íåìàëîâàæíî ïðè ýòîì îòìåòèòü, ÷òî ãëàâíûå ðàçëè÷èÿ çàêëþ÷àþòñÿ â ïîíèìàíèè, ÷òî èìåííî äâèæåò ñèëàìè, ìîòèâèðóþùèõ ê ðàçâèòèþ, êàêîâî âëèÿíèå îêðóæàþùåãî ìèðà íà ôîðìèðîâàíèå.

    Êàæäàÿ ïñèõîëîãè÷åñêàÿ òåîðèÿ íåñåò ïî-ñâîåìó öåííóþ èíôîðìàöèþ î ôîðìèðîâàíèè è äàëüíåéøåì ðàçâèòèè ëè÷íîñòè: Òàê, òåîðèÿ ÷åðò óòâåðæäàåò, ÷òî âñå ñîçäàåòñÿ â ïåðèîä âñåé æèçíåäåÿòåëüíîñòè, à ëè÷íîñòíûå ÷åðòû ïðåîáðàçóþòñÿ ñîãëàñíî íå áèîëîãè÷åñêèì çàêîíàì.

    Ïñèõîàíàëèòè÷åñêèå ó÷åíèÿ ñ÷èòàþò, ÷òî ðàçâèòèå ñëåäóåò ïðèíèìàòü êàê ïðèñïîñîáëåíèå áèîëîãè÷åñêîé ïðèðîäû êàæäîãî èç íàñ ê âçàèìîäåéñòâèþ ñ ñîöèóìîì, ïðè ýòîì âûðàáàòûâàþòñÿ ñïîñîáû óäîâëåòâîðåíèÿ ëè÷íîñòíûõ æåëàíèé, ÷òî îïðåäåëåíû «ñâåðõ-ÿ» (èíûìè ñëîâàìè, ìîðàëüíûìè óñòàíîâêàìè êàæäîãî ÷åëîâåêà).

    Òåîðèÿ ñîöèàëüíîãî íàó÷åíèÿ âèäèò â ýòîì ïðèìåíåíèå ðàçíîîáðàçíûõ ìåòîäîâ âçàèìîäåéñòâèÿ ìåæäó êàæäûì ÷åëîâåêîì. Ãóìàíèñòè÷åñêàÿ òðàêòóåò ôîðìèðîâàíèå è ðàçâèòèå ëè÷íîñòè êàê ïðîöåññ ñòàíîâëåíèÿ ñâîåãî «ÿ».

    Çàêîíîìåðíîñòè ôîðìèðîâàíèÿ è ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè â ñîâðåìåííîé ïñèõîëîãèè

    Èññëåäîâàòåëè ñî âñåãî ìèðà ðàññìàòðèâàþò äàííûé âîïðîñ ñ ðàçëè÷íûõ ïîçèöèé. Óñèëåíà òåíäåíöèÿ ê èíòåãðèðîâàííîìó öåëîñòíîìó ëè÷íîñòíîìó àíàëèçó. Äàííàÿ êîíöåïöèÿ ðàññìàòðèâàåò ýòàïû ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ñ òî÷êè çðåíèÿ âçàèìîçàâèñèìûõ ïðåîáðàçîâàíèé ñ êàæäîé åå ñòîðîíû. Ãëàâíûì â èíòåãðàòèâíîé êîíöåïöèè åñòü ïñèõîëîãè÷åñêàÿ òåîðèÿ Ýðèêñîíà.

    Читайте также:  Синдром портальной гипертензии этиология патогенез

    Ïñèõîàíàëèòèê ïðèäåðæèâàëñÿ ïðèíöèïà, èìåíóåìîãî êàê ýïèãåíåòè÷åñêèé (â æèçíè êàæäîãî ÷åëîâåêà åñòü íåêèå, ïðåäîïðåäåëåííûå ãåíàìè, ñòàäèè, ÷åðåç êîòîðûå ïðîõîäèò ëè÷íîñòü îò ðîæäåíèÿ è äî êîíöà). Ñîãëàñíî åãî ó÷åíèÿì, ëè÷íîñòíîå ñòàíîâëåíèå ïîäâåðãàåòñÿ ìíîãîýòàïíîñòè. Êàæäûé ýòàï õàðàêòåðèçóåòñÿ ïåðåìåíàìè âî âíóòðåííåì ðàçâèòèè ìèðà èíäèâèäóóìà, åãî îòíîøåíèÿõ ñ îêðóæàþùèìè.

    Ýðèêñîí âíåñ îãðîìíûé âêëàä â èçó÷åíèå ôàêòîðîâ ôîðìèðîâàíèÿ è ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè, îòêðûâ, îïèñàâ îñíîâíûå ïåðèîäû êðèçèñîâ è ñòàäèé ðàçâèòèÿ èíäèâèäóàëüíîñòè.

    Æèçíåííûå êðèçèñû

    Ýðèêñîí ñ÷èòàë, ÷òî ïñèõîëîãè÷åñêèå æèçíåííûå êðèçèñû âñòðå÷àþòñÿ â æèçíè êàæäîãî èç íàñ:

    Ïåðâûé ãîä — êðèçèñ çíàêîìñòâà ñ íîâûì ìèðîì.

    2-3 ãîäà — ïåðèîä áîðüáû àâòîíîìíîñòè è ñòûäà.

    3-7 ëåò — èíèöèàòèâíîñòü áîðåòñÿ ñ ÷óâñòâîì âèíû.

    7-13 ëåò — ïðîòèâîñòîÿíèå òÿãè ê òðóäó è êîìïëåêñà íåïîëíîöåííîñòè.

    13-18 ëåò — ñòîëêíîâåíèå ñàìîîïðåäåëåíèÿ ñåáÿ êàê ëè÷íîñòè è ëè÷íîñòíîé ñåðîñòè.

    20 ëåò — êîììóíèêàáåëüíîñòü, èíòèìíîñòü ïðîòèâ âíóòðåííåé èçîëèðîâàííîñòè.

    30-60 ëåò — ñòðåìëåíèå âîñïèòàòü ïîäðàñòàþùåå ïîêîëåíèå, à íå çàìêíóòüñÿ â ñåáå.

    Áîëåå 60 ëåò — óäîâëåòâîðåííîñòü, âîñõèùåíèå ñîáñòâåííîé æèçíüþ â ïðîòèâîâåñ óíûíèþ.

    Ñòàäèè ðàçâèòèÿ è ôîðìèðîâàíèÿ

    Ïåðâàÿ ñòàäèÿ (1é æèçíåííûé ãîä): ïîÿâëÿþòñÿ ñòðåìëåíèå ê îáùåíèþ ñ ëþäüìè, èëè ê îòñòðàíåíèþ îò îáùåñòâà ñ íèìè.

    Âòîðàÿ ñòàäèÿ (2-3 ãîäà): ñàìîñòîÿòåëüíîñòü, ñàìîóâåðåííîñòü.

    Òðåòüÿ, ÷åòâåðòàÿ (3-6 ëåò è 7-13): ëþáîçíàòåëüíîñòü, òðóäîëþáèå, ñòðåìëåíèå èçó÷èòü îêðóæàþùèé ìèð, ðàçâèòèå êàê êîììóíèêàòèâíûõ, òàê è ïîçíàâàòåëüíûõ íàâûêîâ.

    Ïÿòàÿ ñòàäèÿ (13-20 ëåò): ïîëîâîå è æèçíåííîå ñàìîîïðåäåëåíèå.

    Øåñòàÿ (20-50 ëåò): óäîâëåòâîðåííîñòü ðåàëüíîñòüþ, âîñïèòàíèå áóäóùåãî ïîêîëåíèÿ.

    Ñåäüìàÿ (50-60 ëåò): ïîëíîöåííàÿ, òâîð÷åñêàÿ æèçíåäåÿòåëüíîñòü, ãîðäîñòü çà ñîáñòâåííûõ äåòåé.

    Âîñüìàÿ (áîëåå 60 ëåò): óìåíèå ïðèíÿòü ìûñëè î ñìåðòè, àíàëèç ëè÷íûõ äîñòèæåíèé, ïåðèîä îöåíêè ïîñòóïêîâ, ðåøåíèé ïðîøëîãî.

    Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

    Источник

    (Скачать оригинал реферата)

    Термин «эмоциональное выгорание» впервые введен в оборот
    американским психологом Фреденбергом в 1974 году. Им обозначается
    психическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся с другими.
    Изначально Фреденберг занес в эту группу специалистов, работающих в
    кризисных центрах и психиатрических клиниках, позже она объединила все
    профессии, предполагающие постоянное, тесное общение («человек — человек»).
    Синдром эмоционального выгорания (burn-out) представляет собой
    состояние эмоционального, психического, физического истощения,
    развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем
    месте. Развитие данного синдрома характерно для альтруистических профессий,
    где доминирует забота о людях (социальные работники, врачи, медицинские
    сестры, учителя и др.).
    Первые работы по выгоранию появились в 70-е годы в США. Одним из
    основоположников идеи выгорания является Х. Фреденбергер, американский
    психиатр, работавший в альтернативной службе медицинской помощи. Он в 1974
    году описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег (истощение,
    потеря мотиваций и ответственности) и назвал его запоминающейся метафорой —
    выгорание. Другой основоположник идеи выгорания — Кристина Маслач —
    социальный психолог, определила это понятие как синдром физического и
    эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки,
    отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по
    отношению к клиентам или пациентам.

    Основные симптомы СЭВ:
    V Ухудшение отношений с коллегами и родственниками;
    V Нарастающий негативизм по отношению к пациентам (коллегам);
    V Злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином;
    V Утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины;
    V Повышенная раздражительность — и на работе, и дома;
    V Упорное желание переменить род занятий;
    V То и дело возникающая рассеянность;
    V Нарушение сна;
    V Обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям;
    V Повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего
    рабочего дня.
    В 10 пересмотре Международной классификации болезней синдром
    выгорания был описан под рубрикой Z.73.0 как «Выгорание — состояние полного
    истощения». Люди с синдромом выгорания обычно имеют сочетание
    психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков
    социальной дисфункции. Наблюдаются хроническая усталость, когнитивная
    дисфункция (нарушения памяти и внимания), нарушения сна с трудностями
    засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Возможно развитие
    тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных
    веществ, суицид. Общими соматическими симптомами являются головная боль,
    гастроинтестинальные (диарея, синдром раздраженного желудка) и
    кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) нарушения.
    Существует множество теорий развития синдрома эмоционального выгорания.
    Ряд исследователей считает основными предпосылками наличие
    организационных проблем (слишком большая рабочая нагрузка, недостаточная
    возможность контролировать ситуацию, отсутствие организационной общности,
    недостаточное моральное и материальное вознаграждение, несправедливость,
    отсутствие значимости выполняемой работы). В то же время другие
    исследователи считают более важными личностные характеристики (низкая
    самооценка, высокий невротизм, тревожность и др.). Таким образом, нет
    единых взглядов на вопрос этиопатогенеза выгорания, отсутствуют устоявшиеся
    единые диагностические критерии.

    Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица,
    предъявляющие непомерно высокие требования к себе. В их представлении
    настоящий специалист — это образец профессиональной неуязвимости и
    совершенства. Входящие в эту категорию личности, ассоциируют свой труд с
    предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и
    личной жизнью. В ходе исследований были выделены еще три типа людей,
    которым грозит СЭВ.

    Первый тип — так называемый «педантичный». Основные характеристики
    этого типа: добросовестность, возведенная в абсолют; чрезмерная,
    болезненная аккуратность, стремление в любом деле добиться образцового
    порядка (пусть в ущерб себе).

    Второй тип — «демонстративный». Люди этого типа стремятся
    первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с тем им свойственна
    высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы.

    Третий тип — «эмотивный». «Эмотики» бесконечно, противоестественно
    чувствительны и впечатлительны. Их отзывчивость, склонность воспринимать
    чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все
    это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным
    обстоятельствам.

    Читайте также:  Синдром марфана мутация какого гена

    1. люди первого типа часто бывают излишне привязаны к прошлому; у
    них основные симптомы переутомления — апатия, сонливость.

    2. у людей второго типа переутомление выражается в излишней
    раздражительности, гневливости. На этом фоне повышается давление, возникают
    проблемы с засыпанием. В этом случае рекомендуется выпить вечером стакан
    теплого молока и принять успокаивающую ванну или душ.

    3. люди третьего типа при стрессах страдают бессонницей, у них
    возможно появление повышенной тревожности.
    Синдром «Эмоционального выгорания» включает в себя 3 стадии, каждая из
    которых состоит из 4-х симптомов:
    1-я стадия (1) «Напряжение» — симптомы:
    . неудовлетворенность собой,
    . «загнанность в клетку»,
    . переживание психотравмирующих ситуаций,
    . тревожность и депрессия.
    2-я стадия (2) «Резистенция» — симптомы:
    . неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование,
    . эмоционально-нравственная дезориентация,
    . расширение сферы экономии эмоций,
    . редукция профессиональных обязанностей.
    3-я стадия (3) «Истощение» — симптомы:
    . эмоциональный дефицит,
    . эмоциональная отстраненность,
    . личностная отстраненность,
    . психосоматические и психовегетативные нарушения.

    Профилактика и устранение «выгорания»

    1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только
    обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что лидер находится
    на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение
    краткосрочных целей — успех, который повышает степень самовоспитания. К
    концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие
    удовольствие.

    2. Общение. Когда руководители анализируют свои чувства и ощущения
    и делятся ими с другими, вероятность «выгорания» значительно снижается или
    этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы лидеры делились
    своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если вы
    делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти
    вам разумное решение возникшей у вас проблемы.

    3. Использование «тайм-аутов». Для обеспечения психического и
    физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и
    других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время
    праздников и в выходные дни. В наше сложное время, когда темп жизни все
    ускоряется, новые украинские лидеры работают практически без перерывов
    круглый год, находясь постоянно под действием стресса.

    4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими
    психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты,
    определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению
    уровня стресса, ведущего к «выгоранию». Например, определение реальных
    целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.
    Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной
    жизни, что будет способствовать предотвращению «выгорания».

    5. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые
    обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить
    положительную точку зрения в отношении ваших действий.

    6. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы.
    Большинство лидеров знают, как важно уметь контролировать чувство
    тревожности и напряженности при решении профессиональных задач. Но
    завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства,
    особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто
    усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или,
    наоборот, в депрессии, которая приводит к «выгоранию».

    7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом
    существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм
    человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с
    помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание,
    увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень
    самооценки и способствуют развитию синдрома «выгорания». Когда вы
    испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную
    форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.

    Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания:
    V старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои
    нагрузки;
    V учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;
    V проще относитесь к конфликтам на работе;
    V как ни странно это звучит — не пытайтесь всегда и во всем быть
    лучшими.

    Помните: работа — всего лишь часть жизни.
    Учитывая влияние личностных характеристик на развитие синдрома
    эмоционального выгорания, видится перспективным использование личностно-
    ориентированных методик с целью уменьшения профессионального стресса,
    профилактики и лечения синдрома эмоционального выгорания.
    Выводы
    1. Профессиональная деятельность работников сферы психического здоровья
    несет потенциальную угрозу развития синдрома эмоционального выгорания
    (более 70% респондентов имеют различной степени выраженности признаки
    синдрома выгорания).
    2. Личностные черты эмоциональной неустойчивости, конформности, робости,
    подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма, импульсивности,
    напряженности, интроверсии, а также локус контроля имеют значение в
    формировании синдрома эмоционального выгорания.
    3. Психопатологические структуры синдрома эмоционального выгорания у
    работников сферы психического здоровья во многом основываются на личностной
    тревожности.
    4. Наиболее тесная связь определяется между личностными чертами и тревожно-
    депрессивным компонентом выгорания, психосоматическими и психовегетативными
    нарушениями.
    5. Малой выраженности синдрома эмоционального выгорания сопутствует
    отчетливо выраженный характерологический стержень.
    6. Развитие синдрома эмоционального выгорания связано со снижением
    показателей психической адаптации.
    Литература
    1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по
    психодиагностике.—СПб.: Питер, 2001

    2. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические
    исследования // Психологический журнал. 2001г. Т.22, №1.

    3. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские
    новости. 2002. №7

    4. Форманюк Т.В. Синдром профессионального сгорания как показатель
    профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы

    психологии. 1994. № 6.

    Министерство общего профессионального образования
    Псковский Государственный Педагогический
    Институт им. С. М. Кирова

    РЕФЕРАТ

    НА ТЕМУ:

    Синдром эмоционального выгорания

    Студентки
    IV курса ОЗО
    Факультета ПО
    и ДП

    Отделения «Психология»
    Вихровой О.Ю.

    Преподаватель
    Середа Е.И.

    ПСКОВ, 2003 г.

    План

    1. Введение
    2. Основные симптомы синдрома
    3. Профилактика и устранение синдрома
    4. Выводы
    5. Литература

    Источник