Кумин л дети с синдромом дауна
На стадии одного слова ребенок уже может выразить себя, выразить то, чего он хочет. Однако не всегда его поймут правильно. Что значит «мяч» — «отдай мяч», «давай играть в мяч» или просто «это мяч»?
На следующей стадии ребенок учится строить и произносить фразы сначала из 2, затем и из 3 слов. Продолжает расширяться его словарь, развиваться мышление. На этой стадии ребенок осознает, что между словами существуют какие-то отношения, и научится их выражать, комбинируя слова внутри предложения.
Обычные дети начинают использовать фразы из 2 слов, когда их активный словарный запас (количество слов, используемых в речи самим ребенком) насчитывает примерно 50 слов, что происходит в возрасте 19-24 месяца.
Дети с синдромом Дауна в среднем достигают этой стадии примерно в 3 года (по разным исследованиям, в возрасте от 2 до 5 лет, причем к возрасту 5 лет обычно способны построить такое предложение подавляющее большинство детей с синдромом Дауна).
[Если вашему ребенку с синдромом Дауна уже исполнилось пять лет, но он еще не использует фраз из 2 слов, обязательно проверьте его слух, зрение, проконсультируйтесь с логопедом, а также проверьте, нет ли у ребенка дополнительных диагнозов, таких как аутизм.]
Что касается активного словарного запаса, он в среднем к началу данной стадии также не меньше 50 слов (жестов), как и у обычных детей, однако у детей с синдромом Дауна и в этом существует значительный разброс (от 8 до 226 слов).
На этой стадии ребенок может передать значительно больше информации. Фразы будут разнообразны по структуре и многие из них аграмматичны (т.е. построены с нарушением правил грамматики): «Папа ушел», «Еще сок», «Мама туфли» (в смысле «мамины туфли»). Как правило, произношение на данном этапе также далеко от идеала. В это время ребенок обычно использует только знаменательные слова, оставляя освоение служебных слов (предлоги, союзы и проч.) на потом.
Стадия фразы – важный прорыв в развитии мышления и речи вашего ребенка. Теперь он сочетает уже знакомые ему слова для выражения МЫСЛИ. (Следует понимать, что сочетания типа «тетя Аня» не являются фразами из 2 слов, ребенок заучивает их как единую единицу и использует их как одно слово.)
Вы задумываетесь, как помочь ребенку перейти от стадии отдельного слова к стадии фразы из 2-3 слов. Один из наилучших способов – повторение с расширением. Вы повторяете отдельное слово, которое произносит ребенок, а затем присоединяете к нему еще одно, новое слово. Например, малыш играет с машинкой и произносит: «машина», а вы говорите: «машина, машина едет».
С помощью этого способа вы: (1) повторяете слово за ребенком, тем самым даете ему правильный образец произношения слова и показываете, что вы его слушаете; (2) подтверждаете, что то, что он сказал, правильно, повышаете его самооценку и мотивацию продолжать общение; (3) прибавляете на одно слово больше к высказыванию, самостоятельно построенному ребенком.
Разумеется, вам придется поступать так много раз, прежде чем ребенок построит свою первую фразу. Обратите внимание всех членов семьи, няни, работников детского сада на то, что с вашим ребенком нужно общаться именно так, подсказывая ему новое слово впридачу к уже сказанному.
Если ребенок не произносит слова спонтанно, когда играет, с этим способом могут возникнуть трудности. Тогда сам родитель должен начать обсуждать игру с ребенком, и, когда ребенок повторит за вами какое-нибудь слово, используйте этот трюк. Не забывайте также, что малыш может «начать разговор» и без слов, указывая или просто глядя на какой-нибудь предмет. Сначала вы назовете этот предмет («мяч»), а потом расширите фразу: «Хочу мяч».
Не выделяйте отдельного времени для занятий, просто постоянно поступайте так, общаясь с ребенком – во время игры, кормления, переодевания, любых игровых и бытовых моментов.
В книге Л.Кумин рекомендуется сделать небольшую доску с сигналом для ребенка, что в свое предложение ему нужно включать два (три) слова. Можно разместить на такой доске два (а затем и три) ярких, шершавых кружочка. Проговаривая «машина едет», вы указываете поочередно на первый (первое слово) и на второй (второе слово) кружок. Возьмите руку ребенка в свою, повторите фразу, прикасаясь его рукой поочередно к кружкам. Использование такой доски подключает зрительную и тактильную опору и напоминает ребенку, что нужно употреблять более развернутые фразы. Для детей с синдромом Дауна это довольно эффективный способ.
Как уже говорилось выше, на этой стадии дети зачастую не используют правильных окончаний. Повторяйте за ребенком правильную форму, но не заставляйте ребенка непременно и немедленно имитировать верный вариант. Постарайтесь акцентировать внимание на произнесении окончаний, выделяйте его голосом. Как правило, дети с синдромом Дауна начинают осознавать, что между словами существуют определенные отношения и что они имеют формальное выражение, задолго до того, как начинают правильно употреблять маркеры этих отношений в собственной речи.
Всегда хвалите ребенка, когда он использует предложение из 2 слов, можете его обнять и сказать, что теперь он говорит совсем «как большой». Попросите всех людей в окружении ребенка стимулировать его к использованию предложений из 2-3 слов.
Когда ребенок последовательно и самостоятельно использует в своей речи предложения из 2 слов, вы можете таким же способом побуждать его строить предложения из трех слов.
Повторяйте за ребенком то, что он сказал («машина едет»), а потом расширяйте высказывание («машина едет быстро, брррмм…» или «большая машина едет»).
Если вам кажется, что ребенок может строить предложения из трех слов, но не хочет, подключите песенки. Сами пропевайте какие-нибудь предложения или произносите их с повышенным драматизмом. Показывайте, как это весело и забавно. Придумывайте предложения из 3 слов вместо слогана, пропеваемого в телерекламе, на такой же мотив.
Выделите для себя структуры стандартных предложений из 2 и из 3 слов, которым надо научить ребенка. Ниже приведены примеры лишь немногих подобных фраз.
Я хочу + (слово)
Мне нравится + (слово)
Дай + (позднее «дай, пожалуйста, +») (слово)
Где + (слово)
В это время пора учиться употреблять предлоги места.
Ребенок способен спросить «где», он должен научиться и отвечать на этот вопрос. Начинайте играть с ним в «прятки»: «Где кукла (Саша, Маша, сам ребенок, братик или сестренка)? В коробке. На коробке. За коробкой. Под столом» и так далее.
Учите ребенка употреблению слова «куда». Первым ответом малыша, конечно, будет универсальное «туда». «Куда пойдем?». Сначала малыш может отвечать «кухня», «садик». Всегда поправляйте его: «в кухню», «в садик».
Когда ребенок осознает роль понятий, символов, его игры становятся более разнообразными. Он может делать вид, что пьет из игрушечной чашки или кормит куклу. Чуть позже ему захочется построить мост из кубиков и провозить машинку по нему и под ним. Подключайте игры для развития речи. Не забывайте, что для этого лучше использовать любимые игрушки ребенка, с вниманием относиться к желаниям и инициативе ребенка. Используйте описанный выше способ повторения с расширением.
Не упускайте возможность потренироваться в бытовых ситуациях: в магазине, на кухне, где малыш может помочь вам печь печенье или готовить суп.
Чтение и разглядывание картинок в книжках – также отличный способ потренироваться. Выбирайте книги с яркими иллюстрациями и крупным шрифтом, с толстыми страницами, чтобы ребенок мог сам их перелистывать. Дети любят повторение, и в данном случае это вам также на руку. Если малышу нравится какая-то книга, читайте ее снова и снова. Если ребенок тычет пальцем в картинку, обязательно объясните ему, что там изображено. Читайте выразительно, эмоционально. Сами указывайте на слово (например, имя героя), а затем на его изображение в книге, чтобы ребенок начинал запоминать облик букв и слова в целом.
Прочитав интересную историю, подберите игрушки, которые могли бы исполнять роль героев книги, и разыграйте сюжет вместе с ребенком. Побуждайте его говорить за героев.
Закончив чтение абзаца или отрывка на отдельной странице (особенно если сюжет книги уже хорошо знаком ребенку), задавайте вопросы: где герой? куда он пошел? (в зависимости от развития ребенка, он может сначала показывать пальцем на картинку, а затем и отвечать словами). Если малыш не может ответить на ваш вопрос, отвечайте сами, давайте ему модель.
О том, как чтение помогает развивать речь и мышление, подробно описано в книге Ромены Теодоровны Августовой «Говори! Ты это можешь», вышедшей на русском языке. Насколько нам известно, это единственное пособие подобного рода, специализирующееся на развитии речи у детей с синдромом Дауна.
Подробнее о книге Ромены Августовой.
Подборка статей «Дети и книги» на сайте Лены Даниловой.
На этой стадии ребенок учится использовать слова, обозначающие различные характеристики, такие как цвет, размер и форма предметов, учится комбинировать существительные-субъекты действия и глаголы-действия. Он начинает употреблять предлоги и может уже отвечать на вопросы «где», «куда», «когда» и так далее.
Значение слова, расширение словаря
Ребенок познает мир, соотнося символы-слова с понятиями (предмет «мяч» и сочетание звуков «м-я-ч»). Постепенно малыш понимает, что у значений и употребления слов есть много нюансов: тарелку разбивают, игрушку ломают, а бумагу рвут, хотя по сути значение этого процесса, в общем-то, одно и то же. Кроме того, одно и то же слово означает разные вещи в разных ситуациях.
Словарный запас подразделяется на активный (те слова, что ребенок сам использует в речи) и пассивный (слова, которые ребенок в речи не использует, но понимает их значение). Ребенок с синдромом Дауна начинает накапливать словарный запас с самого начала, этот процесс продолжается и во взрослом возрасте.
Как говорилось выше, дети с синдромом Дауна способны понять намного больше, чем сказать. В возрасте до 2 лет ребенок с синдромом Дауна может сказать или показать жестом в среднем до 14 слов, тогда как понимает он в этом же возрасте уже более сотни слов.
Вначале усваиваются слова, которые имеют конкретное значение: ребенок видит предмет и слышит слово, например, «мяч», «молоко». Исследования показывают, что ребенок с синдромом Дауна понимает, воспринимает, запоминает и использует такие слова совершенно так же, как обычный ребенок, тогда как предлоги, союзы, прочие служебные слова даются ему с гораздо большим трудом.
На стадии одного слова ребенок узнает, как называются все предметы, которые он видит, бытовые, обычные действия и так далее. Он сосредоточен на конкретном.
Обычно первые десять слов, которые осваивает ребенок, — это имена/названия членов семьи, любимых продуктов и игрушек и ежедневно употребляемые слова типа «Пока», «Привет».
Работа над словарным запасом обычно включает не только расширение словаря, но и расширение и уточнение ПОНЯТИЙ. Малыш должен понимать, что майка – это не только вот эта его белая майка, но существует понятие «майки вообще», и, если мы считаем, что он усвоил это слово, он должен узнавать майку на картинке, на вешалке в магазине и так далее. Кроме того, ребенок должен понимать, что майка – это не любой предмет одежды, что так нельзя называть, к примеру, штаны.
Особого внимания заслуживают слова с относительным значением, такие как «раньше» и «позже» («рано» и «поздно»), например. Их трудно понять в отрыве друг от друга, для их понимания необходимо знать, что имеется в виду в данной ситуации.
Обогащение словаря включает тренировку навыков следующих направлений:
— категоризации, т.е. отнесения предмета к какой-то категории (молоко – это продукт питания);
— классификации (времена года – это весна, лето, зима, осень);
— употребления синонимов (слов с похожим значением) и антонимов (слов с противоположным значением);
— употребления слов, которые чаще всего связаны общей ситуацией, например, «молоко – печенье», «носки – туфли»;
— употребления слов, обозначающих род и вид (мебель – столы и стулья; еда (наиболее общая категория) – фрукты (более дробная категория) – яблоки и лимоны).
Игры по развитию речи на сайте Лены Даниловой.
Дети с синдромом Дауна, как правило, не осваивают новые слова с постоянной и неизменной скоростью. Обычно накопление идет постепенно, довольно постоянно, до 2 или 3 лет, а затем (между 2-3 или 3-4 годами) случается резкий прорыв с накоплением большего количества слов и понятий.
После этой волны наступает некоторое замедление. Оно необходимо ребенку для того, чтобы как следует отработать усвоенные понятия и поработать над формой слов, над навыками их правильного произнесения.
Как можно работать над расширением словаря
Статья «Увеличение словарного запаса» на сайте Лены Даниловой.
Называйте все предметы, на которые смотрит ваш ребенок. Повторяйте слово неоднократно. Если вам встретятся другие объекты, которые можно назвать так же, снова укажите ребенку на эти объекты и повторите это слово, чтобы он понял, что это не «имя» конкретного предмета.
Смотрите на предмет, который называете, и указывайте на него пальцем.
Не упускайте возможности обогатить словарь ребенка в ситуациях реальной жизни. Называйте продукты в магазине, предметы вокруг игровой площадки и так далее.
Не забывайте также о глаголах: «что ты делаешь? Ты прыгаешь. Что ты делаешь? Куда ты бежишь?» и так далее. Играйте с куклами: пусть кукла попрыгает, а теперь пусть кукла ляжет, сядет, встанет…
Играйте в ролевые игры, например, «Магазин».
Подыскивайте книги о том, что происходит в реальной жизни ребенка. Съездив на море или планируя такую поездку, читайте книги о море, о пляже и так далее. По возвращении с курорта рассматривайте с ребенком ваши фотографии, вспоминайте, как и где вы отдыхали, называйте все, что встречается на фотографиях. Можете сделать свою собственную книгу с использованием фотографий вашей семьи и ребенка и сочинять собственные рассказы и сказки. Некоторые идеи по этому поводу — тут.
Занимайтесь сортировкой предметов, отрабатывая навыки категоризации. Распределяйте с ребенком, к примеру, продукты и одежду по разным коробкам. Не обязательно выделять для этого специальное время: делая уборку, вы ненавязчиво сортируете предметы, книги ставятся на полку, игрушки убираются в ящик для игрушек. Не забывайте называть для ребенка каждый предмет. Если он уже знает слово «рубашка», прибавляйте «рубашка, рубашка – это одежда».
Играйте в разнообразные игры со словами, «Я могу назвать пять видов фруктов» (для более старших детей) или своеобразные загадки «Банан – это животное? Нет, банан – это фрукт» для более младших. Подключайте игры типа лото.
Игры лото могут оказаться полезными и для отработки и запоминания слов, включаемых обычно в одну ситуацию – собака, кость, поводок, будка, намордник…
Что касается работы над грамматической правильностью речи, первыми навыками ребенка в этом смысле будут, скорее всего, следующие:
— усвоение понятия множественного числа существительных (стул – стулья, стол – столы, дом – дома);
— усвоение понятия притяжательных прилагательных (мамин, папин, Ирин);
— понимание и отработка употребления рода существительных и согласуемых с ними прилагательных, местоимений (наша мама, наш папа),
— понимание системы времен глагола.
Ребенок с синдромом Дауна понимает больше, чем может сказать. Потому, чтобы не «загрузить» его сразу полной системой грамматических категорий глагола, имеет смысл начинать учить его использовать неопределенную форму глагола, инфинитив: писать, читать, спать. Неопределенную форму глагола можно использовать во многих широко употребительных структурах: Я (НЕ) ХОЧУ…, Я (НЕ) БУДУ…, МНЕ (НЕ) НРАВИТСЯ…, НАДО…, НЕ НАДО…, МОЖНО…, НЕЛЬЗЯ…, ПОРА….
Хороший способ работать над осознанием и правильным употреблением грамматических категорий – вопросы и ответы, в т.ч. по читаемым вместе книжкам. Сначала ребенок будет отвечать кратко («Куда пошла Маша? – В школу»), затем просите его отвечать более развернуто, стимулируйте его, чтобы он вначале имитировал структуру вашего предложения в ответе («Маша пошла в школу»), а затем и расширял высказывание, добавляя что-то самостоятельно.
Подробнее об этом см. в книге Ромены Августовой (см. по ссылке выше), а также в работах отечественных логопедов, например, на ресурсе pedlib.ru. Обращайте внимание на работы о преодолении лексико-грамматического недоразвития речи.
Так, нам кажется очень полезной, например, эта книга: Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей на pedlib.ru.
Продолжение следует…
На главную
Начало материала по книге Л.Кумин, часть 1. Особенности детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на речь.
Продолжение материала по книге Л.Кумин, часть 2: Стимуляция детей для развития речи: от рождения до первого слова
Часть 3 материала по книге Л.Кумин. Стадия одного слова. Альтернативные / вспомогательные системы общения
Продолжение материала по книге Л.Кумин, часть 5: Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Понятность речи.
Окончание материала по книге Л.Кумин, часть 6: Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Прагматика, или как мы общаемся.
Ресурсы для родителей детей с СД (в т.ч. другие статьи о развитии речи)
Ссылки на ресурсы о СД
Ссылки на ресурсы, полезные для воспитания детей, в т.ч. специализированные сайты логопедов и дефектологов
Наш электронный адрес
Источник