Культурный синдром по мнению г триандис это

Культурный синдром по мнению г триандис это thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 октября 2019;
проверки требуют 4 правки.

Культурный синдром по Гарри Триандису (от англ. cultural syndrom) — концепция, введенная в психологическую науку одним из ведущих специалистов в кросс-культурной психологии, американским ученым Гарри Хараламбосом Триандисом.
Культурный синдром — набор ценностей, установок, убеждений, самоопределений, норм, стереотипов, ассоциаций и моделей поведения, которыми одна культурная группа отличается от другой[1]. Основная задача такой матрицы — определение типа культуры, к которому принадлежит та или иная группа.

Основные измерения культурного синдрома[править | править код]

В одном из своих фундаментальны трудов «Culture and Social Behavior»[2] Триандис первоначально выделил четыре культурных индикатора, которые, по его мнению, играют определяющую роль в изучении влияния субъективных, нематериальных факторов на поведение человека:

  • Сложность
  • Индивидуализм
  • Коллективизм
  • Жесткость[3]

Ориентируясь на данные индикаторы, ученый выделял несколько культурных синдромов.

Культурный синдром «простота-сложность» (от англ. Cultural Complexity)[править | править код]

Сложность той или иной культуры определяется количеством различных культурных элементов, среди которых Триандис выделял:
Структуру социальных отношений. Так, к примеру, многомиллионная столица Мексики — Мехико или Древний Рим являлись сложными системами.
Разграничение объектов и событий среды. В данном случае подразумевается количество различных профессий: в индустриальных странах нужны специалисты из крайне разных областей, в менее развитых обществах такая вариативность не требуется.
Сложность культуры можно также определить по: среде обитания и истории общества . Так, группы, где основой стали рыболовство, охота и собирательство, относятся к простым культурам; скотоводство и сельское хозяйство ведут — к культурам с небольшой сложностью; индустриальные группы — к сложным культурам; а самыми сложными становятся информационные общества, где люди работают с огромным количеством информации с помощью компьютеров и имеют доступ к банкам данных, связанных между собой информационными сетями.
Также важен фактор отношения ко времени: чем сложнее культура, тем больше внимания ему уделяется (европейцы и американцы считают опозданием задержку более чем на 15 минут, жители Латинской Америки — 1 день) [4].
Позже известный российский социолог Лебедева Н.М. добавила еще ряд параметров, для определения простоты или сложности культуры:

  • Открытость отношений
  • Полезависимость и поленезависимость — подверженность (неподверженность) сильному влиянию среды
  • Отношение к критике
  • Степень доверия вербальному и невербальному общению[5]

По Лебедевой, к странам с простой культурой относятся государства с относительно невысоким уровнем развития, расположенные в Африке и Латинской Америке, а также Иран. Сложная культура присуща США и Японии, а также другим постиндустриальным государствам. Средней культурной сложностью отличаются Греция и Италия[6].

Культурный синдром «жесткость-рыхлость» (от англ. Tightness)[править | править код]

Синдром определяется через поведение людей в обществе и их отношение к существующим нормам.
Факторы образования жесткого типа культуры:

  • Гомогенность культуры
  • Отсутствие влияния чужой культуры
  • Высокая плотность населения
  • Северный климат (в северных странах требовался более жесткий контроль за распределением ресурсов для выживания)

Факторы образования рыхлого типа культуры:

  • Культурная гетерогенность
  • Влияние других культур
  • Большая территория с небольшим количеством населения
  • Теплый климат

Примером жесткой культуры Триандис называет Японию, где любое, даже самое незначительное отклонение от нормы может жестоко наказываться (опоздание на урок на пару минут[7]). Жесткая культура в Японии сложилась благодаря конфуцианству, изолированному географическому положению и гомогенности общества. Примером рыхлой культуры выступают США и Таиланд.

Культурный синдром «индивидуализм-коллективизм» (от англ. Individualism — Collectivism)[править | править код]

Синдром выявляется через отношение личности к коллективу и особенности его самоопределения в нем. Ученые считают, что это один из главных синдромов для изучения и выявления различий между культурами[8].

Особенности коллективистских культур
В таких культурах индивиды считают себя неотъемлемой частью группы, сообщества, семьи или любого другого коллектива. Члены группы осознают себя частью одного целого и ставят интересы и цели коллектива выше своих собственных. Главные ценности для представителей коллективистских культур: безопасность, долг, персонализированные отношения. Часто отношения в таких культурах иерархичны. Индивиды часто с подозрением относятся к представителям других культур, сложно выстраивают с ними отношения, но с течением времени могут заводить и поддерживать близкие отношения с чужаками. В качества примеров таких культур Триандис называет страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Преимущества коллективизма:

  • Более низкий уровень преступности
  • Уважение членов коллектива, их интересов

Недостатки коллективизма:

  • Давление на личность, ограничение выбора
  • Развитие авторитаризма
  • Высокий уровень конфликтности между группами (этнические чистки)

Особенности индивидуалистских культур
В таких культурах личность действует независимо от коллектива, иногда вступая в конфликт с другими членами группы ради достижения своих целей, которые стоят в приоритете над целями коллектива. Главные ценности: получение удовольствия, достижение успехов, конкуренция, свобода и независимость. Представители таких культур дружелюбно настроены по отношению к другим группам, легко заводят новые знакомства. Страны с индивидуалистским синдромом – США, англоговорящие страны (Новая Зеландия, Австралия, Великобритания, Канада), Нидерланды, Скандинавские страны, Франция, Ирландия и Германия[9].

Преимущества индивидуализма:

  • Соблюдение прав личности
  • Развитие демократии и мультикультурализма
  • Поощрение талантов и последующее развитие общества

Недостатки индивидуализма:

  • Высокий уровень преступности
  • Ослабление института брака и высокий уровень разводов
  • Высокий уровень конфликтности

Смешанные культуры
В эту группу входят культуры, сочетающие в себе черты коллективизма и индивидуализма. Примеры стран со смешанным типом культуры: Россия, страны Южной Европы (Греция, Южная Италия, Испания и Португалия).

Последующее развитие концепции[править | править код]

Точное количество культурных синдромов, по которым возможно изучать типы культуры, неизвестно. Над их выявлением работают ученые и специалисты в области кросс-культурной психологии. Концепцию культурных синдромов развивал в своих работах Герт Хофстеде, на основе исследований он выделил еще три культурных синдрома, позволяющих проводить разграничительные черты между культурами разных стран: избегание неопределенности, дистанция власти, фемининность-маскулинность.
Психологи Ричард Нисбет и Дов Коэн говорили о существовании культурного синдрома «почитание» (от англ. honor)[10][11]. Мексиканский психолог Рохелио Диас-Герреро выделил другой синдром — «активность-пассивность»[12].

См. также[править | править код]

  • Кросс-культурная психология
  • Типология культурных измерений Хофстеде
  • Система ценностей

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Triandis H. C. The Psychological Measurement of Cultural Syndromes, American Psychologist,1996. P. 407.
  2. ↑ Triandis, H. C. Culture and social behavior. New York: McGrawHill,1994.
  3. ↑ Триандис Г. Культура и социальное поведение. М.: Форум, 2007. C.20.
  4. ↑ Триандис Г. Культура и социальное поведение. М.: Форум, 2007. C.176.
  5. ↑ Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. — М.: Ключ + С, 1999. С. 45.
  6. ↑ Мейжис И.А., Почебут Л.Г. «Социальная психология»: Питер; СПб. 2010. С. 456.
  7. ↑ [1] «Несколько раз опоздал на урок — и ты уже второгодник». Как живут японские школьники
  8. ↑ Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. — М.: Ключ + С, 1999. С. 52.
  9. ↑ Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. — М.: Ключ + С, 1999. С. 52.
  10. ↑ Cohen, Dov; Nisbett, Richard Field Experiments Examining the Culture of Honor: The Role of Institutions in Perpetuating Norms about Violence // Personality and Social Psychology Bulletin 23(11), 1997. P. 1188-1199.
  11. ↑ Социологическая концепция Роберта Нисбета
  12. ↑ Diaz-Guerrero, R The active and the passive syndromes // Revista Interamericana de Psicología, 1(4), 1967. P. 263-272.

Ссылки[править | править код]

  • Психологическое измерение культур
  • Гарри Триандис. Биография

Источник

Существует несколько культурных характеристик, которые изменяются в связи с изменением среды. Из этих характеристик состоят так называемые культурные синдромы1.

Культурный синдром, по мнению Триандиса, — это определенный набор ценностей, установок, верований, норм и моделей поведения, которыми одна группа культур отличается от другой.

Сам Триандис выделил три культурных синдрома: «простота — сложность», «открытость — закрытость» и «индивидуализм — коллективизм». Другие исследователи выделяли и другие культурные синдромы или измерения. Рассмотрим их по порядку.

Простота — сложность

Выявлено, что чем более сложной является культура, тем более внимательно люди в ней относятся ко времени.

Кросс-культурные различия

На вопрос «Если у вас назначена встреча с другом, как долго вы намерены ждать его?» люди в индустриальных культурах (США, Япония) давали ответ в минутах, люди в культурах, средних по сложности (Греция, Италия) — в часах, а в наименее сложных (некоторые культуры Африки, Латинской Америки) — в сутках.

говоры вести последовательно, а не одновременно. В других культурах (например, в Саудовской Аравии) вполне приемлемо вести разговоры одновременно с несколькими людьми.

Также культуры отличаются специфичностью или диффузносгью социальных ролей. Чем более сложной считается культура, тем более специфичны в ней роли, в менее сложных культурах роли более диффузны, размыты.

Пример

В сложных культурах от продавца ожидается определенная модель поведения, основанная на его социальной роли, и покупателя совершенно не интересуют религиозные взгляды продавца, его партийная принадлежность и т.д. В менее сложных культурах, например, в Иране, религиозная принадлежность человека — главный определяющий фактор его социального поведения, и это может влиять на оценку его социальной роли окружающими.

Под понятиями специфичности — диффузности некоторые психологи усматривают более глубокое основание в виде полезависимости и полене- зависимости. Полезависимость означает, что люди подвержены сильному влиянию среды, которая формирует перцептивные навыки, в результате чего им трудно выделить стимул из контекста. Поленезависимость означает способность человека выделить стимул из окружающей среды, например, поленезависимые охотники способны увидеть коричневого по окраске зверя в среде того же цвета. Считается, что в охотничьих и собирательских культурах люди больше поленезависимы, а в земледельческих — полезависимы1.

Практические следствия этих различий. В результате разного отношения ко времени может возникнуть непонимание: представители сложных культур могут расценивать длительное опоздание или одновременный разговор со многими людьми как неуважение к ним лично. Различия в степени специфичности ролей также могут привести к непониманию: в культурах, где роли диффузны, трудно разделить человека и его идеи, поэтому критика идей небезопасна — она может быть воспринята как критика данного человека в целом, что в таких культурах недопустимо. С другой стороны, в культурах с диффузными ролями к вам могут демонстрировать хорошее отношение, считая в душе полным ничтожеством, что практически невозможно в западных культурах. Но при этом представителям культур с диффузными ролями поведение людей из культур Запада представляется грубым и высокомерным. Все эти различия должны быть понимаемы в культурном контексте. Нужно помнить, что человек действует правильно, даже если нам не нравится его поведение.

Источник

Гарри Триандис предложил понятие «культурный синдром». По мнению ученого, культурный синдром – это определенный набор ценностей, установок, верований, норм и моделей поведения, которыми одна группа культур отличается от другой.

Г. Триандис рассматривает различные культурные синдромы: сложная / простая культура, жесткая / рыхлая культура, индивидуалистическая / коллективистская культура, открытая / закрытая культура. Рассмотрим некоторые из них.

1. Простая / сложная культура.

Согласно Г. Триандису, человеческая и культурная эволюция двигалась в направлении возрастания сложности. Около 99% времени своего существования представители вида Хомосапиенс традиционно занимались охотой. Некоторые первобытные племена, которые все еще существуют в отдельных уголках планеты, как и кочевые, представляют этот наиболее важный период человеческой эволюции. Эти группы имеют относительно простую социальную организацию. Археологические данные позволяют предполагать, что такие племенные образования включали не более четырех десятков взрослых, а взаимосвязи между ними были весьма слабыми.

Следующей стадией было развитие сельского хозяйства, которое позволило перейти к оседлому образу жизни. Это изменение ознаменовалось большим возрастанием культурной сложности.

Потом появилась промышленность. С индустриальной революцией плотность населения увеличилась еще больше. Для усложнения культуры способствовали развитие письменности, сельского хозяйства, городов, промышленности, транспорта, наличие социальной стратификации [Триандис, 2007: 201].

Г. Триандис отмечает, что в сложных культурах люди в большей степени разграничивают объекты и события окружающей среды. Количество различных профессий отражают сложность культуры. В индустриальных странах существует около четверти миллиона различных профессий, тогда как в неразвитых обществах едва ли наберется 20. Сложность свойственна информационным обществам.

Чем более сложной считается культура, тем более специфичны в ней роли, в менее сложных культурах роли более диффузны, размыты. Например, в сложных культурах от продавца ожидается определенная модель поведения, основанная на его социальной роли, и покупателя совершенно не интересуют религиозные взгляды про­давца, его партийная принадлежность и т. д.

Среда обитания и история общества определяют его сложность. Общества, жизнь которых основана на добывании пищи (охоте, рыбной ловле, собиранием плодов), являются простыми. Скотоводческим и аграрным обществам свойственна некоторая сложность. Индустриальные еще сложнее, информационные – самые сложные общества.

2. Жесткая / рыхлая культура

По мнению Г. Триандиса, жесткая культура предполагает поведение людей в строгом соответствии с нормами. Отклонение от норм с большей вероятностью наказуемо. В жестких культурах люди знают, чего от них ожидают и как вести себя в любой ситуации. К жестким культурам Г. Триандис относит Японию.

Рыхлые культуры имеют или неопределенные нормы, или допускают отклонения от норм. В таких культурах социальное поведение является непредсказуемым. К рыхлым культурам Г. Триандис относит Тайланд. Культура США является не жесткой, к отклонениям от норм там относятся гораздо терпимее, чем в Японии.

3. Коллективистская / индивидуалистическая культура.

Согласно Г. Триандису, индивидуалистической может быть названа культу­ра, в которой индивидуальные цели ее членов не менее (если не более) важны, чем групповые.

Коллективистская культура, наоборот, характеризуется тем, что в ней групповые цели превалируют над индивидуальными.

В каждой культуре люди имеют как индивидуалистические, так и коллективистские тенденции сознания и пове­дения, однако индивидуализм характерен для Запада, а коллективизм — для Востока и Африки.

Главная предпосылка индивидуализма, по мнению Г. Триандиса, — уровень благо­состояния. Считается, что финансовое благополучие ведет к социальной и психологической независимости. Наиболее состоятельные и образованные слои об­щества в любой культуре имеют тенденцию быть более индивидуалистически настро­енными. Миграции, социальная мобильность и урбанизация также способствуют ро­сту индивидуализма. В то же время, проявление индивидуалистических или коллективистских тенденций зависит не только от культуры, но и от социального контекста: человек может демонстрировать коллективистские тенденции в семье и среди близких друзей и индивидуалистическое поведение — на работе или с незнако­мыми людьми.

Г. Триандис отмечает, что в коллективистских культурах поведе­ние людей трактуется с позиций норм, принятых в данной культуре, а в индивидуа­листических — объясняется личностными особенностями и установками самого ин­дивида.

По мнению ученого, в коллективистских культурах успех человека чаще приписывается помощи других людей, богатству и т. д., а в индивидуалистических культурах успех приписы­вается способностям личности.

В коллективистских культурах человек чаще сам приспосабливается к ситуации, чем меняет ситуацию «под себя», в индивидуалистических же культурах, наоборот, он стремится изменить ситуацию «в свою пользу». В коллективистских культурах людям свойственно знать (и рассказывать) больше о других, чем о себе, а в индивидуалистических культурах индивид больше склонен знать (и говорить) о себе, чем о других.

Ключевые термины

Низкоконтекстные культуры, высококонтекстные культуры, адаптация, культуры с женским и мужским началом.

Контрольные вопросы

1.Что такое высококонтекстная культура?

2. Каковы признаки высококонтекстной культуры?

3. Что такое низкоконтекстная культура?

4. Каковы основные признаки низкоконтекстной культуры?

5. В чем заключается смысл теории Г. Хофстеде?

6. Как определяет понятие «культурный синдром» Гарри Триандис?

7. Какие типы культурных синдромов рассматривает Гарри Триандис?

8. Что означает понятие «культурная грамотность» по мнению Э.Д. Хирша?

9. Как определяют понятие «ценностные ориентации» Ф. Клакхон и Ф. Стродбек?

10. Какие ценностные ориентации выделили Ф. Клакхон и Ф. Стродбек? В чем заключается суть каждой из них?

Практические задания

1. О.А. Леонтович пишет, что Россия на протяжении всей своей истории испытывает значительные влияния как с Запада, так и с Востока и занимает промежуточное место между низкоконтекстными и высококонтекстными культурами. С одной стороны, русские гордятся своей прямотой и выражают информацию достаточно эксплицитно; с другой стороны, в эмоциональной сфере они тяготеют к кодированию части информации в имплицитной, косвенной, осложненной форме [Леонтович, 2007, с. 33].

Насколько вы согласны с приведенным мнением? Приведите аргументы за и против.

2. Опираясь на следующий текст, спрогнозируйте возможные сложности, которые могут возникнуть при общении представителей высококонтекстных и низкоконтекстных культур.

Алан, стажирующийся на японской фирме, собирался на свое первое рабочее собрание. Поскольку в программу были включены спорные вопросы, Алан ожидал интересной дискуссии. Но собрание оказалось довольно скучным: никто не высказывал мнений за и против. Вместо этого было задано несколько вопросов, и некоторые члены коллектива коротко прокомментировали положительные стороны предлагаемого решения. Алан слышал, что часть сотрудников была не согласна с решением, но они всего лишь задали несколько мелких вопросов. Один из членов комитета возразил; на некоторое время воцарилась тишина, никто не ответил. Затем председатель спросил, есть ли еще вопросы и комментарии, и закрыл обсуждение. Не было даже голосования. Под конец Алану казалось, что никакого серьезного обсуждения вообще не было [Вежбицкая, 1999, с. 673].

3. Проанализируйте русскую и изучаемую культуры по параметрам теории Г. Хофстеде. По какому параметру наблюдается боль­ше сходств или различий между сопоставляемыми культурами?

4. Гарри Триандис утверждает, что в коллективистских культурах успех человека чаще приписывается помощи других людей, богатству и т. д., а в индивидуалистических культурах успех приписы­вается способностям личности. Согласны ли вы с точкой зрения г. Триандиса? Аргументируйте свой ответ.

Рекомендуемая литература

1. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коомуникация: на материале креолизованных текстов. – М.: Академия, 2003. – 128 с.

2. Викулова Л.Г. Основы межкультурной коммуникации: практикум. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2008. – 288 с.

3. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 237–239.

4. Леонтович О.А. Введение в межкультурную коммуникацию. – М.: Гнозис, 2007. – С. 26–34.

5. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. – М.: Логос, 2002. – С. 35–63.

6. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. Учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. – С. 80-99.

7. Триандис Г. Культура и социальное поведение. – М.: Форум, 2007. – С. 198-226.

8. Hirsch E.D. Cultural Literacy. What every American needs know. – New York: Doubleday, 1988.

9. Hall E. Beyond Culture. — New York: Doubleday, 1976.

10. Hall E. Understading Cultural differences: Germans, French and Americans. – Yarmouth: Intercultural Press, 1990.

11. Kluckhohn F., Strodbeck F. Variation in Value Orientation. NY: Row, Peterson. 1961.- 267 p.

Источник