Кучма в р синдром дефицита внимания

Аутизм и нарушения развития - №2 (13) / 2006 | Перейти к описанию

РИНЦ

Рейтинг
Science Index РИНЦ 2018

39 место
— направление «Психология»

0,344 —
показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,771 —
двухлетний импакт-фактор

 

Аутизм и нарушения развития
2006. Том. 4, № 2. С. 10–19
ISSN:
1994-1617 / 2413-4317 (online)

Пучинина О.В.
психолог, начальная школа N 1703 г. Зеленограда, Москва, Россия
e-mail: chaurangi@mtu-net.ru

Сидром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является
одной из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском
возрасте. В связи с широкой распространенностью он стал предметом изучения и
медиков, и психологов, и педагогов. Описанию расторможенных, импульсивных,
неугомонных, невнимательных, непослушных детей, испытывающих значительные
трудности в адаптации и обучении, посвящены работы как отечественных, так и
зарубежных неврологов, психологов и психиатров: Н.Н. Заваденко, Ю.С. Шевченко,
В.Р. Кучмы, И.П. Брязгунова, Е.А. Осиповой, Н.В. Панкратовой, Т.В. Ахутиной,
Н.М. Пылаевой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, R.Barkley, S.Clements, З.Тржесоглавы
и др. Несмотря на значительное количество работ в этой области, исследователи
до сих пор не пришли к единому мнению относительно этиологии синдрома, его
распространенности, а также диагностических критериев данного заболевания.
Аналогичным образом на данный момент нет единого мнения относительно
сочетаемости синдрома с запаздыванием процессов созревания высших психических
функций, которые приводят к специфическим трудностям обучения, в первую
очередь, в виде трудностей программирования и контроля деятельности. При СДВГ
высокий уровень интеллекта может сочетаться с низкой психоэмоциональной
устойчивостью, частыми колебаниями настроения, упрямством, вспыльчивостью,
агрессивностью, длительно сохраняющейся инфантильностью, незрелым поведением,
проблемами в общении, неуверенностью в себе, неустойчивой самооценкой. Однако
до сих пор остается невыясненным вопрос, почему у одних детей с СДВГ больше
выражены эмоционально-мотивационные нарушения, у других – когнитивные.
Существуют также разногласия относительно возможностей компенсации,
устойчивости проявления симптомов и сочетания СДВГ с другими клиническими
расстройствами.

  1. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдром
    дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им.
    В.М. Бехтерева. 1993. — № 3. — С. 74-90.

  2. Белопольская Н.Л. Дифференциально-диагностическое значение
    изучения самосознания у детей с ЗПР / Психология детей с задержкой психического
    развития (под ред. Защиринской О.В.). — СПб., 2003. – С. 240-244.

  3. Бихевиорально-когнитивная психотерапия детей и подростков
    (под ред. проф. Ю.С. Шевченко). — СПб., 2003.

  4. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка
    / Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1972. — С.44-56.

  5. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или
    всё о гиперактивных детях. — М., 2002.

  6. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собр. соч. — М.,
    1982. – Т. 2.

  7. Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. — М.,
    1983.

  8. Горбачевская Н.Л., Заваденко Н.Н., Якупова Л.П., Сорокин
    А.Б., Суворина Н.Ю., Григорьева Н.В. Электроэнцефалографическое исследование
    детской гиперактивности // Физиология человека. — 1996. — Т. 22. — № 5. — С.
    49-55.

  9. Гиперактивные дети. Под ред. М.Пассольта. — М.,
    2004.

  10. Грибанов А.В. и др. Синдром дефицита внимания с
    гиперактивностью у детей. — М., 2004.

  11. Демьянов Ю.Г. Пограничные с олигофренией состояния /
    Психология детей с задержкой психического развития (под ред. Защиринской О.В.).
    — СПб., 2003. — С. 101-132.

  12. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки — два
    разных мира. — М., 1998.

  13. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью
    и дефицитом внимания. — М., 2001.

  14. Заваденко Н.Н. Принципы диагностики и коррекции
    гиперактивности с дефицитом внимания у детей // Аутизм и нарушения развития. —
    2003. — №№ 2, 3.

  15. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб.,
    2000.

  16. Иванов Е.С. Астения как одна из причин неуспеваемости
    детей в школе / Психология детей с задержкой психического развития (под ред.
    Защиринской О.В.). — СПб., 2003. — С. 9-11.

  17. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия (в 2-х
    тт.). — М., 1994. — Т. 2.

  18. Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Диагностика особенностей
    поведения учащихся. Программа наблюдения за аффективно-волевой стороной
    поведения учащегося / Психология детей с задержкой психического развития (под
    ред. Защиринской О.В.). — СПб., 2003. — С. 210-216.

  19. Ковалев В.В. (ред.) Неврозы и нарушения характера у детей
    и подростков. — М., 1973.

  20. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М.,
    1995.

  21. Ковтун О.П., Львова О.А., Сулимов А.В. Минимальная
    мозговая дисфункция у детей. Критерии диагностики и подходы к лечению. —
     Екатеринбург, 2003.

  22. Козловская Г.В. СДВГ как заболевание и как
    психолого-медико-психологическая проблема // Данные доклада на круглом столе
    «Гиперкинетический синдром как заболевание и как
    психолого-медико-педагогическая проблема». — М., 2004.

  23. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие
    дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших
    школьников. — М., 1997.

  24. Котягина С.Н. Особенности формирования психической
    деятельности у детей с резидуальной энцефалопатией. Нейропсихологическое
    исследование (автореф. канд. дисс.). – М., 2003.

  25. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция
    гиперактивности ребенка. — М., 1997.

  26. Крук И.В. Клиника церебрастенических состояний в детском
    возрасте, пути адаптации (автореф. канд. дисс.). — Л., 1985.

  27. Кучма В.Р., Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с
    гиперактивностью у детей /Детская патопсихология. — М., 2001. — С.
    330-350.

  28. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском
    возрасте. — М., 2003.

  29. Листик Е.М. Развитие способности к распознаванию эмоций в
    старшем дошкольном возрасте (автореф. канд. дисс.). — М., 2003.

  30. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. — М., 1961.

  31. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного
    взаимодействия с детьми. — СПб., 2001.

  32. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых.
    Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и
    аутичными детьми. — М., 2002.

  33. Мачинская Р.И., Лукашевич И.П., Фишман М.Н. Динамика
    электрической активности мозга у детей 5-8 лет в норме и при трудностях
    обучения // Физиология человека. – 1997. — Т. 23. — № 5. — С. 5-11.

  34. Многоосевая классификация психических расстройств в
    детском и подростковом возрасте, ВОЗ. — М., СПб., 2003.

  35. Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика способности
    к обучению / Хрестоматия по нейропсихологии. — М., 1999. — С. 434-435.

  36. Молчанова Г.В. Динамика возрастных и индивидуальных
    особенностей умственного развития тревожности у импульсивных детей 6-8 лет
    (автореф. канд. дисс.). — М., 2000.

  37. Мурашова Е.В. Дети — «тюфяки» и дети — «катастрофы». —
    Екатеринбург, 2004.

  38. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая
    готовность к школе. — М., 2001.

  39. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. — М.,
    2002.

  40. Осипова Е.А., Панкратова Н.В. Динамика
    нейропсихологического статуса у детей с различными вариантами течения синдрома
    дефицита внимания и гиперактивности // Школа здоровья. Т. 4. — 1997. — № 4. -С.
    34-42.

  41. Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии. — М.,
    2001.

  42. Психическое развитие воспитанников детского дома (под ред.
    И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской). — М., 1990.

  43. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Если ребенок невнимателен…
    Методическое пособие. — Пермь, 1997.

  44. Пылаева Н.М. Опыт нейропсихологического исследования детей
    5-6 лет с задержкой психического развития / Хрестоматия по нейропсихологии. —
     М., 1999. — С. 473-476.

  45. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика
    развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. — М., 1997.

  46. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
    —  М., 2002.

  47. Скворцов И.А. Развитие нервной системы у детей
    (нейроонтогенез и его нарушения). — М., 2000.

  48. Сприн О., Таппер Д., Райссер А., Туокко Х., Иджелл Д.
    Минимальная мозговая дисфункция / Хрестоматия по нейропсихологии. — М., 1999. —
    С. 482-484.

  49. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте.
    — М., 1986.

  50. Фарбер Д.А., Дубровинская Н.В. Функциональная организация
    развивающегося мозга // Физиология человека. — 1991. — Т.17. — № 5.

  51. Филимонова О.Г. Психологические условия формирования
    произвольности поведения младшего школьника (автореф. канд. дисс.). — М.,
    1999.

  52. Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в
    умственном развитии у детей. — М., 2001.

  53. Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальная дисфункция в
    детском возрасте // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова № 9. —
    1998. —  С. 4-8.

  54. Хомская Е.Д. Нейропсихология. — М., 2002.

  55. Цветкова Л.С. (ред.) Актуальные проблемы нейропсихологии
    детского возраста. — М., 2001.

  56. Чубарова С.А. Он и она, а не просто дети: опыт раздельного
    обучения в МОУСШ № 3 г. Тулы / Данные доклада на круглом столе
    «Гиперкинетический синдром как заболевание и как
    психолого-медико-педагогическая проблема». — М., 2004.

  57. Шевченко Ю.С. Диагностика возбужденной мании,
    маскированной гиперкинетическим и психопатоподобным поведением у детей /
    Мамцева В.Н. Детская и подростковая психиатрия. — М., 2003. — С. 370-376.

  58. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью
    и психопатоподобным синдромом. — М., 1997.

  59. Шевченко Ю.С. Онтогенетические аспекты гиперкинетического
    синдрома / Данные доклада на круглом столе «Гиперкинетический синдром как
    заболевание и как психолого-медико-педагогическая проблема». — М., 2004.

  60. Шевченко Ю.С., Добридень В.П.
    Онтогенетически-ориентированная психотерапия (методика ИНТЭКС). — М.,
    1998.

  61. Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Радостное взросление:
    личностный рост ребенка. — СПб., 2004.

  62. Щипицына Л.М. Нейропсихологические аспекты диагностики
    детей в процессе коррекционно-развивающего обучения / Психология детей с
    задержкой психического развития (под ред. Защиринской О.В.). — СПб., 2003. — С.
    152-164.

  63. Якобсон С.Г., Сафонова Н.М. Анализ формирования механизмов
    произвольного внимания у дошкольников // Вопросы психологии. – № 5. —
     1999. — С. 3-10.

  64. Barkley R.A. Attention Deficit Hyperactivity Disorder: a
    handbook for diagnostic & treatment. — New York: Guilfred Press.,
    1990.

  65. Clements S.D. Minimal brain dysfunction by children //
    National J.Neurolog Bull. 1966 Vol. 9.

 

Источник

Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (Вопр. эпидемиологии, этиологии, диагностики, — книга автора Кучма В.Р., Брязгунов И.П. — издание: 1994

Кучма Владислав Ремирович, Кучма Владислав Ремирович

Кучма В.Р., Брязгунов И.П.

Доступна только бумажная версия документа

О произведении

Общее примечание

На 2-й с. обл. авт.: Кучма В.Р. — д. м. н., проф., Брязгунов И.П. — д. м. н., проф.

Еще

Библиотека

Российская национальная библиотека (РНБ)

Еще

Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

Источник

Ирина Аринина
Коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Слайд 1.

Коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста

с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Слайд 2. Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром — одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте.

По данным разных авторов гиперактивноеповедение встречается до-вольно часто: от 2 до 20% детей характеризуются чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Среди детей с расстройством поведения медики выделяют особую группу страдающих незначительными функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. [3].

Внимание – это процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. [9, 4].

Внимание является необходимым условием оптимального функциони-рования всей познавательной деятельности человека. От развития и органи-зации внимания зависят качество и успешность восприятия, усвоения и по-нимания учебного материала. [1].

Длительные проявления невнимательности, импульсивности и гипер-активности, ведущих признаков СДВГ, нередко приводят к формированию девиантных форм поведения [6].

Обращает на себя внимание и тот факт, что синдрому дефицита внимания с гиперактивностью уделяется основное внимание только при поступлении ребенка в школу, когда налицо школьная дезадаптация и неуспеваемость [2,3].

Изучение детей с указанным синдромом и развитие дефицитарных функций имеет большое значение для психолого-педагогической практики именно в дошкольном возрасте. Ранние диагностика и коррекция должны быть ориентированы на дошкольный возраст (5 лет, когда компенсаторные возможности мозга велики, и еще есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений [17].

Анализ литературы по данной проблеме показал, что в большинстве исследований наблюдения велись за детьми школьного возраста, т. е. в период, когда признаки проявляются наиболее отчетливо, а условия развития в раннем и дошкольном возрасте остаются, в основном, находятся вне поля зрения психологической службы.

Слайд 3. Предположив, что коррекция внимания у детей старшего дошколь-ного возрастас СДВГ будет более эффективной при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

— дифференцированный подход;

— включение специально-организованной системы занятий;

— организация коррекционного процесса игровая;

— учет индивидуальных способностей.

Слайд 4.Для решения поставленной задачи были использованы следующие психодиагностические методики:

1) корректурная проба;

2) методика Пьерона-Рузера;

3) таблица Шульте.

Слайд 5.Были получены следующие результаты:

Диаграмма 1. Уровни концентрации и устойчивости внимания по методике Пьеро-на-Рузера

Слайд 6.

Диаграмма 2. Уровни переключения внимания по методике «Корректурная проба»

Слайд 7.

Диаграмма 3. Уровни объема внимания по методике «Таблица Шульте»

Таким образом, проведенное обследование позволило сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ слабо сформированы такие функции внимания, как устойчивость, переключение, продуктивность и распределение.

На основе проведенного анализа развития внимания, я разработала и апробировала систему занятий, направленную на коррекцию внимания у ги-перактивных детей старшего дошкольного возраста с опорой на методиче-ские рекомендации А. Л. Сиротюк [15], Т. В. Ахутиной [14, ], И. П. Брязгунова [5], Н. М. Пылаевой [14], Бардиер Г [8], В. П. Кащенко [8], В. И. Лубовского [9], Е. М. Мастюковой [10], А. А. Осиповой [12], Г. С. Пилиной [13], Ю. С. Шевченко [18], и многих других.

Система занятий по коррекции внимания для детей с СДВГ включает в себя растяжки, дыхательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации, функциональные упражнения.

Слайд 8.Функциональные упражнения проводятся по трем основным направлениям:

1. Развитие внимания, произвольности и самоконтроля;

2. Устранение гиперактивности и импульсивности;

3. Исключение гнева и агрессии.

Система занятий предназначается для детей старшего дошкольного возраста. Общее количество занятий – 16. При соблюдении режима проведения – 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на два месяца. Время проведения 20 – 30 минут. Оптимальное число участников группы – 4 – 6 человек. Занятия могут проходить индивидуально.

Слайд 9. Занятия проводятся по структуре А. Л. Сиротюк [16]:

— растяжка – 1- 2 минуты;

— дыхательное упражнение – 2- 3 минуты;

— глазодвигательное упражнение – 2-3 минуты;

— упражнения для развития мелкой моторики рук – 5 минут;

— функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, само-контроля, коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии – 15 минут;

— релаксация — 1-2 минуты.

Данная структура занятия была взята за основу. Для наполнения ее ис-пользовала задания, игры и упражнения соответствующие возрасту и осо-бенностям психики дошкольников.

Слайд 10. Система занятий по коррекции внимания старших дошкольников с СДВГ:

Занятие 1. Внимательность и наблюдательность.

Занятие 2. Объем внимания.

Занятие 3. Объем внимания.

Занятие 4. Объем внимания.

Занятие 5. Концентрация внимания.

Занятие 6. Объем внимания.

Занятие 7. Концентрация внимания.

Занятие 8. Концентрация внимания.

Занятие 9. Концентрация внимания.

Занятие 10. Распределения внимания.

Занятие 11. Переключение внимания.

Занятие 12. Концентрация внимания.

Занятие 13. Устойчивость внимания.

Занятие 14. Расширение объема, элиминация агрессии.

Занятие 15. Расширение объема внимания.

Занятие 16. Расширение объема внимания.

Таким образом, с помощью игр и упражнений, адекватных старшему дошкольному возрасту и индивидуальным особенностям детей, я составила систему занятий, способствующую повышению уровня развития таких свойств внимания, как устойчивость, переключение, продуктивность и рас-пределение.

Библиографический список:

1. Ананьев Б. Г. Воспитание внимания дошкольника — М., — 2006. – 114 с.

2. Бардиер Г., Ромозан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопро-вождение естественного развития маленьких детей. СПб.: Стройлеспечать, – 2005. – 91 с.

3. Брязгунов И. П., Знаменская Е. И. Современные представления о легкой дисфункции мозга у детей (вопросы клиники, этиологии, патогенеза и лече-ния) // Медицинский реферативный журнал. – №4. – 2008. – 87 с.

4. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гипер-активных детях. – М.: Изд-во Института Психотерапии, – 2009. – 96 с.

5. Брязгунов И. П., Кучма В. Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивно-стью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). – М. – 1994. – 49 с.

6. Григоренко Е. Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиант-ных форм детского поведения // Дефектология. 2006. №3. – 96 с.

7. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: «Академия», – 2005. – 256 с.

8. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1985. – 32 с.

9. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, – 2005. – 104 с.

10. Мастюкова Е. М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. М.: 2006. – 94 с.

11. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. Современный психологический словарь. – М.: АСТ; Спб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, — 2007. – 490, [6] с.

12. Осипова А. А. Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет — М: ТЦ СФЕРА, 2007. — 104 с.

13. Пилина Г. С. Синдром нарушения внимания и гиперактивности у детей: диагностика, пути коррекции. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.

14. Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Логика, внимание, память. Школа внима-ния. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Теревинф, — М., 2004. – 128 с.

15. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.: ТЦ Сфера, 2009. –125 с.

16. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2007 –125 с.

17. Халецкая О. В., Трошин В. Д. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте. – Нижний Новгород. – 2005. – 129 с.

18. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и пси-хопатоподобным синдромом. – С., 2005. – 58 с.

Источник