Кучма в р синдром дефицита внимания
Рейтинг 39 место 0,344 — 0,771 — | Аутизм и нарушения развития Пучинина О.В. Сидром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является
|
Источник
Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (Вопр. эпидемиологии, этиологии, диагностики, — книга автора Кучма В.Р., Брязгунов И.П. — издание: 1994
Кучма Владислав Ремирович, Кучма Владислав Ремирович
Кучма В.Р., Брязгунов И.П.
Доступна только бумажная версия документа
О произведении
Общее примечание
На 2-й с. обл. авт.: Кучма В.Р. — д. м. н., проф., Брязгунов И.П. — д. м. н., проф.
Еще
Библиотека
Российская национальная библиотека (РНБ)
Еще
Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом.
Заполните форму.
Источник
Ирина Аринина
Коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Слайд 1.
Коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста
с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Слайд 2. Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром — одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте.
По данным разных авторов гиперактивноеповедение встречается до-вольно часто: от 2 до 20% детей характеризуются чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Среди детей с расстройством поведения медики выделяют особую группу страдающих незначительными функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. [3].
Внимание – это процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. [9, 4].
Внимание является необходимым условием оптимального функциони-рования всей познавательной деятельности человека. От развития и органи-зации внимания зависят качество и успешность восприятия, усвоения и по-нимания учебного материала. [1].
Длительные проявления невнимательности, импульсивности и гипер-активности, ведущих признаков СДВГ, нередко приводят к формированию девиантных форм поведения [6].
Обращает на себя внимание и тот факт, что синдрому дефицита внимания с гиперактивностью уделяется основное внимание только при поступлении ребенка в школу, когда налицо школьная дезадаптация и неуспеваемость [2,3].
Изучение детей с указанным синдромом и развитие дефицитарных функций имеет большое значение для психолого-педагогической практики именно в дошкольном возрасте. Ранние диагностика и коррекция должны быть ориентированы на дошкольный возраст (5 лет, когда компенсаторные возможности мозга велики, и еще есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений [17].
Анализ литературы по данной проблеме показал, что в большинстве исследований наблюдения велись за детьми школьного возраста, т. е. в период, когда признаки проявляются наиболее отчетливо, а условия развития в раннем и дошкольном возрасте остаются, в основном, находятся вне поля зрения психологической службы.
Слайд 3. Предположив, что коррекция внимания у детей старшего дошколь-ного возрастас СДВГ будет более эффективной при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
— дифференцированный подход;
— включение специально-организованной системы занятий;
— организация коррекционного процесса игровая;
— учет индивидуальных способностей.
Слайд 4.Для решения поставленной задачи были использованы следующие психодиагностические методики:
1) корректурная проба;
2) методика Пьерона-Рузера;
3) таблица Шульте.
Слайд 5.Были получены следующие результаты:
Диаграмма 1. Уровни концентрации и устойчивости внимания по методике Пьеро-на-Рузера
Слайд 6.
Диаграмма 2. Уровни переключения внимания по методике «Корректурная проба»
Слайд 7.
Диаграмма 3. Уровни объема внимания по методике «Таблица Шульте»
Таким образом, проведенное обследование позволило сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ слабо сформированы такие функции внимания, как устойчивость, переключение, продуктивность и распределение.
На основе проведенного анализа развития внимания, я разработала и апробировала систему занятий, направленную на коррекцию внимания у ги-перактивных детей старшего дошкольного возраста с опорой на методиче-ские рекомендации А. Л. Сиротюк [15], Т. В. Ахутиной [14, ], И. П. Брязгунова [5], Н. М. Пылаевой [14], Бардиер Г [8], В. П. Кащенко [8], В. И. Лубовского [9], Е. М. Мастюковой [10], А. А. Осиповой [12], Г. С. Пилиной [13], Ю. С. Шевченко [18], и многих других.
Система занятий по коррекции внимания для детей с СДВГ включает в себя растяжки, дыхательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации, функциональные упражнения.
Слайд 8.Функциональные упражнения проводятся по трем основным направлениям:
1. Развитие внимания, произвольности и самоконтроля;
2. Устранение гиперактивности и импульсивности;
3. Исключение гнева и агрессии.
Система занятий предназначается для детей старшего дошкольного возраста. Общее количество занятий – 16. При соблюдении режима проведения – 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на два месяца. Время проведения 20 – 30 минут. Оптимальное число участников группы – 4 – 6 человек. Занятия могут проходить индивидуально.
Слайд 9. Занятия проводятся по структуре А. Л. Сиротюк [16]:
— растяжка – 1- 2 минуты;
— дыхательное упражнение – 2- 3 минуты;
— глазодвигательное упражнение – 2-3 минуты;
— упражнения для развития мелкой моторики рук – 5 минут;
— функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, само-контроля, коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии – 15 минут;
— релаксация — 1-2 минуты.
Данная структура занятия была взята за основу. Для наполнения ее ис-пользовала задания, игры и упражнения соответствующие возрасту и осо-бенностям психики дошкольников.
Слайд 10. Система занятий по коррекции внимания старших дошкольников с СДВГ:
Занятие 1. Внимательность и наблюдательность.
Занятие 2. Объем внимания.
Занятие 3. Объем внимания.
Занятие 4. Объем внимания.
Занятие 5. Концентрация внимания.
Занятие 6. Объем внимания.
Занятие 7. Концентрация внимания.
Занятие 8. Концентрация внимания.
Занятие 9. Концентрация внимания.
Занятие 10. Распределения внимания.
Занятие 11. Переключение внимания.
Занятие 12. Концентрация внимания.
Занятие 13. Устойчивость внимания.
Занятие 14. Расширение объема, элиминация агрессии.
Занятие 15. Расширение объема внимания.
Занятие 16. Расширение объема внимания.
Таким образом, с помощью игр и упражнений, адекватных старшему дошкольному возрасту и индивидуальным особенностям детей, я составила систему занятий, способствующую повышению уровня развития таких свойств внимания, как устойчивость, переключение, продуктивность и рас-пределение.
Библиографический список:
1. Ананьев Б. Г. Воспитание внимания дошкольника — М., — 2006. – 114 с.
2. Бардиер Г., Ромозан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопро-вождение естественного развития маленьких детей. СПб.: Стройлеспечать, – 2005. – 91 с.
3. Брязгунов И. П., Знаменская Е. И. Современные представления о легкой дисфункции мозга у детей (вопросы клиники, этиологии, патогенеза и лече-ния) // Медицинский реферативный журнал. – №4. – 2008. – 87 с.
4. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гипер-активных детях. – М.: Изд-во Института Психотерапии, – 2009. – 96 с.
5. Брязгунов И. П., Кучма В. Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивно-стью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). – М. – 1994. – 49 с.
6. Григоренко Е. Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиант-ных форм детского поведения // Дефектология. 2006. №3. – 96 с.
7. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: «Академия», – 2005. – 256 с.
8. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1985. – 32 с.
9. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, – 2005. – 104 с.
10. Мастюкова Е. М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. М.: 2006. – 94 с.
11. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. Современный психологический словарь. – М.: АСТ; Спб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, — 2007. – 490, [6] с.
12. Осипова А. А. Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет — М: ТЦ СФЕРА, 2007. — 104 с.
13. Пилина Г. С. Синдром нарушения внимания и гиперактивности у детей: диагностика, пути коррекции. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
14. Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Логика, внимание, память. Школа внима-ния. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Теревинф, — М., 2004. – 128 с.
15. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.: ТЦ Сфера, 2009. –125 с.
16. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2007 –125 с.
17. Халецкая О. В., Трошин В. Д. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте. – Нижний Новгород. – 2005. – 129 с.
18. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и пси-хопатоподобным синдромом. – С., 2005. – 58 с.
Источник