Кто предложил классификацию вариантов аутистического синдрома
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Специалистами большинства стран расстройство аутистического спектра в детстве выделяется в качестве отдельного признака.
Представим признаки, которые определяют расстройства аутистического спектра:
склонность к аутистическим формам контактов;
наличие расстройства коммуникативной функции речи;
стойкие нарушения социальной адаптации;
характерные расстройства моторики;
склонность к стереотипной деятельности;
иные свойственные аутизму нарушения развития [7].
Вместе с тем представления о патологической сущности, структуры и систематики расстройств аутистического спектра до сих пор противоречивы [7].
В развитии учения о расстройствах аутистического спектра у детей выделяются несколько основных этапов.
Первые упоминания о детях с патологическим стремлением к одиночеству относятся к концу XIX — начало XX в. Этот период можно условно считать первым периодом развития учения об аутизме.
Начало второго периода развития учения относится к 1920-40-м гг. Этот период еще называют «доканнеровским периодом». В рамках этого периода происходило формирование содержание будущего термина «аутизм».
Термин «аутизм» был введен в психиатрию Е. Блейлером. По мнению Блейлера , аутизм заключался в отрыве от реальности и наличии внутренней жизни, особого мира грез и фантазий. Е. Блейлер отмечал возможность присутствия аутизма в клинической картине таких болезней, как маниакально-депрессивный психоз, шизоидная психопатия, истерические и аффективные расстройства. По мнению автора, основой аутизма являются аффективные комплексы и нарушения мышления [1].
В определении Е. Блейлер, аутизм выступал в качестве феноменологического признака, представляющего собой достаточно сложную категорию, не укладывающуюся в один симптом, а определяемую скорее констелляцией симптомов, характерных для клиники шизофрении [3].
Понятие «аутизм» быстро вошло в практику психиатрии и стало широко использоваться применительно не только к шизофрении, но и другим патологическим состояниям.
Многие клиницисты внесли свои дополнения в понятие аутизма. Так, Е. Кречмер отмечал взаимосвязь аутизма с шизоидностью. Е. Минковский отмечал, что аутизм — это следствие нарушения «витального» инстинкта. Гарри Стек Салливан относил аутизм к следствиям регресса на ранние уровни психического онтогенеза. И.Т. Викторов указывал на связь между личностной дезадаптацией и аутизмом. С.Ф. Семенов указывал на связь нарушения сознания «Я» и аутизма [5].
Третий этап в развитии проблемы аутизма в детстве называют «каннеровским», он приходится на 1940-1980-е гг. Этот период ознаменован выходом в свет кардинальных фундаментальных работ по детскому аутизму,
Одной из первых таких работ стала работа Лео Каннера. В ней автор предложил особые состояния у детей, начинающиеся с первых лет жизни и определяемые крайней самоизоляцией назвать «ранним детским аутизмом». Концепция раннего детского аутизма Л. Каннера отличалась от блейлеровской трактовки аутизма, несмотря на то что в ее истоках лежали крупнейшие исследования аутизма при шизофрении, шизоидии, проведенные в Европе, США.
В рамках четвертого этапа развития учения об аутизме (т.н. «послеканноровский этап», приходится на 1960-90-е гг.) изучение аутистических расстройств у детей шло разными путями:
происходило уточнение клинико-психопатологических особенностей аутизма;
выполнялось выделение неспецифических расстройств, обусловленных данным диагнозом;
осуществлялось дальнейшее изучение причинности расстройств аутистического спектра [1].
На современном этапе, согласно принятой в России Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), детский аутизм — это общее расстройство психического развития, при котором отмечаются качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения и активности [3].
Аутизм включен в группу первазивных расстройств, то есть данная болезнь охватывает всю психику ребенка. Это расстройство проявляет себя в возрасте до 2-2,5 лет (реже в 3-5 лет) и характеризуется нарушением потребности в общении и взаимодействию с другими людьми, определенными стереотипами в поведении, деятельности, интересах и играх.
Расстройства аутистического спектра – это ряд особых поведенческих состояний, к которым относятся аутизм, синдром Аспергера и неспецифическое первазивное нарушение развития. Эти расстройства связаны с работой мозга, а именно – с нарушениями коммуникации, как внешней (социальной), так и внутренней [5].
Данный термин, а также мнение о необходимости специально организованной помощи детям с указанным типом дизонтогенеза в отечественной психологии впервые прозвучали в работах Г. Е. Сухаревой (аутистические нарушения при детской шизоидии,).
В современной психологии термин РАС используется, прежде всего, зарубежными авторами, в частности, в классификации DSM — IV, а также в работах К. Гилберга, JL Винг, Ю. Фриз и др. В отечественной психологической науке этот термин встречается в исследованиях таких авторов, как Д. И. Климась, М. Н. Шипуновой, в практической деятельности широко применяется в публикациях центра «Добро» (г. Москва): его директора, С. А. Морозова, и сотрудников.
Несмотря на большое количество отдельных исследований по данной тематике, причины рассматриваемого заболевания до сих пор не обобщены, и окончательные выводы не сделаны. О причинах возникновения раннего детского аутизма до сих пор нет подтверждённых знаний [6].
Так, многие родители связывают первые симптомы аутизма с детскими прививками. Однако в последние годы связь, между прививками (или компоненты прививочного материала) и аутизмом была научно опровергнута. Вместе с тем, специалисты в разных странах то и дело сталкиваются с заявлениями об указанной взаимосвязи, поступающими от родителей детей страдающих аутизмом. Основанием для подобных заявлений и опасений может служить факт совпадения между временем, когда ребёнку была сделана прививка, и временем появления первых признаков аутизма (от 2 до 2,5 лет) [6].
Существует также несколько других предполагаемых причин (этиологий), которые могут влиять на развитие расстройств аутистического спектра. В 1950-1960 годы среди таких причин главенствовала теория о «холодной и равнодушной матери», которая дискредитировала себя достаточно быстро. Соответственно, сейчас принято считать, что расстройства аутистического спектра представляют собой физическое состояние, первопричиной которого являются органические нарушения [3].
Так же, на данный момент существует несколько теорий, объясняющих появление расстройств аутистического спектра: генетическая (специфические хромосомные аномалии, как при синдроме Дауна, Вилльямса, или Прадера-Вилли, или просто общее нарушение, увеличивающее риск развития заболевания, как например можно унаследовать склонность к диабету, при определенных условиях); теория основанная на воздействии окружающей среды (связывающая заболевание с воздействием на организм тяжелых металлов, таких как тимеросал, бисфенол А, PBCs, как внутреутробно, так и после рождения), иммунологическая (гипертрофированная реакция иммунитета на «триггер», такой как, например, вакцинация), метаболическая (нарушение обмена веществ, аналогичное фенилкетонурии, следствием которой может быть умственная отсталость), или неврологическая (синдром Ландау-Клеффнера, и аналогичные расстройства) [5].
Однако причины постановки диагноза остаются не слишком четкими, аутизм может быть вызван целым рядом различных причин, которые как по отдельности, так и во взаимодействии друг с другом могут принимать участие в зарождении заболевания [4].
В литературе представлены разные подходы к классификации раннего детского аутизма и состояний, сходных с ним.
Существует идея классификации детей с аутизмом по характеру социальной дезадаптации. Английский исследователь доктор Л. Винг (L. Wing) разделила аутичных детей по их возможностям вступления в социальный контакт на «одиноких» (не вовлекающихся в общение), «пассивных» и «активных, но нелепых». Наилучший прогноз социальной адаптации она связывает с «пассивными» детьми.
Предложенная Л. Винг классификация удачно связывает характер социальной дезадаптации ребенка с прогнозом его дальнейшего социального развития, однако за основу при этом берутся все же производные проявления нарушения. Нам представляется, что существует возможность более точной психологической дифференциации таких детей в соответствии с глубиной их аутизма и степенью искажения психического развития. В этом случае критериями разделения становятся доступность ребенку тех или иных способов взаимодействия со средой и людьми и качество разработанных им форм защитной гиперкомпенсации — аутизма, стереотипности, аутостимуляции [5].
Никольская О.С. предложила классификацию РДА, дифференцирующую 4 основные группы:
дети 1-й группы, согласно классификации О.С. Никольской, отличаются наибольшей отрешенностью и высоким риском агрессивных реакций, их поведение носит полевой характер и заключается в непрекращающейся миграции и манипуляции предметами, потребность в контактах у этих детей минимальна, прогнозы по социальной адаптации неутешительные, даже при специально организованной работе;
дети 2-й группы, согласно О.С. Никольской , отличаются аутистическим отвержением и постоянной активной борьбой, преодолением страхов и тревоги за счет аутостимуляции в виде двигательных или сенсорных стереотипий (характерных движений рук, «мычания» и пр.), прогнозы по социальной адаптации более позитивные, нежели для детей 1 -й группы — при своевременном выполнении необходимого объема коррекционной работы реально поступление в коррекционную школу;
дети 3-й группы, согласно О.С. Никольской, характерны аутистические замещения окружающего мира, выражающиеся в формировании патологических влечений, компенсаторных фантазий (нередко с агрессивным сюжетом), психоподобном поведении, перспективы по социальной адаптации, в целом, хорошие, выполнение полного объема психокоррекционной работы позволит претендовать на поступление в массовую школу;
— дети 4-й группы, согласно О.С. Никольской, отличаются сверхтормозимостью, неврозоподобными расстройствами, штампованной речью, для детей данной категории свойственна парциальная одаренность, обучение в массовой школе [4].
Варианты отличаются тяжестью и характером аутизма, степенью дезадаптации ребенка и возможностями его социализации.
На сегодняшний день, классификация детей с РДА Никольской О.С. считается самой раскрытой и практически обоснованной.
Таким образом, расстройства аутистического спектра – это ряд особых поведенческих состояний, к которым относятся аутизм, синдром Аспергера и неспецифическое первазивное нарушение развития. Эти расстройства связаны с работой мозга, а именно – с нарушениями коммуникации, как внешней (социальной), так и внутренней. Кроме того, в развитии учения о расстройствах аутистического спектра у детей выделяются несколько основных этапов, в процессе которых появились термины «аутизм», «расстройства аутистического спектра», предложены различные классификации РАС, а также были предложены причины возникновения данного синдрома. Несмотря на большое количество отдельных исследований по данной тематике, причины рассматриваемого заболевания до сих пор не обобщены, и окончательные выводы не сделаны
Список литературы:
Аппе, Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : Теревинф, 2015. — 217 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/69909.
Богдашина, О. Аутизм: определение и диагностика/ О. Богдашина. – Донецк, 1999.
Виневская, А. Развитие ребенка с аутизмом / А. Виневская, 2017. — 220 с.
Делани, Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: эффективная методика игровых занятий с особыми детьми / Тара Делании; пер. с анг. В. Дегтяревой; науч. ред. С. Анисимова. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. — 272 с.
Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. Учебно-методический комплекс. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : ФЛИНТА, 2014. — 376 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/2417.
Никольская, О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. — М.: Теревинф, 2000. — 336 с.
Шипицина, Л.М. Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений/ Л.М. Шипицина. — СПб.: “Дидактика Плюс”, — 2001. — 368с.
Источник
Расстро́йство аутисти́ческого спе́ктра (сокращённо РАС, англ. autism spectrum disorder, ASD; включающее в себя устаревшие диагнозы: детский аутизм, ранний инфантильный аутизм, атипичный аутизм, аутизм Каннера, высокофункциональный аутизм, первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений, детское дезинтегративное расстройство и синдром Аспергера[1]:53) — нейроонтогенетическое расстройство[2], то есть расстройство психического развития с наступлением в младенчестве или детстве, характеризующееся стойким дефицитом способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие и общественные связи, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими действиями[2]. Основная характеристика расстройства — дефицит в социальной коммуникации и социальном взаимодействии[1]:50. Главным дефицитом у людей с расстройством аутистического спектра являются навыки разделённого внимания и взаимности при контакте[3] (согласованности с партнёром по общению). Среди лиц с расстройством аутистического спектра часто встречается умственная отсталость[1]:40, однако встречаются и высокофункциональные индивидуумы с данным расстройством.
Причины[править | править код]
Возможно существует много факторов повышающих вероятность РАС у ребенка, в их числе факторы окружающий среды и генетика[4].
Вакцинация[править | править код]
ВОЗ заявляет, что вакцины не вызывают расстройства аутистического спектра. «Этот вывод был сделан по результатам множества исследований, проводившихся на очень больших группах людей.»[5][4].
В исследовании 1998 г. в котором высказывалось предположительная возможность связи вакцины против кори-паротита-краснухи (КПК) и аутизма, были найдены серьезные ошибки и намеренные искажения. Исследование отозвано опубликовавшим его журналом. Данная публикация вызвала панику повлекшую отказ от прививок и следствии к вспышкам этих заболеваний[6][4].
Клиническая картина[править | править код]
Лица с расстройством аутистического спектра испытывают проблемы в социальной коммуникации: например, не могут поддержать диалог, испытывают проблемы социального сближения, имеют сниженную способность к разделению интересов, эмоций, всё это может доходить до неспособности начинать или реагировать на социальные взаимодействия[1]:50.
Поддержание и понимание социальных взаимоотношений также страдает: от трудности с приобретением друзей, трудностей с участием в играх, в которых задействовано воображение, в крайних случаях доходя до видимого отсутствия интереса к любым контактам со сверстниками[1]:50.
Также присутствуют проблемы в невербальном коммуникативном поведении: аномалия зрительного контакта (больным трудно поддерживать зрительный контакт, более того, он может вызывать неприятные ощущения), языка тела или телесной ориентации, речевой интонации, или проблемы с использованием и пониманием сути невербального общения. Лица с РАС могут выучить несколько функциональных жестов, но их репертуар меньше, чем у других людей, спонтанно в общении они не могут адекватно использовать жесты[1]:54. В крайних случаях доходит до полного отсутствия зрительного контакта, мимики или жестов[1]:50—54
Характерны крайне ограниченные и зацикленные на одном интересы (также может присутствовать сильная привязанность к необычным предметам)[1]:50. Подобные интересы обычно неадекватны по интенсивности или фокусу внимания (например, увлечение ребёнка пылесосами; привязанность ребёнка к какой-либо кухонной утвари; у аутичного взрослого — запись расписаний часами напролёт)[1]:54. На более поздних этапах жизни специальные интересы могут стать источником мотивации и удовольствия, а в некоторых случаях — стать основой работы или карьеры[1]:54.
Патологическая реакция на входную сенсорную информацию (например, видимое безразличие к температуре окружающей среды, безразличие к боли, негативная реакция на определённые звуки или шумы)[1]:50.
Стереотипность, повторяемость поведения, интересов или деятельности в целом[1]:50. Это может проявляться в стереотипных движениях, у детей — в выстраивании игрушек в строгом порядке, идиосинкразических фразах или эхолалии (стереотипном повторении фраз других людей)[1]:50. Чрезмерная потребность в неизменности и постоянности (например, неизменный распорядок дня, неизменный маршрут прогулки или однообразная еда)[1]:50.
Многие взрослые с расстройством аутистического спектра учатся подавлять стереотипное повторяющееся поведение на публике, удаётся это у лиц без умственной отсталости и речевых затруднений[1]:54.
При присутствии коморбидного кататонического синдрома (кататонии) у лица с расстройством аутистического спектра, в DSM-5 используется дополнительный код 293.89/F06.1.
Для постановки диагноза по DSM-5 «расстройство аутистического спектра» (код 299.00 / F84.0) перечисленные в этом разделе симптомы должны вызывать клинически значимое ухудшение в социальной, профессиональной или других важных сферах повседневного функционирования, иначе диагноз не ставится[1]:50.
Связанные особенности, подтверждающие диагноз[править | править код]
Многие люди с расстройством аутистического спектра также имеют интеллектуальные нарушения и/или речевые расстройства (например, медленную речь)[1]:55. Часто присутствуют двигательные («моторные») отклонения от нормы, например странная походка, ходьба на цыпочках и т. п.[1]:55 Могут присутствовать стереотипные самоповреждения.
Взрослые и подростки с расстройством аутистического спектра склонны к депрессии и тревоге[1]:55.
Возможно кататоноподобное поведение, не доходящее до кататонического эпизода. Однако в некоторые случаях случаются полноценные кататонические приступы.
Кататония[править | править код]
В своей самой острой, тяжёлой форме кататония характеризуется отсутствием движения (акинезия), отсутствием речи (мутизмом), длительным сохранением однообразных поз (каталепсии) и восковой гибкостью. Финк и Тейлор ввели термин «кататонический спектр» для обозначения всего ранга проявлений кататонии[7]. По данным двух исследований, кататония наблюдается у 12—17 % молодых людей с расстройством аутистического спектра[8]. Уинг и Шах обнаружили, что возраст манифестации кататонии — 10—30 лет, с пиком 15—19 лет, при этом 6 % из кататоников — пациенты с расстройством аутистического спектра[9].
Проводились исследования оценки взаимосвязи расстройства аутистического спектра и кататонии[10][9][11]. Dhossche охарактеризовал аутизм как «раннее выражение кататонии»[12]. В результате его исследований, а также соответствующей литературы, вероятна общая генетическая этиология кататонии и аутизма (гены под подозрением расположены в длинном плече хромосомы 15)[12][13]. Аномальная функция гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) связана с обоими расстройствами.
Медицинские классификаторы[править | править код]
DSM-5[править | править код]
По современному американскому Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам пятого издания (DSM-5) нижеследующие 4 расстройства из предыдущего издания (DSM-IV) объединены в одно — расстройство аутистического спектра[14]:
- аутистическое расстройство;
- синдром Аспергера;
- детское дезинтегративное расстройство;
- первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений (PDD-NOS).
В США лицам с надёжно установленным аутистическим расстройством, синдромом Аспергера, детским дезинтегративным расстройством и первазивным расстройством развития без дополнительных уточнений (PDD-NOS) по DSM-IV-TR согласно новой редакции классификатора DSM-5 с 2013 года врачами-психиатрами при повторном освидетельствовании поставлен диагноз «расстройство аутистического спектра».
МКБ[править | править код]
МКБ-10[править | править код]
По Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) к общим расстройствам развития относятся:
- F84.084.0 Детский аутизм
- F84.01 Детский аутизм, обусловленный органическим заболеванием головного мозга
- F84.02 Детский аутизм вследствие других причин
- F84.184.1 Атипичный аутизм
- F84.11 Атипичный аутизм с умственной отсталостью
- F84.12 Атипичный аутизм без умственной отсталости
- F84.284.2 Синдром Ретта
- F84.384.3 Другие дезинтегративные расстройства детского возраста (дезинтегративный психоз или синдром Геллера)
- F84.484.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (умственная отсталость с двигательной расторможенностью и стереотипными движениями)
- F84.584.5 Синдром Аспергера
- F84.884.8 Другие общие расстройства развития
- F84.984.9 Общее расстройство развития, неуточнённое.
Рубрика «общие расстройства развития» и включают расстройства аутистического спектра. Состояния, обозначенные как F84.2, F84.3 и F84.4, считаются редкими. Ведутся дискуссии о том, являются ли они частью аутического спектра. «Высокофункциональным аутизмом» называется детский аутизм (F84.0) с IQ более 70. Он не входит в качестве формальной категории ни в одну из двух классификаций.
Однако диагноз «расстройство аутистического спектра» в МКБ-10 отсутствует.
МКБ-11[править | править код]
В версии МКБ-11 2018 года появилась диагностическая единица «расстройство аутистического спектра» (код 6A02)[2].
В МКБ-11 расстройство аутистического спектра делится на подтипы с указанием наличия/отсутствия расстройства интеллекта и указанием способности человека использовать «функциональный язык» (англ. functional language; устный или письменный), то есть речь в качестве средства для выражения личных потребностей или желаний[2].
Выделяются следующие подтипы:[2]
- 6A02.0 РАС без расстройства интеллектуального развития и без нарушений функционального языка, либо с мягким нарушением.
- 6A02.1 РАС с расстройством интеллектуального развития и без нарушений функционального языка, либо с мягким нарушением.
- 6A02.2 РАС без расстройства интеллектуального развития и c нарушением функционального языка.
- 6A02.3 РАС с расстройством интеллектуального развития и с нарушением функционального языка.
- 6A02.4 РАС без расстройства интеллектуального развития и с отсутствием функционального языка.
- 6A02.5 РАС с расстройством интеллектуального развития и с отсутствием функционального языка.
- 6A02.Y Другое уточнённое расстройство аутистического спектра.
- 6A02.Z Расстройство аутистического спектра, неуточнённое.
Эпидемиология[править | править код]
Распространённость расстройства аутистического спектра в США и других странах оценивается в 1 % населения[1]:55. Один ребенок из 160 детей страдает расстройством аутистического спектра[4].
Дифференциальная диагностика[править | править код]
При постановке диагноза «расстройство аутистического спектра» по DSM-5 необходимо исключить синдром Ретта (кода нет), селективный мутизм (312.23/F94.0), речевые расстройства и социальное (прагматическое) расстройство коммуникации (315.39/F80.89), умственную отсталость без расстройства аутистического спектра (319/F70—F73), синдром дефицита внимания и гиперактивности, также известный как СДВГ (314.01/F90.2, 314.00/F90.0, 314.01/F90.8, 314.01/F90.9), стереотипные повторяющиеся движения (307.3/F98.4), шизофрению (295.90/F20.9)[1]:57—58. В скобках указаны диагностические коды расстройств в DSM-5, по сути являющиеся кодами МКБ-9-КМ и МКБ-10-КМ, для облегчения поиска расстройств в классификаторе.
Социализация и обучение[править | править код]
Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. |
Программы поддержки людей с расстройством аутистического спектра должны опираться на принцип преемственности на всех этапах жизни — от раннего детства до взрослости. Основными условиями для успешного инклюзивного образования учащихся с расстройством аутистического спектра являются подготовленный педагогический состав (использующий специальные методы и приемы организации процесса обучения и адаптации программного материала), а также наличие тьютора[15].
В образовательной практике США доказана эффективность поведенческих подходов: системы поддержания желательного поведения и дифференцированного обучения на уровне класса; прикладного анализа поведения — на уровне отдельных учеников[3].
Инклюзия детей с РАС в российской системе образования[править | править код]
Редакция закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании» впервые закрепила на законодательном уровне право на доступное и качественное образование для детей с расстройством аутистического спектра. В Приложении 8 к приказу Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» представлен ФГОС начального общего образования для детей с расстройством аутистического спектра.
По данным Института проблем инклюзивного образования МГППУ, в 2012 году доля детей с расстройством аутистического спектра, получающих образование в инклюзивных условиях образования города Москвы, составляла 4 % в отношении ко всем детям с инвалидностью, а в 2014 году — 7,8 %[15].
Терапия[править | править код]
В другом языковом разделе есть более полная статья Autism therapies (англ.).
Основным лечением при кататонии при расстройстве аутистического спектра является применение бензодиазепинов, при этом антипсихотические средства не рекомендуются к применению. В случае тяжёлой кататонии внутривенное введение бензодиазепиновых транквилизаторов лоразепама, диазепама или барбитурата амобарбитала снимает кататонические симптомы у более чем половины пациентов с расстройством аутистического спектра[16].
Для терапии социальной тревожности и повышения социальной адаптивности у аутичных взрослых также исследуются экспериментальные методы психоделической психотерапии эмпатогеном MDMA[17].
См. также[править | править код]
- Расстройства шизофренического спектра
- Детский аутизм
- Синдром Аспергера
- Синдром саванта
- Высокофункциональный аутизм
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5). — Arlington, VA: American Psychiatric Publishing, 2013. — 992 p. — ISBN 978-0-89042-554-1. — ISBN 978-0-89042-555-8. — ISBN 0-89042-554-X.
- ↑ 1 2 3 4 5 World Health Organisation. ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics (2018): 6A02 Autism spectrum disorder (англ.) (2018). Дата обращения 2 ноября 2018.
- ↑ 1 2 Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. — М.: Оперант, 2015.
- ↑ 1 2 3 4 [[|Всемирная оранизация здравоохранения]]. Расстройства аутистического спектра (РАС). www.who.int (7 ноября 2019 г.). Дата обращения 11 июня 2020.
- ↑ Часто задаваемые вопросы о вакцинах. Всемирная организация здравоохранения (26 августа 2019). Дата обращения 18 ноября 2019.
- ↑ Всемирная организация здравоохранения. Вопросы и ответы об иммунизации и безопасности вакцин. WHO (Апрель 2018 г.). Дата обращения 24 апреля 2020.
- ↑ Max Fink, author2=Michael Alan Taylor. Catatonia: A Clinician’s Guide to Diagnosis and Treatment (неопр.). — Cambridge University Press, 2003. — С. 30. — ISBN 978-0-521-82226-8.
- ↑ Eds. S. Hossein Fatemi, Paula J. Clayton. The Medical Basis of Psychiatry (неопр.). — New York, NY: Springer New York, 2016. — С. 463. — ISBN 978-1-4939-2527-8. — doi:10.1007/978-1-4939-2528-5.
- ↑ 1 2 Wing, L., Shah A. Catatonia in autistic spectrum disorders (англ.) // British Journal of Psychiatry. — Royal College of Psychiatrists (англ.)русск., 2000. — Vol. 176, no. 4. — P. 357—362. — ISSN 0007-1250. — doi:10.1192/bjp.176.4.357.
- ↑ Dhossche D. Brief report: catatonia in autistic disorders (англ.) // Journal of Autism and Developmental Disorders (англ.)русск.. — 1998. — Vol. 28, no. 4. — P. 329—331. — PMID 9711489.
- ↑ Realmuto G. M., August, G. J. Catatonia in autistic disorder: A sign of comorbidity or variable expression? (англ.) // Journal of Autism and Developmental Disorders (англ.)русск. : journal. — Springer Nature, 1991. — Vol. 21, no. 4. — P. 517—528. — ISSN 0162-3257. — doi:10.1007/bf02206874.
- ↑ 1 2 Dhossche D. M. Autism as early expression of catatonia (неопр.) // Medical science monitor: international medical journal of experimental and clinical research. — 2004. — Т. 10, № 3. — С. 31—39. — ISSN 1234-1010. — PMID 14976444.
- ↑ Stöber G., Seelow D., Ruschendorf F., Ekici A., Beckmann H., Reis A. Periodic catatonia: confirmation of linkage to chromosome 15 and further evidence for genetic heterogeneity (англ.) // Human Genetics : journal. — Springer Nature, 2002. — Vol. 111, no. 4—5. — P. 323—330. — ISSN 0340-6717. — doi:10.1007/s00439-002-0805-4. — PMID 12384773.
- ↑ Autism spectrum disorder fact sheet. American Psychiatric Publishing (2013). Дата обращения 26 мая 2016. Архивировано 8 июля 2016 года.
- ↑ 1 2 Алехина С. В. Дети с расстройствами аутистического спектра в образовании столицы // Аутизм и нарушения развития. — 2014. — № 3. — с. 4-7.
- ↑ Dirk Marcel Dhossche, Lorna Wing, Masataka Ohta and Klaus‐Jürgen Neumärker. Catatonia in Autism Spectrum Disorders (неопр.). — Elsevier, 2006. — ISBN 978-0-08-046338-4.:274
- ↑ Danforth, Alicia L.; Struble, Christopher M.; Yazar-Klosinski, Berra; Grob, Charles S. MDMA-assisted therapy: A new treatment model for social anxiety in autistic adults (англ.) // Progress in Neuro-Psychopharmacology and Biological Psychiatry (англ.)русск. : journal. — 2016. — Vol. 64. — P. 237—249. — ISSN 02785846. — doi:10.1016/j.pnpbp.2015.03.011.
Литература[править | править код]
- Dirk Marcel Dhossche, Lorna Wing, Masataka Ohta and Klaus‐Jürgen Neumärker. Catatonia in Autism Spectrum Disorders (неопр.). — Elsevier, 2006. — ISBN 978-0-08-046338-4. (англ.)
- Dianne Zager, David F. Cihak, Angi Stone-MacDonald. Autism Spectrum Disorders: Identification, Education, and Treatment (англ.). — Taylor & Francis, 2016. — ISBN 978-1-317-74375-0. (англ.)
- Brenda Smith Myles. Autism Spectrum Disorders: A Handbook for Parents and Professionals (англ.). — Greenwood Publishing Group, 2007. — ISBN 978-0-313-33632-4. (англ.)
- Tony Charman, Wendy Stone. Social and Communication Development in Autism Spectrum Disorders: Early Identification, Diagnosis, and Intervention (англ.). — Guilford Press (англ.)русск., 2008. — ISBN 978-1-59385-713-4. (англ.)
- Leo Kanner. Autistic disturbances of affective contact (неопр.) // The Nervous Child. — 1943. — Т. 2. — С. 217—250. (англ.)
Ссылки[править | править код]
- Расстройства аутистического спектра — диагностические критерии DSM-5
- Расстройства аутического спектра в DSM-IV и МКБ-10
- Аутизм: наука и практика. По страницам журнала «Аутизм и нарушения развития» (2003—2014) — сборник статей
- Аутизм и нарушения развития — научно-практический журнал
- Детский аутизм: исследования и практика — сборник статей
- Как мыслят аутисты? / Подготовил Антон Солдатов // Psychologies. — OOO «Хёрст Шкулёв Паблишинг». — Дата обращения: 08.12.2019. (Из кн.: Тэмпл Грандин. Отворяя дверь надежды : Мой опыт преодоления аутизма. — Теревинф, 2012.)
Источник