Креативность педагогов как профилактика синдрома эмоционального выгорания

Креативность педагогов как профилактика синдрома эмоционального выгорания thumbnail

Психологический тренинг

«Креативность  педагогов  как  профилактика  синдрома  эмоционального  выгорания»

Цели:    1. Повышение стрессоустойчивости педагогов.

             2. Раскрытие  внутреннего  творческого  потенциала педагога.

Задачи:

1. повысить уровень жизненного оптимизма;
2. создать хороший настрой на работу;
3. снизить уровень фрустрации (стресса).

  Предварительная работа

Диагностика  уровня  эмоционального  выгорания педагогов (Сокращенный  опросник эмоционального выгорания В.В. Бойко)

1. Упражнение «Поза Наполеона»

Цель: настроить  участников  на дальнейшую работу.

 Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

 Комментарий ведущего

 Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

2. Мини-лекция «Синдром эмоционального выгорания»

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением.

Эмоциональному выгоранию подвержен каждый из нас. Исследователи доказали, что «скорость сгорания» не связана ни с образованием, ни с уровнем интеллекта, ни даже  с оплатой труда. Единственное, что имеет значение,- ситуация на работе и наше  к ней отношение.  

Едва ли ни первой причиной, способствующей выгоранию, служит  перегрузка.

Однако большой объем работы —  не единственная  причина выгорания. Оно может  связано   и   с  нашим   отношением к делу: риск выгореть существенно выше у тех, кто уверен, что всегда  должен быть  сдержан, не имеет  права  на ошибку  и обязан служить примером для коллег. Не  менее опасна  ситуация, в которой  мы  постоянно  ощущаем, что  нас недооценивают, что наши усилия не ведут  к достижению осмысленной  цели  и мы никак  не можем изменить положение дел.    

Синдром   профессионального  выгорания  –  самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми  —  всех,  чья деятельность  невозможна  без общения.

 Не  случайно первая      исследовательница     этого    явления Кристина Маслач   назвала  свою книгу:  

« Эмоциональное   сгорание – плата за сочувствие».

   Три стадии  профессионального выгорания:

Первая стадия:

— На уровне выполнения функций произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задан ли планируемый вопрос). Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нагрузок и личностных особенностей педагога первая стадия может протекать в течение трех-пяти лет.

Вторая стадия:

На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями: не хочется видеть коллег, начальство, «в четверг ощущение, что уже пятница, «неделя длиться нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появляются устойчивые соматические симптомы (нет сил, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, «мертвый сон без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний; повышенная раздражительность. Продолжительность протекания данной стадии- в среднем от пяти до пятнадцати лет.. 

Третья стадия:

Собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремиться к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может длиться от десяти до двадцати лет.  

3. Результаты  диагностики  педагогов.

Познакомившись с понятием СЭВ, причинами его возникновения, симптомами проявления, мы можем сделать вывод о том, что универсального рецепта исцеления от профессионального выгорания  не существует, это проблема   решаема,  если ею  целенаправленно заниматься. Каждому человеку   время от времени необходимо остановиться, оглянуться вокруг, побыть наедине с самим с собой, подумать, откуда и куда он идет, с какой  скоростью  и  с какими  попутчиками, а главное – зачем, с какой целью. Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно. Но вполне  существенно уменьшить их  разрушительное  влияние  на здоровье педагога можно.

К решению проблемы профессионального выгорания подходят разными способами. Кто-то осваивает дыхательные упражнения, другие навыки саморегуляции … А я хочу напомнить вам о том, что творчество, гибкость, нестандартность мышления также являются одним из способов преодоления СЭВ.
        Возможно, вы не сможете применить предложенные игры и упражнения в повседневной работе, однако с их помощью, надеюсь, вспомните или ещё раз убедитесь в том, что все мы – люди позитивные, спонтанные, креативные, умеющие решать нестандартные задачи и творчески подходить к любым ситуациям.

4. Притча «Все  в твоих руках»

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? ” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать  такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно. Ведь вы сами на 100% ответственны за все события в своей жизни.

Сегодня я хочу дать вам несколько техник, способов управления своим психоэмоциональным состоянием, поднять свою самооценку, повысить эмоциональный настрой. А чтобы, слово работа ассоциировалась у вас только с радостными и счастливыми моментами.

5.   Упражнение «Одно из двух». 

Цель: развить спонтанность, творческое, ассоциативное мышление.
Ведущий задаёт вопрос, участники отвечают по кругу (или по желанию — свободно). При этом необходимо аргументировать свой выбор. 
Например: 
– Чёрное или белое? 
– Чёрное, потому что эффектнее… 
– День или ночь? 
– Ночь, романтичнее… 
Круг или зигзаг?
Прямая или поворот? 
Кислое или сладкое? 
Пропасть или небо? 
Свобода или необходимость? 
Простота или сложность? 
Ум или чувство? 
Теория или практика? 

6.  Упражнение «НГОК» (Участники группы сидят по кругу. У них в руках листы бумаги и ручки).

Цель: упражнение направлено на развитие гибкости, беглости и точности мышления.

Инструкция: «Задание, которое я сейчас вам предложу, надо будет выполнять письменно. Напишите в верхней части листа четыре буквы: Н Г О К. По моему сигналу мы начнем работу:  надо будет составить как можно больше предложений, причем в каждом из написанных вами предложений первое слово должно начинаться на букву Н, второе – на букву Г, третье – на О, четвертое на К. Например, «Николай Говорит Очень Красиво».

Через три минуты ведущий предлагает каждому участнику по очереди сказать, сколько у него написано предложений, а затем просит каждого прочитать одно из написанных им предложений, любое, по выбору самого участника. Это может быть то предложение, которое сам участник считает наиболее удачным. При ознакомлении с результатами работы участники обнаруживают для себя не использованные ими стилевые, содержательные и другие возможности для составления предложений, что усиливает их мотивацию и позитивно сказывается на результатах последующей работы.

 7. Упражнение «Приметы»  (Участники группы сидят по кругу. У психолога  мяч).

Цель:  развить спонтанность, творческое, ассоциативное мышление.

Инструкция: «Наверное, все знают такую шутливую примету: упал нож — придет мужчина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Сделаем это так: бросая мяч, надо будет сказать, что упало, например, барабан, монетка и. т.д.

Тот, кто ловит мяч, говорит о том, кто, по его мнению, придет, и в случае возникновения вопросов у остальных, объясняет, почему это происходит. Делать все это постараемся как можно быстрее».

В процессе выполнения упражнения  поощряются  неожиданные, оригинальные идеи, а также проявления гибкости и нестандартные интерпретации.

 8. Упражнение “Моечная машина”

Цель: снятие эмоционального напряжения, создание группового доверия.

А сейчас встаньте, пожалуйста, в шеренгу, рассчитайтесь на первый и второй. Первые номера шаг вперед. Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек в шеренге №1 становится “машиной”, последний человек в шеренге №2 становится “сушилкой”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. “Сушилка” должна его высушить — обнять. Прошедший “мойку” становятся “сушилкой” во второй шеренге, с начала шеренги идет следующая “машина” из шеренги №2.

9. Упражнение «Пять добрых слов»

Цель: получение обратной связи от группы, повышение самооценки, самопознания, возможность сделать приятное другому человеку.

Оборудование: листы бумаги, ручки

Форма работы: Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек.

Задание. Каждый из вас должен:

• обвести свою левую руку на листе бумаги;

• на ладошке написать свое имя;

•  передать свой лист соседу справа, а сами получить рисунок от соседа слева.

В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка, вы пишете какое–нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя. Другой человек делает запись на другом пальчике и т. д., пока лист не вернется к владельцу.

Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами».

Обсуждение

— Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «руке»?

— Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?

10.Притча о колодце.

А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей.

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками — ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».

Недолго думая, он пригласил своих соседей — все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину — каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

11. Обратная  связь

Источник

Наталия Часовская
Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности»

Цель:

— проработать актуальное состояние педагогов

профилактика эмоционального выгорания;

— развитие эмоциональной гибкости;

— гармонизировать самоощущения педагогов.

1. Приветствие.

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Мы рады приветствовать Вас в этот весенний день. Сегодня мы собрались для того, чтобы расправить крылья, измениться, вдохнуть полной грудью, почувствовать в себе силы!Наш девиз на сегодня: «Проснись для жизни!»

Позвольте рассказать вам притчу (Притча «Счастливая мама» см. Приложение 1).

2. Теория

Зима все еще не закончилась, и наш организм, которому так необходим свет и тепло, истощился. Зимний холод принес нам простуды, авитаминоз и вместе с этим зимнюю хандру. На работе многое (ничего) уже не радует, голова думает только о приближающемся отдыхе. Действительно ли тут дело только в нехватке организму яркого весеннего света и тепла? Или же имеются и другие причины нашего подавленного настроения и усталости?

Век НТР в корне изменил отношение к людям как к рабочей силе. Объем выполняемой работы человеком любой профессии заметно вырос и продолжает расти каждый год. В связи с возросшим давлением на человека, с бесконечными стрессами, которые он испытывает на работе, у него наблюдается не только физическое переутомление (какие бы то ни было соматические заболевания, но и психологическое (душевное) утомление, усталость. Когда работа ставит требования, которые не соответствует возможностям, внутренним резервам работника, то у него начинает нарушаться эмоциональное равновесие.

Состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе, ученые психиатры назвали «синдромом эмоционального сгорания» или «профессиональным выгоранием»

Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, спасатели, работники правоохранительных органов, пожарные).

Каковы же проявления данного синдрома?

Основными симптомами эмоционального выгорания считаются следующие:

— усталость, утомление, истощение (после активной профессиональной деятельности);

— психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства);

— бессонница;

-негативное отношение к воспитанникам (после имевших место позитивных взаимоотношений);

-отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;

— гнев и раздражительность по отношению к коллегам и воспитанникам -функциональное, негативное отношение к себе;

— тревожные состояния;

-пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий;

— чувство вины.

Таким образом, первым, что бросается в глаза при СЭВ – что у людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативное отношение к работе, появляется усталость.

Что делать при СЭВ? (коррекция)

1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей на работе. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.

2. Общение. Рекомендуется, анализировать свои чувства и ощущения и делиться ими с другими.

3. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т. е. отдых от работы и других нагрузок.

4. Овладение умениями и навыками саморегуляции, узнать о которых вы можете у психолога.

3. Упражнение «Да, я такая, а еще….»

Сейчас будем учиться правильно реагировать на комплименты и приятные слова. Каждый, сидящему справа, говорит комплимент,а сидящий справа должен ответить: «Спасибо. Да, я такая, а еще я….» и называет свое положительное качество. Начинаем с…

4. Упражнение «Пожелание себе».

Часто, укреплению духа помогает переосмысление уже пройденного, «сбор урожая» профессиональных достижений, умение благодарить за те навыки, что дала работа в профессии. Предлагаю начать пополнять свои профессиональные ресурсы. Возьмите бланки №1 (см. Приложение, и напишите себе пожелание, как специалисту, на ближайшие 5 лет.

— После выполнения упражнения: «Удалось ли вам написать себе пожелание? (зачитывают только по желанию) Оставьте себе то, что вы написали – это план на ближайшие годы.

5. Упражнение «Реальный и идеальный мир».

Для достижения желаемого, в нашей жизни должно быть пространство профессионального роста и развития. Давайте мы его повнимательней рассмотрим. Возьмите бланки №2 (см. Приложение). Перед вами 2 круга. Посмотрите на 1-й, мы будем работать сейчас с ним. Разделите круг на 3 сектора, которые будут отражать реальное соотношение времени, которое вы отводите в вашей жизни профессии, работе по дому и ваше «личное» время.

Затем предлагается работа во 2-м круге: «Разделите круг также на 3 сектора, но которые будут отражать желаемое, идеальное соотношение времени, которое вы хотите отдавать профессии, работе по дому и обозначьте ваше «личное» время.

Резюме: Если у вас совпали реальный и идеальный образы вашей жизни

— вы абсолютно счастливый человек. Если есть отличия, помните если не

всё, то многое зависит от вас!

6. Упражнение «Я в прошлом, настоящем, будущем».

(для упражнения нужны цветные карандаши, фломастеры, любые

изобразительные средства)

— Уважаемые коллеги! Перед вами бланк №3 (см. Приложение,

похожий на буклет. Используя знаки, символы, рисунок изобразите себя в трёх временах: в начале трудового пути, в настоящее время, через 5 лет.

Резюме: Пусть эти образы помогут вам оценить по достоинству пройденное,

и направляют вас в успешное будущее.

7. Упражнение «Ассоциации».

«Глубину, тяжесть и лёгкость отношения к работе нам поможет понять следующая игра. Мы часто с детьми играем в «Ассоциации», а теперь наша очередь. Возьмите бланк №4 (см. Приложение, и в первой колонке слева, разделённой на 8 строк напишите 8 слов ассоциаций, которые возникают при словах «Моя работа». После первого этапа предлагается сделать аналогичную работу – каждую пару слов превратить в одну ассоциацию. Эти слова вносятся во вторую колонку, останется 4 слова, из которых также строятся ассоциации, переходящие в 3-ю колонку. Слов остаётся 2, из них выводится итоговая ассоциация, которая записывается в колонку №4. В итоге – осталось одно слово. Это и есть истинное понимание того чем для вас является ваша работа.

8. «Антистресс»

Дорогие коллеги, мы провели с вами непростую аналитическую работу. Взгляните на ваши рисунки, схемы, слова и самостоятельно оцените наличие или отсутствие каких либо признаков усталости, эмоционального истощения, связанных с работой. Если есть симптомы, то может стоит вспомнить слова Великого комбинатора Остапа Бендера – «Спасение утопающих – в руках самих утопающих»! Обсудите в своих группах, а затем поделитесь своими личными секретами «убегания» от стресса. (Участники семинара поочерёдно делятся созданными рекомендациями).

8. Рефлексия.

Психолог предлагает педагогам: «Поделитесь своими впечатлениями от нашей встречи»

Участники обмениваются впечатлениями и мнениями.

• Какое упражнение сегодня было самым трудным для выполнения?

• Что показалось самым лёгким? Что было в тренинге для вас полезным и поможет в дальнейшем?

Психолог благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.

9. Завершение.

«Пожелания» (позитивный настрой после проведения тренинга)

Участники тренинга выбирают любую метафорическую картинку с позитивными пожеланиями и высказываниями из набора «Магия цветов» и фотографируют текст и цветок.

Приложение 1. Притча «Счастливая мама».

Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности»

Жила-была семья. Детей было много, денег мало. Мама много работала. После работы она готовила, стирала, убирала. Конечно же, она сильно уставала и поэтому часто кричала на детей, раздавала подзатыльники, громко сетовала на жизнь.

Однажды она подумала, что это нехорошо так жить. Что дети-то не виноваты в ее тяжелой жизни.И отправилась за советом к мудрецу: как стать хорошей матерью?

С тех пор ее как будто подменили.

Мама стала выглядеть счастливой.

Хотя денег в семье не прибавилось. И дети послушней не стали. Но теперь мама не ругала их, зато часто улыбалась.

Раз в неделю мать шла на базар за различными покупками.

Теперь мама возвращалась обязательно с подарками для детей. А вернувшись, и раздав детям подарки, мама на некоторое время запиралась в своей комнате. И просила никому ее в это время не беспокоить.

Детей мучило любопытство, что же делает мама в своей комнате. Однажды они нарушили запрет и заглянули к маме. Она сидела за столом и… пила чай… со сладкими конфетами!

— Мама, что ты делаешь? А как же мы?- возмущенно закричали дети.

— Тихо, дети, тихо! — важно ответила она. – Не мешайте мне! Я делаю вам счастливую маму!

Источник