Красиков в и синдром существования томск 2002 с 9 126

2003.01.003. КРАСИКОВ В.И. СИНДРОМ СУЩЕСТВОВАНИЯ. -Томск, 2002. — 256 с.

Книга, состоящая из трех разделов, посвящена осмыслению экзистенциального присутствия человека в мире и в собственной жизни, текущей от прошлого через настоящее к будущему.

Сознание человека рождается вслед за чувством бесконечности бытия и ничто, делая это чувство самоочевидным. В древнем чувстве бесконечности (условие самосохранения) таится надежда конечного существа на беспредельность, а чувство ничто-небытия рождает отчаяние. Феномены сознания (смысл, воображение, рефлексия) слабы своей самонадеянностью и слепотой, а органические силы и сезоны существования задают душевно-психические форматы, базисно влияющие на ментальную историю личности и человечества. Хотя бы и в грубом приближении сознание способно уловить изначальные синдромы существования, т. е. признаки, имеющие общий механизм возникновения и характеризующие определенные, в том числе болезненные состояния организма и его жизне-деятельности.

В первом разделе речь идет о смыслополагании и проблемах, связанных с его утратой. Только люди пытаются приписывать смысл своему существованию: подозревая о его бессмысленности, они пытаются заполнить жизнь идеалистическими целями, абсолютными смыслами, а затем убегают от страха перед их девальвацией в сомнение и неверие, в укрытия стоицизма и ностальгии. Смысл существования создается воображением, упрочивается в памяти, а разрушается рефлексией. Воображение как вхождение своим Я в иные образы является способностью, развитие которой привело к появлению человеческого качества сознания на индивидуальном уровне. Оно есть среда и условие рефлексий, разворачивающихся во времени и зависящих от возрастного их соотношения. Отходя от биологического и социального времени (актуального «настоящего»), самосознание погружается в личностное время, которое всегда индивидуально и способно расщепить гомогенные прежде пере-живания на напряженные настоящее прошлого и настоящее будущего, сочетающие динамическое (воображение, волю, надежду) и консервативное (память, рефлексия, дискурс, мысль) начала.

Детство-юность, зрелость и старость, образующие личное время, являют разного по-своему человека, хотя и в рамках объединяющей их памяти. Речь идет о формировании самости в молодые годы, о жизни,

исполненной веры и надежды, о деятель-ности, целью которой является преобразование себя, близких, человечества и мира. Выбор пути, отношения между мужчиной и женщиной, проблема любви, досуг и т.п. обладают особыми характеристиками и значениями.

Зрелый человек (30-50 лет) — это движение к расцвету и начало надлома. Равновесие рассудочности и воображения, наслаждение настоящим и попытки его освоения, нейтральность по отношению к себе и в то же время собранность и концентрированность на «здесь и сейчас», нескончаемое чередование дел, забот и т. п. суть характерные черты этого периода, прерываемого «кризисом среднего возраста», своего рода экстремализацией вялотекущего существования (возраст 30-летнего Будды и Христа, 40-летнего И.Канта, 50-летнего Л.Н.Тол-стого), когда сильная витальность и высокая способность к самоорганизации в итоге внутренней работы приводят к активной форме реагирования на вызовы существования.

В иных случаях возможны преждевременное обессиливание, депрессия, уход в болезнь, другие формы уклонения от житейских угроз вплоть до забытья в алкоголе или в полуживотном суще-ствовании и даже уход из жизни как один из вариантов ответа на кризис (во внешнем мире социальной иерархии, успеха и поражения, интересов целого и пр. или в мире внутренних состояний, которые являются, однако, проекцией мира внешнего: посредством суицида человек всегда «что-то говорит» своему окружению). Кризис зрелого возраста можно назвать как бы бегством от себя либо от мира, а на самом деле от трудной задачи найти пути примирения между смыслом жизни и наличным существованием (фетишизируют науку, дело, которому служат, политику, хобби, футбол и пр.). Случается, что на грани внутреннего саморазрушения творческой активности резко меняют область деятельности, переживают «второе рож-дение» — «пробуждение от тела» (Плотин), «коперниканский поворот» (Кант), «озарение экзистенцией» (К.Ясперс), уходят в монастырь, становятся «чудаками» и «блаженными».

Старость для многих трагична, а вовсе не есть тихий закат жизни, когда постепенно слабеет тело, а с ним трансформируется и сознание: слабеет воображение, приоритет приобретает память (на самом деле слабеет и она. — Реф.). «Старость — позор вида, ибо в старости все потаенное негативное становится явным… Старость есть конец всяческого смысла… и кризис пожилого возраста уже непродуктивен, не порождает новых смыслов» (с.95-96). В старости, правда, имеет место

стойкость духа, а также общечеловеческое переживание — ностальгия, выборка, идеализирующая прошлое. Автор называет ее некоторым мазохистским состоянием «нежного страдания души» (с.99), воспоминанием не только о прошлом, но и о будущем (об иллюзиях и надеждах), тоской по дому (не реального проживания, а дому детства и другим перемещениям души в пространстве и времени), где «нам было хорошо», и по вещам и людям, которых мы любили. «Люди изобретают вновь и вновь велосипеды, но каждый раз они, в эти редчайшие для себя мгновения, поднимаются до уровня Творца» (с.105).

Три сезона человеческого существования — будущее, насто-ящее и прошлое. В их основании находятся различные конфигурации воображения, памяти и действующего мышления — обоюдоострого орудия, источника интуиции о нездешней природе, порождающего разлад в себе и в строе сущего и переживаемого как синдром существования, незримого и неуловимого, представляющего собой и «слишком человеческое», и трансцендентное. В историко-философской ретроспективе синдром существования выражается в трех матрицах.

1. Индивидуальное смыслоопределение в традиционном обществе конституируется господством коллективных структур и коллективного сознания, дихотомией «мир — человек». Здесь кризис существования объясняется в противовес «иному» (истинному) миру «плохими людьми, плохим обществом, жесткими природными условиями» (концептуализация «юношеского кризиса»). Временным решением кризиса становится полагание великого Идеала.

2. Кант начал, а его радикальные истолкователи завершили уничтожение идеи Сверхсущества как обители блаженства, провозгласив смерть Бога. Принятие формулы «Бога нет, природа слепа, существование абсурдно» должно было уничтожить доверие к полноте смысла: смысл стал фикцией, полезной для приспособления. Рефлексия отделяется от воображения: «Есть только существование, которое осознаваемо, в чем и его трагедия (экзистенциализм), потому что оно бессмысленно» (с.115). Это и есть кризис среднего возраста.

3. Сознание историко-философски (постэкзистенциализм) и индивидуально-биографически (после переживания абсурда надо дальше жить или уходить со сцены) примиряется с ситуацией бессмыслицы, но в то же время бодрствует до конца и ищет путь среди развалин. Но существовать на гребне становления и относи-тельности, как призывает постмодернизм, доступно очень немногим. К тому же метафизика,

неоднократно опрокидываемая критическим сознанием, продолжает жить в тех же критических умах. Что же делать?

«Выход из смыслового тупика смерти Бога и субъекта усилиями радикального критицизма (и постнеклассической рациональности) и реставрированной метафизики («новое» воображение-полагание) может быть лишь сверхчеловеческим выходом за рамки биоло-гического (и ментального) человечества» (с.119). Возможно ли это? Ведь разлад между чувственной жизнью тела и деятельностью сознания налицо, а утопии (Ф.Ницше, Н.Федоров, марксизм, постмодерн) несбыточны. Тем не менее раздвижение пределов конечности рода человеческого есть способ притупить страх безвременного «обрыва», качественное изменение вида в целом. Изменение расово-этнокультурной дифференциации, расширение горизонтов чувственности и воображения, изменение отношения полов — все это предчувствие новой, своего рода «второй неолитической революции».

Читайте также:  Синдром дупликации короткого плеча хромосомы 9

Во втором разделе книги обсуждаются человеческие пороки. Многие их понятия отсутствуют в отечественных философских словарях, но в зарубежных изданиях они почти все прошли пробу на «философичность». Автор рассматривает три характеристики порока: 1) порок как страсть, естественная любовь к чему-то; 2) порок как изъян (психологический недостаток, распущенность); 3) порок как непотребство, когда выпадают не только из социального, но и из естественно-антропологического нормирования.

Источник порока — не инстинкты и не дурное воспитание или направленность ума. Речь идет о себялюбии, крайним выражением которого является «самотность» (не самость) как корень всякого зла, когда самосознание настолько врастает в естество страстей и наклонностей, что неспособно к самостоятельно-духовному разви-тию и самокритике (душевная калька физиологии, в которой абсолютны гедонистические приоритеты). Речь идет о чревоугодии, сладострастии, хмельных страстях и о социально значимых пороках — обладании, стяжательстве, злобности, праздности, гневливости и азарте, корыстолюбии, властолюбии и честолюбии, тщеславии, зависти. Борьба за обуздание порочных страстей доверена (природой, Богом или нами самими? — Реф.) мощному интерсубъективному началу — совести, стыду, искуплению.

Заключительный раздел книги посвящен проблемам «антропологической революции», посещающей ныне многие умы. Мысль о

движении человечества к вечности восходит к египетским папирусам. Христианство, Реформация, русский космизм, марксизм, Ницше с его «волей к власти» — таковы ступени развития этой идеи как евангелия антропологической революции. Особое значение имеют энергийно-силовое мировидение Ницше, предельные значения становления и силы, которые созвучны современным синерге-тическим идеям: мир в целом не имеет единого каркаса-порядка, но в своих фрагментах он вполне осмыслен. Идея антропологической революции, хотя и родилась в Европе, носит общечеловеческий характер и импонирует автору перспективой экспансии человечества в деле установления всеобъемлющих форм контроля над своим окружением и над собой (самодетерминация). Но это, заключает автор, можно называть конечной целью лишь метафорически.

И.С.Андреева

Источник

 îáûäåííîì ñîçíàíèè ñóùåñòâóåò òàêîå ïîíÿòèå êàê «êðèçèñ ñðåäíåãî âîçðàñòà». Èíîãäà ñ÷èòàþò, ÷òî ýòî íàäóìàííàÿ ïðîáëåìà, îäíàêî íåêîòîðûå ëþäè èñïûòûâàþò òÿæåëûå ïîòðÿñåíèÿ â ýòîò ïåðèîä æèçíè.
Ïî ìíåíèþ Ë.Ñ.Âûãîòñêîãî ðàçâèòèå ÷åëîâåêà ïðîèñõîäèò ïóòåì ÷åðåäîâàíèÿ êðèòè÷åñêèõ è ñòàáèëüíûõ ïåðèîäîâ. Ïðè ýòîì êðèòè÷åñêèå ïåðèîäû ÿâëÿþòñÿ ïåðåëîìíûìè, ïîâîðîòíûìè ïóíêòàìè, êîòîðûå ïðèâîäÿò ê ïåðåõîäó íà äðóãóþ ñòóïåíü íå ýâîëþöèîííûì, à ðåâîëþöèîííûì ïóòåì [4]. Îòå÷åñòâåííûé ïñèõîëîã Á.Ñ.Áðàòóñü, îïèðàÿñü íà òåîðèè Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî è Ä.Á. Ýëüêîíèíà î ðàçâèòèè ðåáåíêà, ïðîàíàëèçèðîâàë ðàçâèòèå âçðîñëîãî è çàêëþ÷èë, ÷òî ïðèìåðíî â 45 ëåò ó ëþäåé íàáëþäàåòñÿ ìîòèâàöèîííûé êðèçèñ, ñîïðîâîæäàþùèéñÿ ïåðåîöåíêîé öåííîñòåé [3]. Áðàòóñü îáúÿñíÿåò ýòî ÿâëåíèå ÷åðåäîâàíèåì äâóõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè, êàæäàÿ èç êîòîðûõ, ïðåîáëàäàÿ â îäèí ïåðèîä, ñìåíÿåò äðóãóþ ïðè ïåðåõîäå îò îäíîãî ïåðèîäà ðàçâèòèÿ ê äðóãîìó. Ê ïåðâîìó âèäó äåÿòåëüíîñòè, êîòîðàÿ âèäíà è ñàìîìó ÷åëîâåêó, îòíîñÿòñÿ ïîçíàíèå, ïðåîáðàçîâàíèå îêðóæàþùåãî ìèðà, ïðîèçâîäñòâî èíñòðóìåíòîâ ñâîåãî ðàçâèòèÿ. Äðóãàÿ – ýòî âíóòðåííÿÿ äåÿòåëüíîñòü, âûðàæàþùàÿñÿ â îñìûñëåíèè âçàèìîäåéñòâèÿ ñ âíåøíèì ìèðîì, ôîðìèðîâàíèè öåííîñòåé è ñìûñëîâ. Íåñîîòâåòñòâèå è ïðîòèâîðå÷èå ìåæäó óðîâíÿìè ðàçâèòèÿ ïåðâîé è âòîðîé ãðóïïàìè äåÿòåëüíîñòè ïðèâîäÿò ê êðèçèñó. ×åëîâåê, ïðîäîëæàÿ æèòü â ïðåæíåé ñîöèàëüíîé îáñòàíîâêå, â òîé æå ñåìüå, ðàáîòàÿ íà ïðåæíåé ðàáîòå, âäðóã îáíàðóæèâàåò, ÷òî âñå åãî îêðóæåíèå ïîòåðÿëî äëÿ íåãî ñâîé ïðåæíèé ñìûñë. Ýòî ïðîòèâîðå÷èå ïðèâîäèò åãî â ñîñòîÿíèå êðèçèñà.
Åñëè ÷åëîâåê îáðàùàë âíèìàíèå íà òå èçìåíåíèÿ, êîòîðûå ïðîèñõîäèëè â ïåðèîä âûñòðàèâàíèÿ ó íåãî íîâûõ ñìûñëîâ è öåëåé, òî ïðè ïåðåõîäå èç îäíîãî âîçðàñòà â äðóãîé âîçðàñò îí ìîæåò èçáåæàòü êðèçèñà, ñîïðîâîæäàþùåãî ïîèñê íîâûõ ñìûñëîâ æèçíè. Îäíàêî íåêîòîðûå ëþäè, ïðîõîäÿùèå âîçðàñòíûå ïåðåõîäû, íå îòñëåæèâàþò òåõ èçìåíåíèé,  ïðîèñõîäèâøèõ â íèõ íà ïðåäûäóùåì ýòàïå ðàçâèòèÿ èç-çà ðàçíîîáðàçèÿ äåë, êîòîðûå îíè äîëæíû âûïîëíÿòü â ñâîåé æèçíè.  ýòîì ñëó÷àå âîçðàñòíîé ïåðåõîä ìîæåò ñîïðîâîæäàòüñÿ êðèçèñîì, ïðîÿâëÿþùèìñÿ ïåðåæèâàíèåì ïîòåðè ñìûñëà æèçíè è ïîáóæäàþùèì ê ïîèñêàì íîâîãî ñìûñëà. Ñòàðûå ôîðìû æèçíè ñîõðàíÿþò ñâîå âíåøíåå ïîñòîÿíñòâî, îäíàêî îíè, ðàçðóøåííûå èçíóòðè, óòðà÷èâàþò ñìûñë è äóõîâíóþ ñèëó, äàþùóþ ÷åëîâåêó âîçìîæíîñòü æèòü äàëüøå. À íîâûå ôîðìû åùå íå âîçíèêëè èëè åùå íå îñìûñëåíû è ïîòîìó íå äàþò îùóùåíèÿ ñìûñëà æèçíè.
Êðèçèñ ñîïðîâîæäàåòñÿ ïåðåîöåíêîé è ñìåíîé öåííîñòåé. Îùóùåíèå ïðåäàòåëüñòâà, íåîïðàâäàííûõ îæèäàíèé, âàêóóìà è ïîòåðè ñìûñëà æèçíè ìîæåò ñîïðîâîæäàòü êðèçèñ [15]. «Æèçíü ëèøàåòñÿ ñìûñëà, æèçíåííûé ìèð è âðåìÿ äåôîðìèðóþòñÿ è ðàçðóøàþòñÿ. Ìûøëåíèå è áûòèå òåðÿþò õàðàêòåð òîæäåñòâà, áóäóùåå íå íàñòóïàåò, íå äîñòèãàåòñÿ. Àä – ýòî æèçíü ñ íå íàñòóïàþùèì áóäóùèì. … Ñèòóàöèÿ ñêëàäûâàåòñÿ òàê, êàê áóäòî âíåøíèé ìèð ïîâîðà÷èâàåòñÿ ê íèì êàêîé-òî äðóãîé ãðàíüþ, òàê ÷òî âîêðóã ìåíÿþòñÿ âñå ñìûñëû. Ýòî ìîæíî åùå ñðàâíèòü ñ ýôôåêòîì êðèâîãî çåðêàëà, ñ öåëûì «êîðîëåâñòâîì êðèâûõ çåðêàë», ñ îñêîëêîì ðàçáèòîãî Òðîëëåì è çàñòðÿâøåãî â ñåðäöå Êàÿ çåðêàëà Ñíåæíîé Êîðîëåâû. Ãåðäà íå óçíàåò Êàÿ» [14]. Ïðè ïåðåõîäå â ñåðåäèíå æèçíè ó íåêîòîðûõ ëþäåé ïðåæíèå öåííîñòè òåðÿþò ñâîé ñìûñë. Òî, ÷òî ðàíåå áûëî âåðíûì è ïðàâèëüíûì, òåïåðü íà÷èíàåò êàçàòüñÿ ôàëüøèâûì è íåâàæíûì. Ðàçðóøåíèå ïðåæíåãî ìèðà ìîæåò âåñòè ê ÷óâñòâó ïîäàâëåííîñòè  è îòñóòñòâèÿ ñìûñëà æèçíè. Ïðîøëîå, êîòîðîå åùå íåäàâíî èìåëî ñìûñë, óõîäèò. Âñå, ÷òî áûëî âàæíî äî íàñòîÿùåãî ìîìåíòà, êàæåòñÿ óæå íåíóæíûì è íåàêòóàëüíûì. «À ñàìîå ãëàâíîå – âðåìÿ. Âîò, êàçàëîñü áû, ñîâñåì íåäàâíî, ÿ îùóùàë âðåìÿ òàê: ÷òî-òî áûëî äàâíî, ÷òî-òî íå î÷åíü äàâíî, à ÷òî-òî â÷åðà… À ñåé÷àñ äëÿ ìåíÿ âñå äàâíî. Âñ养 [7]. Îñîçíàíèå, ÷òî ïðîøëîãî ó òåáÿ íåò, ÷òî òû æèë íå òàê, íå âåðíî, à òàêæå îòñóòñòâèå âèäåíüÿ áóäóùåãî ìîæåò ïðèâîäèòü ÷åëîâåêà â îò÷àÿíüå.
Ïðåæíÿÿ ðàáîòà, îòíîøåíèÿ â ñåìüå, äðóçüÿ ïîäâåðãàþòñÿ àíàëèçó è ïåðåîöåíêå èíîãäà ïðèâîäÿùåé ê ñìåíå ðàáîòû èëè ðàçâàëó ñåìüè. Êàê ãîâîðèò ãåðîé ïüåñû Å.Ãðèøêîâöà «Ãîðîä», òà ðàáîòà, êîòîðîé îí çàíèìàëñÿ ïðåæäå, åìó íå ïðèãîäèòñÿ â áóäóùåé æèçíè. Îí ïîíèìàåò, ÷òî îí òåïåðü äðóãîé è åìó íàäî æèòü ïî-äðóãîìó. Îòåö íàïîìèíàåò ñûíó, ÷òî ðàíåå îí óìîëÿë åãî ïîìî÷ü óñòðîèòüñÿ íà äàííóþ ðàáîòó. Íà ÷òî ãëàâíûé ãåðîé îòâå÷àåò: «Íó òàê ÷òî ìíå òåïåðü äåëàòü, åñëè ÿ íå ìîãó òàì ðàáîòàòü? ß äåéñòâèòåëüíî ñòðàøíî ðâàëñÿ íà ýòî ìåñòî… Ìíå òàì âñå íðàâèëîñü – è óñëîâèÿ, è ëþäè, è… çàðïëàòà. Çàðïëàòà î÷åíü íðàâèëàñü… À òåïåðü âñå äåëàþ ÷åðåç ñèëó… Ïîòîìó ÷òî, êàê òîëüêî ðàáîòà ñòàëà òàêîé… íó, áåññìûñëåííîé, íåâûíîñèìîé, – çàðïëàòà ïåðåñòàëà íðàâèòüñÿ…» [7].
Ïåðåîöåíêà öåííîñòåé âëå÷åò çà ñîáîé ðàçðóøåíèå îñíîâ, íà êîòîðûõ ñòîèò ÷åëîâåê. Ñìûñë ïåðåñòàåò áûòü ñîâìåñòèìûì ñ æèçíüþ.
Êàê æèòü â òàêîé ñèòóàöèè?  ýòîé ñèòóàöèè îòêðûâàþòñÿ íåñêîëüêî âûõîäîâ. Ìîæíî ïîêîí÷èòü æèçíü ñàìîóáèéñòâîì. À ìîæíî æèòü òàê, êàê áóäòî íè÷åãî íå ïðîèçîøëî, óáåæàâ îò ñåáÿ. Èçìåíåíèÿ, ïðîèñõîäÿùèå â ÷åëîâåêå, íå ñîîòâåòñòâóþùèå ïðåæíåé æèçíè è îñòàþùåãîñÿ âíåøíåãî ìèðà ìîãóò ïðèâåñòè ÷åëîâåêà ê ðàçäâîåííîñòè. Åñëè ÷åëîâåê íå ïûòàåòñÿ ïîíÿòü èçìåíåíèÿ, ïðîèñõîäÿùèå â íåì, òî îí ìîæåò ñòàòü äâóëèêèì. Óáåæàâ îò çàäà÷è âîññòàíîâëåíèÿ âçàèìíûõ ñâÿçåé ñìûñëà è ñóùåñòâîâàíèÿ, ÷åëîâåê íà÷èíàåò æèòü èíòåðåñàìè òåëà è áëèæàéøåãî ñîöèàëüíîãî îêðóæåíèÿ. Äðóãèì âàðèàíòîì ÿâëÿåòñÿ áåãñòâî îò ìèðà â ñåáÿ: æèòü, íàõîäÿñü âíóòðè ñâîåé äóøè, ïðåçðåâ ìèð [11, 14].
Îá ýòîì ñîñòîÿíèè ïèñàë Ô.Ì. Äîñòîåâñêèé â ïîâåñòè «Çàïèñêè èç ïîäïîëüÿ». «Ìíå òåïåðü ñîðîê ëåò, à âåäü ñîðîê ëåò – ýòî âñÿ æèçíü; âåäü ýòà ñàìàÿ ãëóáîêàÿ ñòàðîñòü. Äîëüøå ñîðîêà ëåò æèòü íå ïðèëè÷íî, ïîøëî, áåçíðàâñòâåííî! Êòî æèâåò äîëüøå ñîðîêà ëåò, — îòâå÷àéòå èñêðåííî, ÷åñòíî? ß âàì ñêàæó, êòî æèâåò: äóðàêè è íåãîäÿè æèâóò» [8].
Îäíàêî èìååòñÿ è ïðîäóêòèâíûé âûõîä èç êðèçèñà. Ïî ìíåíèþ Â.È.Êðàñèêîâà, íå ñóùåñòâóåò íåêîåãî èçíà÷àëüíîãî «ß», õðàíÿùåãîñÿ â ãëóáèíå äóøè. Îíî ñîçäàåòñÿ óñèëèÿìè ñàìîãî ÷åëîâåêà, ÷åëîâåê ñàì ñåáÿ òâîðèò. Êðèçèñ ñîñòîèò â òîì, ÷òî ñìûñë «ß» âèäèòñÿ òîëüêî â ðàçðûâå ñ ñóùåñòâîâàíèåì. Åñëè ÷åëîâåêó íå íðàâèòñÿ åãî ñóùåñòâîâàíèå, åìó íåîáõîäèìî ñîçäàòü íîâûå ñìûñëû. Íî íîâûå ñìûñëû íåâîçìîæíû áåç íîâîãî «ß», ôîðìàìè êîòîðîãî îíè ÿâëÿþòñÿ. ×òîáû èçìåíèòü «ß», íàäî åãî çíàòü, óçíàâàíèå óæå åñòü èñïûòàíèå è èçìåíåíèå. Íà ãðàíè ñàìîðàçðóøåíèÿ ìîæåò ïðîèñõîäèòü ôåíîìåí «âòîðîãî ðîæäåíèÿ» — íåïðåðûâíîå ñàìîîòðèöàíèå è ïîñòîÿííîå èñïûòàíèå ñåáÿ [11].
Ë.Ñ.Âûãîòñêèé óêàçûâàë, ÷òî ó äåòåé âî âðåìÿ êðèçèñà ìåíÿåòñÿ ïîâåäåíèå. Ó âçðîñëûõ êðèçèñû òàêæå ìîãóò ñîïðîâîæäàòüñÿ èçìåíåíèåì ïîâåäåíèÿ, âûçâàííûì ïîèñêîì ñåáÿ, ñâîèõ íîâûõ ñìûñëîâ. Ó ëþäåé ïðè ïîèñêå ñåáÿ âîçíèêàåò ñòðåìëåíèå íàéòè è ïî÷óâñòâîâàòü öåííîñòè íîâîãî, îòêðûâàþùåãîñÿ ìèðà.  ýòîì ñîñòîÿíèè âîçìîæíî ñîâåðøåíèå ïîñòóïêîâ, êîòîðûå ÷åëîâåê ðàíåå íå ñìîã áû ñîâåðøèòü. Ðàç ìèð ïðîøëîãî áûë íåïðàâèëüíûé, òî è ïðàâèëà æèçíè è íðàâñòâåííûå çàêîíû ýòîãî ìèðà áûëè îøèáî÷íû è èõ ìîæíî íàðóøàòü. ×åëîâåê ìîæåò ñòîëêíóòüñÿ ñ ïðîáëåìîé ñàìîîòðèöàíèÿ, âûçâàííîãî èñïûòàíèåì, è ñîâåðøåíèÿ ïîñòóïêîâ, êîòîðûå îí ðàíåå íå ìîã áû ñîâåðøèòü.
 êà÷åñòâå ïðèìåðà ìîæíî ïðèâåñòè ïîñòóïêè ãåðîåâ èç äâóõ ðîìàíîâ. Êîáî Àáå è Ìèëàí Êóíäåðà â ñâîå ñîðîêàëåòèå íàïèñàëè ïîâåñòè, ãäå ãëàâíûå ãåðîè ñîâåðøàëè ñ èõ æå òî÷êè çðåíèÿ íåäîïóñòèìûå ïîñòóïêè.
Ãåðîé ïîâåñòè Êîáî Àáå «Æåíùèíà â ïåñêàõ» ìóæ÷èíà, êîòîðîãî ïîõèòèëè æèòåëè äåðåâíè, ðàñïîëîæåííîé íà äþíàõ, ÷òîáû îí ïîìîãàë æåíùèíå, îñòàâøåéñÿ îäíîé, îòãðåáàòü ïåñîê îò äîìà, ãäå òà æèëà. Ïðè ïîðûâèñòîì âåòðå ïåñîê íà÷èíàë äâèãàòüñÿ è çàñûïàòü äîì. Èç-çà ïîñòîÿííîãî âåòðà, äâèæåíèÿ ïåñêà è îòáðàñûâàíèÿ ïåñêà îò äîìà, äîì íàõîäèëñÿ â ãëóáîêîé ÿìå. Óáåæàòü èç ÿìû ìóæ÷èíà íå ìîã, óéòè ìîæíî áûëî òîëüêî ïî âåðåâî÷íîé ëåñòíèöå. Òàê ïðîæèë ìóæ÷èíà ñ æåíùèíîé ìíîãî ìåñÿöåâ. Îäíàæäû æèòåëè äåðåâíè, íàõîäÿùèåñÿ íà âåðõó ÿìû íà÷àëè åìó íàìåêàìè îáúÿñíÿòü, ÷òî îí äîëæåí ñäåëàòü, ÷òîáû ïîëó÷èòü ñâîáîäó. Ñíà÷àëà ìóæ÷èíà íå ïîíèìàåò, î ÷åì åãî ïðîñÿò. Åìó îáúÿñíÿþò:
— «Íó, ýòî… êàê åãî, ñàìåö è ñàìêà ÷òî? Ñïàðèâàþòñÿ… Âîò òàê.
Ïåðåíîñ÷èêè ïåñêà äèêî çàõîõîòàëè. Ìóæ÷èíà çàìåð, áóäòî åìó ñòèñíóëè ãîðëî. Îí ñ òðóäîì íà÷àë ñîîáðàæàòü, î ÷åì èäåò ðå÷ü. Íà÷àë ïîíèìàòü, ÷òî îí ïîíèìàåò. È êîãäà ïîíÿë, òî ïðåäëîæåíèå íå ïîêàçàëîñü åìó òàêèì óæ ÷óäîâèùíûì. … Ìóæ÷èíà çàãëÿíóë â äâåðü è ïîçâàë åå. …
— Âû ÷òî, ñ óìà ñîøëè?..
Ìîæåò, è ïðàâäà?.. Ìîæåò, è ïðàâäà ÿ ñîøåë ñ óìà?.. Îæåñòî÷åííîñòü æåíùèíû çàñòàâèëà åãî îòñòóïèòü, íî âíóòðè ðîñëà è øèðèëàñü êàêàÿ-òî ïóñòîòà… ß ïîëó÷èë ñòîëüêî ïèíêîâ! Êàêîå æå çíà÷åíèå èìåþò òåïåðü ÷åñòü, äîñòîèíñòâî?.. Êîãäà íà òåáÿ ñìîòðÿò, à òû äåëàåøü ÷òî-òî ãàäêîå – ýòî ãàäêîå â òîé æå ñòåïåíè ìàðàåò è òåõ, êòî ñìîòðèò… Íóæíî ïîäóìàòü åùå è î òîì, êàêóþ íàãðàäó òû ïîëó÷èøü çà ýòî!.. Ñâîáîäíî ðàçãóëèâàòü ïî çåìëå!.. ß õî÷ó âûòàùèòü ãîëîâó èç ýòîãî çàòõëîãî áîëîòà è âçäîõíóòü ïîëíîé ãðóäüþ!» [9].
Äðóãèå ÷óâñòâà èñïûòûâàåò ãëàâíûé ãåðîé ïîâåñòè Ì.Êóíäåðû «Âàëüñà íà ïðîùàíüÿ». Äèññèäåíò ßêóá ïåðåä âûåçäîì èç ñîâåòñêîé ×åõîñëîâàêèè íà Çàïàä ïðèåõàë ïîïðîùàòüñÿ ñî ñâîèìè ñòàðûìè äðóçüÿìè è áëèçêèìè â íåáîëüøîé ãîðîäîê. ßêóá ñîâåðøàåò ðÿä îñóæäàåìûõ èì ñàìèì ïîñòóïêîâ. Îí èìååò ñåêñóàëüíûå ñâÿçè ñî ñâîåé ïðèåìíîé âçðîñëîé äî÷åðüþ Îëüãîé, êîòîðàÿ ïðîâîöèðóåò åãî íà ýòè îòíîøåíèÿ, õîòÿ ïðè ýòîì îí èñïûòûâàåò îòâðàùåíèå. Îëüãà ÿâëÿåòñÿ ðîäíîé äî÷åðüþ åãî ïîãèáøåãî äðóãà. ßêóá â äðóãîé ìîìåíò áåçäåéñòâóåò è óáèâàåò æåíùèíó, õîòÿ ìîã áû åå îñòàíîâèòü â íóæíûé ìîìåíò, çàáðàòü ó íåå òàáëåòêó ñ ÿäîì è òåì ñàìûì ïðåäîòâðàòèòü ñìåðòü. Êîãäà Îëüãà ïðåäëàãàåò åìó èíòèìíûå îòíîøåíèÿ, îí äóìàåò: «Ìåíüøå âñåãî â æèçíè îí õîòåë çàíèìàòüñÿ ëþáîâüþ ñ ýòîé äåâóøêîé. Îí ìå÷òàë ïðèíîñèòü åé ðàäîñòü è èçëèâàòü íà íåå âñþ ñâîþ äîáðîòó, íî ýòà äîáðîòà íå òîëüêî íå äîëæíà áûëà èìåòü íè÷åãî îáùåãî ñ ëþáîâíûì âëå÷åíèåì, à ïðÿìî-òàêè èñêëþ÷àëà åãî, æåëàÿ îñòàâàòüñÿ ÷èñòîé, áåñêîðûñòíîé è íå ñâÿçàííîé íè ñ êàêèì óäîâîëüñòâèåì. Íî ÷òî ñåé÷àñ åìó áûëî äåëàòü? Ðàäè íåçàïÿòíàííîñòè ñâîåé äîáðîòû îòêàçàòü Îëüãå? Íåò, ýòî íåâîçìîæíî. Åãî îòêàç ðàíèë áû Îëüãó è, âåðíî, íàäîëãî îñòàâèë áû ñëåä â åå äóøå. … ßêóá çíàë, ÷òî äîëæåí âûäåðæàòü, èñïèòü ãîðüêóþ ÷àøó äîáðîòû äî äíà, ïîñêîëüêó ýòî áåññìûñëåííîå îáúÿòèå åãî åäèíñòâåííûé äîáðûé ïîñòóïîê, åãî åäèíñòâåííîå èñêóïëåíèå (åãî íè íà ìèíóòó íå îñòàâëÿëà ìûñëü î ÿäå â ÷óæîé ñóìêå), åãî åäèíñòâåííîå ñïàñåíèå» [12].
Òåìà ñàìîîòðå÷åíèÿ è èñïûòàíèÿ, èñêóøåíèÿ è ñîáëàçíîâ, âîçíèêàþùèõ â ñåðåäèíå æèçíè, ñêâîçèò è â äðóãèõ ïðîèçâåäåíèÿõ. Åñëè ðàññìîòðåòü òâîð÷åñòâî ðàçëè÷íûõ àâòîðîâ, òî ìîæíî óâèäåòü â íèõ òåìó âåòõîçàâåòíîãî Èîâà. Ñàòàíà ñ ñîãëàñèÿ Âñåâûøíåãî íà÷èíàåò èñêóøàòü ïðàâåäíèêà Èîâà, ÷òîáû òîò îòêàçàëñÿ îò Áîãà. È.Ãåòå â 40 ëåò íà÷àë ïèñàòü ðîìàí «Ôàóñò», ãäå ñàòàíà Ìåôèñòîôåëü âûòîðãîâàë ðàçðåøåíèå èñêóøàòü ïðàâåäíèêà âåðíîãî Áîãó – Ôàóñòà [6].
Ãîñïîäü óâåðåí â Ôàóñòå è ãîâîðèò Ìåôèñòîôåëþ:

Читайте также:  Умеренный церебрастенический синдром что это такое

Îí îòäàí ïîä òâîþ îïåêó!
È, åñëè ìîæåøü, íèçâåäè
 òàêóþ áåçäíó ÷åëîâåêà,
×òîá îí òàùèëñÿ ïîçàäè.
Òû ïðîèãðàë íàâåðíÿêà.
×óòüåì, ïî ñîáñòâåííîé îõîòå
Îí âûðâåòñÿ èç òóïèêà. (ïåð. Áîðèñà Ïàñòåðíàêà)

Íèäåðëàíäñêèé õóäîæíèê Èåðîíèì Áîñõ â ñåðåäèíå æèçíè ñîçäàåò êàðòèíû, ïîñâÿùåííûå ñòðàøíîìó ñóäó. Â ýòîò æå ïåðèîä, êîãäà ñòðàøíûå âèäåíèÿ êîíöà ìèðà è àäà äîñòèãàåò àïîãåÿ, îí ñîçäàåò ðÿä ïðîèçâåäåíèé ñ èçîáðàæåíèÿìè ñâÿòûõ «Èñêóøåíèå ñâ. Àíòîíèÿ», «Ìîëèòâà ñâÿòîãî Èåðîíèìà», «Èîàíí Êðåñòèòåëü» è äðóãèå. Óäàëèâøèåñÿ îò ìèðà, îíè ïðåäàþòñÿ ðàçìûøëåíèÿì, íî ïðè ýòîì ïóñòûííèêîâ èñêóøàþò âèäåíèÿ ìèðñêîãî çëà.
 ñâÿçè ñ ïåðåîöåíêîé öåííîñòåé â ñåðåäèíå æèçíè ïåðåñìîòðó ïîäâåðãàåòñÿ öåðêîâü è îòíîøåíèÿ ñ Áîãîì. Òàê îïèñûâàåò ñâîè ÷óâñòâà îäíà èç ó÷àñòíèö ïñèõîëîãè÷åñêèõ îïðîñîâ Íàòàëüÿ Í. «Êðèçèñ ñîðîêàëåòèÿ ñîïðîâîæäàëñÿ ó ìåíÿ èçìåíåíèåì ìîèõ îòíîøåíèé ñ Áîãîì. ß îáðàòèëàñü ê Áîãó â ìîëîäîñòè, â äâàäöàòü òðè ãîäà. È âñþ æèçíü ó ìåíÿ áûë îáðàçåö, êîòîðîìó íàäî ñòðåìèòüñÿ õðèñòèàíèíó – ñòàòü áåäíîé è áîëüíîé. Èìåííî òàê áûëè ïðåäñòàâëåíû ëþäè, êîòîðûå áëèçêè Áîãó. Âñå ïðîïîâåäè è Áèáëèÿ ãîâîðèëè ìíå îá îòðèöàíèè áîãàòñòâà è ïðàçäíîé æèçíè. Ñîáñòâåííî îá ýòîì íàïèñàíà âñÿ êëàññè÷åñêàÿ ëèòåðàòóðà. È âîò â 39 ëåò ÿ, ïîðàçìûñëèâ î ñåáå, ïîíÿëà, ÷òî ÿ ñòàëà áåäíîé è áîëüíîé, íî ïîíÿëà ÿ è òî, ÷òî Áîãó ýòî âðÿä ëè íàäî.  ýòî âðåìÿ ÿ íóæäàëàñü â äðóãèõ ëþäÿõ, êîòîðûå ìåíÿ ñîäåðæàëè, ìåíÿ ïîääåðæèâàëè. Îò ìåíÿ íèêòî íè÷åãî óæå íå æäàë. ×åì ÿ ìîãëà ïîìîãàòü äðóãèì ëþäÿì, ìîèì áëèçêèì? Íè÷åì. Âîçíèêëî ÷óâñòâî îçëîáëåíèÿ».
Âåðóþùèé, â ìîìåíò êðèçèñà, âèäèò öåðêîâü âíåøíåé. Îáðÿä åìó êàæåòñÿ ôàëüøèâûì.  «Êîãäà ÿ âèæó ýòîãî ñëàùàâîãî, ãëóïîãî Ñïàñèòåëÿ è âèæó, êàê äðóãèå íàõîäÿò òàêèå êàðòèíêè ïðåêðàñíûìè è âîçâûøàþùèìè äóøó, ÿ âîñïðèíèìàþ ýòî êàê îñêîðáëåíèå íàñòîÿùåãî Ñïàñèòåëÿ è äóìàþ: àõ, çà÷åì îí æèë è òàê óæàñíî ñòðàäàë, åñëè ëþäÿì äîñòàòî÷íî è òàêîãî ãëóïîãî åãî èçîáðàæåíèÿ!», — îòìå÷àåò Ãåðìàí Ãåññå [5].
  ïåðèîä êðèçèñà ÷åëîâåê ìîæåò îùóùàòü ñâîå áîãîáîð÷åñòâî. Îí äàæå ìîæåò ñåáå íå ïðèçíàòüñÿ â òîì, ÷òî ó íåãî åñòü  íåäîâîëüñòâî. ×åëîâåê ïðîäîëæàåò íàäåÿòüñÿ íà òîò îáðàç öåðêâè, êîòîðûé ó íåãî áûë ìíîãèå ãîäû. Íî ÷åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ îí ïîíèìàåò, ÷òî öåðêîâü íå ïîääåðæèâàåò åãî, íå ïîìîãàåò åìó  ðåøàòü åãî âíóòðåííþþ ïðîáëåìó.   Ñýìþýë Áåêêåò ïèøåò: «Â ìèíóòó êðèçèñà îò íåå (ðåëèãèè) íå áîëüøå ïîëüçû, ÷åì îò ñòàðîãî øêîëüíîãî ãàëñòóêà» [1]. È ÷åëîâåê âûíóæäåí èñêàòü òî÷êè îïîðû ñàìîñòîÿòåëüíî. Ýòîò îïûò èçîáðàæåí â ñàìîé Áèáëèè â êíèãå Èîâà.
×åëîâåê  âèäèò ñåáÿ, êàê Èîâ. È íà÷èíàåò îñîçíàâàòü, ÷òî îí â êàêèå-òî ìîìåíòû æèçíè èìååò  ïðàâî èñêðåííå ãîâîðèòü î ñâîèõ ÷óâñòâàõ, î ñâîåì ðîïîòå è íå äîëæåí ñêðûâàòü ñâîèõ ÷óâñòâ. È òîãäà îí ãîâîðèò:  «Íà ÷òî äàí ñâåò ÷åëîâåêó, êîòîðîãî ïóòü çàêðûò è êîòîðîãî Áîã îêðóæèë ìðàêîì?» È óæå ïîòîì, êàê Èîâ, ïîñëå êðèçèñà, ïîñëå âíóòðåííåãî äèàëîãà îí ñêàæåò: «Ãîñïîäè, ðàíüøå ÿ î Òåáå ñëûøàë, òåïåðü ÿ Òåáÿ âèæó».
«ß ñëûøàë î Òåáå ñëóõîì óõà; òåïåðü æå ìîè ãëàçà âèäÿò Òåáÿ,
Ïîýòîìó ÿ îòðåêàþñü è ðàñêàèâàþñü â ïðàõå è ïåïëå». (Èîâ, 42: 5-6)
 ýòèõ ñëîâàõ è ïåðåæèâàíèÿõ ÿñíî âèäíî âíóòðåííåå èçìåíåíèå ëè÷íîñòè ÷åëîâåêà õàðàêòåðíîå äëÿ êðèçèñà ñðåäíåãî âîçðàñòà.  ðåçóëüòàòå ïðîèñøåäøåé ñ Èîâîì ïåðåìåíû ó íåãî öåëèêîì èçìåíèëîñü îòíîøåíèå ê Áîãó, è îí ñòàë èíà÷å îñîçíàâàòü ñåáÿ.
 ïðîöåññå ýòîãî êðèçèñà ÷åëîâåê âûñòðàèâàåò îòíîøåíèå ñ Áîãîì çàíîâî èëè óòðà÷èâàåò åãî.
 êîíöå ñâîåé æèçíè À.Ô.Ëîñåâ  ãîâîðèë: «Áîã òâîðåö, âñåìîãóùèé – à çäåñü, ÷òî òâîðèòñÿ? Ðàçâå íå ìîæåò îí îäíèì äâèæåíèåì ìèçèíöà óñòðàíèòü âñå ýòî áåçîáðàçèå? Ìîæåò. Ïî÷åìó íå õî÷åò? Òàéíà…» [2]. Ïîíèìàíèå òàéíû è ìîãóùåñòâà Áîãà íà÷èíàåò çâó÷àòü ïî-äðóãîìó.
Ó Ðàéíåðà Ìàðèè Ðèëüêå åñòü ñòèõè î áîðüáå Èàêîâà ñ Áîãîì [13].

Читайте также:  Синдром жертвы как избавиться в отношениях

«Êîãî òîò Àíãåë ïîáåäèë,
Òîò ïðàâûì, íå ãîðäÿñü ñîáîþ,
Âûõîäèò èç ëþáîãî áîÿ
 ñîçíàíüå è ðàñöâåòå ñèë.
Íå ñòàíåò îí èñêàòü ïîáåä.
Îí æäåò, ÷òîá âûñøåå íà÷àëî
Åãî âñå ÷àùå ïîáåæäàëî,
×òîáû ðàñòè åìó â îòâåò» (ïåð. Áîðèñà Ïàñòåðíàêà).

Ìåíÿåòñÿ îòíîøåíèå ÷åëîâåêà ê ñâîåìó ó÷àñòèþ â öåðêâè. Õàðàêòåðíûì ïðèìåðîì èçìåíåíèÿ îòíîøåíèÿ ÷åëîâåêà ñ Áîãîì ÿâëÿþòñÿ ñëåäóþùèå ñëîâà À.Ô.Ëîñåâà: «Ó ìåíÿ íå îò÷àÿíèå, à – îòøåëüíè÷åñòâî… Êàê Ñåðàôèì Ñàðîâñêèé, êîòîðûé íåñêîëüêî ëåò íå õîäèë â öåðêîâü. Âñå çíàþò, ÷òî Ëîñåâ íå ó÷àñòâóåò â îáùåñòâåííîé æèçíè. Ðàíüøå áûëî äðóãîå, íî òåïåðü íàñòóïèëî îòðåçâëåíèå» [2].
Åñëè ÷åëîâåê ïðîéäåò ýòè èñïûòàíèÿ, òî îí ñìîæåò ïîñòðîèòü èíûå îòíîøåíèÿ ñ ìèðîì, äðóãèìè ëþäüìè, Áîãîì è ñ öåðêîâüþ.

Ëèòåðàòóðà.
1.Áåêêåò Ñ.  Òåàòð — ÑÏá, 1999
2.Áèáèõèí Â.Â. Èç ðàññêàçîâ À.Ô.Ëîñåâà //  Íà÷àëà, ¹2, -Ì., 1993.
3.Áðàòóñü Ñ.Ê. Ê ïðîáëåìå ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè â çðåëîì âîçðàñòå // Âåñòíèê ÌÃÓ, 1980, ¹2, 3-12.
4. Âûãîòñêèé Ë.Ñ. Äåòñêàÿ ïñèõîëîãèÿ // Âûãîòñêèé Ë.Ñ. Ñîáðàíèå ñî÷èíåíèé,  6ò.,- Ì., 1984 – ò.4
5.Ãåññå Ã. Ñòåïíîé âîëê – Íîâîñèáèðñê, 1990.
6.Ãåòå È. Ôàóñò — Ì., 1960
7.Ãðèøêîâåö Å. Ãîðîä – Ì., 2001.
8.Äîñòîåâñêèé Ô.Ì. Çàïèñêè èç ïîäïîëüÿ — Ì., 2005.
9.Êîáî Àáå Æåíùèíà â ïåñêàõ – Ì., 2004.
10.Êðàéã Ã. Ïñèõîëîãèÿ ðàçâèòèÿ. Ñåäüìîå ìåæäóíàðîäíîå èçäàíèå — ÑÏá., 2002.
11. Êðàñèêîâ Â.È. Ñèíäðîì ñóùåñòâîâàíèÿ — Òîìñê, 2002.
12.Êóíäåðà Ì. Âàëüñ íà ïðîùàíèå — Ì., 2002.
13.Ðèëüêå Ð.Ì. Íîâûå ñòèõîòâîðåíèÿ — Ì., 1977.
14.Òîêìà÷åâ Ê.Þ. Íåîáðàòèìûå ñîáûòèÿ â ÷åëîâå÷åñêîé ñóäüáå // Îò ôèëîñîôèè æèçíè ê ôèëîñîôèè êóëüòóðû — ÑÏá., 2001.
15. Õîëëèñ Äæ. Ïåðåâàë â ñåðåäèíå ïóòè – Ì., 2002.
16.Øåìàíîâà Í.À. Íåêîòîðûå îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè âçðîñëîãî ÷åëîâåêà ñêâîçü ïðèçìó õóäîæåñòâåííûõ îáðàçîâ // Ïñèõîëîãèÿ çðåëîñòè è ñòàðåíèÿ. ¹1 (61), 2013ã.
17.Øåìàíîâà Í.À. Îñîáåííîñòü ïåðåæèâàíèÿ âîçðàñòíûõ êðèçèñîâ ðàçâèòèÿ ìóæ÷èíàìè è æåíùèíàìè (ïî ìàòåðèàëàì õóäîæåñòâåííûõ îáðàçîâ) // Ïñèõîëîãèÿ çðåëîñòè è ñòàðåíèÿ. ¹ 2 (62), 2013ã.
18.Øåìàíîâà Í.À. Ïðîÿâëåíèå êðèçèñà èäåíòè÷íîñòè â ñåðåäèíå æèçíåííîãî ïóòè (ïî ìàòåðèàëàì õóäîæåñòâåííûõ îáðàçîâ) // Ïñèõîëîãèÿ çðåëîñòè è ñòàðåíèÿ. ¹3 (63), 2013ã.
19. Ýëüêîíèí Ä.Á. Ê ïðîáëåìå ïåðèîäèçàöèè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ â äåòñêîì âîçðàñòå // Âîïðîñû ïñèõîëîãèè ¹4,1971.

Источник