Красиков в и синдром существования

Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .

Синдром существования — книга автора Красиков В.И. — издание: 2002

В.И.Красиков

Доступна только бумажная версия документа

255 с.: портр.

Количество страниц

О произведении

Примечание содержания

Библиогр. в конце кн.

Еще

Общее примечание

Библиогр. в конце кн.

Еще

Библиотека

Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы (ВГБИЛ) им. М. И. Рудомино

Еще

Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

Источник

Кризис среднего возраста — долговременное эмоциональное состояние, связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте, когда многие из возможностей, о которых человек мечтал в детстве и юности, уже безвозвратно упущены (или кажутся упущенными), а наступление собственной старости и смерти оценивается как событие с вполне реальным сроком (а не «когда-нибудь в будущем»).

Экстремализация постоянно вялотекущего синдрома существования происходит в возрастном интервале 30 – 50 лет в зависимости от индивидуальных особенностей личности и жизненного пути.
Активная фаза синдрома существования в кризисе среднего возраста называется тотальной смысловой девальвацией. [1]

Симптомы[править | править код]

  • Депрессия;
  • Жалость к себе;
  • Опустошенность;
  • Ощущение загнанности, ловушки карьеры или брака;
  • Чувство, что жизнь несправедлива.

Симптомы усугубляются ухудшением физического состояния: увеличение массы тела, уменьшение выносливости, морщины, провисание кожи, выпадение волос, снижение востребованности у противоположного пола[2][3][4][5][6].

Обессиливание, угнетённые состояния, депрессия в большой или малой интенсивности становится периодическим явлением в зависимости от жизненной ситуации. Наряду с депрессивным состоянием у человека могут наблюдаться витальные подъёмы.[1]

Обострение кризиса синдрома существования может сопровождаться какими-то резкими и внезапными жизненными решениями, поворотами, а также может характеризоваться учащением периодичности угнетения, его углублением, утерей непосредственно-ситуативных причин угнетения.

Человек в период кризиса среднего возраста может чувствовать внутренние опустошение. [1]

Внешние проявления[править | править код]

  • Отказ от достигнутого, несмотря на положительную оценку достижений окружающими
  • Потеря интереса ко многим, ранее значимым, сторонам жизни
  • Смена круга референтных лиц: более значимым может стать мнение случайных людей
  • Изменение ценностных ориентиров
  • Более свободное, эксцентричное поведение[7]

См. также[править | править код]

  • Кризис новорождённости
  • Кризис одного года
  • Кризис трёх лет
  • Кризис семи лет
  • Подростковый кризис
  • Кризис четверти жизни
  • Экзистенциальный кризис
  • Нормативные кризисы развития

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 В. И. Красиков. Синдром существования : Монография. — М . – Берлин : Директ — Медиа, 2014. — С. 40 – 41. — 260 с. — ISBN 978 – 5 – 4475 – 3803 – 3.
  2. ↑ MedlinePlus. Minaker, K. L., Dugdale, D. C., III MD, & Zieve, D., MD. (2011)
  3. ↑ Erik H. Erikson, Joan M. Erikson, The Life Cycle Completed: Extended Version (W. W. Norton, 1998)
  4. ↑ Obstetrics and Gynecology Recall. Lippincott Williams & Wilkins (1 January 2005).
  5. ↑ Products — Data Briefs — Number 193 — March 2015. Cdc.gov. Дата обращения 15 июня 2016.
  6. ↑ PsycNET — Option to Buy.
  7. Марина Мелия. Бизнес — это психология: Психологические координаты жизни современного делового человека. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 301 с. — (Серия 15.MUST.READ). — ISBN 978-5-9614-4673-9.
Читайте также:  Синдром позвоночной артерии причины и симптомы

Литература[править | править код]

  • Стайн М. (исп.)русск.. В середине жизни. Юнгианский подход = In Midlife: A Jungian perspective. — М.: Когито-Центр, 2009. — 160 с. — (Юнгианская психология). — ISBN 978-5-89353-270-8.
  • Холлис Дж. Перевал в середине пути: Как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл жизни. — М.: Когито-Центр, 2013. — 206 с. — (Юнгианская психология). — ISBN 978-5-89353-350-7.
  • Холлис Дж. Обретение смысла во второй половине жизни: Как наконец стать по-настоящему взрослым = Finding meaning in the second half of life. — М.: Когито-Центр, 2012. — 334 с. — (Юнгианская психология). — ISBN 978-5-89353-358-3.
  • В. И. Красиков. Синдром существования : Монография. — М . – Берлин : Директ — Медиа, 2014. — С. 40 — 41. — 260 с. — ISBN 978 – 5 – 4475 – 3803 – 3.

Ссылки[править | править код]

  • Смысли жизни и двойной кризис в жизни человека

Источник

Pages:     |

| 2 | 3 | 4 | 5 |   …   | 46 |

— [ Страница 1 ] —

Издание осуществлено при финансовой поддержке Министерства образования РФ, в рамках выполнения гранта Минобразования РФ в области гуманитарных наук ( № ГОО-1.1-6)

Рецензенты: доктор философских наук,

профессор (Томск) В.Н.Сыров

доктор философских наук,

профессор (Волгоград) Н.В.Омельченко

Красиков В.И. Синдром существования. – Томск, 2002, — 260 с.

Монография представляет собой философское сочинение,

посвященное обсуждению проблем смысла присутствия человека в мире. Исследуются сущностные причины внутренних душевных разладов и кризисов, переживаемых людьми в разных возрастах. Предпринята попытка дать «портрет» основных страстей и пороков как имманентных сторон людской жизненности.

Книга предназначена для тех, кого интересуют обозначенные темы и проблемы.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие………………………………………………. Синдром существования ………………………………………. 1.1. Воображение и память как темпоральная структура сознания ………………………….. 1.2. Сезоны человеческого существования …………………… 1.3. Homo novini: вера и надежда ……………………………….. 1.4. Homo maturus: хлопоты ……………………………………… 1.5. Кризис среднего возраста ……………………………….…… 1.5.1. Уклонение.………………………………………………. 1.5.2. Самоубийство……………………………………………. 1.5.3. Бегство……………………………………………………. 1.6. Homo senex: жатва …………………………………………….. 1.6.1. Ностальгия ……………………………………………… 1.7. Синдром существования в историко-философской ретроспективе ……………… Порок …………………………………………………………. 1.1. Самотность…………………………………………………. 1.2.Органические страсти…………………………………….. 1.2.1. Чревоугодие………………………………………….. 1.2.2. Сладострастие……………………………………….. 1.2.3. Хмельная страсть…………………………………… 1.3. Социальные страсти……………………………………….. 1.3.1. Гневливость и азарт …………………………………… 1.3.2. Корыстолибие……………………………………… 1.3.3. Властолюбие и честолюбие……………………… 1.3.4. Тщеславие……………………………………………. 1.3.5. Зависть…………………………………………………. 1.4. Природа извращения …………………………………….. 1.5. Совесть ……………………………………………………… Антропологическая революция …………………………… 1.1. «Воля к власти» как евангелие антропологичекой революции……………………………………………………. 1.2. Перспективы………………………………………………… Послесловие ……………………………………………………. Предисловие Человек как сознание рождается в шоке осознавания бесконечности и ничто. Они одновременно пленяют и ужасают, порождают горделивость и энтузиазм «самоутверждения назло», они же сокрушают и обессмысливают. Может быть сами они, бесконечность и ничто, есть лишь необходимые формы нашего воображения, а последнее не что иное как чрезмерно развившаяся отстраненность от жизни?

Знаемое нами сущее существует, чтобы существовать.

Живое живет, чтобы жить. Сравнивает ли оно себя с другим?

Трудно сказать, сама наша способность сравнивания вырастает из способности воображения, масштабирования всего остального собой, знанием себя. Так или иначе, но похоже именно сравнение и воображение ответственны за возникновение тоскливого чувства бесконечности. Трудно назвать бесконечность «понятием» или, на худой конец, «образом». Бесконечность такое же условное, рабочее понятие, равно как и «ничто» — в конечной и существующей вселенной в воображении конечных и существующих определенностей. Нет нужды говорить о неспособности представить себе бесконечность или ничто, именно в силу их антиномичности самой предельности альфы и омеги конституции нашего сознания. Существуют, разумеется, «определения бесконечности и ничто», однако они являют собой лишь словесно-мыслительные схоластические упражнения. Исключая, конечно, их операциональные обозначения как необходимых внутренних определительных компонентов работы мысли (бесконечное – предел конечного, ничто – имманентный момент отрицания в движении мысли).

Читайте также:  Средство от синдрома хронической усталости

Но ведь есть чувства бесконечности и ничто! Они рождаются в людских душах и сейчас так же как и тысячи лет назад.

От вида ли нависающей грандиозности несчетного количества звезд в летней южной ночи, от вида ли египетских пирамид или наскальных рисунков на крутом берегу сибирской реки, от вида ли похоронных процессий и людской немощи.

Сознание ли рождает эти чувства? Оно скорее делает их явственными, самоотчетными для зрителей. Сознание – театральные подмостки, где разыгрывается великая пьеса жизни, живого. Сознание и есть расщепление жизни на играющих и молчаливо смотрящих. Играют однако для этого неведомого в темноте зала, молчаливого и определяющего начала. Его одобрение и порицание, его интерес и заботы выражают актеры.

Актеры играют часто очень убедительно, но представляют, замещают они все же жизнь.

Так и в человеческом существовании. Нас движут и ведут «Древние Боги»: формообразующие силы живого и нашего вида. Они имеют своих полномочных представителей и в казалось бы таком автономном образовании как наше сознание.

Причем они оказываются столпами интеллигибельного пространства. Бесконечность и ничто – «маски» надежды и ужаса, осознаваний инстинкта самосохранения. Бесконечность – безумная надежда конечного, ничто – его отчаяние. «Новые Боги»: смысл, воображение и рефлексия еще безнадежно слабы.

Слабы своей самонадеянностью и слепотой: они имеют смутные представления о своих антропологических пределах, о настоящих режиссерах их актерских работ.

Тем не менее столкновение неизбежно. Собственно в нем и возникают «люди», существа, мучимые чувствами бесконечности и ничто. Столкновение древнего, базисногоантропологического и новоявленного разворачивается и в человеческой истории, и в истории каждого индивида. Органические силы и сезоны существования задают и душевнопсихические форматы, серьезно влияющие на ментальную историю. И все это естественно для многих, как естественна и сама «реальность». И лишь изредка, в грубом пробуждении синдрома существования, человеческое сознание оказывается в чужом, не его мире, мире «Древних Богов».

Из всех животных похоже только люди стремятся приписывать смыслы своему существованию. Другие просто живут.

Мы же, тяготясь своим существованием, влачим его, смутно подозревая о его бессмысленности, лихорадочно действуем, пытаясь заполнить его идеалистическими целями, абсолютными смыслами. Делаем постно-торжественные лица, многозначительные выражения, дудим во все фанфары, взволнованно и горячо говорим о Миссии во вселенной. Сначала искренне, с пафосом и постоянно. Потом уже приступами, чередующимися с провалами сомнения и неверия. Затем заклиная, убегая от страха пред девальвацией смыслов, их аннигиляцией – в последния укрытия стоицизма и ностальгии.

Между тем, создает смыслы существования воображение, упрочает их память, а разрушает проживание в них и рефлексия. И первое, и второе, и третье – результаты сугубо специфически человеческого темпорального режима сознания.

1.1. Воображение и память как темпоральная структура сознания Можно много говорить об отличиях человеческого сознания от психики животных, от их «практических форм» интеллекта, так и не найдя качественной грани между ними. Действительно, похоже все основные наши свойства присутствуют и у братьев наших меньших. Что не удивительно, имея в виду нашу общую принадлежность родовому общему – земной жизни. Однако, что на самом деле нас отличает от высших животных, то это разные способы, стили временения – манеры проживания, переживания времени. Характерная человеческая темпоральная стреловидность ощущения себя во времени («прошлое будущее») порождается радикальным разрывом прежней временной непрерывности («только настоящее») психики-интеллекта высших животных. Происходит это через резкое, взрывообразное «выпячивание», акцентуацию в мире психических форм небольшой, сознательной ее части, в которой достигается большая степень внутренней упорядоченности («ясности и отчетливости»). Последнее достигается существенным сужением поля внимания, концентрацией его «в постоянном режиме» на относительно узком участке психики, который приобретает прижизненный характер «центра», «субъекта управления». Так смутно вырисовывается знаменитое сверхчувство «я», самосознание. И все психические способности, которые есть уже у высших животных, начинают приобретать соответствующий «я-образный» характер: воля становится «моейволей», «воображение» – «моим воображением», память – «моей памятью».

Читайте также:  Признаки синдрома дауна у эмбриона

Воображение (так называемое «опережающее отражение», охотничьи стратегии) и память – вполне атрибутивны и животным, но лишь с появлением человеческого сознания, т.е. приобретя осознанно «я-образный» характер, они качественно трансформируют временной профиль психики (переживания присутствия во времени). «Я-в-воображении», ожидании, надежде становится «будущим», «я-в-памяти» – «прошлым», прошедшим и запомненным.

Вновь и вновь возобновляющееся существование каждого нового индивидуального сознания в смене бесчисленных поколений, каждый раз воспроизводит становление, разворачивание его темпоральной структуры. Изменения в переживаниях времени, зависящие от специфически возрастного соотношения воображения, памяти и рефлексии, составляют собой смысловой, экзистенциальный стержень человеческого существования.

Воображение – во-ображение, вхождение своим «я» в иные образы, превращение на время в другое (состояния, вещи, души). Воображение является той способностью, развитие которого и привело к появлению человеческого качества сознания на индивидуальном уровне. Воображая себя другим, человек становится способным относиться к тому, «что осталось» – знанию о себе, отстраненно. Воображение – условие и среда рефлексии. Оно более фундаментальное качество сознания, проявлением развития которого является рефлексия. Рефлексия – дисциплинированное, т.е. самоконтролируемое, самоотчетное воображение.

Первичное, предшествующее человеческому, воображение – это опережающее отражение, предвидение, когда знание о повторяющихся процессах порождает интуицию, уверенность в том, «что будет дальше». Высшее животное «знает, представляет себе», что последует в поведении их жертвы или их врага, т.к. уже обладают способностями к элементарному подражанию, некому первичному вхождению в образ другого. Известно, что особые способности эмоциональных и смысловых настроек на хозяина имеют наши домашние питомцы: кошки и собаки.

Человек же стал способным к вхождению в образы не только себе подобных и других животных, но и остальных вещей, процессов (симпатическая проекция, симуляция, эмпатия) – представимых, мыслимых и непредставимых, немыслимых с точки зрения повседневности. Воображение может быть деловым и спонтанно-фантазийным. «Деловое» воображение сродни опрежающему отражению, рассудочному, взвешивающему моделированию своих будущих практических действий. Оно менее значимо для темпоральных метаморфоз сознания, т.к.

представляет собой проецирование «настоящего» на предстоящее, его «растягивание» вперед: ничего по сути не примысливается, не придумывается ничего выходящего за рамки уже происходившего.

Иное дело «отвязное» от злобы дня, фантазийное воображение. Такое воображение связано, во-первых, с неким интересом, увлеченностью нашего внимания чем-то: каким-либо, любым объектом, его стороной, некой возможностью и мн. др.

Во-вторых, возникает оно, как правило, спонтанно, непроизвольно, без спроса, часто разрабатывая совершенно дурацкие, неуместные (для самого же сознания) сюжеты. В-третьих, оно представляет собой отвлечение внимания от контекста обыденной жизни – мы ловим себя на мысли, что вместо занятий полезными и практическими вещами, мы выдумываем чертичто. В-четвертых, воображение носит всегда условный, игровой характер (увлеченность, непроизвольность), и, одновременно, приятно-льстивый для нашего самолюбия. В подобном воображении мы лучше, неотразимее, умнее, сильнее, удачливее – и все у нас получается. Оно часто жестоко, поскольку имманентно эгоцентрично.

Pages:     |

| 2 | 3 | 4 | 5 |   …   | 46 |

Источник