Красиков в и синдром существования
Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .
Синдром существования — книга автора Красиков В.И. — издание: 2002
В.И.Красиков
Доступна только бумажная версия документа
255 с.: портр.
Количество страниц
О произведении
Примечание содержания
Библиогр. в конце кн.
Еще
Общее примечание
Библиогр. в конце кн.
Еще
Библиотека
Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы (ВГБИЛ) им. М. И. Рудомино
Еще
Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом.
Заполните форму.
Источник
Кризис среднего возраста — долговременное эмоциональное состояние, связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте, когда многие из возможностей, о которых человек мечтал в детстве и юности, уже безвозвратно упущены (или кажутся упущенными), а наступление собственной старости и смерти оценивается как событие с вполне реальным сроком (а не «когда-нибудь в будущем»).
Экстремализация постоянно вялотекущего синдрома существования происходит в возрастном интервале 30 – 50 лет в зависимости от индивидуальных особенностей личности и жизненного пути.
Активная фаза синдрома существования в кризисе среднего возраста называется тотальной смысловой девальвацией. [1]
Симптомы[править | править код]
- Депрессия;
- Жалость к себе;
- Опустошенность;
- Ощущение загнанности, ловушки карьеры или брака;
- Чувство, что жизнь несправедлива.
Симптомы усугубляются ухудшением физического состояния: увеличение массы тела, уменьшение выносливости, морщины, провисание кожи, выпадение волос, снижение востребованности у противоположного пола[2][3][4][5][6].
Обессиливание, угнетённые состояния, депрессия в большой или малой интенсивности становится периодическим явлением в зависимости от жизненной ситуации. Наряду с депрессивным состоянием у человека могут наблюдаться витальные подъёмы.[1]
Обострение кризиса синдрома существования может сопровождаться какими-то резкими и внезапными жизненными решениями, поворотами, а также может характеризоваться учащением периодичности угнетения, его углублением, утерей непосредственно-ситуативных причин угнетения.
Человек в период кризиса среднего возраста может чувствовать внутренние опустошение. [1]
Внешние проявления[править | править код]
- Отказ от достигнутого, несмотря на положительную оценку достижений окружающими
- Потеря интереса ко многим, ранее значимым, сторонам жизни
- Смена круга референтных лиц: более значимым может стать мнение случайных людей
- Изменение ценностных ориентиров
- Более свободное, эксцентричное поведение[7]
См. также[править | править код]
- Кризис новорождённости
- Кризис одного года
- Кризис трёх лет
- Кризис семи лет
- Подростковый кризис
- Кризис четверти жизни
- Экзистенциальный кризис
- Нормативные кризисы развития
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 3 В. И. Красиков. Синдром существования : Монография. — М . – Берлин : Директ — Медиа, 2014. — С. 40 – 41. — 260 с. — ISBN 978 – 5 – 4475 – 3803 – 3.
- ↑ MedlinePlus. Minaker, K. L., Dugdale, D. C., III MD, & Zieve, D., MD. (2011)
- ↑ Erik H. Erikson, Joan M. Erikson, The Life Cycle Completed: Extended Version (W. W. Norton, 1998)
- ↑ Obstetrics and Gynecology Recall. Lippincott Williams & Wilkins (1 January 2005).
- ↑ Products — Data Briefs — Number 193 — March 2015. Cdc.gov. Дата обращения 15 июня 2016.
- ↑ PsycNET — Option to Buy.
- ↑ Марина Мелия. Бизнес — это психология: Психологические координаты жизни современного делового человека. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 301 с. — (Серия 15.MUST.READ). — ISBN 978-5-9614-4673-9.
Литература[править | править код]
- Стайн М. (исп.)русск.. В середине жизни. Юнгианский подход = In Midlife: A Jungian perspective. — М.: Когито-Центр, 2009. — 160 с. — (Юнгианская психология). — ISBN 978-5-89353-270-8.
- Холлис Дж. Перевал в середине пути: Как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл жизни. — М.: Когито-Центр, 2013. — 206 с. — (Юнгианская психология). — ISBN 978-5-89353-350-7.
- Холлис Дж. Обретение смысла во второй половине жизни: Как наконец стать по-настоящему взрослым = Finding meaning in the second half of life. — М.: Когито-Центр, 2012. — 334 с. — (Юнгианская психология). — ISBN 978-5-89353-358-3.
- В. И. Красиков. Синдром существования : Монография. — М . – Берлин : Директ — Медиа, 2014. — С. 40 — 41. — 260 с. — ISBN 978 – 5 – 4475 – 3803 – 3.
Ссылки[править | править код]
- Смысли жизни и двойной кризис в жизни человека
Источник
Pages: |
| 2 | 3 | 4 | 5 | … | 46 |
— [ Страница 1 ] —
Издание осуществлено при финансовой поддержке Министерства образования РФ, в рамках выполнения гранта Минобразования РФ в области гуманитарных наук ( № ГОО-1.1-6)
Рецензенты: доктор философских наук,
профессор (Томск) В.Н.Сыров
доктор философских наук,
профессор (Волгоград) Н.В.Омельченко
Красиков В.И. Синдром существования. – Томск, 2002, — 260 с.
Монография представляет собой философское сочинение,
посвященное обсуждению проблем смысла присутствия человека в мире. Исследуются сущностные причины внутренних душевных разладов и кризисов, переживаемых людьми в разных возрастах. Предпринята попытка дать «портрет» основных страстей и пороков как имманентных сторон людской жизненности.
Книга предназначена для тех, кого интересуют обозначенные темы и проблемы.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие………………………………………………. Синдром существования ………………………………………. 1.1. Воображение и память как темпоральная структура сознания ………………………….. 1.2. Сезоны человеческого существования …………………… 1.3. Homo novini: вера и надежда ……………………………….. 1.4. Homo maturus: хлопоты ……………………………………… 1.5. Кризис среднего возраста ……………………………….…… 1.5.1. Уклонение.………………………………………………. 1.5.2. Самоубийство……………………………………………. 1.5.3. Бегство……………………………………………………. 1.6. Homo senex: жатва …………………………………………….. 1.6.1. Ностальгия ……………………………………………… 1.7. Синдром существования в историко-философской ретроспективе ……………… Порок …………………………………………………………. 1.1. Самотность…………………………………………………. 1.2.Органические страсти…………………………………….. 1.2.1. Чревоугодие………………………………………….. 1.2.2. Сладострастие……………………………………….. 1.2.3. Хмельная страсть…………………………………… 1.3. Социальные страсти……………………………………….. 1.3.1. Гневливость и азарт …………………………………… 1.3.2. Корыстолибие……………………………………… 1.3.3. Властолюбие и честолюбие……………………… 1.3.4. Тщеславие……………………………………………. 1.3.5. Зависть…………………………………………………. 1.4. Природа извращения …………………………………….. 1.5. Совесть ……………………………………………………… Антропологическая революция …………………………… 1.1. «Воля к власти» как евангелие антропологичекой революции……………………………………………………. 1.2. Перспективы………………………………………………… Послесловие ……………………………………………………. Предисловие Человек как сознание рождается в шоке осознавания бесконечности и ничто. Они одновременно пленяют и ужасают, порождают горделивость и энтузиазм «самоутверждения назло», они же сокрушают и обессмысливают. Может быть сами они, бесконечность и ничто, есть лишь необходимые формы нашего воображения, а последнее не что иное как чрезмерно развившаяся отстраненность от жизни?
Знаемое нами сущее существует, чтобы существовать.
Живое живет, чтобы жить. Сравнивает ли оно себя с другим?
Трудно сказать, сама наша способность сравнивания вырастает из способности воображения, масштабирования всего остального собой, знанием себя. Так или иначе, но похоже именно сравнение и воображение ответственны за возникновение тоскливого чувства бесконечности. Трудно назвать бесконечность «понятием» или, на худой конец, «образом». Бесконечность такое же условное, рабочее понятие, равно как и «ничто» — в конечной и существующей вселенной в воображении конечных и существующих определенностей. Нет нужды говорить о неспособности представить себе бесконечность или ничто, именно в силу их антиномичности самой предельности альфы и омеги конституции нашего сознания. Существуют, разумеется, «определения бесконечности и ничто», однако они являют собой лишь словесно-мыслительные схоластические упражнения. Исключая, конечно, их операциональные обозначения как необходимых внутренних определительных компонентов работы мысли (бесконечное – предел конечного, ничто – имманентный момент отрицания в движении мысли).
Но ведь есть чувства бесконечности и ничто! Они рождаются в людских душах и сейчас так же как и тысячи лет назад.
От вида ли нависающей грандиозности несчетного количества звезд в летней южной ночи, от вида ли египетских пирамид или наскальных рисунков на крутом берегу сибирской реки, от вида ли похоронных процессий и людской немощи.
Сознание ли рождает эти чувства? Оно скорее делает их явственными, самоотчетными для зрителей. Сознание – театральные подмостки, где разыгрывается великая пьеса жизни, живого. Сознание и есть расщепление жизни на играющих и молчаливо смотрящих. Играют однако для этого неведомого в темноте зала, молчаливого и определяющего начала. Его одобрение и порицание, его интерес и заботы выражают актеры.
Актеры играют часто очень убедительно, но представляют, замещают они все же жизнь.
Так и в человеческом существовании. Нас движут и ведут «Древние Боги»: формообразующие силы живого и нашего вида. Они имеют своих полномочных представителей и в казалось бы таком автономном образовании как наше сознание.
Причем они оказываются столпами интеллигибельного пространства. Бесконечность и ничто – «маски» надежды и ужаса, осознаваний инстинкта самосохранения. Бесконечность – безумная надежда конечного, ничто – его отчаяние. «Новые Боги»: смысл, воображение и рефлексия еще безнадежно слабы.
Слабы своей самонадеянностью и слепотой: они имеют смутные представления о своих антропологических пределах, о настоящих режиссерах их актерских работ.
Тем не менее столкновение неизбежно. Собственно в нем и возникают «люди», существа, мучимые чувствами бесконечности и ничто. Столкновение древнего, базисногоантропологического и новоявленного разворачивается и в человеческой истории, и в истории каждого индивида. Органические силы и сезоны существования задают и душевнопсихические форматы, серьезно влияющие на ментальную историю. И все это естественно для многих, как естественна и сама «реальность». И лишь изредка, в грубом пробуждении синдрома существования, человеческое сознание оказывается в чужом, не его мире, мире «Древних Богов».
Из всех животных похоже только люди стремятся приписывать смыслы своему существованию. Другие просто живут.
Мы же, тяготясь своим существованием, влачим его, смутно подозревая о его бессмысленности, лихорадочно действуем, пытаясь заполнить его идеалистическими целями, абсолютными смыслами. Делаем постно-торжественные лица, многозначительные выражения, дудим во все фанфары, взволнованно и горячо говорим о Миссии во вселенной. Сначала искренне, с пафосом и постоянно. Потом уже приступами, чередующимися с провалами сомнения и неверия. Затем заклиная, убегая от страха пред девальвацией смыслов, их аннигиляцией – в последния укрытия стоицизма и ностальгии.
Между тем, создает смыслы существования воображение, упрочает их память, а разрушает проживание в них и рефлексия. И первое, и второе, и третье – результаты сугубо специфически человеческого темпорального режима сознания.
1.1. Воображение и память как темпоральная структура сознания Можно много говорить об отличиях человеческого сознания от психики животных, от их «практических форм» интеллекта, так и не найдя качественной грани между ними. Действительно, похоже все основные наши свойства присутствуют и у братьев наших меньших. Что не удивительно, имея в виду нашу общую принадлежность родовому общему – земной жизни. Однако, что на самом деле нас отличает от высших животных, то это разные способы, стили временения – манеры проживания, переживания времени. Характерная человеческая темпоральная стреловидность ощущения себя во времени («прошлое будущее») порождается радикальным разрывом прежней временной непрерывности («только настоящее») психики-интеллекта высших животных. Происходит это через резкое, взрывообразное «выпячивание», акцентуацию в мире психических форм небольшой, сознательной ее части, в которой достигается большая степень внутренней упорядоченности («ясности и отчетливости»). Последнее достигается существенным сужением поля внимания, концентрацией его «в постоянном режиме» на относительно узком участке психики, который приобретает прижизненный характер «центра», «субъекта управления». Так смутно вырисовывается знаменитое сверхчувство «я», самосознание. И все психические способности, которые есть уже у высших животных, начинают приобретать соответствующий «я-образный» характер: воля становится «моейволей», «воображение» – «моим воображением», память – «моей памятью».
Воображение (так называемое «опережающее отражение», охотничьи стратегии) и память – вполне атрибутивны и животным, но лишь с появлением человеческого сознания, т.е. приобретя осознанно «я-образный» характер, они качественно трансформируют временной профиль психики (переживания присутствия во времени). «Я-в-воображении», ожидании, надежде становится «будущим», «я-в-памяти» – «прошлым», прошедшим и запомненным.
Вновь и вновь возобновляющееся существование каждого нового индивидуального сознания в смене бесчисленных поколений, каждый раз воспроизводит становление, разворачивание его темпоральной структуры. Изменения в переживаниях времени, зависящие от специфически возрастного соотношения воображения, памяти и рефлексии, составляют собой смысловой, экзистенциальный стержень человеческого существования.
Воображение – во-ображение, вхождение своим «я» в иные образы, превращение на время в другое (состояния, вещи, души). Воображение является той способностью, развитие которого и привело к появлению человеческого качества сознания на индивидуальном уровне. Воображая себя другим, человек становится способным относиться к тому, «что осталось» – знанию о себе, отстраненно. Воображение – условие и среда рефлексии. Оно более фундаментальное качество сознания, проявлением развития которого является рефлексия. Рефлексия – дисциплинированное, т.е. самоконтролируемое, самоотчетное воображение.
Первичное, предшествующее человеческому, воображение – это опережающее отражение, предвидение, когда знание о повторяющихся процессах порождает интуицию, уверенность в том, «что будет дальше». Высшее животное «знает, представляет себе», что последует в поведении их жертвы или их врага, т.к. уже обладают способностями к элементарному подражанию, некому первичному вхождению в образ другого. Известно, что особые способности эмоциональных и смысловых настроек на хозяина имеют наши домашние питомцы: кошки и собаки.
Человек же стал способным к вхождению в образы не только себе подобных и других животных, но и остальных вещей, процессов (симпатическая проекция, симуляция, эмпатия) – представимых, мыслимых и непредставимых, немыслимых с точки зрения повседневности. Воображение может быть деловым и спонтанно-фантазийным. «Деловое» воображение сродни опрежающему отражению, рассудочному, взвешивающему моделированию своих будущих практических действий. Оно менее значимо для темпоральных метаморфоз сознания, т.к.
представляет собой проецирование «настоящего» на предстоящее, его «растягивание» вперед: ничего по сути не примысливается, не придумывается ничего выходящего за рамки уже происходившего.
Иное дело «отвязное» от злобы дня, фантазийное воображение. Такое воображение связано, во-первых, с неким интересом, увлеченностью нашего внимания чем-то: каким-либо, любым объектом, его стороной, некой возможностью и мн. др.
Во-вторых, возникает оно, как правило, спонтанно, непроизвольно, без спроса, часто разрабатывая совершенно дурацкие, неуместные (для самого же сознания) сюжеты. В-третьих, оно представляет собой отвлечение внимания от контекста обыденной жизни – мы ловим себя на мысли, что вместо занятий полезными и практическими вещами, мы выдумываем чертичто. В-четвертых, воображение носит всегда условный, игровой характер (увлеченность, непроизвольность), и, одновременно, приятно-льстивый для нашего самолюбия. В подобном воображении мы лучше, неотразимее, умнее, сильнее, удачливее – и все у нас получается. Оно часто жестоко, поскольку имманентно эгоцентрично.
Pages: |
| 2 | 3 | 4 | 5 | … | 46 |
Источник