Котова е в профилактика синдрома эмоционального выгорания учебной пособие

Татьяна Тушина
Синдром эмоционального выгорания педагогов

Самсонкина А. В., Царан Т. Е., Котова Е. В.

Современное образование предъявляет значительные, постоянно повышающиеся, требования ко всем аспектам деятельности педагога, что поднимает на новый уровень актуальность проблемы эмоционального выгорания специалистов образовательных учреждений.

Согласно современным данным, под «эмоциональным выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К.Маслач:

эмоциональную истощенность (чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой);

деперсонализацию (цинизм, бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и т. д.)

редукцию профессиональных достижений (возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней)

Можно предположить, что синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей обучающихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения педагога. Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива.

В связи с этим актуальность и практическую значимость приобретает проблема профилактики эмоционального выгорания у педагогов. Своевременная психологическая профилактика выгорания включает в себя три направления работы.

1.Организация деятельности: смягчением администрацией образовательного учреждения развития выгорание через обеспечение работникам возможности профессионального роста, налаживание поддерживающих социальных и иных положительных моментов, повышающих мотивацию и пр. ;

2. Создание психологического комфорта в профессиональной группе, создание коллектива существующего как единое целое, как группы людей поддерживающих друг друга;

3. Работа с индивидуальными особенностями – это может быть работа,направленная на: развитие креативности у педагогов (т. к. одним из признаков выгорания является- ригидность мышления, сопротивляющееся изменениям) нивелирование влияния негативных профессиональных и личностных факторов,- способствующих профессиональному выгоранию – в частности, развитие у педагогов умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личному совершенствованию и др. ; снятие у педагогов стрессовых состояний, возникающих в связи с напряженной- деятельностью, формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости.

Таким образом, профилактика должна быть комплексной, психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений психического состояния и, при необходимости, на улучшение психологического климата в коллективе, оптимизацию труда педагога.

Литература

Габрелян, Э. Ю. Представление о синдроме эмоционального выгорания в педагогической деятельности/Э. Ю. Габрелян. //-2014. -№1 -С. 238-242.

Котова Е. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие[Электронный ресурс]. Электрон. дан. /Краснояр. гос. пед. ун-т. им. В. П. Астафьева. -Красноярск,2013.

Источник

  • Скопировать в буфер библиографическое описание

    Водопьянова, Н. Е.  Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 343 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-03082-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/415580 (дата обращения: 16.07.2020).

  • Добавить в избранное

3-е изд., испр. и доп. Практическое пособие

    Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С.

2018

Страниц
343

Обложка
Твердая

ISBN

978-5-534-03082-2

Библиографическое описание

Водопьянова, Н. Е.  Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 343 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-03082-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/415580 (дата обращения: 16.07.2020).

Показать все

  • Аннотация

  • Программа курса

  • Медиаматериалы
    2

Аннотация

Настоящее практическое пособие посвящено причинам психического выгорания на работе. В нем представлены симптомы и последствия стресса, причины выгорания специалистов разных профессий, экзистенциальные аспекты выгорания. Особое внимание уделяется теории и практике преодоления стресса и выгорания. Издание дополнено глоссарием, который позволит лучше освоить материалы учебного пособия.

Источник

Нелли Дьяченко
Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания.

Тренинг для педагогов. Педагог-психолог Дьяченко Н. Г

2 Цель и задачи: обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния; формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов; развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде;

3 В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание».

Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе.

Признаки в области Чувства появляется усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным.

4 В области Действия возникает критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

У людей заметно снижается: энтузиазм в работе; пропадает блеск в глазах, усталость. При «выгорании» происходит психоэнергетическая опустошенность» человека. — Что же нужно делать, чтобы не возникало эмоциональное выгорание?

5 Природа человека такова, что он стремится к комфорту, устранению неприятных ощущений. Это – естественные 1. способы регуляции, которые включаются сами собой.

Наверняка вы интуитивно используете многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое.

Естественные 2.приемы регуляции организма: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; различные движения типа потягивания, расслабления мышц; наблюдение за пейзажем за окном;

6 Конечно, нужно правильно уметь расслабляться, владеть техниками управления своим психоэмоциональным состоянием.В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

— эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности) ;

— эффект восстановления (ослабление проявлений утомления)

— эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Послушайте пожалуйста притчу:

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку,он спросил: Скажи, мудрец,какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?А сам думает: Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу. Мудрец, подумав,ответил: Все в твоих руках.

7 Эту притчу я взяла не случайно. Ведь вы сами на 100% ответственны за все события в своей жизни. Сегодня я хочу дать вам несколько техник, способов управления своим психоэмоциональным состоянием.

8 «ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ, ЕСЛИ ВЫ ВЗВОЛНОВАНЫ»

1. Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт.

Дыхание состоит из трёх фаз вдох – пауза – выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно дышать так.

Вдох – пауза – выдох. Начните с 5 секунд. Попробуем! Можно увеличивать длительность каждой фазы.

2. Для того что бы поднять общий тонус, чередование фаз вдох-выдох-пауза. Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение.

9 Упражнение «Лимон»

управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

«Ластик»

10 Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик.

Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. «Стирайте» до ее полного исчезновения.

11 Сядьте поудобнее, расслабьтесь, слушайте и повторяйте все. Постарайтесь прочувствовать свое психоэмоциональное состояние, поднимите самооценку, сотрите из памяти конфликтные и тягостные воспоминания, научитесь любить себя и быть счастливым. (звучит релаксационная музыка «Дождь» со словами 15 минут). Затем обсуждение Что удалось во время релаксации? Кому удалось полностью расслабиться?

12 А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей.

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками – ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев — засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю». Недолго думая, он пригласил своих соседей — все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец. Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину — каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…

13 Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь может посылать вам все новые трудности.

И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Запомните пять простых правил:

1. Освободите свое сердце от ненависти — простите всех, на кого вы были обижены.

2. Освободите свое сердце от волнений — большинство из них бесполезны.

3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете

4. Отдавайте больше.

5. Ожидайте меньше.

14 Спасибо за работу! Желаю дальнейших творческих успехов! Здоровья! Радости!

Источник

Елена Шабловская
Использование технологии здоровьесбережения в профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Игровой практикум

Приветствие:

Добрый день, уважаемые коллеги!

— Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”

В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже более четверти века. Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе.

Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего, забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.

Способность расслабляться по своему желанию – это очень важное умение, которым должен обладать каждый. Жизнь в современном мире очень напряженная и стрессовая, как умственно, так и физически.

Сегодня я бы хотела познакомить вас с некоторыми технологиями здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов. Эти оздоровительные методы и приемы, позволят повысить жизненные силы, активизировать внутренние ресурсы личности.

«Здравствуй, друг!»

И для начала я предлагаю вам выразить друг другу радость встречи.

Когда люди встречаются друг с другом, прежде всего. Что они делают? Верно, приветствуют друг друга. Любое общение начинается с приветствия. Сейчас, я предлагаю поприветствовать друг друга улыбкой и сказать, о том, как мы рады видеть друг друга»

Маски релаксации для мышц лица (мышечное дыхание).

Теперь нам хотелось бы предложить Вам несколько приемов, которые помогли бы Вам снять мышечные зажимы лица и лучше управлять своей мимикой в процессе работы. Предлагаю Вам встать.

вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На высоте вдоха задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови.

2. Маска гнева. И. П.: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание на секунду, с выдохом опустить брови.

3. Маска поцелуя. И. П.: стоя, сидя, лежа. Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы («куриная гузка» или амбушюр трубочкой). Довести это усилие до предела. Зафиксировать усилие, на секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить круговую мышцу рта.

4. Маска смеха. И. П.: стоя, сидя или лежа. Чуть прищурить глаза, со вдохом слегка сжать губы и поднять углы рта – маска смеха, с выдохом – расслабить напряженные мышцы.

Управление дыханием — навык, необходимый, для того чтобы успокоиться и расслабиться.

Упражнение «Вверх по радуге»

Предлагаю вам закрыть глаза и сделать глубокий вдох представить, что с этим вдохом взбираются вверх по радуге. А, выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется трижды. Выполняйте это упражнение по несколько минут, и вы почувствуете себя свободным.

Мышечная релаксация – самая простая техника, из которой возникло множество более сложных методик расслабления, Она базируется на том, что после сильного напряжения мышца автоматически расслабляется. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения.

Упражнение «Лимон»

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу. Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшей сосулькой, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.

И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

Упражнение (Сюжетная сказка “ Разноцветные звезды”).

(Включается музыка, на фоне “неба” развешаны звезды.)

Высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым. И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно… белая!Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала звездочка. “А что ты даешь людям?”– спросили ее другие звезды.

Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными. Я желаю вам, светится всегда и везде, уважаемые коллеги.И не забывайте:

1. Необходимо уделять определенное время работе, определенное время досугу.

2. Занимайтесь теми видами физической нагрузки, которая приносит удовольствие – прогулки, бег, велосипед, танцы, работа в огороде и т. п., в противном случае, они начнут восприниматься как скучные, малоприятные и начнутся всевозможные попытки их избежать.

3. Полноценный сон, длится в среднем 8-9 часов. Недостаток ночного отдыха может усугубить и без того напряженное состояние.

4. Нужно поддерживать приятную обстановку на рабочем месте.

5. Нужно разделять ответственность и научиться отказывать. Человек, который живет по принципу «чтобы было хорошо, нужно сделать самому», неизбежно станет жертвой синдрома выгорания.

6. Нужно иметь хобби. Человек должен знать, что интересы помимо работы, позволяют снизить напряжение. Желательно, чтобы увлечение помогало расслабиться, например живопись, скульптуры. Экстремальные увлечения повышают эмоциональное напряжение человека, хотя некоторым людям такая смена обстановки идет на пользу.

Рефлексия тренинга

Спасибо за внимание, удачного всем дня!

Источник

Читайте также:  Мочевой синдром при воспалительном заболевании почек