Коррекционная программа синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Коррекционная программа синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей thumbnail

Пояснительная записка

В качестве методической основы взяты методическое пособие Арцишевской И. Л. “Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду” – М.: Книголюб, 2005. – 64с., программы Богатиковой Л. А., Плотниковой Т.М., Хухлаевой О.В, Хухлаевой О.Е., Первушиной И.М., Князевой О.Л., материалы сайта adalin.ru.

Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции и его большой социальной значимостью. Дети с синдромом дефицита внимания имеют, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Совершенно очевидно, что в фокусе научных проблем синдрома дефицита внимания/гиперактивности концентрируются интересы различных специалистов — педиатров, педагогов, нейропсихологов, дефектологов, неврологов.

Коррекционно — развивающая программа «Стань внимательным!» разработана для детей с СДВГ и направлена на:

— коррекцию нарушений внимания, самоконтроля;

— развитие произвольного внимания, навыков самоконтроля, двигательной и эмоциональной сфер.

Усилия специалистов должны быть направлены на своевременную диагностику и коррекцию СДВГ.

Цель: развитие произвольного внимания, контроля над импульсивностью и управления двигательной активностью.

Задачи:

— корректировать негативные эмоции и способствовать снятию психоэмоционального напряжения у детей;

— обучать детей способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

— развивать устойчивость внимания, умение произвольно переключать и концентрировать внимание.

В качестве методологических основ программы выступают общеметодологические принципы — принципы системного подхода, деятельностного подхода, гуманистического подхода.

Необходимость введения данной программы обусловлена запросом родителей, ростом числа детей с СДВГ в психологической практике.

Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя игры, направленные на развитие внимания, контроля над импульсивностью, а также психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения. Игры и упражнения предыдущих занятий повторяются на последующих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала.

Участие в программе «Стань внимательным!» детей с ярко выраженными органическими нарушениями центральной нервной системы противопоказано.

Занятия с ребёнком проводятся с письменного согласия родителей.

Ресурсы, необходимые для реализации программы.

  1. Специалисты, реализующие программу должны иметь высшее психологическое или педагогическое образование, опыт индивидуальной коррекционной работы с младшими школьниками. Специалистами должны быть знакомы техники психогимнастики и телесно-ориентированной терапии, элементы гештальттерапии и юнгианского подхода.

  2. Специалисты должны быть обеспечены методической литературой по проблеме СДВГ.

  3. Материально — техническая оснащенность. Отдельное помещение (кабинет) для индивидуальной консультационной работы, обеспеченный необходимыми пособиями, игрушками, канцелярскими принадлежностями.

  4. Обеспеченность доступа в Интернет.

Проведение программы включает в себя три этапа.

Программа состоит из 10 занятий, которые проводятся с регулярностью один раз в неделю (курс рассчитан на 2,5 – 3 месяца). Занятия проводятся индивидуально или в группе. Длительность каждого занятия 25-40 минут. Каждое занятие включает в себя следующие игры и упражнения:

1. для развития произвольности;

2. для развития внимания и памяти;

3. для развития моторики и координации движений;

4. для нормализации мышечного тонуса.

В результате реализации программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет ребенку справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Требования к уровню подготовки обучающихся

— повышение уровня развития внимания и памяти;

— повышение объёма дифференцируемой информации;

— уверенное освоение дыхательных и релаксационных техник.

Критерии и нормы оценки работ обучающихся

В начале проведения программы (занятие 1), в середине (занятие 6) и по окончании проведения программы (занятие 10) проводится индивидуальная диагностика уровня развития слуховой и зрительной памяти по методу воспроизведения слов и рисунков, а также диагностика продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания с помощью колец Ландольта (см. Приложение 1).

Сравнение показателей по результатам тестирования, качеству прохождения повторяющихся заданий и результатам наблюдения за ребёнком на различных этапах участия ребёнка в программе является показателем успешности и эффективности данной программы.

Учебно — методическое, информационное и материально- техническое обеспечение программы

  1. Арцишевская И. Л. “Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду” – М.: Книголюб, 2005. – 64с.

  2. Афонина А.В., Груздева Н.В. «Пойми меня и действуй правильно!»: Методическое пособие для психологов, педагогов и родителей — Иваново, 2005.

  3. Болотовский Г. В., Чутко Л. С., Кропотов Ю. Д. Гиперактивный ребёнок: лечить или наказывать. СПб.: 2004.

  4. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:Психотерапия, 2008. – 208 с.

  5. Л. Бурлачук, А. Кочарян, М. Жидко. Психотерапия. Учебник для ВУЗов . – СПб.: Питер, 2009, 496 с.

  6. Гиперактивный ребёнок. Как найти общий язык с непоседой / Гульнара Ломакина., Москва, Центрполиграф, 2009.

  7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994.

  8. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М., 2005.

  9. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребёнка. М.: НИИ семьи,1997.

  10. Лютова Е.К. Монина Г.Б Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми – М., Генезис – 2000.

  11. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. – М.: Владос, 2008. – 256 с.

  12. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. М.: Знание, 1998.

  13. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 160 с.

  14. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. СПб.: Иматон, 1997.

Приложение 1

Учебно-тематический план занятий

1. Знакомство. Игра «Что изменилось»

2. Методика “Дифференцировка”.

3. Игра “Волшебное слово”.

4. Дыхание с задержкой на вдохе.

5. Упражнение “Насос и мяч”.

6. Диагностика внимания и памяти проводится индивидуально.

Бланк-задание “Кольца Э.Ландольта”, 5-7 игрушек, 10 рисунков, карточка «10 слов»

2

Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, снятию психоэмоционального напряжения, развитию согласованности движений.

25 мин

1. Методика “Дифференцировка”.

2. Игра “Будь внимательным”.

3. Игра «Маленький жук»

4. Упражнение «Солдат и тряпичная кукла».

5. Упражнение “Дерево”.

Карточка с 16 полями и нарисованным или игрушечным жуком.

3

Создать благоприятные условия для развития произвольности и самоконтроля, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

1. Игра “Съедобное, не съедобное”.

2. “Внимание – рисуй”.

3. Игра «Птица — не птица».

4. Картинки «Найди отличие».

5. Упражнение на дыхание.

6. Упражнение “Пальчики”.

Рисунок. Лист белого цвета, карандаши, мяч.

4

Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, речи и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

1. Игра “Запретное движение”.

2. Игра “Волшебное слово”.

3. Игра «Только об одном»

4. Методика «Дифференцировка»

5. Упражнение на дыхание.

6. Упражнение на расслабление.

Игрушки.

5

Создать благоприятные для развития речи ребенка, внимания, воображения, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

1. Игра «Молчу — шепчу — кричу»
2. Упражнение на развитие устойчивости и переключения внимания.

3. Игра «Речка-берег»

4. Упражнение на дыхание.

5. Упражнение на расслабление “Снеговик”.

Игрушки, верёвка или шнур

6

Содействовать развитию мелкой моторики ребенка, развития внимания, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

1.Игра “Волшебное слово”.

2.Игра «Потеряшки».

3. Дыхание с задержкой на вдохе.

4. Упражнение “Насос и мяч”.

5. Диагностика внимания и памяти проводится индивидуально.

Бланк-задание “Кольца Э.Ландольта”,10 рисунков, карточка «10 слов», игрушки, рисунки, карандаши

7

Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, содействовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

1. Игра «Пуговица».

2. Игра «Топ-хлоп».

3. Игра «Запомни и повтори движения».

4. Дыхательное упражнение.

5. Упражнение “Пальчики”.

Две карточки с 12 полями, 2 набора пуговиц

8

Создать благоприятные условия для развития внимания, мышления, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

1 Игра “Съедобное, не съедобное”.

2 Игра «Замри»

3. Упражнение «Раскрась вторую половинку».

4. Упражнение “Запомни и повтори движения”.

5. Упражнение на дыхание.

6. Упражнение “Лодочка”.  

Мяч, рисунки, закрашенные наполовину, карандаши

9

Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

1. Игра “Море волнуется раз”.

2. Упражнение “Соедини по порядку”.

3 Игра “Раз-два-три-говори!”.

4. Упражнение на дыхание.

5. Упражнение на расслабление “Шалтай-болтай”.

Бланки с точками – 3–4 шт., картинки или карточки лото 6-7 шт.

10

Содействовать развитию внимания у ребенка, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

1.“Дифференцировка”.

2. Работа с симптомом

3. Упражнение на дыхание.

4. Упражнение на расслабление “Снеговик”.

5. Диагностика внимания и памяти проводится индивидуально

диагностический набор игрушек, Бланк-задание “Кольца Э.Ландольта”,10 рисунков, карточка «10 слов»

Приложение 2

Психологические методики и технологии, психолого-педагогический

инструментарий.

Занятие 1.

  1. Игра, развивающая внимание «Что изменилось?»

Поставьте на стол 3-4 игрушки и дайте ребёнку рассмотреть их 1-2

минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Когда малыш повернется, спросите его, что изменилось.
Игру можно усложнить: увеличить количество игрушек до 5-7, ставить похожие игрушки (например, 3 игрушки из 5 – немного отличающиеся друг от друга машинки), не убирать ни одной игрушки, а поменять 2 из них местами. Еще один вариант – не убирать игрушку, а, наоборот, добавить. И спросить: Кто новый появился?», «Кто пришел?».

Можно превратить эту игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди. Для этой игры можно использовать не только игрушки, но и карточки с изображением животных, овощей.

Источник: (Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994).

2. Техника «Дифференцировка»

Предложена Ф. Перлзом в рамках гештальтпсихологии. Осознавание должно происходить на трех уровнях: осознавание внешнего мира (что я вижу, слышу), внутреннего мира (эмоции, телесные ощущения), а также мыслей.

Психолог задает следующие вопросы, на которые должен ответить клиент:

  • Что ты видишь?

  • Что ты слышишь?

  • Какой вкус ты ощущаешь?

  • Какой запах?

  • Какие ощущения в руках, ногах, теле?

  • Что ты чувствуешь (какое у тебя настроение)?

  • Что ты хочешь?

  • О чем ты думаешь?

  • Что ты будешь делать?

Этот эксперимент выполняет несколько функций. Во-первых, он позволяет усилить, обострить ощущение настоящего; Перлз описывает ситуации, когда после использования этой техники клиенты говорили о том, что мир для них стал реальнее и ярче. Во-вторых, этот эксперимент помогает осознать способы, с помощью которых человек убегает от реальности (например, воспоминания или фантазии о будущем). В-третьих, монолог — осознавание является ценным материалом для терапии. В работе с СДВГ важность этой техники содержится ещё и в возможности развивать произвольность внимания, его концентрацию.

3. Игра “Волшебное слово”.

Игра для развития внимания у гиперактивных детей.

Дети обычно очень любят эту игру, так как в ней взрослый оказывается в положении ребенка, которого приучают быть вежливым.

Спросите у ребенка, какие он знает «волшебные» слова и почему они так называются. Если он уже достаточно овладел этикетными нормами, то сможет ответить, что без этих слов просьбы могут выглядеть как грубый приказ, поэтому людям не захочется их выполнять. «Волшебные» слова показывают уважение к человеку и располагают его к говорящему. Сейчас в роли такого говорящего, пытающегося добиться исполнения своих пожеланий, будете выступать вы. А ребенок будет внимательным собеседником, чувствительным к тому, сказали ли вы слово «пожалуйста». Если во фразе вы его произносите (например, говорите: «Подними, пожалуйста, руки вверх!»), то ребенок выполняет вашу просьбу. Если вы просто говорите свою просьбу (например, «Хлопни три раза в ладоши!»), то ребенок, приучающий вас к вежливости, ни за что не должен выполнять это действие.

Примечание. Эта игра развивает не только внимание, но и способность детей к произвольности (выполнению действий не импульсивно, просто потому, что сейчас этого хочется, а в связи с определенными правилами и целями). Эта важная характеристика считается многими психологами одной из ведущих при определении того, готов ли ребенок к обучению в школе.

(https://www.psychologos.ru/articles/view/volshebnoe_slovo._igra).

4. Дыхание с задержкой на вдохе.

Дыхание с задержкой на вдохе (выдохе) — сначала в собственном, затем в установленном ритме. Выполняется сидя на полу “по-турецки” или стоя на коленях, ладони кладутся на область диафрагмы.

6. Упражнение “Насос и мяч”.

Игра для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации) у гиперактивных детей.

Встаньте напротив друг друга. Игрок, изображающий мяч, должен стоять с опущенной головой, вяло висящими руками, согнутыми в коленях ногами (то есть выглядеть как ненадутая оболочка мяча). Взрослый тем временем собирается исправить это положение и начинает делать такие движения, как будто в его руках находится насос. По мере увеличения интенсивности движений насоса «мяч» становится все более накаченным. Когда у ребенка уже будут надуты щеки, а руки с напряжением вытянуты в стороны, сделайте вид, что вы критично смотрите на свою работу. Потрогайте его мышцы и посетуйте на то, что вы перестарались и теперь придется сдувать мяч. После этого изобразите выдергивание шланга насоса. Когда вы это сделаете, «мяч» сдуется настолько, что даже упадет на пол.

Примечание. Чтобы показать ребенку пример, как играть надувающийся мяч, лучше сначала предложить ему побыть в роли насоса. Вы же будете напрягаться и расслабляться, что поможет и вам отдохнуть, а заодно и понять, как действует этот метод.

(Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 160 с.).

6. «Кольца Ландольта».

Методика «Кольца Ландольта» является универсальным средством, которое можно применять для изучения внимания людей разного возраста: от детей пяти-шестилетнего возраста до взрослых людей, получая сравнимые и преемственные показатели. Настоящая методика представляет собой модификацию корректурной пробы Б. Бурдона и основана на кольцах французского офтальмолога Ландольта (Е. Landolt).

Определение продуктивности и устойчивости внимания

Методические рекомендации. Процедура ведения опыта такая же, как и при использовании корректурной пробы Бурдона–Анфимова. Кольца Ландольта желательно предъявлять величиной примерно равной высоте строчной буквы. Время выполнения задания — 5 минут.

Для оценки устойчивости, распределения и переключения внимания можно использовать один и тот же бланк с кольцами Ландольта, обращаясь при каждом новом задании к той его части, которая при выполнении прежнего задания осталась незаполненной (можно, например, продолжать просматривать бланк или перевернуть его на 180°). Обработка и анализ результатов осуществляется так же как и в методике «Корректурная таблица Бурдона–Анфимова».

Оснащение эксперимента. Бланк «Кольца Ландольта», секундомер, протокол, ключ.

Инструкция: «Будьте внимательны и работайте как можно быстрее. Вам необходимо внимательно, просматривая кольца по рядам слева направо, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный слева (или в другом определенном месте) и зачеркивать их. По команде «Черта!» поставьте вертикальную черту в том месте бланка, где Вас застала эта команда и продолжайте работу».

Обработка. При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных и вычеркнутых испытуемым, а также количество ошибок, допущенных в процессе работы, как за исследуемые временные промежутки работы, так и за все время, в течение которого продолжался психодиагностический эксперимент.

При диагностике слуховой и зрительной памяти ребёнку предъявляются для запоминания соответственно 10 слов и 10 рисунков.

Занятие 2

1.Техника «Дифференцировка» (см. Занятие 1)

2. Игра «Будь внимательным»

Цель: развитие внимания, общей и мелкой моторики.

Ход игры: взрослый предлагает поиграть, обращает внимание на руки и говорит: «Наши ручки умеют стучать, как молоточки «тук-тук-тук» (стучит кулаком по столу), затем другой рукой хлопает по столу «хлоп-хлоп-хлоп», ребром ладони и производит другие движения, ребенок повторяет.

(Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. – М.: Владос, 2008. – 256 с.).

3. Игра «Маленький жук»

Ход работы: «Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!» Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук». (Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).

4. Упражнение «Солдат и тряпичная кукла».

5. Упражнение “Дерево”.

Источник

Коррекционная работа с детьми школьного возраста, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивность.

            Все особенности ребенка с СДВГ связаны с его центральной нервной системой. Это не невоспитанный ребенок, а ребенок с особым развитием и страдает от особенностей своего поведения не меньше, чем окружающие его люди. Это нужно помнить при работе с такими детьми.

           Целью коррекционной работы с детьми с СДВГ является уменьшение нарушений поведения и учебных трудностей. Первый принцип работы с детьми с СДВГ — это принцип комплексности. Помощь ребенку с данными нарушениями должна носить комплексный характер. Обязательно с ребенком должен работать  врач — невролог, он назначает медикаментозное лечение. Педагоги сами не имеют ни профессионального, ни морального права советовать родителям какие-либо лекарственные препараты. Помимо врача — невролога в работе участвует психолог (это может быть школьный психолог, дошкольный психолог), педагог, который контактирует с детьми и, обязательно, родители.

           Если работа с ребенком за пределами дома носит положительный результат, то дома этот результат должен подкрепляться. И если не будет контакта с родителями, то вся работа будет напрасной.

Второй принцип работы говори о том, что меры педагогического воздействия на ребенка с СДВГ должны быть систематическими. Что бы коррекционная работа имела успех, она должна быть постоянной и систематической. В такую работу детей нужно включать поэтапно. Если с ребенком нет тесного, близкого, теплого контакта, то вряд ли коррекционная работа будет успешной, у ребенка будет низкая мотивация для взаимодействия со взрослым. Любая коррекционная работа начинается с установления контакта с ребенком. Ребенок должен сначала включиться в индивидуальную работу, а уже затем в групповую. Групповая работа с детьми с СДВГ очень важна: ребенок будет учиться ждать своей очереди, будет учиться взаимодействовать с другими детьми и т.д.

           Еще одна важная вещь в коррекционной работе — это необходимость выявления доминирующего симптома и построение коррекционной работы в соответствии  с этим. Есть дети с дефицитом внимания, есть дети с гиперактивностью. У детей эти два симптома могут быть выражены одинаково и имеют смешанный характер. При работе с такими детьми необходимо выявить, какое нарушение у ребенка преобладает.

           Последний принцип организации коррекционной работы — это отбор и адаптация методик обучения и воспитания в соответствии с потребностями каждого ребенка. Педагог или воспитатель должен подобрать для каждого ребенка такую методику, которая будет помогать и педагогу и ребенку.

Коррекционная работа со школьниками с СДВГ подразумевает четыре блока.

           Первый блок — это формирование у учащихся мотивационной обусловленности обучения.

           Второй блок — это развитие познавательной сферы ребенка, значимой для освоения учебного материала.

           Третий блок — это постепенный переход учеников к саморегуляции своей деятельности и к самоконтролю.

           Четвертый блок — это снижение уровня негативных эмоциональных проявлений учащихся к процессу обучения, снижение уровня школьной тревожности. То есть работа с эмоционально-волевой сферой.

           Для того, что бы повысить учебную мотивацию у ребенка с СДВГ необходима прежде всего смена видов деятельности на уроках и занятиях. Можно использовать приемы творческой деятельности в процессе обучения и воспитания детей с СДВГ, задания, имеющие творческий характер. При работе с детьми с СДВГ для повышения учебной мотивации так же можно предоставить ребенку возможность выбора формы домашнего задания. Ученикам среднего и старшего звена можно предложить создать пособие (карточки, плакаты для более младших школьников). Можно использовать метод составления текстов диктантов самими учениками, или, как вариант, составление вопросов для одноклассников по пройденному материалу.  Очень продуктивно дл повышения мотивации к обучению и воспитанию детей с СДВГ применяется система поощрений и наказаний, а так же можно разработать систему жетонов.

            Для развития познавательной сферы у детей с СДВГ используют множество упражнений. Например упражнение «Каналы восприятия». Целью этого упражнения является различных видов восприятия, интеграция различных видов информации. Педагог подготавливает список слов, напечатанных на карточках. Ребенку предлагается прочитать слова по слогам вслух. Пока ребенок читает слово,  у него активируются все каналы восприятия. Например, ребенок читает слово «крокодил». Педагог просит ребенка рассказать, что он видит в этот момент (животное, зеленое и т.д.), что он слышит в этот момент (плеск воды и т.д.), что он чувствует в этот момент (страх и т.д.).  И так с каждым словом. После этого ребенок прописывает это слово в воздухе с проговариванием и записывает слово в тетрадь. Обязательно выполняется проверка правильности написания слова. Это упражнение развивает познавательную сферу, саморегуляцию и контроль.

           Так же для развития познавательной сферы можно использовать карточки — алгоритмы для визуальной поддержки учащихся с СДВГ при выполнении заданий. На таких карточках нарисовано что и в какой последовательности нужно делать. Например, поочередное рисование по клеточкам.

           Для развития познавательной деятельности используют упражнение «Корректурная проба». Целью этого упражнения является развитие устойчивости внимания, переключение внимания, умение выполнять инструкцию взрослого. Ребенку дается текст и предлагается, например, зачеркнуть все буквы «А», подчеркнуть буквы «Б».  Это упражнение не только развивает познавательную деятельность, а так же способствует усидчивости и развитию внимания.

           Когда ребенок будет готов, можно постепенно передавать ребенку функцию учителя для того, что бы повышался уровень самостоятельности ребенка. Со стороны педагога идет снижение уровня «опеки», но не полностью. За ребенком идет ненавязчивый, мягкий контроль, используются дополнительные рекомендации.  

           Обязательно у учащихся с СДВГ должно формироваться чувство уверенности в своих силах, в себе («Рецепт успеха»). Ребенку приятно, когда его хвалят. Для ребенка с СДВГ можно даже сделать копилочку достижений, куда ребенок будет складывать написанные достижения. Очень важно обучение детей поиску и осмыслению эффективных стратегий деятельности в конкретных действиях. Ребенок может сам найти путь решения какой-либо задачи. Важно, чтоб он рассказал об этом.

           Работа с эмоциями. Для детей  СДВГ очень важно чувствовать эмоциональную поддержку. Для снижения чувства тревожности педагог может попросить детей в группе или в классе рассказать, например, что интересного у них произошло (диалог педагога с классом). Можно проводить занятия в игровой форме, но обязательно без элементов явно выраженной соревновательности. Детям с СДВГ очень сложно участвовать в тех видах спорта, играх, где есть элементы соревнований. Им нужны более спокойные занятия.

           В коррекционной работе с детьми с СДВГ  должны быть включены обязательно упражнения на снятие мышечных зажимов, дыхательные техники, специальные упражнения, например, попросить ребенка изобразить, что он сначала стойкий оловянный солдатик, а потом тряпичная кукла. Подобные упражнения можно включать  при планировании урока или занятия. Для нормализации эмоционального состояния учащихся используют повторяющиеся из занятия в занятие виды деятельности. В случае необходимости, если возникают проблемы с эмоциями, работу с ребенком выносят за пределы учебного процесса, и она имеет индивидуальное коррекционно-развивающее направление.

           Таким образом при организации учебного процесса с детьми с СДВГ необходимы: смена видов деятельности, реализация двигательной потребности ребенка, снижение требований к аккуратности на  первых этапах обучения. Инструкции педагога должны быть четкими и немногосложными, при работе с ребенком нужно избегать категоричных запретов и при необходимости — индивидуальная работа. По возможности ребенок с СДВГ должен сидеть на первой парте, должны соблюдаться четкие временные интервалы. У педагога с ребенком должна быть моментальная обратная связь. Ребенка с СДВГ должны обучать навыкам планирования своей деятельности.

           Первостепенная задача специалиста, работающего с семьей ребенка с СДВГ — информировать всех членов семьи об особенностях данного нарушения. Необходимо разработать систему поощрений , которой будут придерживаться все члены семьи. Поощрения эти могут быть как одномоментные (похвала, одобрение, сладости, деньги), так и кумулятивные (система жетонов).

           Все взрослые в семье должны договориться между собой и выработать единодушный подход к воспитанию. Если этого не сделать, ребенок будет проверять взрослых на «прочность». На семейном совете должны быть составлены семейные правила, тут крайне важна последовательность реализации принятых семейных правил (например распределение обязанностей в кругу семьи).

           Вследствие имеющихся  у детей с СДВГ нарушений в блоке программирования, регуляции и контроля необходимо контролировать их действия гораздо дольше, чем в случае с другими детьми. Родителям ребенка с СДВГ необходимо уметь владеть собственными эмоциями и чувствами и обучать ребенка способам совладания с гневом.  При введении запрета нужно предоставить ребенку выбор, но в четко ограниченных рамках. Например, если ребенок сел играть в телефон, а семье нужно куда-то уходить, можно разрешить ребенку поиграть, но не долго, минутки 2-5. Нельзя просто отобрать телефон.  А еще очень важно соблюдать режим дня, важно, чтоб ребенок  с СДВГ жил в четкой структуре.  

Список литературы.

1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. М.: Издательство института психотерапии, 2001г. — 45с.

2. Горячева Л., Кругляк Л. Гиперактивный ребенок- это навсегда? М.: ИГ «Весь», 2014.

3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М. 2000г.

4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. М.: Речь, 2005г. — 190с.

5. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь.  СПб.: Речь, 2007г. — 186с.

6. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам.  М.: ТЦ Сфера, 2002г. — 129с.

Источник