Коррекция синдрома эмоционального выгорания для педагогов
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
УДК 1-740
Соболь В. В.
Магистрант
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Valentina-sobol@yandex.ru
КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ
Проблема профилактики синдрома выгорания является сегодня очень актуальной. Под эмоциональным выгоранием понимается приобретенный стереотип эмоционального, в основном профессионального поведения. В качестве важнейших задач психологии развития, акмеологии и психологии труда выделяется изучение конкретных социально-психологических явлений, в том числе «эмоционального выгорания» среди специалистов в различных областях производственной деятельности, поиск путей профилактики и коррекции.
В связи с этим изучение феномена эмоционального выгорания имеет большое значение, так как данное явление, негативно влияет на психофизическое здоровье и эффективность профессиональной деятельности педагогических работников.
Целью статьи стало изучение теоретических аспектов проблемы коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили отечественные разработки в области психологии человека как субъекта деятельности и общения, в акмеологии.
Результаты исследования показали, что профессиональное выгорание педагогических работников возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Особенно необходимо обратить внимание на тенденцию эмоционального выгорания к прогрессированию. Процесс торможения развития синдрома эмоционального выгорания бывает крайне сложным. Помимо негативных проявлений в профессиональной деятельности, педагог может столкнуться с обострением хронических заболеваний, развитию психосоматических болезней и др. Поэтому основное внимание следует уделить профилактике развития синдрома эмоционального выгорания.
Самый важный результат работы по коррекции и профилактике эмоционального выгорания — это восстановление адаптивных возможностей личности, быстрое купирование на ранних стадиях развития синдрома эмоционального выгорания и выработка эффективных средств, для адаптации в профессиональной деятельности и окружающей социальной среде. Поэтому необходима разработка и внедрение модели профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.
Заключение. Проведенное исследование позволило обосновать важность разработки системной работы по коррекции и профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов. Кроме того, была разработана модель коррекции и профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.
Ключевые слова:
синдром эмоционального выгорания, коррекция, профилактика, коррекция синдрома эмоционального
выгорания (СЭВ), профилактика СЭВ.
Проблема профилактики синдрома эмоционального выгорания является сегодня весьма актуальной темой. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения.
Понятие «эмоционального выгорания» впервые появилось в зарубежной психологии в конце 20-го века (H.G. Freudenberg; С. Maslach; B.Pelman, Е. Hartman; К. Kondoи др.). В отечественной психологии к настоящему времени проведено немало исследований, посвященных феномену «выгорания» в среде педагогов (А.А. Реан; Л.М. Митина; Т.И. Ронгинская; О.А. Баронина и др.).
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
Под термином эмоциональное выгорание Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой понимается процесс постепенного снижения уровня эмоционального, когнитивного и физического состояния, который сопровождается появлением симптомов утомления. Проявлениями синдрома также являются неудовлетворенность исполнением профессиональных обязанностей, отстраненность [4, с. 15].
Симптомы эмоционального выгорания, выявленные разными учеными, можно условно разделить на три группы: физические, психологические и поведенческие [11, с. 94].
Анализ литературы показал, что проблема изучения феномена эмоционального выгорания находится в центре внимания как зарубежных, так и отечественных исследователей. Рассмотрение данного феномена осуществляется с двух точек зрения. С первой выгорание понимается как синдром, у которого есть определенные проявления, структура. По уровню развития компонентов и составляющих можно определить выраженность данного синдрома. Представители другой точки зрения описывают синдром как процесс, который имеет этапы, фазы, подчиняется определенным законам развития.
Материалы и методы.
Исследования проблемы синдрома эмоционального выгорания находят отражение в трудах авторов отечественной и зарубежной науки. Большое внимание уделяется изучению синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников.
В психолого-педагогической литературе опубликованы работы, посвященные разработке модели эмоционального выгорания (К. Маслач, С. Джексон и др.), выделению структурных компонентов выгорания (Э. Пайнс, Т. Кокс) и основных проявлений профессионального «выгорания» (О.Н. Гнездилова, Т.В. Форманюк). В то же время, следует отметить, что проблема коррекции и профилактики эмоционального выгорания у педагогических работников остается актуальной.
Одной из наиболее разработанных классификаций факторов развития эмоционального выгорания является классификация В.В.Бойко. Автор выделяет внешние и внутренние факторы [3, с. 28].
Результаты и обсуждение.
Исследователи отмечают, что возникновение эмоционального выгорания происходит под действием внешних факторов на основе внутренних предпосылок.
Нельзя не отметить, что возникновение эмоционального выгорания имеет для педагогического работника не только минусы, но и свои плюсы. При развитии данного синдрома человек обучается способам экономии энергетических ресурсов организма.
В то же время эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние на трудовую деятельности, так как отстраненность от педагогического коллектива приводит к повышению неудовлетворенности собой и работой. Степень тревоги и депрессии постепенно увеличивается, и возможны психосоматические заболевания.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Важная особенность педагогической профессии заключается в том, что собственная личность также наиболее важным «инструментом» для педагога. То есть степень профессиональной зрелости учителя и помогает находить оптимальные решения в процессе профессиональной деятельности (К.М. Левитан) [7, с.174]. Для формирования и поддержания профессиональной зрелости учителя важнейшее значение играет уровень физического развития, состояние здоровья учителя. Кроме того, педагогу требуется определенный уровень образования и определенная культура.
Чтобы предотвратить эмоциональное выгорание, педагог должен обратить внимание на повышение компетентности в области сохранения и укрепления здоровья, а также на развтие активной позиции в создании здоровьесберегающей среды. Чтобы решить эту проблему, педагогу требуется постоянно приобретать как содержательные, так и методологические знания [10, с. 210].
Существует несколько подходов к решению проблемы коррекции и профилактики синдрома выгорания педагогов. Давайте обратимся к описанию некоторых из них.
Главной профилактической мерой должно стать постоянное психолого-педагогическое обучение педагога, а также его профессиональное развитие.
А.В. Бладыко считает, что необходимо внедрять методы психологической помощи в учебный процесс. Педагоги должны быть обучены использованию методов релаксации, которые можно применят
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
непосредственно на рабочем месте [2, с. 37].
Основной задачей администрации образовательных учреждений является структурирование работы, формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Это приводит к снижению влияния внешних факторов на развитие эмоционального выгорания.
Для всех работников образования становится важной саморегуляция работы. Н.С. Пряжников предлагает в качестве одного из методов, которые можно рекомендовать педагогам, освоение приемов аутогенной тренировке. Данная техника успешно применяется специалистами в различных профессиональных областях, для которых характерно высокое эмоциональное напряжение [9, с. 92].
Следующий метод — психокоррекция. Использование психокоррекционной работы может облегчить и ускорить процесс адаптации педагогов к своей работе. Реализация психокоррекционной работы может быть выполнена как индивидуально, так и в группах.
По мнению О. Бабича, эффективным методам предотвращения и коррекции эмоционального выгорания могут также стать способы экономного потребления эмоциональных и энергетических ресурсов [1, с. 69].
Чтобы снять эмоциональное напряжение и избежать эмоционального выгорания, учитель должен научиться переключаться между различными видами деятельности, оптимально распределять нагрузку, соответствующим образом соотноситься с собственными ресурсами и не концентрироваться на конфликтах на работе.
Основой программы профилактики и коррекции синдрома выгорания у работников образования может быть, на наш взгляд, концепция профессионального развития, предложенная Л.М. Митиной [7].
Концепция описывает модель адаптивного поведения и модель профессионального развития специалиста, которая предотвращает синдром выгорания. Важнейшим условием эффективности процесса профессионального развития личности работников образования является укрепление уверенности в себе, которое способствует формированию активной профессиональной позиции педагога. В рамках концепции конструктивные направления развития подразумевают изменение мотивационных, интеллектуальных, аффективных структур личности, что приводит к изменению всей поведенческой сферы. Конечным результатом должна стать смена внешней детерминации жизнедеятельности на внутреннюю.
Щегловой Г.С. разработаны рекомендации по профилактике и коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов. Ею выделены четыре уровня работы:
— органический (телесный) (снятие физического напряжения, усталости, головной боли, бессонницы, ослабления иммунитета);
— эмоциональный (снятие эмоционального напряжения, беспокойства, взволнованности, чувства тревоги, подавленного и апатичного состояний:
— рациональный (смысловой) (приобретение смысла своей профессиональной деятельности, снятие негативного отношения работника к собственным возможностям, формирование/реконструкция позитивного отношения к себе как к специалисту, повышение самопринятия);
— поведенческий (устранение стереотипов профессиональных действий, налаживание трудовой дисциплины) [12, с. 59].
А.А. Осипова считает, что для профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания педагог должен принять на себя ответственность за результаты профессиональной деятельности. Педагог должен придти к пониманию того, что спады и неудачи являются естественными стадиями развития. профессионального мастерства [8, с. 12].
Заключение
Таким образом, в литературе были описаны факторы риска возникновения проблем эмоционального выгорания применительно к педагогической профессии. Изучались социально-демографические характеристики и личностные особенности педагогов. На основе проведенных исследований предложены разнообразные подходы к решению проблемы коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
Список использованной литературы:
1. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009. 116 с.
2. Бладыко, А.В. Особенности эмоционального выгорания у учителей и преподавателей // Психология: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). Уфа: Лето, 2012. С.34-39. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/35/2704/.
3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 2014. 105 с.
4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. СПб.: Питер, 2013. 336 с.
5. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография. М.: Из-дво Перо, 2014. 196 с.
6. Домрачева С.А. Изучение эмоционального выгорания педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 18. С. 71-75. — URL: https://e-koncept.ru/2015/95166.htm.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
7. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / Под ред. Л.М. Митиной. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 336с.
8. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: Сфера, 2002. 510 с.
9. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Стратегии преодоления синдрома эмоционального выгорания в работе педагога // Психологическая наука и образование. 2008. №2. С. 87-95.
10.Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер. 2016. 607 с.
11. Тулегенова А.Г. К вопросу исследования феномена эмоционального выгорания как проблемы профессиональной деятельности педагога / // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2014. № 1. С.93-102. — URL: https://psyjournals.ru/scientific_notes/2014/n1/71086.shtml.
12.Щеглова Г.С. Психолого-педагогическая коррекция синдрома эмоционального выгорания педагогов школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 8. С. 56-60. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-korrektsiya-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya-pedagogov-shkoly.
© Соболь В. В. 2019
Источник
«Профилактика и коррекция синдрома
эмоционального выгорания»
По общему признанию отечественных специалистов педагогическая деятельность – это один из наиболее, деформирующий личность человека видов профессиональной деятельности. Сложившийся комплекс экономических проблем, а также социально-психологических, связанных с падением престижа педагогической профессии, делают труд учителя в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряженным.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.
Немного истории:
Термин «burnout» — «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер (Н. Freudenberger) в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».
В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».
Эти факторы оказывают зачастую разрушительное воздействие на эмоциональную сферу педагога. У него резко возрастает количество аффективных расстройств, появляются состояния неудовлетворенности собой и своей жизнью, трудности установления теплых, доверительных контактов с учениками, коллегами, окружающими людьми. Эти симптомы отрицательно сказываются на всей профессиональной деятельности учителя, ухудшаются результаты его работы, снижается уровень удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Таким образом, происходит изменение в мотивационной сфере педагога и развивается синдром эмоционального сгорания.
Стадии профессионального выгорания
ПЕРВАЯ
Снижение самооценки.
— исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
— возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
ВТОРАЯ
Одиночество.
-возникают недоразумения с учениками и родителями, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
-неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии учеников — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.
Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми.
ТРЕТЬЯ
Эмоциональное истощение, соматизация.
-притупляются представления о ценностях жизни, человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
-глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
Фазы эмоционального выгорания
Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания.
Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.
Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов.
Внешние факторы, провоцирующие выгорание
-специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);
-организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
Внутренние факторы
-коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;
-ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Типы личности, которым угрожает синдром эмоционального выгорания
-«педантичный», характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе)
-«демонстративный», стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы -«эмотивный», состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.
Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания
Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.
Почти никогда | Иногда | Часто | Почти | |
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня | ||||
2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой | ||||
3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня | ||||
4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких | ||||
5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела | ||||
6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня | ||||
7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье | ||||
8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил | ||||
9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей |
Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: почти никогда-0 баллов, иногда-1 , часто-2, почти всегда-3балла.
Оценка результатов: суммарный показатель менее 3-х баллов – низкий;
3-12 средний; выше 12 — высокий показатель эмоционального выгорания.
Существуют методики для более подробной диагностики эмоционального выгорания. Если Вас заинтересовала самодиагностика можно в индивидуальном порядке провести подробную диагностику
Синдром эмоционального выгорания имеет следующие проявления
физические симптомы:
Резкое повышение утомляемости ,хроническая усталость, головные боли, восприимчивость к изменениям внешней среды, изменение артериального давления, астения (бессилие, слабость), ограничение движений в шее, боли в спине,
непроизвольные движения – сжимание кулаков, зажатость, увеличение или потеря веса, одышка, бессонница, половая дисфункция.
эмоциональные симптомы:
пессимизм, цинизм, чёрствость, безразличие, агрессивность, раздражительность, тревога, чувство вины.
поведенческие симпотомы:
желание отдохнуть, безразличие к еде оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств.
интеллектуальное состояние:
падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам
социальные симптомы
низкая социальная активность, падение интереса к досугу, увлечениям, социальные контакты ограничиваются работой, скудные отношения на работе и дома
Рассмотрим качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания
В первую очередь, это следующие индивидуально-личностные особенности:
- хорошее здоровье;
- сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (к примеру, занятия спортом и поддержка здорового образа жизни);
- высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Во-вторых, выгорания избегают люди,
- имеющие, опыт успешного преодоления профессионального стресса;
- способные конструктивно меняться в напряженных условиях
- отличающиеся высокой подвижностью;
- открытостью;
- общительностью;
- самостоятельностью;
- стремлением опираться на собственные силы.
В-третьих, важной отличительной чертой этих людей являются:
- способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Блок 3. Профилактика и помощь при выгорании. Что делать, если вы заметили признаки выгорания?
Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно. Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей.
Как избежать встречи с синдромом профессионального «выгорания»
Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
Находите время для себя. Вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
Что делать в ситуации, если вы заметили признаки выгорания?
Прежде всего, признать, что они есть. Трудно признаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них – рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела.
Люди часто оценивают эти проявления неверно – как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность: они стараются не думать о них (помните Скарлет с ее «Я подумаю об этом завтра»?) и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим, действительно, на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой вы нуждаетесь сами.
Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженные сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления
Ваше состояние может облегчить, физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.
Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
Не ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для сгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно говорите о них семье, друзьям и на работе.
Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
Для того чтобы формулы были эффективны, помните о следующих правилах:
1. Для оперативного пользования формулой желательно иметь короткий текст из нескольких фраз.
2. Большое значение имеет начало формулы.
3. Формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз (иногда до семи раз).
4. Важно непоколебимо верить в «магические свойства» произносимых Вами слов.
5. Проговаривать формулы надо в состоянии сосредоточенности, сконцентрировав волю.
Вот несколько формул, которые можно взять на вооружение:
Уверенность в себе. «Я человек смелый и уверенный в себе. Я все смею, все могу» (последнюю фразу можно повторять несколько раз).
Спокойствие, стабильность. «Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе»
Следующая формула поможет перед сложным разговором.
«Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию».
Снятие усталости и восстановление работоспособности. «Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь ярко почувствовать себя бодрым и энергичным после работы. После работы я чувствую бодрость, молодую энергию во всем теле».
Большое значение для противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья учителей имеют модели преодолевающего поведения.
Конструктивными следует считать поиск социальной поддержки и уверенные действия. Неконструктивные способы поведения – избегание, манипулятивные и агрессивные действия – сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией учителей.
Важно помнить, что положительные эмоции менее устойчивы и более затратны в плане психологической энергии. Негативные эмоции подпитывают сами себя, и чем больше мы в них погружаемся, тем дольше они будут длиться и могут постепенно перейти в негативное мировосприятие.
Поэтому каждый человек может осознанно выбрать – будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.
В целях направленной профилактики СЭВ следует:
- расставлять приоритеты (в первую очередь выполнять действительно важные дела, а остальные – по мере успеваемости);
- учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
- проще относиться к конфликтам на работе;
- использовать медитации и аутотренинги;
- применять ароматерапию
- не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
Чтобы не допустить появления синдрома или усиления уже существующего феномена эмоционального выгорания, психологи рекомендуют научиться мириться с потерями. Начать борьбу с синдромом легче, когда смотришь своим страхам «в глаза». Например, потерян смысл жизни или жизненная энергия. Нужно признать это и сказать себе, что вы начинаете все сначала: вы найдете новый стимул и новые источники силы.
Еще одно важное умение, по мнению специалистов, – это способность отказываться от ненужных вещей, погоня за которыми и приводит к синдрому эмоционального выгорания. Когда человек знает, что хочет он лично, а не общепринятое мнение, он становится неуязвим для эмоционального выгорания.
Выводы
-Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги.
-Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.
-Не залезайте в «долгосрочный кредит» ваших внутренних резервов и возможностей.
-Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса.
-Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!
Прививка от апатии
-расходуйте свой энергорезерв аккуратно. Уходя с работы, оставьте и мысли о ней на завтра.
-избавляйтесь от тревоги, научитесь контролировать эмоции. На любой работе есть факторы, на которые вы повлиять не можете. Воспринимайте все внешние раздражители, как погоду. Ведь на дождь и ветер обижаться глупо.
-умеренность во всём: в радости и в печали.
-избавляйтесь от тревоги, научитесь контролировать эмоции. На любой работе есть факторы, на которые вы повлиять не можете. Воспринимайте все внешние раздражители, как погоду. Ведь на дождь и ветер обижаться глупо
-умеренность во всём: в радости и в печали.
-сделайте рабочее место максимально удобным. Приятные мелочи помогут отвлечься от рутины и заставят подумать о хорошем.
-чтобы не возненавидеть работу, нужно периодически делать перерывы.
-в выходные – забудьте о работе!
-смените обстановку. Запишитесь на фитнес, танцы, курсы.
Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.
Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет — и суда нет, как говорят в народе.
Источник