Коррекция и профилактика синдрома выгорания

Коррекция и профилактика синдрома выгорания thumbnail

Проблемы психологического здоровья педагогов в современном мире очень актуальны. В работе учителя много ситуаций, связанных с переживанием стресса и высоким эмоциональным напряжением.

Педагоги испытывают интеллектуальные, физические, эмоциональные нагрузки, вынуждены подолгу работать за компьютером, это приводит к переутомлению, нарушениям деятельности сердечно-сосудистой системы и сна — симптомам, указывающим на наличие синдрома эмоционального выгорания.

Профессиональный стресс — многоуровневый феномен, который выражается в физиологических и психических реакциях. Ни один профессионал не застрахован от стресса. В последнее время психологи говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме эмоционального выгорания. Этот синдром развивается на фоне постоянного профессионального стресса. Синдром эмоционального выгорания связан с постоянными эмоциональными перегрузками, с постоянным межличностным общением [1].

Актуальность проблемы объясняется возросшими требованиями к личности учителя и его профессиональным качествам, а также необходимостью поиска оптимальных методов коррекции синдрома эмоционального выгорания.

В исследованиях проведённых М. Грабе, описанных в его книге «Синдром выгорания — болезнь нашего времени» приводятся данные статистики, согласно которым страдающие от синдрома выгорания педагоги составляют 30 % от общего числа выгоревших других профессий. По мнению М. Грабе выгорание наступает тогда, когда человек на протяжении длительного времени отдаёт слишком много энергии и практически не восполняет её [2]. В работе преподавателя синдром эмоционального выгорания проявляется в:

—          эмоциональной несдержанности, аффективном характере отрицательных эмоций,

—          экономии положительных эмоций,

—          потере личностно-ориентированного подхода в работе со студентами,

—          потере интереса к работе и личности студента.

Впервые термин “эмоциональное выгорание” был введен американским психологом Фреденбергом в 1974 году. Фреденберг описывал психическое состояние здоровых людей, которые находятся в постоянном эмоциональном контакте с клиентами (пациентами). Изначально Фреденберг изучал лишь группу специалистов, работающих в кризисных центрах, а также в психиатрических клиниках. Фреденберг сам работал в службе медицинской помощи и наблюдал синдром эмоционального выгорания у себя и своих коллег.

Социальный психолог Кристина Маслач определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения с развитием отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и своим пациентам.

Эти психологи утверждали, что эмоциональное выгорание приводит к неэффективности профессионала, к потере цели действия.

Академик РАМН, Сидоров П. Приводит следующие определения синдрома эмоционального выгорания (далее СЭВ):

—          “СЭВ — реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессионального стресса.

—          СЭВ — это процесс утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляется в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворенности работой.

—          СЭВ — это выработанный личностью механизм психологической защиты, функциональный стереотип, который позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы” [3].

В настоящее время существуют следующие определения синдрома эмоционального выгорания:

долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий впоследствии продолжительных профессиональных стрессов, процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстранённости и снижения удовлетворения исполнением работы. Если до 80-х годов 20 столетия говорили об эмоциональном выгорании преимущественно среди работников медицинских и благотворительных организаций, то сейчас говорят о том, что “группа риска” значительно расширилась и синдром диагностируется у юристов, менеджеров, политиков, социологов, учителей. У представителей этих профессий К.Маслач находит следующие симптомы:

—          эмоциональное истощение, чувство эмоциональной пустоты,

—          редукция профессиональных достижений, чувство некомпетентности в своей профессиональной деятельности,

—          деперсонализация — цинизм в отношениях с коллегами, клиентами.

Эмоциональное (психическое) выгорание педагога приводит к тяжёлым последствием: потеря здоровья, нарушение социальных связей, зависимое поведение, уход из профессии.

По мнению многих авторов (Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова, Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.) проблема снижения эффективности профессиональной деятельности педагогов всё больше рассматривается в связи с психоэмоциональными перегрузками испытываемыми под влиянием многочисленных эмоциональных факторов. Действие этих факторов вызывает чувство неудовлетворённости и пустоты, чувство беспомощности и бессмысленности своего существования, накопление усталости, низкую оценку своей профессиональной компетентности, это ведёт к истощению нервной системы и выгоранию. Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности. Скрининговое обследование состояния здоровья 7300 педагогов сотрудниками лаборатории клинической психологии института им. В. М. Бехтерева показывает, что 89,3 % из них имеют расстройства здоровья пред болезненного уровня, а в 43,8 % выявлены признаки патологических нарушений.

Сидоров П. Подчеркивает, что “главная причина СЭВ — психологическое переутомление, которое связано с возрастающими требованиями профессии и снижающимися внутренними ресурсами” [5].

Сидоров П. Отмечает следующие личностные особенности, способствующие развитию СЭВ:

—          высокий самоконтроль при подавлении отрицательных эмоций,

—          рационализация мотивов своего поведения,

—          склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям,

—          ригидная личностная структура.

Кроме того, Сидоров П. Указывает на организационные факторы, способствующие развитию СЭВ:

—          высокая рабочая нагрузка,

—          недостаток или отсутствие социальной поддержки со стороны коллег и руководства,

—          недостаточное вознаграждение за работу,

—          высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы,

—          невозможность влиять на принятие решений, двусмысленные требования к работе,

—          бесперспективность деятельности,

—          необходимость внешне проявлять эмоции не соответствующие реалиям,

—          отсутствие интересов вне работы.

Итак, основная причина развития СЭВ — несоответствие между личностью и работой, между высокими требованиями руководителя и реальными возможностями работника.

Синдром эмоционального выгорания характерен для высокострессовых профессий. К числу таковых относится профессия преподавателя. Поскольку преподавателю каждый день приходится работать с дестяками, сотнями студентов, а от преподавателя требуется личностно-ориентированный подход, логичным будет в этой ситуации переживание эмоционального стресса, связанного с невозможностью индивидуально работать с каждым студентом и как итог этого — эмоциональное выгорание.

На сегодняшний день используется целый арсенал методов, помогающих преодолеть СЭВ. Следует отметить, что исследователи сходятся в одном: наилучший способ снижения уровня СЭВ — профилактика данного состояния. Необходимой и базовой частью профилактики СЭВ является личностная психологическая подготовка специалиста. Здесь имеется в виду практическое обучение, направленное на развитие стрессоустойчивости профессионала.

Лечебная педагогика тесно связана с психологией, с психотерапией. Эффективным способом повышения здоровья педагога является тренинг саморегуляции, так как способность человека к саморегуляции поддаётся тренировке. По мнению М. Г. Колесникова и М. А. Резникова необходимость саморегуляции возникает в период решения сложных профессиональных задач, в ситуации максимального нервного напряжения каждый преподаватель должен суметь помочь себе. Процесс саморегуляциии складывается из управления своим поведением, эмоциями, действиями. Самым доступным способом саморегуляции является аутогенная тренировка. Это система упражнений, направленных на регуляцию психическим и физическим состоянием. Основан метод на сознательном воздействии на собственный организм с целью его релаксации и активации.

Педагоги особенно нуждаются в психотерапии, во внушении.

Необходимо понимать: залог успеха в любом деле заключается в том, что надо отбросить все сомнения и колебания, им не место в вашем сознании. При этих условиях путь к выбранной цели открыт и первый шаг к ней уже сделан. Если вы храните в своей памяти болезненные ситуации, то тем самым уже поддерживаете болезнь. Мысли и думы о болезни порой страшнее самих болезней. Они страшны особенно потому, что имеют тенденцию к накоплению.

Поскольку наша педагогическая профессия сложна, многие из нас нередко теряют терпение. Существует несколько психологических советов раздражительному учителю, помогающих приобрести душевное спокойствие и равновесие. Первый совет:

Не впадайте в гнев. Приучайте себя к паузе, предшествующей вспышке гнева, осмыслите ситуацию и вы поймёте, что вспышка не принесёт облегчения, а создаст неприятности. Старайтесь не оставаться наедине со своими неприятностями. Рассказать рассудительному и доброжелательному человеку о том, что вас мучит — значит испытать огромное облегчение. Важны не столько советы собеседника, сколько само участие. Умейте на время отвлечься от забот. Как бы не были велики обрушившиеся на вас неприятности, старайтесь избавляться от гнёта тяжёлых мыслей. Постарайтесь ни в коем случае не заразить дурным настроением окружающих вас людей. Жизнь продолжается, какие бы ни случились у вас неприятности и никто не вправе навязывать другим свои мрачные мысли и тоскливое настроение. Если окружающие доброжелательным по отношению к вам, они и так выразят вам своё сочувствие. Будьте разумны и практичны. Очень плохое впечатление производит человек, который всякую свою неприятность превращает в мировую проблему. Не предъявляйте чрезмерных требований. Тот, кто много ожидает от окружающих, постоянно испытывает раздражение от того, они не соответствуют его требованиям. Каждый имеет право на индивидуальность. Старайтесь видеть в окружающих достоинства и в общении опирайтесь на эти качества. Таким образом однажды обнаружится, что окружающие «перевоспитались» и вполне устраивают вас. Помните, иногда нужно и уступить. Упрямо настаивая на своём, мы часто бываем похожи на капризных детей. Прислушайтесь к точке зрения оппонента, уважайте её и с достаточной долей самокритичности относитесь к своей точке зрения. Разумные уступки не только полезны для дела, но и вызывают уважение окружающих. Согласитесь: нельзя быть совершенством абсолютно во всём, некоторые люди постоянно боятся хуже других. Их усилия удовлетворить вашим требованиям ведут к болезненным переживаниям. Для чувства удовлетворённости достаточно выполнять свою работу добросовестно, не ниже оптимального уровня.

Следующий совет: больше двигайтесь. Заставляйте себя поразмяться: все мышцы тела, суставы, сухожилия, а вместе с ними все сосуды, нервы должны быть «провентилированы». Кто не движется, тот не живёт.

Практикуйте контрасты. Заставляйте себя ощутить смены температур. Прохладный или контрастный душ, «игра» сосудов великое, полезное дело. Запомним: температурные контрасты для тела естественны и необходимы.

И, наконец, улыбайтесь. Найдите повод для радости, улыбок. Смеха и вы почувствуете прилив силу бодрости, энергии и уверенности [4].

Практические психологи в работе с учителями используют совокупность приемов, помогающих справиться с СЭВ. Психокоррекционная работа может осуществляться как индивидуально, так и группе.

Перечисли некоторые виды тренингов:

—          социально-психологические,

—          гештальт-терапия,

—          группы психодрамы,

—          группы тренинга умений,

—          группы телесной терапии,

—          группы встреч.

В образовательном процессе тренинг используется как инструмент развития, коррекции, профилактики, сохранения психологического здоровья педагогов. В реальном педагогическом процессе изменение эмоционального поведения педагога возможно лишь в том случае, если меняется восприятие и осознание ориентиров, то есть повышается уровень самооценки и самоотношения.

Литература:

1.                 Аслаковец Е. С. Взаимосвязь эмоциональной гибкости учителя и синдрома «Эмоционального выгорания учителя» //Сб. Всерос: науч.-практ. конф. «Профессиональное развитие педагога»: проблемы и перспективы». М. 207г.

2.                 Грабе М. Синдром выгорания — болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять. СПб. 2008г.

3.                 Дубровский А. Учитесь властвовать собой. «Принцип лечебной педагогики» А. 2009.

4.                 Колесникова М. Г. Резников М. А. Тренинг саморегуляции в постдипломном образовании педагога // Постдипломное образование: проблемы, опыт и перспективы: материалы 4 Междунар. Науч.-практ.конф. СПб 2004г.

5.                 Ножичкина А. В. Синдром эмоционального выгорания педагогов, проблемы и способы коррекции. Ж. «Среднее профессиональное образование». № 6, 2009г.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, профессиональный стресс, синдром, работа, физическое утомление, физическая энергия, умственное истощение, профессиональная деятельность, личная отстраненность, эмоциональное истощение.

Источник

«Профилактика и коррекция синдрома

эмоционального выгорания»

(выступление на педсовете)

618beaa2ed7eeae71f15a3bf2ba62a14

По общему признанию отечественных специалистов педагогическая деятельность – это один из наиболее, деформирующий личность человека видов профессиональной деятельности. Сложившийся комплекс экономических проблем, среди которых маленькая заработная плата, недостаточная техническая оснащенность школ и др., а также социально-психологических, связанных с падением престижа педагогической профессии, делают труд учителя в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряженным. Подобные профессиональные деформации характера начинают мешать педагогу в работе, затрудняют его общение в кругу близких и друзей.

С увеличением педагогического стажа работы у учителей общеобразовательных школ снижаются показатели психического и физического здоровья. Кроме того, была установлена зависимость продолжительности работы педагога с детьми и появления у него такого вида профессиональной деформации как «синдром эмоционального сгорания».

Эти факторы оказывают зачастую разрушительное воздействие на эмоциональную сферу педагога. У него резко возрастает количество аффективных расстройств, появляются состояния неудовлетворенности собой и своей жизнью, трудности установления теплых, доверительных контактов с учениками, коллегами, окружающими людьми. Эти симптомы отрицательно сказываются на всей профессиональной деятельности учителя, ухудшаются результаты его работы, снижается уровень удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Таким образом, происходит изменение в мотивационной сфере педагога и развивается синдром эмоционального сгорания.

Наиболее доступным в качестве профилактических мер являются методы психологической саморегуляции, под которыми понимается комплекс методов и обучающих программ, направленных на формирование адекватных внутренних средств деятельности человека по управлению собственным состоянием. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности. Психогигиена педагога обеспечивается его толерантностью к синдрому выгорания, то есть педагог должен обладать соответствующими знаниями, умениями, личностными качествами, необходимыми для минимизации и преодоления эмоциональных трудностей профессии.

Задачи психологической профилактики заключаются в создании комплекса индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления, укреплению самообладания, а также нормативно-ценностную коррекцию, которая заключается во внесении определенных направлений в индивидуально-личностную систему норм и поведенческих эталонов, в соответствии с которыми клиент вносит коррективы в исполнение своих жизненных и деятельностных функций. При этом психологическая профилактика выступает как комплекс мероприятий по предотвращению развития синдрома профессионального выгорания и включает такие виды работ, как диагностика, просвещение, консультирование, а также коррекция. Являясь одним из важнейших направлений в деятельности психологической службы системы образования, психологическая профилактика в виде своевременно и профессионально организованных мероприятий может предупредить возникновение не только психических, но и некоторых соматических заболеваний у педагогов.

Для выполнения психотехнических упражнений не требуется большого количества времени и специальных помещений. Самостоятельно или в паре с другим педагогом их можно выполнять на перемене или после уроков.

К первому типу подобных упражнений относятся упражнения-релаксации. В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. В течение небольшого времени, затраченного на выполнение психотехнических упражнений, можно снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе. Для усиления эффекта упражнений-релаксаций можно рекомендовать использование цвета:

— если Вы ощущаете, что Вам недостает жизненной энергии — смело используйте красный цвет;

— если Вам не хватает чувства психологической свободы и умения приспосабливаться к внешним обстоятельствам — работайте с оранжевым цветом;

— желтый цвет поможет Вам, если Вы чувствуете упадок сил и хотели бы получить заряд активности, если Вы находитесь в конфликте с самим собой;

— при равнодушии и чувстве апатии, при желании быть более открытым и более спокойным Вам поможет зеленый цвет;

голубой цвет следует использовать, если Вас тяготят ваши обязанности, если Вы действуете, не задумываясь о последствиях своих поступков;

— если Вы проявляете излишнюю эмоциональность и не контролируете свои реакции, используйте синий цвет;

фиолетовый цвет оказывает большое влияние на область чувств, именно его надо использовать, если Вы часто по необъяснимым причинам испытываете горечь, чувствуете себя обманутым, вас мучают сомнения, и Вы впадаете в состояние депрессии.

Игры-формулы, в свою очередь, используются для вербального (словесного) самовнушения. Формулы могут произноситься про себя или вслух по дороге на работу, при подготовке к занятию, в процессе рабочего дня, перед трудной ситуацией. Произнесение формул необязательно проводится точно по тексту. Можно проявлять индивидуальные варианты и отступления в виде выбора стиля формул, слов, длительности фраз и т.п. Важно найти свой собственный язык, наиболее эффективно на вас воздействующий. Если, например, Вы — человек, не терпящий приказов и директив, тогда постройте текст формулы в мягкой манере, в форме убеждения: «Я спокоен и уверен в себе. Я должен сохранять внутреннюю стабильность, потому что впереди у меня трудный разговор». Если Вы — человек эмоциональный, тогда ваш текст должен содержать яркие прилагательные: «Я испытываю спокойствие и уверенность в себе. Я должен сохранять внутреннюю стабильность, как мощный фундамент великолепного здания». Если же Вы — человек сдержанный и в то же время сильный, энергичный, ваша формула должна звучать как краткий и резкий приказ или команда: «Я должен быть спокойным! Спокойно! Уверенность в себе!». Тексты формул составляются заранее, но иногда могут использоваться спонтанные самоприказы, возникающие в ситуации «здесь и сейчас».

Для того чтобы формулы были эффективны, помните о следующих правилах:

1. Для оперативного пользования формулой желательно иметь короткий текст из нескольких фраз.

2. Большое значение имеет начало формулы.

3. Формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз (иногда до семи раз).

4. Важно непоколебимо верить в «магические свойства» произносимых Вами слов.

5. Проговаривать формулы надо в состоянии сосредоточенности, сконцентрировав волю.

Вот несколько формул, которые можно взять на вооружение:

Уверенность в себе. «Я человек смелый и уверенный в себе. Я все смею, все могу» (последнюю фразу можно повторять несколько раз).

Спокойствие, стабильность. «Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе»

Следующая формула поможет перед сложным разговором.

«Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию».

Снятие усталости и восстановление работоспособности. «Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь ярко почувствовать себя бодрым и энергичным после работы. После работы я чувствую бодрость, молодую энергию во всем теле».

Большое значение для противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья учителей имеют модели преодолевающего поведения.

Конструктивными следует считать поиск социальной поддержки и уверенные действия. Неконструктивные способы поведения – избегание, манипулятивные и агрессивные действия – сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией учителей.

Важно помнить, что положительные эмоции менее устойчивы и более затратны в плане психологической энергии. Негативные эмоции подпитывают сами себя, и чем больше мы в них погружаемся, тем дольше они будут длиться и могут постепенно перейти в негативное мировосприятие.

Поэтому каждый человек может осознанно выбрать – будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.

В целях направленной профилактики СЭВ следует:

  • расставлять приоритеты (в первую очередь выполнять действительно важные дела, а остальные – по мере успеваемости);

  • учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

  • проще относиться к конфликтам на работе;

  • использовать медитации и аутотренинги;

  • применять ароматерапию

  • не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Чтобы не допустить появления синдрома или усиления уже существующего феномена эмоционального выгорания, психологи рекомендуют научиться мириться с потерями. Начать борьбу с синдромом легче, когда смотришь своим страхам «в глаза». Например, потерян смысл жизни или жизненная энергия. Нужно признать это и сказать себе, что вы начинаете все сначала: вы найдете новый стимул и новые источники силы.

Еще одно важное умение, по мнению специалистов, – это способность отказываться от ненужных вещей, погоня за которыми и приводит к синдрому эмоционального выгорания. Когда человек знает, что хочет он лично, а не общепринятое мнение, он становится неуязвим для эмоционального выгорания.

Предлагается провести релаксационное Упражнение » Источник»

Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода» (сборник мелодий для релаксации) психолог спокойно и четко проговаривает текст:

«Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.

Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.

Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем — разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли.

Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия — вашей энергией.

Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется».

По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Можно посоветовать использовать это упражнение, принимая душ.

Источник