Консультация профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов

Шувалова Алевтина Николаевна
Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»

Знакомо ли вам состояние, когда неожиданно чувствуешь себя очень уставшим, появляется крайне странное ощущение,будто внутри что-то сломалось: все безразлично, все нипочем? Работа, которая так нравилась, которой отдавался без остатка, без которой не представлял своей жизни, теперь не радует, а раздражает, общение с детьми вызывает негативные эмоции.В голове живет только одна мысль: поскорее закончился бы рабочий день! Дома тоже ничего не хочется, даже общаться с близкими.

Многие, наверное, находились в подобном состоянии. Психологи назвали его синдром эмоционального выгорания.

Под синдромом эмоционального выгорания понимают эмоциональное истощение и опустошение, причиненное собственной работой. Он разворачивается на фоне хронического стресса, приводя к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Синдром эмоционального выгорания — это опасное профессиональное заболевание тех,кто работает с людьми: педагогов, врачей, психологов, социальных работников. Известный американский психолог Кристина Маслач, которая одна из первых начала исследовать эту проблему, утверждала, что эмоциональное выгорание — это плата за сочувствие.

Профессия педагога отличается рядом специфических особенностей, главной из которых является безусловное общение с детьми, а также волевой стимул, который постоянно побуждает к практической педагогической деятельности. Образовательная деятельность не имеет фиксированного объема и общепринятых критериев оценки результативности, но требует творчества, активного функционирования сознания, постоянной работы над собой, совершенствования и пополнения знаний, что часто приводит к эмоциональному перенапряжению.

Поэтому главными причинами возникновения синдрома эмоционального выгорания педагогов являются:

— Стресс, вызванный большим количеством требований;

— Неспокойная обстановка на работе, требующей устойчивого внимания и напряжения;

— Не всегда разумная организация рабочего времени и труда;

— Невнимание к своему физическому здоровью.

Учитывая, что психологическое переутомление педагога приводит к снижению качества образовательного процесса, ухудшению психологического климата в группе, а, следовательно, и эмоционального состояния детей, очень важно заранее предупредить возникновение синдрома эмоционального выгорания. Поэтому психолог в детском саду регулярно проводит работу, направленную на профилактику синдрома эмоционального выгорания. Это позволяет педагогам совершенствовать коммуникативные умения, научиться дискутировать, доказывать правильность своей точки зрения и принимать без обид и взаимных претензий точку зрения оппонента. А еще — педагоги учатся определять свое эмоциональное состояние, овладевают техниками релаксации и техниками, которые позволяют быстро взять себя в руки в стрессовой ситуации.

Некоторые практические психологи, однако, признаются в том, что с педагогическим коллективом работать сложно, ведь педагоги не всегда охотно идут на контакт, с осторожностью соглашаются на участие в работе тренингов на семинарах-практикумах.

Источник

Лариса Михеева
Консультация для воспитателей ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания»

Современная жизнь с ее трудностями как экономического, так и психического характера требует от представителей любой профессии повышенной отдачи моральных и физических сил. А от педагогов требует этого вдвойне.

Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

Низкий социально-психологический статус профессии воспитателя, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности воспитателей.

Причины возникновения стресса:

-Повышенная ответственность, связанная с профессиональными обязанностями.

-Постоянный контроль ситуации.

-Необходимость постоянно поддерживать свою компетентность.

-Недостаточно быстрая адаптация к новому в образовательном процессе.

-Неуверенность в своих силах.

-Неожиданно возникающие конфликтные ситуации.

-Социально-экономическая незащищенность педагога, вынужденная подработка.

-Низкая заработная плата.

Если педагог заметил у себя хотя бы один из симптомов, мы советуем ознакомиться с наиболее известным тестом на выявление эмоционального выгорания, который позволит определить степень выраженности основных составляющих синдрома и таким образом установить общий показатель уровня эмоционального выгорания.

Анкета «Выявление уровня эмоционального выгорания».

Цель: Выявить наличие или отсутствие признаков синдрома эмоционального выгорания.

Инструкция: дайте ответ «Да» или «Нет» на следующие вопросы.

1. После завершения запланированной работы вы перестаете о ней думать? ___

2. Вы часто недовольны собой? ___

3. Возникает ли у Вас чувство повышенной ответственности? ___

4. Вы постоянно пребываете в тревожном состоянии? ___

5. Вы часто чувствуете усиленное сердцебиение? ___

6. Вы жалуетесь на плохой сон? ___

7. Чувствуете ли Вы нехватку времени? ___

8. Вы часто жалуетесь на упадок физических сил? ___

9. У Вас возникает ощущение, что «загнаны в клетку»? ___

10. У Вас возникает ощущение, что все предопределено? ___

Интерпретация результатов: Если ответов «Да» 1-5 – низкий уровень эмоционального выгорания, 6-7 – средний уровень, 8-10 – высокий уровень.

Для того, чтобы уменьшить уровень эмоционального выгорания воспитателей ДОУ, необходимо определить уровня стрессоустойчивости.

Анкета «Определение уровня стрессоустойчивости».

Цель: Определение уровня стрессоустойчивости. Развитие навыков самоанализа, рефлексии.

Инструкция: дайте ответ «Да» или «Нет» на следующие вопросы.

1. Вы часто чувствуете усталость? ___

2. Раздражаетесь ли Вы по мелочам? ___

3. Вы чувствуете, что устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него? ___

4. Вы ощущаете, что после рабочего дня у вас немеет шея, ноют плечи, а в спине тупая боль? ___

5. У Вас болит голова из-за конфликтов в семье? ___

6. Приводят ли конфликты в семье к нарушению пищеварения?___

7. Вам иногда хочется плакать? ___

8. У Вас бывает аллергическое проявление? Они случаются при сильном эмоциональном проявлении? ___

9. Приходилось ли Вам ощущать внезапные приступы болезни именно тогда, когда нужно собрать все силы для решительных действий? ___

10. Вам часто кажется, что затрачиваете больше времени на решение чужих проблем, чем на решение своих? ___

Интерпретация результатов: Если ответов «Да» 1-5 – высокий уровень стрессоустойчивости, 6-7 – средний уровень, 8-10 – низкий уровень.

Для того, чтобы уменьшить уровень эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ, необходимо постоянно повышать уровень стрессоустойчивости. Для этого я вам предлагаю выполнить несколько практических упражнений.

Читайте также:  Синдром почечной недостаточности история болезни

Качества, помогающие воспитателю избежать эмоциональное выгорание.

Во-первых:

-хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);

-высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых:

-опыт успешного преодоления профессионального стресса;

-способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

-высокая мобильность;

-открытость;

-общительность;

-самостоятельность;

-стремление опираться на собственные силы.

В-третьих:

-способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Способы преодоления стресса:

— Позитивные аффирмации (положительные утверждения, установки).

— Соблюдение режима.

— Сбалансированное питание.

— Посильные физические нагрузки.

— Общение с природой.

— Музыкотерапия, хромотерапия (лечение с помощью цвета, аромотерапия.

— Массаж.

— Дыхательная гимнастика.

— Юмор, смех.

— Хобби, домашний уют.

— Повышение заработной платы.

Способы профилактики эмоционального выгорания,

связанные с воздействием слова.

Известно, что «слово может убить, слово может спасти».

1. Самоприказы — это короткое, отрывистое распоряжение,сделанное самому себе: «Разговаривать спокойно!», «Не поддаваться на провокацию!», «Молчать, молчать!» помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно.

2. Самовнушение — помогает владеть собой в самых трудных ситуациях. В течение нескольких недель,а иногда и месяцев с целью изменения поведения в требуемую сторону по много раз в день произносится заранее подготовленная фраза: «Я спокойна в любых обстоятельствах», «Я владею собой».

3. Самоодобрение. Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя,мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»

Фототерапия. Для снятия стресса, эмоционального выгорания часто используют фототерапию — рассматривание фотографий под музыку.

Релаксация по Джекобсону.

На 1-2 секунды напрягите и отпустите 2-3 раза подряд соответствующие мышцы:

1. Пальцы ног.

2. Стопы.

3. Икроножные мышцы.

4. Мышцы бедра.

5. Ягодичные мышцы.

6. Живот.

7. Мышцы спины.

8. Кисти рук (сжать в кулак, разжать).

9. Предплечье напрячь, расслабить.

10. Трицепсы, бицепсы.

11. Мышцы груди.

12. Мышцы шеи.

Упражнения для лица:

— маска удивления — поднять высоко брови;

— маска гнева — нахмурить брови;

— маска поцелуя — сомкнуть губы, как для поцелуя;

— маска смеха — улыбка «Буратино»;

— маска недовольства — сжать губы, поджать подбородок и опустить уголки рта, сильно зажмурьтесь и откройте глаза, напрягите и расслабьте нос.

Некоторые правила профилактики эмоционального выгорания:

1.Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые признаки усталости.

2. Любите себя, или по крайней мере старайтесь себе нравиться.

3.Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, деятельность.

5. Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью. Не вместо людей, а вместе с ними.

6. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на личную жизнь.

7. Учитесь трезво осмыслять события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

8. Если вам хочется кому-то помочь или сделать за него работу,задайте себе вопрос: так ли уж это ему нужно? А может, он справится сам?

9. Если вас кто-то убеждает, что вам это действительно нужно, вы вправе решить и ответить «да» или «нет».

10. Определяйте для себя краткосрочные и долгосрочные цели.

11. Возьмите «тайм-аутов» (отдых от работы).

12. Овладейте умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительная внутренняя речь).

Для создания позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия – используют аффирмации — позитивные утверждения. Много интересных аффирмаций есть у Луизы Хей.Хотелось бы присоединиться к ней и пожелать:

Когда от боли капает слеза,

Когда от страха сердце бьется,

Когда от света прячется душа,

Когда от горя жизнь вся рвется.

Ты посиди тихонько в тишине,

Закрой глаза, и понимая, что устала.

Сама себе скажи наедине:

«Я буду счастлива, во чтобы то не стало»!

Не забывайте дорогие воспитатели ДОУ: работа — всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой!

Источник

Тренинг для педагогов

 «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»

Тренинг  «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»

Задачи:

— создание условий способствующих профилактике СЭВ;

— передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;

— развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы; сплочения и доверия, снятие эмоционального напряжения;

— формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.

Количество участвующих – 15-20 человек.

Оборудование: листы бумаги, ручки, звезды бумажные, степлер, ножницы, газеты.

Ход тренинга:

Участники сидят полукругом.

— Я рада видеть вас на тренинге, посвященном проблеме »’Синдром эмоционального выгорания педагогов”.

Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром является непосредственным проявлением возрастающих проблем, которые связаны с самочувствием педагогов, эффективностью их труда и стабильностью жизни всего коллектива.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Именно педагоги и являются той категорией, которая наиболее подвержена  выгоранию. Сюда же относятся:

— люди, перегруженные ответственностью, длительно и интенсивно работающие;

— стремящиеся к непременному успеху;

— не имеющие интересов помимо работы или имеющие их слишком мало;

— уверенные в том, что они являются единственными, кто способен сделать эту работу.

Условия работы педагога являются основными причинами возникновения выгорания, а именно:

— стресс, вызванный множеством требований, которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности,

— беспокойная обстановка на работе, требующая устойчивого внимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постоянная изменчивость,

— не всегда разумная организации труда,

— невнимание к своему здоровью.

Я не буду подробно останавливаться на теоретических основах этого вопроса (т.к. мы это уже рассматривали). Хочу лишь напомнить о симптомах выгорания:

Читайте также:  Комплекс упражнений для развития детей с синдромом дауна

-истощение, усталость;

-бессонница;

-негативные установки;

-пренебрежение исполнением своих обязанностей;

-увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);

-уменьшение аппетита или переедание;

-усиление агрессивности (раздражительность, гневливости, напряженности);

-усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);

-чувство вины;

-переживание несправедливости.

Развитие синдрома носит поэтапный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты – следствие высокой установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.

Упражнение “Наши ожидания” (работа в парах)

— Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого тренинга? (Каждый участник записывает свои ожидания в правой колонке на листке).

— Что Вы готовы вложить в тренинг? (Каждый участник записывает в правой части листа свой вклад в тренинг)

Участники зачитывают свои ожидания от тренинга и вклад.

— То, что мы с Вами записали, безусловно, может изменяться на протяжении всего тренинга. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое также будет зависеть от вашей активности. В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.

Для того чтобы наше общение было эффективным, предлагаю придерживаться следующих правил:

— быть активным;

— придерживаться временных рамок;

— не критиковать соседа;

— все идеи хороши

— правило обратной связи.

Для того, чтобы немного размяться после рабочего дня я предлагаю вам выполнить упражнение-разминку  “Карандаши”.

Суть упражнения состоит в удержании карандашей между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.

После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Ваша задача, не отпуская карандашей, синхронно выполнять следующие задания.

1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2. Вытянуть руки вперед, вернуть в исходное положение .

3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).

4. Присесть, встать.

При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.

— Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали?

 — Что помогло выполнить упражнение? Что помешало?

Психологи считают, что осознать, в чем проблема, и вербализовать ее – значит наполовину ее решить. Молодцы!

Уважаемые коллеги! Некоторое время назад мы заполняли анкету с целью выявления возможной  степени профессионального выгорания.    

Еще раз хочу отметить, что выгорание возникает поэтапно и  включает в себя 3 стадии развития стресса:

1. напряжение – его создают повышенная ответственность, трудный контингент, дестабилизирующая рабочая обстановка.

2. сопротивление –  когда человек пытается  как-то оградить себя от неприятных  впечатлений;

3. истощение.

И, конечно же,  я хочу сказать несколько слов о проявлении  этого синдрома относительно педагогов нашей школы. Некоторое время назад было проведено анкетирование с целью выявления степени возможного выгорания, в котором приняли участие … человек (анализ результатов анкетирования).

И немного исследовательских данных…

Наиболее высокие показатели выгорания имеют педагоги со стажем работы от 10 до 15 лет.

Можно предположить, что это связано с особенностями возраста, а именно с частично совпадающим с этим возрастом кризисом середины жизни. Примерно в этом возрасте наступает момент, когда человек в первый раз оглядывается назад, оценивает прошлое, он задумывается о том, чего достиг, оценивает свои профессиональные достижения, в виде повышения заработной платы, статуса, должности. Если этого не происходит, осознанно или нет, человек начинает испытывать эмоциональный дискомфорт, психическое напряжение, неудовлетворенность трудом, переутомление. И, возможно, это может быть одним из факторов формирования СЭВ.

Возможной причиной выгорания педагогов со стажем 0-5 лет может стать несоответствие ожиданий связанных с профессией и реальной действительностью. Например, мы ожидаем, что, как только профессионал закончил обучение, он автоматически становится компетентным. И, конечно, молодые педагоги сами ожидают от себя компетентности. Они чувствуют себя неадекватными и неуверенными, когда сталкиваются с ситуациями, к которым не были подготовлены.

У педагогов со стажем работы более 20 лет все фазы выгорания также имеют тенденцию к росту. Можно предположить, что данный подъем также связан с возрастными особенностями. Перед человеком встает вопрос: А зачем все это? Зачем я работаю? … Если человек успешно решает жизненные задачи, то в возрасте 50-55 лет он переживает новый подъем творческих сил.

Наиболее устойчивой к синдрому оказалась группа педагогов со стажем 15-20 лет. Для этого возрастного периода характерно освоение родительской дистанции с детьми, появляется возможность больше времени и внимания уделять своей собственной жизни. Это приводит к обновлению переживаний, появляется чувство полноты жизни, причастности ко всем ее проявлениям. Таким образом, можно предположить, что достижение определенной душевной гармонии, стабильности этого возрастного периода являются положительными факторами формирования устойчивости к синдрому.

Таким образом, выгорание развивается не в результате длительной профессиональной деятельности. А зависит от возрастных и профессиональных кризисов человека. Также на развитие синдрома оказывают влияние личностные и организационные характеристики.

Не секрет, что профессия школьного учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса превышающего “посвседневный” психический потенциал человека. Однако стресс, по мнению ученых, не только беда, но и благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь превратилась бы в бесцветное прозябание. Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большой радости. Он способен привести человека к вершинам творчества. Профессия учителя относится к одной из профессий, в которой часто возникают стрессовые ситуации.

Читайте также:  Ведення хворих з метаболічним синдромом

И сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми приемами  снижения стрессового состояния и улучшения настроения.

По мере приобретения подобного опыта уровень эмоциональных нагрузок может снижаться, однако никогда не исчезает полностью.

Давайте рассмотрим и обсудим естественные способы регуляции, которые вы наверняка используете ежедневно в своей работе.  Другими словами, какие приемы можно использовать в повседневной жизни с целью снижения негативного влияния, например, стрессовых ситуаций на организм?

— Сейчас будем использовать прием ”Мозговой штурм”, т.е. вырабатывать максимальное количество идей по данному вопросу. Работа осуществляется в 2 группах.

— смех, улыбка, юмор.  Подарите, пожалуйста, сейчас своему соседу справа и слева улыбку.  Мож Есть желающие рассказать анекдот?

– размышление о хорошем, приятном (ситуации, поступки и т.д.),

– различные движения типа потягивания,

– наблюдение за пейзажем за окном,

– рассматривание цветов в помещении, фотографий,

– “купание” в солнечных лучах,

– вдыхание свежего воздуха,

– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так. Есть желающие сделать комплимент, например, своим коллегам?

Однако есть и особенные, специально разработанные специалистами способы психологической реабилитации.

Упражнение “Огонь — лед”

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Упражнение выполняется, стоя в кругу. По команде “Огонь” вы начинаете интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбирается каждым участником произвольно. По команде “Лед”  вы застываете в позе, в которой вас застигла  команда, напрягая до предела все тело. Далее команды чередуются.

— Какие ощущения и эмоции вызвало это упражнение?

— Молодцы! Но согласитесь, что на эмоциональное состояние каждого из нас влияет и показатель сплоченности коллектива. Т.е. то, насколько комфортно мы себя чувствуем среди коллег, насколько мы можем рассчитывать на их помощь. И у каждого из нас есть свое представление о понятии ”коллектив”, например, нашей школы.

В любом случае, стремиться к единству нужно. Но, думаю вы согласитесь, что в некоторых ситуациях должен быть и дух соперничества. В связи с этим я предлагаю вам выполнить Упражнение ”Вавилонская башня”. 

Оно направлено на сплочение коллектива, но носит соревновательный характер. Вам нужно разделиться на 2 команды. Каждой команде выдается набор бумаги, степлер, ножницы.

Ваша задача – в течение 15 минут построить башню. Принцип строительства вы определяете сами. Внутри каждой команды вы разрабатываете стратегию работы, обсуждаете идеи  и т.д. Можно использовать только то, что вам дали. По истечению времени вы должны представить высокое творение, которое должно держаться без вашей помощи.

— Какие эмоции вызвало это упражнение? Сделали ли вы для себя какие-либо выводы?

Упражнение “Звуковая гимнастика”

Сейчас я хочу познакомить вас со звуковой гимнастикой. Но прежде чем приступить к ее выполнению, следует придерживаться правила: спокойное, расслабленное состояние; выполняется стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.

— Помните,  любой человек в течение жизни сталкивается с трудными в эмоциональном отношении ситуациями, и вырабатывает собственные  приемы восстановления. Наверняка, эти приемы есть у вас. Может кто-то хочет поделиться ими с коллегами?

Упражнение-размышление.

— Уважаемые коллеги! Посмотрите на стены нашего кабинета. Наверное, у некоторых из вас по ходу нашего тренинга возникал вопрос: при чем здесь звезды?

Эти звезды были сделаны учащимися нашей школы. Почему именно звезда? Потому что педагог и ребенок – это необъемлемая часть образовательного процесса. И дети ассоциируют педагога, учителя в некоторой степени со звездой. Той звездой знаний, к которой они стремятся. Вот что они говорят… (зачитываются мысли учащихся о педагогах школы).

Со своей стороны я хочу прочитать небольшой текст. А вот о его значении  задумайтесь, пожалуйста, вы сами.

Высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. И все люди, кто рождался под их светом зеленых лучей, становились очень добрыми.

И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно… белая! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала она. “А что ты даешь людям?”- спросили ее другие звезды. В ответ она задумалась….

— Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными. Я желаю вам “светиться” всегда и везде!  

— Наше занятие подходит к концу. Давайте по кругу выскажем свое мнение о встрече, о своем состоянии. Помните, что вы высказываете свое мнение. И оно важно, даже если имеет отрицательный оттенок.

— Спасибо за активную и продуктивную работу! (педагогам  раздаются буклеты с информационным материалом)

Список литературы:

1. Бойко В. В. Синдром “эмоционального выгорания” в профессиональном общении. СПб., 1999.

2. Водопьянова Н.Е. Старченко Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Изд-во “Питер”, 2005

3. Зеленова И. Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психического здоровья педагогов. Факторы влияющие на эмоциональное выгорание. – Газета “Школьный психолог” №13, 2005 г.

4. Самоукина Н.А. Практический психолог в школе: лекции, консультации, тренинги. М., «ИТОН», 1997 г.

Источник