Комплексная оценка общего адаптационного синдрома у детей в доу
Важной задачей практических психологов и воспитателей является информирование и консультирование родителей по облегчению адаптации ребенка к условиям детского сада. Рассмотрим симптомы адаптационного синдрома и подумаем, как, совместно с родителями, помешать его развитию.
Даже незначительные изменения в жизни ребенка приводят к нарушению его эмоционального состояния, сна, аппетита и т.д., а такое важное событие, как вступление в дошкольное учебное заведение — это настоящее испытание адаптационных возможностей организма ребенка, которое может привести к развитию адаптационного синдрома.
Адаптационный синдром — это совокупность адаптационных реакций ребенка, возникающие как ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия.
В развитии адаптационного синдрома выделяют три стадии:
1. Тревожность, которая может длиться от нескольких часов до двух суток, включает в себя две фазы — шок и послешоковая реакция (на последней происходит мобилизация защитных реакций организма);
2. Сопротивляемость — устойчивость организма к различным влияниям повышается, что приводит либо к стабилизации, либо к истощению;
3. Истощение — защитные реакции организма ослаблены, организм и психика утомлены.
Во время адаптационного синдрома у ребенка могут наблюдаться похудение, падение кровяного давления, ухудшение аппетита и сна и тому подобное. Поэтому для недопущения острых реакций организма ребенка родители должны заранее, за несколько месяцев до вступления в детский сад, принять меры.
Анализируем симптоматический комплекс адаптации
В каком бы возрасте ребенок впервые не пришел в дошкольное учебное заведение, для него это сильное стрессовое переживание. На уровне физиологии в период адаптации определяют десинхронизующее влияние подкорки на кору больших полушарий головного мозга ребенка. В то же время происходит активизация отдела вегетативной нервной системы, который отвечает за реакцию и поведение ребенка в стрессовых ситуациях. Вследствие этих физиологических процессов у дошкольника-новичка наблюдают:
— реакцию тревожного ожидания;
— нарастание нервного напряжения;
— повышение мышечного тонуса;
— спазм периферических сосудов и тому подобное.
Выделяют у ребенка, только что пришедшего в детский сад, среди других, и такие внешние признаки, как:
— бледность или покраснение кожи;
— изменение частоты дыхания и пульса;
— выраженная настороженность и беспокойство.
В первые дни пребывания в детском саду новые дети практически не общаются и нечетко воспринимают то, что им говорят. Они обычно наблюдают за поведением других детей и взрослых, присматриваются и прислушиваются. Их деятельность, как правило, хаотична и непродуктивна.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Гораздо легче дети-новички воспринимают невербальные сигналы — интонацию говорящего, его мимику и жесты, чем словесные инструкции.
Следует отметить, что в период адаптации происходит слом привычного стереотипа жизни, в котором ребенок чувствовал себя спокойно и уверенно. Кроме того, психику ребенка травмирует разлука с матерью и другими близкими взрослыми, которые беспокоились о нем с рождения. Особую роль в этой вынужденной ситуации играет тот факт, что маленький ребенок не умеет мыслить во временной перспективе, то есть ребенка преследует мысль: «Мама уходит навсегда!». Это порождает тревогу, неуверенность, незащищенность, к которым часто добавляются чувство одиночества, ненужности.
Во время периода адаптации к новым условиям жизни поведению детей характерны:
— повышенная возбудимость;
— раздражительность;
— несдержанность;
— капризность;
— крик и плач.
Ребенок пытается изменить положение вещей, которое его не удовлетворяет, и, одновременно, проверить, насколько может рассердиться мать, которая не хочет его больше видеть, и взрослые, с которыми его оставляют, а также определить таким образом, хорошие они или нет.
Возможен и другой вариант развития событий, ведь для некоторых детей, наоборот, характерны депрессивные реакции:
— заторможенность;
— отчужденность от окружающих;
— закрытость от окружающей среды.
Совсем необычным для ребенка является и пребывание в детском коллективе среди 15-20 сверстников, это значительная нагрузка для его нервной системы. Дошкольник входит в достаточно сложную систему отношений, распределение игрушек, внимание воспитателя, согласование намерений и желаний разных детей. Важно понимать, что даже повышенный уровень шума в группе сначала травмирует психику ребенка и только через некоторое время наступает привыкание.
Выделяют следующие причины стрессовых перегрузок ребенка:
— отличное от семьи демографическое положение — один взрослый и много детей;
— достаточно строгие дисциплинарные правила, за невыполнение которых ребенка могут отругать;
— игнорирование некоторых потребностей ребенка;
— общение сразу со многими взрослыми людьми, которые являются чужими и от которых ребенок зависит, часть из них может ему не нравиться;
— длительное пребывание в большом коллективе детей, часть из которых может быть неприятна.
Важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень внимательно, заботливо, пытаясь помочь ему пережить этот сложный период в жизни, а не были назойливыми наставниками и борцами с детскими капризами.
class=»eliadunit»>
Помогаем родителям облегчить адаптацию ребенка
Перед тем, как идти в детский сад, родители должны спокойно и просто объяснить ребенку, что в детском саду он, как и все дети, останется без родных, а также пообещать непременно очень скоро его забрать.
Чтобы ребенку было легче ориентироваться, целесообразно разделить его пребывание в детском саду на короткие промежутки времени: «Сначала ты поиграешь игрушками, потом позанимаешься, а когда вы с детьми пойдете на прогулку, я за тобой приду».
Вечером родителям следует договориться с ребенком о том, что завтра он побудет немного сам с воспитателем. Обязательно необходимо обосновать свое отсутствие «неотложными» делами. Если при первом же напоминании ребенок напрягается, лучше пока не рисковать, подождать некоторое время.
Первый день в детском саду не может продолжаться более 1,5-2 часов. В дальнейшем время пребывания ребенка в группе следует увеличивать осторожно и постепенно, ориентируясь на поведение ребенка и обсудив это с воспитателем.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Ребенок чувствует настроение родителей и также нервничает, если нервничают и переживают они. Поэтому, родителям стоит настроиться на позитивные мысли, на то, что все будет хорошо. Ребенок, не увидев тревожных, несколько растерянных, или же и вовсе испуганных глаз родителей, и сам убедится, что все хорошо.
Первый день пребывания в детском саду должен приходиться не на начало недели, а на среду или четверг — день, ближе к выходным. Сокращенная рабочая неделя и соответственно увеличенные выходные позволят ребенку полноценно восстановить силы организма.
Не следует забывать также и о такой особенности маленьких детей, как «заражение эмоциями» — заплакал один ребенок, и почти сразу начинают плакать еще двое-пятеро уязвимых, тех, кто находится в детском саду меньше времени. Такое «заражение», конечно, негативно влияет на психофизическое состояние ребенка, а потому, прежде чем вести ребенка в детский сад, родители должны узнать, сколько новичков принимают в группу в течение недели, в какое время их приводят. Если одних новичков приводить в группу в утренние часы, то других следует принимать во второй половине дня. Если их больше чем три, то лучше вообще перенести первый день посещения детского сада на следующую неделю.
О продолжительности пребывания второго дня следует договориться с воспитателем, обсудив поведение ребенка в первый день. За первую неделю количество часов, проводимых ребенком в детском саду не должно превышать трех часов в день. Увеличивать время пребывания ребенка дошкольного возраста в новом коллективе можно только ориентируясь на его хорошее эмоциональное состояние.
Желательно, чтобы родители детей-новичков вечером дома обязательно отпраздновали радостное событие вступления в детский сад, рассказали всем домашним, как ребенок провел там время, с какими детьми там познакомился, в какие игры играл. Следует поделиться в ближайшем окружении положительными эмоциями о пребывании ребенка в детском саду.
В дальнейшем родители должны как можно чаще советоваться с воспитателем, совместно анализировать поведение, настроение и состояние ребенка. Возможно, через некоторое время у ребенка появятся признаки усталости. В таком случае необходимо несколько дней приводить его в детский сад только на прогулку или удлинить выходные за счет хотя бы понедельника. Если пренебречь симптомами усталости на начальном этапе адаптации, то это может привести к развитию адаптационного синдрома, ведь нервная система ребенка имеет довольно низкую работоспособность, а, находясь в стрессовой ситуации, становится еще более уязвимой. Чтобы избежать осложнений и обеспечить легкий адаптационный период следует обеспечить оптимальный постепенный переход ребенка из семьи в доу, и таким образом обеспечить одну из основных потребностей маленького ребенка — потребность в постоянном окружении.
Внимание к ребенку в период адаптации
Казалось бы, сделано много, ребенок установил контакт с воспитателем, свободно ориентируется на игровой площадке, в групповой комнате и в остальных помещениях. И все равно он страдает из-за разлуки с родителями. Ребенок плаксив, просится на руки ко всем домашним, вроде проверяет, любят еще его родные или нет. В этом случае ребенку полезно спокойно, без напряжения завтракать и обедать дома. Необходимо быть очень внимательным к ребенку, обеспечить телесный контакт, поскольку тактильные ощущения: объятия, ласки и т.д., действительно успокаивают ребенка.
Кроме того, следует обеспечить ребенку облегченный режим дня: раньше укладывать спать, дольше находиться с ним в момент засыпания, предлагать любимую еду, не кормить насильно. Дети в это время теряют много энергии, а нервное напряжение сказывается на многих процессах:
— кто только начал говорить, может перейти снова на лепет и жесты в общении;
— кто недавно пошел, может вернуться к ползанию;
— ребенок уже ел самостоятельно и довольно аккуратно, а теперь просит, чтобы его кормили.
Во время адаптационного периода родителям необходимо создать условия для спокойного отдыха ребенка дома.
Снижаем риск заболевания ребенка-новичка
Большинство детей действительно начинают болеть в период адаптации. Это связано с функциональной незрелостью организма маленького ребенка, поэтому ему нужна особая забота и попечение взрослых.
Эмоциональный шок, который переживает ребенок, резко снижает защитные силы организма. Однако действительными причинами такого болезненного состояния редко выступает непосредственное инфицирование или ошибки и упущение персонала детского сада. Часто болеть начинают именно те дети, которые не могут привыкнуть к изменениям в своей жизни, приспособиться к новым условиям, переживают сильный стресс из-за посещения детского сада. Именно стрессовая ситуация в период адаптации значительно ослабляет иммунную систему ребенка.
Следует отметить, что заболевания в период адаптации, в редких случаях действительно являются результатом инфицирования, в основном психосоматические, то есть они являются защитной реакцией на психологический дискомфорт, переживания ребенка. Нервная система ребенка претерпевает большие нагрузки, поэтому организм ребенка прибегает к «психосоматической защите»:
— повышение температуры;
— затрудненное дыхание;
— рвота;
— кишечно-желудочные расстройства;
— сыпь на коже.
Заболев, ребенок возвращается в привычную домашнюю обстановку, в которой он хорошо адаптирован. Такой «уход в болезнь» от стрессовой ситуации продолжаться до тех пор, пока ребенок окончательно не приспособится к условиям детского сада, не почувствует себя в безопасных и привычных для него условиях. Предотвратить этот «уход» можно путем снижения интенсивности нагрузки, то есть, сократив время пребывания ребенка в дошкольном учебном заведении или создав облегченные условия.
Изменения в эмоциональном состоянии, кроме резкого повышения заболеваемости, приводят также к нарушениям сна, резкого уменьшения веса, что у ребенка обычно приводит к ухудшению физического здоровья. И вместе со снижением речевой активности и игровой деятельности составляют симптоматический комплекс адаптации — показатели, по которым оценивают продолжительность адаптационного периода и его сложность.
Характерной реакцией ребенка в период адаптации является ощущение озноба, которое объясняют возрастными особенностями периферического кровообращения в ситуации стресса. У ребенка мерзнут ножки, ручки. Поэтому стоит позаботиться, чтобы в первые недели он обязательно носил теплые носки и кофточку. Так можно снизить вероятность простудных заболеваний. Также ребенок может легко заболеть из-за несоответствия температурных режимов дома и в детском саду.
В группе ребенок контактирует со многими детьми и взрослыми. Кто-то кашляет, у кого-то начинается насморк и тому подобное. Аэробная среда, конечно, отличная от той, к которой привык ребенок в домашних условиях. Учитывая это, в группе обязательно проводят одностороннее проветривание в присутствии детей, и сквозное — при их отсутствии в группе.
Стоит заметить, что даже легкое покраснение зева, небольшой насморк у ребенка являются противопоказаниями для посещения им группы, 3-4 дня его следует подержать дома. Как правило, все дети, которые впервые пришли в детский сад, на 5-7-й день заболевают острой респираторной инфекцией. Поэтому уместным будет перерыв в посещении доу с 4-го до 9-10-го дня.
Обеспечиваем физиологический комфорт ребенка
Обеспечение надлежащего физического и физиологического состояния ребенка достигают соответствием между двумя режимами: домашним и режимом детского сада. Домашний режим является ритмом жизни ребенка. Поэтому, прежде чем вести его в детский сад, следует приблизить домашний режим к тому режиму, по которому живет и возрастная группа в детском саду, в которую пойдет ребенок. Это уменьшит его физиологический дискомфорт во время пребывания там. Иначе возникнут проблемы:
— ребенку предлагают есть, когда он не голоден, потом через некоторое время у него появляется чувство голода, ребенок начинает капризничать, плакать;
— или хотеть спать и засыпает за обедом, а перед этим, на прогулке, плакал, потому что хотел есть.
Иногда совпадение ощущений голода и усталости может стать двойным источником гнева и раздражения ребенка. Агрессивная реакция в этом случае — фактически реакция противостояния ситуации, которая не устраивает.
Однако ругать ребенка за его капризы, раздражительность, агрессию нельзя. Это не его вина. Физиологический дискомфорт приводит к эмоциональным срывам и нервному перенапряжению, что, в свою очередь, вызывает психосоматические заболевания.
Если режим, по которому ребенок живет дома, и тот, по которому живет детская группа в детском саду, кардинально отличные по времени и последовательности режимных моментов, то родителям есть над чем поработать. В этом случае родителям ребенка не помешает консультация с педиатром или медицинским работником детского сада.
Заметим, что придерживаться установленного режима необходимо постоянно: и в выходные и праздничные дни, и после окончания периода адаптации.
Итак, в период адаптации к условиям дошкольного учебного заведения и родители ребенка, и работники детского сада должны обеспечить ребенку психологический и физиологический комфорт, стараться уменьшать нагрузку на хрупкую детскую нервную систему, максимально облегчить переход ребенка в новое социальное пространство.
Источник
АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДОУ
Кризис, катастрофа, шок – так называют период поступления ребенка в дошкольное учреждение. Адаптация детей к ДОУ – пространство, с которого все начинается. Родители и ДОУ мечтают о том, чтобы это пространство стало пространством Счастливого Детства.
Одной из причин катастрофического ухудшения здоровья современных детей врачи считают сложность адаптации малышей к детскому саду. И меры по предоставлению матери возможности находиться дома с малышом до трех лет эту проблему не решают. Медики уверены, что именно в трехлетнем возрасте отрицательное воздействие адаптации на организм ребенка усиливается: разлучаясь с матерью, малыши уже более осознанно переживают «эмоциональный стресс» со всеми его негативными последствиями. Появился даже термин «адаптационная болезнь» — некоторые дети так тяжело переносят адаптационный период, что врачи рекомендуют родителям забрать их на время из детского сада, с тем, чтобы по мере созревания адаптационных механизмов они могли бы уже «на новом витке» вернуться в ДОУ.
Специалисты Академии медицинских наук, наблюдая за детьми раннего возраста в период адаптации, установили следующее.
- У детей возникают сдвиги в функциональном состоянии организма, сопровождающиеся отчетливым изменением эмоционально-поведенческих реакций и другими клиническими появлениями.
- Отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма.
- Социальные контакты и речевая активность уменьшается вплоть до полного исчезновения.
- Дети теряют часть приобретенных ранее навыков.
- Резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна.
- Происходит задержка темпов нервно-психического и физического развития.
- Соматические изменения проявляются в потере массы тела, побледнении кожи, сухости слизистых, похолодании конечностей, учащении пульса.
- У часто болеющих детей и у детей с пограничными состояниями обнаруживаются расстройства в виде ануреза (ночное недержание мочи), энкопреза (недержание кала), неустойчивости стула, обострения кожных высыпаний.
К сожалению, в настоящее время педагоги и родители к адаптации детей в детском саду относятся недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся: «Ничего переплачет». Некоторые мамы и папы связывают проявление адаптационного стресса с плохой работой воспитателей. На самом деле характер адаптации ребенка младшего дошкольного возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния его здоровья в процессе адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому, решение вопросов, связанных с сохранением здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед ДОУ и родителями.
Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.
Для оптимизации процесса адаптации воспитатель может использовать следующее:
- Беседы с родителями;
- Анкетирование;
- Наблюдение за ребенком;
- Развивающие игры.
Сведения о ребенке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т. д.
Однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процесса адаптации. Для этого на каждого ребенка ведется индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. По окончании адаптационного периода лист передается педагогу-психологу, который прилагает его к карточке наблюдения за развитием ребенка. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.
Кроме того, в ходе бесед важно, чтобы воспитатель установил контакт с родителями, помог снять тревогу за малыша, информировал бы о протекании адаптационного периода, ориентировал на активное взаимодействие.
В первые дни пребывания ребенка в группе является минимальным. Утреннее кормление желательно проводить дома. Для детей, у которых уже сформировался ряд отрицательных привычек, рекомендуется назначать в первые дни приходить только на прогулку. Укладывание спать желательно проводить на шестой день пребывания в детском саду. На девятый день рекомендуется родителям оставить ребенка на один-два дня дома (из-за снижения защитных сил организма). По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми. Работа с семьей должна быть более глубокой и объемной. При этом необходимо помнить, что все вышеперечисленные мероприятия должны осуществляться с учетом особенностей привыкания ребенка к ДОУ. В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендуется:
- Использовать элементы телесной терапии (брать на руки, обнимать, поглаживать);
- По рекомендации врача подвешивать над кроватью возбудимого ребенка мешочки с успокаивающим сбором трав;
- Предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой;
- Рассказывать сказки, петь колыбельные песни;
- Чаще давать ребенку теплое питье
- Использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;
- Создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные моменты.
- Использовать музыку как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребенка.
- Освобождать от профилактических прививок до окончания периода адаптации (не менее, чем на месяц);
- По возможности не производить в учреждении травмирующих медицинских манипуляций, которые могут вызвать отрицательные реакции у ребенка.
- Организовать применение лейкоцитарного интерферона путем закапывания в нос, распыления или в виде мази (интерферон вводится 2 раза в неделю с интервалом 2-3 дня;
- Назначать детям комплекс витаминов и препаратов, регулирующих метаболические процессы (липоевая кислота, пантотенат калия, витамины Е и Б2, элеутерококк, глютаминовая кислота);
- Сохранение привычных для малыша воспитательных приемов (кормления, укладывания на сон и т.д.);
- Организация бодрствования с учетом их индивидуальных желаний (играть одному или с другими детьми, участвовать в занятиях или нет и т. д.);
- Исключение специальных мер закаливания, обеспечение ребенку теплового комфорта.
При положительной оценке всех параметров эмоционального состояния и поведения ребенка период острой адаптации считается законченным, и с ребенком можно проводить оздоровительные и реабилитационные мероприятия. Родители также должны обеспечить малышу в периоде адаптации щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное время пребывания на свежем воздухе). Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребенком особенно ласковым.
Адаптация считается завершенной, если восстановлено все, что было нарушено с переходом от домашнего воспитания к общественному. Последним, как правило, восстанавливается контакт с детьми.
Приложение №1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.
- Ребенок:
Ф. И. ………………………………………………………………………………………..
Дата рождения …………………………………………………………………………….
Домашний адрес, телефон ………………………………………………………………..
2. Мать:
Ф. И. О. …………………………………………………………………………………….
Год рождении………………………………………………………………………………
Образование, специальность, место работы ……………………………………………
………………………………………………………………………………………………
- Отец:
Ф. И. О.……………………………………………………………………………………..
Год рождения ………………………………………………………………………………
Образование, специальность, место работы ……………………………………………
………………………………………………………………………………………………
- Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)……………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………….
- Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними……
…………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………..
- К кому из членов семьи ребенок больше привязан ………………………………
…………………………………………………………………………………………….
- Была ли патология беременности, родов (какая)……………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………
- Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес ………..
………………………………………………………………………………………………
- Основные виды игр и занятий дома …………………………………………………
………………………………………………………………………………………………
- Какие игрушки любит, кто их убирает ………………………………………………
………………………………………………………………………………………………
- Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):
— с детьми своего возраста – да – нет;
— с детьми старшего возраста – да – нет
— с незнакомыми взрослыми – да – нет
— с родными – да – нет
- Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните):
— спокойным, малоэмоциональным, очень эмоциональным.
- Что умеет ребенок делать самостоятельно ………………………………………….
………………………………………………………………………………………………
- Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите) ……………………………………………
…………………………………………………………………………………………….
- Какой аппетит у вашего малыша (нужное подчеркнуть): хороший, ест все, плохо и мало, в зависимости от того, что в тарелке.
Как вы его кормите дома (нужное подчеркнуть): он ест сам, сначала ест сам, потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; пусть ест сколько хочет; тарелка должна быть чистой.
- Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть): быстро, медленно, сам, с ним рядом сидит кто-то из взрослых, иногда нужно его будить в туалет, может описаться во сне, раздевается перед сном сам ,одевается после сна сам, его одевают и раздевают взрослые.
Приложение №2
КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ РАЗРАБОТАННЫЕ ИНСТИТУТОМ ПЕДИАТРИИ
Легкая степень адаптации
К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребенка нормализуется сон, он нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.
Средняя степень адаптации
Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20-40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким – эмоционально-возбужденное (плачь, крик, при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до 2-х раз, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи – в течение полутора-двух недель.
Тяжелая степень адаптации
Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2-3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.
Тяжелая степень адаптации может проявляться в двух вариантах:
- Нервно-психическое развитие отстает на 1-2 квартала, респираторные заболевания – более 3 раз, длительностью более 10 дней, ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.
- Дети старше 3-х лет, часто болеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье, поведенческие реакции нормализуются к3-4 месяцу пребывания в ДОУ, нервно-психическое развитие отстает на 2-3 квартала (от исходного), замедляется рост и прибавка в весе.
Невротические реакции:
- Рвот.,
- Пристрастие к личным вещам.
- Наличие страхов.
- Неуправляемое поведение.
- Стремление спрятаться от взрослых.
- Истерические реакции.
- Тремор подбородка, пальчиков.
Приложение № 3
АДАПТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
На …..……………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
Ф. И. ребенка
……………………………………………………………………………………………………
группа
…………………………………………………………………………………………………….
дата поступления в ДОУ
Дата | Степень отрицательных эмоций в общении | Сон, питание | Боязнь пространства | Заболевания, снижение веса | Оценка степени адаптации |
Источник