Когнитивный синдром у ребенка что это

Когнитивный синдром у ребенка что это thumbnail

Когнитивные нарушения – что это такое, симптомы, причины развития у пожилых и детей, основные формы

За познание мира в человеке отвечают функции мозга, названные когнитивными. Они организуют процесс взаимодействия индивида с окружающей средой. Когнитивные нарушения дезорганизуют мозговые связи. Это не позволяет человеку нормально жить и развиваться, поэтому так важно знать о них.

Когнитивные нарушения – что это такое?

Высшие мозговые функции отвечают за взаимодействие, восприятие и познание окружающей действительности. Это важно знать, чтобы понять, что такое когнитивные нарушения. В функции входят память, гнозис (отвечает за ориентацию), праксис (действия для достижения какой-либо цели), речь и механизмы исполнения. Они предназначены для выполнения задач любой сложности. Действия могут быть как элементарными, так и комплексными высшей трудности.

На основании вышесказанного ответ на вопрос, когнитивные нарушения – что это, приобретает актуальное значение. Сбой даже одной функции приводит к потере способности адаптироваться и препятствует взаимодействию с окружающим миром. Например, больной не может вспомнить предмет, его назначение. В обращении с вещью ведет себя неадекватно. Он может приложить чрезмерные или ослабленные усилия. Это приводит к порче или невозможности взаимодействия с предметом.

Симптомы когнитивных нарушений

Левое и правое мозговые полушария, теменная область, лобные и затылочные доли показывают признаки дисфункции. Когнитивные нарушения при сосудистых заболеваниях головного мозга дают следующие симптомы:

  • теряются навыки письма, счета, чтения, логически мыслить, анализировать;
  • начинает страдать ориентация в пространстве;
  • исчезает воображение;
  • пропадает способность сочинять, придумывать что-либо, мечтать и фантазировать;
  • теряются навыки в любом виде творчества;
  • становится невозможным сопереживание, появляется эмоциональная бесчувственность.
  • исчезает способность восприятия запахов;
  • пропадает слух;
  • происходит снижение памяти;
  • пропадает целенаправленность действий пациента;
  • перестает различать левую и правую стороны;
  • человек становится дальтоником;
  • не узнает знакомые лица или предметы;
  • поведение становится неадекватным.

симптомы когнитивных нарушений

Причины когнитивных нарушений

Факторы неправильного функционирования мозговой деятельности возникают из-за внешних обстоятельств и по причине внутренних органических изменений. Когнитивные искажения могут быть вызваны:

  1. Дефицитом снабжения кровью мозговых клеток.
  2. Возрастными изменениями организма.
  3. Неправильным обменом веществ.
  4. Алкогольными, наркотическими и другими отравлениями.
  5. Нервно-эмоциональным перенапряжением, частыми стрессовыми ситуациями.
  6. Травмами головы.
  7. Заболеваниями нейродегенеративного типа (Альцгеймера, Паркинсона и другие).
  8. Болезнями, связанными с нейроинфекциями (ВИЧ, энцефалит, рассеянный склероз).

Когнитивные нарушения у пожилых людей

Особенностью этого возраста является то, что изменению подвержены настроение и деятельность интеллекта. Деменция у пожилых (слабоумие) – это результат длительного угасания нервных импульсов мозга. Значительно отсрочить болезнь можно, начав лечение на ранней стадии. Если рассматривать рассеянность, участившуюся забывчивость, частые смены настроения как начало нарушений, то их можно успешно устранить. Статистика запущенных форм нарушений среди стариков ставит на первое место болезнь Альцгеймера. Она характеризуется снижением интеллекта, забывчивостью.

Вторым по численности заболеванием у пожилых людей является деменция из-за поражения сосудов. Основные причины возникновения:

  • травмы мозга;
  • сахарный диабет;
  • дистония вегетососудистая;
  • повышенное артериальное давление;
  • общая интоксикация организма.

когнитивные нарушения у пожилых людей

Когнитивные нарушения у детей

Исследования показали, что 20% детей до 14-ти лет имеют такую патологию. Нарушение когнитивных функций у детей проявляются в виде:

  • затруднений выражаться связанной речью;
  • низкого уровня запоминания и вспоминания;
  • нарушений психомоторики;
  • заторможенности процессов мышления;
  • рассеянного внимания и плохой сосредоточенности;
  • неадекватности проявлений эмоций и чувств.

Причины нарушений зачастую связаны с особенностями протекания беременности и родов:

  • внутриутробная гипоксия;
  • травмы при родах;
  • отсутствие полноценного питания (авитаминоз);
  • инфекционные болезни ЦНС.

Сложность определения заболевания определяется тем, что перенесенные в раннем детстве травмы мозга могут не проявляться долгое время. Это объясняется тем, что мозг развивается до 20-ти лет. Признаки когнитивных нарушений не проявляются активно до момента созревания пораженной зоны. Незначительные отклонения в развитии могут быть истолкованы индивидуальными особенностями развития.

Формы когнитивных нарушений

По причинам возникновения заболевания подразделяют на органические и функциональные. Природа первых основана на дисфункциях мозговых связей из-за болезней организма или получения физической травмы черепа. Они присущи людям старческого возраста. Когнитивные расстройства второго типа появляются после перенесения больших нервно-эмоциональных перегрузок и стрессовых ситуаций.

По степени развития выявлены следующие формы:

  1. Легкие. Характерные психометрические показатели находятся в пределах средней статистики каждой возрастной категории. Однако больной жалуется на снижение способностей.
  2. Умеренные. Показатели уже вышли за норму. Пациент еще не потерял своей независимости и самостоятельного поведения. Дезадаптация в быту не замечается.
  3. Тяжелые когнитивные нарушения. Наступает полное слабоумие. Пациент перестает связанно говорить, теряет координацию в пространстве и времени, не может логически мыслить.

формы когнитивных нарушений

Легкое когнитивное нарушение

Характеризуется дисфункциями на уровне нейродинамических связей. Определяется субъективной оценкой или при помощи нейропсихологического анализа. Синдром когнитивных нарушений легкой степени в жизни проявляется по ряду признаков:

  • заторможенность обработки поступающей в мозг информации;
  • плохая оперативная память;
  • неспособность в высокой степени менять виды деятельности;
  • быстрая утомляемость при умственной работе;
  • большая рассеянность, неспособность сконцентрироваться;
  • затруднения в подборе слов.

Умеренное когнитивное нарушение

Данная форма заболевания встречается у 11-17% лиц после 65-ти лет жизни. Нарушения когнитивных функций имеют тенденцию прогрессировать. Со временем переходят в слабоумие. Основная характеристика – патология одной (нескольких) когнитивных зон. В жизни проявляется, как невозможность заниматься сложными видами деятельности. Однако человек еще не утратил свою жизненную самостоятельность и независимость в быту.

Тяжелое когнитивное нарушение

Это полная дезориентация человека в повседневной жизни, утрата самостоятельности. Выраженные когнитивные нарушения бывают следующие:

  1. Деменция. Это слабоумие, проявляющееся в памяти, речи, внимании и так далее.
  2. Делирий. Отмечается помрачением сознания.
  3. Выраженная афазия. Расстройство психики, сопровождающееся потерей способности говорить и воспринимать речь.
  4. Апраксия. Это неспособность делать целевые действия (например, по команде).

Диагностика когнитивных нарушений

Может осуществляться следующим образом:

  1. Опрос пациента о субъективных жалобах. Больной сам чувствует изменения в поведении и высказывает их врачу.
  2. Выслушивание близких о действиях обследуемого человека. Когнитивные нарушения – это изменение поведения в повседневной жизни. Со стороны окружающих они хорошо заметны.
  3. Нейропсихологическое тестирование. Существуют специальные диагностические критерии, на основании которых определяется степень патологии.
  4. Установление неврологического статуса. По схеме врач дает оценку работы мозга пациента.
  5. Томография мозга компьютерная и магнитно-резонансная. Применяются при подозрении на органическую форму заболевания.

Лечение когнитивных нарушений

Успех в излечении от недуга зависит от применения комплексного подхода. Он заключается в следующем:

  1. Чем раньше провести диагностику и установить диагноз, тем успешнее будет лечение.
  2. В лечебный процесс должны быть включены мероприятия по снижению риска от заболеваний соматического характера (сердечно-сосудистых, ожирение, диабет).
  3. Установить оптимальный режим жизни (физические нагрузки, полноценный сон). Снижение умственной работоспособности хорошо преодолевается путем смены видов деятельности.
  4. Применять медикаментозные препараты по рецепту врача. Эффективными средствами являются статины («Аторвастатин», «Питавастин», «Розувастатин»).
  5. Проводить терапию нейрометаболическую. Врачи прописывают к применению нейропротекторы («Пирацетам», «Цераксон», «Церебролизин»).

Профилактика когнитивных нарушений

Чтобы избежать такого рода патологий, необходимо родителям позаботиться в раннем возрасте о развитии своих детей. Существует ряд действенных методик, развивающего характера. Они укрепляют мозговые механизмы и нервную систему в целом. Такие упражнения полезно делать в любом возрасте. Нарушение когнитивных процессов можно предотвратить, если выполнять следующие действия:

  1. Принимать препараты, обеспечивающие организм всеми необходимыми веществами и витаминами (например, антиоксиданты).
  2. Вести жизнь по правильному распорядку (питание, физические нагрузки, сон).
  3. Ввести в практику ряд специальных упражнений игрового характера, обеспечивающих когнитивную стимуляцию (тренинги по развитию внимания, памяти, логического мышления).
  4. Очень полезно изучение иностранного языка или освоение музыкального инструмента.

Источник

Шкала оценки состояния когнитивных функций

Когнитивные нарушения — это снижение памяти, умственной работоспособности и других когнитивных функций[1] по сравнению с исходным уровнем (индивидуальной нормой)[2]. Когнитивными (познавательными) функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним: восприятие информации; обработка и анализ информации; запоминание и хранение; обмен информацией, построение и осуществление программы действий[2].

Когнитивные нарушения являются полиэтиологическими состояниями: причинами их могут быть большое количество различных по этиологии и патогенезу заболеваний (неврологических, психических и т. п. расстройств)[2].

Классификация[править | править код]

Выделяют лёгкие, умеренные и тяжёлые когнитивные нарушения. Исторически проблемы когнитивных расстройств изучались преимущественно в рамках понятия «деменция»: термины «деменция», «слабоумие» означают наиболее тяжёлые когнитивные нарушения, приводящие к в повседневной жизни. Лишь впоследствии большое внимание стали уделять также и менее выраженным расстройствам[2].

Умеренные когнитивные нарушения (англ. mild cognitive impairment, MCI) представляют собой моно- или полифункциональные когнитивные расстройства, явно выходящие за рамки возрастной нормы, но не ограничивающие самостоятельности и независимости, то есть не вызывающие дезадаптации в повседневной жизни. Умеренные когнитивные нарушения, как правило, отражаются в жалобах индивидуума и обращают на себя внимание окружающих; могут препятствовать наиболее сложным формам интеллектуальной активности. Распространенность умеренных когнитивных нарушений среди пожилых лиц достигает, по данным исследований, 12—17%. Среди неврологических пациентов синдром умеренных когнитивных нарушений встречается в 44% случаев[3].

В соответствии с критериями МКБ-10 для постановки диагноза умеренных когнитивных расстройств необходимо наличие жалобы пациента на повышенную утомляемость при выполнении умственной работы, снижение памяти, внимания или способности к обучению, которые не достигают степени деменции, имеют в основе органическую природу и не связаны с делирием[4].

При лёгких когнитивных нарушениях показатели психометрических шкал могут оставаться в пределах среднестатистической возрастной нормы или отклоняться от неё незначительно, однако больные осознают снижение когнитивных способностей по сравнению с уровнем и выражают беспокойство по этому поводу. Лёгкие когнитивные нарушения отражаются в жалобах больного, но не обращают на себя внимания окружающих; не вызывают затруднений в повседневной жизни, даже в наиболее сложных её формах. Популяционные исследования распространённости лёгких когнитивных нарушений до настоящего времени не проводились, однако можно предположить, что их распространённость не уступает распространённости умеренных когнитивных нарушений[3].

Причины[править | править код]

Существует несколько десятков нозологических форм, в рамках которых развиваются когнитивные нарушения. К этим нозологическим формам относятся как первичные заболевания головного мозга, так и различные соматоневрологические и психические расстройства, отрицательно влияющие на когнитивные функции[2].

Основными причинами когнитивных нарушений могут являться[2]:

  • Нейродегенеративные заболевания
  1. Болезнь Альцгеймера
  2. Деменция с тельцами Леви
  3. Фронто-темпоральная дегенерация (ФТД)
  4. Кортико-базальная дегенерация
  5. Болезнь Паркинсона
  6. Прогрессирующий надъядерный паралич
  7. Хорея Гентингтона
  8. Другие дегенеративные заболевания головного мозга
  • Сосудистые заболевания головного мозга
  1. Инфаркт мозга «стратегической» локализации
  2. Мультиинфарктное состояние
  3. Хроническая церебральная ишемия
  4. Последствия геморрагического поражения головного мозга
  5. Сочетанное сосудистое поражение головного мозга
  • Смешанные (сосудисто-дегенеративные) когнитивные нарушения
  • Дисметаболические энцефалопатии
  1. Гипоксическая
  2. Печёночная
  3. Почечная
  4. Гипогликемическая
  5. Дистиреоидная (гипотиреоз, тиреотоксикоз)
  6. Дефицитарные состояния (дефицит В1, В12, фолиевой кислоты, белков)
  7. Промышленные и бытовые отравления
  8. Ятрогенные когнитивные нарушения (применение холинолитиков, барбитуратов, бензодиазепинов, нейролептиков, солей лития и др.)
  • Нейроинфекции и демиелинизирующие заболевания
  1. ВИЧ-ассоциированная энцефалопатия
  2. Губчатый энцефалит (болезнь Крейтцфельдта — Якоба)
  3. Прогрессирующие панэнцефалиты
  4. Последствия острых и подострых менингоэнцефалитов
  5. Прогрессивный паралич
  6. Рассеянный склероз
  7. Прогрессирующая дизимунная мультифокальная лейкоэнцефалопатия
  • Черепно-мозговая травма
  • Опухоль головного мозга
  • Ликвородинамические нарушения
  1. Нормотензивная (арезорбтивная) гидроцефалия
  • Другие

Обратимые нарушения[править | править код]

При большинстве хронических сосудистых и дегенеративных заболеваний мозга когнитивные расстройства носят необратимый характер, однако в случаях, когда причиной когнитивных расстройств являются системные метаболические нарушения, коррекция этих нарушений приводит к восстановлению психических функций. В таких случаях говорят об обратимых когнитивных расстройствах[2].

К обратимым когнитивным расстройствам относят дисметаболическую энцефалопатию, нарушения высших мозговых функций при нормотензивной гидроцефалии и, в некоторых случаях, при опухоли мозга; причиной обратимых нарушений могут быть также расстройства тревожно-депрессивного ряда. До 5% случаев когнитивных нарушений на стадии деменции (и, по-видимому, существенно больший процент на стадии лёгких и на стадии умеренных когнитивных расстройств) являются полностью обратимыми[2].

Поскольку когнитивные нарушения не всегда развиваются в результате первичного заболевания головного мозга, необходимо, кроме оценки неврологического статуса, общее физикальное исследование по органам и системам. Необходимыми мероприятиями являются общий анализ крови и мочи, исследование активности печёночных трансаминаз и гамма-ГТ, гормонов щитовидной железы, исследование концентрации билирубина, альбумина, креатинина и азота мочевины, при возможности — концентрации витамина В12 и фолиевой кислоты. Восстановление когнитивных функций после коррекции метаболических нарушений служит подтверждением диагноза[2].

Лечение[править | править код]

См. также[править | править код]

  • Интеллект
  • Расстройство интеллекта
  • Умственная отсталость
  • Глупость
  • Рассеянность внимания
  • Деменция
  • Нейролептический дефицитарный синдром

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Слободин Т. А., Горева А. В. Когнитивный резерв: причины снижения и защитные механизмы//Международный неврологический журнал. — 2012. — № 3(49). — С. 161—165.
  • Любов Е. Б. Ранние признаки деменции: дорого вовремя время. — М.: ОООИ «Новые возможности», 2011.
  • Беккер Р. А., Быков Ю. В. О роли нейроэндокринных нарушений в патогенезе когнитивной дисфункции при депрессивных состояниях // Consilium Medicum. — 2016. — № 4. — С. 57—61.

Источник

Когнитивные функции – это познавательные инструменты головного мозга. Каждый день человек получает информацию, мозг обрабатывает ее, переводит в знания, жизненный опыт. К когнитивным функциям относят внимание, восприятие, воображение, мышление, память, интеллект, речь и т. д. Все это зависит от деятельной способности головного мозга и общего состояния здоровья.

Первый симптом когнитивного нарушения – забывчивость

Первый симптом когнитивного нарушения – забывчивость

Что такое когнитивные нарушения

Важно разобраться с тем, что это такое – когнитивный дефицит, когнитивные нарушения. Последнее происходит за счет некоторых расстройств. К ним относят:

  • физические травмы;
  • психические заболевания;
  • диабет;
  • инсульт;
  • старческий возраст;
  • онкологию;
  • инфекционные заболевания (например, менингит).

В зависимости от расстройства, наблюдаются различные симптомы, вызывающие когнитивный (нейросенсорный) дефицит – состояние, при котором происходит нарушение работы головного мозга (например, снижение памяти).

Чем опасны когнитивные расстройства

Нарушение одной или нескольких когнитивных функций, например, ухудшение памяти, внимания или способности мыслить, вызывает гибель нейронов головного мозга и связей между ними. Сначала это проявляется в виде незначительной забывчивости, рассеянности. Многим доводилось на «автопилоте» убрать ключи в карман, а потом искать по всей квартире с мыслями, что кто-то их спрятал. Вскоре эти моменты становятся все очевиднее.

Мозг нужно тренировать: помогут кроссворды, чтение книг, арифметические операции не с калькулятором, а в уме. Если этого не делать, недуг будет прогрессировать, мозг начнет пропускать новые знания, «стирать» те достижения, которыми индивид мог похвастаться несколько лет назад.

Обратите внимание! Каждому человеку свойственна рассеянность, но забыть лица родных – это когнитивное расстройство.

Важно обращать внимание на человека, особенно на детей, получивших травму головы. Ряд «привычных» болезней, таких как гипертония, может вызвать когнитивные расстройства. Работая в офисе, человек мало движется, значит, у него нарушается циркуляция крови, он редко выходит подышать кислородом, от чего им не насыщается организм. Вскоре это приведет к начальной стадии когнитивного расстройства.

Виды нарушений по степени сложности

Ухудшение работоспособности головного мозга вызывают не только травмы и менингит. Инсульт вызывает проблемы с когнитивным состоянием, что может стать причиной деменции. Риск пережить инсульт обусловлен наличием следующих недугов:

  • Гипертония (особенно, если ее продолжительность свыше 5 лет);
  • Атеросклеротические болезни;
  • Сердечные заболевания;
  • Диабет (в силу поражения нервных клеток);
  • Бессимптомный микроинсульт.

Люди привыкли поправлять здоровье дома

Люди привыкли поправлять здоровье дома

Обратите внимание! Микроинсульт – это тромб, попавший в небольшой кровеносный сосуд в мозгу. Он не вызывает резких приступов, человек не утратит двигательную или речевую способность. Может, онемеет щека, но индивид не придаст этому значения.

Современные люди редко обращаются к врачам, предпочитая воспользоваться интернет поиском, назначив себе самолечение. Позже и вовсе «привыкают» к различным симптомам, на которые следовало бы обратить внимание. В итоге риск появления когнитивных расстройств увеличивается в разы, проявляясь в виде депрессии, астении, хронической усталости.

Легкое когнитивное расстройство

Легкое когнитивное расстройство (ЛКР) не является очевидным, поскольку протекает незаметно для окружающих. Более того, ЛКР не диагностируется, т. к. анализируемые показатели находятся в допустимых пределах, если и отклоняются, то незначительно. Индивид сам обращает внимание на то, что его поведение, реакция и мыслительные процессы снижены.

Обратите внимание! Первый сигнал о возможном наличии ЛКР – замедление скорости привычных действий.

Качество деятельности личности остается прежним, но затрачивается больше времени на ее выполнение. То же касается мыслительных процессов. Если обычно человек довольно быстро вспоминает нужную информацию, то при наличии ЛКР этот процесс замедляется. Нередко наблюдается забывчивость, затрудняется концентрация внимания на одном деле либо сложнее становится переключаться между несколькими задачами.

Если такое наблюдается с возрастом, то это считается естественным. Однако, если индивид все чаще замечает за собой подобное поведение, значит, процесс протекает слишком быстро. Современная диагностика выявит первопричину ЛКР, а именно связь с патологиями или нездоровым образом жизни (стресс, физическое и нервное перенапряжение).

Умеренные когнитивные нарушения

Умеренной когнитивной дисфункцией называют нарушения, которые нехарактерны для данной возрастной нормы, но и не достигли состояния деменции (синдрома деградации памяти). Иными словами, умеренное когнитивное расстройство находится в промежутке между старением и деменцией.

К ее симптомам относят:

  • Ухудшение памяти, снижение внимания, затруднения в усвоении новой информации, что является очевидным для индивида и его окружающих;

Когнитивные нарушения допустимы для людей в преклонном возрасте

Когнитивные нарушения допустимы для людей в преклонном возрасте

  • Сохранение самостоятельности, т. е. нарушение не влияет на повседневную бытовую деятельность;
  • Жалобы на постоянную усталость, в т. ч. от умственных нагрузок;
  • Органические изменения, т. е. заболевания мозга, сосудистой системы и т. д.

Кроме того, при диагностике после нейропсихологических тестов наблюдаются пониженные результаты с учетом возрастной группы, а также отсутствие делирия и деменции.

В большинстве случаев идет ослабление памяти, реже нарушаются речь, внимание и мышление. При умеренном когнитивном расстройстве данная симптоматика проходит в совокупности.

На сегодняшний день этот недуг называют синдромом в силу того, что внешние его проявления вызваны множеством причин (возраст, нарушенный обмен веществ, сосудистые заболевания). При первых сигналах его наличия требуется пройти ряд испытаний: клинических, лабораторных и инструментальных. Выявив первопричину умеренного когнитивного расстройства, можно быстрее определить способы, как его лечить.

Тяжелая форма

Тяжелая форма когнитивных нарушений носит название деменции (код Международной Классификации Болезней – F00-F03) – это выраженное поражение головного мозга. Также это явление зовется слабоумием. Оно имеет прогрессирующий или хронический характер. Симптоматика описывается как нарушение высших корковых функций, отвечающих за понимание, усвоение новой информации, память, мышление, счет, ориентацию и речь. Все это может сопровождаться бесконтрольными эмоциями и поведением. Деменция наблюдается при болезни Альцгеймера, цереброваскулярных болезнях и т. д.

Чтобы назвать подобное явление деменцией, симптоматика должна быть ярко выражена. Человек с деменцией страдает из-за невозможности адекватно работать и даже вести домашние дела. Деменция возникает на фоне таких причин, как:

  • Заболевания нервной системы (Альцгеймер, Паркинсон и др.);
  • Нарушение кровообращения головного мозга (инсульт и др.);
  • Нарушение обмена веществ (заболевание щитовидной железы и др.);
  • Отравления (солями металлов, медикаментами);
  • Инфекции головного мозга (ВИЧ и др.);
  • Рассеянный склероз;
  • Черепно-мозговая травма;
  • Онкологические заболевания головного мозга;
  • Ликвородинамические нарушения;
  • Алкоголизм.

Тяжелые когнитивные расстройства возникают из-за разных заболеваний

Тяжелые когнитивные расстройства возникают из-за разных заболеваний

Диагностика когнитивных нарушений

Диагностика когнитивных нарушений проводится с помощью простых тестов. Например, «Мини-Ког», суть которого в том, чтобы запомнить три слова, сказанные врачом, нарисовать циферблат, где стрелки будут указывать точное время, а затем назвать пресловутые три слова. Если пациент не сможет нарисовать циферблат или не вспомнит хотя бы одно слово, необходимо обращаться к специалисту, поскольку нарушение начало развитие.

Другое задание – Монреальская шкала когнитивной оценки, подразумевает ответить на ряд вопросов. Желательно делать это в спокойной обстановке, чтобы человек не нервничал и не чувствовал себя некомфортно. Вопросы следующего характера:

  1. Индивиду показывают картинку с животными и просят назвать каждого;
  2. Назвать ему цифры вразброс, чтобы он повторил, а затем назвал их в обратном порядке;
  3. За минуту нужно назвать максимальное количество слов на одну букву алфавита (например, П);
  4. Задать несколько простых арифметических задачек, например, сколько будет 100-3;
  5. Найти общее между двумя мало похожими предметами, например, это могут быть часы и линейка.

В дальнейшем диагностика проводится в медицинских учреждениях в более серьезной атмосфере и с инструментарием.

Когнитивные искажения

Когнитивное искажение – это иррациональное мышление человека, систематические ошибки суждений. Возникают из-за стойких убеждений и веры индивида во что-либо, упрямства и неумения уступить и признать ошибку. Этим охотно пользуются маркетологи и экстрасенсы:

  • Человеку свойственно подражать окружающим, такова его природа. Если большинство покупает некий товар или верит в то, что черная кошка несет беды, индивид с когнитивным искажением примет эти факты на веру.
  • Также срабатывает эффект «якоря» – ассоциации, связанной с некоторым явлением.
  • Эффект ореола, когда некое мнение начинает поочередно охватывать всех вокруг, например, одобрительный отзыв о ком-то телевизионной звезды, к которому прислушаются десятки, сотни людей.

Коррекция ошибок мышления

Чтобы не поддаваться на чужие уловки, необходимо отстраняться от метального шума, позволив себе проанализировать ситуацию самостоятельно.

Иногда очень важно изолироваться от социального шума

Иногда очень важно изолироваться от социального шума

Для того чтобы чужое мнение не беспокоило человека, чтобы избежать социального давления, эмоциональных причин, следует обратиться к специалисту. Сначала он выявит наличие данных недугов, их уровень. Затем проработает их и научит адекватному восприятию информации. Психолог подберет наиболее удобные по времени и действиям варианты тренировки когнитивных функций и при необходимости пропишет лекарственные препараты, например, всем знакомый глицин.

Профилактика

Чтение, арифметические задачки в уме, а не с калькулятором – все это ежедневные тренировки памяти. Кроме этого, нужно заниматься мелкой моторикой: это вязание, игра на музыкальном инструменте, оригами. Помогают иностранные языки, которые хорошо тренируют мозг, так же, как и стихи наизусть. Привычные многим кроссворды, шашки, судоку и прочие интеллектуальные игры на логику – это большой шаг в отсрочивании когнитивных расстройств. Важно разгонять кровь по телу, где прием сжатия и разгибания пальцев по принципу школьной разминки «мы писали, наши пальчики устали» тоже считается упражнением из области мелкой моторики.

Изменения в работе мозга ребенка, взрослого и людей подросткового и пожилого возраста отрицательно отражаются на всех сферах жизни индивида. Страдает повседневная жизнь, социальная, учебная и профессиональная деятельность. Если индивид замечает за собой излишнюю рассеянность, не будет лишним проверить свои умственные способности.

Видео

Источник