Когда люди проявляют синдром щуки

Когда люди проявляют синдром щуки thumbnail

 Надежда Бондаренко

Хочу поделиться упражнением, которое называется «Синдром  щуки».Цель упражнения, показать что важно распознавать и реально оценивать факторы, ограничивающие ваш успех. Упражнение проходит живо и интересно, и дает глубокий материал для работы с установками участников тренинга.

Процедура:

Тренер рассказывает историю:

«Щуку поместили в одной половине большого аквариума, в другой половине которого за стеклянной перегородкой свободно плавали многочисленные мелкие рыбешки. Когда щука становилась голодной, она делала безуспешные попытки достать рыбешек. Однако с каждой новой попыткой она лишь врезалась мордой в стеклянную перегородку.

Постепенно щука поняла, что достать рыбешек – невыполнимая задача и смирилась со своей участью. Когда перегородку аккуратно убирали, щука, к удивлению, не атаковала рыбешек, даже если они отважно плавали вокруг нее. Это иллюстрирует синдром щуки, который характеризуется…»

Сначала спросите участников, какие выводы можно сделать из этой истории, затем дополните список:

  • игнорированием изменений в ситуации;
  • предположением полной осведомленности;
  • склонностью к чрезмерному обобщению;
  • слепым следованием прошлому опыту;
  • неспособностью действовать в стрессовом состоянии;
  • отказом от рассмотрения альтернатив;
  • чувством жертвы окружающей среды;
  • неспособностью проанализировать принуждения

Затем раздайте заготовленные таблицы для работы, время на заполнение 10 минут.

Раздаточный материал.

Напишите дело, которое вы бы хотели сделать, но до сих пор не сделали.

Перечислите все факторы, которые сейчас  мешают  выполнению поставленной задачи. Распределите причины по таблице.

Дело_________________________________________________________

Причины:

  1.  ________________________________________________________
  2.  ________________________________________________________
  3.  ________________________________________________________
  4.  ________________________________________________________
  5.  ________________________________________________________
  6.  ________________________________________________________
  7.  ________________________________________________________
  8.  ________________________________________________________
  9. _________________________________________________________
  10. _________________________________________________________
ЖесткиеАВ
ГибкиеСD
ИллюзорныеРеальные

Комментарии тренера: Порой нам кажется, что принуждения, которые нам кажется, держат нас «взаперти», могут быть иногда созданы нашим собственным восприятием, нашими установками. Как мы воспринимаем ситуацию.

Иллюзорные и гибкие принуждения в конце концов могут быть исследованы, если не могут быть преодолены. Только принуждения типа B (реальные и жесткие) представляют непреодолимые препятствия.

Когда группа закончит работать с таблицей, расскажите, что во время проведения такой работы в General Electric, обнаружилось, что свыше 95% принуждения, выявленные участниками, были классифицированы как иллюзорные или гибкие. Иначе говоря, для каждого полезно проанализировать, что он правильно воспринимает обстановку и его убеждения не закрывают возможности, которые дает ситуация.

Вопросы для обсуждения после упражнения

  1. Приведите примеры, когда люди проявляют синдром щуки?
  2. Как мы можем помочь другим (или себе) преодолеть эти психологические барьеры? можно сделать отдельный Мозговой штурм по этому пункту)
  3. Какие типы поведения вы хотели бы приобрести, а от каких отказаться?
  4. Приведите примеры принуждения, которые вы ощущаете в жизни, работе?
  5. Как научиться постигать природу наших принуждения?

Рекомендации: приведите пример из вашей жизни, наглядно демонстрирующий природу принуждения. (По материалам книги «Деловые игры и современный бизнес» Дж. Ньюстрм, Э. Сканнелл) 

Узнай больше практичных упражнений для тренинга! Научись создавать свой авторский бизнес — тренинг!

Источник

Как преодолеть психологические барьеры при восприятии изменений на тренинге? Упражнение «Синдром Северной щуки»

Опубликовано 03.11.2016 автор Надежда Бондаренко в категории Блог 1911

Очень часто, тренерам приходиться сталкиваться с сопротивлением участников, которое возникает у них при внедрении изменений. Однажды, мне пришлось вести  тренинговый проект, где я рассказывала о внедрении новых способов оценки персонала, в результате которых у сотрудников формируются  годовые бонусы. Что я наслушалась, трудно передать, но я попробую.

  • «Это не у нас не сработает»
  • «Это не возможно»
  • «Вы хотите лишить нас наших бонусов»
  • «У меня не будет времени делать такую тщательную оценку»
  • «Система оценки не подходит, и все это ерунда»

Думаю, дальше, каждый из вас может дописать свои варианты. Так вот, дело в том, что сопротивление изменениям – процесс естественный, и очень важно тренеру иметь под рукой такой инструмент, который бы помог благополучно перейти на стадию обучения.

Хочу поделиться упражнением, которое называется «Синдром Северной щуки».

Цель упражнения, показать что важно распознавать и реально оценивать факторы, ограничивающие ваш успех. Упражнение проходит живо и интересно, и дает глубокий материал для работы с установками участников тренинга.

Процедура:

Тренер рассказывает историю:

coprotivlenie na treninge «Щуку поместили в одной половине большого аквариума, в другой половине которого за стеклянной перегородкой свободно плавали многочисленные мелкие рыбешки. Когда щука становилась голодной, она делала безуспешные попытки достать рыбешек. Однако с каждой новой попыткой она лишь врезалась мордой в стеклянную перегородку.

Читайте также:  Синдром отмены алкоголя в мкб 10

Постепенно щука поняла, что достать рыбешек – невыполнимая задача и смирилась со своей участью. Когда перегородку аккуратно убирали, щука, к удивлению, не атаковала рыбешек, даже если они отважно плавали вокруг нее. Это иллюстрирует синдром щуки, который характеризуется…»

Сначала спросите участников, какие выводы можно сделать из этой истории, затем дополните список:

  • игнорированием изменений в ситуации;
  • предположением полной осведомленности;
  • склонностью к чрезмерному обобщению;
  • слепым следованием прошлому опыту;
  • неспособностью действовать в стрессовом состоянии;
  • отказом от рассмотрения альтернатив;
  • чувством жертвы окружающей среды;
  • неспособностью проанализировать принуждения

Затем раздайте заготовленные таблицы для работы, время на заполнение 10 минут.

Раздаточный материал. 

Природа Принуждений

Напишите дело, которое вы бы хотели сделать, но до сих пор не сделали.

Перечислите все факторы, которые сейчас  мешают  выполнению поставленной задачи. Распределите причины по таблице.

Дело_________________________________________________________

Причины:

  1.  ________________________________________________________
  2.  ________________________________________________________
  3.  ________________________________________________________
  4.  ________________________________________________________
  5.  ________________________________________________________
  6.  ________________________________________________________
  7.  ________________________________________________________
  8.  ________________________________________________________
  9. _________________________________________________________
  10. _________________________________________________________
ЖесткиеАВ
ГибкиеСD
 ИллюзорныеРеальные

Комментарии тренера: Порой нам кажется, что принуждения, которые нам кажется, держат нас «взаперти», могут быть иногда созданы нашим собственным восприятием, нашими установками. Как мы воспринимаем ситуацию.

Иллюзорные и гибкие принуждения в конце концов могут быть исследованы, если не могут быть преодолены. Только принуждения типа B (реальные и жесткие) представляют непреодолимые препятствия.

Когда группа закончит работать с таблицей, расскажите, что во время проведения такой работы в General Electric, обнаружилось, что свыше 95% принуждений, выявленные участниками, были классифицированы как иллюзорные или гибкие. Иначе говоря, для каждого полезно проанализировать, что он правильно воспринимает обстановку и его убеждения не закрывают возможности, которые дает ситуация.

Вопросы для обсуждения после упражнения

  1. Приведите примеры, когда люди проявляют синдром щуки?
  2. Как мы можем помочь другим (или себе) преодолеть эти психологические барьеры? можно сделать отдельный Мозговой штурм по этому пункту)
  3. Какие типы поведения вы хотели бы приобрести, а от каких отказаться?
  4. Приведите примеры принуждений, которые вы ощущаете в жизни, работе?
  5. Как научиться постигать природу наших принуждений?

Рекомендации: приведите пример из вашей жизни, наглядно демонстрирующий природу принуждений. (По материалам книги «Деловые игры и соврменный бизнес» Дж. Ньюстрм, Э. Сканнелл) 

Узнай больше практичных упражнений для тренинга! Научись создавать свой авторский бизнес — тренинг! 

Узнай когда ближайший курс Онлайн Школа тренеров

Только новые тенденции, свежий взгляд на обучение и реальные результаты участников тренинга!

Автор Надежда Бондаренко

Источник

Бывает, что к психологу обращаются по поводу того, как научиться («если вообще это возможно») не опускать руки при испытанных неудачах. «Я попытался сделать ЭТО, — говорят обратившиеся к психологу (при этом под словом «ЭТО» каждый подразумевает свое, порой очень значимое для него социальной / финансовой успешности дело), — но у меня ничего не получилось, я потерпел неудачу». Мало кому в такой ситуации «неуспеха» бывает достаточно услышать следующие слова: «А может, не стоить опускать руки из опасения совершить ошибку?» или «Прежде чем отчаяться, не лучше ли решиться и сделать еще одну попытку!», чтобы вновь начать действовать. Часто от психолога ждут конкретных рекомендаций к действию, и бывает, что он их дает. Но психолог не в силах изменить то, что способен изменить сам человек. По этому поводу байка недели.

Синдром щуки

Это было не так уж и давно. В одном научно-исследовательском институте (сразу отмечу, что не в России) был проведен такой эксперимент: в достаточно большой аквариум поместили щуку и с десяток карасей, которыми она должна была питаться. На протяжении нескольких дней за поведением обитателей аквариума велось наблюдение с помощью видеокамер. В первый же день щука переловила всех карасей: как вы понимаете, щука проголодалась. На второй день в аквариум вновь поселили с десяток карасей, но теперь уже между щукой и карасями установили стеклянную перегородку. Щука по выработанной некогда привычке стремилась поймать рыбку, но каждый раз, метнувшись к карасю, ударялась о стекло. Вероятно, щуке было очень больно, потому что через некоторое время, когда каждая попытка заглотнуть карася оборачивалась ударом о стеклянную перегородку, щука перестала обращать на рыбок внимание. И вот через какое-то время ученые, наблюдавшие за поведением щуки, убрали эту стеклянную перегородку. Надо сказать, что щука к этому времени уже изрядно изголодалась и, следуя логике поведения хищника, теперь, когда нет преграды между ней и карасями, должна была броситься на мелких рыбешек и проглотить их. Но, к изумлению ученых, голодная щука по-прежнему не обращала внимания на карасей и не сделала ни единой попытки поймать их. Вывод ученых был очевиден: после многих неудачных попыток поймать добычу, ударяясь каждый раз при этом о не видимое ей стекло и испытывая при этом боль, у щуки выработалась уверенность, что поймать еду не получится. У людей для этого ощущения есть такие слова: «Я знаю, что все это бесполезно!» Через некоторое время щука умерла от голода, при всем том, что в аквариуме плавало много карасей — потенциальной еды, и еда эта была, после того как убрали стеклянную перегородку, в пределах досягаемости. Но те несколько попыток поймать карася, в результате которых щука испытала боль, привели к тому, что хищница уверовала в недоступность добычи и отказалась от дальнейших попыток добыть себе еду. Множество людей находится в похожей ситуации и подвластны «синдрому щуки»: воспоминания о неудачах, ошибках, упущенных возможностях, разочарованиях приводят к тому, что у человека формируется твердое убеждение, что успех в жизни для него недостижим, что у него «ничего не получится». Когда человек отказывается верить в то, что он добьется успеха, это, может быть, и не будет стоить ему жизни, как в случае с умершей от голода щукой, но цена за неверие в себя никогда не бывает низкой.

Читайте также:  Специальные очки при синдроме сухого глаза

Андрей Иванов, психолог

Источник

3. Предложите вопросы для обсуждения:

— выявлены ли идентичные изменения?

— сколько человек не сопротивлялись изменениям? Попросите их рассказать

об этом;

— почему изменениям так часто сопротивляются?

— назовите несколько вещей, которые могут помочь вам легче провести

будущие изменения.

Советы:

Если члены группы — представители различных сфер деятельности, то

дискуссия принесет наилучшие результаты. Если все члены группы из

одного офиса, это может быть упражнением, где проявятся различные типы

поведения в момент коллективного обсуждения проблемы.

Пусть каждая группа выберет только одно изменение для дискуссии.

Однако если время позволяет, список можно расширить.

Упражнение 5

Ролевая игра “ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ПРИ ВОСПРИЯТИИ

ИЗМЕНЕНИЙ”

Цель: продемонстрировать участникам игры, что важно распознавать и

реально оценивать факторы, ограничивающие успех нашей

профессиональной деятельности.

Процедура:

1. Расскажите участникам игры историю о щуке, которую поместили в

одной половине большого аквариума, в другой же половине за стеклянной

перегородкой свободно плавали многочисленные мелкие рыбешки. Когда

щука становилась голодной, она делала попытки достать рыбешек, однако с

каждой новой попыткой лишь врезалась мордой в стеклянную перегородку.

Постепенно щука поняла, что достать рыбешек — невыполнимая задача, и

смирилась со своей участью. Когда перегородку аккуратно убирали, щука, к

276

удивлению, не атаковала рыбешек, даже если они отважно плавали вокруг

нее. Это иллюстрирует “синдром щуки”, который характеризуется следующим: • игнорированием изменений в ситуации;

? предположением полной осведомленности;

? склонностью к чрезмерному обобщению;

• слепым следованием прошлому опыту;

• неспособностью действовать в стрессовом состоянии; • отказом от рассмотрения альтернатив;

• чувством жертвы окружающей среды;

• неспособностью проанализировать ощущаемые принуждения.

Задание 1: проведите небольшое совещание и обсудите следующие вопросы: 1. Когда люди проявляют синдром щуки? Приведите примеры.

2. Как мы можем помочь другим (или себе) преодолеть эти

психологические барьеры?

3. Какие типы поведения вы хотели бы приобрести, а от каких отказаться?

4. Какие принуждения вы ощущаете на вашем рабочем месте?

Приведите примеры.

5. Как научиться постигать природу принуждений?

Советы:

-Для лучшего понимания группой рассматриваемых вопросов приведите

примеры из вашей жизни, наглядно демонстрирующие виды принуждений.

— Вы также можете предложить участникам совещания составить список качеств и

типов поведения, которые были бы полезны для преодоления синдрома щуки.

Задание 2: разработайте “Памятку” руководителю по внедрению инноваций и

Читайте также:  Обследование при синдроме раздраженного кишечника

преодолению психологических барьеров у людей консервативного типа.

В оставшееся время объясните участникам игры, что принуждения, которые, как нам кажется, держат нас “взаперти”, могут иногда быть созданы

нашим собственным восприятием ограничений окружающей нас

обстановки. Покажите это, попросив каждого участника игры назвать дело, которое

он хотел бы или, наоборот, не хотел бы сделать. Попросите перечислить все

факторы, которые сейчас мешают выполнению поставленной задачи. Затем

покажите приготовленную заранее таблицу и попросите участников разделить

ощущаемые ими принуждения в соответствии с диаграммой на реальные и

иллюзорные, жесткие и гибкие. Иллюзорные и гибкие типы в конце концов

могут быть исследованы, если не могут быть преодолены. Только

принуждения типа В (реальные и жесткие) представляют непреодолимые препятствия.

Когда принуждения будут разделены, обратите внимание группы на то, что одна организация ( ) обнаружила, что свыше 95% принуждений, выявленных экспертами, были классифицированы как иллюзорные или гибкие.

Одним словом, для каждого будет полезно проанализировать ощущаемые

ограничения, поэкспериментировать и убедиться, что он правильно оценивает

окружающую обстановку.

Природа принуждений

А

С

В

Д

Иллюзорные Реальные

277

Упражнение 6

Ролевая игра “ПО АНАЛОГИИ С ЖИВОТНЫМИ”

Цель: представить руководителям в легкой бесконфликтной форме их стиль

управления, каким он видится со стороны.

Процедура:

По завершении какого-нибудь организационного совещания или встречи

персонала проинформируйте группу о том, что вам было бы интересно уз·

нать мнение ее членов по поводу того, как вы провели совещание.

Вместо письменной или устной оценки попросите каждого участника

игры сравнить вас с каким-либо животным, с которым вы ассоциировались

в его представлении при проведении совещания. Попросите не льстить вам

и не уклоняться от честного ответа.

Примечание: это задание можно дать слушателям лекции или

участникам деловой игры после ее окончания.

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы отреагировали на пожелание получить от вас честный ответ?

2. Есть ли какие-либо другие пути установления обратной связи такого рода?

3. Если некоторые из ваших коллег считают своих руководителей

слишком уж самоуверенными, как они могли бы тактично сказать об этом?

4. Какое животное можно было бы считать “идеальным” в данном

случае? Почему?

Советы:

— Когда будете давать задание группе, в шутливой форме скажите, что

предыдущая группа трижды сравнила вас с быком и дважды со слоном.

— Поддерживайте веселую атмосферу. Дайте понять группе, что вам

интересно ее мнение.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

1. Какие типы совещаний вы знаете?

2. Что включает в себя подготовка деловых совещаний?

3. Каковы профессиональные цели деловых совещаний?

4. Типология людей, участвующих в совещании?

5. Что необходимо предусмотреть организатору?

6. Каковы правила поведения на совещании для руководителей?

7. Каковы правила поведения на совещании для участников?

8. Что нужно знать, чтобы контролировать дискуссию?

9. Как проанализировать результаты совещания?

10. Что необходимо предпринять руководителю?

11. Какие требования предъявляются к ведущему деловое совещание?

12. Чем отличаются совещания по мотивации труда от совещаний по

планированию?

13. В чем специфика совещаний по внутрифирменной организации?

14. В чем специфика совещаний по контролю за деятельностью работников?

15. Что предпринимать, если решений нет?

16. Что предпринимать, если разговор “ушел в сторону”?

17. Как управлять деловым совещанием в условиях конфронтации?

18. Что нужно знать, чтобы генерировать идеи прямо на совещании?

19. Чем отличается совещание от собрания, от дискуссии?

20. Можно ли делегировать полномочия по руководству совещанием?

278

Глава 4

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

“У меня есть ответ> не найдется ли у вас

вопроса?”

Буди Аллеи

На пресс-конференции место отвечающего

не обычный сгул, а горячая сковорода.

Дороти Доти

§ 1. ЗАЧЕМ ПРОВОДЯТ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЮ?

Пресс-конференция — встреча официальных лиц (руководителей, политических деятелей, представителей государственной власти, специалистов по связям с общественностью, бизнесменов и т. п.) с

представителями прессы, телевидения, радио с целью

информирования общественности по актуальным вопросам. Это общепринятое

и эффективное средство предоставления прессе такой информации, которая работает на паблисити фирмы, организации, личности и на

поддержание необходимого уровня паблик рилейшнз. Пресс-

конференцию никогда не следует собирать только для того, чтобы

Источник