Код по мкб синдром тонусных нарушений

Код по мкб синдром тонусных нарушений thumbnail

Содержание

  1. Описание
  2. Дополнительные факты
  3. Причины
  4. Симптомы
  5. Диагностика
  6. Лечение

Названия

 Название: P94 Нарушения мышечного тонуса у новорожденного.

P94 Нарушения мышечного тонуса у новорожденного
P94 Нарушения мышечного тонуса у новорожденного

Описание

 Нарушения мышечного тонуса у новорожденных. Обширная группа двигательных расстройств, проявляющихся с момента рождения и характеризующихся изменением степени напряженности мышц. Встречается повышенный и сниженный мышечный тонус, а также дистония, представляющая собой чередование гипертонуса и гипотонуса. Двигательные расстройства проявляются либо чрезмерной мышечной напряженностью, либо неадекватной расслабленностью. Оба варианта сопровождаются трудностями, связанными с питанием малыша, плохим сном, беспокойством и тд Патология диагностируется клинически, на основании данных лабораторного и рентгенологического обследования. Тактика лечения определяется основным заболеванием, может включать в себя консервативные (дегидратационную терапию, антибиотикотерапию, прием миорелаксантов) и оперативные лечебные мероприятия.

Дополнительные факты

 Нарушения мышечного тонуса у новорожденных представляют собой синдром, сопутствующий многим заболеваниям, в том числе врожденным и наследственным. Двигательные расстройства, проявляющиеся с момента рождения, могут сохраняться в течение дальнейшей жизни, становиться причиной задержки умственного и физического развития, что, в свою очередь, способствует росту детской инвалидности. Именно поэтому так важна своевременная диагностика нарушения мышечного тонуса у новорожденных и лечение основной нозологии. При этом еще более значимую роль играет профилактика подобных расстройств, поскольку правильное внутриутробное развитие плода в значительной степени зависит от особенностей организма матери и условий ее жизни.

P94 Нарушения мышечного тонуса у новорожденного
P94 Нарушения мышечного тонуса у новорожденного

Причины

 Двигательные нарушения у новорожденных всегда связаны с дисфункцией на уровне центральной нервной системы (головной и спинной мозг), либо на уровне периферических нервов, идущих непосредственно к мышцам. Как правило, имеет место повреждение клеток головного мозга внутриутробно или в родах. Природа такого повреждения может быть травматической, гипоксической или инфекционной. В результате повреждения часть нейронов погибает или начинает функционировать неправильно. Кроме того, многие травмы приводят к повышению внутричерепного давления, вследствие чего часто наблюдается гипертонус.
 Также встречаются наследственные и врожденные неврологические заболевания, в клинике которых имеют место не только нарушения мышечного тонуса у новорожденных, но и другие проявления. Возможны аномалии развития нервной системы, которые формируются, в том числе, и под воздействием тератогенных факторов во время беременности, например, при курении или употреблении алкоголя. Определенную роль играют имеющиеся у матери хронические заболевания, в частности сахарный диабет. В педиатрии одним из наиболее серьезных диагнозов, в клинике которого всегда присутствуют нарушения мышечного тонуса у новорожденных, является детский церебральный паралич.

Симптомы

 Признаки двигательной дисфункции различаются в зависимости от типа нарушения мышечного тонуса. Повышенный тонус проявляется общей напряженностью ребенка, что часто может обнаружить мама малыша. Ручки пациента сжаты в кулачки, ножки поджаты к туловищу. Попытки развести ручки и ножки в стороны вызывают беспокойство и плач. Такие дети обычно плохо спят и плохо сосут грудь, часто срыгивают. Характерно положение во время сна с запрокинутой головой. В случае асимметричного гипертонуса напряжение мышц наблюдается только с одной стороны или локально, в конкретной области тела.

Диагностика

 Первичный осмотр педиатра дает возможность выявить признаки нарушения мышечного тонуса у новорожденных. Осмотр невролога в плановом порядке осуществляется в роддоме, специалист ставит первичный диагноз на основании клинических проявлений. Обязательно проведение рентгенографии черепа ребенку и МРТ головного мозга, что часто позволяет обнаружить кровоизлияния, опухоли, аномалии развития, которые могут являться причиной нарушения мышечного тонуса у новорожденных. При необходимости назначают генетическое картирование, поскольку причиной развития синдрома часто становятся генетические заболевания.
 ЭЭГ выполняется для исключения очага патологической электрической активности в головном мозге. Анализы крови и мочи, в том числе развернутые, позволяют обнаружить различные изменения воспалительного и инфекционного характера, а также заподозрить врожденные метаболические расстройства. С этой же целью осуществляется сбор семейного анамнеза. Примерами метаболических нарушений служат болезнь Вильсона-Коновалова, болезнь Ниманна-Пика, гомоцистинурия, синдром Ретта, лейциноз и многие другие заболевания. Нарушения мышечного тонуса у новорожденных всегда являются частью общей картины конкретной нозологии, поэтому первоочередной задачей специалистов становится постановка основного диагноза, который и определяет тактику лечения.

Лечение

 Терапия синдрома определяется основным диагнозом. При инфекционных заболеваниях требуется назначение антибиотиков и противовирусных препаратов. Показана дегидратационная терапия с целью нормализации внутричерепного давления. После подтверждения диагноза той или иной болезни обмена проводится специфическая терапия. Во всех случаях обязательной частью лечения являются нейропротекторы. Для устранения гипертонуса используются миорелаксанты. Наряду с симптоматическим действием препараты этой группы позволяют уточнить прогноз, поскольку в случае тяжелых нарушений мышечного тонуса у новорожденных лекарственные средства становятся неэффективными. При обнаружении аномалий нервной системы, опухолей и других органических патологий показано оперативное лечение.
 Профилактика возможна только до рождения ребенка. Риск развития двигательных нарушений у новорожденного снижается при отказе от вредных привычек, своевременной диагностике и лечении соматических заболеваний матери, УЗИ-диагностике плода, а также планировании беременности при известном высоком риске наследственной патологии. Значительная часть заболеваний, в клинике которых присутствуют нарушения мышечного тонуса у новорожденных, имеют хроническое течение и неизбежно оказывают влияние на физическое и нервно-психическое развитие ребенка, снижая дальнейшее качество жизни пациента, поэтому прогноз остается сомнительным.

Источник

Исключены:

  • лихорадка неясного происхождения (во время) (у):
    • родов (O75.2)
    • новорожденного (P81.9)
  • лихорадка послеродового периода БДУ (O86.4)

Боль в области лица

Исключены:

  • атипичная боль в области лица (G50.1)
  • мигрень и другие синдромы головной боли (G43-G44)
  • невралгия тройничного нерва (G50.0)

Включена: боль, которая не может быть отнесена к какому-либо определенному органу или части тела

Исключены:

  • хронический болевой личностный синдром (F62.8)
  • головная боль (R51)
  • боль (в):
    • животе (R10.-)
    • спине (M54.9)
    • молочной железе (N64.4)
    • груди (R07.1-R07.4)
    • ухе (H92.0)
    • области таза (H57.1)
    • суставе (M25.5)
    • конечности (M79.6)
    • поясничном отделе (M54.5)
    • области таза и промежности (R10.2)
    • психогенная (F45.4)
    • плече (M25.5)
    • позвоночнике (M54.-)
    • горле (R07.0)
    • языке (K14.6)
    • зубная (K08.8)
  • почечная колика (N23)

последние изменения: январь 2015

R53

Недомогание и утомляемость

Астения БДУ

Слабость:

  • БДУ
  • хроническая

Общее физическое истощение

Летаргия

Усталость

Исключены:

  • слабость:
    • врожденная (P96.9)
    • старческая (R54)
  • истощение и усталость (вследствие) (при):
    • нервной демобилизации (F43.0)
    • чрезмерного напряжения (T73.3)
    • опасности (T73.2)
    • теплового воздействия (T67.-)
    • неврастении (F48.0)
    • беременности (O26.8)
    • старческой астении (R54)
  • синдром усталости (F48.0)
  • после перенесенного вирусного заболевания (G93.3)

последние изменения: январь 2012

Старческий возраст без упоминания о психозе

Старость без упоминания о психозе

Старческая:

  • астения
  • слабость

Исключен: старческий психоз (F03)

R55

Обморок [синкопе] и коллапс

Кратковременная потеря сознания и зрения

Потеря сознания

Исключены:

  • нейроциркуляторная астения (F45.3)
  • ортостатическая гипотензия (I95.1)
  • неврогенная (G23.8)
  • шок:
    • БДУ (R57.9)
    • кардиогенный (R57.0)
    • осложняющий или сопровождающий:
      • аборт, внематочную или молярную беременность (O00-O07, O08.3)
      • роды и родоразрешение (O75.1)
    • послеоперационный (T81.1)
  • приступ Стокса-Адамса (I45.9)
  • обморок:
    • синокаротидный (G90.0)
    • тепловой (T67.1)
    • психогенный (F48.8)
  • бессознательное состояние БДУ (R40.2)

последние изменения: январь 2016

Исключены: судороги и пароксизмальные приступы (при):

  • диссоциативные (F44.5)
  • эпилепсии (G40-G41)
  • новорожденного (P90)

Исключены:

  • шок (вызванный):
    • анестезией (T88.2)
    • анафилактический (вследствие):
      • БДУ (T78.2)
      • неблагоприятной реакции на пищевые продукты (T78.0)
      • сывороточный (T80.5)
    • осложняющий или сопровождающий аборт, внематочную или молярную беременность (O00-O07, O08.3)
    • воздействием электрического тока (T75.4)
    • в результате поражения молнией (T75.0)
    • акушерский (O75.1)
    • послеоперационный (T81.1)
    • психический (F43.0)
    • травматический (T79.4)
  • синдром токсического шока (A48.3)

последние изменения: январь 2015

R58

Кровотечение, не классифицированное в других рубриках

Кровотечение БДУ

Включены: опухшие железы

Исключены: лимфаденит:

  • БДУ (I88.9)
  • острый (L04.-)
  • хронический (I88.1)
  • мезентериальный (острый) (хронический) (I88.0)

Исключена: задержка полового созревания (E30.0)

Исключены:

  • булимия БДУ (F50.2)
  • расстройства приема пищи неорганического происхождения (F50.-)
  • недостаточность питания (E40-E46)

Исключены:

  • синдром истощения как результат заболевания, вызванного ВИЧ (B22.2)
  • злокачественная кахексия (C80.-)
  • алиментарный маразм (E41)

последние изменения: январь 2010

Эта категория не должна использоваться в первичном кодировании. Категория предназначена для использования в множественном кодировании, чтобы определить данный синдром, возникший по любой причине. Первым должен быть присвоен код из другой главы, чтобы указать причину или основное заболевание.

добавлено: январь 2010

R69

Неизвестные и неуточненные причины заболевания

Болезненность БДУ

Недиагностированная болезнь без уточнения локализации или пораженной системы

Источник

Группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий. Эти качественные отклонения являются общей характерной чертой деятельности индивида во всех ситуациях.

При необходимости идентифицировать связанные с данными нарушениями заболевания или умственную отсталость используют дополнительный код.

Тип общего нарушения развития, который определяется наличием: а) аномалий и задержек в развитии, проявляющихся у ребенка в возрасте до трех лет; б) психопатологических изменений во всех трех сферах: эквивалентных социальных взаимодействиях, функциях общения и поведения, которое ограничено, стереотипно и монотонно. Эти специфические диагностические черты обычно дополняют другие неспецифические проблемы, такие, как фобии, расстройства сна и приема пищи, вспышки раздражения и направленная на себя агрессивность.

Аутическое расстройство

Детский:

  • аутизм
  • психоз

Синдром Каннера

Исключена: аутическая психопатия (F84.5)

Тип общего нарушения развития, отличающийся от детского аутизма возрастом, в котором начинается расстройство, или отсутствием триады патологических нарушений, необходимой для постановки диагноза детского аутизма. Эту подрубрику следует использовать только в том случае, если аномалии и задержки в развитии проявились у ребенка старше трех лет и недостаточно демонстративно выражены нарушения в одной или двух из трех областей психопатологической триады, необходимой для постановки диагноза детского аутизма (а именно в социальном взаимодействии, общении и поведении, характеризующемся ограниченностью, стереотипностью и монотонностью), несмотря на наличие характерных нарушений в другой (других) из перечисленных областей. Атипичный аутизм чаще всего развивается у лиц с глубокой задержкой развития и у лиц, имеющих тяжелое, специфическое рецептивное расстройство развития речи.

Атипичный детский психоз

Умственная отсталость с чертами аутизма

При необходимости идентифицировать умственную отсталость используют дополнительный код (F70-F79).

Состояние, до настоящего времени обнаруживаемое только у девочек, при котором явно нормальное ранне развитие осложняется частичной или полной утратой речи, локомоторных навыков и навыков пользования руками одновременно с замедлением роста головы. Нарушения возникают в возрастном интервале от 7 до 24 месяцев жизни. Характерны потеря произвольных движений руками, стереотипные круговые движения рук и усиленное дыхание. Социальное и игровое развитие останавливается, но интерес к общению имеет тенденцию к сохранности. К 4 годам начинается развитие атаксии туловища и апраксии, часто сопровождаемые хореоатетоидными движениями. Почти неизменно отмечается тяжелая умственная отсталость.

F84.3

Другое дезинтегративное расстройство детского возраста

Тип общего нарушения развития, для которого характерно наличие периода абсолютно нормального развития до проявления признаков расстройства, сопровождаемого выраженной потерей приобретенных к тому времени навыков, касающихся различных областей развития. Потеря происходит в течение нескольких месяцев после развития расстройства. Обычно это сопровождается выраженной утратой интереса к окружающему, стереотипным, монотонным двигательным поведением и характерными для аутизма нарушениями в сфере социальных взаимодействий и функций общения. В ряде случаев может быть показана причинная связь этого расстройства с энцефалопатией, но диагноз должен базироваться на особенностях поведения.

Детская деменция

Дезинтегративный психоз

Синдром Геллера

Симбиозный психоз

При необходимости идентифицировать связанные с расстройством неврологические заболевания используют дополнительный код.

Исключен: синдром Ретта (F84.2)

F84.4

Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями

Плохо обозначенное расстройство неопределенной нозологии. Эта категория предназначена для группы детей с выраженной умственной отсталостью (IQ ниже 35), проявляющих гиперактивность, нарушение внимания, а также стереотипное поведение. У этих детей стимулирующие препараты могут вызвать не положительный ответ (как у лиц с нормальным уровнем IQ), а, напротив, тяжелую дисфорическую реакцию (иногда с психомоторной ретардацией). В подростковом возрасте гипреактивность имеет тенденцию сменяться сниженной активностью (что нетипично для гипреактивных детей с нормальным интеллектом). Данный синдром часто связан с различными отставаниями в развитии общего или специфического характера. Неизвестна степень этиологического участия в этом поведении низкого IQ или органического поражения мозга.

последние изменения: январь 1995

Расстройство неопределенной нозологии, характеризующееся такими же качественными аномалиями социальных взаимодействий, какие характерны для аутизма, в сочетании с ограниченностью, стереотипностью, монотонностью интересов и занятий. Отличие от аутизма в первую очередь состоит в том, что отсутствует обычная для него остановка ил задержка развития речи и познания. Это расстройство часто сочетается с выраженной неуклюжестью. Выражена тенденция к сохранности вышеуказанных изменений в подростковом и зрелом возрасте. В раннем периоде зрелости периодически имеют место психотические эпизоды.

Аутическая психопатия

Шизоидное расстройство в детском возрасте

F84.8

Другие общие расстройства развития

F84.9

Общее расстройство развития неуточненное

Источник

Тики у детей: 17 причин возникновения, симптомы, 4 метода диагностики, 6 принципов лечения

Синдром двигательных нарушений у новорожденных комаровский. Синдром двигательных нарушений у грудничка: виды, причины, симптомы, лечение
Нервные тики у детей – тип непроизвольных двигательных актов гиперкинетического плана, стереотипное мускульное движение. Оно длится недолго, внезапно возникает, повторяется много раз и столь же неожиданно пропадает. Малыш может осознавать присутствие тика, однако часто не способен контролировать такие действия (или контроль минимален).

Что это такое

Под термином «тик» понимают внезапные и быстрые движения отдельных мышц, которые не несут определенной функции. Обычно такое явление повторяется через разные промежутки времени.

Важный признак тика — движения возникают непроизвольно и без какого-либо провоцирующего фактора. Их интенсивность, частота и содержание могут быть самыми разными. Ребенок (или взрослый) не может контролировать возникающие двигательные пароксизмы, попытка их подавить усиливает тревожность и напряжение.

Быстрое снятие тика

Подергивания мышц часто причиняют дискомфорт малышу, особенно если он пытается их подавлять. Когда тик появляется, можно попробовать облегчить это состояние. Поможет отвлечение: предложите заняться чем-то интересным, что займет внимание ребенка полностью. И лучше, чтобы это был не компьютер или телевизор.

При глазных тиках снимает приступ точечный массаж. Нужно последовательно в течение нескольких секунд надавливать на точки в центре надбровной дуги и в уголках глаз. Затем ребенку следует несколько раз на несколько секунд крепко зажмуриться. Из народных методов помогает компресс из листьев герани, которые в измельченном виде следует прикладывать к пораженной области (только не к глазам).

Однако такие методы способны лишь снять приступ на некоторое время, а не вылечить тик полностью. Через какой-то интервал (от нескольких минут до нескольких часов) все вернется, особенно если малыш нервничает.

Причины

В зависимости от причины выделяют тики первичные и вторичные.

Первичным является тик, если он появляется без видимой причины. В этом случае говорят об идиопатической форме патологии. Вторичный возникает вследствие другого заболевания.

Первичная форма

Причины возникновения первичных тиков до сих пор являются предметом исследования. Ученые предполагают, что они вызваны нарушением в обмене определенных трансмиттеров, в частности, дофамина — вещества, участвующего в передаче импульсов в головном мозге.

До периода полового созревания некоторые функциональные области головного мозга еще не полностью развиты. Это объясняет тот факт, что тики чаще встречаются у детей и по мере взросления исчезают.

Генетическая предрасположенность также играет определенную роль в возникновении расстройства. Если отец или мать уже имеют подобное заболевание, то риск его появления у ребенка гораздо выше.

[stextbox id=’info’]

Провоцирующим фактором может стать прием определенных лекарств или сильный стресс. В частности, некоторые препараты, используемые в лечении психозов (нейролептики), иногда вызывают непроизвольные мышечные сокращения.

[/stextbox]

Противосудорожные средства, которые назначают при детской эпилепсии, также иногда провоцируют непроизвольные движения. Стрессовые состояния, такие как горе или, наоборот, большая радость, часто усиливают проявления тика.

Вторичная форма

Определенные заболевания центральной нервной системы (ЦНС) могут стать причиной тикозного расстройства:

  • воспаление мозга и его оболочек (энцефалит, менингит);
  • черепно-мозговая травма;
  • опухоли ЦНС;
  • отравления, например, окисью углерода.

У некоторых детей причиной тика является так называемый синдром ПАНДАС (PANDAS: Pediatric Autoimmune Neuropsychiatric Disorders Associated with Streptococcal infections).

После заражения определенными бактериями (стрептококками типа А) возникает тонзиллит и скарлатина, образуются антитела к этим патогенам.

У некоторых детей антитела, которые должны действовать против бактерий, атакуют собственные структуры организма. При поражении нервной системы это может привести к тикам.

Иногда патология возникает на фоне различных психических расстройств. Они не имеют прямой связи с ними, но тем не менее врачи отмечают высокую частоту тиков при определенных заболеваниях.

Например, насильственные движения чаще встречаются у детей с синдромом гиперактивности и снижения внимания, эмоциональными нарушениями и при аутизме (в частности, при синдроме Аспергера).

Другие фоновые патологии: депрессия, замедление психомоторного и речевого развития.

Тики после испуга

Большинство пациентов связывает возникновение тиков с сильным стрессом или испугом. Например, ребенок испугался собаки, тонул в воде, выругала учительница и пр.

У некоторых детей тиковое расстройство возникает на фоне уже имеющегося невроза. В этом случае провоцирующим фактором могут стать даже небольшие бытовые проблемы. Обычно назначают комбинированную терапию с использованием седативных препаратов, антидепрессантов, психотерапии.

Причины нервного тика

Тик возникает вследствие воздействия самых различных факторов: генетических отклонений, инфекций, травм, органического поражения головного мозга, интоксикаций, дегенеративных процессов. В клинической неврологии по этиологическим факторам выделяют несколько видов гиперкинезов:

  • Первичные. Имеют резидуально–органическое происхождение. Развиваются вследствие идиопатических дегенеративных процессов в структурах головного мозга и как правило, имеют наследственный характер.
  • Вторичные. Появляются на фоне негрубых резидуально–органических изменений в ЦНС и периферической нервной системы (невропатии). Часто являются проявлением базовой патологии, обусловленной токсическим поражением (отравлением СО2, алкоголизмом), черепно-мозговой травмой, инфекцией (энцефалитом, ревматизмом), опухолью головного мозга, расстройством гемодинамики структур головного мозга (дисциркуляторная энцефалопатия) или являться побочным эффектом применения некоторых лекарственных средств (психостимуляторов, нейролептиков, ингибиторов МАО, в случаях передозировки дофаминергических препаратов).
  • Психогенные. Обусловлены хроническим/острым психотравмирующим глубоко переживаемым воздействием (дезадаптацией в школьных и дошкольных учреждениях, продолжительной работой на компьютере, бесконтрольными просмотрами телепередач, разлукой с одним из родителей, конфликтами в семье, госпитализацией), различными психическими нарушениями (неврозами, генерализованным тревожным расстройством, маниакально-депрессивным психозом).

Факторы, провоцирующие тики:

  • Стрессовые ситуации (испуг, нахождение в школе/детском саду, просмотр фильмов ужасов).
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Дефицит в рационе питания микроэлементов и витаминов (группы В и магния).
  • Острая/хроническая респираторно-вирусная, стрептококковая инфекция.
  • Хроническое переутомление (умственные перегрузки, длительные занятия на персональном компьютере).

Как пример, ниже приведена диаграмма основных причин нервного тика глаза, согласно данным статистической обработки материалов обследования детей.

Основные факторы, провоцирующие тики глаза у детей

Начало и течение заболевания

В 90% случаев тики дебютируют в возрасте 6-8 лет. Часто провоцирующим фактором для их появления становится начало обучения в школе. В этом случае специалисты говорят о «тиках первого сентября». По их мнению, такое явление обусловлено стрессовой ситуацией для ребенка: смена коллектива (детский сад — школа), новые условия пребывания и обучения, больше самостоятельности.

Приблизительно у одного из двух детей в начальной школе появляются преходящие формы тиков. Чаще возникают моторные насильственные движения. Мальчики больше предрасположены к данной патологии, чем девочки.

По мере роста ребенка тики могут то исчезать, то появляться вновь. Максимальная выраженность симптомов обычно наблюдается в возрасте 10 лет. После достижения 14 лет патология часто исчезает — в среднем в 50% случаев.

Обычно заболевание протекает волнообразно с периодами обострения и улучшения. Уменьшение тиков наблюдается во время каникул, после длительного отдыха. А вот стрессы и эмоциональное перенапряжение, наоборот, их усиливают.

PANDAS-синдром

Другой причиной тиков у детей может быть PANDAS-синдром, вызванный так называемым гемолитическим стрептококком группы А. Признаками этого расстройства являются:

  1. Наличие навязчивого состояния или тиков;
  2. Возраст ребенка до начала полового созревания;
  3. Внезапное начало и такое же быстрое выздоровление;
  4. Связь по времени между инфекцией и тиками;
  5. Дополнительная неврологическая симптоматика в виде гиперреактивности или других непроизвольных движений.

Считают, что после стрептококковой инфекции развивается своеобразная аутоиммунная реакция, когда организм атакует некоторые части собственной нервной системы.

Тики обычно начинаются в раннем детстве и затем постепенно усиливаются с возрастом. Максимальные проявления бывают у подростков. Прогноз скорее благоприятный. Большая часть людей постепенно избавляются от тиков и проявлений синдрома Туретта.

В течение всей жизни возможны рецидивы заболевания, которые связаны со стрессом и травматическими событиями.

Симптомы

Выделяют моторные (двигательные) и вокальные (ые) тики. Они могут проявляться как в простых, так и в сложных формах.

Источник: https://gb4miass74.ru/bolezni/nervnyj-tik-u-rebenka.html

Синдром двигательных нарушений (СДН): у новорожденных детей до года, диагностика и лечение

Синдром двигательных нарушений у новорожденных комаровский. Синдром двигательных нарушений у грудничка: виды, причины, симптомы, лечение

О синдроме становится известно уже в первые недели жизни ребенка. И если врачи начинают подозревать о его наличии не в роддоме, то родители точно видят некоторые отклонения в развитии своего малыша.

И чем раньше это происходит, тем большая вероятность того, что дальнейшего развития заболевания можно будет избежать, кроме того – быстро устранить уже проявляющиеся симптомы.

Именно поэтому так важно наблюдать за своим малышом и своевременно говорить врачу о любых отклонениях. Но для этого необходимо знать, как именно проявляется синдром двигательных расстройств (СДР) у новорожденных, и какие признаки могут свидетельствовать о наличии данного заболевания.

Что нужно знать родителям

Синдром двигательных нарушений являет собой патологию двигательной активности. Она может выражаться по-разному, к тому же заболевание классифицируется в зависимости от возраста пациента. Соответственно, и лечение данного заболевания может иметь различный характер.

Кроме того следует отметить, что заболевание может наблюдаться как у младенцев, так и у более взрослых детей. В первом случае его причиной становится негативное воздействие на плод во время его пребывания в утробе матери. Кроме того, причиной могут быть и травмы, приобретенные во время прохождения плода по родовому каналу в процессе родов.

Во взрослом возрасте заболевание носит иной характер. Его причиной являются возрастные изменения либо заболевания, а также – травмы.

Симптомы заболевания также проявляются по-другому. В данном случае стоит уделить больше внимание именно младенческому синдрому двигательных нарушений.

Отсутствие лечения может стать причиной более серьезного заболевания, вплоть до ДЦП. Именно поэтому родители должны уделять особое внимание развитию ребенка с самого раннего его возраста.

Кроме того, достаточно часто наблюдаются паралич гортанных мышц у детей, в результате чего нарушается их глотательный рефлекс у ребенка еще с самого раннего возраста. Данный симптом свидетельствует о серьезной стадии заболевания, требующей немедленного лечения, и устранения столь опасной симптоматики.

Следует обращать особе внимание на то, как своевременно ребенок развивается, то есть – начинает держать головку, осознанно трогать предметы, окружающие его и так далее.

В случае серьезных отклонений от графика, нужно незамедлительно указать на данный факт врачу, наблюдающему малыша. Дело в том, что синдром двигательных нарушений у детей при отсутствии его лечения зачастую приводит к серьезным нарушениям в развитии ребенка. Они могут иметь как физиологический, так психический характер.

Наличие данного заболевания у ребенка приводит к нарушению двигательных возможностей. Как результат – невозможность начать вовремя переворачиваться на животик со спинки, самостоятельно держать головку, познавать окружающий мир путем прикосновений и так далее.

[stextbox id=’alert’]

В данном случае следует привести простой пример: если малыш самостоятельно начинает держать головку уже в 3-4 месяца при нормальном развитии, то при наличии у него синдрома нарушений двигательных нарушений, он может не справляться с данной задачей и в годик. Что и говорит о способности самостоятельно сидеть, стоять и ходить.

[/stextbox]

Не смотря на то, что именно врач должен заметить нарушения в физиологическом развитии ребенка, в первую очередь сами родители должны обращать на данный фактор особое внимание, по крайней мере, до тех пор, пока малышу не исполнится год.

Симптоматика СДР

Для того чтобы родители самостоятельно смогли вовремя обратить внимание на те или иные нарушения в развитии малыша, стоит четко знать, в чем именно могут проявляться симптомы двигательных нарушений у грудничка. Они могут иметь следующий характер:

  • видимые нарушения артикуляции;
  • вялая мимика: если эмоции здорового малыша выражаются на лице довольно ярко, то СДР проявляется в практически отсутствующей мимике как при положительных, так при отрицательных эмоциях, такие малыши начинают улыбаться достаточно поздно, это может быть даже в три месяца;
  • значительная задержка зрительно-слуховых реакций, родители деток при этом часто наблюдают, что они долгое время не реагируют на окружающие их звуки и происходящие события, не узнают родителей и близких;
  • дети кричать слабо и монотонно, практически без перепадов звуков и тонов.

Можно отметить, что в целом детки, у которых наблюдается синдром двигательных нарушений, являются более слабыми, вялыми и флегматичными, чем их здоровые сверстниками. При выявлении таких признаков не стоит спешить списывать их на особенности характера малыша, а вместо этого следует обратить на это внимание педиатра.

Стоит отметить, что синдром может проявляться не только в физических, но и в психических отклонениях от нормы. Так маленький ребенок может самостоятельно брать в руки игрушки, но при этом не понимать, что с ними нужно делать.

И если здоровый ребенок осознает такие моменты достаточно быстро, то у тех, кто имеет выраженные симптомы отклонения это может занимать намного больше времени.

Если у ребенка наблюдаются зрительные нарушения, то он будет путаться в пространстве, ему сложнее определить, где находится тот или иной предмет. Если малыш не может с первого раза дотянуться ручками до нужного предмета, стоит сразу же бить тревогу, и сообщать о симптоме врачую, параллельно наблюдая за общим поведением ребенка.

Что же делать, как быть родителям малыша?

Сложность лечения, как правило, зависит именно от того, насколько рано будут выявлены симптомы заболевания. На сегодня существуют эффективные методики, способные устранить заболевание достаточно эффективно и относительно быстро.

После проведения квалифицированного лечения дети вырастают полностью здоровыми, и симптоматика заболевания полностью пропадает.

Наиболее часто при синдроме двигательных расстройств используют комплекс лечебных мер:

  • плановый курс общего массажа;
  • при запущенных случаях применяется физиотерапевтическая терапия, лечебная физкультура, назначается особый режим;
  • в зависимости от степени заболевания, могут назначаться препараты, улучшающие связь между возникновением нервных импульсов и реакцией на них;
  • могут также назначаться гомеопатические препараты;
  • детям дается большое количество продуктов, содержащих витамин В.

Не стоит впадать в отчаяние, если ребенку ставится диагноз «СДР». Заболевание поддается лечению, и чем раньше оно будет выявлено, тем легче и эффективнее оно будет устранено. В данном случае многое зависит от наблюдательности родителей и профессионализма врача, ведущего ребенка.

Осложнения и прогноз

То, насколько эффективным будет лечение, зависит, прежде всего, от сложности и степени запущенности заболевания. Если отмечается легкая форма синдрома, то при правильном лечении побороть его можно уже в первый год жизни малыша.

Более запущенные стадии нередко становятся причиной серьезных двигательных и психических нарушений. К ним можно отнести:

  • ДЦП;
  • умственная отсталость;
  • эпилепсия;
  • сложности с ходьбой, обучением и концентрацией внимания;
  • головные боли, повышенная метеочувствительность.

В раннем возрасте крайне важно внимательное отношение к ребенку. Заключаются оно в предоставлении свободы в развитии, естественно – в разумных пределах.

Нельзя ограничивать пространство грудничка кроваткой или манежем. Желательно выделить для ребенка отдельное помещение, в котором он при соблюдении мер безопасности сможет свободно передвигаться.

Яркие картинки, развивающие игрушки, ходьба босиком и фитбол – все это способствует правильно