Код мкб f83 расшифровать

Код мкб f83 расшифровать thumbnail

Расстройства, включенные в этот блок, имеют общие черты: а) начало обязательно в младенческом или детском возрасте; б) нарушение или задержка развития функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы; в) устойчивое течение без ремиссий и рецидивов. В большинстве случаев страдают речь, зрительно-пространственные навыки и двигательная координация. Обычно задержка или нарушение, проявившиеся настолько рано, насколько возможно было их достоверно обнаружить, будут прогрессивно уменьшаться по мере взросления ребенка, хотя более легкая недостаточность часто сохраняется и в зрелом возрасте.

Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.

Расстройства, при которых нормальные показатели приобретения учебных навыков нарушены, начиная с ранних стадий развития. Такое нарушение не является просто следствием отсутствия возможности обучаться или исключительно результатом умственной отсталости и не обусловлено полученной травмой или перенесенной болезнью головного мозга.

F82

Специфические расстройства развития моторной функции

Расстройство, главной чертой которого является значительное снижение развития моторной координации и которое не может быть объяснено исключительно обычным интеллектуальным отставанием или каким-либо специфическим врожденным или приобретенным неврологическим нарушением. Однако в большинстве случаев тщательное клиническое обследование выявляет признаки незрелости неврологического развития, такие, как хорееподобные движения конечностей в свободном положении, отражательные движения, другие признаки, связанные с особенностями моторики, а также симптомы нарушения тонкой и более грубой моторной координации.

Синдром неуклюжего ребенка

Связанное(ая) с развитием:

  • нарушение координации
  • диспраксия

Исключены:

  • нарушения походки и подвижности (R26.-)
  • нарушение координации (R27.-)
  • нарушение координации вторичное по отношению к умственной отсталости (F70-F79)

F83

Смешанные специфические расстройства психологического развития

В эту остаточную рубрику собраны нарушения, представляющие собой сочетание специфических расстройств развития речи и языка, учебных навыков и моторики, при которых дефекты выражены в равной степени, что не позволяет вычленить какой-либо из них как основной диагноз. Эту рубрику следует использовать лишь тогда, когда имеет место выраженное переплетение этих специфических расстройств развития. Эти нарушения обычно, но не всегда связаны с определенной степенью общей недостаточности познавательных функций. Таким образом, данную рубрику следует использовать в тех случаях, когда имеется сочетание дисфункций, отвечающих критериям двух или более рубрик: F80.-; F81.- и F82.

Группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий. Эти качественные отклонения являются общей характерной чертой деятельности индивида во всех ситуациях.

При необходимости идентифицировать связанные с данными нарушениями заболевания или умственную отсталость используют дополнительный код.

F88

Другие расстройства психологического развития

Агнозия развития

F89

Расстройство психологического развития неуточненное

Нарушение развития БДУ

Источник

F80 Специфические расстройства развития речи и языка
F81 Специфические расстройства развития учебных навыков
F82 Специфические расстройства развития моторной функции
F83 Смешанные специфические расстройства психологического развития
F84 Общие расстройства психологического развития
F88 Другие расстройства психологического развития
F89 Расстройство психологического развития неуточненное

F80 Специфические расстройства развития речи и языка.jpg F80 Специфические расстройства развития речи и языка При расстройствах из этой группы страдает нормальное приобретение языковых навыков, и это происходит уже на ранних этапах развития. Такие нарушения не имеют отношения к нарушениям неврологического статуса, речевого аппарата, сенсорной недостаточности или к факторам из окружающей среды. Обычно расстройство проявляется в том, что пациенту трудно читать, писать и произносить слова, при этом нарушаются межличностные отношения, наблюдаются нарушения эмоционального статуса и поведения. F81 Специфические расстройства развития учебных навыков.jpg F81 Специфические расстройства развития учебных навыков К данной группе относятся нарушения, которые выражаются в сниженной способности к обучению. Такое нарушение проявляется уже с раннего детского возраста. Эта группа расстройств связана с отсутствием возможности обучения или результатом имеющейся умственной отсталости. Также исключены такие причины, как патологическое поражение головного мозга или травмы. F82 Специфические расстройства развития моторной функции.jpg F82 Специфические расстройства развития моторной функции К данной группе относятся расстройства, которые проявляются в нарушении развития моторики, что не находит объяснения в отставании в развитии, которое обычно наблюдается у детей с умственной отсталостью. Также это нельзя объяснить какими-либо неврологическими нарушениями. Тем не менее, при тщательном обследовании таких пациентов довольно часто выявляются нарушения в неврологическом развитии. В частности, хорееподобное движение конечностей в свободном положении, а также иные специфические особенности. Нередко у таких пациентов есть нарушение координации движений. F83 Смешанные специфические расстройства психологического развития.jpg F83 Смешанные специфические расстройства психологического развития В этой группе представлены нарушения, которые представляют собой специфические расстройства в развитии речевых навыков, в развитии учебных навыков и в развитии моторики. При этом все вышеописанные нарушения проявляются примерно на одном уровне, что не позволяет выделить доминирующее и более слабо выраженные расстройства, чтобы поставить определенный диагноз на основании доминирующего нарушения. Данный диагноз следует использовать только в случае, если описанные нарушения проявляются в одинаковой степени выраженности. В ряде случаев на фоне описанных нарушений может наблюдаться еще недостаточность познавательных способностей. F84 Общие расстройства психологического развития.jpg F84 Общие расстройства психологического развития К данной группе относятся расстройства, для которых характерны качественные отклонения в социальном взаимодействии и коммуникативных навыках. Также такие пациенты нередко имеют ограниченный, стереотипный и повторяющийся комплекс интересов и действий. При этом такие пациенты выявляют склонность к повторяющимся действиям во всех простых и неординарных ситуациях. Дополнительные коды используются, если необходимо провести дифференциацию таких нарушений с умственной отсталостью или другими нарушениями. F88 Другие расстройства психологического развития.jpg F88 Другие расстройства психологического развития К данной группе нарушений относятся те, которые отличаются от вышеописанных, но имеют общие признаки, позволяющие их отнести к расстройствам психологического развития. F89 Расстройство психологического развития неуточненное.jpg F89 Расстройство психологического развития неуточненное К этой группе относятся расстройства, которые имеют неуточненную природу, или же их наблюдается несколько одновременно, однако они все относятся к расстройствам психологического развития. Обычно такой диагноз ставится только после того, как специалист убедится, что расстройство нельзя идентифицировать кодами, представленными в данной группе выше.

Источник

Это плохо определенная, недостаточно разработанная (но необходимая) остаточная группа расстройств, при которых есть смешение специфических расстройств развития речи, школьных навыков и/или двигательных функций, но нет значительного преобладания ни одного из них, чтобы установить первичный диагноз. Общим для этих специфических расстройств развития является сочетание с некоторой степенью общего нарушения когнитивных функций, и эта смешанная категория может использоваться только тогда, когда есть значительное совпадение специфических расстройств. Эта плохо определяемая и недостаточно чётко очерченная в МКБ (международная классификация болезней)-10 диагностическая рубрика по клиническим описаниям приближается к широко использовавшейся и продолжающей использоваться в отечественной психиатрии диагностической категории «задержка психического развития» с выделением её дизонтогенетических и энцефалопатических форм.

Читайте также:  Рак матки код по мкб 10 у взрослых

Задержка психического развития у детей:

Задержка психического развития – комплекс негрубых нарушений развития моторной, познавательной, эмоционально-волевой сфер, речи, с тенденцией к их компенсации. По МКБ-10 шифр ЗПР- F 83.

Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории.

Кроме того, различают первичную и вторичную задержку психического развития:

·

o Среди причин первичных ЗПР церебрально-органического генеза наиболее распространенными являются гипоксические, травматические, инфекционные, токсические и другие факторы, влияющие на развивающийся мозг ребенка в перинатальном периоде (родовая травма, асфиксия, ранние инфекции, недоношенность, некоторые наследственные заболевания и др.).

o Вторичная ЗПР возникает на фоне неповрежденного головного мозга при острых соматических и хронических заболеваниях, врожденных пороках сердца, других внутренних органов, при отдельных формах наследственной патологии обмена веществ, педагогической и социальной запущенности в острой психотравмирующей ситуации.

o

Эпидемиология

Наиболее часто задержка психического развития диагностируется или в первые годы жизни или в 6-7 лет, когда при проведении психолого-педагогического скрининга перед поступлением в школу, где обнаруживается недостаточность высших психических функций. отечественные психиатры приводят среди учащихся начальных классов такую статистику: 4,6-5,8% детей с задержкой психического развития. В нашей школе учатся 123 учащейся начальных классов. Из 40 детей первого и подготовительного класса 23 учащейся с диагнозомF83; во втором классе из 28 учеников 8 учащийся; в третьем классе из 35 учеников 8 учащийся; в четвертом классе из 20 учеников 2 учащийся; в пятом классе из 36 учеников 2 учащийся; в 7 классе из 40 учеников 1 ученик.

У детей данной категории отмечают в 1 очередь:

-недостаточную готовность к школе (интеллектуальную, эмоциональную, социальную).

Трудности, которые могут испытывать эти дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и недоразвитием отдельных психических процессов – восприятия, памяти, мышления, негрубыми нарушениями речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности.

Выделяют 4 основных типа ЗПР:

ЗПР конституционального происхождения – при этом виде задержки психического развития эмоционально-волевая сфера ребенка находится на более раннем этапе физического и психического становления. Наблюдается преобладание игровой мотивации поведения, поверхность представлений, легкая внушаемость. Трудности в обучении и школьной адаптации связаны, прежде всего с незрелостью эмоционально-волевой сферы.

Читайте также:  Гнойная интоксикация код мкб

ЗПР соматогенного происхождения – причинами данного типа задержки являются различные хронические заболевания, инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития внутренних органов. Детям присуща боязливость, стеснительность, неуверенность в себе. Эти дети нуждаются в санаторном лечении, дальнейшее развитие детей зависит от состояния их здоровья.

ЗПР психогенного характера – центральным ядром данной формы задержки является семейное неблагополучие (неполная или асоциальная семья, различного рода психические травмы и т.д.) или неблагоприятные условия воспитания, например: гиперопека или депривация (отчуждение) родителей.

ЗПР церебрально-органического генеза – этот тип встречается чаще других. Обладает стойкостью выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере так и в познавательной деятельности. Преобладает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы. На этот вид ЗПР могут оказать свое патологическое влияние токсикозы беременности, инфекционные заболевания, травмы, резус — конфликты, дети характеризуются эмоционально-волевой незрелостью.

Причины и патогенез

В генезе указанных расстройств ведущую роль отводят биологическим факторам, в том числе наследственной предрасположенности и негрубым тканевым повреждениям мозговых структур в результате экзогенно-органических воздействий с последующим нарушением формирования межанализаторных связей. Социальные факторы, такие как дефицит информации, связанный с низким уровнем семьи, безнадзорность, усугубляют проявления смешанного расстройства развития. Патогенез изучен недостаточно. Предполагают, что в одних случаях преобладает механизм задержки созревания и функциональной незрелости соответствующих мозговых структур, в других — механизм выпадения структурных и функциональных элементов, обеспечивающих более высокий уровень интеллектуального развития.

Симптомы

Клиническая картина носит полиморфный характер, включает как признаки лёгкого общего психического недоразвития, так и в различных сочетаниях специфические расстройства развития речи, школьных навыков. Дислексии — нарушения чтения, дисграфии — различные виды нарушения письма, в том числе орфографической дисграфии, проявляющейся в неспособности логически употреблять и контролировать на письме хорошо усвоенные правила орфографии, дискалькулии — расстройства счёта. При энцефалопатических формах указанные расстройства сочетаются с различной осложняющей симптоматикой (психопато-подобными, неврозоподобными расстройствами, явлениями церебральной астении др.).

Характерные признаки ЗПР

· Ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире;

· Низкий уровень познавательной активности;

· Низкая способность к приему и переработке информации;

· Недостаточная сформированность произвольного внимания, памяти и др. высших функций;

· Наглядно – действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно – образное и словесно – логическое;

· Отставание в развитии речи;

· Недостаточность развития тонкой моторики;

Категории детей с ЗПР

· Замедленность становления эмоционально – личностных характеристик и произвольной регуляции поведения;

· Задержанное развитие различных сторон познавательной деятельности;

· Двигательная расторможенность (гиперактивность);

· Незрелость эмоционально–волевой сферы;

· Несформированность интегративной деятельности головного мозга;

Особенности диагностики детей с ЗПР

· Быстро утомляются, не усваивают данный объем работы, занижен уровень работоспособности;

· Трудно принимать, обрабатывать, анализировать информацию;

· Трудности при мыслительной деятельности;

· Трудности с общепринятыми формами поведения;

· Трудно организовать свою деятельность;

·

Общие направления работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими диагноз F – 83

Направления работы:

Диагностико – консультативное;

Физкультурно – оздоровительное;

Воспитательно – образовательное;

Коррекционно – развивающее;

Социально –педагогическое

Диагностико – консультативное:

Изучение особенностей психического развития ребенка;

Выявление уровня обученности;

Психолого – педагогическое наблюдение и изучение динамики развития познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы;

Физкультурно – оздоровительное:

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья;

Медицинский контроль и профилактика заболеваний;

Специально организованная работа по физическому воспитанию, формированию двигательных навыков у детей;

Воспитательно – образовательное:

Социально – нравственное развитие;

Познавательное развитие;

Развитие речи и коммуникативных способностей;

Эстетическое развитие;

Социально – педагогическое:

Взаимодействие с семьей и детьми;

Привлечение родителей к активному сотрудничеству;

Коллективные формы взаимодействия;

Индивидуальные формы работы с семьей;

Коррекционно – развивающее: (Приложение 1)

Формирование психологического базиса для развития высших психических функций;

Развитие и коррекция недостатков эмоционально – волевой сферы;

Развитие познавательной деятельности;

Развитие речи, коммуникативной деятельности;

Формирование ведущих видов деятельности

Рекомендации для учителей и родителей по работе с детьми с задержкой психического развития.

1. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённый усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.

2. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.

3. Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.

4. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.

Читайте также:  Объемное образование гипофиза код по мкб

5. Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.

6. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.

7. Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.

8. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.

9. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.

10. Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.

11. Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз ( через 10 минут).

12. Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.

13. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности ( стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).

14. Необходимо прибегать к дополнительной ситуации ( похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.). особенно это актуально в детском саду. Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.

15. Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.

16. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов

17. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.

18. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.

19. На уроках и во внеурочное время необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей.

20. Создание доверительных отношений со взрослыми.

21. Формирование ученического коллектива на основе привлечения каждого ученика к активной общественно полезной деятельности и посильному производительному труду.

Лечение

Дети с данной формой расстройств должны находиться под наблюдением детского психиатра. Это необходимо не только для проведения адекватного медикаментозного лечения, психотерапии, но и решения совместно с психологами и дефектологами вопроса о форме обучения. Дети с задержкой психического развития традиционно в нашей стране обучаются в специализированных классах коррекции с облегченной программой в общеобразовательных школах. Перевод в школу VIII вида (вспомогательную) осуществляют в тех случаях, если уровень общего психического недоразвития соответствует умственной отсталости.

Прогноз

При отчётливой тенденции к уменьшению расстройств с возрастом более низкий уровень когнитивной продуктивности сохраняется в подростковом возрасте и в течение всей взрослой жизни.

Приложение 1

Психологическая коррекция взаимодействия детей с ЗПР со сверстниками

В целом ряде исследований выявлено, что дети с ЗПР с трудом адаптируются в социальной среде, особенно в среде сверстников. Поэтому следует включить в систему практической работы с детьми с ЗПР программу тренинга оптимизации межличностных отношений в среде сверстников.

Целью тренингаявляется развитие продуктивных стратегий межличностного взаимодействия в системе ребенок с ЗПР — сверстники.

Задачи:

1) освоение тактики продуктивного взаимодействия ребенка с ЗПР в среде сверстников;

2) формирование у детей с ЗПР представлений о стратегии продуктивных межличностных отношений со сверстниками посредством активной совместной деятельности;

3) закрепление и перенос умений и навыков продуктивного взаимодействия в реальные жизненные ситуации.

Время проведения занятия 20 — 30 минут.

Основная форма проведения тренинга с детьми с ЗПР — практическая работа, во время которой отрабатываются конкретные навыки эффективного взаимодействия. В работе используются такие методические средства тренинга, как ролевая игра, методы проективного рисования, психогимнастика и др.

Содержание тренинга взаимодействия оформляется с учетом возрастной категории детей, с которыми этот тренинг будет проводиться.

Структура тренинга включает в себя:

1) организационный этап, в рамках которого проводится беседа с родителями и учителями, психодиагностическое обследование детей с ЗПР, изучение заключения психолого-медико-педагогического консилиума. Итогом работы на этом этапе является формирование группы и информирование детей о порядке предстоящей работы, а также их мотивация по отношению к тренингу;

2) основная часть (8 занятий);

3) заключительное психодиагностическое обследование;

4) анализ результатов тренинговой работы с детьми с ЗПР.



Источник