Код болезней мкб 10 дети
Содержание
- Описание
- Дополнительные факты
- Причины
- Характеристика
- Диагностика
- Лечение
- Профилактика
- Основные медицинские услуги
- Клиники для лечения
Названия
Название: Часто болеющие дети.
Часто болеющие дети
Описание
Часто болеющие дети. Категория детей, подверженных высокому уровню заболеваемости острыми респираторными заболеваниями вследствие преходящих, корригируемых нарушений в защитных системах организма. В группу часто болеющих включены дети, переносящие более 4-6 эпизодов ОРЗ в год, которые могут протекать в различных клинических формах. Часто болеющие дети должны быть обследованы педиатром, ЛОР-врачом, аллергологом-иммунологом; алгоритм диагностики включает: ОАК, посев со слизистых зева и носа, выявление инфекций методом ПЦР, аллерготесты, исследование иммунограммы, рентгенографию придаточных пазух и грудной клетки. Часто болеющие дети нуждаются в санации очагов хронической инфекции, этиопатогенетической терапии ОРЗ, вакцинации и неспецифической профилактике.
Дополнительные факты
Часто болеющие дети (ЧБД) – дети, переносящие острые респираторные инфекции чаще, чем условно здоровые дети (т. Е. Более 4-6 раз за год). Понятие «часто болеющие дети» не является диагнозом и самостоятельной нозологической формой: за ним могут скрываться различные заболевания респираторной системы (ринит, назофарингит, синусит, тонзиллит, ларинготрахеит, бронхит, бронхопневмония и тд ). В педиатрии термин «часто болеющие дети» используется для обозначения группы диспансерного наблюдения и отражает, главным образом, кратность и тяжесть инфекционной заболеваемости. Иногда для подчеркивания затяжного характера респираторных инфекций у данной категории детей используется понятие «часто и длительно болеющие дети» (ЧДБД). В западных странах по отношению к таким пациентам применяется термин «дети с рекуррентными ОРЗ». Согласно эпидемиологическим данным, часто болеющие дети составляют 15-40% от общего числа детей.
Часто болеющие дети
Причины
Считается, что основной причиной частых повторных респираторных заболеваний у детей выступают неспецифичные нарушения иммунологической реактивности, затрагивающие все звенья иммунитета. Как показывают исследования, даже в период полного клинического благополучия у часто болеющих детей снижена функциональная активность Т-лимфоцитов; изменено соотношение хелперы/супрессоры; отмечаются гипо- и дисгаммаглобулинемия, нарушения фагоцитоза, снижение уровня лизоцима и секреторного IgА, повышение содержания провоспалительных интерлейкинов и другие изменения. Эти сдвиги обусловливают повышенную склонность детей к развитию повторных респираторных инфекций и бактериальных осложнений. Вместе с тем, недостаточные резервные возможности интерфероногенеза (противовирусной защиты) способствуют поддержанию в организме ребенка вялотекущего воспаления.
Т. О. , хотя в иммунной системе часто болеющих детей и отсутствуют грубые первичные дефекты, однако имеется крайнее напряжение иммунного реагирования и истощение резервов противоинфекционных защитных механизмов. По всей видимости, транзиторное изменение гомеостатического равновесия развивается на фоне массивных и длительных антигенных воздействий на организм ребенка.
В анамнезе часто болеющих детей нередко прослеживается патология перинатального и неонатального периодов: внутриутробные инфекции, асфиксия, гипоксически-ишемическая энцефалопатия, недоношенность и тд У грудных детей может отмечаться гипотрофия, рахит, анемия, гиповитаминоз, дисбактериоз. В раннем возрасте присоединяются гельминтозы и хронические инфекции носоглотки- аденоиды, риниты, гаймориты, отиты, фарингиты и пр.
Срыву и без того несовершенных адаптационных механизмов может способствовать ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание, экологическое неблагополучие, плохой уход за ребенком, пассивное курение, нерациональное применение лекарственных средств (жаропонижающих, антибиотиков и тд ), аллергическая отягощенность. Часто болеющие дети нередко имеют лимфатико-гипопластическую аномалию конституции (диатез). Иногда, казалось бы, нормально развивающийся ребенок переходит в категорию часто болеющих детей после того, как начинает посещать дошкольные образовательные учреждения, что объясняется высоким уровнем контактов с источниками инфекции.
Возбудителями повторных инфекций у часто болеющих детей в большинстве случаев выступают вирусы (гриппа и парагриппа, респираторно-синцитиальные, аденовирусы), атипичные микроорганизмы (возбудители хламидиоза и микоплазмоза), бактерии (гемофильная палочка, стафилококки, стрептококки, марокселлы, пневмококки и тд ).
Характеристика
В среднем большая часть детей переносит 3-5 эпизодов ОРЗ в год; при этом наибольшая заболеваемость отмечается среди детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. В первые три года жизни дети болеют ОРЗ в 2-2,5 чаще, чем дети старше 10 лет.
Критериями отнесения детей к категории часто болеющих служат: частота и тяжесть ОРЗ, наличие осложнений, продолжительность интервалов между эпизодами заболеваемости, необходимость в использовании антибиотиков для лечения и тд Главным среди этих показателей является количество повторных эпизодов ОРЗ с учетом возраста ребенка (А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий, 1986 г. ). К категории часто болеющих могут быть отнесены дети:
• первого года жизни, перенесшие 4 и более случаев ОРЗ в год;
• от 1-го до 3-х лет, перенесшие 6 и более случаев ОРЗ в год;
• от 4-х до 5-ти лет, перенесшие 5 и более случаев ОРЗ в год;
• старше 5 лет, перенесшие 4 и более случаев ОРЗ в год.
Кроме этого, у детей старше 3-х лет при отнесении их к группе часто болеющих, может быть использован инфекционный индекс, исчисляемый как как отношение количества всех эпизодов ОРЗ за год к возрасту ребенка (в годах). У редко болеющих детей инфекционный индекс обычно не превышает 0,2-0,3; у часто болеющих составляет от 0,8 и выше.
В структуре инфекционной заболеваемости у часто болеющих детей преобладают ОРВИ. При этом респираторные инфекции у часто болеющих детей могут протекать в форме поражения ЛОР-органов (аденоидитов, тонзиллитов, синуситов), верхних дыхательных путей (ринитов, назофарингитов, ларинготрахеитов и тд ), нижних дыхательных путей (бронхитов, бронхиолитов, пневмонии). У часто болеющих детей отмечается склонность к продолжительному и осложненному течению инфекций. В структуре осложнений у них преобладает гайморит, гнойный отит, бронхиальная астма, пневмония, пиелонефрит, гломерулонефрит, ревматизм.
Частая инфекционная заболеваемость приводит к нарушению нервно-психического и физического развития детей, формированию вегето-сосудистой дистонии, ограничению социальных контактов со сверстниками, плохой успеваемости. Нередко у часто болеющих детей отмечается несформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, задержка речевого развития, нарушение мелкой моторики.
Диагностика
Обследование и курация часто болеющих детей должны осуществляться группой специалистов, включающей педиатра, детского отоларинголога, детского аллерголога-иммунолога, детского пульмонолога.
Поскольку у половины часто болеющих детей имеются хронические заболевания ЛОР-органов, необходимо проведение риноскопии, фарингоскопии, отоскопии, УЗИ пазух носа для оценки состояния аденоидов, миндалин, синусов, барабанных перепонок.
С целью выявления атопии выполняются аллерготесты, определяется содержание общего и аллерген-специфических иммуноглобулинов Е (IgE). Целесообразно исследование показателей состояния иммунитета, включая уровни IgА, IgG, IgМ.
Для оценки микробиоценоза слизистых носоглотки у часто болеющих детей в обязательном порядке проводится бактериологический посев из зева и носа. Для выявления вирусных и атипичных возбудителей (РС-вируса, микоплазмы, хламидий, цитомегаловируса, ВПГ 1 и 2 типов) мазки и смывы исследуются методом ПЦР.
Из дополнительных лабораторных исследований часто болеющим детям проводится клинический анализ крови, общий анализ мочи, кал на дисбактериоз, обследование на гельминтозы и лямблиоз. Инструментальная диагностика дополняется выполнением рентгенографии носоглотки и придаточных пазух носа, рентгенографии грудной клетки, ФВД.
Лечение
Поскольку за понятием «часто болеющие дети» скрывается широкий круг индивидуальных проблем, невозможно говорить об универсальном алгоритме лечения. Тем не менее, накопленный в педиатрии опыт, позволил определить общие подходы к терапии и реабилитации часто болеющих детей, включающие повышение резистентности организма, санацию очагов хронической инфекции, этиопатогенетическую терапию в период ОРЗ, вакцинопрофилактику.
Восстановительно-реабилитационное направление включает общегигиенические мероприятия: организацию рационального режима дня (достаточный сон, исключение физических и нервно-психических перегрузок, ежедневные прогулки и физическую активность), полноценное питание. В периоды клинического благополучия часто болеющим детям показа прием поливитаминных комплексов, проведение закаливающих процедур, гидротерапии, общего массажа, дыхательной гимнастики и ЛФК. При хронической ЛОР-патологии проводится местное лечение — промывание полости носа солевыми растворами, полоскание зева, промывание лакун небных миндалин, физиотерапия (УФО миндалин, ингаляции, СВЧ, УВЧ, лазер на регионарные лимфоузлы); по показаниям — прижигание слизистой носоглотки, аденотомия, тонзиллэктомия и тд.
В периоды заболеваемости респираторной инфекцией часто болеющим детям назначается этиопатогенетическое лечение: противовоспалительная (фенспирид), противовирусная (альфа интерферон, умифеновир, ремантадин), местная или системная антибактериальная терапия (амоксициллин, амоксициллин-клавуланат, цефиксим и тд ).
Для стимуляции неспецифических факторов защиты часто болеющим детям показан прием бактериальных лизатов. Необходимо проведение коррекции микрофлоры кишечника с помощью пробиотиков и пребиотиков. Не исключается возможность наблюдения часто болеющих детей гомеопатом.
Отнесение ребенка к группе часто болеющих детей не исключает проведение профилактических прививок, а, напротив, является основанием для тщательно продуманной индивидуальной вакцинации. Так, частая заболеваемость респираторными инфекциями является основным показанием для вакцинации детей против гриппа. Обязательная и дополнительная вакцинация часто болеющим детям должна проводиться в периоды клинического благополучия. В этом случае риск развития поствакцинальных осложнений не превышает среднестатистический.
Профилактика
К сожалению, полностью предотвратить заболеваемость детей ОРЗ невозможно, однако в силах взрослых снизить частоту и тяжесть протекания заболеваний. С момента планирования беременности необходимо вести здоровый образ жизни, избегать воздействия неблагоприятных факторов во время вынашивания плода; после рождения ребенка — осуществлять грудное вскармливание. В отношении часто болеющих детей не следует пренебрегать иммунопрофилактикой и неспецифической профилактикой ОРЗ, своевременным лечением сопутствующих инфекций.
Число повторных эпизодов ОРЗ в год у часто болеющих детей зависит не только от правильности лечения, но, в большей степени, от образа жизни в периоды клинического благополучия. Планирование и соблюдение реабилитационно-восстановительных мероприятий способствует продлению срока ремиссии, снижению частоты и тяжести эпизодов ОРЗ.
Основные медуслуги по стандартам лечения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиники для лечения с лучшими ценами
|
Источник
Включены:
- болезни, обычно рассматриваемые как передающиеся, или трансмиссивные
При необходимости используется дополнительный код (U82-U84) для определения резистентности к противомикробным препаратам.
Исключены:
- носительство или подозреваемое носительство возбудителя инфекционной болезни (Z22.-)
- некоторые локализованные инфекции — см. классы, относящиеся к системам органов
- инфекционные и паразитарные болезни, осложняющие беременность, роды и послеродовой период (за исключением акушерского столбняка (O98.-)
- инфекционные и паразитарные болезни, характерные для перинатального периода (за исключением перинатального столбняка, коклюша, врожденного сифилиса, перинатальной гонококковой инфекции и перинатального заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека [ВИЧ] (P35-P39)
- грипп и другие острые респираторные инфекции (J00-J22)
В этот класс входят следующие блоки:
- A00-A09 Кишечные инфекции
- A15-A19 Туберкулез
- A20-A28 Некоторые бактериальные зоонозы
- A30-A49 Другие бактериальные болезни
- A50-A64 Инфекции, передающиеся преимущественно половым путем
- A65-A69 Другие болезни, вызываемые спирохетами
- A70-A74 Другие болезни, вызываемые хламидиями
- A75-A79 Риккетсиозы
- A80-A89 Вирусные инфекции центральной нервной системы
- A92-A99 Вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные геморрагические лихорадки
- B00-B09 Вирусные инфекции, характеризующиеся поражениями кожи и слизистых оболочек
- B15-B19 Вирусный гепатит
- B20-B24 Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека [ВИЧ]
- B25-B34 Другие вирусные болезни
- B35-B49 Микозы
- B50-B64 Протозойные болезни
- B65-B83 Гельминтозы
- B85-B89 Педикулез, акариаз и другие инфестации
- B90-B94 Последствия инфестационных и паразитарных болезней
- B95-B98 Бактериальные, вирусные и другие инфекционные агенты
- B99-B99 Другие инфекционные болезни
последние изменения: январь 2017
Включены:
- инфекции, вызванные Mycobacterium tuberculosis и Mycobacterium bovis
Исключены:
- врожденный туберкулез (P37.0)
- болезнь, вызванная ВИЧ, с проявлениями микобактериальной инфекции (B20.0)
- пневмокониоз, связанный с туберкулезом (J65)
- последствия туберкулеза (B90.-)
- силикотуберкулез (J65)
последние изменения: январь 2009
Исключено:
- болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека [ВИЧ] (B20-B24)
- неспецифические и негонококковые уретриты (N34.1)
- болезнь Рейтера (M02.3)
Исключены:
- лептоспироз (A27.-)
- сифилис (A50-A53)
Исключено: последствия:
- полиомиелита (B91)
- вирусного энцефалита (B94.1)
последние изменения: январь 2016
При необходимости указать причину посттрансфузионного гепатита используйте дополнительный код (Класс XX [V01-Y98]).
Исключены:
- цитомегаловирусный гепатит (B25.1)
- герпесвирусный [herpes simplex] гепатит (B00.8)
- последствия вирусного гепатита (B94.2)
последние изменения: январь 2010
Исключены:
- бессимптомная инфекция, вызванная вирусом иммунодефицита человека [ВИЧ] (Z21)
- инфекция, осложняющая беременность, роды и послеродовой период (O98.7)
последние изменения: январь 2010
Исключены:
- гиперсенситивный пневмонит, вызванный органической пылью (J67.-)
- грибовидный микоз (C84.0)
Исключены:
- амебиаз (A06.-)
- другие протозойные кишечные инфекции (A07.-)
Примечание: рубрики B90-B94 следует использовать для обозначения состояний, указанных в рубриках A00-B89, как причины последствий. Понятие «последствия» включает состояния, уточненные как таковые, а также остаточные явления заболеваний, классифицированных в упомянутых выше рубриках, если очевидно, что причинное заболевание в настоящее время отсутствует. При использовании этой категории следует руководствоваться рекомендациями и правилами кодирования заболеваемости и смертности, приведенными в т.2.
Не использовать для кодирования хронических инфекций. Кодировать текущие инфекции как хронические или активные инфекционные заболевания.
последние изменения: январь 2009
Примечание: эти рубрики не следует использовать при первичном кодировании. Они предназначены для использования в качестве дополнительных кодов, когда целесообразно идентифицировать возбудителей болезней, классифицированных в других рубриках.
последние изменения: январь 2010
Источник
Расстройства, включенные в этот блок, имеют общие черты: а) начало обязательно в младенческом или детском возрасте; б) нарушение или задержка развития функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы; в) устойчивое течение без ремиссий и рецидивов. В большинстве случаев страдают речь, зрительно-пространственные навыки и двигательная координация. Обычно задержка или нарушение, проявившиеся настолько рано, насколько возможно было их достоверно обнаружить, будут прогрессивно уменьшаться по мере взросления ребенка, хотя более легкая недостаточность часто сохраняется и в зрелом возрасте.
Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.
Расстройства, при которых нормальные показатели приобретения учебных навыков нарушены, начиная с ранних стадий развития. Такое нарушение не является просто следствием отсутствия возможности обучаться или исключительно результатом умственной отсталости и не обусловлено полученной травмой или перенесенной болезнью головного мозга.
F82
Специфические расстройства развития моторной функции
Расстройство, главной чертой которого является значительное снижение развития моторной координации и которое не может быть объяснено исключительно обычным интеллектуальным отставанием или каким-либо специфическим врожденным или приобретенным неврологическим нарушением. Однако в большинстве случаев тщательное клиническое обследование выявляет признаки незрелости неврологического развития, такие, как хорееподобные движения конечностей в свободном положении, отражательные движения, другие признаки, связанные с особенностями моторики, а также симптомы нарушения тонкой и более грубой моторной координации.
Синдром неуклюжего ребенка
Связанное(ая) с развитием:
- нарушение координации
- диспраксия
Исключены:
- нарушения походки и подвижности (R26.-)
- нарушение координации (R27.-)
- нарушение координации вторичное по отношению к умственной отсталости (F70-F79)
F83
Смешанные специфические расстройства психологического развития
В эту остаточную рубрику собраны нарушения, представляющие собой сочетание специфических расстройств развития речи и языка, учебных навыков и моторики, при которых дефекты выражены в равной степени, что не позволяет вычленить какой-либо из них как основной диагноз. Эту рубрику следует использовать лишь тогда, когда имеет место выраженное переплетение этих специфических расстройств развития. Эти нарушения обычно, но не всегда связаны с определенной степенью общей недостаточности познавательных функций. Таким образом, данную рубрику следует использовать в тех случаях, когда имеется сочетание дисфункций, отвечающих критериям двух или более рубрик: F80.-; F81.- и F82.
Группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий. Эти качественные отклонения являются общей характерной чертой деятельности индивида во всех ситуациях.
При необходимости идентифицировать связанные с данными нарушениями заболевания или умственную отсталость используют дополнительный код.
F88
Другие расстройства психологического развития
Агнозия развития
F89
Расстройство психологического развития неуточненное
Нарушение развития БДУ
Источник