Классификация синдромов в м блейхера

Классификация синдромов в м блейхера thumbnail

Синдром — патогенетически обусловленная общность симптомов, признаков психических расстройств, внутренне взаимообусловленных, взаимосвязанных. В этом заключается большая диагностическая значимость синдромов по сравнению с симптомами.

Психопатологические (клинические) синдромы по своим особенностям существенно отличаются от патопсихологических. Различие это обусловлено не столько формой синдрома, его составом, сколько различными уровнями функционирования центральной нервной системы, на которых эти синдромы выделяются. А. Р. Лурия и Ю. Ф. Поляков различают следующие уровни системы иерархии мозговых процессов:

  • — патобиологический, характеризующийся нарушениями морфологической структуры тканей мозга, протекания в них биохимических процессов и т.п.;
  • — физиологический, заключающийся в изменении течения физиологических процессов;
  • — пато- и нейропсихологический, для которого характерно нарушение протекания психических процессов и связанных с ними свойств психики;
  • — психопатологический, проявляющийся клиническими синдромами и симптомами психической патологии.

Ю. Ф. Поляков указывает, что если клинические (психопатологические) исследования обнаруживают закономерности проявлений нарушенных психических процессов, то патопсихологические исследования должны дать ответ на вопрос: как нарушено протекание (структура) самих психических процессов, приводящих к этим проявлениям.

Первую попытку выделения обобщенных патопсихологических синдромов предпринял И. А. Кудрявцев (1982). В результате исследований, проводившихся в судебно-психиатрической практике с помощью комплекса патопсихологических методик, направленных на изучение различных сторон познавательной деятельности и вместе с тем позволяющих получить ценные данные о личности испытуемых, автор выделил следующие патопсихологические симптокомплексы (синдромы):

  • — шизофренический или диссоциативный;
  • — органический; олигофренический;
  • — психопатический;
  • — симптокомплекс психогенной дезорганизации, характерный для реактивных психозов.

Каждый из этих синдромов включает ряд симптомов.

Однако, как указывает И. А. Кудрявцев, не все эти компоненты, симптомы определяются в том или ином симптокомплексе в обязательном порядке и с обязательной степенью выраженности, важно найти «ядро» патопсихологического синдрома. Для шизофренического синдрома — это нарушения селективности информации, для органического синдрома — снижение интеллектуальных процессов и умственной работоспособности, для психопатического — аффективная обусловленность поведения с парцехиальной некритичностью и завышенным уровнем притязаний, для психогенного — реактивная дезорганизация умственной деятельности.

Выделенные И. А. Кудрявцевым патопсихологические симптокомплексы в известной мере обнаруживают сходство с таким используемым в клинической практике понятием, как органический психосиндром. Это как бы синдром обобщающего значения, характеристика которых более близка к нозологической, их выделение знаменует стадию предварительной диагностики заболевания. Это обстоятельство, а также связь такого рода синдромов с определенными кругами психических заболеваний дают основания обозначить их как регистр-синдромы. В. М. Блейхер, И. В. Крук и С. Н. Боков дополняют перечень регистр-синдромов, выделив в рамках органического экзогенно-органический и эндогенно-органический регистр-синдромы, а в рамках психогенного — психотический и невротический. В круге эндогенных психозов можно говорить, по крайней мере, о двух регистр-синдромах — шизофренном и аффективно-эндогенном.

Таким образом, патопсихолог может оперировать в своих диагностических заключениях следующим набором регистр-синдромов.

  • 1. Шизофренический.
  • 2. Аффективно-эндогенный (в клинике ему соответствует маниакально-депрессивный психоз и функциональные аффективные психозы позднего возраста).
  • 3. Олигофренический.
  • 4. Экзогенно-органический (в клинике ему соответствует экзогенно-органические поражения головного мозга — церебральный атеросклероз, последствия черепно-мозговой травмы, токсикомании и т.д.).
  • 5. Эндогенно-органический (в клинике — истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы в головном мозге).
  • 6. Личностно-аномальный (в клинике — акцентуированные и психопатические личности и обусловленные в значительной мере аномальной почвой психогенные реакции).
  • 7. Психогенно-психотический (в клинике — реактивные психозы).
  • 8. Психогенно-невротический (в клинике — неврозы и невротические реакции).

Источник

А. Я. Психология

Выделенные И. А. Кудрявцевым патопсихологические синдромы различаются в диагностическом и прогностическом отношениях.
Так, наиболее диагностически и нозологически информативными оказываются шизофренический и органический симптомокомплексы, наименее — психопатический.
И, наоборот, наиболее выраженная тенденция к транзиторности и обратимости присуща симптомокомплексу психогенной дезорганизации умственной деятельности, наименьшая — шизофреническому.
Это наблюдение автора становится понятным при соотнесении выделенных им патопсихологических симптомокомплексов с кругами психических заболеваний, схема которых была разработана А.
В.
Снежневским (1960) в рамках концепции о нозологической специфичности психопатологических расстройств.

Выделенные А.
И.
Кудрявцевым патопсихологические симптомокомплексы в известной мере обнаруживают сходство с таким используемым в клинической практике понятием, как органический психосиндром.
Это как бы синдромы обобщающего значения, характеристика которых более близка к нозологической, их выделение знаменует стадию предварительной диагностики заболевания.
Это обстоятельство, а также связь такого рода синдромов с определенными кругами психических заболеваний дают основания обозначить их как регистр — синдромы.
Кроме того, И.
А.
Кудрявцев оперирует в своих исследованиях данными, полученными в судебно — психиатрической практике.
Наш опыт позволяет нам дополнить перечень регистр — синдромов, выделив в рамках органического экзогенно — органический и эндогенно — органический регистр — синдромы, а в рамках психогенного — психотический и невротический.
В круге эндогенных психозов можно говорить, по крайней мере, о двух регистр — синдромах — шизофренном и аффективно — эндогенном.
Таким образом, патопсихолог может оперировать в своих диагностических заключениях следующим набором регистр — синдромов: I — шизофренический; II — аффективно — эндогенный (в клинике ему соответствуют маниакально — депрессивный психоз и функциональные аффективные психозы позднего возраста).
I II — олигофренический; IV — экзогенно — органический (в клинике ему соответствуют экзогенно — органические поражения головного мозга — церебральный атеросклероз, последствия черепно — мозговой травмы, токсикомании и т.

Читайте также:  Нервно астенический синдром у детей

д.
); V — эндогенно — органический (в клинике — истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы в головном мозге); VI — личностно — аномальный (в клинике — акцентуированные и психопатические личности и обусловленные в значительной мере — аномальной почвой психогенные реакции); VII — психогенно — психотический (в клинике — реактивные психозы); VIII — психогенно — невротический (в клинике — неврозы и невротические реакции).
Нозологическая специфичность патопсихологических регистр — синдромов существенно возрастает в связи с конкретной задачей, поставленной перед патопсихологом.
Так, разграничение экзогенно — и эндогенно — органических регистр — синдромов очень важно в дифференциальной диагностике истинной и травматической эпилепсии.
Разграничение органического и олигофренического регистр — синдромов помогает уточнить природу и диагностику состояний, протекающих с интеллектуально — мнестической недостаточностью.
Введение патопсихологических регистр — синдромов в практику патопсихологических исследований в сущности обозначает рубеж диагностически — информативных рекомендаций, заключающихся в данных проведенного патопсихологом исследования.
В таком аспекте понятие патопсихологического регистр — синдрома значительно глубже, чем сформулированное В.
В.
Николаевой, Е.
Т.
Соколовой и А.
С.
Спиваковской (1979), понимающими под патопсихологическим синдромом совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных в психологических понятиях.
Патопсихологические регистр — синдромы опосредованы клинически, и их использование для интерпретации результатов будет способствовать сближению позиций патопсихолога и психиатра.


В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.

   RSS RSS 
  azps@azps.ru 

Источник

Патопсихологический симптомокомплекс (синдром) – совокупность нарушений (особенностей) познавательных процессов, эмоциональных и поведенческих реакций, относительно специфичных для той или иной нозологии, имеющих в своей основе ряд системообразующих факторов и интегративных психологических механизмов.

Типы патопсихологических симптомокомплексов (синдромов)

Основными типами патопсихологических симптомокомплексов являются следующие: шизофренический (диссоциативный), органический, психопатический (личностно-аномальный), олигофренический и синдром психогенной дезорганизации психической деятельности.
Для шизофренического (диссоциативного) симптомокомплекса наиболее характерными являются нарушения мыслительной деятельности, детерминированные личностной уплощенностью, изменениями смыслообразующей функции мотивов. Эти основные расстройства проявляются при патопсихологическом исследовании в виде:
• нецеленаправленности мыслительного процесса;
• непоследовательности суждений;
• специфического эмоционально выхолощенного и бесплодного резонерства, символики;
• искажений процесса обобщения с разноплановым подходом к выделению ведущих признаков;
• актуализации слабых и латентных признаков предметов и понятий;
• феноменов патологического полисемантизма, причудливости, неадекватности и, выхолощенности ассоциаций, фрагментарности восприятия;
• своеобразных динамических нарушений внимания и умственной работоспособности;
• нарушений критичности мышления;
• неадекватной самооценки.
«Ядром» патопсихологических нарушений органического симптомокомплекса выступают изменения в операциональной сфере мышления и мнестических процессах по типу снижения интеллектуальных и мнестических возможностей испытуемых при относительной сохранности личностно-мотивационного компонента мышления, достаточной адекватности эмоциональных реакций. В эксперименте отмечается:
• выраженная тенденция к образованию конкретно-ситуационных связей;
• обстоятельность суждений в сочетании со снижением всех видов запоминания;
• замедленность, стереотипность ассоциаций;
• нарушением умственной работоспособности с лабильностью внимания;
• субъективная утомляемость;
• нарушения активности и колебания качества ответов по мере увеличения интеллектуальной нагрузки;
• снижение возможности критической оценки ситуации при относительно сохранной самооценке.
Психопатический (личностно-аномальный) симптомокомплекс патопсихологических расстройств складывается из:
• нарушений самооценки;
• неадекватного уровня притязаний (чаще завышенного);
• расстройств прогностической и регуляторной функции мышления со своеобразным эмоционально насыщенным рассуждательством (резонерством);
• неустойчивости мотивации в процессе обобщения;
• выраженной аффективной логики суждений при затрагивании наиболее личностно значимых тем;
• явлений парциальной некритичности при оценке своего противоправного поведения и ситуации.
В олигофренический симптомокомплекс входят такие проявления:
• неспособность к обучению и формированию понятий;
• дефицит интеллекта;
• дефицит общих сведений и знаний;
• примитивность и конкретность мышления;
• неспособность к абстрагированию;
• повышенная внушаемость;
• эмоциональные расстройства.
Основу патопсихологического синдрома психогенной дезорганизации психической деятельности, свойственного реактивным психозам, составляют:
• аффективной ситуационной обусловленности поведения;
• характерные признаки специфической хаотичности, ненаправленности деятельности;
• своеобразные «искажения» процесса обобщения с выделением аффективно значимых признаков предметов, с аффективно обусловленными задержками, затруднениями, нарушениями в операциях опосредования, абстрагирования;
• снижение уровня обобщения, чаще динамического характера (выделение конкретных признаков);
• затруднения при понимании логических связей событий;
• неспособность осмысления относительно несложных наглядно-образных ситуаций с искаженной переработкой сюжета, вытеснением эмоционально значимого (отрицательно окрашенного) компонента;
• нарушения праксиса привычных навыков (с явлениями апраксии);
• нарушения памяти (всех ее видов: оперативной, кратковременной, отсроченной; непосредственного и опосредованного запоминания), сочетающиеся с трудностями переключения внимания, замедленным и неравномерным темпом психической деятельности.
Не все компоненты, не все симптомы, описанные выше, могут быть определены в том или ином симптомокомплексе в обязательном порядке, и с равной степенью выраженности. Однако всегда обнаруживается его «ядро». Например, нарушение селективности познавательных процессов (при шизофреническом синдроме), снижение интеллектуальных процессов и умственной работоспособности (при органическом), аффективная обусловленность поведения с парциальной некритичностью и завышенным уровнем притязаний (при психопатическом), реактивная дезорганизация умственной деятельности (при психогенном).

Перечень ригистр-синдромов дополнил В.М. Блейхер (1996):

I – шизофренический;
II – аффективно-эндогенный (в клинике ему соответствуют маниакально-депрессивный психоз и функциональные аффективные психозы позднего возраста).
III – олигофренический;
IV – экзогенно-органический (в клинике ему соответствуют экзогенно-органические поражения головного мозга – церебральный атеросклероз, последствия черепно-мозговой травмы, токсикомании и т. д.);
V – эндогенно-органический (в клинике – истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы в головном мозге);
VI – личностно-аномальный (в клинике – акцентуированные и психопатические личности и обусловленные в значительной мере аномальной почвой психогенные реакции);
VII – психогенно-психотический (в клинике – реактивные психозы);
VIII – психогенно-невротический (в клинике – неврозы и невротические реакции).

Читайте также:  Двс синдром у детей реферат

Литература:
1. Блейхер, В.М. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. / В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков. – Ростов-н/Д.: «Феникс», 1996. – С. 38–44.
2. Кудрявцев, И.А. О диагностической информативности некоторых патопсихологических синдромов / И.А. Кудрявцев // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. – 1982. – № 12. – С. 1814–1818.
3. Кудрявцев, И.А. Патопсихологические симптомокомплексы нарушений познавательной деятельности при психических заболеваниях: факторная структура и диагностическая информативность. / И.А. Кудрявцев, Ф.С.Сафуанов// Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1989. – № 6. – С. 86–92.
4. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. / В.Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс, 1998. – С. 28–30.
5. Особенности патопсихологической квалификации результатов экспериментально-психологического исследования в условиях судебно-психиатрической экспертизы. Методические рекомендации. – М.: НИИ ОИСП им. В.П.Сербского, 1985. – 27 с.
Источник: Беребин М.А. Практикум по патопсихологии: учебное пособие / А.Ю. Рязанова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2017. – 131 с.

Источник

2.1. Теоретические основы патопсихологии.

2.2. Определение понятия патопсихологического синдрома. Отличие от психопатологического (клинического) синдрома.

2.3. Уровни функционирования ЦНС.

2.4. Классификации патопсихологических синдромов.

2.5. Синдромный анализ.

1.1. Теоретические основы патопсихологии.

К фундаментальным характеристикам общей психологии, которые также составляют основу теории и методологии патопсихологического исследования можно отнести основные категории, принципы и постулаты психологического исследования.

Основные категории психологии:

· отражение не только как форма познания действительности, но как особый процесс, имеющий свою собственную внутреннюю структуру, природу;

· деятельность в которой проявляется функционирование психического отражения;

· общение как форма реализации деятельности человека;

· личность как интегрирующая категория, поскольку ни деятельность, ни общение, ни тем более психическое отражение не существуют безотносительно к субъекту и без него не имеют никакого психического содержания. В структуре данной категории выделяют познавательную, эмоциональную и волевую сферы, изучение каждой из которых включает такие психологические компоненты как состояния, процессы, свойства.

Методологически любое психологическое исследование предполагает (базовые принципы):

· системность психики;

· ее структурированность;

· детерминизм психических явлений, процессов, свойств.

Психическое представляет собой процесс, деятельность. Положение И.М.Сеченова о том, что формой существования психического является процесс, стало основополагающим прин­ципом, развиваемым и конкретизируемым в современной мате­риалистической психологии. Основной недостаток предшествующих психологических концепций, наиболее заметно отразившийся на системе психопатологических понятий, заключался в по­пытках непосредственного анализа идеальных продуктов — образов, понятий, идей и т.д. — вне их связи с той отражательной (психической) деятельностью, результатом которой они являют­ся. Исходным должно быть понимание психики как отражатель­ного процесса, и по отношению к нему идеальное (образ, идея и т.п.) оказывается производным, результативным. В психиче­ской деятельности всегда возникает то, что отраженно предста­вляет объективную действительность, т.е. тот или иной ее образ. Сам по себе, вне психического процесса, этот образ не может существовать, а, следовательно, не может быть предметом пси­хологического исследования.

Современная материалистическая психология утверждает, что не мозг рождает психическое и не внешние воздействия вызывают тот или иной психический феномен, а внешние воздействия в результате опосредования сложными внутренними психическими процес­сами дают в конечном итоге образы, мысли, идеи. Главным объектом изучения современной психологии являются именно закономерности формирования и течения психических процессов. Существенную эволюцию в современной психологии претерпело также само понятие психической функции. На смену прежнему представлению о психических функциях как неких первичных, элементарных и неразложимых свойствах душев­ной жизни пришло понятие о сложнейших многокомпонентных функциональных системах, формирующихся в течение жизни субъекта на основе большого комплекса мозговых структур и физиологических механизмов, которые подчиняются опреде­ленным закономерностям развития. При таком понимании при­роды психических функций иначе решается и вопрос об их локализации. Вместо устаревших психоморфологических взгля­дов узкого локализационизма развиваются представления о динамической системной локализации психических функций (о так называемых динамических структурах). Их основы были заложены еще в трудах А.А.Ухтомского и И.П.Павлова.

На указанных теоретических положениях и многочислен­ных клинических и экспериментальных данных нейропсихо­логии и патопсихологии основывается тезис о том, что при патологии мозга любая сложная психическая функция не «вы­падает», не «уменьшается», а лишь изменяет свое течение, т.е. меняет свою структуру в соответствии с нарушением тех или иных компонентов (звеньев), входящих в ее состав. Клиничес­кая картина патологии мозга может быть результатом наруше­ния весьма различных звеньев тех или иных психических процессов. Измененное вследствие патологии мозга течение психических процессов приводит к искажению детерминации внешним миром поведения больных, делает его реакции неаде­кватными окружающей среде.

Приведенные положения современной психологии служат разработке и построению теории общей психопатологии. Они также служат основой для участия психо­логии в системе мультидисциплинарных исследований природы конкретных психических болезней и патологических состояний мозга.

Трудность раскрытия природы психических заболеваний обусловлена прежде всего чрезвычайной сложностью и опосре-дованностью связи между основными клиническими (психопа­тологическими) проявлениями болезней и их биологической сущностью.

Читайте также:  Анализ крови на синдром дауна во время беременности

Психопатологические феномены в виде измененного пове­дения больных, их поступков, идей, высказываний и т.п. пред­ставляют собой выражение нарушенного течения сложной цепи мозговых процессов. При основных психических болезнях (пси­хозы на почве органического поражения головного мозга, эпилепсия, шизофрения и т.п.) предполагается нарушение стру­ктуры или химизма мозга, что обуславливает изменения в течении основанных на них физиологических процессов. Рас­стройство последних приводит к изменению прижизненно сфор­мированных на их основе психических процессов. Это в свою очередь нарушает отражение человеком внешнего (и внутренне­го) мира, что проявляется психопатологическими симптомами болезни.

Поскольку психопатологические проявления представля­ют собой результативное выражение скрытых изменений слож­ных мозговых процессов, то раскрыть характер лежащих в их основе нарушений мозговой деятельности на основании анализа только этих проявлений нельзя. Приходится изучать законо­мерности нарушения мозговых процессов на всех уровнях сло­жности методами психологии в комплексе с нейрофизиологией, биохимией, биофизикой и др.

2.2. Определение понятия патопсихологического синдрома. Отличие от психопатологического (клинического) синдрома.

ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ — совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных в психологических понятиях.

Клинические (психопатологические) синдромы отражают закономерности проявлений нарушенных психических процессов и являются опосредованным выражением сложившихся нарушений психической деятельности.

Различие между патопсихологическими и психопатологическими синдромами обусловлено различными уровнями функционирования ЦНС, на которых эти синдромы выделяются.

2.3. Уровни функционирования ЦНС.

В системе иерархии мозговых процессов выделяют следующие уровни (А.Р.Лурия, Ю.Ф.Поляков):

* патобиологический, характеризуется нарушениями морфологической структуры тканей мозга и протекания в них биохимических процессов;

* патофизиологический, заключающийся в изменении течения физиологических процессов;

* пато- и нейропсихологический, для которого характерно нарушение протекания психических процессов и связанных с ними свойств;

* психопатологический, проявляющийся клиническими синдромами и симптомами психической патологии.

2.4. Классификации патопсихологических синдромов.

Существуют две классификации патопсихологических синдромов.

Первая классификация обобщенных патопсихологических синдромов предложенаИ.А.Кудрявцевым. Он выделил следующие синдромы:

1. Шизофренический или диссоциативный.

2. Органический.

3. Олигофренический.

4. Психопатологический.

5. Симптомокомплекс психогенной дезорганизации, характерный для реактивных психозов.

Каждый из этих синдромов включает ряд симптомов. Например, для шизофренического симптомокомплекса на­иболее патогномоничными являются симптомы распада мыслительных процессов, диссоциации личностно-моти-вационной и операционно-процессуальной сфер мышле­ния, что проявляется в нецеленаправленности мыслитель­ной деятельности, эмоционально-выхолощенном резонер­стве, ригидном схематизме, символике, искажении про­цесса обобщения с разноплановым подходом к выделе­нию ведущих признаков, в актуализации латентных при­знаков предметов и явлений, в феномене патологического полисемантизма и т. д.

Однако, как указывает И. А. Куд­рявцев, не все эти компоненты, симптомы определяются в том или ином симптомокомплексе в обязательном по­рядке и с обязательной степенью выраженности, важно найти «ядро» патопсихологического синдрома. Для шизо­френического синдрома — это нарушения селективности информации, для органического — снижение интеллектуальных процессов и умственной работоспособности, для психопатического — аффективная обусловленность пове­дения с парциальной некритичностью и завышенным уров­нем притязаний, при психогенном — реактивная дезорга­низация умственной деятельности.

Выделенные И. А. Кудрявцевым патопсихологические синдромы различаются в диагностическом и прогности­ческом отношениях. Так, наиболее диагностически и нозологически информативными оказываются шизофрени­ческий и органический симптомокомплексы, наименее — психопатический. И, наоборот, наиболее выраженная тен­денция к транзиторности и обратимости присуща симпто-мокомплексу психогенной дезорганизации умственной деятельности, наименьшая — шизофреническому.

Вторая классификация патопсихологических синдромов предложена В.М.Блейхером:

1. Шизофренический (в психиатрии ему соответствует шизофрения).

2. Аффективно-экзогенный (в психиатрии ему соответствуют аффективные расстройства настроения).

3. Олигофренический (в психиатрии ему соответствует умственная отсталость).

4. Экзогенно-органический (в психиатрии ему соответствуют психические расстройства вследствие повреждения или дисфункции головного мозга, либо вследствие физической болезни;расстройства личности и поведенеия вследствие болезни, повреждения и дисфункции головного мозга; психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ).

5. Эндогенно-органический (в психиатрии ему соответствуют деменции различного происхождения).

6. Личностно-аномальный (в психиатрии ему соответствуют расстройства зрелой личности и поведения у взрослых).

7. Психогенно-психотический (в психиатрии ему соответствуют острые и транзиторные психотические расстройства).

8. Психогенно-невротический (в психиатрии ему соответствуют невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства).

2.5. Синдромный анализ.

СИНДРОМНЫЙ АНАЛИЗ — анализ патопсихологических синдромов с целью обнаружения общего фактора, объясняющего происхождение различных патопсихологических симптомов.

Синдромный анализ предполагает:

* тщательную качественную квалификацию нарушений психических функций, а не просто констатацию того, что та или иная функция нарушена;

* анализ и сопоставление первичных нарушений, непосредственно связанных с нарушенным фактором, и вторичных расстройств, которые возникают по законам системной организации ВПФ;

* необходимость изучения состава не только нарушенных, но и сохранных высших психических функций.

Литература:

1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. — М.: МГУ, 1980. — 241 с.

2. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 389 с.

3. Кудрявцев И.А. О диагностическом и прогностическом значении некоторых патопсихологических синдромов / Восстановительная терапия и реабилитация больных нервными и психическими заболеваниями, 1982. – С. 46-52.

4. Соколова Е.Т., В.В. Николаева Особенности личности при пограничных

расстройствах и соматических заболеваниях. – Москва, 1995. – 360 с.

Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 1666 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования

(0.006 с)…Наверх

Источник