Классификация детей с синдромом рда
Фото из интернета
I. Общепризнанные международные классификации:
1. Диагностический статистический справочник (ДСС) Американской ассоциации психиатров (ААП)
2. Международная классификация болезней (МКБ) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Спектр аутистических расстройств помещен в класс «Психические расстройства и расстройства поведения», блок «Расстройства психологического развития».
По данным МКБ – 10 в РАС входят:
— детский аутизм (F 84.0);
— атипичный аутизм (F 84.1);
— синдром Ретта (F 84.2);
— другое дезинтегративное расстройство детского возраста (F 84.3);
— гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (F 84.4);
— синдром Аспергера (F 84.5).
3. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам DSM – 5 (публикация в мае 2013 года)
Классификация основывается на чётких критериях, основывающих «номенклатуру» психических расстройств совместно с обширным пояснительным текстом. В данное руководство, разработанное и опубликованное Американской Психиатрической Ассоциацией к расстройству аутистического спектра относится:
— аутизм (синдром Каннера);
— синдром Аспергера;
— детское дезинтегративное расстройство;
— неспецифическое первазивное нарушение развития.
Оно включает следующие критерии диагностики;
— устойчивые дефициты в социальной коммуникации и социальном взаимодействии в различном контексте, проявляющиеся в настоящий момент или имеющиеся в анамнезе;
— ограниченность, повторяемость в структуре поведения, интересах или деятельности;
— степень тяжести нарушения социального взаимодействия и ограниченных, повторяющихся моделях поведения.
Классификации МКБ – 10 и DSM – 5, и описанные в них диагностические критерии используются в медицинской практике врачами психиатрами для постановки диагноза.
II. Педагогические классификации.
Также были разработаны классификации, которые чаще всего используются психологами, педагогами и дефектологами.
Особого внимания заслуживает классификация К. С. Лебединской, которая выделяет пять его вариантов:
— аутизм при различных заболеваниях центральной нервной системы;
— психогенный аутизм;
— аутизм шизофренической этиологии;
— аутизм при обменных заболеваниях;
— аутизм при хромосомной патологии.
В 1989 году в Научно – исследовательском центре психического здоровья была разработана своя клиническая классификация РДА (Башина, Козлова, Ястребов, Симашкова, 1989), которые также использовали этиопатогенетический подход:
— синдром раннего инфантильного аутизма Каннера (классический вариант РДА);
— аутистическая психопатия Аспергера;
— эндогенный, постприступный (вследствие приступов шизофрении) аутизм;
— резидуально – органический вариант аутизма;
— аутизм при хромосомных аберрациях;
— аутизм при синдроме Ретта;
— аутизм неясного генеза.
Классификация О. С. Никольской, Е. Р. Баенской и М. М. Либлинг (1997), построенная с учётом степени тяжести аутистических проявлений и ведущего патопсихологического синдрома.
Авторами были выделены четыре группы:
Дети первой группы характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией. Их поведение носит расторможенный характер. Они мутичны. Они не способны овладеть формами контакта, но и не испытывают потребности в нём. У таких детей отмечается фактически полное отсутствие навыков самообслуживания. Дети этой группы имеют плохой прогноз развития, они нуждаются в уходе на постоянной основе. В раннем возрасте у данных детей отмечается выраженное нарушение активности, дискомфорт. Дети проявляют беспокойство. Сон характеризуется неустойчивостью. Аутизм у детей этой группы максимально глубокий. Он проявляется полной отрешенностью от происходящего вокруг. Авторы выделяют отрешенность от внешней среды как ведущий патопсихологический синдром.
Дети второй группы отличаются более целенаправленным поведением. У таких детей спонтанно вырабатываются самые простейшие стереотипные реакции и речевые штампы. Относительно прогноза развития у этой группы, по сравнению с предыдущей, гораздо лучше. При адекватной длительной коррекции дети могут освоить навыки самообслуживания и элементарного обучения. Ведущим патопсихологическим синдромом в данной группе детей с РДА является отвержение окружающей реальности.
Дети третьей группы характеризуются большей произвольностью в поведении. В отличие от детей первой и второй групп, они имеют более сложные формы аффективной защиты, что проявляется в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. У детей этой группы более высокий уровень развития речи. При адекватной коррекции они могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной школе. Ведущим патопсихологическим синдромом у них является замещение с целью противостояния аффективной патологии.
Дети четвертой группы характеризуются менее глубоким аутистическим барьером, меньшей патологией в аффективной и сенсорной сферах. В их статусе на передний план выступают неврозоподобные расстройства, что проявляется в тормозимости, робости, пугливости, особенно при контактах. Основным патопсихологическим синдромом является повышенная ранимость при взаимодействии с окружающими. У детей этой группы наблюдается развернутая, менее штампованная речь, сформированы навыки самообслуживания. При адекватной психологической коррекции они могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.
Источник
Ïñèõîëîãè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé ñ ðàííèì àóòèçìîì. Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà çàáîëåâàíèÿ, êîòîðîå âëèÿåò íà êîììóíèêàöèþ è îòíîøåíèÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè è åãî ïðè÷èíû. Èçó÷åíèå ðåáåíêîì îñîáåííîñòåé âîñïðèÿòèÿ è ïîíèìàíèÿ îêðóæàþùåãî ìèðà è ñâîåãî ìåñòà â íåì.
Ðóáðèêà | Ïñèõîëîãèÿ |
Âèä | êóðñîâàÿ ðàáîòà |
ßçûê | ðóññêèé |
Äàòà äîáàâëåíèÿ | 16.09.2014 |
Ðàçìåð ôàéëà | 45,1 K |
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ïîñëåäíèå ãîäû íàáëþäàåòñÿ çàìåòíûé ðîñò ðàññòðîéñòâ àóòèñòè÷åñêîãî ñïåêòðà ó äåòåé âî âñ¸ì ìèðå.  íàñòîÿùåå âðåìÿ àóòè÷íûå ëþäè ÷àñòî ñòðàäàþò îò ñàìîãî ðàçíîîáðàçíîãî ñïåêòðà ïðîáëåì: àëëåðãèè íà ïèùó, äåïðåññèè, íàâÿç÷èâûõ ñîñòîÿíèé, ãèïåðàêòèâíîñòè ïðè íåäîñòàòêå âíèìàíèÿ è êîíöåíòðàöèè. Íî, êàê ïîëàãàþò èññëåäîâàòåëè, ãëàâíûé äåôåêò — òðóäíîñòè â îñîçíàíèè òîãî ôàêòà, ÷òî ìûñëè, æåëàíèÿ è íóæäû äðóãèõ ëþäåé — èíûå, ÷åì ó òåáÿ ñàìîãî. Îáû÷íî äåòè ïðèõîäÿò ê ýòîìó â âîçðàñòå ÷åòûðåõ ëåò, ó àóòè÷íûõ æå, òàê ñêàçàòü, ñëåïîå ñîçíàíèå: îíè ñ÷èòàþò, ÷òî — òî, î ÷åì îíè äóìàþò, è ó äðóãèõ íà óìå, à òî, ÷òî îíè ÷óâñòâóþò, ÷óâñòâóþò è äðóãèå. Îíè íå óìåþò ïîäðàæàòü âçðîñëûì, à âåäü ïîäðàæàíèå â ðàííèå ãîäû è ñëóæèò êàê ðàç âàæíåéøèì èíñòðóìåíòîì îáó÷åíèÿ.
Ìîçã àóòè÷íûõ äåòåé îòëè÷àåòñÿ îò ìîçãà îáû÷íûõ äåòåé, êàê íà ìèêðîñêîïè÷åñêîì, òàê è íà ìàêðîñêîïè÷åñêîì óðîâíå.
Ïàðàäîêñàëüíûì ÿâëÿåòñÿ òîò ôàêò, ÷òî àóòèñòè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà, ïîðàæàþùèå èìåííî ðåáåíêà, äàåò íåêîòîðóþ íàäåæäó. Ïîñêîëüêó íåðâíûå ñâÿçè äåòñêîãî ìîçãà óïðî÷èâàþòñÿ ïîñðåäñòâîì îïûòà, ïðàâèëüíî íàöåëåííûå óìñòâåííûå óïðàæíåíèÿ ìîãóò îêàçàòü áëàãîïðèÿòíîå âîçäåéñòâèå. Âûøåñêàçàííîå îïðåäåëÿåò îñîáóþ àêòóàëüíîñòü èññëåäóåìîé òåìû. àóòèçì êîììóíèêàöèÿ ïñèõîëîãè÷åñêèé
Öåëüþ äàííîé êóðñîâîé ðàáîòû ÿâëÿåòñÿ èçó÷åíèå è ïîäáîð ìåòîäîâ ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîìîùè äëÿ àóòè÷íûõ äåòåé.
Èç ïîñòàâëåííîé ïåðåä ñîáîé öåëè ðàáîòû ìîæíî èçâëå÷ü ñëåäóþùèå çàäà÷è èññëåäîâàíèÿ:
1. Îçíàêîìèòüñÿ ñ ïîíÿòèåì àóòèçìà;
2. Âûÿâèòü êðèòåðèè àóòèçìà;
3. Èçó÷èòü ôîðìû ïðîÿâëåíèÿ äåòñêîãî àóòèçìà;
4. Ðàñêðûòü ïðè÷èíû è ôàêòîðû, ñïîñîáñòâóþùèå âîçíèêíîâåíèþ àóòèçìà;
5. Ïðîàíàëèçèðîâàòü ìåòîäû ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîìîùè àóòè÷íûì äåòÿì.
Îáúåêòîì èññëåäîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ ïðîöåññ ðàçâèòèÿ àóòè÷íîãî ðåáåíêà â äîøêîëüíîì âîçðàñòå.
Ïðåäìåòîì èññëåäîâàíèÿ ÿâëÿþòñÿ îñîáåííîñòè âîçíèêíîâåíèÿ àóòèçìà ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.
Ïðèñòóïàÿ ê èññëåäîâàíèþ äàííîãî âîïðîñà íåîáõîäèìî èñõîäèòü èç ãèïîòåçû, ÷òî ìåòîäû ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîìîùè äëÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì àóòèçìà áóäóò áîëåå ýôôåêòèâíûìè, åñëè áóäóò îïèðàòüñÿ íà ñïåöèôèêó ðàçâèòèÿ àóòè÷íîãî ðåáåíêà.
Òåðìèí àóòèçì (îò ãðå÷. autos — ñàì) ââåë â 1912 ãîäó Ý. Áëåéëåð äëÿ îáîçíà÷åíèÿ îñîáîãî âèäà ìûøëåíèÿ, êîòîðîå ðåãóëèðóåòñÿ ýìîöèîíàëüíûìè ïîòðåáíîñòÿìè ÷åëîâåêà è íå çàâèñèò îò ðåàëüíîé äåéñòâèòåëüíîñòè.
ÐÄÀ èëè ñèíäðîì Êàííåðà — ýòî àíîìàëèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ñîñòîÿùàÿ ãëàâíûì îáðàçîì â ñóáúåêòèâíîé èçîëèðîâàííîñòè ðåáåíêà îò âíåøíåãî ìèðà. Ïîä íàçâàíèåì «ñèíäðîì ÐÄÀ» âïåðâûå îïèñàí Ë. Êàííåðîì â 1943 ãîäó. Íåçàâèñèìî îò Êàííåðà ñèíäðîì áûë îïèñàí â 1944 ãîäó Ã. Àñïåðãåðîì è â 1947 ãîäó Ñ.Ñ. Ìíóõèíûì.
Ñóùåñòâóåò áîãàòûé îïûò îáó÷åíèÿ íàâûêàì ñàìîîáñëóæèâàíèÿ è áûòîâîãî ïîâåäåíèÿ äåòåé, ñòðàäàþùèõ ñëåïîòîé, ãëóõîòîé, ÄÖÏ èëè óìñòâåííîé îòñòàëîñòüþ. ( Ë.È. Àíèêååâà 1985ã.; À.Ð.Ìàëëåð 1986ã.) Ýòè ïðèíöèïû è ìíîãèå ïðèåìû îáó÷åíèÿ ìîãóò áûòü èñïîëüçîâàíû è â ðàáîòå ñ àóòè÷íûìè äåòüìè. Îäíàêî â ñèëó ñïåöèôèêè äàííîãî íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ íåîáõîäèìû òàêæå îñîáûå ïðèíöèïû îáó÷åíèÿ àóòè÷íîãî ðåáåíêà, ó÷èòûâàþùèå åãî îáùèå è èíäèâèäóàëüíûå îñîáåííîñòè. Êîððåêöèîííàÿ ðàáîòà íàïðàâëåíà, ãëàâíûì îáðàçîì, íà ðàçâèòèå ýìîöèîíàëüíîãî êîíòàêòà è âçàèìîäåéñòâèå ðåáåíêà ñî âçðîñëûì è ñî ñðåäîé, àôôåêòèâíîå ðàçâèòèå, ôîðìèðîâàíèå âíóòðåííèõ àäàïòèâíûõ ìåõàíèçìîâ ïîâåäåíèÿ, ÷òî ÿâëÿåòñÿ ñàìûì ãëàâíûì è î÷åíü âàæíûì â ðàáîòå ïñèõîëîãîâ.
1. Îñíîâû èçó÷åíèÿ ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ñ ðàííèì äåòñêèì àóòèçìîì
Ñèíäðîìû | Îñíîâíîé ýòèîëîãè÷åñêèé ôàêòîð | Ïàòîãåíåòè÷åñêàÿ îñíîâà | Äèíàìèêà |
Àóòèçì ïðè øèçîôðåíèè | Íàñëåäñòâåííîñòü | Ñïåöèôè÷åñêàÿ äèññîöèàöèÿ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé | Ïðîãðàäèåíòíîñòü |
Àóòèçì ïðè øèçîèäíîé ïñèõîïàòèè | Íàñëåäñòâåííîñòü | Êîíòðàñòíûå ÷åðòû õàðàêòåðà | Íåïðîãðàäèåíòíîñòü |
Äåòñêèé àóòèçì | Ýêçîãåííûå âðåäíîñòè â àíòåíàòàëüíîì è ïðåíàòàëüíîì ïåðèîäå | Àñèíõðîíèÿ, íåðàâíîìåðíîñòü, çàäåðæêà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ | Ïðîãðåññèðóþùåå ðàçâèòèå ïñèõèêè |
Îðãàíè÷åñêèé àóòèçì | Ýêçîãåííûå âðåäíîñòè â ïîñòíàòàëüíîì îíòîãåíåçå | Ïñèõè÷åñêîå íåäîðàçâèòèå, ðåçèäóàëüíûå ïñèõîïàòèè | Ðàçâèòèå ïñèõèêè îïðåäåëÿåòñÿ âîçìîæíîñòÿìè òåðàïèè |
Ïàðààóòèñòè÷åñêèå ñîñòîÿíèÿ | Ïñèõîãåíèè | Íåâðîòè÷åñêîå ðåàãèðîâàíèå | Äèíàìèêà â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ðàçëè÷íàÿ |
1. Àíîìàëèè ðàçâèòèÿ âûÿâëÿþòñÿ â âîçðàñòå äî 3 ëåò. Íàáëþäàþòñÿ êà÷åñòâåííûå íàðóøåíèÿ ñîöèàëüíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ. Èñêàæåíèå ðàçâèòèÿ ïîÿâëÿåòñÿ êàê ìèíèìóì â îäíîé èç ñëåäóþùèõ îáëàñòåé | |||
Ðåöåïòèâíàÿ èëè ýêñïðåññèâíàÿ ðå÷ü, å¸ èñïîëüçîâàíèå â ñîöèàëüíûõ êîììóíèêàöèÿõ | Ðàçâèòèå èçáèðàòåëüíûõ ñîöèàëüíûõ êîíòàêòîâ èëè ðåöèïðîêíûõ ñîöèàëüíûõ âçàèìîäåéñòâèé | Ôóíêöèîíàëüíûå èëè ñèìâîëè÷åñêèå èãðû | |
2. Êà÷åñòâåííûå íàðóøåíèÿ ñîöèàëüíûõ âçàèìîäåéñòâèé, ïî ìåíüøå ìåðå â îäíîé èç ñôåð | |||
Íåñïîñîáíîñòü èñïîëüçîâàòü çðèòåëüíûé êîíòàêò, ìèìèêó, ïîëîæåíèÿ òåëà, æåñòèêóëÿöèþ äëÿ ðåãóëèðîâàíèÿ ñîöèàëüíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ | Íåñïîñîáíîñòü óñòàíàâëèâàòü îòíîøåíèÿ ñî ñâåðñòíèêàìè, ñâÿçàííîå ñ îáùèìè èíòåðåñàìè, çàíÿòèÿìè, ÷óâñòâàìè | Íåäîñòàòîê ñîöèàëüíî-ýìîöèîíàëüíîé âçàèìíîñòè (èñêàæåííûå èëè äåâèàíòíûå ðåàêöèè íà ýìîöèè äðóãèõ, íåäîñòàòîê ïîâåäåí÷åñêèõ ìàíèïóëÿöèé ñîîòâåòñòâåííî êîíòåêñòó èëè íåóñòîé÷èâàÿ èíòåãðàöèÿ ñîöèàëüíîãî, ýìîöèîíàëüíîãî è êîììóíèêàòèâíîãî ïîâåäåíèÿ) | Íåäîñòàòî÷íîñòü ñïîíòàííîãî ðàçäåëåíèÿ ðàäîñòè, èíòåðåñîâ èëè äåÿòåëüíîñòè ñ äðóãèìè |
3. Êà÷åñòâåííîå íàðóøåíèå êîììóíèêàöèè, ïî êðàéíåé ìåðå â îäíîé èç îáëàñòåé | |||
Íàðóøåíèå ðàçâèòèÿ ýêñïðåññèâíîé ðå÷è áåç êîìïåíñàöèè ñ ïîìîùüþ æåñòîâ è ìèìèêè | Îòíîñèòåëüíàÿ íåñïîñîáíîñòü âñòóïàòü èëè ïîääåðæèâàòü âåðáàëüíûé êîíòàêò ñ âçàèìíûì êîììóíèêàòèâíûì îáìåíîì | Íåäîñòàòîê ñïîíòàííûõ ðîëåâûõ èëè ñîöèàëüíî-èìèòàöèîííûõ èãð | |
4. Îãðàíè÷åííîñòü, ïîñòðîåíèå è ñòåðåîòèïíîñòü ïîâåäåíèÿ, äåÿòåëüíîñòè è èíòåðåñîâ, ïî êðàéíåé ìåðå â îäíîé èç îáëàñòåé | |||
Âñåïîãëîùàþùàÿ äåÿòåëüíîñòü, ñâÿçàííàÿ ñî ñòåðåîòèïíûìè è îãðàíè÷åííûìè èíòåðåñàìè, êîòîðûå ïî ñîäåðæàíèþ è îñíîâíûìè àñïåêòàìè îòëè÷àþòñÿ ïàòîëîãè÷åñêîé èëè íåîáû÷íîé èíòåíñèâíîñòüþ è îãðàíè÷åííîñòüþ | Íàâÿç÷èâàÿ ñêëîííîñòü ê ñïåöèôè÷åñêèì íåôóíêöèîíàëüíûì äåéñòâèÿì è ðèòóàëàì | Ñòåðåîòèïíûå è ïîâòîðÿþùèåñÿ ìàíåðíûå äâèæåíèÿ ðóêàìè è ïàëüöàìè, ñãèáàíèå èõ èëè ñëîæíûå äâèæåíèÿ òåëîì | Ïîëíîå ïîãðóæåíèå â ìèð ïðåäìåòîâ èëè âåùåé, íå ïðåäíàçíà÷åííûõ äëÿ èãð (òàêèõ êàê çàïàõ, ïîâåðõíîñòü, øóì, âèáðàöèÿ) |
Ñðåäñòâà ïîìîùè àóòè÷íîìó ðåáåíêó äîëæíû áûòü íàïðàâëåíû íà ïîñòîÿííîå ïîääåðæàíèå ïñèõîôèçè÷åñêîãî òîíóñà, ïñèõîëîãè÷åñêóþ ïîìîùü â ðàçâèòèè àôôåêòèâíîé ñôåðû, êîììóíèêàòèâíûõ íàâûêîâ.
Äëÿ ïîääåðæàíèÿ ïñèõîôèçè÷åñêîãî òîíóñà è ñíÿòèÿ ýìîöèîíàëüíîãî íàïðÿæåíèÿ íåîáõîäèìû ïîñòîÿííûå ôèçè÷åñêèå íàãðóçêè. Íàðÿäó ñî ñïåöè-àëüíûìè çàíÿòèÿìè ïî ìîòîðíîé êîððåêöèè, íà êîòîðûõ ó÷åíèêè ïðèîáðåòàþò çíàíèÿ è íàâûêè, èìåþùèå áîëüøîå çíà÷åíèå äëÿ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè, à òàêæå ðàñïîçíàþò âîçìîæíîñòè ñâîåãî òåëà è ó÷àòñÿ èñïîëüçîâàòü èõ â æèçíè, ðåêîìåíäóþòñÿ çàíÿòèÿ ñïîðòîì. Âûáèðàÿ âèä ñïîðòà, íàäî ó÷èòûâàòü òðóäíîñòè àóòè÷íîãî ðåáåíêà âî âçàèìîäåéñòâèè ñ äåòüìè è â âûïîëíåíèè ñëîæíîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè ïðîèçâîëüíûõ äâèæåíèé. Ïîýòîìó íà íà÷àëüíûõ ýòàïàõ âûáèðàþòñÿ òàêèå âèäû ñïîðòà è ýëåìåíòû ñïîðòèâíîé äåÿòåëüíîñòè, êàê ëåãêàÿ àòëåòèêà, ëûæè, ñèëîâûå óïðàæííèÿ, ïëàâàíèå.  ìëàäøåì ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå òåõ ðåáÿò, êîòîðûå óæå èìåþò íåêîòîðóþ ôèçè÷åñêóþ ïîäãîòîâêó è ïèòàòåëüíûé îïûò, ìîæíî ó÷èòü èãðàòü, â ôóòáîë, êîíå÷íî íà÷èíàÿ â íåáîëüøîé êîìïàíèè çíàêîìûõ äåòåé è âçðîñëûõ, îòðàáàòûâàÿ ïðè ýòîì íàâûêè ãðóïïîâîãî âçàèìîäåéñòâèÿ. [8, Ñ.57]
Óñïåõè ëå÷åáíîé ïåäàãîãèêè â ïîñëåäíèå ãîäû, äîñòèãíóòûå îáúåäèíåíèåì óñèëèé ïåäàãîãîâ è ïñèõîëîãîâ.
Îñíîâíóþ ÷àñòü ïñèõîëîãè÷åñêîé ðàáîòû ñîñòàâëÿþò íàøè ñîáñòâåííûå çàíÿòèÿ ñ ðåáåíêîì, íà êîòîðûõ ìû äîëæíû ñîçäàâàòü åìó óñëîâèÿ äëÿ ïåðåõîäà ê áîëåå àêòèâíûì è ñëîæíûì êîíòàêòàì ñ ëþäüìè, ôîðìèðîâàòü îñìûñëåííóþ, à çíà÷èò, ïîëíóþ è ñâÿçíóþ, êàðòèíó ìèðà. Òàê, ðåáåíêó ïåðâîé ãðóïïû íåîáõîäèìî ïîìî÷ü ïðîÿâèòü èçáèðàòåëüíîå âíèìàíèå ê ÷åëîâåêó è ïðåäìåòó; ðåáåíêó âòîðîé ãðóïïû — óñëîæíèòü ñòåðåîòèï êîíòàêòà; òðåòüåé — âêëþ÷èòüñÿ â äèàëîã; ÷åòâåðòîé — ïî÷óâñòâîâàòü ñàìîñòîÿòåëüíîñòü âî âçàèìîäåéñòâèè ñ ìèðîì. Íîâûé îïûò, ïîëó÷åííûé ðåáåíêîì íà çàíÿòèÿõ, ïîñëåäîâàòåëüíî çàêðåïëÿåòñÿ è ñòàíîâèòñÿ îñíîâîé ðàçâèòèÿ åãî ïîâñåäíåâíûõ îòíîøåíèé ñ ìèðîì. Ïîääåðæêà ïñèõîëîãà îñòàåòñÿ íåîáõîäèìîé íà âñåì ïðîòÿæåíèè âçðîñë¸íèÿ, ïðè÷åì îíà äîëæíà óñèëèâàòüñÿ â ïåðèîäû âîçðàñòíûõ êðèçèñîâ, ïðè ïåðåõîäàõ ê áîëåå ñëîæíûì óñëîâèÿì æèçíè.
Ïî ìåðå âçðîñë¸íèÿ ðåáåíêà âñå áîëåå âàæíîé ôèãóðîé â êîìàíäå ñïåöèàëèñòîâ ñòàíîâèòñÿ ïåäàãîã. Ðàçâèòèå ñïîñîáíîñòè ê ýìîöèîíàëüíîìó êîíòàêòó ïîçâîëÿåò ïðèñòóïèòü ê ðàáîòå ïî óñëîæíåíèþ âçàèìîäåéñòâèÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè, ðàçâèòèþ ìîòîðèêè, ðå÷è, âûðàáîòêå íàâûêîâ áûòîâîé àäàïòàöèè, à çàòåì è ê ïîäãîòîâêå ðåáåíêà ê ïîëó÷åíèþ íà÷àëüíîãî îáðàçîâàíèÿ — îáó÷åíèþ åãî ðèñîâàíèþ, ÷òåíèþ, ñ÷åòó, ïèñüìó. Ñíà÷àëà çàíÿòèÿ îðãàíèçóþòñÿ èíäèâèäóàëüíî, è, â èäåàëå, âåñòè èõ, êîíå÷íî, äîëæåí ïåäàãîã-ñïåöèàëèñò, çíàþùèé îñîáåííîñòè òàêèõ äåòåé è óìåþùèé ñîîòâåòñòâóþùèì îáðàçîì àäàïòèðîâàòü òðàäèöèîííûå ìåòîäû îáó÷åíèÿ.
Âìåñòå ñ òåì, íà íåêîòîðîì ýòàïå ïåäàãîãè÷åñêîé ðàáîòû îáÿçàòåëüíî âîçíèêàåò íåîáõîäèìîñòü ââåñòè ðåáåíêà â æèçíü øêîëû èëè ñïåöèàëüíî îðãàíèçîâàííîãî êëàññà. È òóò îñîáîå çíà÷åíèå ïðèîáðåòàåò óñòàíîâëåíèå âçàèìîäåéñòâèÿ ñî øêîëüíûì ïðåïîäàâàòåëåì. Ýòî ìîæåò áûòü êàê äåôåêòîëîã, òàê è îáû÷íûé ó÷èòåëü, è èìåííî îò åãî æåëàíèÿ îêàçàòü ïîìîùü ÷àñòî çàâèñèò óñïåõ âñåé äàëüíåéøåé ðàáîòû.  ìëàäøåé øêîëå ñ ïîçèöèåé ó÷èòåëÿ ñâÿçàíî è îáùåå îòíîøåíèå êëàññà, íàñòðîé äåòåé íà ïîääåðæêó èëè, íàîáîðîò, íà âûæèâàíèå «íå òàêîãî» îäíîêëàññíèêà.
Ðîññèéñêèìè èññëåäîâàòåëÿìè âûäåëÿåòñÿ îñîáûé òèï ïñèõè÷åñêîãî äèçîíòîãåíåçà ïðè ÐÄÀ — èñêàæåíèå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, êîòîðîå õàðàêòåðèçóåòñÿ ñíèæåíèåì ïñèõè÷åñêîãî òîíóñà, ïðåïÿòñòâóþùèì àêòèâíûì êîíòàêòàì ñî ñðåäîé, è âûðàæåííûì ñíèæåíèåì ïîðîãà àôôåêòèâíîãî äèñêîìôîðòà. Ñî÷åòàíèå ýòèõ äâóõ ôàêòîðîâ âåäåò ê ôîðìèðîâàíèþ àóòèñòè÷åñêèõ òåíäåíöèé, ðàçâèòèþ ãèïåðêîìïåíñàòîðíûõ ìåõàíèçìîâ, íàïðàâëåííûõ íà çàãëóøåíèå àôôåêòèâíîãî äèñêîìôîðòà (Â.È.Ëåáåäèíñêèé è äð., 1990).  ðàìêàõ äàííîãî ïîäõîäà êîððåêöèîííàÿ ðàáîòà íàïðàâëåíà ãëàâíûì îáðàçîì íà ðàçâèòèå ýìîöèîíàëüíîãî êîíòàêòà è âçàèìîäåéñòâèÿ ðåáåíêà ñî âçðîñëûì è ñî ñðåäîé, àôôåêòèâíîå ðàçâèòèå, ôîðìèðîâàíèå âíóòðåííèõ àäàïòèâíûõ ìåõàíèçìîâ ïîâåäåíèÿ, ÷òî, â ñâîþ î÷åðåäü, ïîâûøàåò îáèòóþ ñîöèàëüíóþ àäàïòàöèþ àóòè÷íîãî ðåáåíêà.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ â Ðîññèè èñïûòûâàåòñÿ îñòðûé íåäîñòàòîê ïðàêòè÷åñêèõ ðàçðàáîòîê ïî ñîöèàëüíî-áûòîâîé ðåàáèëèòàöèè, êîòîðûå ïîçâîëèëè áû äåòÿì è ïîäðîñòêàì ñ ÐÄÀ àäàïòèðîâàòüñÿ â ïîâñåäíåâíîé æèçíè.
Óíèêàëüíûì ñ ýòîé òî÷êè çðåíèÿ ÿâëÿåòñÿ ìåòîä õîëäèíã-òåðàïèè, ðàçðàáîòàííûé àìåðèêàíñêèì ïñèõèàòðîì Ì. Âåë÷ (1988 )è àäàïòèðîâàííûé â îòå÷åñòâåííîé è ìèðîâîé ïñèõîëîãè÷åñêîé ïðàêòèêå . Âî âðåìÿ ïðîöåäóðû õîëäèíãà ðîäèòåëè óäåðæèâàþò ðåáåíêà íà ðóêàõ, íåñìîòðÿ íà åãî ñîïðîòèâëåíèå, äî òåõ ïîð, ïîêà îí íå ðàññëàáèòñÿ, ïîêà íå ñòàíåò âîçìîæíûì ïîçèòèâíûé ýìîöèîíàëüíûé êîíòàêò. Òàêîé ðåçóëüòàò âîçìîæåí òîëüêî â òîì ñëó÷àå, åñëè ðîäèòåëè íå ïðîñòî ìåõàíè÷åñêè óäåðæèâàþò ðåáåíêà, à ïûòàþòñÿ îáúÿñíèòü åìó ñèòóàöèþ, ãîâîðÿ î ñâîèõ ÷óâñòâàõ è î òåõ ïðîáëåìàõ, êîòîðûå õîòåëîñü áû ðàçðåøèòü, óãîâàðèâàþò ðåáåíêà íå óõîäèòü, ïîâòîðÿÿ, êàê âàæíî áûòü âñåì âìåñòå. Ïîýòîìó ñóòü õîëäèíãà ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû óäåðæàòü ðåáåíêà íå ñòîëüêî ôèçè÷åñêè, ñêîëüêî
…
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Îáùåå ïîíÿòèå è îñíîâíûå ïðîÿâëåíèÿ ñèíäðîìà ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà. Êëàññèôèêàöèÿ ñîñòîÿíèé ïî ñòåïåíè òÿæåñòè ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà. Îñîáåííîñòè ïîçíàâàòåëüíîé è ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé ñôåðû, èãðîâîé è ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè äåòåé ñ àóòèçìîì.
ðåôåðàò [29,4 K], äîáàâëåí 08.09.2010
Ñóòü ñèíäðîìà äåòñêîãî àóòèçìà. Îñîáåííîñòè ëå÷åáíîãî âîñïèòàíèÿ. Óñòàíîâêà ýìîöèîíàëüíîãî êîíòàêòà — ïåðâûé øàã â ðàáîòå ñ àóòè÷íûì ðåáåíêîì. Ðàçâèòèå àêòèâíîãî è îñìûñëåííîãî îòíîøåíèÿ ê ìèðó. Êîððåêöèîííûå ìåòîäû ïîäúåìà àêòèâíîñòè ðåáåíêà ñ àóòèçìîì.
ðåôåðàò [53,5 K], äîáàâëåí 13.12.2010
Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà äåòåé ñ ðàííèì äåòñêèì àóòèçìîì. Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ àóòèçìà è îñîáåííîñòè åãî ïðîÿâëåíèÿ â ðàííåì äåòñêîì âîçðàñòå. Ñîäåðæàíèå è îðãàíèçàöèÿ èññëåäîâàíèÿ êîììóíèêàòèâíîé ñôåðû ðå÷è ó äåòåé ñ ðàííèì àóòèçìîì.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [53,9 K], äîáàâëåí 20.09.2012
Àíàëèç ïîäõîäîâ ê êîððåêöèè ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà â îòå÷åñòâåííîé äåôåêòîëîãèè. Ïîíèìàíèå ïîìîùè äåòÿì ñ ðàííèì äåòñêèì àóòèçìîì â îòå÷åñòâåííîé äåôåêòîëîãèè. Ñîâðåìåííûå îòå÷åñòâåííûå ïîäõîäû ê äèàãíîñòèêå è êîððåêöèè ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà.
ðåôåðàò [36,3 K], äîáàâëåí 24.09.2010
Ñèíäðîì ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà Êàííåðà. Ðàííèé äåòñêèé àóòèçì êàê âàðèàíò äèçîíòîãåíåçà. Ïðîáëåìû ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè äåòåé ñ ðàííèì äåòñêèì àóòèçìîì. Ìåòîäû è ôîðìû ðàçâèòèÿ êîììóíèêàòèâíûõ íàâûêîâ ó äåòåé. Ñðåäñòâà òåàòðàëüíîé äåÿòåëüíîñòè.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [172,6 K], äîáàâëåí 29.05.2013
Ïðîÿâëåíèÿ ñèíäðîìà ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà è åãî âîçðàñòíàÿ äèíàìèêà. Êëàññèôèêàöèÿ ñîñòîÿíèÿ ðåáåíêà â çàâèñèìîñòè îò ñòåïåíè òÿæåñòè çàáîëåâàíèÿ. Îñîáåííîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ïðè ÐÄÀ: íàðóøåíèå âîñïðèÿòèÿ è ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé ñôåðû.
ðåôåðàò [35,8 K], äîáàâëåí 18.01.2010
Èçó÷åíèå ïðîáëåìû âîçíèêíîâåíèÿ ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà, àíîìàëèè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ñîñòîÿùåé ãëàâíûì îáðàçîì â èçîëèðîâàííîñòè ðåáåíêà îò âíåøíåãî ìèðà. Àíàëèç ïðîñòðàíñòâåííîé è âðåìåííîé îðãàíèçàöèè çàíÿòèé è ðàñïîðÿäêà äíÿ àóòè÷íîãî ðåáåíêà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [61,6 K], äîáàâëåí 10.03.2012
Ïîíÿòèå àóòèçìà êàê ðàññòðîéñòâà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Ñîñòîÿíèå ïðîáëåìû èçó÷åíèÿ àóòèçìà â ñîâðåìåííîé ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé ëèòåðàòóðå. Ðàçíîâèäíîñòè çàáîëåâàíèÿ, åãî ñèìïòîìû. Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ, îñîáåííîñòè ðå÷åâîé ñôåðû è âîñïðèÿòèÿ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [37,7 K], äîáàâëåí 30.01.2011
Äåòñêèé àóòèçì è åãî îñîáåííîñòè. Ïñèõîëîãè÷åñêèå òåîðèè àóòèçìà è ïðîöåññ ðàçâèòèÿ àóòè÷íîãî ðåáåíêà. Ôîðìû ïðîÿâëåíèÿ äåòñêîãî àóòèçìà. Ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå äåòåé ñ àóòèçìîì. Ìåòîäû ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîìîùè äëÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì àóòèçìà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [39,4 K], äîáàâëåí 06.05.2008
Õàðàêòåðèñòèêà ïñèõîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà. Ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå äåòåé è ïîäðîñòêîâ, èñïûòûâàþùèõ òðóäíîñòè àäàïòàöèè è ñîöèàëèçàöèè. Àíàëèç âîçìîæíîñòåé ïñèõîëîãè÷åñêîé êîððåêöèè äåòåé ñ ðàííèì äåòñêèì àóòèçìîì.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [119,3 K], äîáàâëåí 02.05.2015
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник